Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические закономерности деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологический аспект управления трансакционными издержками фирмы предполагает организацию деятельности других субъектов («деятельность по управлению деятельностями»), ориентированной на управление этими издержками (а не их простую минимизацию или исключение) с помощью факторов психологического, главным образом-коммуникативного, плана. В процессе управления трансакционными издержками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Деятельность менеджера как сфера взаимодействия психологии труда и экономической теории
    • 1. 1. Исследования влияния психологических факторов на управленческую деятельность
    • 1. 2. Фирма как институт рыночной экономики в системе организационно-психологических отношений
    • 1. 3. Содержание и структура трансакционных издержек в деятельности фирмы
    • 1. 4. Психологический «формат» трансакционных издержек современного российского рынка
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Психологический аспект деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы
  • А
    • 2. 1. Общие психологические закономерности принятия решений в управленческой деятельности
    • 2. 2. Функционально-психологическая организация процессов принятия управленческих решений
    • 2. 3. Управление трансакционными издержками как группа модулей профессии менеджера
    • 2. 4. Коммуникативное поведение менеджера в процессе управления трансакционными издержками фирмы
      • 2. 4. 1. Коммуникативное поведение менеджера в процессе сбора ** информации о сделке и ее участниках
      • 2. 4. 2. Выбор способа, средств и форм общения при определении качества товаров, услуг и соблюдения условий сделки
      • 2. 4. 3. Коммуникативное поведение менеджера во время защиты прав собственности и защиты от действий третьих лиц
      • 2. 4. 4. Коммуникативное поведение менеджера при ведении переговоров и юридическом оформлении сделок
    • 2. 5. Роль доверия и сопровождающих институтов в управлении трансакционными издержками
  • Выводы по главе

Психологические закономерности деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Характер развития социально-экономических процессов в России показывает сложность формирования мировоззрения, предполагающего овладение не только экономическими, но и организационно-психологическими знаниями. Хотя уже больше века научное психологическое знание о труде и трудящемся используется для повышения эффективности хозяйственной деятельности, но все так же актуальна задача формирования представления, что экономика — не только сфера принятия экономических решений, но и область сложнейших психологических про-jls блем и явлений. Поэтому направленность психологических исследований, востребованных обществом в сфере экономики, зависит от особенностей общественно-политической ситуации и исповедуемых на конкретном историческом этапе управленческих концепций.

Все взаимоотношения субъектов экономической деятельности регулируются формальными договорами и неформальными правилами, и организации помимо производственных издержек вынуждены нести трансакционные издержки на поиск информации о состоянии рынка и осуществление рыночных сделок (причем, сегодня эти издержки зачастую превышают производственные). Сам термин «трансакционные издержки» (от слова «трансакция» -сделка, операция, контракт) был введен лауреатом Нобелевской премии по экономике (1991) Роналдом Коузом. В центре внимания настоящего исследования находится психологический аспект деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками. Актуальность именно психологического взгляда на трансакции в деятельности российских фирм объясняется как социально-психологической природой самого феномена, так и сложностью ^ формализованного представления информации о нем, доминированием массива данных скорее качественного, а не количественного характера. Кроме того, речь идет не о тривиальном уменьшении трансакционных издержек, а именно об управлении их величиной и соотношением с целью обеспечения.

У* максимальной эффективности деятельности фирмы. Психологическое обеспечение управления трансакционными издержками может рассматриваться как «совокупность технологий, мероприятий, процедур, принципов их применения, предполагающих использование психологических механизмов и закономерностей функционирования человека, который выступает как субъект труда и социальной общности» (Кабаченко Т.С., 2003). Таким образом, роль психологического подхода заключается в том, чтобы оптимизировать организационно-информационные предпосылки деятельности менеджера.

Управление трансакционными издержками является неотъемлемой составляющей управления фирмой и не может рассматриваться изолированно от других его аспектов. Вместе с тем, в психологии труда хорошо разработан задачно-личностный подход (Платонов К.К., Котелова Ю. В., Маркова А. К. и др.), позволяющий обоснованно сузить проблемное поле путем выделения единиц анализа профессии—модулей, основой которых будут выступать профессиональные задачи, увязанные с профессиональными личностными качествами. В состав модуля, таким образом, будет входить «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества», а сочетание определенной задачи управления трансакционными издержками и связанных с ней «условий, действий, результатов с рядом психологических качеств человека» (Маркова А.К., 1996).

Значимость работы обусловлена необходимостью более глубокого понимания изменившихся социально-экономических условий в России, новых, более сложных организационно-психологических условий взаимодействия между субъектами экономической деятельности.

Объект исследования — деятельность менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы.

Предмет исследования — психологические закономерности деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы.

Цель диссертационной работы — раскрыть психологические закономерности и определить их роль в деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы.

Гипотеза исследования: психологические закономерности деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками взаимосвязаны с содержанием и структурой последних.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи: ц 1. На основе анализа научно-психологической и организационноэкономической литературы по проблеме исследования выявить содержание и структуру трансакционных издержек фирмы.

2. Рассмотреть роль психологических факторов в процессе управления трансакционными издержками с целью оптимизации последних, являющихся условием эффективного функционирования организаций в рыночных условиях.

3. Оценить психологическую значимость элементов феномена трансакй? ционных издержек, учитывающую не только затраты времени управленческого персонала и материально-финансовых ресурсов, но и зачастую не вербали-зируемые, но реально переживаемые субъектами профессиональной деятельности чувства страха, тревоги, ожидания, надежды, веры и пр.

4. Определить психологические закономерности коммуникационного поведения менеджера в процессе управления трансакционными издержками фирмы.

Методологической основой работы послужили идеи отечественной и ц^ зарубежной психологии о приоритетной ценности личности в социальной практике (А.А. Ухтомский, В. Н. Мясищев, К. Роджерс и др.), о личностнодеятельностном подходе (А.А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А. Ф. Шикун и др.), об объективно-субъективном характере детерминации психиче-i> ских явлений (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Е. В. Шорохова,.

Г. В. Телятников и др.), исследования роли психологических факторов в управленческой и экономической деятельности (Г. Тард, X. Мюнстерберг, Г. Катон, П. Ренольд, А. В. Карпов, В. М. Соколинский, А. И. Китов и др.), а также психологические знания об экономической деятельности и о трудящемся человеке как о её субъекте (Е.А. Климов, А. К. Маркова, А. Д. Глоточкин, А. Ляско и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выполнено теоретическое обобщение в рассмотрении феномена тран-сакционных издержек деятельности фирмы в рыночных условиях;

— определены психологические характеристики элементов трансакцион-ных издержек, выступающие основанием для принятия управленческих решений по повышению эффективности организации;

— выстроена организационно-психологическая иерархия элементов трансакционных издержек фирмы на основе их многокритериальной оценки субъектами профессиональной деятельности;

— выявлены особенности коммуникативного поведения менеджеров в процессе управления трансакционными издержками фирмы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность деятельности фирмы зависит от степени её адаптивности к условиям внешней среды, включая вопросы психологического обеспечения управленческой деятельности. Рыночные организации вынуждены нести затраты, связанные не только непосредственно с производством, но и с получением информации о состоянии рынка и осуществлением сделок. Пси/. хологический анализ деятельности менеджеров по управлению трансакционными издержками является условием формирования адекватной оценки состава, структуры и относительной значимости трансакционных издержек, у- 2. Отсутствие развитого рынка информации, искаженность ценовых параметров в силу высокой монополизации и структурных диспропорций, нестабильность рыночных соглашений определяют большую роль психологической компетентности управленцев в решении задач поиска информации о партнерах и конкурентах, определения качества товаров и услуг, ведения переговоров, заключения соглашений, защиты прав собственника и защиты от «третьих лиц».

3. Значимость структурных элементов трансакционных издержек определяется не только затратами времени и ресурсов, но и организационно> * психологической составляющей проблемы, включая не вербализируемые, но реально переживаемые субъектами профессиональной деятельности чувства страха, тревоги, ожидания, надежды, веры и пр.

4. Сложной психологической ситуацией в управлении трансакционны-ми издержками является игнорирование менеджерами информационных фрагментов (отказ принимать во внимание, анализировать), являющееся следствием их неадекватных сценарных убеждений или результатом недостаточН ной информированности (дезинформированности).

5. Психологический аспект управления трансакционными издержками фирмы предполагает организацию деятельности других субъектов («деятельность по управлению деятельностями»), ориентированной на управление этими издержками (а не их простую минимизацию или исключение) с помощью факторов психологического, главным образом-коммуникативного, плана. В процессе управления трансакционными издержками коммуникативные акты могут быть реализованы а) в непосредственном общении или б) в опосредованной форме (телефон, факс, Интернет и пр.). Способы контакта могут быть официальными и неофициальными, в форме устной договоренности или документально оформленными на различных носителях. Выбор предпочтительных форм коммуникативного поведения зависит от ситуации общения, диспозиции, индивидуально-личностных характеристик менеджеров и их психологической компетентности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в приращении научных обобщений по психологии труда менеджеров производственных организаций в области управления трансакционными (непроизводственными) издержками.

Практическая значимость результатов исследования состоит в обосновании важности психологической компетентности менеджеров, являющейся решающим условием их эффективной профессиональной деятельности при решении задач поиска информации о партнерах и конкурентах, определения качества товаров и услуг, ведения переговоров, заключения соглашений, защиты прав собственника и защиты от «третьих лиц».

Выводы по главе «Психологический аспект деятельности менеджера по управлению трансакционными издержками фирмы».

1. В рамках организационно-психологического анализа менеджмента принято выделение совокупности основных управленческих функций: целе-полагания, прогнозирования, принятия решения, планирования, контроля, программирования, коррекции и др. Составляя объективную основу управления, они: а) выступают системой детерминант психологического содержания управленческой деятельностиб) персонифицируются менеджером и содержательно предстают как совокупность интегральных психологических процессов регуляции совместной деятельности.

2. Психологический аспект управления трансакционными издержками фирмы предполагает организацию деятельности других субъектов («деятельность по управлению деятельностями»). При этом исключительно важно понимание: а) неизбежности трансакционных издержекб) важности задачи управления этими издержками (а не их простой минимизации или исключения) — в) изучение возможности управления трансакционными издержками с помощью факторов психологического (главным образом — коммуникативного) плана.

3. На всех стадиях процесса управления трансакционными издержками существенную роль играют психологические характеристики участников: а) индивидуальные особенности, опыт, занимаемая позиция, установки и стереотипыб) когнитивные личностные структуры (способности, связанные с абстрактным мышлением, памятью, вниманием и пр.), которые в значительной мере определяют скорость принятия индивидуальных решений, системность подхода, детальность рассмотрения вариантов и пр.- в) ценностные ориентации (национальные, культурные, религиозные, философские и пр.), отражающиеся в характере принимаемых управленческих решений.

4. Одной из наиболее сложных задач в управлении трансакционными издержками является необходимость «переработки» больших массивов информации. Весьма сложной психологической ситуацией выступает игнорирование (отказ принимать во внимание, анализировать) менеджерами содержания того или иного информационного фрагмента, являющееся следствием их неадекватных сценарных убеждений или результатом недостаточной информированности (дезинформированности). Психологически игнорирование проявляется в форме одного из вариантов пассивного поведения менеджеров. Обращение к проблеме игнорирования информации в процессе выработки управленческого решения позволяет акцентировать внимание на весьма распространенной «тактике страуса», на неосознаваемой субъектом деятельности практике исключения из рассмотрения психологически сложных (нежелательных, неприятных) ситуаций.

5. В процессе управления трансакционными издержками поведенческие коммуникативные акты могут быть реализованы а) в непосредственной (живое общение) или б) опосредованной (телефон, факс, Интернет и пр.) формах общения. Способ контакта может быть официальным и неофициальным, и средства сообщения могут быть различными (устное сообщение или информация на различных носителях). Выбор предпочтительных актов коммуникативного поведения зависит от ситуации общения, диспозиции, психологических типов личностей, индивидуально-личностных характеристик и пр. Специфика управления столь деликатной сферой, как непроизводственные (тран-сакционные) издержки требует от менеджера высокой профессиональной (психологической) компетентности в выборе соотношения названных характеристик коммуникативного акта.

6. Доверие между участниками рыночных отношений помогают фирмам и индивидам решить проблему неопределенности и сократить издержки осуществления мониторинга и контроля. Доверие стимулирует частые и насыщенные информационные обмены, предотвращает расходы на защиту прав собственности, способствует согласованию участников экономических взаимодействий.

7. Уровень доверия между субъектами рынка и величина трасакцион-ных издержек находятся в сложной связи между собой. Как недостаточный, так и избыточный уровни доверия увеличивают издержки. Решающее значение для минимизации трансакционных издержек имеет не столько сам факт (и уровень доверия), как сопутствующие институты: деловая репутация, угроза санкций бизнесс-сообщества, контрактные оговорки и пр.

Практические рекомендации.

1. Полученные в диссертации данные о психологических закономерностях коммуникационного поведения менеджера в процессе управления трансакционными издержками фирмы, а также о составе и относительной значимости компонентов этих издержек могут быть рекомендованы для использования в качестве основы принятия решений в бизнес-сфере.

2. Одной из наиболее сложных задач в управлении трансакционными издержками фирмы является необходимость «переработки» менеджерами больших массивов информации. Наиболее сложной психологической ситуацией является игнорирование (намеренный отказ принимать во внимание, анализировать) содержание того или иного информационного фрагмента, как следствие неадекватных сценарных убеждений руководителей или результат их недостаточной информированности (дезинформированности). Для преодоления этого явления возможно использование определенного алгоритма обработки рыночной информации, включающего: а) определение круга вопросов, интересующих субъект рыночной деятельности в первую очередь (выделение тех вопросов, которые задавать не стоит) — б) получение необходимой информации из разных источниковв) ознакомление сотрудников фирмы с информацией и определение направлений деятельности, где она должна быть использована прежде всегог) обязательное доведение до менеджеров фирмы первых (промежуточных) результаты выполнения задачи, по которой принималось управленческое решение. Перед специалистами, привлекаемыми для анализа управленческих проблем из других областей профессиональной деятельности (включая психологов), целесообразно ставить именно задачу выявления игнорируемых информационных блоков, а не поиска лобовых (и, безусловно, малоэффективных) решений.

3. Уровень доверия между субъектами рынка и величина трасакционных издержек находятся в сложной взаимозависимости. Как недостаточный, так и избыточный уровни доверия увеличивают издержки. Решающее значение для оптимизации трансакционных издержек имеет не столько сам факт (и уровень) доверия, как сопутствующие институты: деловая репутация фирмы и менеджеров, угроза санкций бизнес-сообщества, контрактные оговорки и пр.

4. Психологические закономерности управления трансакционными издержками фирмы, касающиеся а) особенностей коммуникативного поведения менеджеровб) игнорирования информации в процессе принятия управленческих решений и в) соотношения доверия и эффективности профессиональной деятельности руководителей могут использоваться как в практической деятельности, так и в процессе разноуровневой подготовки менеджеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Управление персоналом. М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. С.В. Личностные особенности становления субъективной готовности к профессиональной деятельности. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2002.
  3. Е.Ю. Психологические проблемы управления процессом делового общения // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 135- 138.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  5. Н.Е. и др. Экспертные оценки и методология их использования. М.: Наука, 1974.
  6. А.А., Коротков Э. М. Системология организации. М.: Инфра-М, 2000.
  7. Ф., Обаять клиента: идеи, стиль, техника профессионального коммерсанта. Новосибирск, 1995.
  8. Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Виш.шк., 1990.
  9. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985, Том 6, № 2.
  10. Д.С. Психологическое обеспечение информационно-аналитической службы в промышленном менеджменте // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 157−161.
  11. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. М.: Дело и сервис, 1998.
  12. Е.Н., Соколинский В. М. Лидеры в экономике: психология противостояния // Бизнес и политика, 1997, № 1.
  13. А.А., Кравцова К. А. Критерии эффективности организационного консультирования // Современные проблемы психологии управления / Отв.
  14. Редакторы: Т. П. Емельянова, A.JI. Журавлев, Г. В. Телятников. М.: Институт психологии РАН, 2002.
  15. Е.Н. Организационная культура как фактор психологической управляемости //Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001.С. 93−96.
  16. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа, 1994.
  17. О.С. Стратегическое управление. М.: ЮНИТИ, 1995.
  18. Ш., Прайс Дж. Роль менеджеров в эффективном управлении проектами // Управленческие кадры и организационная культура. Вып.З. М.: Гл.ред. «Проблемы теории и практики управления», 2002.
  19. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Черо, 1996.
  20. Гройсман A. J1. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998.
  21. А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.: РАГС, 2000.
  22. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Изд-во МГУ, 1974.
  23. Дип С., Сесмэн JI. Верный путь к успеху. М.: Вече, 1997.
  24. Т.П. Психология управления и менеджмента как учебная дисциплина // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 14−17.
  25. М.В. Условия формирования социально-психологической готовности к совместной деятельности // Актуальные проблемы социальной психологии. Ч. 3. Кострома, 1986.
  26. И., Малахов С. Экономическая психология: ориентиры и возможности // Свободная мысль, 1992, № 16.
  27. С.Н., Короткина Е. Д. Управленческая деятельность менеджера и характеристики организационной культуры //Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 25 27.
  28. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977.
  29. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  30. A.M. О методах психологического изучения деятельности руководителя //Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1975.
  31. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  32. Т.С. Психология управления. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  33. Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003.
  34. А.В. Психология менеджмента, М.: 1990.
  35. А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: 1998.
  36. А.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности //Психологический журнал, 2000, Том 21, № 1. С.63−77.
  37. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987.
  38. Т. А. Психологическая подготовка будущих управленцев в экономическом вузе // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 196- 199.
  39. Е.А. Психология профессионала. М.: ИПП, 1996.
  40. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998.
  41. В. Искусство управления. М.: Наука, 1997.
  42. Н.В. и др. Рефлексивный подход и инвестиционные стратегии // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 22−25.
  43. Корэн JL, Гудмэн П., Искусство торговаться или все о переговорах. Минск: Родны кут, 1995.
  44. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.
  45. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.
  46. К. Агрессия. М.: Библиотека зарубежной психологии, 1994.
  47. Ф. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 1999.
  48. А. Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики, 2003, № 1. С.42−58.
  49. И.И., Горячев Г. Д. Социологические и психологические методы управления. М.: Наука, 1973.
  50. С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности // Психологический журнал, 1990, № 6.
  51. С.В. Трансакционные издержки, экономический рост и предложение труда // Вопросы экономики, 2003, № 9. С.49−61.
  52. В.Ф. Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. М.: Соминтэк, 1992.
  53. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  54. Е.М. Психологические ресурсы оптимизации управления // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 9 13.
  55. Неформальный сектор в российской экономике: формы, роль, масштабы / Под ред. Т. А. Долгопятовой. М.: ИСАРП, 1998.
  56. В.Н. и др. Психология успеха. М.: Дело, 1997.
  57. .Д. Структура социально-психологического климата // Организационная психология. СПБ.: Питер, 2000.
  58. В.Д., Темницкий A.JI. Собственность и отношение к труду // Социологические исследования, 1994, № 4. С. 55.
  59. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000.
  60. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук, 1999.
  61. С.Г. Психологический анализ ситуации игнорирования информации менеджером // Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе подготовки специалистов в вузе. Тезисы конференции. М.: МГЭИ, 2004.
  62. С.Г. Игнорирование информации руководителями организации в процессе принятия решений // Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе подготовки специалистов в вузе. Тезисы конференции. М.: МГЭИ, 2004.
  63. С .Г. К проблеме коммуникативного поведения менеджера // Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе подготовки специалистов в вузе. Тезисы конференции. М.: МГЭИ, 2004.
  64. Психологические аспекты игры на фондовом рынке // Финансист, 1995, № 18.
  65. Психологический анализ трудовой деятельности. Под ред. В.Д. Шадри-кова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1980.
  66. Психологические аспекты смысла жизни и акме (материалы симпозиума) // Психологический журнал, 2000, Том 21, № 6. С. 100.
  67. Психология труда / Ред. К. К. Платонов. М.: Профиздат, 1979.
  68. Реформы глазами американских и российских ученых / Под ред. О. Т. Богомолова. М.: 1996.
  69. С.Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности // Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996.
  70. С.К. Об исследовании организационного климата // Организационная психология. СПб.: Питер, 2000.
  71. Н.Т. и др. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Политехника, 2000.
  72. Н. Продвинутые менеджеры похожи на продавцов гербалайфа // Известия, 12.03.03. С. 7.
  73. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. Нижний Новгород: НКЦП, 1992.
  74. В.М. Экономическая психология // Экономика в школе, 1997, № 1.
  75. В.М. Психологические аспекты экономической политики //РЭЖ, 1998, № 2.
  76. В.М. Психологические основы экономики. М.: ЮНИТИ, 1999.
  77. Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лав-риненко. М.: ЮНИТИ, 1995.
  78. А. А. Влияние поведенческой ориентации и профессионально значимых качеств руководителя на формирование имиджевых характеристик предприятия //Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 121−129.
  79. Дж. Экономическая теория информации СПб.: Экономическая школа, 1995.
  80. Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  81. Jl. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики, 1997, № 10.
  82. Г. В. Соотношение методологии, теории и практики психологии управления // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 17−21.
  83. А.А. Риск и психология управления // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С.3−6.
  84. О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996.
  85. М.В. К оценке психологических характеристик организационной культуры // Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 86−89.
  86. Н.Н. Объекты микроэкономики: организационный аспект. Тверь: Изд-во ТГУ, 2003.
  87. А.В. Вопросы психологии управления // Психологический журнал. 1980, № 2.
  88. А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М., 1989.
  89. С.В. Синергетический подход к классификации психических потребностей. СПб.: Петербург XXI век, 2000.
  90. В.П. Психология и этика делового контакта. Минск: Амалфея, 1996.
  91. Ю.А. Реклама и психология // Проблемы теории и практики управления, 1993, № 3.
  92. А.Ф., Филинова И. М. Управленческая психология. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  93. Ю.И. Роль психологических факторов в управлении системными свойствами организации //Психология управления в современной России. Тверь: Альба, 2001. С. 72 -74.
  94. П.Б. Метод экспертных оценок. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  95. А. А. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста. Автореферат диссертации канд. психол. наук. М.: 2002.
  96. В.В. Социальные теории организации. М.: Инфра-М, 2000.
  97. Becker G. The economic approach to human behavior. Chicago, 1976.
  98. Berler R. Psychologie in Wirtschaft und Gesellschaft. Koln, 1987.
  99. Eggertson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge: CUP, 1990.
  100. Essays on economic psychology. Dordrecht, 1988.
  101. Farnham A., Levis A. The economic mind. Brington, 1986.
  102. Katona G. Psychological analysis of economic behavior. New York, 1951.
  103. Katona G. Psychological economics. Amsterdam, 1975.
  104. Kirchgaessner G. Homo economicus. Tubingen, 1991.
  105. MacFayen A. Economic psychology. Amsterdam, 1986.
Заполнить форму текущей работой