Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нейрофизиологический подход к восприятию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме описанных выше общих теорий восприятия, существуют и другие, частные теории восприятия, касающиеся объяснения отдельных видов и феноменов восприятия. Среди таких феноменов, давно привлекающих к себе повышенное внимание ученых, была и до сих пор остается стабильность или устойчивость картины мира — константность восприятия, которая складывается и существует в голове человека, несмотря на то… Читать ещё >

Нейрофизиологический подход к восприятию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный подход основан на убеждении в том, что такие явления как ощущения и восприятие, лучше всего объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем, чем гипотетическими психическими процессами, происходящими в голове человека. Предполагается, что процессы, соотносимые с работой сенсорных систем, анализируют поступающие в них сенсорные сигналы (как правило, слабые или искаженные), усиливают, уточняют и интегрируют их в единый образ, причем все это происходит на уровне нервной системы без участия психики человека как таковой.

Кроме описанных выше общих теорий восприятия, существуют и другие, частные теории восприятия, касающиеся объяснения отдельных видов и феноменов восприятия. Среди таких феноменов, давно привлекающих к себе повышенное внимание ученых, была и до сих пор остается стабильность или устойчивость картины мира — константность восприятия, которая складывается и существует в голове человека, несмотря на то, что он сам, части его тела, участвующие в процессе восприятии, непрерывно движутся, перемещаются в пространстве, совершают разнообразные движения относительно самих воспринимаемых объектов. Это создает условия, при которых человек со стороны внешнего мера получает ноток непрерывно меняющихся стимулов, но тем не менее продолжает видеть (воспринимать) окружающий его мир как стабильный. Возникает, естественно, вопрос о том, как научно объяснить данный факт.

Исторически сложились две теории, по-разному объясняющие феномен стабильности (константности, постоянства) картины видимого человеком мира: афферентная и эфферентная.

Афферентную теорию предложил в свое время английский физиолог Ч. Шсррингтон (1857—1952). Согласно данной теории, в процессе восприятия окружающего мира от глазодвигательных и других мышц, управляющих движениями органов тела и прослеживающих перемещения воспринимаемых человеком неподвижных объектов, поступают афферентные сигналы в мозг, которые, в свою очередь, блокируют принятие аналогичных сигналов, поступающих туда же от других воспринимаемых человеком движущихся объектов (их изображения на поверхности сетчатки глаза могут, соответственно, меняться). В результате неподвижные объекты в восприятии человека остаются стабильными (неподвижными, константными).

Автором второй, эфферентной теории, является немецкий физиолог Г. Гельмгольц (1821 — 1894). По его мнению, сетчаточные сигналы при восприятии перемещающегося в пространстве объекта тормозятся эфферентными сигналами, поступающими со стороны самого мозга к глазодвигательным и другим мышцам. Гельмгольц признавал общую справедливость теории Шеррингтона, однако не считал сто объяснение достаточным[1].

Г. Гибсон предложил свое объяснение стабильности картины видимого нами мира. Исходя из экологического подхода к восприятию, он полагал, что зрительной системе нет необходимости для сохранения стабильности образа мира совершать столь сложную работу, которая предполагается афферентной или эфферентной теориями восприятия. Вполне достаточную информацию об устойчивости картины мира, по мнению Гибсона, несет стимуляция, поступающая из него самого и от движений органов чувств. Их, в свою очередь, человек легко отличает от движений, которые совершают воспринимаемые им объекты, находящиеся в окружающем мире.

В современной психологии восприятие трактуется не только как построение или создание нового образа впервые воспринимаемого человеком объекта, но также как опознание (узнавание) знакомого или известного человеку объекта. В данном случае предполагается, что соответствующий объект хотя бы в общих чертах человеку уже знаком, но его в соответствующей обстановке необходимо узнать (опознать, идентифицировать).

При таком понимании восприятия сложились некоторые частные, описывающие и объясняющие его теории, которые можно назвать теориями восприятия как опознания. Они по-разному объясняют то, каким образом человек узнает знакомые, известные ему объекты. Основными из этих теорий являются следующие.

  • 1. Гешталътпсихологическая теория опознания. В данной теории утверждается, что опознание объекта основано на восприятии соответствующего ему стимульного материала в целом. Отдельные части целостной «стимульной конфигурации» в процессе ее восприятия вначале приобретают гипотетическое, но вместе с тем целостное значение, известное человеку по прошлому опыту. Затем один из образов, возникших в сознании человека в результате опознания, получает подкрепление за счет поступающих в сенсорную систему сигналов и, соответственно, опознается как наиболее вероятный из образов, возникших в результате опознания.
  • 2. Теория опознания путем обработки информации «снизу — вверх» и «сверху — вниз». В данной теории утверждается, что опознание объекта или узнавание его начинается с формирования образов отдельных частей, суммирование которых далее приводит к появлению образа в целом (согласно теории обработки информации «снизу — вверх»), или, напротив, априорно существующее, гипотетическое представление об объекте приводит к опознанию его отдельных компонентов (согласно теории обработки информации «сверху — вниз»).
  • 3. Теория опознания, основанная на сравнении опознаваемого объекта с эталоном. Эта теория предполагает, что образ воспринимаемого (опознаваемого) объекта возникает и уточняется при совпадении поступающих от данного объекта сенсорных стимулов с его внутренней, «мысленной» формой, выступающей как образец или эталон соответствующего объекта. Данный эталон представляет собой некоторую структуру, которая при ее сопоставлении с поступающими от органов чувств сенсорными стимулами позволяет опознавать соответствующий объект, т. е. составлять четкое представление о нем в форме образа.

Согласно данной теории, у человека в процессе приобретения им жизненного опыта образуется большое количество разнообразных эталонов, каждый из которых в его памяти и сознании связан с некоторым словом-понятием. При сравнении воспринимаемого стимульного материала с эталоном происходит следующее: когда информация, получаемая с помощью органов чувств, соответствует совместимому с ней эталону, хранящемуся в памяти, в голове человека возникает соответствующий образ.

  • 4. Теория опознания через подетальный анализ поступающих стимулов. В этой теории утверждается, что формирование (опознание) образа может происходить на основе анализа элементарных свойств входных стимулов. Предполагается, что каждый опознаваемый таким образом объект включает в себя совокупность специфических стимулов, сочетание которых и порождает его образ. Поэтому, анализируя поступающие в процессе восприятия стимулы в отдельности, можно в конечном счете опознать и сам объект, соответствующий получаемому набору стимулов.
  • 5. Теория опознания по прототипу. В соответствии с данной теорией предполагается, что формирование образа опознаваемого объекта происходит при совпадении воспринимаемой совокупности сенсорных стимулов с абстрактным или идеальным умственным образцом. Эта теория исходит из предположения, что в долговременной памяти человека хранятся не конкретные и точные эталоны воспринимаемых объектов, а их обобщенные абстракции, которые и являются прототипами этих объектов. Воспринимаемая совокупность стимулов сопоставляется с прототипом, и в результате происходит идентификация (опознание) объекта, т. е. формирование его образа. Прототип позволяет распознавать образ, даже если он не вполне идентичен самому прототипу, а лишь внешне похож на него. Предполагается, что прототипы складываются на основе часто встречающихся признаков, т. е. общих и усредненных характеристик многих подобных объектов, ранее воспринятых человеком.

Существуют две теоретические модели формирования прототипов. В одной из них, называемой моделью центральной тенденции, утверждается, что прототип представляет собой обобщение или усреднение ранее воспринятых объектов. Вторая модель, обозначаемая как модель частоты признаков, предполагает, что прототип отражает в своем содержании моду или наиболее часто встречающиеся в воспринятых объектах сочетания признаков.

Подводя краткий итог тому, о чем говорилось в данном параграфе главы, можно констатировать следующее.

  • 1. Основные теории формирования образов (общие теории восприятия) следующие: ассоциативная, бессознательных умозаключений, гештальттеория, категоризационная, конструктивистская, деятельностная, экологическая, перцептивного цикла, информационная (когнитивная). Кроме того, существует подход к пониманию восприятия, который скорее можно рассматривать как нейрофизиологический, чем психологический. Это теория нейронных сетей, обслуживающих процесс восприятия в его физиологическом и психологическом выражениях.
  • 2. Восприятие современного человека — это процесс, тесным образом связанный с мышлением, интеллектуальной обработкой поступающей сенсорной информации.
  • 3. Для того чтобы восприятие функционировало нормально и у человека формировались правильные образы окружающих объектов, необходимы как постоянный приток сенсорной информации, гак и систематическая интеллектуальная деятельность по обработке этой информации.
  • 4. Существуют две конкурирующие друг с другом общие теории восприятия: нативистская и когнитивистская (опытная). В нативистской теории утверждается, что все, связанное с восприятием, заложено в генотипе. Когнитивистская теория, соответственно, предполагает, что восприятие определяется тем, что приобретается человеком в результате опыта (научения). Современные психологи стремятся объединить эти теории в единую концепцию, полагая, что они являются не столько альтернативными, сколько взаимодополняющими друг друга. Их соединение друг с другом возможно в рамках представления о восприятии как о многоступенчатом, поэтапно реализуемом процессе.
  • 5. Рассмотрение восприятия как развивающегося процесса предполагает выделение в нем перцептивных действий, изучение процесса их становления у детей и дальнейшего развития у взрослых людей.
  • 6. Наряду с общими теориями восприятия существуют его частные теории, большинство которых относится к зрительному восприятию и создано на основе его изучения. Эти теории являются следующими: структурализм (элементаризм), гештальтизм, конструктивизм, деятельностная, экологическая, информационная, нейрофизиологическая.
  • 7. Каждая из указанных выше теорий (подходов) в чем-то выгодно отличается от остальных, прежде всего, тем, что акцентирует внимание на каком-либо частном, но существенном моменте понимания процесса восприятия в целом. Однако любая из этих теорий, если она абсолютизируется ее авторами или сторонниками, противопоставляется другим теориям и отрицает их значение, оказывается недостаточной, несостоятельной в глобальных претензиях с точки зрения всеобщего и полного объяснения того, что связано с восприятием.
  • 8. Опознание — один из важнейших перцептивных процессов. Основные теории, описывающие и объясняющие опознание, следующие: гештальтисихологическая, обработки информации «снизу — вверх» и «сверху — вниз», сравнения с эталоном и опознания по прототипу.
  • 9. Поскольку в реальном процессе восприятия практически невозможно отделить друг от друга формирование новых образов и их опознание, названные теории, как общие, так и частные, характеризуют с разных сторон процесс восприятия в целом.

В заключение отметим, что в конкретных научных исследованиях восприятия больше всего внимания до сих пор уделялось изучению зрительного и слухового восприятия, и это не случайно. Во-первых, органы зрения и слуха считаются ведущими и наиболее развитыми органами чувств человека. Во-вторых, с помощью зрения и слуха человек получает большую часть жизненно необходимой ему информации. В-третьих, органы зрения и слуха наиболее сложно устроены по сравнению с другими органами чувств. Наконец, в-четвертых, выяснив, как работают орган зрения и орган слуха, мы можем многое понять в работе и других органов чувств. Поэтому обсуждение проблематики отдельных видов восприятия мы далее начинаем именно со зрения и со слуха и в оставшихся параграфах главы уделим им больше всего внимания.

  • [1] Большинство эмпирических данных, касающихся восприятия, говорит в пользу эфферентной теории Гельмгольца, а не афферентной теории Шеррингтона.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой