Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В общении с взрослыми и казахские, и русские дети и подростки обнаруживают более конструктивные способы поведения, чем в общении со сверстниками. Однако казахские школьники проявляют себя в общении с взрослыми более активными и самостоятельными, чем их русские сверстники. Выраженность полюса когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность» и его влияние на фрустрационное поведение оказалось… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психологические особенности поведения в ситуациях фрустрации
    • 1. Психологические исследования фрустрационного поведения
      • 1. 1. Общая характеристика способов поведения в ситуации фрустрации
      • 1. 2. Факторы, определяющие поведение детей и подростков в ситуациях фрустрации
    • 2. Влияние этнической принадлежности на поведение в ситуациях фрустрации
      • 2. 1. Особенности поведения в ситуациях фрустрации представителей различных культур
      • 2. 2. Система воспитания (социализации) детей в традиционном обществе казахов
  • ГЛАВА II. Когнитивный стиль как детерминанта индивидуальных различий в поведении
    • 1. Основные направления исследований когнитивных стилей в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. Взаимосвязь когнитивного стиля «импульсивностьрефлексивность» и поведенческих характеристик
    • 3. Постановка проблемы, гипотезы и задачи исследования
  • ГЛАВА III. Методы исследования
    • 1. Тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга (детский вариант)
    • 2. Тест на нахождение подобных рисунков (TE-NA-ZO)
  • ГЛАВА IV. Исследование способов поведения казахских и русских детей и подростков в ситуациях фрустрации
    • 1. Результаты экспериментального исследования способов поведения казахских и русских детей и подростков в ситуациях фрустрации
      • 1. 1. Особенности фрустрационных реакций казахских и русских младших школьников
      • 1. 2. Особенности фрустрационных реакций казахских и русских подростков
      • 1. 3. Сравнительная характеристика способов поведения в ситуациях фрустраций младших школьников и подростков разных этногрупп
      • 1. 4. Поведение казахских и русских младших школьников и подростков в общении с взрослыми и сверстниками
      • 1. 5. Исследование тендерных реакций в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
      • 1. 6. Особенности фрустрационного поведения младших школьников и подростков с различным уровнем импульсивности
    • 2. Сравнительный анализ способов поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
      • 2. 1. Этнические различия в способах поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков
      • 2. 2. Возрастные изменения в способах поведения в ситуациях фрустрации младших школьников и подростков разных этногрупп
      • 2. 3. Особенности поведения казахских и русских детей и подростков в ситуациях фрустрации в общении со взрослыми и сверстниками
      • 2. 4. Характер фрустрационных реакций мальчиков и девочек разных этногрупп
      • 2. 5. Особенности фрустрационного поведения казахских и русских детей и подростков с различной степенью импульсивности

Особенности поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено изучению способов поведения в ситуациях фрустраций казахских и русских детей младшего школьного и подросткового возраста.

Актуальность темы

Изучение различных сторон поведения детей, условий его формирования является одной из традиционных проблем детской и возрастной психологии. Однако многие аспекты этой темы до сих пор недостаточно изучены.

В повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с различными трудными ситуациями, которые он должен преодолеть, найти тот или иной способ действия, чтобы решить возникшую проблему. Формирование индивидуальных способов преодоления трудностей начинается в детском возрасте. Существует ряд психологических исследований, посвященных изучению особенностей поведения детей и подростков в различных трудных ситуациях (Р.Б.Аугис, 1984; Е. Е. Данилова, 1990; А. С. Зобов, 1982 и др.). В данных работах было показано, что ситуации, вызывающие затруднения и провоцирующие отрицательные эмоциональные переживания, возникают во всех сферах жизнедеятельности ребенка (в семье, в школе, в общении с взрослыми и сверстниками и т. д.). Среди них наиболее распространенными, даже типичными для детей, являются ситуации фрустрации.

В большинстве психологических исследований, посвященных проблеме поведения детей в ситуациях фрустрации, рассматривается влияние различных факторов на такое поведение. Можно отметить следующие из них: а) возраст (И. Шванцара, 1978; и. Рагеек, 1964) — б) пол (С.Т. Беккожанова, 1971; В. Каказ, 1983; Е.Е. МассоЬу, С. ШаскНп, 1974; и др) — в) социальные условия развития (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; и др) — г) социальный статус ребенка в группе (В.Каказ, 1983) — д) состояние физического здоровья (Н.Д.Игнатьева,.

1981) — е) особенности когнитивной организации (M.B. Shure, G. Spivak, 1980; М. Chandler, 1973; и др). В этом ряду необходимо упомянуть и такой фактор, как этническая принадлежность. Полученные в экспериментальных исследованиях данные показывают, что в ситуациях фрустрации представители разных этнических групп демонстрируют неодинаковые способы поведения (3. Айгумова, 1997; Л. И. Алексеева, 1994; Т. Ц. Дугарова, 1999; Т. А. Талалуева, 1997; и др).

Как отмечалось выше, важным фактором, определяющим способы поведения в ситуациях фрустрации, выступают особенности когнитивной организации, одним из проявлений которой являются так называемые когнитивные стили. Они отражают особенности индивидуальных способов переработки информации и находят свое выражение в стабильных свойствах личности. Когнитивные стили проявляются во всех сферах жизнедеятельности индивида, в том числе влияют и на поведение человека. В частности, исследования показывают, что такой когнитивный стиль, как «импульсивность — рефлексивность» влияет не только на успешность обучения, но и на другие поведенческие проявления. Обнаружено, что слабо выраженная способность управления познавательными процессами у импульсивных индивидов может проявиться и при регулировании ими своего поведения: они более склонны к открытой агрессивности в конфликтных ситуациях (S.B. Messer, D. Brodzinsky, 1979).

Наряду с этим существуют данные, согласно которым когнитивная организация может иметь определенное своеобразие в зависимости от этнической принадлежности (А.Р. Лурия, 1974).

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность исследования этнических особенностей фрустрационного поведения, однако психологические данные по этому вопросу разрозненны и фрагментарны, возрастной аспект данной проблемы исследован недостаточно.

Объект исследования — этнопсихологическое своеобразие поведения в ситуациях фрустрации.

Предмет исследования — возрастные, тендерные, когнитивно-стилевые особенности фрустрационного поведения казахских и русских детей и подростков.

Цель работы: изучить влияние этнокультурного фактора на особенности способов поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков.

Общая гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что этнокультурная принадлежность казахских и русских детей и подростков будет определять своеобразие их поведения в ситуациях фрустрации.

Мы предполагаем, что:

— поведение представителей казахского этноса, складывающееся под влиянием традиционной системы воспитания восточных народов, отличается меньшей экстрапунитивностью, большей сдержанностью и меньшей агрессивностью, чем поведение русских детей и подростков;

— влияние фактора этнокультурной принадлежности обнаруживается в своеобразии возрастной динамики и тендерных различиях во фрустрационном поведении казахских и русских детей и подростков;

— выраженность полюсов когнитивного стиля «импульсивностьрефлексивность» как одного из факторов, обусловливающих способы поведения в ситуациях фрустрации, будет неодинакова у детей и подростков двух этногрупп.

Для проверки сформулированных гипотез были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить возрастные особенности и проследить возрастную динамику поведения в ситуациях фрустрации младших школьников и подростков казахской и русской национальности.

2. Проследить тендерные различия во фрустрационном поведении казахских и русских детей и подростков.

3. Проанализировать способы поведения в ситуациях фрустрации казахских и русских детей и подростков в общении со взрослыми и сверстниками.

4. Изучить особенности фрустрационного поведения казахских и русских школьников с различной степенью выраженности когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность».

Методы исследования.

В работе был использован ряд методик, позволяющих изучить фрустрационные реакции детей и подростков и когнитивные стили реагирования.

— тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга, направленный на выявление способов поведения в ситуациях фрустрации (детский вариант);

— тест ТЕ — NA — ZO, предназначенный для диагностики когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность»;

— наблюдение за поведением младших школьников и младших подростков в условиях школы.

Организация исследования. В исследовании приняли участие школьники 7- 8 и 11- 12 лет, проживающие в г, Актюбинске и г. Москве. Общее число испытуемых 215 человек. Группа казахских школьников — 112 человек (56 мальчиков, 56 девочек), проживающих в г. Актюбинске. Все испытуемые являются учащимися казахской общеобразовательной средней школы, в которой наряду с современными методами обучения и воспитания используются и традиционные методы казахской народной этнопедагогики. Все школьники в равной степени свободно владеют как родным казахским, так и русским языком.

В русскую часть выборки вошли 103 ученика (53 мальчика, 50 девочек) средних общеобразовательных школ г. Москвы. Русская группа испытуемых также в целом однородна и включает в себя в основном детей русской национальности.

Научная новизна и теоретическое значение работы определяется тем, что в ней изучено влияние этнокультурной среды на способы поведения детей и подростков — представителей разных национальностей (казахской и русской) — в ситуациях фрустрации. В исследовании удалось обнаружить различия не только в общем фрустрационном поведении казахских и русских детей и подростков, но также выявить различия в их возрастных и тендерных реакциях на фрустрацию, в способах взаимодействия в ситуациях фрустрации со взрослыми и сверстниками.

Установлено, что в ситуациях фрустрации казахские дети и подростки проявляют большую склонность к экстрапунитивному поведению (а именно: агрессивности, враждебности), чем их русские сверстники.

Возрастная динамика фрустрационных реакций у казахских и русских школьников в целом сходна: у подростков экстрапунитивное поведение становится менее выраженным, чем у младших школьников. Однако поведение казахских школьников в обеих возрастных группах оказывается более экстрапунитивным, чем у их русских сверстников.

Тендерные различия во фрустрационном поведении детей и подростков определяются этнокультурной принадлежностью и неодинаково проявляются в разных возрастах. У младших школьников более самостоятельными и конструктивными в решении фрустрационных ситуаций оказываются мальчики обеих этнических групп. У русских подростков девочки оказываются более активными в решении фрустрационных ситуаций, чем их сверстники-мальчики. У казахских же подростков тендерные различия не обнаружены.

В общении с взрослыми и казахские, и русские дети и подростки обнаруживают более конструктивные способы поведения, чем в общении со сверстниками. Однако казахские школьники проявляют себя в общении с взрослыми более активными и самостоятельными, чем их русские сверстники. Выраженность полюса когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность» и его влияние на фрустрационное поведение оказалось сходным во всех группах независимо от этнической принадлежности, возраста и пола. Установлено, что, чем выше уровень импульсивности у испытуемых, тем большую склонность к проявлению агрессии демонстрируют они в ситуациях фрустрации.

Практическая значимость. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при разработке специальных развивающих программ, направленных на обучение детей и подростков конструктивным способам поведения в трудных ситуациях и преодоление сложившихся неконструктивных способов поведения с учетом индивидуально-стилевых и этнокультурных особенностей школьников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная среда является важным фактором, определяющим способы поведения детей и подростков в ситуациях фрустраций. У казахских и русских детей и подростков этнокультурная принадлежность влияет как на общее фрустрационное поведение, так и на возрастные, половые особенности реагирования на фрустрирующие ситуации.

2. Несмотря на особенности системы воспитания в традиционном казахском обществе, ориентированном на неконфликтное общение и сдерживание отрицательных эмоций, для казахских детей и подростков наиболее характерным в ситуациях фрустрации является открытое выражение негативных эмоциональных реакций. Русские дети и подростки в аналогичных ситуациях демонстрируют в большей степени реакции, лишенные агрессии и враждебности.

3. Когнитивный стиль «импульсивность-рефлексивность» выступает одним из факторов, обусловливающих фрустрационное поведение детей и подростков. Обнаружена общая закономерность, проявляющаяся независимо от этнической принадлежности, а также возраста и пола детей и подростков: высоким и средним уровням импульсивности соответствует более выраженное экстрапунитивное поведениенизкому уровню импульсивности — импунитивное поведение.

Апробация работы. Полученные в исследовании результаты обсуждались на заседаниях лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, кафедры педагогики и психологии Актюбинского университета «Дуние».

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Текст рукописи иллюстрирован таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, обобщая полученные результаты, можно видеть, что способы поведения в ситуациях фрустрации неодинаковы у казахских и русских детей и подростков, мальчиков и девочек. Выявленные у испытуемых способы поведения могут быть обусловлены возрастом, полом, этнической принадлежностью, выраженностью у школьников одного из полюсов когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность». В исследовании было установлено, что с возрастом у детей повышается конструктивность в овладении фрустрационными ситуациями.

Полученные данные фиксируют имеющиеся различия, но в настоящее время сами нуждаются в объяснении. Это требует новых исследований в данном направлении.

Тем не менее, полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Способы поведения в ситуациях фрустрации неодинаковы у детей и подростков, представляющих разные этнические группы — казахскую и русскую. При этом различия обнаружены не только в общем фрустрационном поведении казахских и русских детей и подростков, но и в возрастных, тендерных особенностях реагирования на ситуации фрустрации, а также и при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

2. Казахские дети и подростки в ситуациях фрустрации в целом демонстрируют более выраженную склонность к внешнему проявлению агрессии и требовательности по отношению к другим людям, чем их русские сверстники. Русские дети и подростки во фрустрирующих ситуациях гораздо меньше склонны к демонстрированию агрессивного поведения, их реакции более нейтральны, безобвинительны.

3. Конструктивность поведения детей при переходе из младшего школьного в подростковый возраст повышается как в казахской, так и в русской выборке. У подростков, по сравнению с младшими школьниками, становится менее выраженным экстрапунитивное, т. е. обращенное к окружающим, поведение. Однако казахские подростки склонны к выражению импульсивной, открытой агрессии больше, чем их русские сверстники.

4. Тендерные различия во фрустрационных реакциях детей и подростков обнаружены во всех возрастных, этнических группах испытуемых, кроме казахских подростков.

5. В ситуациях фрустрации в общении со взрослыми и сверстниками казахские и русские дети и подростки также выбирают разные способы поведения. Общаясь со взрослыми, и казахские, и русские школьники демонстрируют более конструктивные способы поведения, чем в общении со сверстниками. При этом казахские дети и подростки показали себя при общении со взрослыми более конструктивными и активными, чем их русские сверстники.

6. Принадлежность к казахской и русской культуре не влияет на степень импульсивности испытуемых. Установлено, что способы поведения детей и подростков в ситуациях фрустрации, независимо от этнической принадлежности, а также возраста и пола, соотносятся с уровнем выраженности одного из полюсов когнитивного стиля «импульсивность-рефлексивность» следующим образом: чем выше уровень импульсивности у ребенка, тем больше выражена склонность к проявлению непосредственных, эмоциональных реакций и демонстрированию враждебных действий, адресованных окружающим.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Проблема диагностики импульсивности как фактора индивидуальных различий в зарубежной психологии // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. — М., 1979. — С. 34−42.
  2. В.Н. Стиль действования: импульсивность-управляемость// Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С. 121−127.
  3. З.И. Особенности самосознания традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия: Диссерт. канд. псих. наук. -М&bdquo- 1997.
  4. Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Диссерт. канд. псих. наук. М., 1994.
  5. В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 17−20.
  6. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  7. Ю.М., Гульдан В. Г. Криминальная патопсихология, М., 1991.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  9. А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Когнитивные стили. Таллинн., 1986. — С. 21−23.
  10. Ю.Аугис Р. Б. Особенности волевой регуляции младших школьников в условиях напряженности: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Рязань, 1984.
  11. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. — № 2. — С. 118 — 125.
  12. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 3. — С. 78−86.
  13. Ф.В. Сознание и «бессознательное» и болезнь // Вопросы философии. 1971. — № 9, — С. 90−102.
  14. С.Т. О некоторых особенностях межличностных проявлений // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. -С. 155.
  15. А. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
  16. Бережнова J1.H. Особенности фрустрационной напряженности осужденных подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994. — С. 47−59.
  17. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.
  18. Т.Г., Корнилова Т В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994 с.
  19. А.Д., Ершов Б. Б., Фаин А. П. Агрессия как пусковой механизм саморазрушающего поведения у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. — С. 102−106.
  20. Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
  21. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
  22. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104−114.
  23. Т.П., Фетисова Е. В. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С. 95 -108.
  24. З.А. Этнические различия в обеспечении образовательного процесса (учет психодинамических особенностей учащихся и студентов финно-угорского и русского этносов республики Карелия)//Грант в области педагогики 97 283−88. М&bdquo- 2000.
  25. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  26. Е.В., Генкин A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л ., 1973.
  27. Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. М., 1997.
  28. Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С. 69−80.
  29. Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9−11 лет: Диссерт. канд. псих. наук. М., 1990.
  30. Т. Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1999.
  31. В., Палей И. М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 86−91.
  32. О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. — № 4, — С. 138−146.
  33. Р.К. Научно-педагогические основы внедрения казахской этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс школы: Автореферат диссерт. доктора пед. наук. Алматы, 2001 с.
  34. М.С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. -М., 1988.-С. 181−236.
  35. М.С. Особенности социализации личности, влияющие на формирование когнитивного стиля // Экспериментальные исследования общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. -С. 78−84.
  36. М.С. Природа межиндивидуальной вариативности показателей когнитивного стиля: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1983.
  37. Т. А. Внутрисемейные отношения // Семья у народов Средней Азии и Казахстана // Семейный быт у народов СССР. М., 1990. — С. 489−506.
  38. .В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1981.- № 2. — С. 9−15.
  39. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  40. .В. Патопсихология. М., 1986.
  41. A.C. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциоген-ных ситуациях: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Рязань, 1982.
  42. Н.Д. Сравнительное изучение особенностей личности у детей, страдающих эпилепсией и бронхиальной астмой: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Л., 1981.
  43. A.A., Уталиева Ж. Т. Социализация личности подростков в ситуации социальной нестабильности //Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000, — Т. 2, — С. 15−19.
  44. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
  45. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.
  46. Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1995 с.
  47. И.Н. Когнитивная сложность как личностная характеристика // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. С. 32−49.
  48. И.Н. Личность как система конструктов //Системные исследования. М., 1976. — С. 128 -149.
  49. В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. Л., 1976.
  50. В.А. Исследование когнитивных стилей в СССР //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — С. 17−36.
  51. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент (Системное исследование). Пермь, 1976. — С. 45- 64.
  52. В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
  53. А.В., Шаханова Н. Ж. Ребенок в системе традиционной обрядности казахов (Родильный и ранний воспитательный циклы) // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. -Санкт-Петербург. 1998. С. 7−36.
  54. М., Скрибнер М. Культура и мышление. Психологический очерк. М., 1977.
  55. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М., 1997.
  56. Т.В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шурина О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. — С. 99−103.
  57. Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 140 147.
  58. Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации// Вопросы психологии. -1997. № 4. — С. 86−94.
  59. Н.Д. Фрустрация один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−129.
  60. А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: Автореферат диссерт. канд. псих. наук. М., 1993.
  61. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально психологическое исследование. — М., 1974.
  62. Н.Э. Казахи в 20 столетии: этническое развитие и исторические судьбы // Расы и народы. М., 1993. Выпуск 22. — С. 98−117.
  63. B.C. Изменения условнорефлекторной деятельности в психологическом конфликте типа фрустрации // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. Пермь, 1964. — С. 81−93.
  64. Метод исследования фрустрационной толерантности С.Розенцвейга. -Архангельск, 1995.
  65. Методические рекомендации по изучению когнитивных стилей в психологии. Смоленск, 1987.
  66. В.Э., Московкина А. Г. Мотивация и фрустрация у подростков //Психология подростка. Межвуз. сб-к. научн. тр. М., 1993. — С. 48−61.
  67. Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. М., 1970. Вып. 2. -С. 40−46.
  68. A.A. Личность, психическая адаптация и творчество. -Ереван, 1980.
  69. A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988.
  70. Л.С., Хавин А. Б. Прогнозирование готовности к экстренному действию в состоянии стресса //Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 135−137.
  71. H.A. Биометрия. М., 1970.
  72. A.M., Толстых H.H. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Возрастные особенности психического развития детей. Сб. научн. тр. М., 1982.-С. 94−111.
  73. A.M., Толстых H.H. Психологический портрет ребенка из детского дома //Вы решили усыновить ребенка. М., 2001. — С. 108−188.
  74. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
  75. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  76. Развитие личности ребенка. М., 1987.
  77. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  78. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  79. B.C., Аршавский В В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  80. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1991. — № 1.- С. 81−87.
  81. Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология //Проблема клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. — С. 95−112.
  82. А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». Караганда, 2001. — С. 172−178.
  83. .Д. Родоплеменной фактор в системе «руководитель-подчиненный» //Социологические исследования. 1998. — № 3. -С.20−23.
  84. B.C. Старшеклассники в мире политики: Эмпирические исследования. М., 1997.
  85. Е.Т. Мотивация восприятия в норме и патологии. -М&bdquo- 1976.
  86. Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М&bdquo- 1980.
  87. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  88. А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии //Зарубежные исследования по психологии познания. Сборник аналитических обзоров. М., 1977. — С. 215−234.
  89. .К. Особенности социального поведения трудных детей в ситуации депривации основных потребностей: Автореферат канд. дис. М., 1988.
  90. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.
  91. Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М. 1983. — С. 121−125.
  92. Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. — Т. 2.-№ 2.-С. 68 -76.
  93. Ю.В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5−8 лет из воцерковленных православных и невоцерковлен-ных семей//Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 27−35.
  94. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. -С. 27−34.
  95. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
  96. .Т. Социально-психологические особенности формирования ценностных ориентации подростков //Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль. 2000. — Т. 3. — С. 193−197.
  97. А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
  98. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  99. В. Человек и агрессия. М., 1975.
  100. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности //Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 3. — С.84−93.
  101. М.А. О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интелектуальной деятельности //Когнитивные стили. Таллинн, 1986.-С. 59−64
  102. М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? //Психологический журнал. -1996. Т. 17. — № 1. — С.61−69.
  103. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва — Томск, 1997.
  104. Н.Ж. Половозрастная стратификация традиционного общества казахов (конец 19 нач. 20 в) //Этносы и этнические процессы. -М&bdquo- 1993. — С. 137−150.
  105. Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  106. М., Маер Ч. А., Фэгли Н. С. Роль социальной среды в когнитивном развитии // Перспективы. Вопросы образования. 1991. -№ 3.-С. 7- 22.
  107. Т. Социальная психология. М., 1969.
  108. И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Автореферат канд. диссерт. Л., 1983.
  109. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.
  110. А.Г., Кондратьева А. С. Психологический анализ стилей межличностного восприятия в семье //Семья и формирование личности. М&bdquo- 1981. — С. 80−86.
  111. Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М&bdquo- 1975. — Вып. 5.
  112. A.JI. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: Автореферат канд. дис. Л., 1988.
  113. Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. New York. 1964.
  114. Berkowits L. Frustration Aggression Hypothesis: Examination and Reformulation//Psychological Bulletin. 1989. V. 106. P.59−73.
  115. Brangart-Rieker J.M., Stifter S.A. Infants Responses to Frustrating Situations: Continuity and Change in Reactivity and Regulation. //Child Development, 1996, V. 67. № 4, p. 1767−1779.
  116. Chandler M.J. Egocentrism and antisocial behavior: The assessment and trainig of social perspective-taking skills. // Developmental Psychology, 1973, V.9, № 3, p. 326−332.
  117. David J. Smith., Caplan J. Cultural Differences in Cognitive Style Development. // Developmental Psychology, 1988, V. 24, № 1, p. 46−52.
  118. David M. Dush., Michael L. Hirt., Harold E. Schroeder. Self-Statement Modification in Treatment of Child Behavior Disorders: A Meta-Analysis. // Psycholog. Bull. 1989, V. 106, № 1, p. 97−106.
  119. Kagan J. Developmental studies in reflection and analysis. // Yought and personality: Selected reading. /Ed. by P.B. Wall. Harmindsworth, Middle’x, Pergum Books, 1970, p. 237−260.
  120. Kagan J. Impulsive and reflective children. Significance of conceptual tempo //Krumboltz J.D. (ed). Learning and the educational process. Chicago: RandMcNally, 1965.
  121. Kakas B. Gyermekek reakcioi interperszonalis frustracios helyzet-ben //Magy. pszichol. szemle. 1983, 40, 1, p. 40−51.
  122. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanfort, 1974.
  123. Meichenbaum D., Godman J. Reflection-impulsivity and verbal control of motor behavior //Child Development, I960, V. 40, № 3, p. 785−797.
  124. Messer S.B., Brodzinsky D. The relation of conceptual tempo to aggression and the control //Child Development, 1979, V. 50, № 3, p 756−758.
  125. Pareek U. Developmental Patterns in Reactions to frustrations. London, 1964.
  126. Shantz D.W. Conflict, aggression and peer status: an observational stady// Child Development, 1986, V. 57, № 6, p. 1322−1332.
  127. Saracho O.N. Cognitive Style and Social Behavior in Young Mexican American Children // International Journal of Early Childhood, 1991, V. 23, № 2, p. 21−38.
  128. Shure M.B., Spivak G. Interpersonal problem solving as a mediator of behavioral adjusment in preschool and kindergarten children //Journal of Applied Development Psychology, 1980, № 1, p. 29−44.
Заполнить форму текущей работой