Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности детей-дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т. е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ
  • НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Теоретико-методологические представления о влиянии родительских отношений на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста
    • 1. 2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Тревожность в раннем возрасте, причины и последствия
    • 1. 3. Роль семьи в психологическом развитии дошкольника влияние взаимоотношений в семье на уровень тревожности ребенка-дошкольника
    • 1. 4. Влияние взаимоотношений в семье на уровень тревожности ребенка-дошкольника
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Разработка методического комплекса
    • 2. 2. Проведение исследования
    • 2. 3. Рекомендации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов
  • По мнению авторов (Л.И. Божович, А. А. Бодалёв, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С. В. Ковалёв, А. И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребёнка семья это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо треожным, грубым, лицемерным, лживым.

Поэтому актуальность проблемы удовлетворенности супружескими отношениями в семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Цель исследования анализ влияния удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования детская тревожность и причины ее возникновения.

Предмет исследования влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности дошкольника.

Гипотеза — удовлетворенность супружескими отношениями в семье позитивно влияет на психологические развитие ребенка дошкольного возраста и позволяет снизить уровень тревожности.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ специализированной литературы по рассматриваемой теме

2. Проанализировать проблему влияния удовлетворенности семейными отношениями на развитие и устранение тревожности у детей.

3. Рассматреть теоретические основы развития тревожности у детей дошкольного возраста и влияющие факторы

4.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.

5. Провести исследование влияния удовлетворенности родителей супружескими отношениями в семье на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В. С. Мухиной, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев и другие.

Методы исследования:

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Количественная и качественная обработка результатов.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Теоретико-методологические представления о влиянии родительских отношений на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом словаре для родителей определение семьи: «Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [40, 45].

По мнению Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семья это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» [39, 210].

В социологии семья рассматривается как:

-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;

-основной фактор в социализации;

-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;

-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А. И. Захаров, И. А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгина, «семейное воспитание» это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

Автократический когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Авторитетный, но демократический в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

Либеральный когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

Хаотический управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А. С. Макаренко, А. В. Петровского, А. И. Захарова, А. Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е. М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев, Р. А. Зачепицкий и другие.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёжиающее.

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.

В своих исследованиях С. В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.

А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

Изучив выделенные С. В. Ковалёвым, А. В. Петровским, Е. М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:

Диктат систематическое подавление инициативы другого.

Опека отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

Влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень тревожности детей-дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т. е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т. е. способствует формированию тревожности. 16, 111]

Например, существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. 8, 82]

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины (Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова, Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. [8, 83]

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. 4,119]

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. 15,134] Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих,. но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. [7, 34]

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». [15, 134] В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии — Одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны — сами фантазии влияют на реальность — ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальностии в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя. [7, 35 ]

Тревожность как определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. [8, 87]. Главным источником тревог для дошкольников и младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они свзывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т. д. [6, 28]

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. 16,112]

Тем не менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. [8, 88], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

1.3 Роль семьи в психологическом развитии дошкольника влияние взаимоотношений в семье на уровень тревожности ребенка-дошкольника.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А. И. Захаров, А. М. Прихожан и другие, являются родительские отношения.

Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание к трудностям в социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность причиной душевной слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепецкий, С. Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований как этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей [29, 86].

Исследования В. С. Мухиной, Т. А. Репиной, М. С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка шестилетнего возраста является то, что:

а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 250 с.
  2. А. Психическое развитие ребенка. — М., 1967.
  3. К., Бамберри В. Танцы с семьей: Символический подход, основанный на личном опыте. — М.: Класс, 1997. — 172 с.
  4. А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии.- 1985. — № 5.- С.110−116.
  5. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психолгия. — М.: Ноосфера, 1999.
  6. Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 1985. — № 2. — С.186−187.
  7. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 1998.
  8. С.И. Стабильность семьи. — Л.: Наука, 1984.
  9. О.Б. Возрастная психология. — М.: Владос, 2003.
  10. Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1965. — 296 с.
  11. В.Н. Психология семьи. — М., 1996.
  12. Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
  13. И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. — М.: Изд-во РОУ, 1996.
  14. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
  15. Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. — СПб.: Питер, 1993.
  16. К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.118−132.
  17. В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С.128−134.
  18. В.П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. — 1985. — № 3. — С.126−137.
  19. А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. — 2004. — № 5. — С.65−73.
  20. Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. — Л., 1987. — С.13−20.
  21. В.С. Детская психология. — М.: Апрель-Пресс, 1999. — 352 с.
  22. В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1.- № 5.
  23. В.С. Проблемы генезиса личности. — М., 1985.
  24. Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: АПН СССР, 1981. — С.45−59.
  25. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. — 191 с.
  26. Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. — Т. 3. — 1982. — № 2. — С. 147−151.
  27. Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1997.
  28. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
  29. А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейых отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. — М.: Сфера, 2000. — С.439−484.
  30. А.В. Возрастная и педагогическая психология — М.: Педагогика, 1975.
  31. М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. — С.349−364.
  32. М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А. В. Брушлинский и др. — М.; Кострома, 2001. — С.355−358.
  33. М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — Вып 1. — С.102−120.
  34. В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  35. В. Психотерапия семьи. — СПб.: Ювента, 1999. — 284 с.
  36. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Медицина, 1989.
  37. О.С. Эмоциональные отношения в семье. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 86 с.
  38. В.И., Исаев Е. М. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2000.
  39. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С.38−50.
  40. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо — М.: Педагогическое Общество России, 2001.
  41. В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С.81−92.
  42. Е.О. Детская психология: Уч. для вузов. — М.: Владос, 2003. — 368 с.
  43. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С.3−14.
  44. Е.Т. Модификации теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С.145−150.
  45. Стабильность семьи как социальная проблема / Под ред. З. А. Янковой. — М., 1978. — С.129−135.
  46. В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии // Семья и формирование личности. — М.: НИИ общей педагогики АПН ССР, 1981. — С.27−38.
  47. В.А. Супружеские конфликты. — М.: Финансы и статистка, 1983. — 175 с.
  48. В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. — М., 1981. — 210 с.
  49. В.А., Криченко Е. В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. — 2000. — № 12 (42).
  50. В.Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.
  51. А.В. Возрасты жизни. — М., 1986.
  52. Т.М. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — С.486−497.
  53. Т.М. Психологические аспекты семейных отношений // Вестник СПб. ун-та. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. — 1992. — Вып.2 (№ 13). — С.106−111.
  54. Д. Н. Детская психология. — Тбилиси: Мецниереба, 1967.
  55. Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений // Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы): Тезисы докладов всесоюзной конф.; г. Гродно. — М., 1981. — С.100−101.
  56. Д.И. Психология взросления. — М.: МПСИ, Флинта, 1999.
  57. Д.И. Психология развивающейся личности.- М.: Воронеж, 1996.
  58. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
  59. И. Опора, но гибкая: [О проблеме общения взрослого и ребенка] // Семья и школа. — 1996. — № 6. — С.9−11.
  60. А.Г., Мацковский М. Г. Современная семья и её проблемы. — М., 1982. — 217 с.
  61. М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: для вузов. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  62. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  63. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. — М., 1986.
  64. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2002.
  65. А. В.Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового: Дис. к.соц.н. — М., 1995. — 200 с.
  66. О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001.
  67. А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологи. — 1994. — № 4. — С.45−56.
  68. Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СПб.: Ювента, 1999.
  69. А.Г. Острые углы семейного круга. — М., 1986.
  70. С.Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. — Брест., 1994.
  71. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996. — 48 с.
  72. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. — 192 с.
  73. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  74. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С.6−20.
  75. Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.
Заполнить форму текущей работой