Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе
Диссертация
Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями). Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД (В.Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, Е. И. Андреева, Б. К. Мусина, С. М. Гавалов, Н… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
- 1. 1. Теоретический анализ понятия адаптации
- 1. 2. Школьная адаптация первоклассников: состояние проблемы
- 1. 3. Междисциплинарные аспекты изучения феномена часто болеющего ребенка"
- 1. 4. Психологические механизмы школьной адаптации часто болеющих первоклассников
- Выводы по I главе
- Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Содержание и организация констатирующего эксперимента
- 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
- 2. 3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента
- Выводы по II главе
- Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ
- 3. 1. Предпосылки решения проблемы школьной адаптации часто болеющих первоклассников в психолого-педагогической практике
- 3. 2. Психолого-педагогические условия адаптации часто болеющих первоклассников к школьному обучению
- 3. 3. Организация и содержание формирующего эксперимента
- 3. 4. Результаты формирующего эксперимента
- 3. 5. Обсуждение результатов формирующего эксперимента
- Выводы по III главе
Список литературы
- Авцын А.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патолога // Клиническая медицина, 1974. -№ 5. — С. 3−15.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
- Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам: Тезисы докладов Всероссийского совещания. М.: Б. и., 1979. — 141 с.
- Азарова Т.В., Битянова М. Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе // Мир психологии, 1996. № 1(16). — С. 147−169.
- Александровский Ю.М. Пограничные психическое расстройства. М.: Медицина, 1993.-400 с.
- Альбицкий В.Ю. Оздоровление часто болеющих детей раннего и дошколь-, ного возраста // Здравоохранение Белоруссии, 1985. № 9. — С. 61−64.
- Альбицкий В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: пути оздоровления. — Саратов, 1986. 165 с.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В. А., Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности 7/ Актуальные проблемы суици-дологии. М., 1978. — С. 6−28.
- Ананьева И.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. № 1. — С. 13−18.
- Андреева Е.И., Мусина Б. К. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия, 1990. № 9. — С. 63−67.
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
- Арина Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья, 1995. № 3. — С. 116−124.
- Багина Т., Усова А. Медико-педагогические условия для часто болеющих детей // Дошкольное воспитание, 1994. № 10. — С. 9.
- Бадоева С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1995. — 145 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1. — С. 92−100.
- Баранов А. А Окружающая среда и здоровье // Педиатрия, 1994. № 5. — С. 5−6.
- Баранов А.А., Альбицкий В.Ю Пути оздоровления часто болеющих детей // Вопросы охраны материнства и детства, 1986. № 8. — С. 65−67.
- Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия, 1983. № 5. -С. 40−43.
- Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при пси*хосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал, 1994.-№ 6.-С. 116−12L
- Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.
- Бассин Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодоления болезни // Клиническая медицина, 1979. № 9.
- Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний: Тезисы докладов. М., 1972. — 136 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. Знаете ли Вы своего ученика? М.: Академия, 1996. — 176 с.
- Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десо-циализации несовершеннолетних: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. -М., 1989. -48 с.
- Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Дисс. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 171 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — JL: Наука, 1988.-267 с.
- Битянова М: Р. Адаптация ребенка к школе. М.: Педпоиск, 1997. — 126 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович JI.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6. — С. 45−53.
- Бурменская Г. В. и др. В озрастно-психо логическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 134 с.
- Бурменская Г. В. и др. Возрастно-психологическое консультирование: Психологические проблемы нормального детства. М.: Фолиум, 1988. — 120 с.
- Былкина Н.Д. Развитие психосоматических идей. Аналитический обзор зарубежных исследований. М-, 1994. — 64 с.
- Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий (аналитический обзор) // Психологический журнал, 1997. № 2. — С. 149−160.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений у детей и родителей // Вестник МГУ: Психология, 1986. № 4. — С. 22−32.
- Васильева О.С., Филатов Ф. Ф. Психология здоровья человека. — М.: Академия, 2001. 352 с.
- Вассерман ЛИ. и др. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психотерапии и медицинской психологии. — 1994. № 4. — С. 16−25.
- Вассерман JI.И. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб.: Психоневрологический институт, 1994. — 237 с.
- Вачков И.В. Больные дети в общеобразовательной школе // Школьный психолог, 2001.-№ 33.-С. 10.
- Вачков И.В. И снова о здоровье школьников // Школьный психолог, 2001. -№ 5. С. 2.
- Вачков И.В. Психолог и больные дети // Школьный психолог, 2000. № 27.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок в школе? М.: Знание, 1994.-189 с.
- Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М.: МОСУ, 2000. — 27 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
- Войтович Т.Н. Этиологические и патогенетические факторы развития и те-&diams- чения повторных респираторных заболеваний у детей: Автореферат дисс. д-ра мед. наук. М., 1992. — 36 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 3. Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 5. Основы дефектологии. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Гавалов С.М. Часто и длительно болеющие дети. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1993. — 282 с.
- Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология: Наднозологическая диагностика психосоматических заболеваний и неврозов. -СПб, СОТИС, 1999.-319 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 172 с.
- Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: Дисс. канд. пси-хол. наук. Пятигорск, 2000. — 223 с.
- Гладких Л.П. Вариативная модель оценки психического здоровья дошкольников и младших школьников в образовательном пространстве // Психологическая наука и образование, 2001. № 2. — С. 21−25.
- Гнедова С.Б. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1999.- 161 с.
- Гранкина Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов к обучению в общеобразовательной школе: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Курган, 1999.-25 с.
- Гребенкина Е.Д. Переходная программа подготовки к школе детей с ослабленным здоровьем. Витебск, 2000. — 34 с.
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.-271 с.
- Губачев Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматический соотношений. — Л., Медицина, 1981. 216 с.
- Гузяева Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Дисс. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 206 с.
- Гуськов B.C., Шивирев Н А., Трегубов Л. З., Свистунов В. Д. О динамике неврозов и неврозоподобных состояний у соматически ослабленных детей // Неврозы у детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции.-М., 1986.-С. 46−47.
- Дерманова И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1991.-15 с.
- Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 126 с.
- Добрянская Р.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников: Дисс. канд. психол. наук. -Томск, 1999.-163 с.
- Дробинская А.О. Личностно-ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении младших школьников с церебрастеническими состояниями: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999. — 160 с.
- Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья, 1998. -№ 2.-С. 50−57.
- Ефимов Ю.А. О возможности выявления детей группы риска по психосоматическим заболеваниям // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей: Сб. науч. тр./ Под ред. профессора Д. Н. Исаева. Л., 1990. — С. 64−69.
- Ефимов Ю.А. О предрасположенности к психосоматическим заболеваниям у детей // Неврозы у детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1986. — С. 51−53.
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: МГУ, 1991. — 108 с.
- Жарова Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет г. Новосибирска в зависимолсти от некоторых факторов среды: Дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 1987. — 186 с.
- Желтухина E.JI. Гигиенические требования к режиму дня школьника. Причины возникновения и признаки утомления // Школа здоровья, 2002. № 3. -С. 48−51.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированно-сти личности в новых условиях деятельности и общения: Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Л., 1989. —15 с.
- Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и ней-ропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999. № 4. -С. 21−28.
- Залевский Г. В. Психическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — 128 с.
- Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для оценивания уровня умственного развития нормальных и аномальных детей II Дефектология, 1984. № 1. — С. 28−34.
- Запруднов A.M. Клинико-пато генетические аспекты заболеваний органов дыхания у часто болеющих детей. Ковров: БЭСТ-В, 1996. — 45 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JI.: Медицина, 1982.-214 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 160 с.
- Зеленова М.Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.- 136 с.
- Золина З.М., Измерова Н. С. Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1983. — 128 с.
- Зотова О.И. Проблемы социального прогнозирования в области образования.-М., 1970.-112 с.
- Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений (на-примере атопических дерматитов у детей) // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 1993. № 1. — С. 31−38.
- Ивашкин B.C. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие. -Владимир: ВГПИ, 1990. 108 с.
- Инденбаум Е.Л., Домишкевич С. А., Прахин Е. И., Манчук В. Т. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников Севера. Иркутск: Сибирь, 1998. — 144 с.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. СПб.: ППМИ, 1993. — 75 с.
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1986. — С. 74−75.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984. № 4. — С. 89−95.
- Казин Э.М., Мартюшева Т. С. Роль психолого-валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности // Проблемы валеологизации образовательной деятельности. Кемерово, 1999.-С. 16−43.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина,. 1990. — 572 с.
- Карпухин Е.В. и др. Динамика адаптации детей с хроническими заболеваниями к условиям стационара И Школа здоровья, 2000. № 1. — С. 16−22.
- Касаткин В.Н. и др. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и пациентов с бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1998. № 1. — С. 49−56.
- Квасенко А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980. -183 с.
- Кирсанов А.А. Педагогические и психологические основы предупреждения перегрузки школьников. Казань: Татар, кн. изд-во, 1973. — 168 с.
- Киян Н.Г. Психологические особенности тяжело больных детей // Школа здоровья, 2000. № 3. — С. 31−37.
- Кобяков В .Д. Процесс саморегуляции учебной деятельности как фактор переутомления школьников: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Казань, 1999.-22 с.
- Ковалев В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972. — 136 с.
- Ковалева А.В. Некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1−3 классов: Опыт работы в Центре образования № 109 г. Москвы: Автореферат дисс. канд. биол. наук. -М., 1999.-23 с.
- Ковалевский В.А. Особенности психических новообразований у хронически больных младших школьников /'/ Школа здоровья, 1997. № 1. — С. 40−47.
- Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника, подростка: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. — 124 с.
- Кол один А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. -1995. -№ 5.- С. 6−12.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. -Мн.: Нар. асвета, 1984. -239 с.
- Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984.-110 с.
- Королева Т. О детях, которые часто болеют // Здоровье детей, 1993. № 1 (7). -С. 5.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития психики, — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991.-73 с.
- Кузнецова Н.М. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей: Пособие для медицинских и педагогических работников. М.: АРКТИ, 2003. — 88 с.
- Курильцева И.А. Влияние окружающей и учебной среды на заболеваемость верхних дыхательных путей школьников: На примере г. Волгодонска: Автореферат дисс. канд. мед. наук. -М., 1999. 22 с.
- Куршев В.А. О профилактике невротических расстройств у школьников младших классов // Неврозы у детей и подростков. С. 106−107.
- Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Авиценум: Мед. изд-во, 1984. — 334 с.
- Лекманов А. С ОРВИ можно справиться // Здоровье детей, 1999. № 23−24. -С. 16.
- Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и йатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. — 112 с.
- Лурия А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1977. № 9. — С. 69−76.
- Любан-Плоцца В. Психосоматические расстройства в общей и медицинской практике. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2000. — 288 с.
- Любан-Плоцца В., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1996. — 255 с.
- Лысенко И.М. Реабилитация часто болеющих детей // Здравоохранение. -Мн., 1996.-№ 1.-С. 27−31.
- Макарова З.С. и др. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей раннего возраста // Педиатрия, 1990. № 5. — С. 59−64.
- Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации, 1−3 классы: Дисс. канд. психол. наук. М., 1994. -262 с.
- Манелис Н.Г. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001.-№№ 10, 12, 16, 19.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. -М.: Владос, 1997. 304 с.
- Минина Е.М. Организация валеолого-педагогической деятельности в гимназии: Дисс. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 190 с.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Л., 1974. — 18 с.
- Миронов Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал, 1998. № 1. — С. 12−14.
- Михайлова Н.В., Касаткин В. Н. Катамнез часто болеющих детей к школьному возрасту // Школа здоровья, 1996. № 4. — С. 76−78.
- Михеева А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дисс. канд психол. наук. -М., 1999. 168 с.
- Михеева А.А., Смирнова О. Е., Чечельницкая С. М., Касаткин В. Н. Психологическая помощь часто болеющим детям // Школа здоровья, 1998. № 1. -С 55−72.
- Морозов Г. В., Лебединский М. С. Соотношение психического и соматического в соматической болезни и наши задачи // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. М., 1972.- 136 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. — 456 с.
- Муханова Н.А. Дезадаптация психогенного происхождения с психосоматическим симптомокомплексом у учащихся специализированной английской школы: Дисс:. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 190 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адапация личности. Ереван: Изд-во АН Арм. СССр, 1988. — 263 с.
- Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1988. — 116 с.
- Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.: Б.и., 1986.-209 с.
- Неупокоева Н.М. Активные способы обучения и развития младших школьников: Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. Курган, 1993, — 36 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987.-168 с.
- Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. М., 1992. — 48 с.
- Николаева В.В., Арина Г. А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к портрету // Школа здоровья, 1995. Т.2. — № 2.
- Новиков В.В. Актуальные проблемы социальной психологии. Ярославль, 2001.-436 с.
- О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения // Начальная школа, 2003. № 8. — С. 3−8:
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 240 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. — 512 с.
- Пергаменщик Л.А. Опыт превентивной психотерапии в кризисной ситуации // Материалы IV Международной конференции по кризисной психологии (Минск, 29 мая-1 июня 1997 г.). Мн., 1997. — С. 118−123.
- Переслени Л.И., Чупров Л. Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии, 1989. -№ 5.-С. 154−157.
- Петченко В.А. Программа по коррекции школьных объектных страхов детей младшего школьного возраста // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы, 2000. № 3. — С. 27−55.
- Пилипко Н.В., Громова Т. В., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассник?1ми. М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 64 с.
- Поппе Г. К., Зильберман И. П. Роль психотерапии в системе реабилитации детей с бронхиальной астмой // Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом: Тезисы докладов научной конференции. -Л., 1986. С. 119−121.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский социально-психологический институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
- Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии / Под ред. P.P. Шиляева. М.: ИГМИ, 1990. — 171 с.
- Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
- Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 640 с.
- Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999.-306 с.
- Психофизиологическое развитее и состояние здоровья детей и подростков / Сб. тр. под ред. С. М. Громбаха. М.: Б. и., 1987. — 152 с.
- Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. М. Афанасьева, Н. Л. Васильева. М. г Совершенство, 1998. — 341 с.
- Раманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции школьной дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог, 2003. № 18. -С. 9−16.
- Решетникова О. Всеобъемлющий диагноз // Школьный психолог, 2000. № 12.-С. 4−5.
- Решетникова О. Лабиринты оптимизации здоровья // Школьный психолог, 2001.-№ 6. -С.2.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. -239 с.
- Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1997. — 128 с.• -
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2000. — 160 с.
- Румянцев А.Г., Касаткин В. Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья, 1996. Т.З. — № 2.
- Санько А., Кафеева Ю. Введение в школьную жизнь: Программа адаптационных занятий для первоклассников // Школьный психолог, 1999. -№ 23.-С. 89.
- Святогорова М.В., Вачков И. В. Динамика мотивации учения и адаптации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование, 2000.-№ 3.-С. 26−30.
- Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1982. 123 с.
- Семаго Н.Я. Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности // Школа здоровья, 2001. -№ 3.- С. 10−16.
- Семичов С.Б. Предболезненные психические расстройства. JL: Медицина, 1987.- 181 с.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева,
- B.В. Сталина. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Сенников С.А. Школа важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков // Школа здоровья, 2002. — № 2. — С. 22−29.
- Сенцова Т.Б., Балаболкин И. И., Булгакова В. А. Вирусные инфекции при бронхиальной астме у детей // Научные труды Европейского конгресса по астме / под ред. Р. И. Сепиашвили. М., 2001. — С. 185.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с.
- Слободан JI.M. и др. Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) // Педиатрия, 1993. № 1.1. C. 45−48.
- Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с муль-тидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. — № 2. — С. 29−48.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995. — 359 с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра, детство, семья. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. — Т. 1. — 304 с- Т. 2. — 462 с.
- Степанов С. Кому неуютно в школе? // Школьный психолог, 2000. № 12. — С.2.
- Стяжков А.В., Магнитская К. Б. Роль нервных и соматических заболеваний в отклонениях поведения // Изучение и преодоление педагогической запущенности. Волгоград: ВГПИ, 1982. — С. 41−46.
- Таточенко В.К. и др. О часто респираторной заболеваемости у детей // педиатрия, 1987. № 6. — С. 37−41.
- Таточенко В.К. Острые респираторные заболевания // Здоровье детей, 2001.-№ 22−23.
- Таточенко В.К. и др. Острые респираторные заболевания органов дыхания у детей.-М., 1981.- 128 с.
- Темпер Ю.Б., Ландышев Ю. С. Болезни адаптации и их психопрофилактика // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 1. СПб.: Наука, 1993. — С. 74−84.
- Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.- Медицина, 1986. 384 с.• 189. Трубников В. В. Личностные аспекты школьной адаптации учащихся начальных классов: Дисс. канд психол. наук. Тула, 1998. — 130 с.
- Уфимцева Л.П., Окладникова Т В. Содержание психокоррекционной работы с соматически ослабленными младшими школьниками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002. № 2. — С. 30−40.
- Ухтомский А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. — 358 с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987.-304 с.
- Филякова Е.Г. Психотерапевтическая работа с психосоматическими семьями // Школа здоровья, 1998. № 3−4. — С. 227−233.• ¦
- Филякова Е.Г., Михеева А. А., Касаткин В. Н. Психокоррекционная работа с детьми, страдающими бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1996. -№ 4. С. 58−60.
- Хамаганова Т.Г. и др. Оценка психического здоровья детей с психосоматическими заболеваниями // Гигиена и санитария, 1997. № 2. — С. 23−26.
- Хухлаева О.В. Практические материала для работы с детьми 3−9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2003. —176 с.
- Хухлаева О.В. Трудности первоклассника: Блок психологических занятий из программы для младших школьников «Тропинка к своему «Я» //• Школьный психолог, 2001. № 12. — С. 8−9.
- Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки. -М.: Академический проект, 2001. 224 с.
- Цилев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование, 1998. № 4. — С. 31−37.
- Цилев В.Р. О связи диагностики психологической готовности детей к школе и содержания коррекционных занятий // Психологическая наука и образование, 2000. № 1. — С. 71 -77.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2003. — 128 с.
- Чиркова О.Ю. Предпосылки школьной дезадаптации // Школа здоровья, 2002.-№ 2.-С. 57−60.
- Шамардина М.В. Особенности адаптации к школе детей, пришедших из разных образовательных сред: Дисс. канд. психол наук. Барнаул, 2000. -155 с.
- Шарова Е. Мы не даем гарантий // Первое сентября, 1999. № 63.
- Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 144 с.
- Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. — 111 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
- Экелово-Богалей Е. М. Организация детской психоневрологической помощи. Харьков, 1969. — 29 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Юрина Н.И. Патогенетическое обоснование реабилитационных мероприятий у часто болеющих детей: Афтореферат дисс. канд. мед. наук. Харьков, 1990.-28 с.
- Яворская О.В., Русанова А. Н., Можейко А. В., Колосова А. С. Клинико-социальные аспекты состояния здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия, 1992. № 2.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с.
- Якиманская И.С. Построение модели личностно-ориентированной школы. -М.:КСП+, 2001.-128 с.
- Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. N.Y.: Konald, 1951.
- Apley J. Psychosomatic disorders in childhood: Who? When? and How? // Pediatrician. 1979. — Vol. 8. — Suppl. 1. — P. 104−113.
- Bayard-De-Volo L.C. Teibert M. Creativity in the preschool child and its relationship to parental autoritarism. Percept, and Mot. Skills. — 1977. — Vol. 45. -№ 1.
- Coyne J.C., Anderson B.J. The «Psychosomatic family» reconsidered II: recalling a defective model and looking ahead // Journal of Marital and Family Therapy, 1989. Vol. 15 2. — P. 139−148.
- Deutsch F. The Psychosomatic Concept in Psychoaanalysis. University Press, N.Y., 1953.
- Henker F.O. Psychosomatic illness // Psychosomatics. 1984. — Vol. 25. — № 1. -P. 19−24.
- Ladd G.W. Effectiveness of a social learning method for enhancing children’s social interactions and perch acceptance // Child Development, 1981. Vol. 52. -№ 1.
- Mausch K. Stress and diseases II Przegl. Lek. 1994. — Vol. 51. — № 2. — P. 86−89.
- Minuchin S., Fishman H. Family Therapy Techniques. Harvard University, 1998.
- Psychiatrie. Psychosomatik. Psychotherapie. Georg Thieme Verlag Stuttgart., N.Y., 1991.
- Rolling N., Lord M. Some roles children play in their families. N.Y., 1964.
- Schaefer E., Bell R. Development of a parental attitude research instrument // Child Development, 1959. Vol. 29. — № 3.