Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурное взаимодействие семьи и школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уважительное отношение к родителям, к семье и к учителям, к школе — важное условие нормального развития ребенка. Такое его отношение в большой степени формируется под влиянием взаимных уважительных отношений семьи и школы. Поэтому в условия укрепления психологического здоровья и психологического благополучия ребенка школьного возраста непременно входит культурное взаимодействие его родителей… Читать ещё >

Культурное взаимодействие семьи и школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уважительное отношение к родителям, к семье и к учителям, к школе — важное условие нормального развития ребенка. Такое его отношение в большой степени формируется под влиянием взаимных уважительных отношений семьи и школы. Поэтому в условия укрепления психологического здоровья и психологического благополучия ребенка школьного возраста непременно входит культурное взаимодействие его родителей и учителей. Как этого достичь?

Не случайно проблема «школа — семья» считается вечной проблемой. В настоящее время ее решение осложняется, с одной стороны, большой занятостью родителей, тенденцией роста неполных и социально неблагополучных семей, психологической незащищенностью детей в некоторых семьях, с другой, разнообразием запросов семьи на образование и его качество. Сфера образования попала в сферу обслуживания населения, и некоторые родители быстро превратились в «клиентов, которые всегда правы», и стали предъявлять учителю свои претензии, нередко противоречащие всякому здравому понятию о смысле образования.

Поэтому умение инициировать и укреплять взаимодействие учителей и родителей — одна из важнейших и труднейших задач школьного психолога. Он может служить в какой-то степени посредником между школой и семьей.

Связующим звеном между школой и семьей является ученик, именно он — смысловой центр их взаимодействия и взаимных отношений. Так важно объединить их усилия в стремлении понять психические и личностные особенности школьника, понять в контексте его жизненных условий, с учетом его возраста и возрастных задач развития, истории его воспитания и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

Профессионализм психолога проявляется в умении пробудить и укрепить у педагогов и родителей желание сотрудничать друг с другом, в определении способов реализации такого сотрудничества.

Доброжелательное взаимодействие родителей с учителями складывается постепенно на основе признания ребенка как ценности. Только такая позиция оберегает взрослых от взаимных претензий друг к другу, кто больше виноват.

Родители многое узнают о своем ребенке в общении с учителем, но и учитель расширяет свое представление об ученике в беседах с родителями. Понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, потребностей, им самим не всегда осознаваемых, — задача, стоящая как перед учителем, так и перед родителями.

Психолог проводит и с учителями, и с родителями беседы, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, совместные обсуждения конкретных вопросов, касающихся учащихся. Выступает на родительских собраниях, постоянно участвует в работе педагогических советов, методических объединений, педагогических консилиумах, выступает с лекциями. Тем самым педагоги-психологи участвуют в повышении психологической компетентности учителей, администрации, родителей, в приобщении всех субъектов образовательного процесса к психологической грамотности и психологической культуре.

Сверхзадача всего этого — пробудить у педагогов и родителей потребность и научить их воспринимать друг друга с позиции взаимного уважения, доверия и благодарности. Да, именно благодарности. Почему?

Родители могут быть благодарны учителям за то, что те учат и воспитывают их ребенка, тратят на него свои душевные силы, развивают его творческий потенциал, помогают стать образованным и культурным человеком.

Учителя могут быть благодарны родителям за то, что те поверили в их профессионализм и доверили обучение и воспитание своего ребенка именно им.

Благодарность тоже относится к числу общечеловеческих нравственных норм. В связи с этим стоит прислушаться к словам В. Пономаренко: «Мотивом к нравственной организации поступков выступает не столько профессиональный долг, юридическая ответственность, страх наказания и потери профессии, сколько духовная субстанция в виде доверия, которое люди оказали тебе» [11, с. 92].

При таком восприятии друг друга учителя и родители всегда найдут общий язык, смогут понять друг друга и помочь в решении тех или иных проблем школьника. Ведь и семья, и школа, каждая по-своему, отвечают за воспитание молодого поколения, и решать эту задачу можно только совместно.

Все это будет приближать создание в школе обстановки психологической безопасности и психологического комфорта, которая только и может явиться основой укрепления психологического здоровья всех, кто в ней работает и учится [3, 161 — 170].

В чем это будет выражаться для учащихся?

Во-первых, в создании психологической атмосферы в школе, основанной на взаимном уважении и доверии участников образовательного процесса. Такая атмосфера — основа позитивной социальной ситуации развития для детей, подростков и старшеклассников.

Во-вторых, в понимании взрослыми, что детство должно быть согрето добротой, любовью и заботой, что с малых лет растущий и взрослеющий человек должен ощущать свою нужность семье, а затем — детскому саду, школе, государству, стране.

В-третьих, в признании того, что все элементы образовательного процесса пронизаны культурой, доверием и уважительным отношением к ученику: учебник, урок, программа, экзамены и нр.

В-четвертых, в более заинтересованном и грамотном понимании взрослыми формирующегося внутреннего мира ребенка, его ценности и уникальности, особенностей его развития на разных этапах взросления.

В-пятых, в создании для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха (и дома, и в школе) не только в обязательной учебной деятельности, но и в той, которая является для него личностно значимой. Успех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности благоприятно влияет на развитие личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, делает более ясной перспективу самоопределения.

В-шестых, в понимании того, что не только учителям и родителям необходимы знания возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Эти знания необходимы самому ребенку (младшему школьнику, подростку, старшекласснику). Важно помочь растущему человеку разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, отношениях. Помочь ему в понимании не только самого себя, но и заронить искру позитивного интереса к другому человеку, помочь в овладении психологическими средствами и способами саморазвития, саморегуляции. Без этого невозможно самовоспитание, вопросы которого особенно остро встают в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой