Роль свойств темперамента в проявлении любознательности личности
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических знаний об одном из важнейших свойств личности, получении новых экспериментальных данных о любознательности и специфике ее проявления с позиций целостно-функционального подхода на конкретной возрастной выборке испытуемых. Результаты исследования указывают на роль свойств темперамента в проявлении любознательности личности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. Теоретическое исследование проблемы любознательности и темперамента в литературе
- Основные подходы к изучению любознательности в психологии
- Любознательность — как системное свойство личности с позиций целостно-функционального подхода
- Роль биологических и социальных факторов в развитии любознательности личности
- Основные подходы к изучению темперамента в психологии
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование любознательности и роль свойств темперамента в ее проявлении
- 2. 1.
Организация и методы исследования Сила — слабость нервной системы и роль свойства в проявлении любознательности Психологическая структура любознательности, определяемая экстравертной и интровертной направленностью личности Особенности проявления любознательности, определяемые амбивертной направленностью
2.5. Психологическая структура любознательности, определяемая эмоциональной стабильностью и эмоциональной неустойчивостью личности
Выводы по второй главе
Список литературы
- Абраменко В.А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии. 1970. № 4. — С. 53−65.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 388 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности.- М.: 1981.-С. 19−44.
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. № 1. — С. 13−29.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 150 с.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л., Изд-во ЛГУ, 1949. -190 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 2.-480с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980. — 380 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. С. 3−19.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. № 2. — С. 8−18.
- Аржанова А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся. // Ученые записки Анджанского педагогического института. Вып.2. — 1955.-С. 21−29.
- Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал, 1984. Т. 5. № 3. — С. 46−55.
- Базаркина Е.В. Национально-психологические особенности проявлениялюбознательности учащихся: Дис. канд. психол. наук. -Бийск, 2001. 181 с.
- Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дис. канд. психол. наук. М., 1992. -185 с.
- Белинский В.И. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953.-Т. 1.-574 с.
- Бергер Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дисс. канд. психол. наук. -Йошкар-Ола, 1980. 188 с.
- Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. № 3. — С. 54−60.
- Богославская Е.А. Диагностика и развитие любознательности старшеклассников в ходе тренинга: Автореф. канд. психол. наук. М., 2000. -20 с.
- Бодалев А. А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Советская Педагогика. 1980. № 10. — С.32−37.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР, 1955.-73 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Брагина Н.И., Доброхотова Т. А. Проблема «Мозг-сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга. // Мозг и разум. М., 1994. — С. 88−94.
- Бойко З.В. Разработка проблемы общих и частных свойств нервной системы В.Д.Небылицыным // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. -28 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наукова Думка, 1989. С. 1−8.
- Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 7-е изд. — СПб., 1913. — 365 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. — С. 19−26.
- Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. № 1. — С. 64−74.
- Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М.Теплова // Способности: К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. -Дубна: Феникс, 1997.-С. 163−187.
- Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. — 234 с.
- Горячева А.И. Некоторые моменты социально-психологической характеристики нации. -М., 1975. 127 с.
- Гусева Т.А. Влияние стиля понимания на особенности проявления любознательности личности: Автореф. дис.канд. психол. наук. -Новосибирск, 1998.-21 с.
- Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности. Бийск: НИЦ БиГПИ. -2000.-61 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -213с.
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Изд-во АПН РСФСР, 1952.-465 с.
- Добрынин Н.Ф. Интерес и внимание // Ученые записки Московского государственного педагогического института. 1953. — Т.З. — Вып.З. — С.12−22.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. — 560 с.
- Жемчугова JT.B. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека.- Свердловск, 1980. С. 35−44.
- Зверев И.Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. М.: Педагогика, 1971. — С. 27−34.
- Зырянова Н.М. Мечты и желания московских подростков // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. — С.220−221.
- Зюбин JI.M. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению // Ученые записки. ЛГУ, 1956. — Вып.9. — 124 с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1956. — 16 с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959. — 83 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход в обучении. М.: Знание, 1972. -72с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике. М., 1977.-С. 3−18.
- Кабардов М.К. Взаимосвязь фундаментальных и прикладных задач современной дифференциальной психологии и психофизиологии // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. — С.211−219.
- Кант И. Собр. соч. Т.6. — М., 1966. — 700 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
- Корнетов Н.А. Клиническая антропология в психиатрии. // Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии. Томск: Изд-во Томск унта, 1988.- 114 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 8. — С. 13−15.
- Котлярова Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся // Вопросыпсихологии. 1969. № 2. — С.43−50.
- Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Госиздат, 1924. — 283 с.
- Крупнов А.И., Жемчугова JI.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1978. С. 63−69.
- Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 72 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. — С. 25−33.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М.: УДН, 1986.-С. 92−102.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С. 28−39.
- Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990. — С. 31−38.
- Психологические проявления и структура темперамента. М., Изд-во РУДН, 1992.-80 с.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. -С. 9−23.
- Крутецкий В.А. Любознательность // Педагогическая энциклопедия. М.: 1965.-Т.2.-696 с.
- Кудинов С.И. Психологическая природа любознательности старшеклассников // Учебное пособие: ГАГУ, 1996. 72 с.
- Кудинов С.И. Половозрастные аспекты проявления любознательности у школьников и студентов // Педагог: Наука, технология, практика. Бийск: НИЦ
- БиГПИ, 1997. № 1.-С. 49−51.
- Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Автореф. дис.д. психол. наук. Новосибирск, 1999 — 46 с.
- Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 29 с.
- Кудинов С.И. Перспективы исследования любознательности. Становление личности на современном этапе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Т.2. -Бийск: НИЦБПГУ, 2001.-С. 113−123.
- Кудинов С.И. Особенности проявления любознательности учащихся традиционных и инновационных классов. Инновации в психологии: Материалы первых международных психологических чтений. Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. -С. 80−84.
- Кудинов С.И. Исследование национально-психологических особенностей в проявлении любознательности учащихся // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — С. 89−107.
- Кунарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. — 121 с.
- Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. СПб., 1909. — 354 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. СПб.: Госиздат, 1922. — 480 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.:Педагогика, 1971. -187 с.
- Леонтьев А.Н. Личность // Материалы обсуждения проблем личности на симпозиуме, состоявшемся 10−12 марта 1970 г. М., 1971. — С.202−218.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. -416с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 77−95.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: СМЫСЛ, 2000. — 497 с.
- Лесгафт П.Ф. Темперамент // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. — С. 115−134.
- Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дис. канд. психол. наук. Киев, 1986. — 192 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1971. 425 с.
- Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Педагогика, 1979. — С. 29−34.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. -1982. № 4. С. 5−17.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 303 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Методика «Личностный профиль по Айзенку» (сокращенный вариант). М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1999. — 38 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. -47 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 426 с.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 2000. — С. 223−224.
- Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники: ВИНИТИ. Сер. Антропология. 1991. — Т. 4. — С. 3−14.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Русский язык, 1988. — 752 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2002. — 336 с.
- Олейник Ю.Н. Формирование отечественной психологии индивидуальных различий как научной дисциплины // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.1. С.137−146.
- Опарин А.И. Философские проблемы современного естествознания. М. Учпедгиз, 1959.-583 с.
- Павлов И.П. Естествознание и мозг // 20-летний опыт объективного изучения ВИД животных. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. -1951.-С. 72−80.
- Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга: Лекция первая // Полн. собр. соч. 2-е изд. доп. — М. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1951. — Т.4. — С. 15−30.
- Павлов И.П. Мозг и психика / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, 1966. — 320 с.
- Панчешникова Л.М. О системном подходе в методологических исследованиях // Советская Педагогика. 1973. № 4. — С. 71−80.
- Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск, 1994. — С. 71−89.
- Поплужный В. Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1969. -242 с.
- Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. Изд. 2-е, доп. — СПб., 2001. — С. 232−234.
- Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста. Киев: Рад. школа, 1979. — 88 с.
- Прядеин В.Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. — С. 8486.
- Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. Северо-Осет. гос. ун-т, 1970.- 187 с.
- Рейнвальд Н.И. О ведущих свойствах личности // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Материалы 5 Съезда психологов СССР.-М., 1983.-С. 68−70.
- Рейвальд Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. — 200 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704с.
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы антологии, логики, психологии. М.: Наука, 1997 — 579 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. № 5. — С. 3−17.
- Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. № 2.-133 с.
- Саулина О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала: Дис. канд. пед. наук. М., 1970.- 125 с.
- Сафронова М.В., Слободская Е. Р., Уильсон Г. Д. Личность, темперамент и психологическое здоровье учащихся // Дифференциальная психология: проблемы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: НИЦ БПГУ, 2002. — С. 295−302.
- Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Школьные технологии. М.: Народное образование, 1999. № 6. — С. 18−21.
- Селли Дж. Очерки по психологии детства / Перевод с английского. 1904. -86 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. С. Б. Крымского. Киев: Наукова думка, 1989. — С. 114−116.
- Слободская Е.Р. Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития: Дисс. д. психол. наук, Новосибирск, 2000.1. С. 63−110.
- Соловейчик С.А. От интересов к способностям // Воспитание школьника. -1968.№ 6.-С. 26−34.
- Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1947. — 57 с.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.-С. 114−117.
- Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные педагогические сочинения: В 5 т. Киев, 1979. — Т. 1. — С.59−220.
- Теплов Б.М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956. — С. 5−123.
- Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопросы психологии. 1957. № 5. — С. 108−130.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962. — 40 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., Педагогика, 1985. -Т.Н. — 71с.
- Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. -48 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки: В 2-х т. Тбилиси, 1958. T. II — 19 с.
- Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М: Наука, 1987. — 204 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1983. № 1. — С. 17−28.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 23−31.
- Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.-236 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.:1. Педагогика, 1989. 208 с.
- Фролов И.Т. Перспективы человека // Вопросы философии. 1975. № 7. -84 с.
- Холл Ст. Социальные интересы у детей и учреждения их развития. СПб., 1909.-238 с.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий: Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агенство, 1997. — 281 с.
- Хъелл Д., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1998. — 608 с.
- Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ совр. зап. ученых. Новосибирск, 1994.-С. 111−122.
- Шумакова Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьников / Под. ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. С. 10−35.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность // Психологический журнал. 1995. -Т.16. № 2. — С. 103−113.
- Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -496 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С.60−77.
- Эйнсворт М.Д. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ совр. зап. ученых. Новосибирск, 1994. -С.110−130.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996. С. 652.653.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей // Вопросы психологии. 1980. № 2. — С. 8−11.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. -291 с.
- Якобсон П.М. Психические компоненты и критерии становления зрелой личности //Психологический журнал. 1981. № 4. — С. 141−149.
- Adler A. Understanding human nature. New York: Garden city publ., 1927. -286 p.
- Adler A. Praxis und Theorie der Individualhsychologie. Frankfurt am Main, 1974. — S.326−336. (Пер. Я.А.Обухова).
- Bowlby.G. Child care and the growth of love //Abridged and edited by Frym. -London and Tonbrige, 1957. (Пер. А.А.Хвостова).
- Costa Jr. P.T., McCrae R.R. The Five-factor model of personality and its relevance to personality disorders // J.Pers.Dis. 1992. — Vol. 6, N.4. — P. 343−359.
- Digman J.M. Personality structure: Emergence of the five-factor model // Annu. Rev / Psychol. 1990. — Vol. 23. — P. 401−412.
- Eysenck H.J. and Eysenck M.W. Personality and Individual Differences. A natural science approach. New York- London: Plenum Press, 1985. — 424 p.
- Eysenck H.J. Personality, genetics and behaviour. New York: Praeger, 1982.
- Goldberg L.R. A broad-bandwidth, public-domain, personality inventory measuring the lower-level facets of several Five-Factor models // Personality Psychology in Europe. Vol. 7. Tiburg, 1999. — P. 7−34.
- Kagan J. Gale’s prophecy: Temperament and human nature. New York: Basic Books, 1994.
- Kagan J., Reznik J.S., Snidman N. The physiology and psychology of behavioral inhibition in children // Child Dev. 1987. — Vol. 58 — P. 1459−1473.
- Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlooks // Annual Rewiew of Psychology. 1993. — Vol. 44. — P. 1−21.
- Myrtek M. Constitutional psychophysiology. Research in review. Orlando: Academic Press, 1984. — 289 pp.
- Ostendorf F. Personality measurement and structure: Introduction // Personality Psychology in Europe. Vol. 7. Tiburg, 1999. — P 3−5.
- Pieron H. Ou' est-ce gue I’hominisation? Le courier rationaliste, 1959, -211 p.
- Plomin R. The interaction between temperament and environment: Methodological considerations // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev.- New York, 1985. P. 253−267.
- Quay H.C. The psychology of undersocialized aggressive conduct disorder: A theoretical perspective // Dev. Psychopatol. 1993. — Vol. 5. — P. 165−180.
- Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey K.L. Temperament and social behavior in childhood // Merrill-Palmer Quarterly. 1994. — Vol. 40, № 1. — P. 21−39.
- Rothbart M.K., Mauro J.A. Temperament, behavioral inhibition, and shyness in childhood // Handbook of social and evaluation anxiety. New York: Plenum. -1990.-P. 139−160.
- Rotter J. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement // Psyhol. Monogr., 1966. V.80. — N1. — 271 p.
- Sakano N. Latent left-handness. Its relation to hemispheric and psycholjgical fanctions. Yena: Gustav Fisher Vergag, 1982. 122 p.
- Scarr S., Cartney K. How people make their own environments: A theory of genotype environment effects // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev.- New York, 1984. P. 98−118.
- Schoelmerich A., Broberg A.G., Lamb M.E. Continuity and change in inhibition and shyness // International handbook of social anxiety: Research and interventions relating to the self and shyness. Chichester, England and New York, 2000. — 485 p.
- Sheldon W.N., Stevens S., Tucker W.B. The Varieties of Human Physique. -New York: Harper, 1940. 347 pp.
- Strelau J. Temperament: A psychological perspective. New York: Plenum, 1999.-467 p.
- Strelau J. Temperament. Personality. Activity. London — New York: Academic Press, 1983. — 375 p.
- Suchenwirth K. Minerva med. 1970. — 61 p.
- Triandis H. Individualism and Collectivism. Boulder, CO: Westview, 1995. -128 p.