Социально-психологические факторы тревожности студентов ССУЗ педагогического профиля
Диссертация
Как показывает анализ научно-психологической литературы, при достаточно высокой степени изученности проблемы тревожности в подростковом и юношеском возрасте, не все стороны исследованы полностью. Недостаточно изучены, прежде всего, вопросы, связанные с формированием тревожности во взаимодействии социально-психологических условий и личностных особенностей человека в процессе реализации им значимых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Постановка проблемы тревожности в психологии
- 1. 1. Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии
- 1. 2. Социально-психологические факторы тревожности
- 1. 3. Тревожность в подростковом и юношеском возрасте
- Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и социально-психологических характеристик личности
- 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
- 2. 2. Проявления тревоги в учебной деятельности студентов
- 2. 3. Показатели тревожности студентов в учебно-педагогическом процессе
- 2. 4. Взаимосвязь тревожности и социально-психологических характеристик личности студентов средних профессиональных педагогических учебных заведений
Список литературы
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. — 262с.
- Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения. Дисс.. канд. псих. наук. — СПб., 1997.- 171с.
- Алхазишвили А.А. Индивидуальные типы установки в стрессовой ситуации и степень тревожности //Проблемы социальной психологии. Тбилиси: Изд-во Тбил. Ун-та, 1976. — С.260−266.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.-224с.
- Антонян Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Тревожность основа преступного поведения //Психология преступника и расследования преступлений.-М., 1996.-С.116−143.
- Астапов В., Петер Еле, Маслов О., Пронина Е. Профессиональные страхи учителей //Народное образование. — 2000. № 1. — С. 128 — 137.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001. — 160с.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал. 1992. — Т.13. — № 5. — С.111 — 116.
- Березовин Н.А., Морозова Л. И. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза //Педагогика высшей и средней специальной школы. -В.2.-Минск, 1988.
- Бернс Э. Развитие Я — концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 424с.
- П.Богданова И. И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ. Диссканд.псих.наук. — М., 1998. — 241 с.
- Бодров В.А., Лукьянова Н. В. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность //Психологический журнал. — 1981. — № 2. — С.51−65.
- Божович Е.Д. Психические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979.-40с.
- М.Божович JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). — М.: Просвещение, 1968. — 464с.
- Бороздина Л.В., Залученова Л. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. -1993.-№ 1.-С.Ю4- 113.
- Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. -Дисс. канд. психологических наук. Томск, 1996. — 120с.
- Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик в группе //Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С. 138 — 143.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. — 330с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-143с.
- Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: Теоретико-методические подходы. Казань, 1997. — 103с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
- Вязовец Н.В. Психофизиологическое состояние студентов с высоким уровнем тревожности в процессе обучения //Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. — Новосибирск, 1983. — С.18−19.
- Вяткин Б.А. Влияние психологического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности.: Автореферат дисс. докт. псих. наук. — М., 1981. -32с.
- Вяткин Б.А. Тревожность, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревновании //Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей /Сост. Ю. Л. Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 1983.-С.78−92.
- Габдреева Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса //Психологическая служба в вузе. Казань: Изд-во КГУ, 1981. — С. 105 -174.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Автореферат дисс. канд. псих. наук. — М., 1991. — 23с.
- Газеев А.А. Взаимосвязь профессионального отбора и обучения //Советская педагогика. -1987. № 7. — С.71 — 74.
- Газеев А.А. Проблемы адаптации школьников к обучению в ПТУ //Советская педагогика. 1984. — № 5. — С.85 — 86.
- Газеев А.А. Профессиональный интерес и его компоненты //Воспитание интереса к профессии у учащихся средних ПТУ. Тезисы докладов Всесоюзного координационного совещания по проблемам профессионального интереса. — Казань, 1983. — С. 104 — 106.
- Ганзен В. А. Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические состояния. Межвузовский сборник. В. 10. JL: Изд-во ЛГУ, 1981.-С.5−16.
- Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психологический журнал. 1994. — № 3. — С.131 — 134.
- Гаранькова И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту. Дисс.. канд.псих.наук. Пермь, 2000.— 215с.
- Глозман Ж.М., Зоткин В. В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией//Вестник МГУ. -Сер.14.- 1983.-№ 1. С. 55 — 61.
- Гозман Л.Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей дружеского общения и индивидуально-типологических свойств личности //Проблемы общения и воспитания. 4.2. Тарту, 1974. — С. 136 — 145.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя //Вопросы психологии. 1975. — № 1.- С. 100 — 111.
- Гормин А.С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении. Дисс.. канд. псих. наук. Новгород, 1997. -170с.
- Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансцедентация в психотерапии. — СПб., 1993. 503с.
- Денисов М.Ю. Зависимость опыта переживания психических состояний от личностных особенностей. Дисс.. канд. психологических наук. — СПб, 1992.-161с.
- Дмитриева Л.Г. Психологический феномен закрепощенности в педагогическом общении. Диссканд. психологических наук. — Казань, 1998. 155с.
- Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства //Психологический журнал.—1983.—№ 1.—С.57—67.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.—СПб., 1995. — 128с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.- 192с.
- Иванова М.А., Трусов В. П. Исследование состояния тревожности и личностных характеристик студентов интернациональной группы //Психические состояния: Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — С. 167- 174.
- Иванова Т.В. Индивидуально-психологические особенности студентов, испытывающих трудности в общении //Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Ростов-на-Дону, 1990. — С.23 — 26.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980. — 440с.
- Имедадзе Н.В. Тревога как фактор учения в дошкольном возрасте //Психологические исследования. — Тбилиси, 1966. — С.49 — 57.
- Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни Казань: ИССО РАО, 1996. — 116с.
- Калинин Е.А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов //Теория и практика физической культуры. 1974. — № 5. — С.71 — 77.
- Калинин Е.А. Исследование стрессовых реакций студентов-спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности: Автореферат дисс.. канд. псих. наук. — М., 1975. 25с.
- Карпюк И.А. Обучение старшеклассников искусству общения //Проблемы общения и воспитания. 4.2. Тарту, 1974. — С.250 — 255.
- Катыгин Ю.А., Умнов В. П., Чунаев А. А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками //Психофизиология. Л., 1979. — С.46 — 49.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане). Дисс.канд.псих.наук. М., 1971. — 194с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология и концепция стресса //Хрестоматия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. -С.250−260.
- Коломинский Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания //Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С.255 — 270.
- Коломинский ЯЛ., Березовин Н. А. Количественные и качественные измерения при изучении взаимодействия учителя с классным коллективом //Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. — С. 144 —153.
- Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. 367с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.
- Корепанова Н.В., Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. 2003. — № 3. -С.66−71.
- Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника //Психологическое консультирование в школе. Пермь, 1993. — С.99- 115.
- Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 224с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Тексты лекций. Гомель, 1976. — 57с.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. Автореферат дисс. докт. психологических наук. СПб, 1991. — 38с.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. JL, 1970.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-343с.
- Левитов Н.Д. Психические состояния как предмет исследования в социальной психологии //Проблемы социальной психологии: Материалы Всесоюзного совещания. — М., 1971. — С.35 — 43.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы психологии. 1969.-№ 1.-С. 131 — 137.
- Линенко А.Ф. Диагностика эмоциональных состояний студентов-практикантов //Диагностика и регуляция эмоциональных состояний: Сб. материалов Всероссийского симпозиума. 4.1. / Общая ред. А. Я. Чебыкина. -М., 1990.-С. 43−45.
- Лисовский В.Т., Дмитриева А. В. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.- 183с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. -Л., 1983.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444с.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышэйшая школа, 1986.-206с.
- Льдокова Г. М. Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом. Дисс. .канд. псих. наук. — Казань, 2000. 196с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1993.- 192с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-256с.
- Методические указания по изучению особенностей личности. — Казань, 1987.-57с.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя //Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С.47 — 54.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 1997. — № 4. -С.28−38.
- Мокринский В.В. Подготовка будущих учителей к овладению приемами саморегуляции психических состояний //Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии. Ярославль, 1989. — С.101- 110.
- Морган У.П., Эликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности //Вопросы психологии. — 1990. № 3. — С. 155 — 161.
- Мороз М.П., Вязовец Н. В. Изменение показателей РЭГ и ЭЭГ у студентов с состоянием беспокойства-тревоги в процессе экзаменов //Проблемы умственного труда. В.6. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С.38 — 48.
- Мотков О.И. Соотношение личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности в условиях психологического стресса.: Дисс. канд. псих. наук. -М., 1978. — 184с.
- Мэй Р. Проблема тревожности. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 431с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. — 111с.
- Научно-педагогические основы подготовки педагогов в системе ССО //Проблемы среднего специального образования. В.1 — Казань, 1994. -С.88 —108.
- Неймарк М.С. Аффекты у детей и пути их преодоления //Советская педагогика. -1963. № 5.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. — Тбилиси: Мецниереба, 1975. 243с.
- Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. — Киев: Вища школа, 1981.-195с.94,Обухов П. В. Личность и особенности механизмов психической регуляции учебно-трудовой и учебно-физкультурной деятельности. Автореферат. канд.псих.наук. М., 1991. — 20с.
- Осипов П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения. (Социально-психологический аспект). — Казань: РИЦ «Школа», 2002. 196с.
- Пацявичус И.В. Соотношение индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Дисс.. канд. псих. наук.-М., 1987. 190с.
- Педаяс М-И. Об интенсивности и содержании тревожности у студентов и учителей //Физические и психосоциальные особенности студентов: Сб. научных статей. Таллин, 1986. — С. ЗЗ — 43.
- Петровский А.В. Об основных направлениях в разработке проблем психологии юношеского возраста //Психологические проблемы юности: Ученые записки МГПИ. В.331 /Под ред. А. В. Петровского. -М., 1969 -С.З -8.
- Петровский В.Н. Специфические трудности общения с «тревожными» //Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. -Ростов-на-Дону, 1990. -С.26−29.
- Плотников В.В., Андрияшин Д. Ю. Значение уровней беспокойства -тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе //Проблемы умственного труда. В.6. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С.28 — 38.
- Подойницына О.Ф. Социально-психологический аспект педагогического общения. Автореферат дисс. канд. социологических наук. — М., 1992. — 20с.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. — 1996. № 1. — С.20 — 33.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие /Под ред. А. А. Крылова. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. — 272с.
- Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дисс. канд. псих. наук.-М., 1977.- 141с.
- Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. — 1998. С. 11 — 17.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М — Воронеж, 2000. — 304с.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд-во КГПИ, 1994. — 168с.
- Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе взаимодействия на уроке //Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.68 — 74.
- Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998. — 149с.
- Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 246с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов. — Казань: Изд-во КГУ, 1977. 295с.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. — 1997. № 1. — С.45 — 54.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. — 392с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.-539с.
- Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. -М.: Фолиум, 1995. 112с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989.-321с.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 1995. 165с.
- Рыжов В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки. Дисс. канд. псих, наук. М., 1980.-223с.
- Сафин В.Ф. Самооценка и тревожность личности //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. С. 222 — 224.
- Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов: Опыт социально-психологического исследования. — Минск: Вышэйшая школа, 1976. 188с.
- Славгородская E.JI. Личностные предпосылки активного включения подростков в общественно-организационную деятельность. Автореферат. канд.псих.наук. — М., 1992. — 20с.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
- Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя //Психология труда и личности учителя: Сб. научных трудов. В. 1 /Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. — С.30 — 46.
- Соловьева Е.А., Тутушкин М. К. Взаимоотношения студентов в группе и формирование самооценок //Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. Новосибирск, 1983. — С.46 — 47.
- Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте. Дисс.. канд.псих.наук. -Краснодар, 1999.— 170с.
- Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. — 117с.
- Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. — 344с.
- Спиваковская Б.К. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей /Сост. Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 12 -24.
- Способности и склонности: Комплексные исследования /Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200с.
- Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им /Сост. Л. М. Попова, И. В. Соколов.- СПб., 1994. 384с.
- Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. Казань: ИСПО РАО, 1999- 144с.
- Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. — 247с.
- Усиление стимулирующей функции управления в ССУЗ //Проблемы среднего специального образования. В.1. — Казань, 1994. — С.108 — 124.
- Фаустрова JI.B. Социально-психологический анализ психического состояния удовлетворенности трудом //Психические состояния. — JL, 1981. — С.67−74.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 182с.
- Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии /А.А.Вайсбург, А. А. Газеев, И. Д. Жданов и др. /Под ред. А. А. Вайсбурга. М: Высшая школа, 1989. — 207с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1980. — 447с.
- Фрустрация, конфликт, защита //Вопросы психологии. 1991. — № 6. -С.69−83.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте //Вопросы психологии. -1978.-№ 6.-С.94−106.
- Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности //Вопросы психологии. — 1991. № 5. — С.56 -64.
- Ханин Ю.Л., Буланова Г. В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития //Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 124−129.
- Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания //Педагогика. 2003. — № 3. — С.52−59.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: пер. с англ. /Общая редакция Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс — Универс, 1993. — 480с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с.
- Цветков Э. Мастер самопознания или погружение в «Я». СПб., 1995. — 192с.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Академия, 1996. — 95с.
- Шабанова T. JL Тревожность и способы ее регуляции в профессиональной деятельности учителя. Дисс.. канд.псих.наук. -Н.Новгород, 1998. -209с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1979.-91с.
- Шакуров Р.Х. Психология перестройки. Казань: Тат. книжное изд-во, 1988.-182с.
- Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом: Учебное пособие для педагогических вузов. — ИЧП, изд-во «Магистр», 1995. — 184с.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности. //Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. —С.63 — 71.
- Щербо И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему приводят? //Народное образование 2002. — № 4. — С.77−80.
- Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов. Дисс.. канд.псих.наук. -М., 1998.- 174с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — С.60 — 77.
- Якунин В.А. Различие в индивидуально-психологических характеристиках личности студентов с противоположным социально-психологическим статусом в группе //Психология производству и воспитанию. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1977. — С. 170 — 177.
- Янсон В.Н., Дайя З. Ф., Рожане Л. П., Янсоне И. Р. Психологическое прогнозирование риска дезадаптации к учебным нагрузкам //Психологическое и психофизиологическое обеспечение процесса обучения студентов /Под ред. Б.Зельцерман. Рига, 1988. — С.20 — 48.
- Cattell R.B. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. -N.Y.-1961.
- Erikson E. H. Identity and the life cycle: A reissue. New York: Norton. -1979.
- Flanders N.A. Personal-social anxiety as a factor in experimentallearning situation. 1951. — v.XLV.
- Klinnert V.D. et al. Emotions as behavior regulators: Social referencing in infancy //Emotion. Theory researches and experience. V.2. N.Y., Acad. Press. 1983.
- May R. The meaning of anxiety. N.Y. — 1979.
- Mowrer O. Anxiety reduction and learning. //Journal of Experimental psychology. 1940. — v.27. — pp. 92−110.
- Phillips B.N. Anxiety as a function of early school experience. — «Psych, in the School». 1967. — № 4.
- Sarason J.G. Anxiety in Elementary School Children. N.Y. — 1960.
- Spielberger C.D. Anxiety as an emotional state. In: Anxiety: Current trends in theory and research. — N.Y. — 1972.
- Sullivan H.S. The interpersonal theory in «Psychology of personality»: reading in theory en by W.S. Sashakian. Chicago, Hlinois, 1965.
- Teylor J.A., Spense K. The relationship of anxiety to the conditional eyelid response. //Journal of Experimental psychology. 1951. — v. 41. — pp. 81−92.
- Wessman A.E., Richs J.H. Mood and personality. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1966. 1−32p.
- Zimmerman B.J., Schunk D.H. (eds.) Self-regulated learning and academic achievement: Theory, research and practice. (Progress in cognitive development research). N.Y., etc.: Springer-Verlag, 1989. 212p.