Развитие устойчивости внимания при восприятии устного вербального материала младшими школьниками
Диссертация
Устойчивость внимания при аудировании детерминируется как внешними /по отношению к слушателю/, так и внутренними факторами. Следует отметить, что наиболее изучены факторы первой группы /внешние/: зависимость устойчивости внимания от организации речевого материала / 10 /- темпа говорения / 14 /, / 19 /, / 23 /- интонационной выразительности текста / 15 /, его эмоциональной насыщенности / 92… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ УСТНОГО ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.". II
- 1. Аналитический обзор советских и зарубежных источников. II
- 2. Задачи и методы исследования
- ГЛАВА 2. УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ В СТРУКТУРЕ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОГО ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
- I. Конкретизация понятия об устойчивости внимания при восцриятии устных сообщений на уроке
- 2. Методический прием для определения устойчивости. внимания при восприятии устного вербального материала
- ГЛАВА 3. ИЦДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ УСТНОГО ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МЛАДШЕМ ШШЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- 1. Методика исследования
- 2. Индивидуальные различия
- 3. Возрастные различия
- ГЛАВА 4. АКТИВИЗАЦИЯ ВООБРАЖЕНИЯ КАК ЗДКГОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
- 1. Лабораторная методика дня активизации воображения при восприятии устных сообщений
- 2. Активизация воображения при восприятии устного вербального материала на уроках
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1.8X, — 223 с.
- Материалы внеочередного февральского Пленума ЦК КПСС 13 февраля 1984 г.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
- Агенесова H.JI. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1948. — 25 с.
- Аксенова М.Н. Об уровне сформированности устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу. Ученые записки Горьковского гос.пед. ин-та им. М. Горького, Горький, 1971, с. 36 — 52.
- Аксенова М.Н. О воспитании устойчивости произвольного внимания у детей подготовительной группы детского сада. В сб.: Проблемы умственного развития и его диагностика. Горький, 1971. с. 12−28. ,
- Андрианова А.Е. Воспитательная работа в первом классе. М.: Учпедгиз, 1954. — 254 с.
- Ананьев Б.Г. Воспитание внимания у школьников . М.: изд-во АПН РСФСР, 1946, — 52 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, т. II. М.: изд-во Педагогика, 1980. — 288 с.
- Антонюк Н.С. Сравнительная характеристика понимания учащимися речевой информации в зависимости от способа ее восприятия. -Дис. канд.. психол. наук. К. — 1977. 217 с.
- Анфимов З.Н. Воспитание у учащихся внимания на уроке.. В сб.: Урок в начальной школе. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1951, с" 41−69.
- Артемов В.А. Восприятие и понимание речи. Ученые записки МГЛИИЯ, т.8, М.: 1954. — с.
- Артемов В.А. Курс лекций по общей психологии. Харьков: изд-во Харьковского ун-та, 1968. — 421 с.
- Архипов Г. Б. О влиянии темпа речи на аудирование. В сб.: Материалы съезда Общества психологов, т.1, М.: изд-во АН СССР, с. 277−278.
- Архипова J1.E. Влияние интонационной выразительности речи на аудирование. М.: 1975. — 25 с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности .М.: знание, 1981. 96 с.
- Бакушева Г. И. Обучение аудированию на первом этапе ускоренного курса французского языка. Дис.. канд. психол. наук, М, 1981. 144 с.
- Бельтюков В. И, К проблеме восприятия речи. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 33−41.
- Бенедиктов Б.А. Темп речи учителя и внимание учащихся на уроке / к вопросу о зависимости умственной работы учащихся от темпа речи учителя. Ученые записки Горьковского пед. ин-та иностранных языков, вып. XXII, 1961, с. 187 — 193.
- Беритов И.С. и Дзидзишвили Н.Н. Отношение сознательной деятельности от человека к автоматизированным двигательным реакциям. -Физиологический журнал, т. XXI, вып. 5 и 6, 1936, с.
- Бернштейн И.А. 0 построении движений. -М.: изд-во Медгиз, 1947. с.
- Богданова Д.Я. Осознавание движений в процессе овладения двигательными навыками. Автореф. дис.. канд. пед. наук /по психологии/. Минск, 1957, — 16 с.
- Бойко В.В. Ошоприятии телевизионных сообщений в зависимостиот темпа чтения. Вопросы психологии, № 2, 1972, с.
- Болтунов А.II. Слушание и чтение в процессе обучения. Ленинград. 1945. — 65 с.
- Бородулина А.С. Организация внимания учащихся в процессе проведения опроса на уроках естествознания. Ученые записки МГПИ им. Ленина, т. 62, вып. З, с. 67−80.
- Букварь. Для подготовительных классов общеобразовательных школ. Киев: Радянська школа, 1983. — 103 с.
- Васильченко Л.И. Роль различных источников информации в усвоении знаний учащихся по отдельным предметам. В кн.: Советская педагогика и школа. Вып. 14. Тарту, 1981, с. 10−12.
- Венгер Л.А. Умение видеть и слышать. Семья и школа, 1966, № 4, с.
- Венецкий И.Г., Кильдишев Г. С. Основы математической статистики. М.: Госстатиздат, 1963. — 308 с.
- Винокур А.Ю. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368 с.
- Воловик II.М. Теория вероятностей и математическая статистика в педагогике. Киев: Радянська школа, 1969. — 224 с. / наукр. языке/.
- Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.-В кн.: Избранные психологические труды. М.: изд-во АШ РСФСР, 1956, с.
- Выготский Л.С. Развитие активного внимания в детском возрасте.-В кн.: Избранные психологические труды. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. В кн.: Собрание сочинений т.2. М.: Педагогика, 1982, с. 5 — 295.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания. В сб.: Доклады АПНРСФСР, № 3, 1956, с. 84.
- Гаткевич Д.И. Особенности произвольного и непроизвольного внимания у школьников У1−1Х классов. Ученые записки МГШ им. В. П. Потемкина. М.: 1958, т. 62, вып. З, с. 97−145.
- Гаткевич Д.И. Некоторые вопросы организации внимания в процессе обучения. Вопросы психологии, 1956, № II, с.53−62.
- ГерШун С. И. Внимание учащихся и способы его привлечения и поддержания. Автореф. дис.. канд. пед.наук. Алма-Ата, 1955. — 17 с.
- Гоноболин s>.H. Внимание и его .'воспитание М.: Педагогика, 1972, — 160 с.
- Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания у младших школьников. Автореф. Дис.. канд. пед. наук, К. 1952, — 23 с.
- Горностаева З.Я. Воспитание внимания у школьников. М.: Педагогика, 1974, — 87 tc.
- Гуревич К.М., Равич-Щербо И.В. О влиянии упроченности условных реакций на их переделку. Доклады АПН РСФСР, I960, № 4, с.
- Гуревич К.М. Последействие положительных и тормозных раздражителей в двигательной реакции. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, т. Ill, М.: изд-воАПН РСФСР, 1963, с.
- Дмитриев А, С. О двигательной методике на речевом подкреплении.- Вопросы психологии, № 3, 1961, с. 71−80.
- Добрынин Н.Ф., Катаев А. Ф. Внимательность и труд. В кн.: Личность итруд. М.: Мысль, 1965. с. 161−179.
- Добрынин Н.Ф. Экспериментальное изучение устойчивости внимания.- В кн.: Международный психологический конгресс. Лондон, с.
- Добрынин Н.Ф. Деятельность и внимание. В кн.: Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания, т.1, Ярославль, 1969. с*
- Добрынин Н.Ф. Внимание студентов во время слушания лекции, -В сб.: Совершенствование режимов труда и отдыха студентов, Минск: 1972. 213 с.
- Диева Н.Ф. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте. В кн.: Экспериментальные исследования внимания. М.: 1970, с. 65−76.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. -370 .
- Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М.: Знание, 1970. — 31.
- Зимняя И.А. О вероятностном характере речевого вопристия. -Ученые записки МГШИЯ, т.60, 1971.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. Автореф. дис.. докт. психол. наук. М.: 1973. — 32 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. В кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения / в условиях массовой коммуникации/. М&bdquo-: Наука, 1876, с. 5−53.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности. Иностранные языки в высшей школе, 1977, вып. 12, с. I06−115.
- Зимняя И.А. и др. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности. В кн.: Иностранные языкив высшей школе, 1977, вып. 12, с. I06-II5.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. 362 с.
- Зинченко В.П. Восприятие как действие. Вопросы психологии, 1967, № I, с. 17−24.
- Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. — 80 с.
- Ибрагимова Р.А. К проблеме понимания в процессе речевого сообщения. В кн.: Сознание и общение. — Фрунзе, I960
- Иванов-Смолянский А. Г. Экспериментальное исследование ВИД ребенка. Физиологический журнал СССР, т. XIX, вып.1,1935,с.
- Ильина В.А. Сравнительное изучение чтения и аудирования. В кн.: Иностранные языки в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1964, вып. 3, с.
- Ильина В.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи. -М.: 1968. с. 291−292. ' 7
- Ильина В.А. К вопросу о сравнительном изучении чтения и аудирования. Ученые записки МГПИИЯ, т.53, М.: 1970, с.
- Исаева J1.B. Педагогическая эффективность устного изложения знаний учителем. Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1973, 18 с.
- Исенина Е.И. 0 признаках слова, необходимых для его узнавания при слушании. В кн.: Новые исследования в педагогических науках, вып. XII, М., 1968 .
- Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. -Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1970. 28 с.
- Каймакчи Г. В. Активизация внимания учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. — 61 с.
- Кислюк Г. А. Образование двигательных навыков у детей дошкольного возраста при наглядном показе и при словесной инструкции. Автореф. дис.. канд. пед. наук., М., 1953. 12 с.
- Клычникова З.И. 0 направленности внимания при восприятии текстов в магнитофонной записи. В кн.: Бюллетень коллоквиума по71