Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение результатов. Результаты исследований используются учителями географии школ города Воронежа и области, в учебном курсе «Психолого-педагогическая коррекция» Воронежского педагогического университета, слушателями курсов повышения квалификации в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в авторском курсе «Развитие познавательной сферы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по Проблеме формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
    • 1. 1. Историографический аспект проблемы неустойчивости внимания. Л
    • 1. 2. Деятельностный подход в исследовании неустойчивости внимания отечественных и зарубежных психологов'
    • 1. 3 Основные понятия формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
  • ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментального исследования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
    • 2. 1. Методология и методы исследования
    • 2. 2. Разработка комплексной экспериментальной стратегии по выявлению особенностей внимания, акцентуаций характера, уровней обучаемости младших подростков с неустойчивым вниманием
  • Глава 3. — Коррекционно — развивающая программа формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием
    • 3. 1. Коррекционно-развивающая программа для развития познавательной сферы подростков с неустойчивым вниманием на уроках естественного цикла
    • 3. 2. Коррекционно-развивающая программа занятий для младших подростков с неустойчивым вниманием во внеурочное время
    • 3. 3. Психогимнастические упражнения для снятия утомляемости на уроках естественного цикла для младших подростков с неустойчивым вниманием
    • 3. 4. Оценка результативности воздействия и оказания психологической помощи подросткам с неустойчивым вниманием
  • Выводы

Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В соответствии с принятой в 2000 году Концепцией модернизации российского образования определяются задачи формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации^ переосмысливаются и разрабатываются вариативные модели психолого-педагогического сопровождения, формируется его инфраструктура в организации коррекционно-развивающей деятельности и психологического консультирования. Но пока не учитываютсяпсихофизиологические и психические особенности младших подростков с неустойчивым вниманием, что приводит к стойкой социально-психологической дезадаптации, порождает трудности в их учебной деятельности.

Данные исследований, проведенных Московским научно-исследовательским институтом психиатрии, свидетельствуют о том, что 70% учащихся общеобразовательных школ имеют неустойчивое внимание (В. В. Коновалова). Пилотажные исследования, проведенные автором данной работы в школах № 84, 83, 75, многоуровневом муниципальном образовательном комплексе — 2 города Воронежа, также показали, что 72,9% учащихся от числа обследуемых имеют неустойчивое внимание. Это может являться одной из причин снижения их успеваемости.

В этой связи актуальна проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса, разработки новых педагогических технологий, создания коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих оптимизацию обучения учащихся с неустойчивым вниманием. Появляется необходимость в организации коррекционно-развивающей деятельности и психологического консультирования современного педагога-психолога как участника образовательного пространства. Он должен помочь разрешить проблему обучения учащихся с неустойчивым вниманием, одной из причин которого являются минимальные мозговые дисфункции.

Формирование познавательной сферы учащихся с неустойчивым вниманием целесообразно начинать еще в начальных классах, применяя раннюю диагностику и построение «психолого-педагогической системы Ф сопровождения», обеспечивающей успешность их обучения и развития.

Главной задачей этой системы являются развитие психических процессов и актуализация личностного потенциала учащихся с неустойчивым вниманием.

Многие ученые определили задачи работы с гиперактивными детьми, имеющими неустойчивое внимание. Разработаны программы для дошкольников и младших школьников, направленные на развитие психических функций, но теоретический анализ научной литературы показал, что проблема формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием исследована недостаточно, нет развивающих программ для определенной группы младших подростков.

Группа младших подростков, имеющих неустойчивое внимание, является объектом для дальнейших психологических исследований, необходимость которых обусловлена психофизиологическими особенностями возраста, для успешного завершения коррекции отклонений в развитии познавательной ^ сферы данного возраста. Л. А. Ясюкова этот возраст называет «периодом завершения компенсации психических функций».

По мнению физиологов, психологов имедиков Д. В. Колесова, И. Ф. Мягкова, А. Т. Хрипковой, возраст 12−13 лет является критическим. Неустойчивость внимания младших подростков приводит к снижению показателей учебной деятельности, а также к изменению отношения к ней и ее темпу.

Обнаруженное противоречие позволило сформулировать проблему * исследования: определить психолого-педагогические условия, реализация которых оказала бы эффективное влияние на формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием. Решение ее составило цель нашего исследования — изучить процесс формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием, разработать и реализовать комплексную психолого-педагогическую систему сопровождения.

Объект исследования: познавательная сфера младших подростков с неустойчивым вниманием.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия эффективного формирования познавательной сферымладших подростков с неустойчивым вниманием.

Гипотеза исследования. Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием будет наиболее результативным, если: а) учитывать психофизиологические особенности младших подростковб) использовать коррекционно-развивающие программы на уроках и во внеурочном обучениив) дополнить традиционные методы преподавания специальными методамиг) внедрять совместную психолого-педагогическую и медико-социальную систему диагностики и консультирования подростков и консультирования их родителей и педагогов.

В соответствии с выделенным объектом, предметом, целью исследования решались следующие задачи:

1. Уточнить и научно обосновать понятие «формирование познавательной сферы» младших подростков с неустойчивым вниманием;

2. Изучить особенности познавательной сферы учащихся 6−7 классов, имеющих неустойчивое внимание, обусловленное минимальными мозговыми дисфункциями головного мозга (ММД).

3. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие формированию познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием.

4: Разработать методические рекомендации для педагогов-психологов и учителей по формированию познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием.

Методологической основой исследования являются: положения и принципы современной и классической отечественной психологии о социально-исторической природе психических процессов человека, о деятельностной обусловленности их структуры и характера функционирования.

Методология исследования базируется: на исследованиях известных психологов JI.С. Выготского, Н. Ф. Добрынина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева в русле системного подхода в изучении детерминант психического развитияна работах по изучению эмоциональной сферы личности A.B.

Запорожцана положениях теории ПЛ. Гальперина о связи содержания внимания как деятельности и путях формирования умственной деятельностина положениях теории развивающего обучения В. В. Давыдова.

Методы исследования: клинико-психологический, праксиметрический (медицинские карты), теоретический анализ, наблюдение, статистической обработки данных, а также специально составленный комплекс психологических методик, исследующих особенности познавательной сферы и личностные особенности подростков с неустойчивым вниманием.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы.

2. Экспериментальный: выявление особенностей внимания у младших подростков с минимальными мозговыми дисфункциями, определение акцентуаций характера и уровней обучаемости младших подростков с неустойчивым вниманием.

3. Аналитический: определение результатов исследования младших подростков с неустойчивым! вниманием в двух экспериментальных и одной контрольной группах, факторный анализ результатов эксперимента по формированию познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием.

Организация исследования осуществлялась в воронежских муниципальных общеобразовательных школах № 84, 83,75 и в МОК-2.

Исследовательская работа проводилась в 1994 — 2003 гг. В пилотажном исследовании принимало участие 750 младших подростков в возрасте 12−13 лет, из них 450 девочек и 300 мальчиков, в формирующем эксперименте — 150 учащихся, из них 52 девочки и 58 мальчиков также в возрасте 12−13 лет. Было выделено три группы: одна контрольная и две экспериментальные.

Апробация. Материал представлен педагогам-психологам — слушателям курсов повышения квалификации в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Воронежском государственном педагогическом университете (2001, 2003 г.), на заседаниях Воронежского отделения Российского психологического общества (2001 г.). Основа диссертационного исследования отражена в материалах научно-практических конференций: «Актуальные вопросы практической психологии» (2001, г. Воронеж) — «Общество, ребёнок, семья, школа, здоровье, будущее» (1997, г. Воронеж) — «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии» (2002, г. Воронеж) — «Практическая психология в системе образования» (2002, г. Воронеж) — «Профилактика правонарушений среди студенческой среды», (2003, г. Воронеж) — «Цели и задачи психологии в образовании» (2003, г. Санкт-Петербург) — «Третий съезд Всероссийского психологического общества» (2003, г. Санкт-Петербург) — «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы в России» (2003, г. Воронеж).

Внедрение результатов. Результаты исследований используются учителями географии школ города Воронежа и области, в учебном курсе «Психолого-педагогическая коррекция» Воронежского педагогического университета, слушателями курсов повышения квалификации в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, в авторском курсе «Развитие познавательной сферы на уроках географии». Разработай спецкурс «Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием» — для всех слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежа и Воронежской области.

Научная новизна: в совокупности полученных результатов, содержащих решение научной проблемы, касающейся психолого-педагогических основ развития младших подростков с неустойчивым вниманием.

В исследовании: уточнено и научно обосновано понятие «формирование познавательной сферы" — выявлены особенности познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием, установлена корреляция неустойчивости внимания и наличие минимальных мозговых дисфункцийобоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование познавательной сферывыявлены взаимосвязь неустойчивости внимания с акцентуациями характера и взаимосвязь неустойчивости внимания с уровнями обучаемости у младших подростков.

Теоретическая значимость исследования в следующем: в выявлении роли системного подхода в процессе формированияпознавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманиемв разработке на основе полученных в исследовании результатов новых психолого-педагогических технологий, позволяющих успешно формировать познавательную сферу младших подростков с неустойчивым вниманием на уроках и вне ихполученные результаты расширяют представление о возможностях формирования познавательной сферы младших подростков в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования:

— создана психолого-педагогическая и медико-социальная система взаимодействия родителей, учителей, медиков.

— внедрена коррекционно-развивающая программа формирования познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием для педагогов-психологов и учителей-предметников (география, биология).

— разработан и внедрен комплекс психогимнастических упражнений для стабилизации нервных процессов младших подростков с неустойчивым вниманием.

— модифицирован тренинг «Учитель и проблемы дисциплины» для молодых учителей, работающих с подростками, имеющими неустойчивое внимание.

— выработаны рекомендации для педагогов-психологов и учителей, работающих в общеобразовательной школе.

Достоверность научных результатов обеспечена подбором диагностических методик, адекватных целямзадачам и гипотезе исследованиякачественным и количественным анализом проявления сформированности уровней мышления и внимания, исследуемых на начальном и завершающем этапе экспериментальной работы, а также применением методов математической статистики (теория вероятности, закон Пуассона, уравнение Спирмена, критерий знаков).

Результаты проведенного исследования позволили вынести основные положения на защиту:

1. Уточнено и научно обосновано понятие «формирование познавательной сферы» младших подростков с неустойчивым вниманием.

2. Определены психологические особенности, оказывающие влияние на познавательную сферу младших подростков с неустойчивым вниманием. Суть их не в недостатке интеллекта, а в трудности применения когнитивных навыков в ситуации повседневной жизни. Невнимательность становится привычкой, которая закрепляется и переходит в личную проблему. Для них характерны: ослабленный контроль моторики, гиперактивность, раздражительность, быстрая эмоциональная истощаемость. Эти подростки имеют акцентуации с преобладанием смешанного, лабильного, конформного, истероидного типов.

3. Определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием, к ним относятся: совместное консультирование педагогом-психологом учителей, родителей подростков и медиков, внедрение коррекционно-развивающих программ, учитывающих психологические особенности данных групп.

4. Разработанные методические рекомендации для педагогов-психологов и учителей по формированию познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием обеспечивают конструктивные формы сотрудничества в системе: младший подросток — родитель — учительсверстник.

Структура диссертации и объем диссертационной работы:

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

ВЫВОДЫ.

1. «Формирование познавательной сферы» младших подростков с неустойчивым вниманием нами рассматривается как процесс, в результате которого происходит развитие психических функций, основных свойств личности, что способствует социализации личности подростка, развитию эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, интеллектуально-деятельной сфер.

2: Выявлены особенности познавательной сферы младших подростков, имеющих в меньшей или в большей степени минимальные мозговые дисфункции у 82,7% подростков выявлено неустойчивое вниманиеу 58,7% -неустойчивость внимания выражена в меньшей степениу 24% подростков внимание находится в зоне «патологии». Последняя группа подростков нуждается в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной коррекции.

3. Формирование познавательной сферы младших подростков необходимо осуществлять в условиях системного целенаправленного взаимодействия, включающего развитие познавательных процессов, организацию совместной учебной деятельности, реализацию индивидуально-типологического подходас учетом особенностей всех групп.

4. Разработанная психолого-педагогическая система с применением коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием, эффективна, что подтверждено качественным и количественным анализом.

5. Отмечена положительная динамика изменения мотивации, уровней мышления, обучаемости. Используемые психолого-педагогические приемы целенаправленно способствовали развитию эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, интеллектуально-деятельной сфер младших, подростков с неустойчивым вниманием.

6. Младшие подростки с неустойчивым вниманием нуждаются не только в специальном организованном режиме обучения, но и в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, в конструктивном взаимодействии учителей, родителей и педагогов-психологов, работающих в тесном контакте с другими специалистами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общепсихологические позиции Л. С. Выготского, основанные на научном анализе системного строения различных психических функций и путях компенсации нарушенных психических функций, возникающих при локальном поражении мозга, подтверждают, что возникшие в процессе развития формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новые «межфункциональные» отношения, .которые делают возможным развитие высших психических форм психической деятельности без существенных изменений самого мозга.

Именно такой подход Л. С. Выготского наиболее предпочтителен при формировании познавательных процессов младших подростков с неустойчивым вниманием. Для этого «нужны правильные процессы школьного обучения», включающие разработку комплексных программ и технологий. Концептуальные положения данного подхода включают созданиекоррекционно развивающих программспособных развивать познавательные процессы у учащихся подростков с неустойчивым вниманием и главного из них — мышления/Теоретический анализ показал, что этот вопрос требует еще более глубокого анализа и дальнейшей разработки .

Фундаментальные исследования: Л. СВыготекого, АН. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Э. Меймана, Л. Р. Лурия, И. Дубровиной, Г. Мюнстерберга, П. П. Блонского, В. В. Давыдова, А. А. Осиповой, и др. внесли ощутимый вклад в изучение психических процессов школьников. Это сподвигло на создание разновариантных подходов и таких условий, которые бы способствовали оптимизации обучения и успешному завершению периода компенсаторности психических функций младших подростков:

В данной работе учитывался не только половозрастной состав исследуемых групп, но и их неустойчивость внимания, которая по мере взросления и должного сопровождения изменяется динамично, но также определены четкие подходы к проблемности обучения учащихся.

Показаны способы наиболее успешного получения знаний на уроках естественного цикла с помощью создания несколько нетрадиционных методов преподавания, нацеленных на развитие ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания.

Результаты эксперимента показали, что уровни обучения у экспериментальных групп на 10−30 процентов выше, чем у контрольной группы. Показатели устойчивости внимания стали более высокими.

Полученные автором данной работы психологические исследования изменят представления о причинах неустойчивости внимания у младших подростков. Созданные мероприятия, основанные на коррегирующих задачах, значительно обогатят представления об отдельно взятом периоде подростка (этот период 12−13 лет). Этот период рассматривается не только как кризисный этап психофизиологии подростка, но и как период возможных отягощенных последствий, наличия минимально-мозговых дисфункций, как основы неустойчивости внимания.

Автором данной работы определена поэтапность такого медико-психолого-педагогического сопровождения, что важно учитывать при работе с младшими подростками с неустойчивым вниманием. Однако, ещё предстоит разработать ряд программ по формированию познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием по другим предметам: физике, литературе, истории, математике. Также целесообразно разработать программу по развитию мыслительных процессов и формированию предметных понятий. Существует необходимость продолжать исследования состояния личности подростка, учитывая возрастную периодизацию, с целью отслеживания изменения динамических показателей от старшего подросткового возраста до юношеского.

Предложенная автором комплекснаяпрограмма и психологические исследования значительно повысили уровень успеваемости. Они внесли новизну в методику преподавания предметов естественного цикла. Их можно отнести к активным методам преподавания уроков географии, но результаты этих исследований не должны абсолютироваться и оцениваться без учёта возрастных и общих характеристик учащихся младших подростков, тем более если учесть, что неустойчивость внимания ещё присутствует.

В данной работе учитывалось то, что центральным положением к осуществлению формирования познавательной сферы является становление сложных психических функций. В результате этой перестройки скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую организацию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: ACADEMIA, 1995.-С. 367.
  2. М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход/ М. К. Акимова, В. Т. Козлова. М.:3нание, 1991. — С.208.
  3. М.К., Козлова В. Т. Что нужно знать учителю о психологических особенностях учащихся //Школа и производство. 1989. — № 6.
  4. Л. Психологическое тестирование: В 2-х томах. М.: Просвещение, 1982.
  5. Г. М. Развитие понятийного мышления у школьников. Воронеж.: Воронеж, 1999.-С. 154.
  6. А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М.: Ось-89, 1998. — С.222
  7. В.М., Гасимов Ф. М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития: Учебное пособие для слушателей спец.факультета. -М-Мысль, 1993.-С.80.8- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Педагогика, 1968.
  8. .Г. Воспитание внимания школьника. М.: Педагогика, Л., 1964.
  9. Ю.Антропова М. В Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников., М.: Просвещение, 1974. — С. 136.
  10. П.Антропова М. В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте // Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.: Просвещение, 1975. — С.7−8.
  11. В.М., Брязгунов И. П., Микадзе Ю. М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. М.: Центр, 1996.
  12. Т.В. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения/ Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М., 1995. — С. 170.
  13. . JI.О. Синдромы дефицита внимания у детей/ Бадалян Л. О., H.H. Заводенко// Обозрение психиатрии и медицинской психологии В. М. Бехтерева. СПб., 1993. -№ 3. С.74−90.
  14. A.B. О корркционно-развивающем обучении математике в начальной школе.// Вопросы психологии., М., 2002.- № 6. С.32−44.
  15. Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб.: Речь, 1994.
  16. А. Ненормальные дети/ А. Бине, Т.Симон. М., 1991. — С.87.
  17. Р.Г., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическре руководство для отчаявшихся родителей/ Р. Г. Байярд, Д. Байярд. — М.'Просвещение, 1991. С. 224.
  18. АЛ. Общая теория статистики. М.: МГУ, 1985. — С.368.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  20. Божович Л И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. —1979. № 2,4.
  21. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение. 1989. — С.446.
  22. Божович Л И. Славина Л. С. Психическое развитие школьников и его воспитание. М: Педагогика. 1979.
  23. Л.М. Психические процессы: Учебное пособие для вузов/ Л. М. Веккер. СПб, 1998. — С.174:
  24. Е.С. Теория вероятности. М.: Наука, 1969. — С.573.
  25. Венгер Л: А. Педагогика способностей. М.: Просвещение, 1973.
  26. Л.А., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание. 1974. — № 12.
  27. Н.В. Школьная дезадаптация/ Н. В. Восрокнутов. М., 1995. -С.123.
  28. Л.С. Избранные психологические исследования.- М. г Просвещение, 1956. С.340
  29. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа//Вопросы психологии, 1957, № 6.
  30. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Просвещение, 1959. T.I.
  31. П. Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Просвещение, 1974:
  32. П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. Под ред. А. В. Петровского. С. 161−169.39Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика/ П. Б. Ганнушкин. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. — С. 124.
  33. Ю. 3. Психодагностика в школе. М.: Педагогика, 1989.
  34. Ю.Б. Деятельность и внимание // АН. Леонтьев и современная психология. Mi, 1983. — С.76−78.
  35. Ф.Н. Внимание младших школьников // Психология младшего школьника. М., 1960. — С.46−54.
  36. Ф.М. Вопросы психологии внимания в школе/ Ф.М. Гоноболин// Вопросы психологии. -1956. -№ 1. С.16−19.
  37. Ф.М. Воспитание внимания у учащихся: Лекции для учителей/ Ф. М. Гонорболин. М.: Изд-во Акад. пед. Наук РСФСР, 1955 г. — С.40.
  38. Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.
  39. М. Исправления школьного конвейера. СПб.: Свет, 1993.
  40. А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников. 4-е издание. -М.: Магистр, 1999, — С. 96.
  41. У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 1976. — С.50−103.
  42. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика, 1986. -С.281.
  43. ВВ. Ломпшер И. Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1982. С. 190.
  44. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д Б. Эльконина, АЛ. Венгера. -М.: Просвещение, 1 981 152: Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. -1938. -№ 8.
  45. Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание: Ученые записки/ Добрынин Н.Ф.// Собр. соч.: В 20 т. -М., 1958. Т.18. — с.73−79.
  46. Н.Ф. Деятельность и внимание // Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1969. -С.36−63-
  47. Н.Ф. Интеллект и внимание // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М., 1979. С.76−82.
  48. Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание на уроке/ Н.Ф. Добрынин// Советская педагогика. 1962. — № 2. — С.12−18.
  49. Г. Гармоничное развитие ребенка/ Г. Доман. М., 1996 — С. 135.
  50. Г. Воспитание ребенка в школе и дома/ Г. Доман. М., 1995. — С.130.
  51. М. Мыслительная деятельность детей/ М. Дональдсон. М.: Просвещение, 1997. — С.74.
  52. Ю.Б. Психология внмания/Ю.Б. Дормашев. М., 1995. -С.348. бГ Дроздовский А. К. Психодиагностика в школе // Рекомендации школьномупсихологу. СПб.: Речь, 1994. — С.60.
  53. ИВ. Психологическая коррекция умственного развития учащихся // Пособие для школьного психолога. М.: Просвещение- 1990. С. 124:
  54. И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М.: Педагогика, 1988.
  55. И.В. Формирование личности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому. — М.: Педагогика, 1987.
  56. Ермолаева Томина Л. Б. Индивидуальные различия в концентрированное!!! внимания и силы нервной системы // Вопросы психологии. — 1960. — № 2. С.84−95:
  57. Ю.Й. Природа моей страны. М.: Мысль, 1985.
  58. Задачи по географии: Пособие для учителей / Под редакцией A.C. Наумова. -М.: Мир, 1993.
  59. Зимняя И: А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Ростов, 1997.
  60. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968.
  61. Кабанова-Меллер E.H. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения // Структура познавательной деятельности, Владимир, 1976.
  62. Калмыкова З. И Проблемы диагностики умственного развития учащихся. НИИ Общей и педагогической психологии. АПН СССР.-М.: Педагогика, 1975.-С.216.
  63. З.Й. Обучаемость и принципы построения методов^ ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихмя. -М: Педагогика, 1975. С. 240.
  64. Каминская М. В: Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995.
  65. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера/ В. Г. Кащенко М.: Академия, 1999, — С. 304:
  66. Ф. Дефицит внимания с гниперактивностью: поиск эффективного лечения/ Ф. Кендалл// Психотерапия детей и подростков: Сб. науч. Ст. -М., 2002. — С.98−176.
  67. А.В., Чернышов А. С. Влияние индивидуального и группового статуса на социализацию личности/ Научно-практическая конференция// А. В- Корнев, АС. Чернышов. 1990. С. 150.
  68. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -Н.М.: Политиздат. 19 851 С. 432.
  69. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — С.254.
  70. В.Т. Методика иззгчения генетически обусловленных свойств второй сигнальной деятельности // Психологическая диагностика. Проблемы! и исследования / Под ред. К. Н. Гуревича. М.: Просвещение, 1981. — С. 146 160:
  71. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — С. 138:85 .Колмыкова З. И Психологические принципы развивающего обучения. — М. 1978.-С.201.
  72. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — С.312:
  73. Коновалова В.//Лечить или не лечить. Школьный психолог., 2002. С. 4. № 8:
  74. Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении/ Н. К. Корсакова, Ю. В. Минарзе М., 1997 — С. 123.
  75. Д. Характер беспорядочного поведения подростка/Д. Кофман. -СПб., 2001.-С.157.
  76. В.А. Психология обучения воспитания школьников/ В. А. Круте дкий. М.: Просвещение, 1964, С.253
  77. Г. Кучина В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика/ В .Р. Кучина, А. Г. Платонова. М., 1997. — С. 196.
  78. С.С. Можно ли управлять вниманием школьника/ С. С. Левитина. М.: Знание,.№!1,1980 г. С. 96.
  79. Н.Д. Психология характера/ Н. Д. Левитов. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1969, С. 424-
  80. А.И. Проблемы развития психики. М., 1984. — С.214:
  81. Леонтьев, А Н. Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. — С.295.
  82. ИЛ. Проблемное обучение. М., 1974- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, и другие.
  83. Е.А. Тренинг общения для учащихся 4−6 классов. Программа и методические рекомендации для психологического кружка «Учимся общению».К: Перспектива, 1996: G.32.
  84. М. И. Пути влияния семьи и детского учереждения на становление личности школьника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — М.: Просвещение, 1979.
  85. Н.И. Профессионально-психологическая культура учителя в коррекциоонно-развивающем обучении. Курск, 1999. — G.177.
  86. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков/ А. Е. Личко 2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина, СПб, 1983. — С.255.
  87. Лурия А, Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Просвещение, 1974.
  88. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -С.374.
  89. Лурия, А Р. Внимание и память. М., 1975. — С.123.
  90. А.А. Распределение внимания в связи с особенностями нервной деятельности: Автореф- Дис.канд. психол.наук. М., 1954. — С.21.
  91. А.Г. Хрестоматия. Познавательные психические процессы. -СПб, «Питер». 2001. С. 480.
  92. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -С.191.
  93. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.-С.190.
  94. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи и основные принципы. СПб: Речь, 2000. — 150 с.
  95. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. -Пермский университет.: Пермь 1981. С. 87−105.
  96. Менчинская Н, А Психологические проблемы неуспеваемости школьников/ Н. А. Менчинская. М.: Просвещение, 1971. — С. 159.
  97. Менчинская Н. А Психологические проблемы формирования научного мировозрения школьников. М.: Просвещение, 1968. — С.231.
  98. Н.А. Проблемы самоуправления познавательной деятельностью и развития личности // Теоретические проблемы управления в основательной деятельности человека. М.: Просвещение, 1975.
  99. В. П. Психологические тесты изучения внимания. Воронеж.: ВГПУ, 1995.-С.84.
  100. Г. А. Внимание. // Познавательные процессы и способности в обучении. -М., 1990. С. 5−31.
  101. Мэш Э. Гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания/ Э. Мэш, Д. Вольф// Нарушение психики ребенка: Сб: науч. ст. СПб, 2003. — С.130−162.
  102. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Просвещение, 1976.
  103. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М-, 1966. С.-5.
  104. P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. — C.300.
  105. Н. М. Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками // Психология формирования личности и проблемы воспитания. -М: Педагогика, 1980. -c.303-
  106. Р.В. Технологии образования школьного психолога. М.: Творческий центр, 2000. — С.442.
  107. F.C. Личностно-ориентированное общение подростков с психологом, как важный элемент психокоррекции/ F.C. Остапенко// Актуальные вопросы психологической службы., Воронеж., 2001. С.127−128.
  108. О. Экспериментальное исследование работоспособности и внимания у младших учащихсяи подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ташкент. 1972: — С. 27.
  109. Дж. Антисоциальные дети/ Дж. Паттерсон. СПб. 1999 -С.167
  110. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под редакцией В. Д. Шадрикова. -М., 1990.
  111. Познавательные процессы личности и методика их развития / Под редакцией Е. П. Боровикова. — Псков., 1994-
  112. Психологическая дагностика детей подростков. М.: Изд-во Междунар. Пед. Академия, 1995. — С.212.
  113. A.B. Способности и труд. М: Знание. 1966. — С.253:
  114. Петровский А. В: Психология.: Словарь. М.: Политиздат. 1990. — С.431.
  115. П.И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агенство, 1996.-С.602.
  116. С.И. Как помочь подростку с «трудным характером-'/ С. И. Подмазин, Е. И. Сибиль, 1996. С. 155.
  117. А.М., Толстых H.H. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Вопросы психологии. -1982.-№ 2:
  118. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
  119. A.C. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Сфера, 1996. — С.151.
  120. Психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс., 2003.// Под общей редакцией Ю Л. Неймера.
  121. Психология современного подростка/ Фельдштейн Д. И. М.: Педагогика, 1987.-С.238.
  122. A.A. Психология и педагогика. М.: Центр, 1996. — С.332.
  123. Т.А., Шляхта Н. В. Психодиагностические методы изучения личности. М.: НПО МОДЭК, 1998. — С.126-
  124. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — С.193.
  125. Т. Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 1976. — С.66−103.
  126. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Прогресс, 1995.- С. 512.
  127. B.C., Бондаренко С. М. Мозг.Обучение. Здоровье. М., 1989.
  128. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  129. С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. -С.301.
  130. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М-: Просвещение, 1979. — С.192.
  131. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958. — С.93−127.
  132. Л.С. Роль поставленой перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьников // изучение мотивации поведения детей и подротков: М.: Просвещение, 1972.
  133. И.В. О психолоогической структуре внимания // Вопросы психологии внимания. Саратов, 1976. — Вып. 8- - С.84−116.
  134. И.В. Воспитание внимания у школьников. М., 1958 г. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.165: Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
  135. .Н. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Педагогика, 1963. — С.3−46.
  136. H.H. Жизненные планы подростков и юношей / Вопросы психологии. 1994. — № 3.
  137. H.H. Отношение к будущему / Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Просвещение, 1987.
  138. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте М.: Медиа, 1986.-G 256.
  139. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под редакцией П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М: Просвещение, 1972.
  140. Управляемое формирование психических процессов / Под редакцией П. Я. Гальперина. М.: Педагогика, 1911.
  141. Уроки географии (из опыта работы Крыловой О. В). М.: Просвещение, 1990.
  142. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск, 1986.176- Ушинский К. Д. Избр. Пед. Соч., Т.2,С. 344.
  143. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1995:
  144. Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Педагогика, 1997. — С. 191.
  145. B.C. Светлая радость познания, М., 1977. С. 37.
  146. JI.А. Возможности теста Бурдона в диагностике функциональных деффкгов развития. / Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб.: Иматон, 1995, С.99−101.
  147. Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальной мозговой дисфункцией // Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: Иматон. 1997. С. 77.
  148. Baikley R. A. ADHD and the nature of self control/ R A. Barkley. New York 1997.-205 p.
  149. Hinshow S.P. Attention deficits and hyper-activity I children/ R. А/ Barkley. -New-York 1994.188 c.
  150. Golgstein, K. The organism. New York: American Book, 1939.
  151. , A.M., & Mooney, К. C. (1984). Children and behavior therapy. New York: McGrawHill.
  152. , S. I. (1981). The clinical interview of the child/ New York: McGrawHill.
  153. , R. C. (1993). Depressive disorder in ghildhood and adolescence. Chichester, England: Wiley.
  154. Hoobs, N. Group-centered therapy. In C.R. Rogers, Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  155. , G., & Hechtman, I,. T. (1993). Hyperactive children grow up: ADHD in children, adolescents, and adults (2nd ed.). New York: Guilford Press.
  156. , S. S. (1985). A context for hyperactivity. In K. Gadow & I. Bialer (Eds.), Advances in learning and behavioral disabilities (Vol. 4, pp. 273−343). Greenwith, CT: JAI Press.
  157. Smith M.O. History of the motor threories of attention // Journal of General Psychology, 1969. V. 80: Sec. Half. — P.243−257.
  158. Treisman A.M. Strategies and models of selective attention // Psychological Review. 1969. V. 76, N 3. — P.282−299.
  159. Neisser U. Cognitive Psychology. N. — Y: Appleton, 1967. — 351 p.
  160. Kacheman D. Attention and Effort. Englewood Cliffs. N/ - J.: Prentice Hall, 1973.245 p.
  161. Stevens S. S. Handbook of Experimental Psychology/ New York: Wiley, 1951.-P. 44−49.
  162. Rubin E. Visuell wahrgenommene Figuren. Berlin: Verlagsdruckerei Berlin, 1989.-124 p.
  163. Deutsch J.A. Attention: some theoretical considerations / J. A. Deutsch, D. Deutsch // Psychological Review. 1963. — V. 70, N1. — P. 80−90.
Заполнить форму текущей работой