Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации была создана система логопедических детских садов. Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В программе логопедического детского сада (Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Состояние проблемы психологической помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи
    • 1. 1. Особенности формирования речи у дошкольников с недостатками речевого развития
    • 1. 2. Проблемы личностного развития детей с общим недоразвитием речи в трудах клиницистов, психологов, педагогов
    • 1. 3. Проблемы коррекции недостатков развития у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного специального образовательного учреждения
  • Глава 2. Психологическое изучение особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи
    • 2. 1. Характеристика испытуемых и методов исследования
    • 2. 2. Результаты экспериментально — психологического изучения личности детей с общим недоразвитием речи
    • 2. 3. Обсуждение результатов экспериментального изучения участников исследования
  • Глава 3. Основные направления и содержание психологической помощи детям с общим недоразвитием речи
    • 3. 1. Методологические основы и принципы организации психологической помощи детям с речевой патологией
    • 3. 2. Организация и содержание психокоррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития в условиях логопедического детского сада. Приемы и методы психокоррекционной работы
    • 3. 3. Оценка эффективности психокоррекционной работы (результаты контрольного эксперимента)

Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.

На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразвития речи, в зависимости от состояния компонентов речевой системы, от степени выраженности дефекта, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа (Р.А. БеловаДавид, Е. Н. Винарская, Б. М. Гриншпун, Г. М. Жаренкова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Е. М. Масиокова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева, С. Н. Шаховская и др.).

Под общим недоразвитием речи мы понимаем речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики (Р.Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). • Sjf.

Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации была создана система логопедических детских садов. Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В программе логопедического детского сада (Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию базовых психических процессов интеллектуальной и мнестической деятельности. Традиционно эту работу, как и психолого-педагогическое обследование ребенка с речевыми нарушениями, осуществляет логопед.

С 1994 года в системе образования функционирует служба практической психологии. В логопедическом детском саду с этого времени совместно с логопедами работают психологи. При определении их функциональных обязанностей, содержания и организации возникли трудности. Диагностика познавательных процессов и дифференциальная диагностика в условиях логопедического детского сада не может иметь решающего значения, так как дети уже диагностированы в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, а углубленное психологическое изучение речи и неречевых процессов проводит логопед.

Можно утверждать, что в структуре деятельности логопедического детского сада наиболее значимой является деятельность психолога в области психокоррекционной и консультативной, а не диагностической работы. Особую важность эта деятельность имеет в области профилактики и коррекции нарушений личностного развития, так как именно эта область остается вне внимания специалистов.

В то же время, анализ литературных источников и организационных аспектов деятельности логопедического сада выявляет два существенных момента, определяющих актуальность данного исследования: в специальной литературе очень мало данных, раскрывающих особенности личностного развития детей с речевой патологией, что затрудняет реализацию личностноориентированного подхода к преодолению нарушений развития, характерных для этих детей- 4 в специальной психологии не определены пути диагностики нарушений личностного развития у детей с О HP, что затрудняет разработку направлений, содержания и организационных форм психокоррекционной работы.

Итак, актуальность нашего исследования можно обосновать необходимостью определить направление, содержание и организационные формы деятельности психолога по преодолению нарушений личностного развития у детей с речевой патологией в условиях логопедического детского сада.

Цель исследования: '.

Разработка содержания деятельности психолога по профилактике и коррекции нарушений личностного развития у детей с О HP в условиях логопедического детского сада на основе изучения их психолого-педагогических особенностей.

Объект исследования:

Психологические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования:

Особенности личностного развития 5−6-летних дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотезы исследования:

Личностное развитие дошкольников с ОНР характеризуется качественным своеобразием, связанным с наличием речевых нарушений и негативным влиянием микросоциальных факторов, что определяет необходимость целенаправленной психокоррекционной работы, учитывающей особенности формирования личности этих детей.

Психологическая помощь, направленная на оптимизацию личностного развития детей с ОНР, поможет преодолеть негативные личностные проявления у этих детей.

Задачиисследования:

— дать теоретико-методологическое обоснование основных направлений деятельности психолога по коррекции и профилактике личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи;

— разработать и апробировать диагностический комплекс для изучения личностных особенностей дошкольников с ОНР;

— изучить наиболее характерные особенности личности дошкольников с ОНР;

— выявить и проанализировать факторы, влияющие на формирование личности ребенка с ОНР;

— определить и апробировать основные направления и содержание психологической помощи дошкольникам с ОНР в условиях логопедического детского сада;

— оценить эффективность, предложенной коррекционной работы.

Методологическими основами исследования явились современные научные представления отечественных психологов об основных закономерностях формирования личности как в условиях нормального, так и аномального развития. Идея единства и сложного взаимодействия органических и социальных факторов в онтогенетическом развитии явилась ведущей как на этапах исследования, так и при интерпретации результатов.

В работе мы опирались на теоретические и методологические труды специалистов в области изучения речи и речевых нарушений (А.Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина) — в области психодиагностики нарушений развития у детей (В .И. Лубовский, С. Д. Забрамная, У. В. Ульенкова и др.) и психологической коррекции (Г.С. Абрамова, И. Ю. Левченко, А. С. Спиваковская и др.).

Материал и методы исследования:

В исследовании участвовало 26 детей с общим недоразвитием речи, посещавших старшую группу логопедического детского сада, и 24 ребенка из массового детского сада. Возраст детей — 5−6 лет.

Направленность работы на выявление особенностей личности детей с речевой патологией определило выбор методов исследования. Для выявления —дичностных особенностей у участников исследования использовались: наблюдение, анализ анамнестических данных и семейной.

•4 ситуации, а также психодиагностические методики, направленные на выявление личностных характеристик. В исследовании применялись констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе исследования апробировались групповые психокоррекционные занятия, коррекционная работа с семьей, а также консультирование работников детского сада.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые обоснованы и разработаны организация и содержание психологической помощи дошкольникам с ОНР в условиях логопедического детского сада. Предпринято комплексное психодиагностическое изучение личности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Выделены и описаны группы детей, различающиеся по особенностям личностного развития, определены направления деятельности психолога по профилактике и коррекции нарушений личностного развития в условиях логопедического ДОУ.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретико-методологического обоснования содержания и организационных форм деятельности психолога по профилактике и коррекции нарушений личностного развития дошкольников с ОНР. Полученные данные позволяют конкретизировать положение специальной психологии о качественном своеобразии формирования личности ребенка с ограниченными возможностями как одной из закономерностей аномального развития (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский, Ж.И. Шиф).

Выявленное сложное взаимодействие факторов, определяющих личностное развитие дошкольников с ОНР, позволяет уточнить роль средовых условий в процессе формирования психики ребенка с недостатками речевого развития.

Практическая значимость работы:

Апробировано содержание и организационные формы деятельности психолога в работе с детьми с речевой патологией. Доказана эффективность предложенной программы психологической диагностики и коррекции. — Ррработан и апробирован диагностический комплекс для изучения личности дошкольников с ОНР, определены основные г* направления профилактики и коррекции личностных нарушений у этих детей.

Организация исследования:

Исследование проводилось на базе ДОУ № 121 и № 309 (г.Уфа) в 2000 — 2002 годах.

Подготовительный этап (1998 — 1999):

— изучение литературных источников;

— анализ педагогической и медицинской документации;

— определение стратегии и тактики диагностической работы.

Диагностический этап (1999 — 2000гг):

— проведение констатирующего эксперимента;

— качественно — количественный анализ результатов;

— определение основных направлений и содержания психокоррекционной и консультативной работы.

Психокоррекционный этап (2000;2001 гг):

— проведение формирующего эксперимента, по завершению которого был осуществлен контрольный эксперимент для оценки эффективности предложенной психокоррекционной программы.

Завершающий этап (2000;2002гг):

— обработка результатов исследования;

— написание текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались на кафедре коррекционной педагогики Башкирского института развития образования (г.Уфа, 2000) — на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного открытого университета им. М. А. Шолохова (г. Москва, 2002) — на конференции, посвященной актуальным проблемам теории и практики дефектологии (г. Новокузнецк, 2002) — на круглом столе по проблемам логопедии (г. Стерлитамак, 2002).

Материалу исследования используются при чтении курсов «Специальная психология», «Логопсихология», «Психолого-педагогическая с диагностика» студентам дефектологического факультета МГОПУ им. Шолохова (филиалы в гг. Уфа, Сибай, Стерлитамак, Новокузнецк, Якутск, Элиста), а также на курсах повышения квалификации логопедов и психологов в Башкирском институте развития образования.

Результаты исследования внедрены в практику деятельности ДОУ № 121, № 309 г. Уфы Республики Башкорстан.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей с ОНР нарушен не только процесс речевого развития, но и формирование личности, которое определяется сложным взаимодействием таких факторов как, уровень речевого развития, микросоциальные условия, наличие коррекционного воздействия и др.

2. Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности.

3. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи в условиях логопедического ДОУ должен осуществляться в следующих направлениях:

— психокоррекционная работа с ребенком;

— консультативная работа с родителями;

— психологическая помощь персоналу.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников, приложений. Рукопись насчитывает 232 страницы машинописного текста, список литературных источников содержит 193 наименования, работа иллюстрирована 13-ю таблицами и гистограммой.

В заключение анализируются результаты научного исследования и формируются выводы:

Анализ литературных источников и опыта работы логопедических детских садов показал, что наиболее актуальной проблемой психологической помощи детям с нарушениями речевого развития является коррекция и профилактика нарушений их личностного развития. Деятельность психолога в дошкольных учреждениях для детей с ОНР должна включать следующие направления: диагностику, коррекцию, работу с семьей.

Для выявлений нарушений личностного развития у детей с ОНР целесообразно использовать проективные методики, в частности, рисуночные тесты, как наиболее соответствующие психофизическим особенностям этих детей. Для внедрения в практику психолога логопедического детского сада можно рекомендовать следующий диагностический комплекс, направленный на выявление личностных особенностей детей с ОНР: анализ медицинской и педагогической документациисоциально-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с речевой патологией, наблюдение и психологический эксперимент, в котором можно использовать психодиагностические методики «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Моя семья», «Тест детской апперцепции» и «Тест Розенцвейга».

Личностное развитие детей с ОНР характеризуется качественным своеобразием по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Им свойственны такие особенности, как пониженная самооценка, трудности вербального общения, тревожность, агрессивность.

Дети с общим недоразвитием речи могут быть на три группы в зависимости от особенностей вербального общения и степени переживания дефекта. Каждую группу характеризуют негативные личностные проявления разной степени выраженности. Это ориентирует психолога на дифференцированный подход при разработке коррекционных программ.

Нарушения личностного развития у детей с ОНР формируются на базе органического поражения мозга, в их происхождении важную роль играют неблагоприятные микросоциальные факторы.

Для профилактики и коррекции нарушений личностного развития дошкольники с ОНР нуждаются в психологической помощи.

Психологичрркая помощь детям с нарушениями речевого развития должна основываться на комплексном диагностическом обследовании и 4 осуществляться в следующих основных направлениях:

— психокоррекционная помощь ребенку;

— консультирование родителей;

— консультирование персонала логопедического ДОУ.

Система психологической помощи детям с ОНР в условиях специального дошкольного учреждения должна строиться на следующих теоретико-методологических принципах: единства диагностики и коррекции развития, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, комплексного психолого-педагогического воздействия, личностноориентированного и деятельностиого подхода к организации коррекционной работы, активного привлечения ближайшего окружения к коррекционной работе.

По теме исследования были опубликованы следующие работы:

1. Юсупова Г. Х., Карлеп Т. В. Планирование работы в подготовительной группе в логопедическом детском саду: Пособие для воспит. — Уфа: БИПКРО, 1996. — 74с. (2,32 п.л.)(50% личного участия).

2. Юсупова Г. Х. Воспитателям и родителям о детях с речевыми нарушениями. — Уфа: БИПКРО, 1997. — 31с. (1 пл.).

3.Юсупова Г. Х. Деятельность психолога по организации патопсихологического обследования // И. Ю. Левченко «Патопсихология: теория и практика». — М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. — С. 1424. (0,7 п. л.) (5% личного участия).

4. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития: Материалы научно-практической конференции (15−16 октября 2000 г.). — Новокузнецк, 2003. — С.14−20. (0,25.

П.Л.). ч f.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 237с.
  2. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 128с.
  3. В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1975. -№ 10.-С.1135−1339.
  4. Е.П., Иванова В. М. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. — М., 1994. С. 56.
  5. О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
  6. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. — М., 1969 С.32−81.
  7. Н.Л. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. М.: Изд- во УРАО, 1999. — 148с.
  8. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного педолога. М., 1987. — С.67- 80.
  9. Ю.Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Изд-во «Риккер», 1908.-175с.
  10. А.А. Психология общения. — Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.- 254с.
  11. А.А. и др. Семья и психологическое консультирование. М., 1989.-296с.
  12. Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — 4.1.— М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С.8−12.
  13. Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
  14. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1986. — № 3 — С. 46−53.
  15. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. псих. наук.-М., 1983. 16с.
  16. Р., Гриндлер Д. Структура магии: В 2 т. СПб.: АО «Институт личности», 1993. -1 т. — 201 е., II т. — 220с.
  17. А. Я. Структура и типы родительских отношений: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. — 17с.
  18. В.М., Воронин Л. Г., Некрасова Ю. Б. Некоторые данные о взаимоотношении речевого и ориентировочного рефлексов // Физиологические механизмы нарушения речи.-М., 1967-С. 27−34.
  19. Венгер-Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 160с.
  20. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.— М., 1973.- 173с.
  21. Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. — Санкт-Петербург, 1993.-С.45.
  22. Т.Н. Сравнительное изучение нарушения мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Автореф. дисс.. канд. пс.наук. М., 1999. — 16с.
  23. В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией: Авторефер. дисс.. .канд.пед.наук. — М., 1986. 16с.
  24. А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г. А. — Санкт-Петербург, 1994. — С.98.
  25. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 1987.-С.56. '
  26. И.Г., Пеллингер E.JL, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М.: Просвещение, 1993. —223с.
  27. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. -М.: Изд-во эксп. дефект, инс-та, 1936.
  28. Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. М., 1996. — Т.2. -416с.
  29. Л.С. Основы дефектологии: Собр. соч. в 6 т./ АПН СССР. -М.: Педагогику 1984. Т.4 -432с., 1983. — Т.5 — 369с. «
  30. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 76−80.
  31. Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.58−67.
  32. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: В 2-х ч. 4.1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 268с.
  33. В.А. О психотерапии на коллективе невротиков // Медицинский журнал. 1926. -№ 7. — С.55−62.
  34. .М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.148.
  35. В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: Автореф. диссканд. пед. наук. Л., 1987. — 26с.
  36. В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Ред.- издат. центр МГОПУ, 2001. — 194с.
  37. Графические тесты в психодиагностике / Сост. Слободянюк И. А., Холодова О А., Олексенко А. И. — Винница, 1994.-33с.
  38. О.Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 7−16.
  39. .М. Недоразвитите речи у дошкольника //Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С.63−67.
  40. .М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С.40−59.
  41. Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996.-№ 6.-С.69−80.
  42. Ю.И. Неврологический анализ неуспевающих учеников массовых школ: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1973. — 218 с.
  43. Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студ. психол. фак-ов унив-ов. СПб.: «ПАРИТЕТ», 1999. — 224с.
  44. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Котырло, С. А. Ладывир. Киев, 1984. — 97с/
  45. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. М., 1986. — 74 с.
  46. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. Прага, 1978.
  47. Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослым: Автореф. дисс.. канд.псих.наук. М., 1989. — 16с.
  48. К.М. Методика директивного группового внушения // Сб. Психотерапия в курортологии.-Киев, 1966.-С.233−235.• 51. Жаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Дисс.. канд. пед.наук. -М., 1967. — 158с.
  49. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370с.
  50. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -160с.
  51. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.-М.: Просвещение, 1990.-С. 13−25.
  52. И.И. Из опыта организации постоянно действующего семинара «Родительская школа» для родителей детей с проблемами в развитии // Дефектология. 1996. — № 2. — С.58−63.
  53. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд.-во МГУ, 1992.-С.173−190.
  54. А.И. Семейное воспитание личности и его дефекты //В кн.: Социальная психология личности. — Л., 1974. — С.112−118.
  55. А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 246с.
  56. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —
  57. М.: Просвещение, 1993, — 192с.
  58. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Изд-во «Союз», 1998.-336с.
  59. М. Расстройство речи в детском возрасте: Пер с чешек. — М.: Педагогика, 1962.-299с.
  60. .В. Личность и патология деятельности. — М., 1976. — 168с.
  61. .В. Патопсихология: Учебное пособие для студ. вузов. — М., 1976.-298с.
  62. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998.-349с.
  63. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.-С.89−130.
  64. М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2000. — № 1. — Обнинск, С. 117−123.
  65. Игры для интенсивного обучения / Под.ред. Петрусинской В. В. — М.: Новая школа, 1994.-368с.
  66. С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков / Справочное пособие. — Минск: Беларусская навука, 1999. —189с.
  67. В.Е. Клинико-психологические аспекты коммуникативности // Вопросы психологии. 1983.-№ 2. — С. 94−98.
  68. .Д. и Ледер С. Групповая психотерапия. — М.: Медицина, 1990.-384с.
  69. Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. — М.: Флинта, 1997−160с.
  70. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 208с.
  71. Д. Клинические ролевые игры и психодрама.- М.: Изд-во «Класс», 1993.-224с.
  72. В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1970. — Вып. 10−156с.
  73. В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — 608с.
  74. В.А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной алалией//Дефектология. 1989.-№ 2. — С. 14−21.
  75. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1973. — 144с.
  76. А.И. Основы арттерапии. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 256с.
  77. ., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. — 1988.-№ 11.
  78. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  79. Л.В. Использование игры в коррекционных целях // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. М., 1981. — С.87.
  80. X. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 416с.
  81. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешек. Прага: 1984. — С.334.
  82. В.В. Нарушение психического развития детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-167с.
  83. В. Искусство быть другим. СПб.: Изд-во «Питер», 1993. — 189с.
  84. В. Нестандартный ребенок. СПб.: Изд-во «Питер», 1993. — 254с.
  85. Р. Е. К психологии детской речи в патологических ситуациях (автономная детская речь). М., 1936. — 203 с.
  86. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей. М.:Учпедгиз, 1951. -120с.
  87. Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей роли речи ребенка И Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 105−115.
  88. Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей//Основы теории и практики логопедии. М., 1968.-213 с.
  89. Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968. 133с.
  90. Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-344с.
  91. И.Ю. Психологическое изучение детей с органическим поражением ЦНС: Материалы общества невропатологов и психиатров. — М.: Медицина. -1998.-С.101−127.
  92. И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-232с.
  93. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368с.
  94. А.Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — 36с.
  95. А.Н. Психология общения Тарту, 1974. — 189с
  96. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика — 1986.—
  97. М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология.-М.: Изд-во МГУ, 1992. С.210−229.
  98. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)-М.: Педагогика, 1978.-224с.
  99. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального вития детей.-М., 1989. 104 с.
  100. А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ,
  101. А.Р. Речь и мышление.-М.: Просвещение, 1975.-119с.
  102. И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду.-2000. № 1.-Обнинск, С. 65−69.
  103. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 220с.144с.41 962.-432с.
  104. И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). -М.: Изд-во «Компенс-центр», 1993. -198с.
  105. Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практ. психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — С.41−54.
  106. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии//Дефектология.- 1981.- № 6.-С.62−65.
  107. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: «Гуманит.изд.центр ВЛАДОС», 1997. -304с.
  108. Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова.Л.Н., Добровольская Т. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248с.
  109. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.— М., 1970.-С. 72−85.
  110. Метейчик 3. Родители и дети: Пер. с чешек. М., 1992. — 83с.
  111. ПЗ.Мясищев В. Н. Личность и неврозы-Л., 1980.-С. 13−35.
  112. К. А., Ульенкова У. В. Из опыта отбора детей в детском саду в диагно^тическо-подготовительной к школе группе // Вопросы психологии обучения и воспитания. — Горький, 1978. С. 51−73
  113. Ю.В. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 90−95.
  114. В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи: Ученые записки. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1959. — Т.171. — С. 191 205.
  115. А.А. Общая психокоррекция: Учебн. пособие для студ. вузов. -М.: ТЦ «Сфера», 2000.-508с.
  116. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — С.167−178.
  117. Психолог в детском саду: Детский центр Венгера. М.: ИНТОР, 1995. — 64с.
  118. Психотерапия в дефектологии / Сб. под ред. Н. П. Вайзмана. М., 1992. — 128с.
  119. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Изд-во «Питер», 1998. — 752с.
  120. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. Ф. Запорожца, Д. Б. Элькина. — М.: Просвещение, 1964. 731с.
  121. Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672с.
  122. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека М.: Изд-во «Прогресс», 1994. — 479с.
  123. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебн. пособие. М.: Владос, 1996. — 529с.
  124. В.Е. Руководство по психотерапии. — Ташкент: Медицина, 1979.-638с.
  125. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы психологической диагностике-М.: Изд-во «Дидакт», 1992.— 256с
  126. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.-424с.
  127. С.Я. Основы психологии.- М.: Изд-во АПН СССР, 1946.— 49с.
  128. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. — Санкт-Петербург: Изд-во «Ленато», 1998. 165с.
  129. К. Групповая психотерапия. — М.: Изд-во Прогресс, 1993. -368с.
  130. Е.Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 2001. — 222с.
  131. В. Как строить себя и свою семью. М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1992.-190с.
  132. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000.-350с.
  133. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.: Владос, 2001. С.14−19.
  134. Н. Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенных коммуникаций: Автореф. диссерт.. канд. психол. наук. — М., 1993.-20с.
  135. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1990. № 2. — С. 62−67
  136. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учебное пособие. -М.: Изд.-во КГПИ, 1981. 150с.
  137. Л. И. Методы психологической диагностики. — Вып. 2. М.: Изд-во «Москва», 1990. — 88с.
  138. Л.Г. Формирование диалога у детей с общимнедоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности //
  139. Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67−71. f
  140. А. С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 141с.
  141. А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви.-М., 1986.-131с.
  142. В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286с.
  143. Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. 384с.
  144. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. T.I. -М: Изд-во «Медгиз», 1955.-459с.
  145. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1971. — 244с.
  146. Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Дисс.. канд. псих. наук. JL: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1974.-129с.
  147. В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Дисс. .канд.псих.наук. — М., 1999. -250с.
  148. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. — М.: Изд-во «Гном-Пресс», 1999. 62с.
  149. В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я дружная семья. — М., 2000. — 153с.
  150. Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. -1940. С.90−101.
  151. У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. — 1983. № 4. — С. 62−69.
  152. У.В. Психологические особенности дошкольников сзадержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с *ними: Автореф. дисс. док.псих.наук. -М. 1983. 38с.
  153. У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород: НГПУ, 1994. 230с.
  154. У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. пособие. — Н. Новгород: НГПУ, 2001.-196с.
  155. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176с.
  156. О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей.-М., 1990.-328с.
  157. О. Н. Синякова Т.Н. О состоянии невербального интеллекта при недоразвитии речи. -М., 1992. 122с.
  158. О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М.: Коррекция, 1995. 207с.
  159. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -347с.
  160. Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //Дефектология. 1985. — № 4. — С. 72−78.
  161. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада //Дефектология. 1986. -№ 3. — С.50−55.
  162. Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общимнедоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учебное: /пособие. М.:Изд-воМГЗПИ, 1991.-187с.
  163. Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 1993. -40с.
  164. М.Ф. Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М.: Медучпособие, 1965.-76с
  165. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие: Пер. с нем.-М.: Генезис, 1998. 160с.
  166. Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. -№ 2. — С.14−18.
  167. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -448с.
  168. А. Азбука для родителей. Л., 1991.-241с.
  169. М.Е. К вопросу о развитии речи у неговорящих детей// Ученые записки. Т.38. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1940. — С.207−237.
  170. М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1957. — 43с.
  171. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. 3-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 165с.
  172. Ю. Воспитание родителей.-М., 1993. 109с.
  173. Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. Санкт-Петербург: Изд-во «Стройлеспечать», 1996. — 64с.
  174. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 160с.
  175. С.Н. Ал алия // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969. — 187с.
  176. Г. Рисунок и образ в гештальттерапии: Пер. с нем. -СПб.: Изд-во Пирожкова, 2000. 224с.
  177. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации ЛНИИ Психоневр. ин-та им. В. М. Бехтерева / Сост. Н. В. Тарабрина. Л., 1984. — 23с.
  178. ДБ. Психология шры.-М., 1978. -298с.
  179. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992.- С.63−78.
  180. Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. — Москва-Воронеж, 1995. 416с.
  181. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.— СПб.: Фолиум, 1996. 65с.
  182. Axline V/ Play therapy procedures and results // American Jourmal of Orthopsuchiatrey. 1955. Vol. 25. P. 618 626.
  183. Brain damage in children: the biological and social aspects/ Ed. By H. G/Birch.-Baltimore: Williams and Wilkins, 1964← 199p.
  184. Clements S.D. Learning disabilities — who? In: Special Education: Strategies for Educational Progress, Council for Exceptional Children. N. Y., 1966, p.188−189.
  185. Clements S.D., Peters I. E. Psychoeducational programming for children with minimal brain disfunctions. Ann. N. Y. Acad. Sci., 1973, № 205, p.46−51.
  186. Conners C.R. The syndrome of minimal brain disfunctions. Psychological aspects. Pediatr. Clin. N. Fmer., 1967,14, p.749−766.
  187. Decaban A.S., Klein D. Familial mental retardation. Acta den.stat.med., 1968, v.18, p.206.
  188. Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunctions.-N.Y.: Brunner/Masel, Publichers, 1974. 206 p.
  189. Hartocollos P. The syndrome of minimal brain disfunctions in youngadult patients. Bull. Menninger Clin., 1968,23, p. 102−114. f
  190. Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities: Diagnosis andiremediation. Urbana etc.:Univ of Illinois Press, 1971. — 198 p.
  191. Paine R. S., J. S. Werry, H. G. Quay. A stady of cerebral brain disfunctions. Develop. Med., Child., Neurol., 1968, 10, 4, p.502−510.
  192. M. В., Smythe P. M. Undernutrition during infancy and subseguent brain and intellectual development. In: Malnutrition, learning and behavior, 1968, p.278−289.
  193. Tarnopol L. Learning Disoders in children. Boston, 1971.-378 p. Work H. H., Hakane I. E. Cerebral disfunction in children. — Am.J.Dis. child., 1966, III, p.573−584.
Заполнить форму текущей работой