Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальный работник, как субъект социальной работы, имеет ряд социально-психологических качеств, а именно: коммуникативность, эмпатию, толерантность, тактичность, стремление к самосовершенствованию, организаторские способности, целеустремленность, оперативность, гуманность, адаптивность и т. п., определяющих его профессиональную компетентность и влияющих на профессиональное становление… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию профессионализма в отечественной психологии
    • 1. 2. Психолого-акмеологический подход к проблеме профессионализма
    • 1. 3. Социально-психологический аспекты успешной профессиональной деятельности специалистов
  • 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 2. 1. Содержание и структура социальной работы
    • 2. 2. Социальный работник как субъект профессиональной деятельности
    • 2. 3. Условия и факторы, влияющие на становления социального работника, как профессионала
  • 3. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Модель профессионализма социального работника
    • 3. 2. Становление профессионализма социального работника
    • 3. 3. Социально-психологический тренинг как эффективная технология профессионализации социального работника

Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами дифференциация населения, безработица, появление беженцев, вынужденных переселенцев, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация — это реалии сегодняшнего дня.

В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и общностей, что, в свою очередь, вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах — специалистах социальной работы. Эта потребность обуславливается проблемами как объективного, так и субъективного характера.

1. В целом состояние кадрового обеспечения социальной сферы является неудовлетворительным, и в ближайшей перспективе напряженность в кадровом обеспечении социальных служб сохранится.

2. Произошло очевидное обострение целого ряда глобальных проблем жизнедеятельности современного человека, что требует массовой подготовки специалистов в области социальной защиты, ее глубокой специализации, технологизации.

3. Сегодня в стране только формируется структура по координации проблем подготовки социальных работников, ее научного, методического, экономического, правового обоснования с одновременной практикой выпуска вузами специалистов в этой области.

В дальнейшем мы будем рассматривать понятия «социальный работник», «специалист по социальной работе» и «специалист социальной сферы» в качестве синонимов.

4. Подготовка социальных работников пока не отрегулирована как в плане аттестации кадров, уточнения их должностных функций, этических и правовых норм, вопросов экономического обеспечения и стимулирования труда в социальной сфере, так и в плане изучения деятельности социальных работников, учета изменения факторов, влияющих на профессиональное становление специалистов этой профессии.

Говоря о специалистах социальной сферы необходимо, помнить, что в ходе своей деятельности они постоянно взаимодействуют с социумом, воздействуют на него для достижения оптимальных условий жизнедеятельности клиентов. В связи с этим возникает необходимость изучить особенности профессиональной деятельности социальных работников, которые лучше всего, на наш взгляд, могут быть раскрыты в рамках социальной психологии. И, как справедливо заметил Сухов А. Н., именно создание теоретических основ социальной психологии стимулирует возникновение института социальной работы в России (124).

В рамках социально-психологических исследований традиционно подробно рассматриваются групповые процессы, взаимоотношения членов группы, социально-психологические качества личности, ее социализация, но в то же время очень мало внимания уделяется вопросу профессионализации специалистов, в частности, проблемам профессионального становления взрослых, а также изменению социально-психологических качеств их личности в процессе профессиональной социализации. Объект исследования: личность социального работника. Предмет исследования: социально-психологические особенности профессионализма социального работника. Цель диссертационного исследованиявыявить социально-психологические особенности профессионализма социальных работников и динамику их становления. s.

Теоретические и прикладные задачи:

1) изучить теоретические подходы к понятиям «профессионализм», «деятельность социального работника» в психологических исследованиях;

2) выделить социально-психологические особенности профессионализма социальных работников;

3) определить степень влияния изменений профессиональной компетентности на изменение профессионального профиля интересующей нас группы специалистов;

4) выявить динамику профессионализации социальных работников в вузе;

5) обозначить социально-психологические техники повышения эффективности профессионального становлений специалистов по социальной работе.

Гипотезы исследования:

1) профессионализм социального работника обуславливается его социально-психологическими качествами;

2) профессиональная компетентность, состоящая из методического, социального и организационного компонентов, предопределяет профессионализм социального работника;

3) профессионализация социального работника может быть рассмотрена как неравномерный динамический процесс изменения его профессионально-личностных качеств;

4) профессиональная социализация социального работника становится более эффективной при использовании адекватных социально-психологических техник, в частности социально-психологического тренинга.

Методологическую основу работы составили основные положения системно-деятельностного подхода, предполагающие комплексное рассмотрение изучаемого вопроса — профессионализма социального работника. Основными принципами, на которых базируется теоретическая концепция, являются следующие фундаментальные принципы психологии: принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности личности.

Эмпирическая база исследованияобщая численность испытуемых, охваченных конкретным социально-психологическим исследованием, составила 380 человек: студенты специальности «Социальная работа» в возрасте 17−25 лет, социальные работники, имеющие базовое высшее образование по данной специальности, социальные работники, не имеющие базового образования в данной сфере в возрасте от 25 до 47 лет.

Методы исследования. В процессе исследовательской работы использовался анализ основных подходов к понятию профессионализма, теоретических аспектов социальной работы, зарубежного и отечественного опыта данного вида деятельности, обучения социальных работников как в России, так и за рубежом.

Сбор информации производился методами опроса, в том числе по специально составленному авторскому опроснику, а также использовался метод экспертных оценок. В процессе исследования также использовалась методика М. Рокича (адаптированный и модифицированный вариант Д.А.Леонтьева).

Обработка результатов производилась статистическими методами, среди которых, прежде всего, использовался факторный анализ. Результаты подвергались математической обработке при помощи пакета компьютерных программ «EXCEL» и «Statistica for Windows'95» .

Кроме того, в работе применялся метод моделирования профессионального профиля социального работника.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, апробированными и надежными методами исследования, в том числе методами обработки результатов, репрезентативностью выборки и проверкой полученных данных на практике.

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в следующем:

• определены особенности профессионализма социальных работников, а также выявлены и систематизированы факторы и условия, влияющие на эффективное профессиональное становление выделенной группы специалистов;

• разработан и апробирован на конкретном эмпирическом материале инструментарий, позволяющий выявить компоненты профессиональной компетентности социального работника (организационный, социальный и методический);

• обозначены особенности динамики профессионального становления представителей такой профессиональной группы как «социальные работники» в период обучения в вузе;

• в рамках выделения алгоритма формирования профессионализма социального работника, обозначены социально-психологические техники повышающие эффективность профессионального становления выделенной нами группы специалистов.

Практическая значимость исследования.

Рассмотренные положения и выводы создали реальные возможности для методического обеспечения профессионально-личностного развития социального работника в процессе его подготовки, переподготовки и профессионального функционирования.

Разработанная модель, раскрывающая профессиональный профиль социального работника, может служить теоретическим основанием при определении профессиональных и квалификационных характеристик социального работника, построении профессиограммы, выработке критериев и показателей эффективности социальной работы и организации аттестации работников социальной сферы.

Наличие и использование целевой методики для определения профессионального роста позволяют реализовать имеющиеся средства и способы для стимулирования профессионального самосовершенствования, создать соответствующие психологические условия профессиональной деятельности и предпосылки для поддержания ее стабильных высоких результатов.

Результаты исследования помогут при организации диагностики конкретных производственных проблем, построении процесса их разрешения, а также при профессиональном отборе кадров. Положения, выносимые на защиту:

1) профессионализм социального работника во многом определяется социально-психологическими качествами его личности;

2) профессиональная компетентность, включающая в себя методический, организационный, социальный компоненты, предопределяет профессионализм социального работника;

3) профессиональная социализация социального работника представляет собой неравномерный динамичный, системно-организованный процесс становления его как профессионально-ориентированной личности;

4) процесс профессионализации социального работника в период обучения и переобучения в вузе становится более эффективным при условии использования социально-психологического тренинга.

Апробация и внедрение результатов исследования. I. Основные положения и результаты работы докладывались:

• на зимней сессии Методологического университета «Открытое общество», секции «психология», 27 января — 9 февраля 1998 г в С анкт-Петербу pre;

• на Всероссийском научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики образовательных учреждений», проводимом на базе Ульяновского государственного университета (УлГУ) в 199S г.- W.

• на методологических семинарах по проблемам оптимизации профессионального обучения специалистов социальной работы, на базе кафедры педагогики высшей школы и социальной работы.

УлГУ в 1995 — 1998 г. г.;

• на проблемных семинарах, проводимых Ульяновскими областным и городским комитетами социальной защиты населения, комитетами женщин, материнства и детства в 1995 — 1998 г.г.;

• на региональной научно-практической конференции «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона», проводимой на базе Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете в 1998 г.г.

2. Результаты исследования реализуются в системе подготовки специалистов социальной работы УлГУпереподготовки специалистов по специальности «Социальная работа» института дополнительного образования УлГУ.

3. Разработанная нами модель профессионализма социальных работников использована при аттестации специалистов социальных служб в комитетах социальной защиты населения г. Ульяновска и Ульяновской области.

4. Основные положения и результаты теоретических и экспериментальных исследований опубликованы в форме тезисов научно-практических конференций и семинаров, методических рекомендаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, использованной в исследовании и 5 приложений. Общий объем — 152 страницы. Список используемой литературы включает 200 наименований. Работа содержит также 11 таблиц, 4 схемы, 4 диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие социальной работы в стране идет одновременно с процессом формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников. В настоящее время в этом процессе имеются различные трудности, проблемы, которые требуют кардинально действенных решений как на государственном, так и региональном уровнях.

В данном исследовании делается попытка к обобщению материала, накопленного в рамках обозначенных выше направлений, на примере определения профессионализма социального работника.

Теоретический анализ обозначенной проблемы показал, что социальная работа как вид деятельности, еще не имеет в достаточной мере четкую структуру профессионализма и как вид деятельности в России еще мало изучена. При этом исследование подтвердило предположение о том, что деятельность социального работника многогранна и сложна.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Социальный работник, как субъект социальной работы, имеет ряд социально-психологических качеств, а именно: коммуникативность, эмпатию, толерантность, тактичность, стремление к самосовершенствованию, организаторские способности, целеустремленность, оперативность, гуманность, адаптивность и т. п., определяющих его профессиональную компетентность и влияющих на профессиональное становление рассматриваемой нами группы специалистов.

2. Профессиональная компетентность, включающая в себя методический, социальный и организационный компоненты, предопределяет профессионализм социального работника.

3. Профессиональное развитие социального работника — динамичный, системно-организованный, вариативный, индивидуально-творческий процесс становления его как личности и как профессионала, который в большей степени становится самодетерминированным процессом, связанным с формированием личностных качеств специалиста, чем обстоятельств.

4. Использование социально-психологического тренинга программно-целевой направленности в ходе переподготовки социальных работников обеспечивает профессионализм социальных работника.

В целом, результаты проведенной исследовательской работы позволили подтвердить выдвинутые гипотезы, показать эффективность выбранного пути, наметить дальнейшие перспективные направления исследований. Среди них исследования проблемы связа-ной с углублением изучения профессионально значимых качеств, обеспечивающих успешность деятельности социального работника, а также динамика дальнейшей профессиональной социализации выделенной группы специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аб ульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.1. М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности.1. М., 1981.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  4. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва. // Социальная работа. Bbin. N6, М., 1992.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, т. I-.2, 1980.
  6. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969.
  7. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии// Вопросы психологии 1979. № 6.
  8. Г. М. Социальная психология. М., 1998. А
  9. Антология социальной работы. В 5-и т., т.1. История социальной помощи в России. / Сост. М. В. Фирсов. М., 1994.
  10. А.Г. Личность, как предмет психологического исследования. М., 1984.
  11. Т.Ю. К проблеме инструментария практического социально психолога \ Вестник МГУ, сер. 14, Психология, № 4, 1997.
  12. Т. Ю. Рыбкин И.В., Пыркова Т. С. Управленческие команды и их формирование.// Современный кадровый менеджмент. Вып. 1./ Под ред. Базарова Т. Ю., М., 1997.
  13. М.Я. Личность и профессия. М., Л., 1926.
  14. Д. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993.128
  15. Е.П. «Я- концепция» и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. //
  16. Вестник МГУ, сер. 14. Психология, № 4,1997.
  17. Г. М. Психологическое становление студентов-психологов. Дис. .к.псих.н., М., 1997.
  18. Э. Люди, которые играют в игры, игры, в которые играютлюди. М., 1995.
  19. Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. Пер. со шведского. Общ.ред. С. Ю. Горлова., М., 1992.
  20. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  21. Н. Н. Петровская Л.А. Социально- психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность. Прага, 1981.
  22. Н. Н. Петровская Л.А. Социально- психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя. / Личность в системе коллективных отношений. Тезисы докладов. М., 1980.
  23. Бодал ев А. А. Акмеология как учебная дисциплина. М., 1993.
  24. А.А. Личность и общение Избранные труды. М., 1983.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1978, N4.129
  26. В.Л. Педагогические аспекты подготовки социальных работников. // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. N2, М., 1991.
  27. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности/ Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыфгеровой. М., 1981.
  28. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дисс. д.псих.н. М., 1995.
  29. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развитиячличности. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993.
  30. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
  31. В. Г. Григорьев С. И. Стратегия и технология образования в области социальной работы./Юбучение социальной работе в России. Программы и технологии. Ч. 1. Социальная работа: наука и профессия. М., 1997.
  32. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  33. В ведение в практическую социальную психологию//Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой, М, 1994.130
  34. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Ш. Рамон- Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М., 1997.
  35. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональнойдеятельности. Автореферат дис. к.псих.н., М., 1996.
  36. Ю.Р. Группы самопомощи в Дании. // Бюллетень научной информации. Под общей ред. В. И. Жукова, М., 1994.
  37. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии// История советской психологии труда. Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Муньпова, О. Г. Носковой, М., 1983.
  38. С.К. Подготовление к благотворительной деятельности, 1. СПб., 1913.
  39. Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих. Автореферат., к.псих.н., М., 1997.
  40. С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов, Барнаул-Москва, 1993.
  41. С.И. Социальная работа в свете социологической концепции жизненных сил и социальной субъективности человека. //1
  42. Социальная работа. Вып.Ыб. М., 1992.
  43. С. И. Гуслякова Л.Г. Современные теории социальной работы.// Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия, .М., 1997.
  44. А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерения в психологии. Общепсихологический практикум, М., 1997.
  45. Л.Г., Демина Л. Д. Психология и социальная работа, Барнаул, 1991.
  46. Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук. //Российский журнал социальной работы. M., 1996-'N1.131
  47. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М., 1997.
  48. Н.С. Смысл и профессиональная особенности социальной работы. // Российский журнал социальной работы. М., № 1, 1995.
  49. Дер1ач А.А., Кузьмина Н. Н. Акмеология: путь достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  50. Э.Л., Зимняя И. А. Милосердие: проблема психологии? // Психологический журнал, том XII, N 2,1991.
  51. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Дис.. к.псих.н., М., 1997.
  52. А. И. Дубовская Е.М., Улановская И. М. Разработка Критериев анализа совместной деятельности.// Вопросы психологии, 2, 1998.
  53. А.И. Психология коллектива Методические проблемы исследования. М. 1984.
  54. М., Шадлоу С. Практика социальной работы. Пер. с англ. М., 1995.
  55. И.Н. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта, оценки и отбор профессионала. Авторефератдис.к. псих.н., М., 1998.
  56. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
  57. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.1. Л.5 1985.
  58. Ю. М. Петровская Л.А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983.
  59. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс. // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва.) Социальная работа, вып.6, М., 1992.
  60. И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста). // Российский журнал социальной работы, N1, 1995.133
  61. Е.М. Технология психологической оценки профессионала// Вопросы психологии, № 4, 1991.
  62. А.В. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе. // Социальная педагогика и социальная работаза рубежом, вып. 1, М., 1992.
  63. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты./ Вопросы психологии, № 6, 1988.
  64. .Д. Психотерапия. М., 1985.
  65. Е.А. Психология профессионала., Москва Воронеж, 1996.
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения, Ростов -на- Дону, 1996.
  67. М.А. Проблема гумманизации обучения в контексте подготовки социальных работников. // Социальная работа, вып.5, М., 1992.
  68. В.В. Методологические аспекты формирования теории социальной работы.А Работник социальной службы. № 1(1), 1997.
  69. Н.В., Деркач А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.
  70. Н.В. Профессионализм и деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
  71. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  72. И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений. //Российский журнал социальной работы, № 2, М., 1995.
  73. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. Перевод со шведского. М.: ИСР АРСС, 1995.
  74. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний/ Психологический журнал,№ 3, 1988.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.134
  76. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развитияхрестоматия), М. 1995.
  77. Д.А. Методика изучения ценостных ориентаций. М., 1992.
  78. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.
  79. И.П. Психологические условия успешной профессиональной деятельности работников специальных служб при адаптации престарелых. Дисс. к.псих.н., 1997.
  80. А.И. Профессиональное становление социального работника (акмеологическое системное исследование). Дис.к.псих.н., 1. М., 1993.
  81. А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1995.
  82. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
  83. В.Н. Игровые методы в социологии. М., 1994.
  84. С.И. Профессиональный тренинг/ Психология профессиональной подготовки. Под ред. Никифорова Г. С., С-Пб., 1993.
  85. Т.М. Интерпритация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы// социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1. 1994.
  86. А.К. Мотивация учебной деятельности. М., 1978.
  87. А.К. Психология профессионализма. М.1996.
  88. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тесты. М., 1982.
  89. B.C. Взаимоотношения в социалной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 1979.135
  90. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. Под.ред. Е. А. Климова, Москва-Воронеж, 1996.
  91. Методы эффективного обучения взрослых. Учебнометодическое пособие. Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Н. Ф. Лукянова и др., Москва-Берлин, 1998.
  92. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, № 4, 1997.
  93. Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих. Автореферат дис. .к.псих.н., М., 1998.
  94. О.Г. История психологии труда в России. М., 1997.
  95. Обучение социальных работников в Европе. Полное описание обучения социальных работников в 21 европейской стране. / Введение и заключение Х. Д. Брауна, Д.Крамера. Берлин, 1986.
  96. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. ч.1. социальная работа: наука и профессия. //Отв. Ред. В. Г.
  97. , С.И. Григорьев, М., 1998.
  98. К.М. Модель социального работника: методологический и педагогический аспекты. // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника, 1. СПб., 1994.
  99. Основы прикладной социологии. // Под ред. Ф. Э. Шереги, М.К.1. Горшкова, М., 1996.
  100. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие. Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р. Б. Гительмахер и др./ Под общей ред. А. А. Бодалева т А. Н. Сухова. М., 1995.
  101. Основы социальной работы: учебник. // Отв. Ред. П.Д. Павле-нок, М., 1997.136
  102. Основы теории и практики социальной работы. (Книга для научного обоснования подготовки и практической деятельности социального работника. / С. И. Григорьев, И. И. Григорьев,
  103. Л.Г.Гуслякова и др. Барнаул-Москва, 1994.
  104. С.В. Личностные особенности государственных служащих на разных этапах профессиональной социализации. Дис.к.псих.н., М., 1997.
  105. ИЗ. Панов A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  106. A.M. Социальная работа в России: состояние и перспективы. // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12−14 октября 1992 г., Москва.) Социальная работа, вып.6., М., 1992.
  107. A.M. Социальная работа как наука: обоснование и структура проблемы социальной работы в России (Материалы первой Национальной конференции) М., 1995.
  108. Дж. Анализ труда, обучение и способность к переносу навыков: некоторые теоретические и практические результа-ты.М., 1990.
  109. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  110. Л.А. Компетентность в общении. Социально- психологический тренинг. М., 1989.
  111. Л.А. Социально-психологический тренинг в подготовке социальных работников.//Социальная работа. Вып.5.М.Д992.
  112. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., МГУ, 1982.
  113. Пинку с А., Минахан А. Практика социальной работы (форма и методы). Пер. с англ. Общ. редакция В. И. Жуков, С. Н. Козлов и др.1. М.: Союз, 1993.137
  114. Дж.JI. Принципы Питера. М., 1990.
  115. Ю.Ф. Категории профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей./Проблемы профконсультирования молодежи. Таллин, 1989.
  116. Прикладная социальная психология. // Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
  117. Проблемы социальной работы в России. Материалы Первой Национальной конференции. М., 1995.
  118. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М, 1993.
  119. Психология. Словарь.// Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  120. Психология развития личности // Под ред. А. В. Петровского.1. М, 1987.
  121. Психологическая диагностика. Под ред. К. М. Гуриновича, Бийск, 1993.
  122. Психологический словарь. Под ред. В.0. Давыдова и др. М., 1983.
  123. Психологическая наука в России XX./ Под ред. А.В. Брушлин-ского. М.: Наука, 1997.
  124. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М., 1996.
  125. Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции. // Серия социальная педагогика и социальная работа за рубежом: теория и практика., вып.1, М., 1991.
  126. К. К науке о личности. // История зарубежной психология. М., 1986.138
  127. Роджерс Могу ли я быть фасилитатором в группе? Хрестоматия по гуманистической психологии. Составитель М.
  128. Папуш. Пер. с англ., М., 1995.
  129. Е.С. Психология профессионального становленияличности. Автореф. дис. д.псих.н., М., 1992.
  130. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.
  131. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционныегруппы: теория и практика. М., 1993.
  132. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. Пер. с англ. М., 1994.
  133. A.M. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решении в особых условиях. Дис.к.псих.н., М., 1998.
  134. Е.В. Методы математической обработки в психологии, С-Пб., 1996.
  135. Синя гин Ю. В. Психологические основы формирования руководителем управленческой команды. Дис.д.псих.н., М., 1997.
  136. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996.
  137. В.А. Социальный работник: личность и профессия. //
  138. Социальная работа. Вып. N6, М., 1992.
  139. А.В. Постмодернизм и социальная работа.// Работник социальных служб. № 1(1), 1997.
  140. Социальная работа в зарубежных странах. // Бюллетень РГСИ, № 3, 1992.
  141. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М., 1992.
  142. Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник статей и материалов. Ставрополь, 1998.139
  143. Справочное пособие по социальной работе J1. C .Алексеева, П. В. Бобкова, Г. Ю. Бурлакова, и др.- Под ред. A.M. Панова, Б.И.1. Холостовой. М., 1997.
  144. С. Престижная профессия. // Социальная работа, N1,1992.
  145. И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск. Автореферат дис.к.псих.н., М., 1997.
  146. Теоретические и прикладные аспекты социальной работы (опыт, проблемы, перспективы). Межвузовский сборник. Ульяновск, 1994.
  147. Теория и методика социальной работы. Т. 1−2. -М.: РГСУ, 1994.
  148. Теория и методика социальной работы. Вып. 1 // Отв. Ред. П. Д. Павленок, М., 1993.
  149. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной, т.1-П. Москва -Тула, 1993.
  150. Теория и методология социальной работы: учебное пособие (С.И. Григорьев, Л. И. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др.) М., 1994.
  151. Л.В. Проблемы научно-исторического обеспечения качества подготовки кадров социальных работников в высшей школе. -М.: НИИВО. Вып.8, 1992.
  152. Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе. // Работник социальной службы. № 1 (1), 1997.
  153. Л.В. Профессионализм в социальной работе: проблемы, состояние и перспективы формирования. // Семья в России, .№ 1,1996.
  154. B.C. Психологические проблемы работы с семьей. // Социальная работа. № 2(5), 1994.140
  155. B.C. Офицер и его семья: психологические проблемы социальной поддержки. // Социальная работа, № 1(7), 1995.
  156. А. А Проблема профессионального становления студентов социального института.// Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студенческий семинар «Школа профессионального мастерства"Составитель-редактор Колков С. В. М., 1998
  157. Управление персоналом. Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина.1. М., 1998.
  158. М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни. // Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993.
  159. А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М., 1990.
  160. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  161. Е.И. Некоторые проблемы подготовки кадров социальных работников. В сб.: Территориальные социальные службы- теория и практика функционирования. М., 1995.
  162. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.
  163. Е.И. Социальная работа: теоретикометодологические аспекты. // Социальная работа, вып.6. // Подгред. И. А. Зимней. М., 1994.
  164. Д.Г., Пиндерхьюз Э. Б. Профессия социального работника: современные требования. // Энциклопедия социальной работы. Пер с англ. В 3-х т., т. 2., М, 1994.
  165. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992.
  166. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.141
  167. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация. // Социальная работа. Вып. N5. -М., 1992.
  168. Т.Д. О личностной характеристике социального работника. // Социальная работа. Вып. N5. М., 1992.
  169. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997.
  170. Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994.
  171. Этика социальной работы: принципы и стандарты. (Принято на общем собрании МФСР IFSW.) // Российский журнал социальной работы. N2,1995.
  172. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии. N2, 1995.
  173. М. Г. Карцев В.П. Социальная психология научного коллектива. // Вопросы психологии, № 1, 1977.
  174. JI.A. Социально-психологическое прогнозирование профессиональго развития руководителя: Автореф. Дис.к.психол.н., JI, 1988.
  175. Bailey R., Lee R. Theory and Practical in Social Work. Oxford. 1982.
  176. Barker R.Z., Social Work Dictionary NASW, Silver Spring. Md. 1987.
  177. Barker M., Pauline H. Theory of Practice in Social Work. London, 1981.
  178. Berger P., Thoman J. The Social Construction of Reality, Har-mond-sworth, Middlesex, Penguin, 1971.
  179. Beulah R. Compton E. Social work processes. N. Y/ 1994.
  180. Brake M., Roy B. Radical Social Work and Practice, London, 1980.142
  181. Breakwell, Glynis M., Colin R. Social Work: the Social Psychological Approach, Wokingham, Barks, Van Nostrand Reinhold, 1982.
  182. Bulmer M. The Social Basis of Community Care, London, 1987.
  183. Germain C., Gitterman A. The Life-Model of Social Work Practice.1. N.Y., 1980.
  184. Hamalainen J. Social pedagogy as a meta-theory of social work adduction. // International Social Work, 32 (2), 1968.
  185. Howe D. An Introduction to Social Work Theory. Cambridge, 1987.
  186. Leonard, P., Radikal Social Work. London, 1975.
  187. Payne, M., Modern Social Work Theory: a critical introduction. London, 1991.
  188. Reid A. Kenneth E. Social work practice with groups: a clinical perspective., N.Y. 1997.
  189. Robert F., Rivas S, Crafton H., Hull Jr. Case Studient in ceneralist practice. N.Y., 1996.
  190. M. (ed.) The Teaching of Social Work Methods: Discussions and Innovations. Calgary, 1985.
  191. Rogers C. Encounter groups. London, 1975.
  192. Rokeach M. The nature of values.N.Y. Free Press, 1973
  193. Ruber A. Babbie E. Ressrarch Methods for Social Work. N. Y, 1997.
  194. Schon, D. The Reflective Practitioner. Aldershot, Hants, Avebury, 1991.143
Заполнить форму текущей работой