Влияние материнского отношения на формирование готовности к аддиктивному поведению у младших подростков с задержкой психического развития
У детей с ЗПР, склонных к употреблению ПАВ, выявлена общая несформированность уровневой структуры диспозиционной регуляции поведения: выраженная тенденция к ригидности когнитивных, аффективных и мотивационных установок, как показатель недостаточности первого уровня диспозиционной регуляции поведенияустойчивая тенденция снижения потребности в общении, как показателя сформированности второго уровня… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы отклоняющегося поведения и его профилактики у подростков с задержкой психического развития в коррекционной 14 психологии
- 1. 1. Содержание понятия «отклоняющееся поведение» в возрастной и коррекционной психологии
- 1. 2. Отечественные и зарубежные авторы о подростковом возрасте как критическом в формировании отклоняющегося поведения
- 1. 3. Подростки с задержкой психического развития как специфическая возрастная категория в системе формирования отклоняющегося поведения
- 1. 4. Состояние изученности проблемы значимости материнского отношения в формировании модели поведения у подростков с задержкой психического развития
Глава II. Экспериментальное исследование влияния материнского отношения на формирование готовности к аддиктивному поведению у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
II.1. Программа констатирующего эксперимента.
II.2.1. Экспериментальное изучение особенностей материнского отношения к подросткам 11−13 лет с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками в семье
II.2.2.
Особенности когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов диспозиции аддик-тивного поведения младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента.
И.2.3. Особенности сформированности уровневой структуры диспозиции аддиктивного поведения у младших подростков с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками по результатам констатирующего эксперимента.
II.2.4. Особенности взаимосвязи материнского отношения и степени сформированности диспозиции аддиктивного поведения у подростков 11−13 лет с ЗПР и НПР по результатам констатирующего эксперимента.
Выводы по главе
Глава III. Теоретико-методологические основы построения профилактической и коррекционной работы с матерями аддиктивных подростков 11 -13 лет с ЗПР.
III. 1. Теоретические подходы к организации практической профилактической деятельности с матерями аддиктивных подростков 11−13 лет по формированию адекватной системы материнских отношений.
III.2 Модели практической профилактической деятельности с матерями аддиктивных подростков 11−13 лет с ЗПР, направленной на формирование адекватной системы материнских отношений к детям.
Выводы по главе.
Список литературы
- Абрамкина С.Г. Отцы и дети: конфликт или сотрудничество поколений? // В кн. Социальное качество российской молодежи на рубеже веков. — Барнаул, 2000 — С. 91.
- Агрессия у детей и подростков / Под ред. Платоновой Н. М. СПб, 2004 -336 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. / Под ред. К. С. Лебединской, 1982
- Алексеева JI.C. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучия в семье. // Сб. «Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников» М., 1980 — 170с.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993
- Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования, 2003 № 4, С. 78 — 84.
- Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: Автореф. дис. д-ра пед. наук: Екатеринбург, 1997. -44 с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Из-во Уральского ун-та, Свердловск, 1986.-150 с.
- Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук.-М., 1991.-149 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек, как предмет познания. Л., 196 811. Андреева Г. М. Социальная психология. М., МГУ. 1988.
- Андреева Г. М. Социальная психология (учеб, для ВУЗов по спец. «Психология») 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 429с.
- З.Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование, 2003 № 7, С. 193 — 200.
- Н.Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций. // Вопросы психологии, 2002, № 5 С. 144 — 153.
- Асмолов А.Н. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук: М., 1996. — 141с.
- Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: дис. д-ра психол. наук. Ставрополь, 1998.-328с.
- Баскина Ю. В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта»). Автореф. дис. канд. психол. наук: М., 1992. -25с.
- Байярд Роберт, Байярд Дж: «Ваш беспокойный подросток», М., «Просвещение», 1991
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. -221с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Издательский центр консорциума «Социальное здоровье» — М., 1993
- Беличева С., Дементьева И. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних // Воспитание школьников, 2003 -№ 3, С. 28−31.
- Белопольская H.JI. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1996. — 47с.
- Белопольская H.JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999. — 148с.
- Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2000. — 20с.
- Битенский B.C., Херсонский Б. Г., Дворяг С. В. и др. Наркомании у подростков. Киев: Изд-во «Здоровье» — JL, 1989
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995. — 326 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. — 349с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978, № 4 №№ 2, 4.
- Бочарова В.Г. Изучение социально-психологических факторов детских правонарушений. // «Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985. с.11−18.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. № 5. -С.3−19
- Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования, 2000 № 4, С. 48 — 53.
- Былим И.А. Роль семьи в функционировании и алкогольной зависимости: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: М., 1997. — 23с.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период. // Психология подростка / Сост. Ю. И. Фролов. М., Российское педагогическое агентство, 1997
- Вассерман Л. И, Горьковская И. А., Ромицина Е. Е. Методика «Подростки о родителях»: основные этапы апробации русскоязычной версии // Психологический журнал, 2000. № 5. — с.86−95
- Вассерман Л. И, Горьковская И. А., Ромицина Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее применение — М., 1995. 15с.
- Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дис. д-ра психол. наук: -М., 1998.-397с.
- Винокурова Г. А. Психологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития на этапе перехода в среднее звено школы // Дефектология. 2004. № 6. с.32−34
- Власова Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. М. Астапов М., 1995. — с.62−73.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т. В. М., 1967. — 360 с.
- Вострокнутов Н.В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа М., 2003 — 108 с.
- Выготский JI.C. Проблемы дефектологии. М., 1995. — с.71.
- Выготский JI.C. Педология подростка. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.- М., Педагогика. 1984.
- Выготский JI.C. Трудное детство. Собр. Соч. Т.5. М., 1983
- Выготский JI.C. Динамика и структура личности подростка. / Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994
- Выготский JI.C. Собр. Соч: в 6 т. Т.4, — М.,. — 432с.46,Основы дефектологии. М., 1983 — 369с.
- Высоцкий А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания у подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: Ярославль, 1967. — 23с.
- Габиани А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. М., 1990 г. -267с.
- Гаврилова Т.А. Критический анализ зарубежных психологических концепций «кризисности бескризисности» перехода от детства к взрослости. Дис. канд. психол. наук. — М, 1985.
- Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. т.2, с. 12 651 .Гордийчук С. А. Алкогольные психозы у подростков и юношей. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. Наук / ВНИИ общ. и судеб, психиатрии им. В. П. Сербского. М., 1988.-16с.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика подростков с задержкой психического развития. // Хрестоматия. Психология детей с задержкой психического развития / Сост. Защиринская О. В. СПб, 2004. — с167−178.
- Грибанова Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости и задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. М., 1986. — 233с.
- Грищенко Л.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. — Свердловск, 1987. 80 с.
- Гурьева В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980. 272с.
- Гуцу Е.Г. Влияние детско — родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук: Н. Новгород, 1997. — 23с.
- Денисова Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.-16с.
- Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В .И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.- 256с.
- Дзугкоева Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с ЗПР: Дисс. канд. психол. наук. М., 2000. — 134 с.
- Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук: Ростов-на-Дону, 1999.-23с.
- Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис.докт. психол. наук. — Н. Новгород, 2005.-367 с.
- Добрин К.Ю. Социо-культурный анализ подросткового кризиса в аспекте девиаций: Дис. канд. социол. наук Саратов, 1997. — 133с.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростков // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
- Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному. / Хрестоматия по возрастной психологии. М, 1994
- Дробинская А.О. Синдром психического инфантилизма // Дефектология. 1998. № 5.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982
- Егоров А.Ю. Возрастная наркология. СПб., 2002.
- Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я концепции ребенка. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. — Н. Новгород, НГПУ, 2000. — 24с.
- Задержка психического развития и пути ее преодоления / Власова Т. А., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Никашина Н. А. Обзорная информация. Вып. 13. М, 1976.-47с.
- Запорожец Л.А. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе и другим как компонента нравственного поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 24с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998. — 336 с.
- Иванова Т.В. Отклоняющееся поведение и употребление подростками наркотиков. // Социологические исследования, 1992 -№ 7, С.103 105.
- Исаев Д.Д. Патологические девиации сексуального поведения у подростков мужского пола: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: Л., 1989. — 22с.
- Исаченкова М.П. К вопросу о школьной дезадаптации и профилактике правонарушений. / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1990
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, № 4, 1984
- Каплунова С.В. Материал для родительского собрания: Взять сторону подростка. // Классный руководитель, 2004 № 6 — С. 65 — 68.
- Капралова P.M. Влияние семейных отношений на волевое развитие подростка: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: М., 1967.-22с.
- Карпова Г. А, Артемьева Т. П. Диагностика межличностных отношений. // Хрестоматия. Психология детей с задержкой психического развития. / Сост. ЗащиринскаяО.В. СПб, 2004.-е. 217−222
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов М., 2001
- Климин С.В. Влияние личностных качеств и их сочетаний с особенностями педагогического воздействия на формирование социально-нормативного поведения подростков: Дисс. канд. психол. наук: М., 1995.- 173 с.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/Художник А. А. Селиванов.- Ярославль, 2001. 160 е.: ил. — (Практическая психология в школе)
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — 607с.
- Ковалев В.В. Психология ' современной семьи: Информ. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. — М., 1988. — 208с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) М., 1979.
- Кон И. С. Постоянство личности миф или реальность? / Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
- Коркина М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. М.: Медицина, 1995. -608с
- Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол. — 1991, № 1 -с.8−15.
- Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование, 2001 № 2.С. 59.
- Крохин И.П. Особенности личности и самосознания у алкоголизирующихся подростков и юношей. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: М., 1992. 16с
- Кузнецова Г. И. Особенности отношений подростков. // Проблемы психологии современного подростка. М., 1982.
- Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития.//Дефектология, 1982, № 6.
- Кулаков С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1989 -198с.
- Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. Практическое пособие. // Приложение к «Журналу практического психолога». М., 1996, № 2. — 48с.
- Кулаков С.А. Диагностика аддиктивного поведения. // Журнал практического психолога, 1996, № 3 С. 33 — 44.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М., 1985.
- Лебединская К.С., Райская М.М, Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М., 1988. 168с.
- Левченко И.Ю. и др. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., 2001. — 248с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Лубовский В.И., Белопольская Н. Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуалтной недостаточностью.//Хрестоматия. Детская патопсихология. М., 2000.- С 32−47.
- Маку шина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, 2002, № 5 -С.135- 144.
- Макшанцева Н.В. Отклонения в поведении подростков // Социологические исследования, 1991 № 8, С. 64 — 66.
- Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // Основы безопасности жизнедеятельности, 2003 — № 2, С. 52 — 53.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2004. — 400 с.
- Меликсетян А.С. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних // Советская педагогика, 1990 № 4, С. 52 — 57.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001.- 432с.
- Милослав В. Дыра в душе. (Как уберечь ребенка от наркомании?) // Народное образование, 2003 № 6, С. 130−141.
- Нелидов A.JI. Психолого-медико-педагогическая реабилитация семьи как профилактика наркологических заболеваний у детей и подростков //Проблемы школьного воспитания. Приложение к журналу «Педагогическое обозрение», 2002 № 3, Сю 25 — 46.
- Немцов А.В. Потребление алкоголя и смертность в России // Социологические исследования, 1997 № 9, С.113−116.
- Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Авт. — сост. Шишковец Т.А.-М., 2006- 192с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: кризисы, факты, проблемы — М., 1991.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -М., 2001 -448с.
- Осипова И. Семейное консультирование в школе // Воспитание школьников, 2004 № 1, С. ЗО — 33.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13 — 17 лет / Под ред. Дубровиной И. В., Круглова B.C. М. 1988. — 192 с.
- Пахальян В.Э. Общение со взрослыми в ранней юности. // Психология формирования личности и проблемы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. Эльконина Д. Б., Дубровиной И. В. М., 1980 — С. 111−116.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. -М., 1993- 159с.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов/ В. Г. Петрова. — М., 1968. 158с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов — на — Дону, 1996. — 512 с.
- Покатаева М.В. Детские взаимоотношения в контексте теории привязанности // Психологическая наука и образование, 2002 № 4, С. 63−69.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. (В логике культурно-исторической теории Л.С.Выготского): Автореф. дис. д-ра психол. наук. М, 1999.-42с.
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ./ Под. ред. Пилиповского В .Я. -М., 1992- 256с.
- Попов Ю. В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // В кн. Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Медицина, 1991.-С.З-9.
- Попов Ю.В. Концепция саморазрушающего поведения как дисфункционального состояния личности. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1994, № 1. — с. 6−13
- Прихожан А.И., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.-80 с.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.&bdquo- 1996.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Юрчук — Минск, 2000. -704с
- Психология: Словарь/ Под ред В.Петровского. М., — 1990.С.276.
- Психология: словарь// Под общей ред. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. М. Политиздат, 1990.-494с.
- Психология современного подростка / Под ред. Фельдштейна Д.И.-М., 1987.-240 с.
- Психология подростка // Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И. М., 1997.-526 с.
- Психология формирования личности и проблемы обучения. Сборник научных трудов. / Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной -М., 1980−366 с.
- Птичкина Е.Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков: Дис. канд. психол. наук М., 2001, — 119с.
- Пятковская Т.А. Семья как естественный фактор воспитания // Родителькое собрание, 2003 № 3, С. 106 — 111.
- Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. Татенко В. А., Титаренко Т. И. Киев, 1989. — 128 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1987.
- Рейдибойм М.Г. Материалы клинико-катамнестического изучения лиц с задержкой психического развития в детстве // Невропатология и психиатрия. 1973. № 10
- Романович Н.А., Звоновский В. Б. Общественное мнение о наркотизме: Опыт региональных исследований. // Социологические исследования, 2004 № 6, С."54 — 61.
- Ронзин Д.В. Трудности подросткового возраста: психологический аспект.-Л., 1989.-20 с.
- Рубинштей C.JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -М&bdquo- 1976. с.253−382
- Румянцева Н.Н. Психологические условия развития социально-ответственного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук: М., 1990.- 18с.
- Самойленко Е.В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с ЗПР в условиях депривации отцовского влияния: Дис. канд. психол. наук Н. Новгород, 2005.
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью»? М., 1992.
- Семенова Полях Г. Г. Обобщенные параметры развития детско-родительских отношений в осложненных условиях жизнедеятельности семьи. Дис. канд. психол. наук: — Казань, 2003, 197с.
- Сидоров П.И. Механизмы формирования девиантного образа жизни подростков. // Современные задачи психиатрии и наркологии. Барнаул, 1990.-c.9−13.
- Сидоров П.И. Саморазрушающее поведение у подростков как интегральное качество девиантного образа жизни. // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.-е. 15−21.
- Скворцова Е.С., Сулаберидзе Е. В. О распространенности алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников Нижнего Новгорода. //СОЦИС. № 4 1997г. — с. 117−121.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. — 1994, № 6. с.5−16.
- Смирнова Е.О., Быкова М. В. опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии. 2000, № 3. — с.3−14.
- Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М. И. Лисиной. // Вопросы психологии. 1996, № 6. -с.76
- Сокова Т.О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркотической зависимости: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук: М., 1999. — 19с.
- Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования, 2004 № 6, С. 76.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999, Том 2- 464с.
- Справочник психолога средней школы / Под ред. Истратовой О. Н., Эксакусто Т. В. Ростов-на- Дону, 2006 — 511с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965. — 335с.
- Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2005. — 55с.
- Толстых Н.Н. Изучение некоторых механизмов целенаправленной деятельности в подростковом и юношеском возрасте // Психология формирования личности и проблемы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. Эльконина Д. Б., Дубровиной И. В. М., 1980 — С. 161.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990−180с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. — 176с.
- Ушаков Г. К. Детская психиатрия. — М., 1973 392с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства 2-е изд. — М., 1987.-304с.
- Шахова И.П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту: Автореф. дис. канд.-психол. наук. М., 1987.-24с.
- Шаповал И.А. Специальная психология. — М., 2005. — 224с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1998. 512с.
- Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л. Шипициной, Е.Казаковой. — М., 2000 г. — 239с
- Шлаузер Л.В. Родительское собрание: Педагогика семейных отношений // Классный руководитель, 2004 № 6, С, 68 — 70.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. -М., 1979.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972. — 183 с.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства. // Мир психологии. № 1. 1998. С.5−11.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.-208 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995
- Фоминова А.Н. Родитель и ребенок: анализ эмоциональных взаимоотношений // Педагогическое обозрение, 2000 № 4, С. 53 — 60.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1987.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1989. — 168 с.
- Фрейд Анна Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993 -140 с.
- Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. — М., 2004.-351 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. — 118с.
- Холл Ст. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. М., 1912
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Юлдашев В Л. Социально-психологические и биологические факторы формирования аддиктивного поведения подростков: Автореф. дис. д-ра мед. наук: М., 1997. — 41с.
- Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971
- Эльконин Д.Б., Косаковская А. Основные этапы психического развития. М., 1978
- Эриксон Э. Детство и общество Спб, 1996
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -М., 1996
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб, -1999
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1989.-192с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Шороховой М. М., 1975 — С. 89.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2000 — С. 57.
- Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социологич. наук: М., 1995 — 42с.
- Babcock, D., & Keepers., Т. Raising kids ОК. New York: Grove Press, 1976
- Badcock, D., & Keepers, T. Raising kids OK. New York. 1976, 132p.
- Berkowitz, D.P. & Craziano, A.M. Training parents as behavior therapists. 1972. — 297 — 317p.
- Bern, E. Games people play. New York: Grove Press, 1965
- Dinkmeyer, D., & McKay, G. Systematic training for effective parenting. Circle Pines, Minn.: American Cuidance Services, 1976.
- Dinkmeyer, D., & Dreikurs, R. Encouragin children to learn. — 1978.
- Dreikurs, R., & Soltz, V. Children: The challenge. Des Moines, Jova: Meredith Press, 1965
- Dodge K.A. Behavioral antecedents of peer social status // Child Devel. 1983. V.54.P.1386−1399
- Ginott, H. Betveen parent and child. New York: MacMillan, 1965
- Glasser, W. Reality therary, a new approach to psychiatry. New York: Harper & Row, 1965
- Glasser, W. Schools without failure. New York: Haiper & Row, 1969
- Gordon, T. Parent effectiveness treining. New York: Peter H. Wyden, 1970
- James, M. What do you do with them now that you’ve got them? Menlo Park, Calif.: Addison-Wesley, 1974
- Famularo R., Stone K., Popper C. Preadolesent alcohol abuse and dependence// Amer. g. Psyhiatry 1985.-142.-10
- Mijuskovic B. Loneliness end adolescent alcoholism //Adolescence. -1988. № 91. -pp.503 — 516.
- Miller W. Addictive behavior: treatment of alcoholism, drug abuse, smoking and obesity. Oxford, 1984.
- Preventing and controlling drug abus // Edited by M. Gossop & M. Grant. WHO, Geneva, 1990. — pp.71 — 74.
- Rogers C. Client-Centered Therapy. Boston. Houghton Miffin, 1951
- Skinner, B.F. Science and human behavior. New York: MacMillan, 1953
- Stasy A.W., Newcomb’M.B., Bentler P.M. Intaractive and curvilinear effects of social influence. Abstr. Res. Society of Alkohol. Meet. 1992, June 13−18, San Diego, California // Alcoholism Clin. And exp. 1992. — № 2. -pp.414−418.