Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод нахождения экзистенциального смысла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При осуществлении смысла речь идет о конкретных, практических вопросах: как и когда следует начать претворение задуманного в жизнь, какие средства должны быть использованы и как это можно сделать наилучшим образом. Используются уже имеющиеся опыт и знания, а также постоянно проверяется, какое воздействие на окружающее имеет то, что человек делает, действительно ли его действие, как… Читать ещё >

Метод нахождения экзистенциального смысла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Метод нахождения экзистенциального смысла (Langle, 1988а) — это руководство для поэтапного систематизированного поиска смысла. Он основан на логотерапевтическом понимании смысла, которое описывает экзистенциальный смысл как «самую ценную возможность каждой жизненной ситуации». Метод опирается на предпосылки для нахождения смысла и содержит четыре ключевых элемента: соотнесение с реальностью, соотнесение с ценностями, свободу и ответственность в действиях.

В соответствии с теоретическими предпосылками процесс нахождения экзистенциального смысла включает в себя четыре шага:

  • 1. Восприятие реальности.
  • 2. Оценивание возможностей.
  • 3. Выбор самого ценного.
  • 4. Действие в ситуации.
  • 1. Восприятие. На первом шаге мы устанавливаем то, что есть

в конкретной жизненной ситуации — происходит констатация фактов, которые содержит ситуация. Следует собрать информацию, знания, воспринять реальность и проверить это восприятие. Некоторые факты незыблемы (например, возраст, пол, климат), а другие изменяемы (например, денежные средства, способности, политическая ситуация). Чтобы прийти к реалистичному смыслу, на первом шаге человеку необходимо рассматривать все факты независимо от того, нравятся они ему или нет. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не путать факты с представлениями человека о реальности, с его желаниями, фантазиями и надеждами.

Помимо фактических заданностей жизненная ситуация также содержит в себе свободные пространства возможного, которые надлежит найти и использовать, например, свободное время помимо рабочего времени, последовательность действий внутри рабочего дня и т. д.

Кроме свободных пространств, возникающих благодаря констелляции фактов, сами факты также являются для человека приглашением и вызовом к тому, чтобы их переформировать и перекомбинировать.

Это один из самых важных моментов для «экзистенциальной жизни»: научиться видеть возможности — то, что написано «между строк действительности» (bangle, 2002а, s. 58); приобрести взгляд на горизонт и на «небо», которое образует свод над «землей реальности». Экзистенция может состояться только там, где человек не привязан цепями к фактичности, а может проживать свою свободу и способность формировать действительность, тем самым накладывая на нее отпечаток своего присутствия.

На первом шаге важно, чтобы человек перестал «цепляться» за свои желания, страхи и представления и получил новый взгляд, который открывает реалистичное восприятие не только самих фактов, но также и скрытых в ситуации возможностей. Часто люди думают, что знают, как все «должно было бы быть», чтобы они могли прийти к хорошей жизни. Именно это закрывает их взгляд и уводит от соотнесенной с реальностью и поэтому действенной и исполняющейся жизни. Если реальность мира не принимается человеком, то для этого нужна более углубленная психотерапия (работа над темами первой фундаментальной экзистенциальной мотивации). Это касается каждого дальнейшего шага метода, если его цель не достигается.

2. Оценивание. На втором шаге речь идет о том, чтобы почувствовать ценность тех возможностей, которые обнаружены на первом шаге, и внести их в соотнесение с собственной жизнью и тем, что для человека важно. Происходит оценивание объективных возможностей, благодаря чему их ценности выстраиваются в определенную последовательность или иерархию. Некоторые возможности исходя из идеалов и целей человека являются для него более важными или более ценными, чем другие. Такое взвешивание происходит посредством собственного чувствования степени важности каждой из возможностей. Одного лишь рационального мышления недостаточно для экзистенциального выбора, потому что это не приведет к переживаемому смыслу, который дает человеку чувство исполненное™.

На этом шаге происходит ослабление эмоциональных блокад. У людей с проблемами в вопросах смысла здесь часто обнаруживается спонтанная склонность к угрызениям совести, чувству неполноценности, неуверенности, вины. Из-за негативных чувств они не уделяют внимания некоторым возможностям, которые могли бы наполнить их жизнь смыслом.

3. Выбор. Среди возможностей, в конечном итоге, делается выбор и принимается решение. Это приводит к высвобождению витальной силы, актуализируется и осуществляется свобода человека. Теперь в поле зрения оказываются не только ценности, но также и усилия, риски, неуверенность, опасность промахов и обид. Реализация каждой возможности имеет свои последствия. Только интеграция последствий позволяет действительно решиться в пользу какой-то возможности. Из того, что определенная возможность была воспринята как важная и ценная, еще не следует, что в ее пользу будет принято решение. Мысли и чувства сами по себе не определяют действия человека. Для действий необходимо его абсолютно личное решение в пользу конкретной возможности: «Да, я хочу это сделать». В решении ценность, которой является сам человек, он добавляет к ценности, которая содержится в ситуации. В акте решения человек готов рисковать собой. Это делает его готовым к действию.

С психологической точки зрения работа терапевта заключается в том, чтобы подхватить и укрепить Собственное пациента. Иногда ему необходимо мужество, чтобы нести связанные с принятым решением последствия; может возникнуть страх перед тем, чтобы выбрать что-то одно и потому совершенно отказаться от всего другого.

До тех пор, пока у человека есть чувство, что он должен что-то делать (даже если это происходит по «принуждению», связанному с привычкой), и при этом у него отсутствует чувство, что он этого хочет, он не сможет переживать это действие как наполненное смыслом. «Экзистенциальная отдача» от такого действия для человека будет слишком мала, даже если он при этом думает, что это действие осмысленно.

4. Действие. На последнем шаге внимание человека вновь направляется на мир, после того, как на предыдущих двух шагах речь шла в большей степени о нем самом. Смысл только тогда становится полноценным, когда он проживается и посредством поступков приносится в мир. Внося себя в мир, человек реализует свою ответственность по отношению к ситуации и собственной экзистенции.

При осуществлении смысла речь идет о конкретных, практических вопросах: как и когда следует начать претворение задуманного в жизнь, какие средства должны быть использованы и как это можно сделать наилучшим образом. Используются уже имеющиеся опыт и знания, а также постоянно проверяется, какое воздействие на окружающее имеет то, что человек делает, действительно ли его действие, как предполагалось, ведет к цели. Выбор средств для реализации происходит преимущественно на основании собственного предыдущего опыта пациента, часто он дополняется опытом других людей.

Если мы не осуществляем того, что задумали, то у нас также не возникает чувства, что наша жизнь наполнена смыслом. Если человек все время только говорит, что он «должен был бы» что-то делать (например, готовиться к экзамену), то возникает чувство, что в его собственной жизни отсутствует смысл (если только в это время он не делает что-то другое, что является для него более ценным и в пользу чего он принял решение). Пациенты с недостаточно развитым пониманием самих себя часто не приступают к действиям, и поэтому они также страдают от отсутствия смысла.

Говорить с человеком о возможностях относительно легко. Но как только дело доходит до их осуществления, тогда решение задевает за живое: теперь нужно выполнить то, по поводу чего было принято решение. Лишь когда человек вносит себя в ситуацию, включается в дело (или в отношения с другим человеком), осуществляется экзистенция. После предыдущей фазы размышления человек на этом шаге вновь раскрывается для мира и идет ему навстречу. Цена, которую человек платит за исполнение смысла, — это он сам; награда, которую получает благодаря этому, — его исполненное бытие, исполнение его жизни[1].

Поиск смысла, таким образом, начинается на полюсе жизненного мира человека, где метод берет свое начало (дистанцированность от самого себя вначале может даже облегчить подход к поиску смысла), затем происходит работа во внутреннем мире и, в конечном итоге, человек вновь идет в мир.

  • [1] Даже решение совершить суицид, вероятно, может являться экзистенциальным, целостным, если в нем речь идет о смысле всей жизни. Подтверждением этого можносчитать тот факт, что В. Пелдингер (Poldinger, 1968) и Г. Соннек (Sonneck, 1995, s. 154) при исследовании развития суицида — самом радикальном поиске смысла — обнаружили те же шаги: 1) обдумывание; 2) взвешивание; 3) решение; 4) поступок.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой