Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи
Диссертация
Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации была создана система логопедических детских садов. Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В программе логопедического детского сада (Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Состояние проблемы психологической помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи
- 1. 1. Особенности формирования речи у дошкольников с недостатками речевого развития
- 1. 2. Проблемы личностного развития детей с общим недоразвитием речи в трудах клиницистов, психологов, педагогов
- 1. 3. Проблемы коррекции недостатков развития у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного специального образовательного учреждения
- Глава 2. Психологическое изучение особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи
- 2. 1. Характеристика испытуемых и методов исследования
- 2. 2. Результаты экспериментально — психологического изучения личности детей с общим недоразвитием речи
- 2. 3. Обсуждение результатов экспериментального изучения участников исследования
- Глава 3. Основные направления и содержание психологической помощи детям с общим недоразвитием речи
- 3. 1. Методологические основы и принципы организации психологической помощи детям с речевой патологией
- 3. 2. Организация и содержание психокоррекционной помощи детям с нарушениями речевого развития в условиях логопедического детского сада. Приемы и методы психокоррекционной работы
- 3. 3. Оценка эффективности психокоррекционной работы (результаты контрольного эксперимента)
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 237с.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 128с.
- Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1975. -№ 10.-С.1135−1339.
- Арнаутова Е.П., Иванова В. М. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. — М., 1994. С. 56.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. — М., 1969 С.32−81.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития. М.: Изд- во УРАО, 1999. — 148с.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного педолога. М., 1987. — С.67- 80.
- Ю.Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Изд-во «Риккер», 1908.-175с.
- Бодалев А.А. Психология общения. — Москва — Воронеж: МОДЭК, 1996.- 254с.
- Бодалев А.А. и др. Семья и психологическое консультирование. М., 1989.-296с.
- Бурлакова Н.С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — 4.1.— М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С.8−12.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1986. — № 3 — С. 46−53.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. псих. наук.-М., 1983. 16с.
- Бэндлер Р., Гриндлер Д. Структура магии: В 2 т. СПб.: АО «Институт личности», 1993. -1 т. — 201 е., II т. — 220с.
- Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1987. — 17с.
- Васильева В.М., Воронин Л. Г., Некрасова Ю. Б. Некоторые данные о взаимоотношении речевого и ориентировочного рефлексов // Физиологические механизмы нарушения речи.-М., 1967-С. 27−34.
- Венгер-Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 160с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.— М., 1973.- 173с.
- Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. — Санкт-Петербург, 1993.-С.45.
- Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушения мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Автореф. дисс.. канд. пс.наук. М., 1999. — 16с.
- Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией: Авторефер. дисс.. .канд.пед.наук. — М., 1986. 16с.
- Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г. А. — Санкт-Петербург, 1994. — С.98.
- Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 1987.-С.56. '
- Выгодская И.Г., Пеллингер E.JL, Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М.: Просвещение, 1993. —223с.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. -М.: Изд-во эксп. дефект, инс-та, 1936.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. М., 1996. — Т.2. -416с.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. соч. в 6 т./ АПН СССР. -М.: Педагогику 1984. Т.4 -432с., 1983. — Т.5 — 369с. «
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 76−80.
- Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.58−67.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: В 2-х ч. 4.1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — 268с.
- Гиляровский В.А. О психотерапии на коллективе невротиков // Медицинский журнал. 1926. -№ 7. — С.55−62.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.148.
- Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: Автореф. диссканд. пед. наук. Л., 1987. — 26с.
- Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Ред.- издат. центр МГОПУ, 2001. — 194с.
- Графические тесты в психодиагностике / Сост. Слободянюк И. А., Холодова О А., Олексенко А. И. — Винница, 1994.-33с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 7−16.
- Гриншпун Б.М. Недоразвитите речи у дошкольника //Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С.63−67.
- Гриншпун Б.М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С.40−59.
- Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996.-№ 6.-С.69−80.
- Дауленскене Ю.И. Неврологический анализ неуспевающих учеников массовых школ: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1973. — 218 с.
- Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студ. психол. фак-ов унив-ов. СПб.: «ПАРИТЕТ», 1999. — 224с.
- Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Котырло, С. А. Ладывир. Киев, 1984. — 97с/
- Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. М., 1986. — 74 с.
- Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. Прага, 1978.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослым: Автореф. дисс.. канд.псих.наук. М., 1989. — 16с.
- Дубровский К.М. Методика директивного группового внушения // Сб. Психотерапия в курортологии.-Киев, 1966.-С.233−235.• 51. Жаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Дисс.. канд. пед.наук. -М., 1967. — 158с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -160с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.-М.: Просвещение, 1990.-С. 13−25.
- Заманская И.И. Из опыта организации постоянно действующего семинара «Родительская школа» для родителей детей с проблемами в развитии // Дефектология. 1996. — № 2. — С.58−63.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд.-во МГУ, 1992.-С.173−190.
- Захаров А.И. Семейное воспитание личности и его дефекты //В кн.: Социальная психология личности. — Л., 1974. — С.112−118.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. — 246с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —
- М.: Просвещение, 1993, — 192с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Изд-во «Союз», 1998.-336с.
- Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте: Пер с чешек. — М.: Педагогика, 1962.-299с.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1976. — 168с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студ. вузов. — М., 1976.-298с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998.-349с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.-С.89−130.
- Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2000. — № 1. — Обнинск, С. 117−123.
- Игры для интенсивного обучения / Под.ред. Петрусинской В. В. — М.: Новая школа, 1994.-368с.
- Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков / Справочное пособие. — Минск: Беларусская навука, 1999. —189с.
- Каган В.Е. Клинико-психологические аспекты коммуникативности // Вопросы психологии. 1983.-№ 2. — С. 94−98.
- Карвасарский Б.Д. и Ледер С. Групповая психотерапия. — М.: Медицина, 1990.-384с.
- Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. — М.: Флинта, 1997−160с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 208с.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама.- М.: Изд-во «Класс», 1993.-224с.
- Ковалев В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии. Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1970. — Вып. 10−156с.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — 608с.
- Ковшиков В.А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной алалией//Дефектология. 1989.-№ 2. — С. 14−21.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1973. — 144с.
- Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 256с.
- Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. — 1988.-№ 11.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кузнецова Л.В. Использование игры в коррекционных целях // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. М., 1981. — С.87.
- Кэдьюсон X. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 416с.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешек. Прага: 1984. — С.334.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-167с.
- Леви В. Искусство быть другим. СПб.: Изд-во «Питер», 1993. — 189с.
- Леви В. Нестандартный ребенок. СПб.: Изд-во «Питер», 1993. — 254с.
- Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических ситуациях (автономная детская речь). М., 1936. — 203 с.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей. М.:Учпедгиз, 1951. -120с.
- Левина Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей роли речи ребенка И Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 105−115.
- Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей//Основы теории и практики логопедии. М., 1968.-213 с.
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968. 133с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-344с.
- Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с органическим поражением ЦНС: Материалы общества невропатологов и психиатров. — М.: Медицина. -1998.-С.101−127.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-232с.
- Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368с.
- Леонтьев А.Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — 36с.
- Леонтьев А.Н. Психология общения Тарту, 1974. — 189с
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика — 1986.—
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология.-М.: Изд-во МГУ, 1992. С.210−229.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)-М.: Педагогика, 1978.-224с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального вития детей.-М., 1989. 104 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ,
- Лурия А.Р. Речь и мышление.-М.: Просвещение, 1975.-119с.
- Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду.-2000. № 1.-Обнинск, С. 65−69.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 220с.144с.41 962.-432с.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). -М.: Изд-во «Компенс-центр», 1993. -198с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практ. психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — С.41−54.
- Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии//Дефектология.- 1981.- № 6.-С.62−65.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: «Гуманит.изд.центр ВЛАДОС», 1997. -304с.
- Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова.Л.Н., Добровольская Т. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности.— М., 1970.-С. 72−85.
- Метейчик 3. Родители и дети: Пер. с чешек. М., 1992. — 83с.
- ПЗ.Мясищев В. Н. Личность и неврозы-Л., 1980.-С. 13−35.
- Некрасова К. А., Ульенкова У. В. Из опыта отбора детей в детском саду в диагно^тическо-подготовительной к школе группе // Вопросы психологии обучения и воспитания. — Горький, 1978. С. 51−73
- Некрасова Ю.В. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 90−95.
- Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи: Ученые записки. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1959. — Т.171. — С. 191 205.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебн. пособие для студ. вузов. -М.: ТЦ «Сфера», 2000.-508с.
- Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — С.167−178.
- Психолог в детском саду: Детский центр Венгера. М.: ИНТОР, 1995. — 64с.
- Психотерапия в дефектологии / Сб. под ред. Н. П. Вайзмана. М., 1992. — 128с.
- Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Изд-во «Питер», 1998. — 752с.
- Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. Ф. Запорожца, Д. Б. Элькина. — М.: Просвещение, 1964. 731с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека М.: Изд-во «Прогресс», 1994. — 479с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебн. пособие. М.: Владос, 1996. — 529с.
- Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. — Ташкент: Медицина, 1979.-638с.
- Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы психологической диагностике-М.: Изд-во «Дидакт», 1992.— 256с
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.-424с.
- Рубинштейн С.Я. Основы психологии.- М.: Изд-во АПН СССР, 1946.— 49с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. — Санкт-Петербург: Изд-во «Ленато», 1998. 165с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Изд-во Прогресс, 1993. -368с.
- Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 2001. — 222с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1992.-190с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000.-350с.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.: Владос, 2001. С.14−19.
- Скуратовская Н. Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенных коммуникаций: Автореф. диссерт.. канд. психол. наук. — М., 1993.-20с.
- Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1990. № 2. — С. 62−67
- Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учебное пособие. -М.: Изд.-во КГПИ, 1981. 150с.
- Собчик Л. И. Методы психологической диагностики. — Вып. 2. М.: Изд-во «Москва», 1990. — 88с.
- Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общимнедоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности //
- Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67−71. f
- Спиваковская А. С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 141с.
- Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви.-М., 1986.-131с.
- Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286с.
- Столяренко Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. 384с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. T.I. -М: Изд-во «Медгиз», 1955.-459с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1971. — 244с.
- Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Дисс.. канд. псих. наук. JL: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1974.-129с.
- Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Дисс. .канд.псих.наук. — М., 1999. -250с.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. — М.: Изд-во «Гном-Пресс», 1999. 62с.
- Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я дружная семья. — М., 2000. — 153с.
- Трауготг Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. -1940. С.90−101.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. — 1983. № 4. — С. 62−69.
- Ульешсова У.В. Психологические особенности дошкольников сзадержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с *ними: Автореф. дисс. док.псих.наук. -М. 1983. 38с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород: НГПУ, 1994. 230с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. пособие. — Н. Новгород: НГПУ, 2001.-196с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176с.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей.-М., 1990.-328с.
- Усанова О. Н. Синякова Т.Н. О состоянии невербального интеллекта при недоразвитии речи. -М., 1992. 122с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М.: Коррекция, 1995. 207с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. -347с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //Дефектология. 1985. — № 4. — С. 72−78.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада //Дефектология. 1986. -№ 3. — С.50−55.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общимнедоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учебное: /пособие. М.:Изд-воМГЗПИ, 1991.-187с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 1993. -40с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М.: Медучпособие, 1965.-76с
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие: Пер. с нем.-М.: Генезис, 1998. 160с.
- Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1994. -№ 2. — С.14−18.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -448с.
- Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.-241с.
- Хватцев М.Е. К вопросу о развитии речи у неговорящих детей// Ученые записки. Т.38. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1940. — С.207−237.
- Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1957. — 43с.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. 3-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 165с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей.-М., 1993. 109с.
- Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. Санкт-Петербург: Изд-во «Стройлеспечать», 1996. — 64с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 160с.
- Шаховская С.Н. Ал алия // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969. — 187с.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии: Пер. с нем. -СПб.: Изд-во Пирожкова, 2000. 224с.
- Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации ЛНИИ Психоневр. ин-та им. В. М. Бехтерева / Сост. Н. В. Тарабрина. Л., 1984. — 23с.
- Эльконин ДБ. Психология шры.-М., 1978. -298с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992.- С.63−78.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. — Москва-Воронеж, 1995. 416с.
- Эдельмиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.— СПб.: Фолиум, 1996. 65с.
- Axline V/ Play therapy procedures and results // American Jourmal of Orthopsuchiatrey. 1955. Vol. 25. P. 618 626.
- Brain damage in children: the biological and social aspects/ Ed. By H. G/Birch.-Baltimore: Williams and Wilkins, 1964← 199p.
- Clements S.D. Learning disabilities — who? In: Special Education: Strategies for Educational Progress, Council for Exceptional Children. N. Y., 1966, p.188−189.
- Clements S.D., Peters I. E. Psychoeducational programming for children with minimal brain disfunctions. Ann. N. Y. Acad. Sci., 1973, № 205, p.46−51.
- Conners C.R. The syndrome of minimal brain disfunctions. Psychological aspects. Pediatr. Clin. N. Fmer., 1967,14, p.749−766.
- Decaban A.S., Klein D. Familial mental retardation. Acta den.stat.med., 1968, v.18, p.206.
- Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunctions.-N.Y.: Brunner/Masel, Publichers, 1974. 206 p.
- Hartocollos P. The syndrome of minimal brain disfunctions in youngadult patients. Bull. Menninger Clin., 1968,23, p. 102−114. f
- Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities: Diagnosis andiremediation. Urbana etc.:Univ of Illinois Press, 1971. — 198 p.
- Paine R. S., J. S. Werry, H. G. Quay. A stady of cerebral brain disfunctions. Develop. Med., Child., Neurol., 1968, 10, 4, p.502−510.
- Stoch M. В., Smythe P. M. Undernutrition during infancy and subseguent brain and intellectual development. In: Malnutrition, learning and behavior, 1968, p.278−289.
- Tarnopol L. Learning Disoders in children. Boston, 1971.-378 p. Work H. H., Hakane I. E. Cerebral disfunction in children. — Am.J.Dis. child., 1966, III, p.573−584.