Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Когнитивно-поведенческий подход в российской консультативной и психотерапевтической практике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ю. М. Орлов говорил, что он не принадлежит ни к какой научной школе. Он часто ссылался в своих работах на классиков психологии — 3. Фрейда, К. Роджерса, А. Адлера и др. Однако подчеркивал, что он не является последователем никого из них. Критиковал он также и теорию деятельности, говоря (когда это уже можно было говорить), что только делал вид, что является ее последователем (Орлов Ю. М., 2006… Читать ещё >

Когнитивно-поведенческий подход в российской консультативной и психотерапевтической практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

• основных российских представителей когнитивно-поведенческого подхода и основные положения их теорий;

уметь

  • • анализировать конкретные ситуации клиента с точки зрения различных теоретических моделей;
  • • применять методы когнитивно-поведенческого подхода для решения конкретных проблем;

владеть

• навыком применения когнитивно-бихевиоральных техник в психологическом консультировании.

Когнитивно-поведенческая модель консультирования и психотерапии является одной из самых разработанных в мире. Ее научная доказательность, тесная связь с современной научной психологией, наличие последовательной формализованной структуры и высокая эффективность привели к тому, что в мировой практике она стала одной из самых популярных. Однако в современной российской науке и практике когнитивно-поведенческий подход занимает пока еще довольно скромное место. А. Б. Холмогорова (Холмогорова А. Б., 2001) связывает это с отсутствием потока когнитивно ориентированных «тренеров-миссионеров» с Запада; широкое распространение в России психоанализа, гештальт-терапии, НЛП, психодрамы стало возможным благодаря обучающим программам, привезенным западными специалистами. А. Б. Холмогорова отмечает, что целесообразно популяризировать этот подход в России, так как, с одной стороны, его высокая структурированность способствовала бы компенсации хаотичности российских клиентов, а с другой — рефлексия базовых представлений о себе и мире созвучна экзистенциально ориентированной российской ментальности. В данной главе мы представим теоретические и практические разработки отечественных психологов и психиатров, проведенные в русле когнитивно-поведенческой парадигмы.

Теория саногенного мышления Ю. М. Орлова

В России еще в годы доминирования теории деятельности и отсутствия тесных контактов отечественных психологов с зарубежными специалистами была разработана оригинальная модель коррекции мышления, близкая по идеологии теориям А. Бека и А. Эллиса. Ее разработал российский психолог, доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов (1928—2000), профессор ММА им. И. М. Сеченова.

Ю. М. Орлов родился 16 апреля 1928 г. в сибирской деревне Бородинка Кемеровской области. После окончания средней школы он поступил в военно-морское училище во Владивостоке, а затем в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Но по состоянию здоровья ему вскоре пришлось покинуть академию. Он поступил в Челябинский педагогический институт и закончил его заочно за три года вместо пяти. В это же время он преподавал в школе историю, психологию и логику. В 1956 г. Ю. М. Орлов получил ученую степень кандидата философских наук и преподавал философию в Челябинском медицинском институте, а затем стал заведующим кафедрой педагогики и психологии Балашовского пединститута. С 1973 по 2000 г. Орлов Ю. М. работал в ММА им. И. М. Сеченова, где до 1993 г. был заведующим кафедрой педагогики и медицинской психологии. Его докторская диссертация по психологии была посвящена исследованию потребностно-мотивационных факторов эффективности учебной деятельности. С 1993 по 2000 г. он также был Действительным членом Международной академии информатизации и президентом отделения психологии данной академии, Директором Института проблем сознания. Много лет Ю. М. Орлов читал лекции по саногенному мышлению в Политехническом музее для всех желающих.

Ю. М. Орлов говорил, что он не принадлежит ни к какой научной школе. Он часто ссылался в своих работах на классиков психологии — 3. Фрейда, К. Роджерса, А. Адлера и др. Однако подчеркивал, что он не является последователем никого из них. Критиковал он также и теорию деятельности, говоря (когда это уже можно было говорить), что только делал вид, что является ее последователем (Орлов Ю. М., 2006). Анализируя его работы, можно сделать вывод, что он основывается во многом на поведенческом подходе, анализируя мышление как умственное поведение и используя при анализе эмоций концепцию научения. В то же время в его текстах сильны психоаналитические мотивы, в частности в области интерпретации психологической защиты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой