Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки
![Реферат: Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки](https://westud.ru/work/339367/cover.png)
С момента существования психологии в качестве самостоятельной науки появились совершенно различные подходы к пниманию ее предмета, задач и методов. Между тем традиции Вундта получили свое развитие в работах Эд-варда Титченера (1867 1927гг.) а так же психологов, которые объединились вокруг него в Корнелльском университете США. Данный университет только благодаря усилиями Титченера становится… Читать ещё >
Содержание
- Тема: Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки
- Введение
- 1. Предмет и задачи психологии
- 2. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в
- 3. Периодизация истории психологии
- 4. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания
- 5. Первые программы психологии как самостоятельной науки
- 6. Задачи современной психологии
- 7. Современная психология и ее место в системе наук
- Заключение
- Список литературы
Психология являясь наукой, занимает одно из важнейших мест в нашей повседневной жизни. Ежедневно нам приходится с ней сталкиваться в процессе нашей жизнедеятельности.
Данная работа призвана проследить процесс формирования психологии, как самостоятельной науки, и отделения ее от других наук. В работе поставле-ны задачи рассмотрения самого предмета психологии, а так же ее задач в со-временном обществе. Изучение предпосылок и источников становления пси-хологической науки как самостоятельного направления. Реферат всесторонне раскрывает разделение периодов в психологии, а так же процессов протекаю-щих в ней.
Задачи данной работы:
— раскрыть предмет психологии;
— исследовать естественнонаучные предпосылки становления психологии, как самостоятельной науки;
— исследование периодизации психологии;
— изучение психологии, как самостоятельной области научного знания.
1. Предмет и задачи психологии
Психология, являясь наукой, занимается изучением фактов, закономерно-стей и механизмов психики. Термин «психическое» идет с греческого «псюхе», означающего «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека, а так же формирование психологических особеннотей человека, являющегося сознательным субъек-том деятельности и активным деятелем социально-исторического развития об-щества. Психология современности являет из себя цепь научных дисциплин, которые находятся на разных ступенях формирования, которые связаны между собой различными областями практики. Так как же провести классификацию данных многочисленных отраслей психологии? В виде фундамента классифи-кации отраслей психологии можно было бы избрать психологическую сторону:
1. определенной деятельности;
2. развития;
3. отношений личности, являющейся субъектом развития и деятельности к обществу, в котором происходит эта деятельность и развитие.
Если принять первое основание классификации, тогда можно выделить ряд отраслей психологии, которые изучают психологические проблемы кон-кретных, определенных видов деятельности человека.
Психология труда занимается изучением психологических особенностей трудовой деятельности человека, а так же аспектами научной организации тру-да. В ее задачи входит исследования профессиональных особенностей человека, развитие трудовых навыков, влияние на человека производственной обстанов-ке, конструкции и расположения приборов и станков, сигнализации и т. п.
Педагогическая психология — изучает закономерности обучения и воспита-ния человека. В ее задачи входит исследование формирования у учащихся мышления, управление процессом усвоения навыков интеллектуальной дея-тельности, изучение взаимоотношений педагогов и учащихся и отношений в ученическом коллективе, исследованием отклонений в психическом развитии и т. д. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология воспитательной работы с аномальными деть-ми.
Медицинская психология занимается изучением психологических аспек-тов деятельности врача и поведения больного. К ней относятся: нейропсихоло-гия, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.
Юридическая психология занимается психологическими вопросами, свя-занными с реализацией системы права. К ее разделам относятся: судебная пси-хология, криминальная психология, пенитенциарная или исправительно-трудовая психология.
Военная психология занимается исследованием поведения личности в бое-вых условиях, психологические взаимоотношения между начальниками и под-чиненными, способы психологической пропаганды, контрпропаганды, а так же психологические вопросы при управлении боевой техникой и т. д.
Психология спорта, изучает психологические особенности деятельности спортсменов, средства их психологической подготовки, психологические пара-метры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, а так же психологические факторы, которые связаны с организацией и проведением со-ревнований.
Психология торговли ведет изучение психологического действия рекламы, индивидуальных, возрастных особенностей спроса, факторов обслуживания клиентов, психологию моды и т. п. Недавно начались разработки проблем пси-хологии, научного творчества.
Психология художественного творчества (в области литературы и искус-ства) и эстетического воспитания, является областью, значимой, но пока еще мало изученной.
Эвристика — своеобразный раздел психологии научного творчества.
Существует так же возрастная психология, психология аномального разви-тия или специальная психология, сравнительная, социальная психология.
2. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX века
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом фи-зиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анато-мии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
В настоящее время выделены некоторые естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в.
1. Постепенный отход психологии от философии, потому как для психо-логии, наконец-то назрела острая необходимость разграничения и предметов и методов, а конкретнее ориентация на эмпирические методы познания, где фи-лософия, являющаяся более наукой теретической, чем практической, не имела возможностей предоставить психологии необходимых инструментов.
2. Введение, в психологию опираясь на историческую необходимость об-ретения своего, отличного от философского, метода познания новейших мето-дов исследования, например, взятого в естествознании метода эксперимента, в том числе и математических методов расчета результатов опытов.
Список литературы
- Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998
- Петровский А. В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х то-мах. Т-1 1996
- Якунин В.А. История психологии. М., 1998.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Питер 2002.
- История психологии ХХ век. /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.
- -е изд. М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2002.
- Кузьмин Е.С., Якунин В. А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.
- Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва, 2001.
- Шульц Д. П. Шульц С.Э. История современной психологии.С-Петерб., 2000.
- Немов Р.С., Психология, М., 1998.М., Педагогика-Пресс, 1997.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. М., 1985.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
- Полани М. Личностное знание. М, 1985.