Особенности поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
Диссертация
В общении с взрослыми и казахские, и русские дети и подростки обнаруживают более конструктивные способы поведения, чем в общении со сверстниками. Однако казахские школьники проявляют себя в общении с взрослыми более активными и самостоятельными, чем их русские сверстники. Выраженность полюса когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность» и его влияние на фрустрационное поведение оказалось… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Психологические особенности поведения в ситуациях фрустрации
- 1. Психологические исследования фрустрационного поведения
- 1. 1. Общая характеристика способов поведения в ситуации фрустрации
- 1. 2. Факторы, определяющие поведение детей и подростков в ситуациях фрустрации
- 2. Влияние этнической принадлежности на поведение в ситуациях фрустрации
- 2. 1. Особенности поведения в ситуациях фрустрации представителей различных культур
- 2. 2. Система воспитания (социализации) детей в традиционном обществе казахов
- 1. Психологические исследования фрустрационного поведения
- 1. Основные направления исследований когнитивных стилей в зарубежной и отечественной психологии
- 2. Взаимосвязь когнитивного стиля «импульсивностьрефлексивность» и поведенческих характеристик
- 3. Постановка проблемы, гипотезы и задачи исследования
- 1. Тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга (детский вариант)
- 2. Тест на нахождение подобных рисунков (TE-NA-ZO)
- 1. Результаты экспериментального исследования способов поведения казахских и русских детей и подростков в ситуациях фрустрации
- 1. 1. Особенности фрустрационных реакций казахских и русских младших школьников
- 1. 2. Особенности фрустрационных реакций казахских и русских подростков
- 1. 3. Сравнительная характеристика способов поведения в ситуациях фрустраций младших школьников и подростков разных этногрупп
- 1. 4. Поведение казахских и русских младших школьников и подростков в общении с взрослыми и сверстниками
- 1. 5. Исследование тендерных реакций в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
- 1. 6. Особенности фрустрационного поведения младших школьников и подростков с различным уровнем импульсивности
- 2. Сравнительный анализ способов поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
- 2. 1. Этнические различия в способах поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
- 2. 2. Возрастные изменения в способах поведения в ситуациях фрустрации младших школьников и подростков разных этногрупп
- 2. 3. Особенности поведения казахских и русских детей и подростков в ситуациях фрустрации в общении со взрослыми и сверстниками
- 2. 4. Характер фрустрационных реакций мальчиков и девочек разных этногрупп
- 2. 5. Особенности фрустрационного поведения казахских и русских детей и подростков с различной степенью импульсивности
Список литературы
- Азаров В.Н. Проблема диагностики импульсивности как фактора индивидуальных различий в зарубежной психологии // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. — М., 1979. — С. 34−42.
- Азаров В.Н. Стиль действования: импульсивность-управляемость// Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С. 121−127.
- Айгумова З.И. Особенности самосознания традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия: Диссерт. канд. псих. наук. -М&bdquo- 1997.
- Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Диссерт. канд. псих. наук. М., 1994.
- Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 17−20.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Антонян Ю.М., Гульдан В. Г. Криминальная патопсихология, М., 1991.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Когнитивные стили. Таллинн., 1986. — С. 21−23.
- Ю.Аугис Р. Б. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях напряженности: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Рязань, 1984.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. — № 2. — С. 118 — 125.
- Бассин Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 3. — С. 78−86.
- Бассин Ф.В. Сознание и «бессознательное» и болезнь // Вопросы философии. 1971. — № 9, — С. 90−102.
- Беккожанова С.Т. О некоторых особенностях межличностных проявлений // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. -С. 155.
- Белкин А. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
- Бережнова J1.H. Особенности фрустрационной напряженности осужденных подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994. — С. 47−59.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994 с.
- Борохов А.Д., Ершов Б. Б., Фаин А. П. Агрессия как пусковой механизм саморазрушающего поведения у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. — С. 102−106.
- Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
- Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104−114.
- Гаврилова Т.П., Фетисова Е. В. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 95 -108.
- Ганькова З.А. Этнические различия в обеспечении образовательного процесса (учет психодинамических особенностей учащихся и студентов финно-угорского и русского этносов республики Карелия)//Грант в области педагогики 97 283−88. М&bdquo- 2000.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
- Гублер Е.В., Генкин A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л ., 1973.
- Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. М., 1997.
- Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С. 69−80.
- Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет: Диссерт. канд. псих. наук. М., 1990.
- Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1999.
- Дунчев В., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 86−91.
- Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. — № 4, — С. 138−146.
- Дюсембинова Р.К. Научно-педагогические основы внедрения казахской этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс школы: Автореферат диссерт. доктора пед. наук. Алматы, 2001 с.
- Егорова М.С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. -М., 1988.-С. 181−236.
- Егорова М.С. Особенности социализации личности, влияющие на формирование когнитивного стиля // Экспериментальные исследования общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. -С. 78−84.
- Егорова М.С. Природа межиндивидуальной вариативности показателей когнитивного стиля: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1983.
- Жданко Т. А. Внутрисемейные отношения // Семья у народов Средней Азии и Казахстана // Семейный быт у народов СССР. М., 1990. — С. 489−506.
- Зейгарник Б.В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1981.- № 2. — С. 9−15.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.
- Зобов A.C. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциоген-ных ситуациях: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Рязань, 1982.
- Игнатьева Н.Д. Сравнительное изучение особенностей личности у детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Л., 1981.
- Калюжный A.A., Уталиева Ж. Т. Социализация личности подростков в ситуации социальной нестабильности //Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000, — Т. 2, — С. 15−19.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
- Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
- Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1995 с.
- Козлова И.Н. Когнитивная сложность как личностная характеристика // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. С. 32−49.
- Козлова И.Н. Личность как система конструктов //Системные исследования. М., 1976. — С. 128 -149.
- Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Л., 1976.
- Колга В.А. Исследование когнитивных стилей в СССР //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — С. 17−36.
- Колчина Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент (Системное исследование). Пермь, 1976. — С. 45- 64.
- Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
- Коновалов А.В., Шаханова Н. Ж. Ребенок в системе традиционной обрядности казахов (Родильный и ранний воспитательный циклы) // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. -Санкт-Петербург. 1998. С. 7−36.
- Коул М., Скрибнер М. Культура и мышление. Психологический очерк. М., 1977.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М., 1997.
- Корнилова Т.В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шурина О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 99−103.
- Корнилова Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 140 147.
- Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации// Вопросы психологии. -1997. № 4. — С. 86−94.
- Левитов Н.Д. Фрустрация один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−129.
- Либин А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1993.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально психологическое исследование. — М., 1974.
- Масанов Н.Э. Казахи в 20 столетии: этническое развитие и исторические судьбы // Расы и народы. М., 1993. Выпуск 22. — С. 98−117.
- Мерлин B.C. Изменения условнорефлекторной деятельности в психологическом конфликте типа фрустрации // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. Пермь, 1964. — С. 81−93.
- Метод исследования фрустрационной толерантности С.Розенцвейга. -Архангельск, 1995.
- Методические рекомендации по изучению когнитивных стилей в психологии. Смоленск, 1987.
- Мильман В.Э., Московкина А. Г. Мотивация и фрустрация у подростков //Психология подростка. Межвуз. сб-к. научн. тр. М., 1993. — С. 48−61.
- Наенко Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. М., 1970. Вып. 2. -С. 40−46.
- Налчаджян A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. -Ереван, 1980.
- Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988.
- Нерсесян Л.С., Хавин А. Б. Прогнозирование готовности к экстренному действию в состоянии стресса //Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 135−137.
- Плохинский H.A. Биометрия. М., 1970.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Возрастные особенности психического развития детей. Сб. научн. тр. М., 1982.-С. 94−111.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Психологический портрет ребенка из детского дома //Вы решили усыновить ребенка. М., 2001. — С. 108−188.
- Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
- Рабочая книга социолога. М., 1983.
- Развитие личности ребенка. М., 1987.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
- Ротенберг B.C., Аршавский В В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1991. — № 1.- С. 81−87.
- Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология //Проблема клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. — С. 95−112.
- Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». Караганда, 2001. — С. 172−178.
- Смагамбетова Б.Д. Родоплеменной фактор в системе «руководитель-подчиненный» //Социологические исследования. 1998. — № 3. -С.20−23.
- Собкин B.C. Старшеклассники в мире политики: Эмпирические исследования. М., 1997.
- Соколова Е.Т. Мотивация восприятия в норме и патологии. -М&bdquo- 1976.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М&bdquo- 1980.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
- Соловьев А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии //Зарубежные исследования по психологии познания. Сборник аналитических обзоров. М., 1977. — С. 215−234.
- Султангалиева Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей в ситуации депривации основных потребностей: Автореферат канд. дис. М., 1988.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
- Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М. 1983. — С. 121−125.
- Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. — Т. 2.-№ 2.-С. 68 -76.
- Тищенко Ю.В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5−8 лет из воцерковленных православных и невоцерковлен-ных семей//Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 27−35.
- Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. -С. 27−34.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
- Уталиева Ж.Т. Социально-психологические особенности формирования ценностных ориентации подростков //Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль. 2000. — Т. 3. — С. 193−197.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
- Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975.
- Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности //Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 3. — С.84−93.
- Холодная М.А. О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интелектуальной деятельности //Когнитивные стили. Таллинн, 1986.-С. 59−64
- Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? //Психологический журнал. -1996. Т. 17. — № 1. — С.61−69.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва — Томск, 1997.
- Шаханова Н.Ж. Половозрастная стратификация традиционного общества казахов (конец 19 нач. 20 в) //Этносы и этнические процессы. -М&bdquo- 1993. — С. 137−150.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Швебель М., Маер Ч. А., Фэгли Н. С. Роль социальной среды в когнитивном развитии // Перспективы. Вопросы образования. 1991. -№ 3.-С. 7- 22.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Автореферат канд. диссерт. Л., 1983.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.
- Шмелев А.Г., Кондратьева А. С. Психологический анализ стилей межличностного восприятия в семье //Семья и формирование личности. М&bdquo- 1981. — С. 80−86.
- Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М&bdquo- 1975. — Вып. 5.
- Южанинова A.JI. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Автореферат канд. дис. Л., 1988.
- Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. New York. 1964.
- Berkowits L. Frustration Aggression Hypothesis: Examination and Reformulation//Psychological Bulletin. 1989. V. 106. P.59−73.
- Brangart-Rieker J.M., Stifter S.A. Infants Responses to Frustrating Situations: Continuity and Change in Reactivity and Regulation. //Child Development, 1996, V. 67. № 4, p. 1767−1779.
- Chandler M.J. Egocentrism and antisocial behavior: The assessment and trainig of social perspective-taking skills. // Developmental Psychology, 1973, V.9, № 3, p. 326−332.
- David J. Smith., Caplan J. Cultural Differences in Cognitive Style Development. // Developmental Psychology, 1988, V. 24, № 1, p. 46−52.
- David M. Dush., Michael L. Hirt., Harold E. Schroeder. Self-Statement Modification in Treatment of Child Behavior Disorders: A Meta-Analysis. // Psycholog. Bull. 1989, V. 106, № 1, p. 97−106.
- Kagan J. Developmental studies in reflection and analysis. // Yought and personality: Selected reading. /Ed. by P.B. Wall. Harmindsworth, Middle’x, Pergum Books, 1970, p. 237−260.
- Kagan J. Impulsive and reflective children. Significance of conceptual tempo //Krumboltz J.D. (ed). Learning and the educational process. Chicago: RandMcNally, 1965.
- Kakas B. Gyermekek reakcioi interperszonalis frustracios helyzet-ben //Magy. pszichol. szemle. 1983, 40, 1, p. 40−51.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanfort, 1974.
- Meichenbaum D., Godman J. Reflection-impulsivity and verbal control of motor behavior //Child Development, I960, V. 40, № 3, p. 785−797.
- Messer S.B., Brodzinsky D. The relation of conceptual tempo to aggression and the control //Child Development, 1979, V. 50, № 3, p 756−758.
- Pareek U. Developmental Patterns in Reactions to frustrations. London, 1964.
- Shantz D.W. Conflict, aggression and peer status: an observational stady// Child Development, 1986, V. 57, № 6, p. 1322−1332.
- Saracho O.N. Cognitive Style and Social Behavior in Young Mexican American Children // International Journal of Early Childhood, 1991, V. 23, № 2, p. 21−38.
- Shure M.B., Spivak G. Interpersonal problem solving as a mediator of behavioral adjusment in preschool and kindergarten children //Journal of Applied Development Psychology, 1980, № 1, p. 29−44.