Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории референтной группы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дж. Мид только указал на значение группы для входящего в нее индивида как на систему обобщенных установок — «я глазами других». Автором основных представлений современной теории референтной группы является Г. Хайман. В 1942 г. он проводил исследование представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей, в котором впервые использовал термин «референтная… Читать ещё >

Теории референтной группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка теорий референтной группы в современной западной социальной психологии ассоциируется прежде всего с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ныоком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др. Большинство авторов этого направления связывают понятие референтной, или «эталонной», группы с обозначением группы, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

Дж. Мид только указал на значение группы для входящего в нее индивида как на систему обобщенных установок — «я глазами других». Автором основных представлений современной теории референтной группы является Г. Хайман. В 1942 г. он проводил исследование представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей, в котором впервые использовал термин «референтная группа». Это понятие использовалось Хайманом для обозначения группы людей, с которыми испытуемый сравнивал себя. Результатом сравнения с референтной группой являлась самооценка испытуемым своего статуса. Самооценка статуса рассматривалась Хайманом как зависимая переменная, поскольку она имела отношение к той референтной группе, которую испытуемый использовал как отправную точку или систему отсчета.

Позже Т. Ныоком использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Он выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых принимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. Ныоком считал «бунт подростка» проявлением поведения в ситуации, когда родители выступают для него как отрицательная референтная группа.

На современное понимание использования термина «референтная группа» повлияли работы М. Шерифа. Он отмечал, что человек включен во множество групп, нормы которых могут расходиться между собой. Также он подчеркивал важность референтной группы, так как ее нормы становятся социальными установками индивидов и служат им не только для самооценки, но и для формирования всей «картины мира». Шериф предложил проводить различие между актуальной группой членства и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически, сознательно или бессознательно.

Одна из ключевых идей Дж. Мида об «обобщенном другом», воплощенная в понятии «референтная группа», использовалась в ставшем классическим эксперименте Р. Мертона в соавторстве с А. Китт. В нем изучались социальные установки солдат-фронтовиков и солдат-новичков. Когда в исследовании Мертона и Китт мобилизованные солдаты сравнивали свое положение с положением тех, кто не был мобилизован и остался дома (одна референтная группа), они оценивали свое положение как худшее. Когда они сравнивали его с положением тех, кто был мобилизован и сражался на фронте (другая референтная группа), они считали свое положение более благоприятным.

Л. Г. Почебут и И. А. Мейжис перечисляют условия, при которых, по Мертону, человек скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу1.

  • 1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, они будут склонны выбирать в качестве референтной группы вместо группы членства ту внешнюю группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.
  • 2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой рассчитывает занять более высокий статус.
  • 3. Чем больше у индивида социальная мобильность, т. е. возможность изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.
  • 4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик.

Большой вклад в разработку понятия «референтная группа» внес Г. Келли, показав, что она может выполнять различные функции в фор-[1]

мировании социальных установок индивида. С одной стороны, она может высказать индивиду признание или не признавать его, с другой стороны, группа может служить эталоном для сравнения, который индивид использует для выработки своих оценок. Первая, нормативная, функция заключается в установлении и даже навязывании стандартов поведения индивида. Подобные стандарты называются групповыми нормами. Группа выполняет эту функцию, если она в состоянии вознаграждать за конформность или наказывать за неконформность. Вторая, сравнительная, функция группы состоит в том, что группа служит эталоном, стандартом, отправной точкой сравнения. Группа выполняет сравнительную функцию, если поведение, установки и другие характеристики ее членов служат индивиду стандартом для формирования оценок и самооценки. Обе функции, нормативную и сравнительную, может выполнять одна и та же группа.

Таким образом, в теории референтных групп было показано влияние ценностей, установок, норм общества и конкретных групп на самооценку и поведение индивида. В целом интеракционизм, как социальнопсихологическая теория, определил ряд направлений в изучении взаимосвязи личности и общества, представлений человека о других людях, ролях и статусах личности, референтных группах.

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

Цель: обобщить и закрепить знания об интеракционисткой ориентации в социальной психологии.

Порядок работы

  • 1. Доклады о вкладе в разработку социально-психологических идей представителей интеракционистской ориентации.
  • 2. Психологическая самодиагностика.

Этап 1. Обсуждение докладов об авторах, внесших существенный вклад в развитие интеракционистской ориентации в социальной психологии: Дж. Миде, Г. Блумере, Р. Линтоне, <9. Гоффмане, М. Шерифе

При подготовке доклада следует ориентироваться на следующий план:

  • • основные этапы биографии;
  • • этапы становления научного мировоззрения;
  • • разрабатываемые идеи и концепции;
  • • основные труды;
  • • наличие учеников и научной школы;
  • • использованная при подготовке литература.

Этап 2. Знакомство с методикой М. Куна «Кто я?»1 и обсуждение

результатов

Инструкция. В течение 12 мин вам необходимо дать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?». Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фик-[2]

сировать вес ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Интерпретация результатов.

1. Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.

Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 мин человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

2. Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?

Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т. е. с его образом «Я» (или Я-концепцисй). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, т. е. он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.

Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы — другие» и низкий уровень определенности схемы «я — мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я — другие» и низким уровнем определенности схемы «мы — другие».

Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.

3. Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни?

Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

  • 1) семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);
  • 2) работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);
  • 3) учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);
  • 4) досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);
  • 5) сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);
  • 6) отдых (ресурсы, здоровье).

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.

Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.

Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности.

I. «Социальное Я»:

  • прямое обозначение пола (юноша, девушка, женщина);
  • сексуальная роль (любовник, любовница, донжуан, амазонка);
  • учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
  • семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
  • этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
  • мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
  • групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я»:

  • дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
  • общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми, умею выслушать людей).

III. «Материальное Я»:

  • описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
  • оценка своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
  • отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я»:

  • субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
  • фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
  • пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я»:

  • занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи), отят (был в Болгарии);
  • самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я»:

  • профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
  • семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
  • групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
  • коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением;
  • материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
  • физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
  • деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
  • персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
  • оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я»:

  • персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительный, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
  • глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

  • проблемная идентичность (я ничто, не знаю — кто я, не могу ответить па этот вопрос);
  • ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Задания для самостоятельной работы

  • 1. В подходе к чему различаются Чикагская и Айовская школы интеракциоиизма?
  • 2. Какие конфликты описаны в ролевой теории?
  • 3. Какие функции выполняет референтная группа?

Практическое задание

Прочитайте фрагменты из статьи К. Уэст и Д. Зиммерман «Создание гендера».

Создание гендера1

…Ролевая теория настаивает па социальном конструировании гендерных категорий, которые называются «половыми ролями», или с недавнего времени «гендерными ролями», и анализирует, как они усваиваются и приводятся в действие. Ролевая теория, начиная с Линтона, а затем развитая в работах Парсонса и Комаровски, подчеркивала социальный и динамический аспекты конструирования ролей и их осуществления. Однако на уровне непосредственного взаимодействия (face-to-face interaction) использование ролевой теории для анализа гендера является само по себе проблематичным. Роли представляют собой ситуативные идентичности — их принимают и от них отказываются в зависимости от требований ситуации — они не являются базовыми идентичностями, в отличие от категории принадлежности по полу, значимой для всех ситуаций.

В отличие от большинства ролей, таких как «няня», «врач», «родитель», «профессор», «студент», гендер не привязан к специфическому месту или организационному контексту. Более того, многие роли сами по себе являются гендерно маркированными, гак что для обозначения исключения из правил необходимо использовать специальные грамматические формы, например «женщина-врач» или «няня мужского пола». Торн отмечает, что при подходе к гендеру как к роли возникает трудность в оценке его влияния на другие роли. Ролевой подход уменьшает объяснительные возможности категории гендер при обсуждении проблем власти и неравенства. Отталкиваясь от текста Рубин, Торн призывает к формированию нового взгляда на мужчин и женщин как на различные социальные группы, конституированные в «конкретных, исторически изменяющихся и в целом неравных социальных отношениях».

Мы утверждаем, что гендер не является ни совокупностью личностных психологических черт, ни ролью, а является продуктом особого рода социального делания (создания). Что же собой представляет социальное создание гендера? Это нечто большее, чем постоянное творение смысла гендера через человеческие действия. Мы утверждаем, что сам гендер конституируется через взаимодействие.

Для развития этого положения мы обратимся к тому, как Э. Гоффман объясняет «гендерный дисплей». Нашей целью будет рассмотрение того, как гендер может проявляться и представляться через взаимодействие и восприниматься, таким образом, как нечто «естественное», хотя на самом деле он производится как социально организованное достижение (достигаемый статус).

Гендерный дисплей

Гоффман утверждает, что в процессе взаимодействия друг с другом и со своим окружением люди предполагают, что каждый участник процесса взаимодействия обладает «сущностной природой» («естеством»), распознаваемой через «естественные знаки, которые являются данностью или выражаются людьми». Женственность и мужественность рассматриваются как «прототипы сущностного выражения — как нечто, схватываемое с первого взгляда в любой социальной ситуации и, тем не менее, воспринимаются нами как самая основная характеристика индивида». Средства, которыми мы пользуемся для такого выражения, представляют собой «формальные конвенциональные акты», которые делают явным для других наше отношение к ним, указывают па нашу позицию в контакте и на опытном уровне устанавливают условия контакта, применимые для данной социальной ситуации. Эти средства воспринимаются также как экспрессивное поведение, свидетельство нашего естества.

Гоффман рассматривает дисплеи как конвенциональные модели поведения, структурированного как обмен двух действующих лиц по типу «утверждение — ответ» (statement — reply), в условиях которого наличие или отсутствие симметрии может быть причиной установления отношений господства или взаимного уваже-[3]

ния. Эти ритуалы рассматриваются как отличимые от, но связанные с другими следующими из них действиями, такими как выполнение определенных задач или включение в дискурс. Так образуется то, что Гоффман называет назначением («scheduling») дисплеев при переключении видов деятельности. Предполагается, что дисплеи включаются в начале или в конце деятельности, но с нею самой не смешиваются. Гоффман дает следующее определение гендерного дисплея: «Если гендер можно определить как культурно установленный коррелят пола (как следствие биологии или научения), то гендерный дисплей относится к конвенциональным изображениям этих коррелятов».

Эти гендерно окрашенные выражения могли бы дать ключ к пониманию фундаментальных измерений женского и мужского, однако, по мнению Гоффмана, они не являются обязательными для исполнения. Мужское ухаживание может быть предложено, а будучи предложенным, может быть принято или отклонено. Более того, люди сами используют термин «выражение» и ведут себя таким образом, чтобы соответствовать своим собственным понятиям о надлежащем выражении. Гендерные изображения являются в меньшей степени следствием нашего полового естества, чем интеракционным изображением того, что мы хотели бы выразить в отношении нашего полового естества, используя конвенциональные жесты. Наша человеческая природа (человеческое естество) дает нам возможность научиться тому, как создавать и опознавать мужской и женский гендерные дисплеи, причем «этой способностью мы обладаем благодаря тому, что мы являемся людьми, а не лицами мужского и женского пола».

С первого взгляда может показаться, что теория Гоффмана предлагает интересную социологическую коррективу к существующим представлениям о гендере. Согласно его точке зрения, гендер представляет собой такую инсценировку социального сценария культурных представлений о мужском и женском естестве, которая разыгрывается в присутствии аудитории, хорошо обученной пониманию идиом данного представления. В продолжение данной метафоры можно сказать, что существует расписание и репертуар спектаклей, которые показывают в определенных местах, и, как и театральные пьесы, они предваряют какие-то более серьезные действия или являются отдыхом от них.

В этом подходе существует, однако, фундаментальная неясность. Отделяя гендерный дисплей от серьезного дела взаимодействия, Гоффман тем самым затушевывает воздействие гендера на широкий диапазон видов человеческой деятельности. Гендер — это не просто нечто, происходящее в укромных уголках и «трещинах» взаимодействия, появляющееся здесь и там и не включенное в серьезное дело жизни. Хотя вполне допустимо представление, что гендерные дисплеи — конструированные и конвенциональные выражения — могут быть выбраны исполнителями, однако то, как нас воспринимают (существами мужского или женского пола), лежит вне пределов нашего выбора.

Ответьте на вопросы.

  • 1. Почему ролевая теория не подходит для анализа такой категории, как «гендер»?
  • 2. Какие возможности для анализа категории «гендер» представляет концепция «гендерного дисплея» Э. Гоффмана?

Рекомендуемая литература

Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учеб, пособие для вузов / Г. М. Андреева, II. II. Богомолова, Л. А. Петровская. — М.: Аспект Пресс, 2001.

Свенцицкый, А. Л. Социальная психология: учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий., 2014.

  • [1] См.: Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология.
  • [2] Приводится по: Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностикаотношений в паре. СПб., 2006. С. 82—103.
  • [3] Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера: хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 193—219.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой