Влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности детей-дошкольников
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т. е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ
- НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Теоретико-методологические представления о влиянии родительских отношений на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста
- 1. 2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Тревожность в раннем возрасте, причины и последствия
- 1. 3. Роль семьи в психологическом развитии дошкольника влияние взаимоотношений в семье на уровень тревожности ребенка-дошкольника
- 1. 4. Влияние взаимоотношений в семье на уровень тревожности ребенка-дошкольника
- ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Разработка методического комплекса
- 2. 2. Проведение исследования
- 2. 3. Рекомендации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов
- По мнению авторов (Л.И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С. В. Ковалёв, А. И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо треожным, грубым, лицемерным, лживым.
Поэтому актуальность проблемы удовлетворенности супружескими отношениями в семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Цель исследования анализ влияния удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования детская тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности дошкольника.
Гипотеза — удовлетворенность супружескими отношениями в семье позитивно влияет на психологические развитие ребенка дошкольного возраста и позволяет снизить уровень тревожности.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ специализированной литературы по рассматриваемой теме
2. Проанализировать проблему влияния удовлетворенности семейными отношениями на развитие и устранение тревожности у детей.
3. Рассматреть теоретические основы развития тревожности у детей дошкольного возраста и влияющие факторы
4.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.
5. Провести исследование влияния удовлетворенности родителей супружескими отношениями в семье на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В. С. Мухиной, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев и другие.
Методы исследования:
1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3.Количественная и качественная обработка результатов.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретико-методологические представления о влиянии родительских отношений на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей определение семьи: «Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [40, 45].
По мнению Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семья это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» [39, 210].
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А. И. Захаров, И. А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семейное воспитание» это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А. С. Макаренко, А. В. Петровского, А. И. Захарова, А. Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е. М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев, Р. А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёжиающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С. В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С. В. Ковалёвым, А. В. Петровским, Е. М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат систематическое подавление инициативы другого.
Опека отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Список литературы
- Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 250 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
- Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Символический подход, основанный на личном опыте. — М.: Класс, 1997. — 172 с.
- Волкова А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии.- 1985. — № 5.- С.110−116.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психолгия. — М.: Ноосфера, 1999.
- Гозман Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 1985. — № 2. — С.186−187.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 1998.
- Голод С.И. Стабильность семьи. — Л.: Наука, 1984.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. — М.: Владос, 2003.
- Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1965. — 296 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. — М.: Изд-во РОУ, 1996.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
- Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. — СПб.: Питер, 1993.
- Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.118−132.
- Левкович В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С.128−134.
- Левкович В.П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. — 1985. — № 3. — С.126−137.
- Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. — 2004. — № 5. — С.65−73.
- Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. — Л., 1987. — С.13−20.
- Мухина В.С. Детская психология. — М.: Апрель-Пресс, 1999. — 352 с.
- Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1.- № 5.
- Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.
- Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: АПН СССР, 1981. — С.45−59.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. — 191 с.
- Обозов Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — Т. 3. — 1982. — № 2. — С. 147−151.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
- Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейых отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. — М.: Сфера, 2000. — С.439−484.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология — М.: Педагогика, 1975.
- Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.349−364.
- Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А. В. Брушлинский и др. — М.; Кострома, 2001. — С.355−358.
- Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — Вып 1. — С.102−120.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
- Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Ювента, 1999. — 284 с.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Медицина, 1989.
- Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 86 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. М. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С.38−50.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо — М.: Педагогическое Общество России, 2001.
- Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С.81−92.
- Смирнова Е.О. Детская психология: Уч. для вузов. — М.: Владос, 2003. — 368 с.
- Смирнова Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С.3−14.
- Соколова Е.Т. Модификации теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С.145−150.
- Стабильность семьи как социальная проблема / Под ред. З. А. Янковой. — М., 1978. — С.129−135.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии // Семья и формирование личности. — М.: НИИ общей педагогики АПН ССР, 1981. — С.27−38.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.: Финансы и статистка, 1983. — 175 с.
- Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. — М., 1981. — 210 с.
- Терехин В.А., Криченко Е. В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. — 2000. — № 12 (42).
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.
- Толстых А.В. Возрасты жизни. — М., 1986.
- Трапезникова Т.М. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — С.486−497.
- Трапезникова Т.М. Психологические аспекты семейных отношений // Вестник СПб. ун-та. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. — 1992. — Вып.2 (№ 13). — С.106−111.
- Узнадзе Д. Н. Детская психология. — Тбилиси: Мецниереба, 1967.
- Федотова Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений // Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы): Тезисы докладов всесоюзной конф.; г. Гродно. — М., 1981. — С.100−101.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ, Флинта, 1999.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.- М.: Воронеж, 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
- Фридман И. Опора, но гибкая: [О проблеме общения взрослого и ребенка] // Семья и школа. — 1996. — № 6. — С.9−11.
- Харчев А.Г., Мацковский М. Г. Современная семья и её проблемы. — М., 1982. — 217 с.
- Хозиев М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: для вузов. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
- Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. — М., 1986.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2002.
- Шавлов А. В.Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового: Дис. к.соц.н. — М., 1995. — 200 с.
- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001.
- Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологи. — 1994. — № 4. — С.45−56.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СПб.: Ювента, 1999.
- Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. — М., 1986.
- Шуман С.Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. — Брест., 1994.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996. — 48 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. — 192 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С.6−20.
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.