Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала младшими школьниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устойчивость внимания при аудировании детерминируется как внешними /по отношению к слушателю/, так и внутренними факторами. Следует отметить, что наиболее изучены факторы первой группы /внешние/: зависимость устойчивости внимания от организации речевого материала / 10 /- темпа говорения / 14 /, / 19 /, / 23 /- интонационной выразительности текста / 15 /, его эмоциональной насыщенности / 92… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ УСТНОГО ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.". II
    • 1. Аналитический обзор советских и зарубежных источников. II
    • 2. Задачи и методы исследования
  • ГЛАВА 2. УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ В СТРУКТУРЕ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОГО ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
    • I. Конкретизация понятия об устойчивости внимания при восцриятии устных сообщений на уроке
    • 2. Методический прием для определения устойчивости. внимания при восприятии устного вербального материала
  • ГЛАВА 3. ИЦДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ УСТНОГО ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МЛАДШЕМ ШШЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. Методика исследования
    • 2. Индивидуальные различия
    • 3. Возрастные различия
  • ГЛАВА 4. АКТИВИЗАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ КАК ЗДКГОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
    • 1. Лабораторная методика дня активизации воображения при восприятии устных сообщений
    • 2. Активизация воображения при восприятии устного вербального материала на уроках
  • ВЫВОДЫ

Развитие устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы" В решениях ХХУ1 съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС, в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача дальнейшего повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы. В связи с этим возрастает необходимость вооружения школьников умением учиться, в том числе устойчиво воспринимать устный вербальный материал /объяснение учителя, воспитателя, родителей/. Особенно большое значение слушание речи приобретает в младшем школьном возрасте и прежде всего в первом классе, когда у ребенка еще не сформированы навыки чтения, и поэтому восприятие устного вербального материала служит основным источником получения информации, становится «видом специальной познавательной деятельности «/А.А. Люблинская/. При этом слушание монологических речевых сообщений занимает в начальной школе более 60% всего учебного времени на уроке /Л.И. Василь-ченко/.

Как убедительно показано в одной из работ Л.Н. Проколи-енко /100 /, монологическая речь является важным инструментом педагогической деятельности. Естественно, его эффективность во многом опосредуется умением ученика осуществлять устойчивую перцепцию устного изложения учителем вербального материала. Вместе с тем, слушание играет важную роль и в формировании у детей умения коллективно работать под руководством учителя, эффективно сотрудничать друг с другом.

Изучение процесса восприятия речи было предметом исследования многих советских и зарубежных психологов: В. А. Артемова / 12 /, Н. И. Жинкина / 50 /, А. Н. Леонтьева / 83 /, А. А. Леонтьева / 82 /, Б. А. Бенедиктова / 19 /, И. А. Зимней / 55 /, А.А.Чис-тович / 123 /, Дж. Фланагана / 122 /, С. Фессендена / 137 /и др.

В работах советских авторов показано, что слушание речи является активным процессом отражения объективной действительности, неотъемлемой стороной познания окружающего мира. Плодотворным представляется подход, согласно которому слушание речи является одним из видов речевой деятельности, реализующей, наряду с говорением, устное вербальное общение / 53 /, / 55 /, / 82 /, / 83 /. При этом многими авторами отмечается, что основополагающая роль в восприятии устного вербального материала принадлежит устойчивости соответствующего перцептивного процесса, которая во многом определяется устойчивостью внимания /13/,/ 19 /,/70/ и др. С отключением внимания от объекта слушания прекращается его восприятие. В результате передаваемое сообщение субъект слышит, но не слушает: отсутствуют процессы понимания и запоминания передаваемой инфсрмации / 24 /, / 26 /.

Устойчивость внимания при аудировании детерминируется как внешними /по отношению к слушателю/, так и внутренними факторами. Следует отметить, что наиболее изучены факторы первой группы /внешние/: зависимость устойчивости внимания от организации речевого материала / 10 /- темпа говорения / 14 /, / 19 /, / 23 /- интонационной выразительности текста / 15 /, его эмоциональной насыщенности / 92 /. Существенную роль в обеспечении внимания при слушании может играть характер той деятельности, в контекст которой включен процесс слушания / 94 /, / 95 /, / 115 /. Однако в отношении младших школьников устойчивость внимания при слушании во многом обусловлена недостаточным развитием в этом возрасте способности осуществить действия в так называемом внутреннем плане / 84 /.

Относительно факторов второй группы, т. е. факторов, связанных с особенностями самого аудитора, в частности, с уровнем сформированности исследуемого нами аттенционного свойства, то здесь в первую очередь следует отметить наличие у аудитора соответствующих мотивов. Было показано, что мотивация при слушании обусловлена прежде всего содержанием, композици- • онным построением речевой информации /52/, / 54 /, / 56/, которые вызывают потребность в прослушивании информации / 53 /. Важную роль в мотивации процесса слушания играет также и потребность не только понять речевое сообщение, но и выразить свое отношение к нему / 51 /.

На устойчивость внимания при слушании определенное влияние оказывает работа зрительного воображения / 60 /, выделение основной линии сообщения и смысловая группировка воспринимаемого материала / 17 /, / 76 /, / 77 /,.

Что же касается формирования данного свойства внимания, то в его основе лежит воспитание общих личностных особенностей аудитора / 8 /, /26/, /73/, / 126 /, в том числе акцентирование значения устойчивости внимания для успеха учебной деятельности / 45 /, / 47 /. Также предполагается использование специальных тренировочных методик / 128 /, / 140 /.

Вместе с тем приходится констатировать, что несмотря на очевидную практическую значимость данного психического свойства, многие его аспекты исследованы пока недостаточно: не полностью раскрыт вопрос о месте и роли. в структуре слушания устойчивости вниманияне исследованы возрастные и индивидуальные особенности этого свойства внимания у детей младшего школьного возрастанет достаточно эффективных исследовательских и формирующих методик, которые можно было бы применять в начальной школе.

Указанными обстоятельствами и обусловлена актуальность избранной темы. Предметом нашего исследования явилось развитие устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала у младших школьников. Его цель — определить, эффективные пути формирования у младших школьников устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала.

При этом, исходя из положений, разработанных В.А. Арте-мовым и Н. И. Жинкиным, мы выдвинули следующую гипотезу" Основным определяющим фактором устойчивости внимания при слушании монологических речевых сообщений выступают процессы активизации репродуктивного воображения, в том числе актуализации соответствующих представлений и продуцирования на их основе зрительных образов, соответствующих содержанию воспринимаемого сообщения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:

1. Уточнить и конкретизировать понятие об устойчивости внимания, определив место и роль этого свойства в структуре восприятия учащимися младшего школьного возраста устного вербального материала на уроке.

2. Определить и проанализировать, насколько традиционная организация учебно-воспитательного процесса в школе обеспечивает развитие у младших школьников устойчивости внимания при слушании, выяснить индивидуальные и возрастные особенности данного свойства у детей.

3. Разработать пути формирования устойчивости внимания при слушании монологической речи у младших школьников, апробировав их в естественном эксперименте.

Методологической основой исследования явились положения марксистско-ленинской философии о диалектике субъекта и объекта, общего и единичного, качественной и количественной определенностипостановления партии и правительства по вопросам воспитания и образования. Исследование основывается на теории деятельностной сущности человека, теории речевой деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимнейразработанной НЛБ. Добрыниным концепции произвольного вниманиявыдвинутом В. А. Артемовым и Н. И. Жинкиным положении о роли зрительного воображения в восприятии устного вербального материала.

Основным методом исследования явился психолого-педагогический эксперимент, состоящий из двух этапов: констатирующего и формирующего. При этом использовались: разработанный методический прием для определения уровня сформированное&tradeустойчивости внимания при слушании монологических сообщенийанализ продуктов учебной деятельности, беседы с учениками, учителями, родителями. Достоверность результатов определялась при помощи соответствующих статистических процедур.

Исследование проводилось в 1979;1983 учебных годах в средних школах г. Чернигова — №№ 27,29,28,30,31, а также в детских садах М 45,62,21 г. Чернигова. Было охвачено 859 учащихся 1−1У классов и детей подготовительной группы детского сада.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что устойчивость внимания при слушании монологической речи впервые выступила в качестве предмета специального теоретического и эмпирического исследования, в результате которого определены и детализированы факторы, оказывающие влияние на развитие исследуемого свойства внимания. Раснрыта роль непроизвольного ассоциирования как главного внутреннего механизма отключения внимания от объекта слушания. Выяснено важное значение активизации логического мышления как фактора, ограничивающего данный цроцесс. Исследована роль активизации зрительных представлений и продуцирования конкретных образов предметов и явлений, описываемых в звучащем тексте, как фактора, обеспечивающего устойчивость внимания цри слушании связной речи. С помощью специально созданной методики прослежены индивидуальные и возрастные особенности, динамика развития исследуемого качества внимания в младшем школьном возрасте в терминах количественных и качественных характеристик.

Практическая значимость работы состоит прежде всего, в том, что доказана возможность ускоренного формирования устойчивости внимания цри восприятии устного вербального материала. При этом разработаны две лабораторные методики: I/ для диагностики и 2/ для формирования устойчивости внимания при слушании речи. ]фоме того разработана методика, которая в тех же целях может применяться на уроках в начальных классах. Полученные результаты и сформулированные на их основе рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности подготовки и переподготовки учительских кадров. Разработанные в исследовании методики могут применяться школьными психолагами в целях изучения и объективного оценивания готовности к школьному обучению, а также для коррекции данного свойства внимания.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на Республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебно-воспитательном процессе» /Киев, 1980 /, на II Республиканском семинаре «Актуальные вопросы профессиональной психодиагностики» / Киев, 1980 /. Материалы исследования апробированы в учебно-воспитательном процессе школ № 21 и 30 г. Чернигова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Положение, согласно которому оценивать устойчивость внимания при восприятии устного вербального материала следует не по количеству информации, которую может воспроизвести испытуемый после прослушивания определенного текста (поскольку такая оценка в значительной мере определяется мне-мическими способностями испытуемого), а по непрерывности протекания самого процесса слушания. Данный подход может быть реализован путем фиксации непроизвольных двигательных реакций на специально подобранные семантические единицы /соответствующий рече-двигательный навык должен быть выработан на предварительном этапе эксперимента/.

2. Положение, согласно которому при спонтанном развитии исследуемого свойства внимания на фоне относительно медленного повышения его уровня при переходе от дошкольного возраста к 1У классу в I классе наблюдается своеобразный скачок, который обусловлен тем, что резко возрастает количество информации, воспринимаемой ребенком с помощью слухового анализатора /поскольку еще не сформирован навык чтения/.

3. Положение, согласно которому наблюдаемое с возрастом определенное повышение уровня развития устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала может быть значительно ускорено применением специальных упражнений, которые основываются на активизации репродуктивного воображения и превращения процесса восприятия устной речи целостный перцеп-тивно-имажинативный процесс.

Публикации. Основное содержание работы отражено в 5 научных публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из вве.

— 10 дения, четырех глав, выводов, списка использованной литературы / 145 наименований / и приложений. Изложена на 162 страницах, содержит 6 таблиц и 5 рисунков.

V. Результаты исследования имеют непосредственный выход не только в психологическую теорию, но и в педагогическую практику. Разработанные исследовательская и лабораторная методики могут быть использованы в работе школьным психологом. Дидактическая методика формирования устойчивости внимания при слушании может использоваться учителем в повседневной практике. Таким образом, полученные данные направлены на совершенствование учебного процесса, в том числе на разработку соответствующих методических рекомендаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1.8X, — 223 с.
  2. Материалы внеочередного февральского Пленума ЦК КПСС 13 февраля 1984 г.
  3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
  4. H.JI. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1948. — 25 с.
  5. М.Н. Об уровне сформированности устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу. Ученые записки Горьковского гос.пед. ин-та им. М. Горького, Горький, 1971, с. 36 — 52.
  6. М.Н. О воспитании устойчивости произвольного внимания у детей подготовительной группы детского сада. В сб.: Проблемы умственного развития и его диагностика. Горький, 1971. с. 12−28. ,
  7. А.Е. Воспитательная работа в первом классе. М.: Учпедгиз, 1954. — 254 с.
  8. .Г. Воспитание внимания у школьников . М.: изд-во АПН РСФСР, 1946, — 52 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды, т. II. М.: изд-во Педагогика, 1980. — 288 с.
  10. Н.С. Сравнительная характеристика понимания учащимися речевой информации в зависимости от способа ее восприятия. -Дис. канд.. психол. наук. К. — 1977. 217 с.
  11. З.Н. Воспитание у учащихся внимания на уроке.. В сб.: Урок в начальной школе. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1951, с" 41−69.
  12. В.А. Восприятие и понимание речи. Ученые записки МГЛИИЯ, т.8, М.: 1954. — с.
  13. В.А. Курс лекций по общей психологии. Харьков: изд-во Харьковского ун-та, 1968. — 421 с.
  14. Г. Б. О влиянии темпа речи на аудирование. В сб.: Материалы съезда Общества психологов, т.1, М.: изд-во АН СССР, с. 277−278.
  15. Архипова J1.E. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование. М.: 1975. — 25 с.
  16. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности .М.: знание, 1981. 96 с.
  17. Г. И. Обучение аудированию на первом этапе ускоренного курса французского языка. Дис.. канд. психол. наук, М, 1981. 144 с.
  18. Бельтюков В. И, К проблеме восприятия речи. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 33−41.
  19. .А. Темп речи учителя и внимание учащихся на уроке / к вопросу о зависимости умственной работы учащихся от темпа речи учителя. Ученые записки Горьковского пед. ин-та иностранных языков, вып. XXII, 1961, с. 187 — 193.
  20. И.С. и Дзидзишвили Н.Н. Отношение сознательной деятельности от человека к автоматизированным двигательным реакциям. -Физиологический журнал, т. XXI, вып. 5 и 6, 1936, с.
  21. И.А. 0 построении движений. -М.: изд-во Медгиз, 1947. с.
  22. Д.Я. Осознавание движений в процессе овладения двигательными навыками. Автореф. дис.. канд. пед. наук /по психологии/. Минск, 1957, — 16 с.
  23. В.В. Ошоприятии телевизионных сообщений в зависимостиот темпа чтения. Вопросы психологии, № 2, 1972, с.
  24. А.II. Слушание и чтение в процессе обучения. Ленинград. 1945. — 65 с.
  25. А.С. Организация внимания учащихся в процессе проведения опроса на уроках естествознания. Ученые записки МГПИ им. Ленина, т. 62, вып. З, с. 67−80.
  26. Букварь. Для подготовительных классов общеобразовательных школ. Киев: Радянська школа, 1983. — 103 с.
  27. Л.И. Роль различных источников информации в усвоении знаний учащихся по отдельным предметам. В кн.: Советская педагогика и школа. Вып. 14. Тарту, 1981, с. 10−12.
  28. Л.А. Умение видеть и слышать. Семья и школа, 1966, № 4, с.
  29. И.Г., Кильдишев Г. С. Основы математической статистики. М.: Госстатиздат, 1963. — 308 с.
  30. А.Ю. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  31. II.М. Теория вероятностей и математическая статистика в педагогике. Киев: Радянська школа, 1969. — 224 с. / наукр. языке/.
  32. Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.-В кн.: Избранные психологические труды. М.: изд-во АШ РСФСР, 1956, с.
  33. Л.С. Развитие активного внимания в детском возрасте.-В кн.: Избранные психологические труды. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956 с.
  34. Л.С. Мышление и речь. В кн.: Собрание сочинений т.2. М.: Педагогика, 1982, с. 5 — 295.
  35. П.Я. К проблеме внимания. В сб.: Доклады АПНРСФСР, № 3, 1956, с. 84.
  36. Д.И. Особенности произвольного и непроизвольного внимания у школьников У1−1Х классов. Ученые записки МГШ им. В. П. Потемкина. М.: 1958, т. 62, вып. З, с. 97−145.
  37. Д.И. Некоторые вопросы организации внимания в процессе обучения. Вопросы психологии, 1956, № II, с.53−62.
  38. ГерШун С. И. Внимание учащихся и способы его привлечения и поддержания. Автореф. дис.. канд. пед.наук. Алма-Ата, 1955. — 17 с.
  39. Гоноболин s>.H. Внимание и его .'воспитание М.: Педагогика, 1972, — 160 с.
  40. М.С. Психологические основы воспитания внимания у младших школьников. Автореф. Дис.. канд. пед. наук, К. 1952, — 23 с.
  41. З.Я. Воспитание внимания у школьников. М.: Педагогика, 1974, — 87 tc.
  42. К.М., Равич-Щербо И.В. О влиянии упроченности условных реакций на их переделку. Доклады АПН РСФСР, I960, № 4, с.
  43. К.М. Последействие положительных и тормозных раздражителей в двигательной реакции. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. Ill, М.: изд-воАПН РСФСР, 1963, с.
  44. Дмитриев А, С. О двигательной методике на речевом подкреплении.- Вопросы психологии, № 3, 1961, с. 71−80.
  45. Н.Ф., Катаев А. Ф. Внимательность и труд. В кн.: Личность итруд. М.: Мысль, 1965. с. 161−179.
  46. Н.Ф. Экспериментальное изучение устойчивости внимания.- В кн.: Международный психологический конгресс. Лондон, с.
  47. Н.Ф. Деятельность и внимание. В кн.: Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания, т.1, Ярославль, 1969. с*
  48. Н.Ф. Внимание студентов во время слушания лекции, -В сб.: Совершенствование режимов труда и отдыха студентов, Минск: 1972. 213 с.
  49. Н.Ф. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте. В кн.: Экспериментальные исследования внимания. М.: 1970, с. 65−76.
  50. Н.И. Механизмы речи. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. -370 .
  51. И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М.: Знание, 1970. — 31.
  52. И.А. О вероятностном характере речевого вопристия. -Ученые записки МГШИЯ, т.60, 1971.
  53. И.А. Психология слушания и говорения. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М.: 1973. — 32 с.
  54. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения / в условиях массовой коммуникации/. М&bdquo-: Наука, 1876, с. 5−53.
  55. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности. Иностранные языки в высшей школе, 1977, вып. 12, с. I06−115.
  56. И.А. и др. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности. В кн.: Иностранные языкив высшей школе, 1977, вып. 12, с. I06-II5.
  57. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. 362 с.
  58. В.П. Восприятие как действие. Вопросы психологии, 1967, № I, с. 17−24.
  59. Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  60. Р.А. К проблеме понимания в процессе речевого сообщения. В кн.: Сознание и общение. — Фрунзе, I960
  61. Иванов-Смолянский А. Г. Экспериментальное исследование ВИД ребенка. Физиологический журнал СССР, т. XIX, вып.1,1935,с.
  62. В.А. Сравнительное изучение чтения и аудирования. В кн.: Иностранные языки в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1964, вып. 3, с.
  63. В.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи. -М.: 1968. с. 291−292. ' 7
  64. В.А. К вопросу о сравнительном изучении чтения и аудирования. Ученые записки МГПИИЯ, т.53, М.: 1970, с.
  65. Исаева J1.B. Педагогическая эффективность устного изложения знаний учителем. Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1973, 18 с.
  66. Е.И. 0 признаках слова, необходимых для его узнавания при слушании. В кн.: Новые исследования в педагогических науках, вып. XII, М., 1968 .
  67. C.JI. Экспериментальное формирование внимания. -Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1970. 28 с.
  68. Г. В. Активизация внимания учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. — 61 с.
  69. Г. А. Образование двигательных навыков у детей дошкольного возраста при наглядном показе и при словесной инструкции. Автореф. дис.. канд. пед. наук., М., 1953. 12 с.
  70. З.И. 0 направленности внимания при восприятии текстов в магнитофонной записи. В кн.: Бюллетень коллоквиума по71
Заполнить форму текущей работой