Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория «успешного интеллекта»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению Стернберга, «…люди, добивающиеся успеха, — с точки зрения своих либо общественных стандартов — это те, кому удалось обрести, развить и применить на практике весь диапазон навыков мышления, а не те, кто полагается лишь на «пассивный» интеллект, столь ценимый в школе. Эти преуспевшие индивидуумы могут и проявлять, и не проявлять себя в обычных тестах, но у них у всех есть нечто общее… Читать ещё >

Теория «успешного интеллекта» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Р. Стернберг известен резко критическим отношением к понятию «психометрический интеллект» и тестам интеллекта как инструментам определения «уровня индивидуального интеллекта». По его мнению, общий интеллект — это артефакт, связанный с ограниченностью подвергавшихся тестированию популяций индивидуумов, типов материалов, при помощи которых они тестировались, и применявшихся при этом методов (Sternberg, 2003). Интеллект, оцениваемый в терминах IQ, является «пассивным», поскольку он никак не связан с какими-либо целенаправленными действиями. В целом показатели тестов интеллекта не имеют прямого отношения к реальным достижениям человека в его школьной и профессиональной жизни.

Как альтернативу Стернберг ввел понятие успешный интеллект Сsuccessful intelligence), который определяется как способность достигать цели в жизни, согласно личным стандартам, в определенном социокультурном контексте (Sternberg, 1997; 2005; 2015).

Основные положения теории «успешного интеллекта»:

  • • оценка интеллекта человека должна фокусироваться не на том, какую цель он выбрал, а на том, смог ли он выбрать действительно значимые цели и продемонстрировать навыки и намерения, необходимые для их достижения;
  • • «общий фактор» интеллекта не является релевантным условием успеха. Люди, которые являются позитивными интеллектуальными лидерами в своем обществе, смогли определить свои сильные и слабые стороны и найти пути для своей эффективной работы на основе коррекции слабых и усилении сильных сторон своего интеллекта;
  • • обычно интеллект определяется как механизм адаптации человека к своему окружению. Однако следует различать три аспекта

юз успешного интеллектуального поведения: адаптация (adapting) — готовность приспособиться к изменяющемуся окружению; придание формы (shaping) — изменение своего окружения так, чтобы оно соответствовало запросам и намерениям человека, чтобы его жизненное пространство стало лучше, чем было раньше; избирательный выбор Сselecting) — выбор определенного, наиболее важного аспекта своего окружения либо, в случае необходимости, смена одного окружения на другое;

• успешный интеллект включает широкий набор способностей и не сводится к измеряемым тестами интеллектуальным или академическим навыкам. Например, человек должен не только запоминать и анализировать понятия, но также и порождать и применять их.

Успешный интеллект включает три вида способностей (компонентов):

  • «аналитические способности» — способности (вербальные и невербальные), характеризующие особенности переработки информации, в том числе способности анализировать, сравнивать, оценивать, рассуждать, и измеряемые с помощью традиционных психометрических тестов;
  • • «креативные способности» — способности, позволяющие справляться с новыми проблемами;
  • «практические способности» — способности эффективно решать задачи в реальной жизни, в том числе на работе и дома, в которых ключевую роль играют неявные знания (tacit knowledge), тесно связанные с накоплением опыта деятельности в определенной предметной области.

Стернберг и его соавторы разработали тест для оценки этих трех видов способностей — Sternberg Triarchic Abilities Test (STAT) (Sternberg, Grigorenko, Ferrari, Clinkenbeard, 1999). Впоследствии этот тест в виде методического комплекса ROADS (Rapid Online Assessment Deployment System) был апробирован на российской выборке. Как это ни странно, но валидизация теста успешного интеллекта осуществлялась с использованием традиционных тестовых показателей и показателей учебной успеваемости, но — что было бы более естественно — нес учетом реальных интеллектуальных достижений (Корнилов, Григоренко, 2010).

По мнению Стернберга, «…люди, добивающиеся успеха, — с точки зрения своих либо общественных стандартов — это те, кому удалось обрести, развить и применить на практике весь диапазон навыков мышления, а не те, кто полагается лишь на „пассивный“ интеллект, столь ценимый в школе. Эти преуспевшие индивидуумы могут и проявлять, и не проявлять себя в обычных тестах, но у них у всех есть нечто общее — они знают свои сильные и слабые стороны; они пользуются сильными сторонами и компенсируют или исправляют слабые стороны» (Стернберг, 2015, с. 5).

Таким образом, Стернберг поставил в рамках своей теории принципиально важную проблему: что собой представляет интеллект как фактор успешности человека в его реальной жизнедеятельности? Однако вопрос о том, какое отношение к успешности реальной деятельности человека имеют показатели аналитических, творческих и практических способностей, остается открытым. И этот вопрос закономерен, если аналитические способности — это показатели традиционных психометрических (вербальных и невербальных) тестов, если творческие способности — это показатели придуманных рассказов на темы типа «Паучьи разговоры», «Кто живет и что можно производить на вымышленной планете под названием «Примула», если практические способности — это показатели опросников, вопросы которых ориентированы на самооценку умений вести домашнее хозяйство, хранить денежные накопления, находить при необходимости медицинскую помощь, распоряжаться полученной премией и т. д.

Еще более открытым остается вопрос о критериях «успеха» — они, безусловно, различны как в разных культурах, так и в менталитете разных людей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой