Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями). Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД (В.Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, Е. И. Андреева, Б. К. Мусина, С. М. Гавалов, Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Теоретический анализ понятия адаптации
    • 1. 2. Школьная адаптация первоклассников: состояние проблемы
    • 1. 3. Междисциплинарные аспекты изучения феномена часто болеющего ребенка"
    • 1. 4. Психологические механизмы школьной адаптации часто болеющих первоклассников
  • Выводы по I главе
  • Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Содержание и организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента
  • Выводы по II главе
  • Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ
    • 3. 1. Предпосылки решения проблемы школьной адаптации часто болеющих первоклассников в психолого-педагогической практике
    • 3. 2. Психолого-педагогические условия адаптации часто болеющих первоклассников к школьному обучению
    • 3. 3. Организация и содержание формирующего эксперимента
    • 3. 4. Результаты формирующего эксперимента
    • 3. 5. Обсуждение результатов формирующего эксперимента
  • Выводы по III главе

Психологические условия адаптации часто болеющих детей в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Сегодня, в период кардинального социально-экономического переустройства общества, по данным многих исследователей, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков (в чем сходятся исследователи проблемы А. А. Баранов, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Н. И. Быкова, Л. А. Кожевникова, Л. И. Дручина, А. Лекманов, А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин и мн.др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70−75%, а 15−20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.

Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями). Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД (В.Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, Е. И. Андреева, Б. К. Мусина, С. М. Гавалов, Н. М. Лысенко, Т. Королева, А. Лекманов, Т. Сенцова, В. К. Таточенко и др.). Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей (В.К. Таточенко, В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов и др.). Такая необходимость связана, по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминания об острых и хронических психотравмирующих ситуациях.

Возраст часто болеющих детей, охваченных современными исследованиями, ограничен дошкольным детством (Г.А. Арина, Н. А. Коваленко, А.А. Михеева). Отчасти это обусловлено тем, что часто болеющие дети считаются возрастным феноменом: к 8−9 годам их количество резко сокращается.

Н.В. Михайлова, А. А. Михеева и др). Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что к этому возрасту они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и переходят в другую нозологическую категорию. Таким образом, для здоровья часто болеющего ребенка момент поступления в школу является критическим. В связи с этим проблема психологической помощи часто болеющим детям на этапе их адаптации к школе приобретает особую актуальность.

Объект исследования — психологическая адаптация детей в началь-' ной школе.

Предмет исследования — специфика и психолого-педагогические условия эффективной адаптации к школе часто болеющих первоклассников.

Гипотеза исследования. Процесс адаптации часто болеющих детей в начальной школе сопровождается нарушениями в различных сферах. Специфика этих нарушений обусловлена опытом взаимоотношений ребенка в семье и формирующимися на этой основе его психологическими особенностями. Прогрессирующее снижение показателей адаптированности на протяжении начального школьного обучения у часто болеющих детей можно предотвратить посредством реализации в адаптационный период соответствующих психолого-педагогических условий.

Цель исследования — изучить психологические особенности адаптации часто болеющих детей в начальной школевыявить психолого-педагогические условия успешной школьной адаптации часто болеющих первоклассников.

Задачи:

1) изучить состояние проблемы адаптации часто болеющих детей в массовой школе;

2) выявить специфику протекания адаптационного процесса часто болеющих детей в начальной школе;

3) проанализировать психолого-педагогические условия успешной школьной адаптации часто болеющих первоклассников;

4) разработать методические рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки часто болеющих первоклассников в период адаптации.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о природе и механизмах процесса адаптации (Ю.А. Александровский и др.) — онтогенетические теории развития личности (JI.C. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.) — теоретические положения психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д. Н. Исаев, В.Д. То-полянский, М. В. Струковская, Ю. А. Ефимов, В. Е. Каган и др.) — некоторые положения, касающиеся адаптации и развития детей, имеющих физические дефекты и недостатки развития (Л.С. Выготский).

Методы исследования: теоретический анализ и систематизация имеющихся в психологической, педагогической и медицинской литературе данных о категории часто болеющих детей и процессе школьной адаптации первоклассникованализ школьной документации и продуктов деятельности учащихсянаблюдениеинтервьюэксперимент. На этапах констатирующего и формирующего эксперимента использована психодиагностика познавательных процессов (методики «Корректурная проба», «Повторение цифр» (Д. Векслер, Е.Е. Данилова), «Словесные субтесты» (Э.Ф. Замбацявичене)) — учебной деятельности (методика диагностики сформированности компонентов учебной деятельности Г. В. Репкиной, Е.В. Заики) — эмоционально-личностной сферы (методика комплексного изучения ценностных ориентаций и самооценки И. П. Шаховой, проективная методика диагностики школьной тревожности A.M. Прихожан) — социометрического статуса (методика «Выбор в действии» Я.А. Коломинского) — особенностей семейной ситуации и родительского отношения (проективная методика «Рисунок семьи», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. В. Эйдемиллера, В. Юстицкиса). Для обработки и анаг «^ лиза результатов психодиагностики применялись методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования — общеобразовательные школы №№ 7 и 15 г. Кургана. Всего в исследовании приняли участие 279 младших школьников, 363 родителя и 10 педагогов.

Теоретико-экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа в течение 1995;2004 гг. Подготовительно-поисковый этап (19 951 996 гг.) — изучение и анализ психологических, педагогических и медицинских исследований феномена часто болеющего ребенкапроцесса школьной адаптации первоклассников. Опытно-экспериментальный этап (1996;2002 гг.) — проведение констатирующего и формирующего экспериментов. Аналитический этап (2002;2004 гг.) — систематизация и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, уточнение выводов и оформление результатов исследования.

Надежность и достоверность полученных в ходе исследования результатов и выводов обеспечивались теоретико-методологическими основами, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом, опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей, результатами опытно-экспериментальной работы, подтверждающими верность выдвинутой гипотезы.

Положения, выносимые на защиту.

1. С момента поступления и на протяжении всего периода обучения в начальной школе соматическое и психологическое состояние часто болеющих детей прогрессивно ухудшается (по сравнению с состоянием эпизодически болеющих сверстников).

2. На специфику адаптации часто болеющих первоклассников оказывают влияние особенности детско-родительских отношений в их семьях.

3. В процессе школьной адаптации у часто болеющих детей формируются компенсаторные механизмы, психологическая сущность которых состоит в интенсивном развитии рефлексии и произвольности поведения и деятельности. Действие компенсаторных механизмов неоднозначно: способствуя успешной адаптации в физиологической, педагогической и социальной сферах, они провоцируют нарушения психологической адаптации (повышение тревожности, снижение самооценки).

4. Необходимым условием эффективной адаптации часто болеющих детей в начальной школе является специфическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая школьным психологом.

Научная новизна и теоретическое значение работы. Впервые проведено лонгитюдное психологическое исследование адалтированности часто болеющих детей на протяжении начального периода обучения. Выявлена специфика адаптационного процесса, которая заключается в прогрессирующем снижении показателей физиологической и психологической адалтированности и стабильности показателей адаптации в педагогической и социальной сферах. Определены влияющие на специфику адаптации особенности семейной ситуации и родительского отношения к часто болеющим детям, уточнены психологические причины нарушений родительского отношения.

Теоретически обосновано и экспериментально доказано влияние компенсаторных механизмов на процесс адаптации часто болеющих детей к школьному обучению. Выявлено, что психологическая сущность компенсаторных механизмов заключается в интенсивном формировании рефлексии и произвольной регуляции поведения и деятельности. Установлено, что особенности семейной ситуации являются психологическими предпосылками формирования выявленных компенсаторных механизмов.

Определены психолого-педагогические условия эффективной адаптации часто болеющих первоклассников к школьному обучению: 1) неспецифическая профилактика дезадаптации (валеологическая организация учебно-воспитательного процесса, мероприятия оздоровительного цикла, обеспечение психологического комфорта), осуществляемая педагогическими работниками- 2) специфическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая психологом.

Практическое значение. Сформирован комплекс психодиагностических методик, позволяющий отслеживать эффективность психологической под-• держки часто болеющих первоклассников на этапе адаптации. Разработаны методические рекомендации для педагогов по неспецифической профилактике психологической дезадаптации первоклассников. Разработана коррекционно-профилактическая программа деятельности психолога, направленной на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей.

Материалы исследования имеют практико-ориентированную направленность и могут быть использованы в практической деятельности психологов образовательных учреждений, учителей начальных классовв системе повышения квалификации работников образования.

Апробация результатов исследования Материалы исследования и его результаты обсуждались: на региональной научно-практической конференции «Психологическая служба образования: итоги десятилетия» (Курган, 2002) — на научно-практической конференции «Компетентностный подход в образовании: вопросы теории и практики» (Курган, 2002) — на межрегиональной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки социального педагога» (Шадринск, 2002) — на научно-практической конференции «Вопросы здоровьесбережения в образовательной деятельности» (Курган, 2003) — на научно-практической конференции «Психологическая служба в условиях модернизации образования» (Курган, 2003) — на научно-практической конференции «Ан-драгогические технологии в системе дополнительного профессионального образования» (Курган, 2003) — на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 2004) — на П Международной научно-практической конференции «Психология родительства и семейного воспитания» (Курган, 2004) — на II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2004) — на научно-практической конференции «Проблемы проектирования образовательного процесса» (Курган, 2004) — на заседаниях кафедры педагогики и психологии и занятиях методологического семинара ИПКиПРО Курганской областина заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы № 15 г. Кургана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Выводы по III главе.

1.В современной психологической, педагогической, медицинской практике имеются необходимые предпосылки решения проблемы адаптации часто болеющих детей в начальной школе. К ним относятся программы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учрежденияхпрограммы адаптации первоклассников к школьному обучению и школьной жизнипсихокоррекци-онные программы работы с хронически больными и соматически ослабленными детьмитехнологии психологической помощи психосоматическим больнымпрограммы психологической помощи часто болеющим дошкольникам.

2. К психолого-педагогическим условиям эффективной адаптации часто болеющих детей в начальной школе относятся:

— неспецифическая профилактика дезадаптации (валеологическая организация учебно-воспитательного процесса, мероприятия оздоровительного цикла, обеспечение психологического комфорта), осуществляемая педагогическими работниками;

— специфическая коррекционно-профилактическая работа, направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая психологом.

3. Специфическая коррекционно-профилактическая работа психолога по ¦ преодолению психологических проблем часто болеющих детей и их родителей должна быть комплексной и охватывать всех участников образовательного процесса.

4. Деятельность психолога, осуществляемая в рамках предложенной нами программы и направленная прежде всего на профилактику и коррекцию нарушений психологической адаптации, способствует также эффективной педагогической, социальной и физиологической адаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного нами исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Специфика процесса адаптации часто болеющих детей в начальной школе заключается в прогрессирующем снижении показателей физиологической и психологической адаптированности и стабильности показателей адаптированности в педагогической и социальной сферах.

2. Специфику школьной адаптации часто болеющих детей определяют особенности восприятия ребенком семейной ситуации (переживание тревоги, конфликтов, чувства собственной неполноценности в семье) и родительского отношения (высокий уровень протекции и чрезмерность требований-обязанностей со стороны матери (в семьях детей, болеющих 4−5 раз в год) — высокий уровень протекции и минимальность санкций со стороны матери (в семьях детей, болеющих 6−8 раз в год) — гипопротекция со стороны отца (в семьях детей, болеющих 4−5 и 6−8 раз в год)).

3. Повышению уровня адаптированности у часто болеющих младших школьников способствует формиро вание компенсаторных механизмов, психологическая сущность которых заключается в интенсивном развитии рефлексии и произвольности поведения и деятельности.

4. Компенсаторные механизмы способствуют успешной адаптации в педагогической, физиологической и социальной сферах, но провоцируют нарушения психологической адаптации, негативные эмоционально-личностные переживания.

5. Предпосылками развития компенсаторных механизмов являются определенные особенности восприятия ребенком семейной ситуации: переживание тревоги, конфликтов, враждебности, чувства собственной неполноценности в семье, а также особенности отношения к ребенку со стороны родителей: материчрезмерная требовательность, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, фобия утраты ребенка, отца — неразвитость родительских чувств.

6. В целях повышения эффективности процесса школьной адаптации часто болеющих первоклассников необходимо реализовать следующие психолого-педагогические условия: 1) неспецифическая профилактика дезадаптации, осуществляемая педагогическими работниками- 2) специфическая коррекцион-но-профилактическая работа,. направленная на преодоление психологических проблем часто болеющих детей и их родителей, осуществляемая психологом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патолога // Клиническая медицина, 1974. -№ 5. — С. 3−15.
  2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  3. Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам: Тезисы докладов Всероссийского совещания. М.: Б. и., 1979. — 141 с.
  4. Т.В., Битянова М. Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе // Мир психологии, 1996. № 1(16). — С. 147−169.
  5. Ю.М. Пограничные психическое расстройства. М.: Медицина, 1993.-400 с.
  6. В.Ю. Оздоровление часто болеющих детей раннего и дошколь-, ного возраста // Здравоохранение Белоруссии, 1985. № 9. — С. 61−64.
  7. В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: пути оздоровления. — Саратов, 1986. 165 с.
  8. А.Г., Тихоненко В. А., Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности 7/ Актуальные проблемы суици-дологии. М., 1978. — С. 6−28.
  9. И.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. № 1. — С. 13−18.
  10. Е.И., Мусина Б. К. Патогенетические основы врачебной тактики оздоровления часто болеющих детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия, 1990. № 9. — С. 63−67.
  11. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
  12. Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья, 1995. № 3. — С. 116−124.
  13. Т., Усова А. Медико-педагогические условия для часто болеющих детей // Дошкольное воспитание, 1994. № 10. — С. 9.
  14. С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1995. — 145 с.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1. — С. 92−100.
  16. Баранов А. А Окружающая среда и здоровье // Педиатрия, 1994. № 5. — С. 5−6.
  17. А.А., Альбицкий В.Ю Пути оздоровления часто болеющих детей // Вопросы охраны материнства и детства, 1986. № 8. — С. 65−67.
  18. А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия, 1983. № 5. -С. 40−43.
  19. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при пси*хосоматических и невротических нарушениях // Психологический журнал, 1994.-№ 6.-С. 116−12L
  20. И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.
  21. Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодоления болезни // Клиническая медицина, 1979. № 9.
  22. Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний: Тезисы докладов. М., 1972. — 136 с.
  23. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. Знаете ли Вы своего ученика? М.: Академия, 1996. — 176 с.
  24. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десо-циализации несовершеннолетних: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. -М., 1989. -48 с.
  25. Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Дисс. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 171 с.
  26. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — JL: Наука, 1988.-267 с.
  27. Битянова М: Р. Адаптация ребенка к школе. М.: Педпоиск, 1997. — 126 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  29. JI.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6. — С. 45−53.
  30. Г. В. и др. В озрастно-психо логическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 134 с.
  31. Г. В. и др. Возрастно-психологическое консультирование: Психологические проблемы нормального детства. М.: Фолиум, 1988. — 120 с.
  32. Н.Д. Развитие психосоматических идей. Аналитический обзор зарубежных исследований. М-, 1994. — 64 с.
  33. Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий (аналитический обзор) // Психологический журнал, 1997. № 2. — С. 149−160.
  34. А.Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений у детей и родителей // Вестник МГУ: Психология, 1986. № 4. — С. 22−32.
  35. О.С., Филатов Ф. Ф. Психология здоровья человека. — М.: Академия, 2001. 352 с.
  36. . и др. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психотерапии и медицинской психологии. — 1994. № 4. — С. 16−25.
  37. JI.И. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб.: Психоневрологический институт, 1994. — 237 с.
  38. И.В. Больные дети в общеобразовательной школе // Школьный психолог, 2001.-№ 33.-С. 10.
  39. И.В. И снова о здоровье школьников // Школьный психолог, 2001. -№ 5. С. 2.
  40. И.В. Психолог и больные дети // Школьный психолог, 2000. № 27.
  41. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок в школе? М.: Знание, 1994.-189 с.
  42. Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М.: МОСУ, 2000. — 27 с.
  43. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  44. Т.Н. Этиологические и патогенетические факторы развития и те-&diams- чения повторных респираторных заболеваний у детей: Автореферат дисс. д-ра мед. наук. М., 1992. — 36 с.
  45. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 3. Проблемы развития психики. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  46. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 5. Основы дефектологии. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  47. С.М. Часто и длительно болеющие дети. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1993. — 282 с.
  48. В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология: Наднозологическая диагностика психосоматических заболеваний и неврозов. -СПб, СОТИС, 1999.-319 с.
  49. В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 172 с.
  50. С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: Дисс. канд. пси-хол. наук. Пятигорск, 2000. — 223 с.
  51. Л.П. Вариативная модель оценки психического здоровья дошкольников и младших школьников в образовательном пространстве // Психологическая наука и образование, 2001. № 2. — С. 21−25.
  52. С.Б. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1999.- 161 с.
  53. Е.Д. Управление адаптацией учащихся младших классов к обучению в общеобразовательной школе: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Курган, 1999.-25 с.
  54. Е.Д. Переходная программа подготовки к школе детей с ослабленным здоровьем. Витебск, 2000. — 34 с.
  55. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.-271 с.
  56. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматический соотношений. — Л., Медицина, 1981. 216 с.
  57. Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Дисс. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 206 с.
  58. B.C., Шивирев Н А., Трегубов Л. З., Свистунов В. Д. О динамике неврозов и неврозоподобных состояний у соматически ослабленных детей // Неврозы у детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции.-М., 1986.-С. 46−47.
  59. И.Б. Особенности психологической диагностики в исследовании адаптации студентов: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1991.-15 с.
  60. Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 126 с.
  61. Р.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников: Дисс. канд. психол. наук. -Томск, 1999.-163 с.
  62. А.О. Личностно-ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении младших школьников с церебрастеническими состояниями: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999. — 160 с.
  63. И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья, 1998. -№ 2.-С. 50−57.
  64. Ю.А. О возможности выявления детей группы риска по психосоматическим заболеваниям // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей: Сб. науч. тр./ Под ред. профессора Д. Н. Исаева. Л., 1990. — С. 64−69.
  65. Ю.А. О предрасположенности к психосоматическим заболеваниям у детей // Неврозы у детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1986. — С. 51−53.
  66. Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: МГУ, 1991. — 108 с.
  67. Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет г. Новосибирска в зависимолсти от некоторых факторов среды: Дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 1987. — 186 с.
  68. E.JI. Гигиенические требования к режиму дня школьника. Причины возникновения и признаки утомления // Школа здоровья, 2002. № 3. -С. 48−51.
  69. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированно-сти личности в новых условиях деятельности и общения: Автореферат дисс. канд. психол. наук. — Л., 1989. —15 с.
  70. Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и ней-ропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999. № 4. -С. 21−28.
  71. Г. В. Психическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — 128 с.
  72. Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для оценивания уровня умственного развития нормальных и аномальных детей II Дефектология, 1984. № 1. — С. 28−34.
  73. A.M. Клинико-пато генетические аспекты заболеваний органов дыхания у часто болеющих детей. Ковров: БЭСТ-В, 1996. — 45 с.
  74. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  75. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JI.: Медицина, 1982.-214 с.
  76. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 160 с.
  77. М.Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992.- 136 с.
  78. З.М., Измерова Н. С. Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1983. — 128 с.
  79. О.И. Проблемы социального прогнозирования в области образования.-М., 1970.-112 с.
  80. Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений (на-примере атопических дерматитов у детей) // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 1993. № 1. — С. 31−38.
  81. B.C. Психологическое изучение школьников: Учебное пособие. -Владимир: ВГПИ, 1990. 108 с.
  82. Е.Л., Домишкевич С. А., Прахин Е. И., Манчук В. Т. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников Севера. Иркутск: Сибирь, 1998. — 144 с.
  83. Д.Н. Психология больного ребенка. СПб.: ППМИ, 1993. — 75 с.
  84. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  85. В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков: тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1986. — С. 74−75.
  86. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984. № 4. — С. 89−95.
  87. Э.М., Мартюшева Т. С. Роль психолого-валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности // Проблемы валеологизации образовательной деятельности. Кемерово, 1999.-С. 16−43.
  88. .Д. Неврозы. М.: Медицина,. 1990. — 572 с.
  89. Е.В. и др. Динамика адаптации детей с хроническими заболеваниями к условиям стационара И Школа здоровья, 2000. № 1. — С. 16−22.
  90. В.Н. и др. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и пациентов с бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1998. № 1. — С. 49−56.
  91. А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980. -183 с.
  92. А.А. Педагогические и психологические основы предупреждения перегрузки школьников. Казань: Татар, кн. изд-во, 1973. — 168 с.
  93. Н.Г. Психологические особенности тяжело больных детей // Школа здоровья, 2000. № 3. — С. 31−37.
  94. В .Д. Процесс саморегуляции учебной деятельности как фактор переутомления школьников: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Казань, 1999.-22 с.
  95. В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972. — 136 с.
  96. А.В. Некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1−3 классов: Опыт работы в Центре образования № 109 г. Москвы: Автореферат дисс. канд. биол. наук. -М., 1999.-23 с.
  97. В.А. Особенности психических новообразований у хронически больных младших школьников /'/ Школа здоровья, 1997. № 1. — С. 40−47.
  98. В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника, подростка: Учебное пособие. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. — 124 с.
  99. Кол один А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. -1995. -№ 5.- С. 6−12.
  100. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. -Мн.: Нар. асвета, 1984. -239 с.
  101. Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984.-110 с.
  102. Т. О детях, которые часто болеют // Здоровье детей, 1993. № 1 (7). -С. 5.
  103. П.С. Адаптация как функция развития психики, — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991.-73 с.
  104. Н.М. Неспецифическая профилактика респираторных заболеваний у детей: Пособие для медицинских и педагогических работников. М.: АРКТИ, 2003. — 88 с.
  105. И.А. Влияние окружающей и учебной среды на заболеваемость верхних дыхательных путей школьников: На примере г. Волгодонска: Автореферат дисс. канд. мед. наук. -М., 1999. 22 с.
  106. В.А. О профилактике невротических расстройств у школьников младших классов // Неврозы у детей и подростков. С. 106−107.
  107. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Авиценум: Мед. изд-во, 1984. — 334 с.
  108. А. С ОРВИ можно справиться // Здоровье детей, 1999. № 23−24. -С. 16.
  109. А.Р. Внутренняя картина болезни и йатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. — 112 с.
  110. А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1977. № 9. — С. 69−76.
  111. Любан-Плоцца В. Психосоматические расстройства в общей и медицинской практике. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2000. — 288 с.
  112. Любан-Плоцца В., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1996. — 255 с.
  113. И.М. Реабилитация часто болеющих детей // Здравоохранение. -Мн., 1996.-№ 1.-С. 27−31.
  114. З.С. и др. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей раннего возраста // Педиатрия, 1990. № 5. — С. 59−64.
  115. М.В. Психологические условия школьной адаптации, 1−3 классы: Дисс. канд. психол. наук. М., 1994. -262 с.
  116. Н.Г. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001.-№№ 10, 12, 16, 19.
  117. Е.М. Лечебная педагогика. -М.: Владос, 1997. 304 с.
  118. Е.М. Организация валеолого-педагогической деятельности в гимназии: Дисс. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 190 с.
  119. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореферат дисс. канд. филос. наук. Л., 1974. — 18 с.
  120. Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал, 1998. № 1. — С. 12−14.
  121. Н.В., Касаткин В. Н. Катамнез часто болеющих детей к школьному возрасту // Школа здоровья, 1996. № 4. — С. 76−78.
  122. А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Дисс. канд психол. наук. -М., 1999. 168 с.
  123. А.А., Смирнова О. Е., Чечельницкая С. М., Касаткин В. Н. Психологическая помощь часто болеющим детям // Школа здоровья, 1998. № 1. -С 55−72.
  124. Г. В., Лебединский М. С. Соотношение психического и соматического в соматической болезни и наши задачи // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. М., 1972.- 136 с.
  125. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. — 456 с.
  126. Н.А. Дезадаптация психогенного происхождения с психосоматическим симптомокомплексом у учащихся специализированной английской школы: Дисс:. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 190 с.
  127. А.А. Социально-психологическая адапация личности. Ереван: Изд-во АН Арм. СССр, 1988. — 263 с.
  128. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1988. — 116 с.
  129. Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.: Б.и., 1986.-209 с.
  130. Н.М. Активные способы обучения и развития младших школьников: Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. Курган, 1993, — 36 с.
  131. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  132. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987.-168 с.
  133. В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореферат дисс. д-ра психол. наук. М., 1992. — 48 с.
  134. В.В., Арина Г. А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к портрету // Школа здоровья, 1995. Т.2. — № 2.
  135. В.В. Актуальные проблемы социальной психологии. Ярославль, 2001.-436 с.
  136. О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения // Начальная школа, 2003. № 8. — С. 3−8:
  137. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 240 с.
  138. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. — 512 с.
  139. Л.А. Опыт превентивной психотерапии в кризисной ситуации // Материалы IV Международной конференции по кризисной психологии (Минск, 29 мая-1 июня 1997 г.). Мн., 1997. — С. 118−123.
  140. Л.И., Чупров Л. Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии, 1989. -№ 5.-С. 154−157.
  141. В.А. Программа по коррекции школьных объектных страхов детей младшего школьного возраста // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы, 2000. № 3. — С. 27−55.
  142. Н.В., Громова Т. В., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассник?1ми. М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 64 с.
  143. Г. К., Зильберман И. П. Роль психотерапии в системе реабилитации детей с бронхиальной астмой // Реабилитация больных нервно-психическими заболеваниями и алкоголизмом: Тезисы докладов научной конференции. -Л., 1986. С. 119−121.
  144. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский социально-психологический институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  145. Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии / Под ред. P.P. Шиляева. М.: ИГМИ, 1990. — 171 с.
  146. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  147. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  148. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  149. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 640 с.
  150. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999.-306 с.
  151. Психофизиологическое развитее и состояние здоровья детей и подростков / Сб. тр. под ред. С. М. Громбаха. М.: Б. и., 1987. — 152 с.
  152. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. М. Афанасьева, Н. Л. Васильева. М. г Совершенство, 1998. — 341 с.
  153. Р. Программа работы по профилактике и коррекции школьной дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог, 2003. № 18. -С. 9−16.
  154. О. Всеобъемлющий диагноз // Школьный психолог, 2000. № 12.-С. 4−5.
  155. О. Лабиринты оптимизации здоровья // Школьный психолог, 2001.-№ 6. -С.2.
  156. Г. В., Заика Е. В. Оценка сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  157. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. -239 с.
  158. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1997. — 128 с.• -
  159. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  160. А.Г., Касаткин В. Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья, 1996. Т.З. — № 2.
  161. А., Кафеева Ю. Введение в школьную жизнь: Программа адаптационных занятий для первоклассников // Школьный психолог, 1999. -№ 23.-С. 89.
  162. М.В., Вачков И. В. Динамика мотивации учения и адаптации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование, 2000.-№ 3.-С. 26−30.
  163. Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1982. 123 с.
  164. Н.Я. Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности // Школа здоровья, 2001. -№ 3.- С. 10−16.
  165. С.Б. Предболезненные психические расстройства. JL: Медицина, 1987.- 181 с.
  166. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева,
  167. B.В. Сталина. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  168. С.А. Школа важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков // Школа здоровья, 2002. — № 2. — С. 22−29.
  169. Т.Б., Балаболкин И. И., Булгакова В. А. Вирусные инфекции при бронхиальной астме у детей // Научные труды Европейского конгресса по астме / под ред. Р. И. Сепиашвили. М., 2001. — С. 185.
  170. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с.
  171. JI.M. и др. Часто болеющие дети (медико-социальные аспекты, состояние иммунитета, пути оздоровления) // Педиатрия, 1993. № 1.1. C. 45−48.
  172. О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с муль-тидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. — № 2. — С. 29−48.
  173. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995. — 359 с.
  174. А.С. Психотерапия: Игра, детство, семья. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. — Т. 1. — 304 с- Т. 2. — 462 с.
  175. С. Кому неуютно в школе? // Школьный психолог, 2000. № 12. — С.2.
  176. А.В., Магнитская К. Б. Роль нервных и соматических заболеваний в отклонениях поведения // Изучение и преодоление педагогической запущенности. Волгоград: ВГПИ, 1982. — С. 41−46.
  177. В.К. и др. О часто респираторной заболеваемости у детей // педиатрия, 1987. № 6. — С. 37−41.
  178. В.К. Острые респираторные заболевания // Здоровье детей, 2001.-№ 22−23.
  179. В.К. и др. Острые респираторные заболевания органов дыхания у детей.-М., 1981.- 128 с.
  180. Ю.Б., Ландышев Ю. С. Болезни адаптации и их психопрофилактика // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. тр. Вып. 1. СПб.: Наука, 1993. — С. 74−84.
  181. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.- Медицина, 1986. 384 с.• 189. Трубников В. В. Личностные аспекты школьной адаптации учащихся начальных классов: Дисс. канд психол. наук. Тула, 1998. — 130 с.
  182. Л.П., Окладникова Т В. Содержание психокоррекционной работы с соматически ослабленными младшими школьниками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2002. № 2. — С. 30−40.
  183. А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. — 358 с.
  184. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987.-304 с.
  185. Е.Г. Психотерапевтическая работа с психосоматическими семьями // Школа здоровья, 1998. № 3−4. — С. 227−233.• ¦
  186. Е.Г., Михеева А. А., Касаткин В. Н. Психокоррекционная работа с детьми, страдающими бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1996. -№ 4. С. 58−60.
  187. Т.Г. и др. Оценка психического здоровья детей с психосоматическими заболеваниями // Гигиена и санитария, 1997. № 2. — С. 23−26.
  188. О.В. Практические материала для работы с детьми 3−9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2003. —176 с.
  189. О.В. Трудности первоклассника: Блок психологических занятий из программы для младших школьников «Тропинка к своему «Я» //• Школьный психолог, 2001. № 12. — С. 8−9.
  190. О.В., Хухлаева О. Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки. -М.: Академический проект, 2001. 224 с.
  191. В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование, 1998. № 4. — С. 31−37.
  192. В.Р. О связи диагностики психологической готовности детей к школе и содержания коррекционных занятий // Психологическая наука и образование, 2000. № 1. — С. 71 -77.
  193. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2003. — 128 с.
  194. О.Ю. Предпосылки школьной дезадаптации // Школа здоровья, 2002.-№ 2.-С. 57−60.
  195. М.В. Особенности адаптации к школе детей, пришедших из разных образовательных сред: Дисс. канд. психол наук. Барнаул, 2000. -155 с.
  196. Е. Мы не даем гарантий // Первое сентября, 1999. № 63.
  197. И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 144 с.
  198. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. — 111 с.
  199. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
  200. Экелово-Богалей Е. М. Организация детской психоневрологической помощи. Харьков, 1969. — 29 с.
  201. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  202. Н.И. Патогенетическое обоснование реабилитационных мероприятий у часто болеющих детей: Афтореферат дисс. канд. мед. наук. Харьков, 1990.-28 с.
  203. О.В., Русанова А. Н., Можейко А. В., Колосова А. С. Клинико-социальные аспекты состояния здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения // Педиатрия, 1992. № 2.
  204. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с.
  205. И.С. Построение модели личностно-ориентированной школы. -М.:КСП+, 2001.-128 с.
  206. Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and applications. N.Y.: Konald, 1951.
  207. Apley J. Psychosomatic disorders in childhood: Who? When? and How? // Pediatrician. 1979. — Vol. 8. — Suppl. 1. — P. 104−113.
  208. Bayard-De-Volo L.C. Teibert M. Creativity in the preschool child and its relationship to parental autoritarism. Percept, and Mot. Skills. — 1977. — Vol. 45. -№ 1.
  209. Coyne J.C., Anderson B.J. The «Psychosomatic family» reconsidered II: recalling a defective model and looking ahead // Journal of Marital and Family Therapy, 1989. Vol. 15 2. — P. 139−148.
  210. Deutsch F. The Psychosomatic Concept in Psychoaanalysis. University Press, N.Y., 1953.
  211. Henker F.O. Psychosomatic illness // Psychosomatics. 1984. — Vol. 25. — № 1. -P. 19−24.
  212. Ladd G.W. Effectiveness of a social learning method for enhancing children’s social interactions and perch acceptance // Child Development, 1981. Vol. 52. -№ 1.
  213. Mausch K. Stress and diseases II Przegl. Lek. 1994. — Vol. 51. — № 2. — P. 86−89.
  214. Minuchin S., Fishman H. Family Therapy Techniques. Harvard University, 1998.
  215. Psychiatrie. Psychosomatik. Psychotherapie. Georg Thieme Verlag Stuttgart., N.Y., 1991.
  216. Rolling N., Lord M. Some roles children play in their families. N.Y., 1964.
  217. Schaefer E., Bell R. Development of a parental attitude research instrument // Child Development, 1959. Vol. 29. — № 3.
Заполнить форму текущей работой