Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
Диссертация
Внедрение результатов. Результаты исследований используются учителями географии школ города Воронежа и области, в учебном курсе «Психолого-педагогическая коррекция» Воронежского педагогического университета, слушателями курсов повышения квалификации в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в авторском курсе «Развитие познавательной сферы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по Проблеме формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
- 1. 1. Историографический аспект проблемы неустойчивости внимания. Л
- 1. 2. Деятельностный подход в исследовании неустойчивости внимания отечественных и зарубежных психологов'
- 1. 3 Основные понятия формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
- ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментального исследования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
- 2. 1. Методология и методы исследования
- 2. 2. Разработка комплексной экспериментальной стратегии по выявлению особенностей внимания, акцентуаций характера, уровней обучаемости младших подростков с неустойчивым вниманием
- Глава 3. — Коррекционно — развивающая программа формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
- 3. 1. Коррекционно-развивающая программа для развития познавательной сферы подростков с неустойчивым вниманием на уроках естественного цикла
- 3. 2. Коррекционно-развивающая программа занятий для младших подростков с неустойчивым вниманием во внеурочное время
- 3. 3. Психогимнастические упражнения для снятия утомляемости на уроках естественного цикла для младших подростков с неустойчивым вниманием
- 3. 4. Оценка результативности воздействия и оказания психологической помощи подросткам с неустойчивым вниманием
- Выводы
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: ACADEMIA, 1995.-С. 367.
- Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход/ М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М.:3нание, 1991. — С.208.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Что нужно знать учителю о психологических особенностях учащихся //Школа и производство. 1989. — № 6.
- Анастази Л. Психологическое тестирование: В 2-х томах. М.: Просвещение, 1982.
- Анохина Г. М. Развитие понятийного мышления у школьников. Воронеж.: Воронеж, 1999.-С. 154.
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М.: Ось-89, 1998. — С.222
- Астапов В.М., Гасимов Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития: Учебное пособие для слушателей спец.факультета. -М-Мысль, 1993.-С.80.8- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Педагогика, 1968.
- Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Педагогика, Л., 1964.
- Ю.Антропова М. В Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников., М.: Просвещение, 1974. — С. 136.
- П.Антропова М. В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте // Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.: Просвещение, 1975. — С.7−8.
- Астапов В.М., Брязгунов И. П., Микадзе Ю. М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. М.: Центр, 1996.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения/ Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М., 1995. — С. 170.
- Бадалян. JI.О. Синдромы дефицита внимания у детей/ Бадалян Л. О., H.H. Заводенко// Обозрение психиатрии и медицинской психологии В. М. Бехтерева. СПб., 1993. -№ 3. С.74−90.
- Белошинская A.B. О корркционно-развивающем обучении математике в начальной школе.// Вопросы психологии., М., 2002.- № 6. С.32−44.
- Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб.: Речь, 1994.
- Бине А. Ненормальные дети/ А. Бине, Т.Симон. М., 1991. — С.87.
- Байярд Р.Г., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическре руководство для отчаявшихся родителей/ Р. Г. Байярд, Д. Байярд. — М.'Просвещение, 1991. С. 224.
- Боярский АЛ. Общая теория статистики. М.: МГУ, 1985. — С.368.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. —1979. № 2,4.
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение. 1989. — С.446.
- Божович Л И. Славина Л. С. Психическое развитие школьников и его воспитание. М: Педагогика. 1979.
- Веккер Л.М. Психические процессы: Учебное пособие для вузов/ Л. М. Веккер. СПб, 1998. — С.174:
- Вентцель Е.С. Теория вероятности. М.: Наука, 1969. — С.573.
- Венгер Л: А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973.
- Венгер Л.А., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание. 1974. — № 12.
- Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация/ Н. В. Восрокнутов. М., 1995. -С.123.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М. г Просвещение, 1956. С.340
- Гапьперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа//Вопросы психологии, 1957, № 6.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Просвещение, 1959. T.I.
- Гальперин П. Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Просвещение, 1974:
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. Под ред. А. В. Петровского. С. 161−169.39Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика/ П. Б. Ганнушкин. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. — С. 124.
- Гильбух Ю. 3. Психодагностика в школе. М.: Педагогика, 1989.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // АН. Леонтьев и современная психология. Mi, 1983. — С.76−78.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание младших школьников // Психология младшего школьника. М., 1960. — С.46−54.
- Гоноболин Ф.М. Вопросы психологии внимания в школе/ Ф.М. Гоноболин// Вопросы психологии. -1956. -№ 1. С.16−19.
- Гоноболин Ф.М. Воспитание внимания у учащихся: Лекции для учителей/ Ф. М. Гонорболин. М.: Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1955 г. — С.40.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.
- Гриндер М. Исправления школьного конвейера. СПб.: Свет, 1993.
- Гройсман А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников. 4-е издание. -М.: Магистр, 1999, — С. 96.
- Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 1976. — С.50−103.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986. -С.281.
- Давыдов ВВ. Ломпшер И. Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1982. С. 190.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д Б. Эльконина, АЛ. Венгера. -М.: Просвещение, 1 981 152: Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. -1938. -№ 8.
- Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание: Ученые записки/ Добрынин Н.Ф.// Собр. соч.: В 20 т. -М., 1958. Т.18. — с.73−79.
- Добрынин Н.Ф. Деятельность и внимание // Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1969. -С.36−63-
- Добрынин Н.Ф. Интеллект и внимание // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М., 1979. С.76−82.
- Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание на уроке/ Н.Ф. Добрынин// Советская педагогика. 1962. — № 2. — С.12−18.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка/ Г. Доман. М., 1996 — С. 135.
- Доман Г. Воспитание ребенка в школе и дома/ Г. Доман. М., 1995. — С.130.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей/ М. Дональдсон. М.: Просвещение, 1997. — С.74.
- Дормашев Ю.Б. Психология внмания/Ю.Б. Дормашев. М., 1995. -С.348. бГ Дроздовский А. К. Психодиагностика в школе // Рекомендации школьномупсихологу. СПб.: Речь, 1994. — С.60.
- Дубровина ИВ. Психологическая коррекция умственного развития учащихся // Пособие для школьного психолога. М.: Просвещение- 1990. С. 124:
- Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М.: Педагогика, 1988.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому. — М.: Педагогика, 1987.
- Ермолаева Томина Л. Б. Индивидуальные различия в концентрированное!!! внимания и силы нервной системы // Вопросы психологии. — 1960. — № 2. С.84−95:
- Ефремов Ю.Й. Природа моей страны. М.: Мысль, 1985.
- Задачи по географии: Пособие для учителей / Под редакцией A.C. Наумова. -М.: Мир, 1993.
- Зимняя И: А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Ростов, 1997.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968.
- Кабанова-Меллер E.H. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения // Структура познавательной деятельности, Владимир, 1976.
- Калмыкова З. И Проблемы диагностики умственного развития учащихся. НИИ Общей и педагогической психологии. АПН СССР.-М.: Педагогика, 1975.-С.216.
- Калмыкова З.Й. Обучаемость и принципы построения методов^ ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихмя. -М: Педагогика, 1975. С. 240.
- Каминская М. В: Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера/ В. Г. Кащенко М.: Академия, 1999, — С. 304:
- Кендалл Ф. Дефицит внимания с гниперактивностью: поиск эффективного лечения/ Ф. Кендалл// Психотерапия детей и подростков: Сб. науч. Ст. -М., 2002. — С.98−176.
- Корнев А.В., Чернышов А. С. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности/ Научно-практическая конференция// А. В- Корнев, АС. Чернышов. 1990. С. 150.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -Н.М.: Политиздат. 19 851 С. 432.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — С.254.
- Козлова В.Т. Методика иззгчения генетически обусловленных свойств второй сигнальной деятельности // Психологическая диагностика. Проблемы! и исследования / Под ред. К. Н. Гуревича. М.: Просвещение, 1981. — С. 146 160:
- Колесов Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — С. 138:85 .Колмыкова З. И Психологические принципы развивающего обучения. — М. 1978.-С.201.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — С.312:
- Коновалова В.//Лечить или не лечить. Школьный психолог., 2002. С. 4. № 8:
- Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении/ Н. К. Корсакова, Ю. В. Минарзе М., 1997 — С. 123.
- Кофман Д. Характер беспорядочного поведения подростка/Д. Кофман. -СПб., 2001.-С.157.
- Крутецкий В.А. Психология обучения воспитания школьников/ В. А. Круте дкий. М.: Просвещение, 1964, С.253
- Г. Кучина В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика/ В .Р. Кучина, А. Г. Платонова. М., 1997. — С. 196.
- Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника/ С. С. Левитина. М.: Знание,.№!1,1980 г. С. 96.
- Левитов Н.Д. Психология характера/ Н. Д. Левитов. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1969, С. 424-
- Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. М., 1984. — С.214:
- Леонтьев, А Н. Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. — С.295.
- Лернер ИЛ. Проблемное обучение. М., 1974- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, и другие.
- Лещинская Е.А. Тренинг общения для учащихся 4−6 классов. Программа и методические рекомендации для психологического кружка «Учимся общению».К: Перспектива, 1996: G.32.
- Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учереждения на становление личности школьника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — М.: Просвещение, 1979.
- Лифинцева Н.И. Профессионально-психологическая культура учителя в коррекциоонно-развивающем обучении. Курск, 1999. — G.177.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков/ А. Е. Личко 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина, СПб, 1983. — С.255.
- Лурия А, Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Просвещение, 1974.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -С.374.
- Лурия, А Р. Внимание и память. М., 1975. — С.123.
- Макагонова А.А. Распределение внимания в связи с особенностями нервной деятельности: Автореф- Дис.канд. психол.наук. М., 1954. — С.21.
- Маклаков А.Г. Хрестоматия. Познавательные психические процессы. -СПб, «Питер». 2001. С. 480.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -С.191.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.-С.190.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи и основные принципы. СПб: Речь, 2000. — 150 с.
- Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. -Пермский университет.: Пермь 1981. С. 87−105.
- Менчинская Н, А Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Н. А. Менчинская. М.: Просвещение, 1971. — С. 159.
- Менчинская Н. А Психологические проблемы формирования научного мировозрения школьников. М.: Просвещение, 1968. — С.231.
- Менчинская Н.А. Проблемы самоуправления познавательной деятельностью и развития личности // Теоретические проблемы управления в основательной деятельности человека. М.: Просвещение, 1975.
- Мусина В. П. Психологические тесты изучения внимания. Воронеж.: ВГПУ, 1995.-С.84.
- Мурашев Г. А. Внимание. // Познавательные процессы и способности в обучении. -М., 1990. С. 5−31.
- Мэш Э. Гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания/ Э. Мэш, Д. Вольф// Нарушение психики ребенка: Сб: науч. ст. СПб, 2003. — С.130−162.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Просвещение, 1976.
- Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М-, 1966. С.-5.
- Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. — C.300.
- Неупокоева Н. М. Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками // Психология формирования личности и проблемы воспитания. -М: Педагогика, 1980. -c.303-
- Овчарова Р.В. Технологии образования школьного психолога. М.: Творческий центр, 2000. — С.442.
- Остапенко F.C. Личностно-ориентированное общение подростков с психологом, как важный элемент психокоррекции/ F.C. Остапенко// Актуальные вопросы психологической службы., Воронеж., 2001. С.127−128.
- Орманбаева О. Экспериментальное исследование работоспособности и внимания у младших учащихсяи подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ташкент. 1972: — С. 27.
- Паттерсон Дж. Антисоциальные дети/ Дж. Паттерсон. СПб. 1999 -С.167
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под редакцией В. Д. Шадрикова. -М., 1990.
- Познавательные процессы личности и методика их развития / Под редакцией Е. П. Боровикова. — Псков., 1994-
- Психологическая дагностика детей подростков. М.: Изд-во Междунар. Пед. Академия, 1995. — С.212.
- Петровский A.B. Способности и труд. М: Знание. 1966. — С.253:
- Петровский А. В: Психология.: Словарь. М.: Политиздат. 1990. — С.431.
- Питкасистый П.И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агенство, 1996.-С.602.
- Подмазин С.И. Как помочь подростку с «трудным характером-'/ С. И. Подмазин, Е. И. Сибиль, 1996. С. 155.
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Вопросы психологии. -1982.-№ 2:
- Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
- Прутченков A.C. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Сфера, 1996. — С.151.
- Психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс., 2003.// Под общей редакцией Ю Л. Неймера.
- Психология современного подростка/ Фельдштейн Д. И. М.: Педагогика, 1987.-С.238.
- Радугин A.A. Психология и педагогика. М.: Центр, 1996. — С.332.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. В. Психодиагностические методы изучения личности. М.: НПО МОДЭК, 1998. — С.126-
- Ратгер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — С.193.
- Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 1976. — С.66−103.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Прогресс, 1995.- С. 512.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг.Обучение. Здоровье. М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. -С.301.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М-: Просвещение, 1979. — С.192.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958. — С.93−127.
- Славина Л.С. Роль поставленой перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьников // изучение мотивации поведения детей и подротков: М.: Просвещение, 1972.
- Страхов И.В. О психолоогической структуре внимания // Вопросы психологии внимания. Саратов, 1976. — Вып. 8- - С.84−116.
- Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М., 1958 г. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.165: Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
- Теплов Б.Н. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Педагогика, 1963. — С.3−46.
- Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей / Вопросы психологии. 1994. — № 3.
- Толстых H.H. Отношение к будущему / Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Просвещение, 1987.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте М.: Медиа, 1986.-G 256.
- Управление познавательной деятельностью учащихся / Под редакцией П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М: Просвещение, 1972.
- Управляемое формирование психических процессов / Под редакцией П. Я. Гальперина. М.: Педагогика, 1911.
- Уроки географии (из опыта работы Крыловой О. В). М.: Просвещение, 1990.
- Усова A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск, 1986.176- Ушинский К. Д. Избр. Пед. Соч., Т.2,С. 344.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1995:
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Педагогика, 1997. — С. 191.
- Юркевич B.C. Светлая радость познания, М., 1977. С. 37.
- Ясюкова JI.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных деффкгов развития. / Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб.: Иматон, 1995, С.99−101.
- Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной мозговой дисфункцией // Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: Иматон. 1997. С. 77.
- Baikley R. A. ADHD and the nature of self control/ R A. Barkley. New York 1997.-205 p.
- Hinshow S.P. Attention deficits and hyper-activity I children/ R. А/ Barkley. -New-York 1994.188 c.
- Golgstein, K. The organism. New York: American Book, 1939.
- Graziano, A.M., & Mooney, К. C. (1984). Children and behavior therapy. New York: McGrawHill.
- Greenspan, S. I. (1981). The clinical interview of the child/ New York: McGrawHill.
- Harrington, R. C. (1993). Depressive disorder in ghildhood and adolescence. Chichester, England: Wiley.
- Hoobs, N. Group-centered therapy. In C.R. Rogers, Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
- Weiss, G., & Hechtman, I,. T. (1993). Hyperactive children grow up: ADHD in children, adolescents, and adults (2nd ed.). New York: Guilford Press.
- Zentall, S. S. (1985). A context for hyperactivity. In K. Gadow & I. Bialer (Eds.), Advances in learning and behavioral disabilities (Vol. 4, pp. 273−343). Greenwith, CT: JAI Press.
- Smith M.O. History of the motor threories of attention // Journal of General Psychology, 1969. V. 80: Sec. Half. — P.243−257.
- Treisman A.M. Strategies and models of selective attention // Psychological Review. 1969. V. 76, N 3. — P.282−299.
- Neisser U. Cognitive Psychology. N. — Y: Appleton, 1967. — 351 p.
- Kacheman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs. N/ - J.: Prentice Hall, 1973.245 p.
- Stevens S. S. Handbook of Experimental Psychology/ New York: Wiley, 1951.-P. 44−49.
- Rubin E. Visuell wahrgenommene Figuren. Berlin: Verlagsdruckerei Berlin, 1989.-124 p.
- Deutsch J.A. Attention: some theoretical considerations / J. A. Deutsch, D. Deutsch // Psychological Review. 1963. — V. 70, N1. — P. 80−90.