ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΈ стадии развития Β«Π―Β» Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ИсслСдования G. J. W. Smith ΠΈ Π’. Π’. R. Rossman (1986) ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ Π² 6—8 Π»Π΅Ρ‚ часто ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π΅Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΊ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π΅ «ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅», ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΊ 10 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ использованиС этой Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ сокращаСтся. R Cramer (1987) констатировал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ использованиС отрицания Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ сниТаСтся ΡƒΠΆΠ΅ начиная с ΠΏΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. ИспользованиС ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (G. J. W. Smith, A. Danielsson, 1977; R F. Tero, J. R Connell… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΈ стадии развития Β«Π―Β» Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π£ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π²Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ формируСтся для овладСния ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ инстинктивными побуТдСниями, ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ½ΠΈ связаны, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития. ΠŸΠΎΠ±ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡΠΌΠΈ ΠΈΡ… Ρ„ормирования Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ, Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

R. D. Stolorow ΠΈ F. М. Lachmann (1978) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свою линию развития ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ цСлая сСрия ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… достиТСний ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΡƒΠΌΠ°.

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ говорят ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ взаимосвязи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ появлСниСм ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΡΡ‚адиями развития «Π―» (J. Loevinger, 1966) ΠΈΠ»ΠΈ уровнями ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития (L. Kohlberg, 1969).

N. Наап (1977) считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ использованиС Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, соотвСтствуСт Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ развития «Π―», Π² Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΊΠ°ΠΊ интСллСктуализация ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΡ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ для ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² с Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ развития «Π―».

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ А. Π€Ρ€Π΅ΠΉΠ΄, понятия «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅» ΠΈ «Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ация» ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ изучаСтся Π² Π΅Π³ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ, Π² Π΅Π³ΠΎ психичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° способы Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ связаны с ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ спонтанного самовыраТСния. ΠΠ΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ создаСт Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π° энСргСтичСскоС напряТСниС, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ бСспокойство ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° «Π―».

Π’ Π³Π»Π°Π²Π΅ «Π Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ…ронологичСской классификации» А. Π€Ρ€Π΅ΠΉΠ΄ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ этапы развития «Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π­Π³ΠΎ»:

  • β€’ прСдстадия Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ — ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ† ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Ρ‹ развития Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΎΡ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, связанных с Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ стимулами внСшнСй срСды; Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ прСдпосылка для образования Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, связанных с Ρ„рустрациСй ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ потрСбности ΠΊ ΡΠΈΠΌΠ±ΠΈΠΎΠ·Ρƒ, аффиляции, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°;
  • β€’ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ — ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π° Π΄ΠΎ Π΄Π²ΡƒΡ…Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. Вторая Ρ„Π°Π·Π° связываСтся со ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ выдСлСния сСбя ΠΈΠ· ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии пСрСТивания, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ столкновСниСм с Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ностями ΠΈ ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ями, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ посрСдством ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ этих ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ «Π―» сбрасываСт с ΡΠ΅Π±Ρ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅, приписывая Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдС, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ для сСбя всС приятноС;
  • β€’ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ вытСснСния ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ — ΠΎΡ‚ Π΄Π²ΡƒΡ… Π΄ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. Π’ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΉ Ρ„Π°Π·Π΅ развития ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ устанавливаСтся дистанция ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ «Π―» ΠΈ «ΠžΠ½ΠΎ», ΠΈ Π²Ρ‹Ρ‚СснСниС становится основным Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹; Π΅Π³ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° — ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅Π΅ΡΡ ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ этих инстанций. ПозднСС появляСтся интСллСктуализация, связанная с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Индивид ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΡƒΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΌ для сСбя ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ. «Π―» укрСпляСт свою Π²Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Π΄ «ΠžΠ½ΠΎ», ΠΈ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎ-логичСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ становится основной характСристикой «Π―»;
  • β€’ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΈ ΡΡƒΠ±Π»ΠΈΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ — ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π΄ΠΎ ΠΏΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. Π Π΅Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΡƒΠ±Π»ΠΈΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡ находятся Π² Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠΉ связи с ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ нравствСнных цСнностСй.

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π­. Эриксона. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π°Ρ вопрос ΠΎΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅, цСлСсообразно, Π½Π° Π½Π°Ρˆ взгляд, ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ извСстной схСмС ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π­. Эриксона (Π•. Erikson, 1974), ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ 3. Π€Ρ€Π΅ΠΉΠ΄Π° ΠΎ ΡΡ‚адиях, ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ» Π΅Π΅ Π² ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ модСль чСловСчСского развития.

Богласно этой схСмС, каТдая стадия характСризуСтся особым психологичСским кризисом ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ развития. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° эта Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π°, Π° ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ — ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ для освоСния ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ стадии. По-Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ, рСализация ΠΈΠ»ΠΈ фрустрация Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… потрСбностСй Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ сСнзитивныС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ пСрСТивания ΠΈ, Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ ΠΈΡ… Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, обСспСчиваСт появлСниС ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹.

ИспользованиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° отрицания. МногиС эмпиричСскиС исслСдования, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ использования Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ возрастС, ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ появлСнии ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° отрицания, использованиС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ сокращаСтся с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ. БСзусловно, ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ отрицания слСдуСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π΅ΡΡ‚Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„Π°Π·Ρƒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ «Π―» ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π°. Когда ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ восприятиС ΠΈ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ затрудняСтся. ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ отрицания Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ проявляСтся ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΠΈ — разновидности Π³Π°Π»Π»ΡŽΡ†ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ выполнСния ТСлания. По ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ„антазиях прСвращаСтся Π² ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ слов ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ. Π’ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Π»Π΅Ρ‚ дСтскоС «Π―» ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ·Π±Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², отрицая ΠΈΡ… ΠΈ ΡΠΎΡ…раняя ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π΅Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ ΠΏΠΎ Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ слуТит ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² дСтских ΠΈΠ³Ρ€ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности. Когда ΠΆΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ становится ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅, большая свобода Π² Ρ„изичСском ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΡΡˆΠ°Ρ психичСская Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ «Π―» ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… стимулов, Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, вмСсто Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ Π°Π½Π½ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, «Π―» ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ с ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΠΉ внСшнСй ситуациСй, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Π½ΠΈΠ΅.

ИсслСдования G. J. W. Smith ΠΈ Π’. Π’. R. Rossman (1986) ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ Π² 6—8 Π»Π΅Ρ‚ часто ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π΅Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΊ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π΅ «ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅», ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΊ 10 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ использованиС этой Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ сокращаСтся. R Cramer (1987) констатировал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ использованиС отрицания Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ сниТаСтся ΡƒΠΆΠ΅ начиная с ΠΏΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ возраста. ИспользованиС ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (G. J. W. Smith, A. Danielsson, 1977; R F. Tero, J. R Connell, 1984) ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (R Cramer, 1987; Cramer ΠΈ R. Gaul, 1988), Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΡŽ, с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ увСличиваСтся. Π’Π°ΠΊ, ΠΏΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΠΌ G. J. W. Smith ΠΈ A. Danielsson (1977), Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ использования ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ происходит с 4 Π΄ΠΎ 7 Π»Π΅Ρ‚. R Cramer (1987) рСгистрируСт ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ с 5 Π΄ΠΎ 10 Π»Π΅Ρ‚ ΠΈ Π² 14 Π»Π΅Ρ‚. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ клиничСскиС исслСдования G. Π•. Vaillant (1977) ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ Π΅ΠΌΡƒ Π·Π°Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ с ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π³ΠΎ подросткового возраста использованиС ипохондричСских Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ — Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΠ°, Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ образования, отрицания Π² Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² сСбя — ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ, Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚, основанных Π½Π° Π°Π»ΡŒΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΠ·ΠΌΠ΅, сублимации, ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ, антисипации — увСличиваСтся.

Π“Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ различия Π² ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚. Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ. МногиС исслСдования говорят ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ большС ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π½Π° Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ с Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ эффСктом (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, проСкция), Π° Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ — Π½Π° Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ с Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌ эффСктом (ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ² сСбя). ИсслСдования Π . Cramer (1991) ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ достовСрно Ρ‡Π°Ρ‰Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ. L. R. Brody (1985) с ΡΠΎΠ°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ А—6 Π»Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ интСнсивнСС ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, Ρ‡Π΅ΠΌ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ. Однако Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ 10—11 Π»Π΅Ρ‚ Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ практичСски Π½Π΅Ρ‚ (J. Douglas ΠΈ К. Rice, 1979). Но Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ различия описаны Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ…, посвящСнных ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ². НапримСр, ΠΏΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ А. М. Jacobson (1986), Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ-подростки Ρ‡Π°Ρ‰Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π°Π»ΡŒΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΠ·ΠΌ, Π½ΠΎ Ρ€Π΅ΠΆΠ΅ — Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹. МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ хронологичСской классификации Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, соотвСтствСнно Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов: памяти ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ (Н. Маквильямс, 2001). Π’Π°ΠΊ, рСгрСссия, вСроятно, появляСтся Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ интСллСктуализация, Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ скорСС относится ΠΊ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ, Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»ΠΈ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π½Π΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎΠ± ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ΡΡ (S. Ionescu, 2001), Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ развития ΠΈΠ»ΠΈ примитивности. НапримСр, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅, рСгрСссия ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΡ — ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, Π° ΠΈΠ½Ρ‚СллСктуализация ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠ°Ρ†ΠΈΡ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокиС ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ личностного развития.

Π . Cramer (1991) ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ модСль развития Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚:

  • β€’ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ находится Π² Π·Π΅Π½ΠΈΡ‚Π΅ своСго использования Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства (ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ двумя ΠΈ Ρ‚рСмя Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°);
  • β€’ проСкция ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π² Π΄Π΅Ρ‚ствС ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅;
  • β€’ идСнтификация ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅.

Π . ΠŸΠ»ΡƒΡ‚Ρ‡ΠΈΠΊ (R. Plutchik, 1979) Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ клиничСских исслСдований Π²Ρ‹Π²Π΅Π» ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ порядок появлСния Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ²: ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅, рСгрСссия, проСкция, Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, интСллСктуализация, компСнсация.

Π—Ρ€Π΅Π»Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Π΅ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹. Напомним: ряд Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² дСлят Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Π΅. К Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½ΠΈ относят Ρ‚Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π° ΠΊ Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹ΠΌ — Ρ‚Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΈΡ… стадиях развития. Однако Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ: согласно утвСрТдСниям Н. Π . Laughlin (1970), дСлящСго Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π½Π° низшиС (инкорпорация, вытСснСниС, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅), Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства, ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠ΅ (рационализация, проСкция, идСнтификация), Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ порядка ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΌ возрастС, нСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, тСорСтичСски, ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Ρ… личностСй.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄. Условно ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π²Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

  • 1. Π“ΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ Π·Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², связывая это Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ стадиями ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития.
  • 2. Π’Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΡŽ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡƒ уровня ΠΈΡ… ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΈΡΠΊΠ°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ эти Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ