Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние неполной семьи на формирование ценностных ориентаций подростков

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для развития личности ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения, поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему семейных взаимодействий и взаимоотношений. Когда в семье нет личностного образца соответствующего пола, такое положение может привести к отрицательным последствиям и даже к нарушениям в сфере будущей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
    • 1. 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
    • 1. 3. ВЛИЯНИЕ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА
  • ГЛАВА II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК МНОГОМЕРНАЯ СИСТЕМА
    • 2. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
    • 2. 2. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
    • 2. 3. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЕЙ
    • 3. 1. ОПИСАНИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК
    • 3. 2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Влияние неполной семьи на формирование ценностных ориентаций подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время наблюдается стремительный рост количества раз-водов. Распад семьи является острой проблемой нашего общества. За по-следние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Жизнь в условиях воспитания ребенка без отца имеет явную специфику и существенно отличается от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца, и делает все возможное, чтобы заменить обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающем людям и общественным ценностям.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом и играет решающую роль в социализации ребенка, развитии его поведения. Подростки из неполных семей чувствуют себя оторванными от окружающих из людей, не могут найти своё место в жизни, в результате отличных или искаженных ценностных ориентаций.

Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывает подросток. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний, которые носят чаще отрицательный характер, порождая у подростков чувство собственной неполноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода.

Для развития личности ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения, поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему семейных взаимодействий и взаимоотношений. Когда в семье нет личностного образца соответствующего пола, такое положение может привести к отрицательным последствиям и даже к нарушениям в сфере будущей половой жизни человека. Это может отразится и на дальнейшей жизни, так как может способствовать повторению типа поведения по отношению к собственным детям.

Для подростка родители являются примером как личности. Это взаи-мосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций и ценностных ориентаций.

В последнее время остается недоработанной на социально-психологическом уровне проблематика влияния неполной семьи на ценностные ориентации подростков и их различия на их сознание и самосознание. Вместе с тем рост количества неполных семей растет и это обусловило, на наш взгляд, актуальность теоретического и эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков из неполных семей.

Цель данной работы: выявить различия в ценностных ориентациях подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Задачи:

1. Теоретический анализ психологической литературы о влиянии се-мьи на развитие (формирование) ценностных ориентаций.

2. Подбор диагностических методов по выявлению ценностных ориентаций подростков.

3. Проведение экспериментального исследования по выявлению цен-ностных ориентаций подростка.

4. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования и сделать выводы.

Предметом исследования: являются ценностные ориентации подрост-ков.

Объектом исследования: являются подростки из полных и неполных семей:

1. Учащиеся средней школы № 24 города Самары (40 человек) из не-полных семей.

2. Учащиеся средней школы № 24 города Самары (40 человек) из полных семей.

Методы исследования: анализ теоретических работ по избранной теме, сравнение, обобщение, психодиагностические методики:

— метод «неоконченных предложений»;

— методика «ценностных ориентаций» М. Рокича;

— опросник Ярцева Д.В.

Гипотеза: заключается в том, что ценностные ориентации подростков из полных и неполных семей будут различаться.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Переходный возраст // Воспитание школьников. — 1999. — № 5 — с. 33−37
  2. .Г. Психологическая структура человека // Человек и об-щество -Л., 1967. Вып. 2
  3. Г. И. Социальная психология. -М., 1994
  4. Г. И. Социальная психология: учебник для ВУЗов.
  5. А.И. Семья как институт среди других социальных институтов. -М., 1995
  6. А.И. Микросоциология семьи. -М., 1998
  7. А.И., Медков В. М. Социология семьи. -М., 1996
  8. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. -М., 1979
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988
  10. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. -М., 1988
  11. Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. -Вильнюс, 1988
  12. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М., 1978
  13. Р.Т. Ваш беспокойный подросток. -М., 1995
  14. Н.А. Самопознание. -М., 1990
  15. В. Психокоррекция в повседневной жизни. -М., 1995
  16. Е.И. Психологические особенности развития личности подростка. -М., 1978
  17. А.Б. Парадоксы возраста или воспитание. -М., 1991
  18. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. — 1999 — № 5 — с.38−44
  19. Э.К. Семья и ее функции. -М., 1975
  20. В.А. Ценность и оценка. -Киев, 1964
  21. Возрастная и педагогическая психология // под ред. Петровского А. В. -М., 1980
  22. И.А. Структура семьи. -М., 1976
  23. С.И. Стабильность семьи. -Ленинград, 1984
  24. С.И. Современная семья: плюрализм моделей. Социологические исследования. — №¾, 1996
  25. В.Н. Эмоция как ценность. — М., 1978
  26. В.Н. Эмоция как ценность. -М., 1978
  27. В.В. Перспективы исследования семьи. -М., 1987
  28. Х. Родители и подросток / Пер. с англ. Колесовой Т. Б. -Ростов, 1997
  29. Г. А., Мацковский М. С., Фотеева Е. В. Семья в представлениях современного человека. -М., 1990
  30. Зденек Матейчек. Родители и дети / Пер. с чешского Прошунина Д. М., Осадченко Т. Н. -М., 1992
  31. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1986
  32. Д. Теория личности. -С.-Пб., 1997
  33. Н.Я., Личко А. Патохарактернологический опросник для подростка. -М., 1994
  34. М.З., Смирнов Б. Социология воспитания. -М., 1996
  35. М.С. Философская теория ценностей. -С.-Пб., 1997
  36. А.П. Экономические и психологические проблемы семьи.-М., 1989
  37. В., Новак . Сам себе психолог. -Питер, 1996
  38. Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. — 1999 — № 2 — с. 50−52
  39. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. -М., 1991
  40. А. Социология семьи. -М., 1996
  41. С.Г. Опыт исследования методики неоконченных предложений в социальном исследовании. -М., 1999
  42. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. -М., 1997
  43. Кон И. С. Ребенок и общество. -М., 1980
  44. В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. -Тбилиси, 1997
  45. Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. -М., 1983
  46. Н.Д. Психология подростка и воспитание его в семье. -М., 1958
  47. В.П. Социально психологические аспекты семейного воспитания // Актуальные проблемы социальной психологии. -Кострома, 1986
  48. Личность и ее ценностные ориентации. -М., 1969
  49. С.С., Петров В. П. Социально-психологические проблемы современной семьи. -Л., 1979
  50. И.Ю. Психологическое знание как фактор формирования ценностных ориентаций // Психологический журнал. — 1994 — № 4 — с.94−102
  51. М.С. Семья и социальная структура. -М., 1987
  52. М.С. Социология семьи. -М., 1989
  53. М.С. Семья в представлениях современного человека. -М., 1990
  54. Методы эффективной психокоррекции. -М., 1995
  55. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. -М, 1985
  56. Л.Ф. Возрастная психология. -М., 1999
  57. Окно в русскую частную жизнь. -М., 1999
  58. В.Б., Климова С. Г. Школьники в изменяющемся обществе // Социологические исследования. — 1999 — № 6 — с.88−95
  59. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. -М., 1988
  60. В., Лапкин В. Ценностные ориентации россиян.
  61. .С. Матери, отцы, дети: Социологический очерк. -М., 1984
  62. Помощь родителям в воспитании детей // пер. с англ. Левитская Е. Ю. -М., 1992
  63. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социологические исследования. — 1984 — № 4
  64. Проблемы формирования духовных потребностей личности. -Новосибирск, 1970
  65. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. -М., 1984
  66. Психологические особенности самосознания подростков / под ред. Боришевского. -Киев, 1980
  67. Г. Мир семьи. -М., 1986
  68. М. Помощь трудным детям. -М., 1987
  69. Н.М. Семья и благосостояние // Социально-экономические проблемы формирования и развития семьи. -Ереван, 1975
  70. Н.А. Как понять подростка / Практическая психология. -М., 1995
  71. Д.В. Трудности подросткового возраста. -Л., 1989
  72. С.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младшую школу и подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1986 — № 2
  73. Семейное воспитание: краткий словарь // сост. Гребенников И. В., Ковинько Л. В. -М., 1990
  74. Семья и общество. -М., 1982
  75. В.В. Самосознание личности. -М., 1995
  76. Теория личности. -Л., 1982
  77. .А., Машкова Л. Семейная драма глазами ребенка. -Л., 1990
  78. Г. Дети разведенных родителей. -М., 1995
  79. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // Под ред. Дубровиной И. В. -М., 1979
  80. В.В. Христианские ценности семьи // Социологические исследования. — 1997 — № 1
  81. .Г., Дворяк С. В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. -Киев, 1991
  82. Чей я — мамин или папин? Психология благополучного развода в семье с детьми. -М., 1995
  83. И. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи. -Воронеж, 1998
  84. Д. Потеря и обретение отца. -М., 1997
  85. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. — 1982 — № 5
  86. Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии — 2000 — № 2 — с.69−78
  87. Х. Каким должен быть твой ребенок? // пер. с нем. Яцковской Т. В. — М., 1987
  88. Н. Ценностные отношения // Воспитание школьников — 1999 — № 3 — с. 17−22
  89. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1997 — № 4 — с.17
  90. Н.А. Советская семья. Функции и условия стабильности. -Минск, 1970
  91. Энциклопедический словарь
  92. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии — 1999 — № 6 — с.54−59
Заполнить форму текущей работой