Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве критерия, ориентируясь на который можно сравнивать данные тестового обследования, Гуревич предлагает использовать так называемый социально-психологический норматив (СПН). СПН можно определить как систему требований, которую общность предъявляет каждому из своих членов. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые… Читать ещё >

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Впервые тест структуры интеллекта был описан в 1953 г. Р. Амтхауэром. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог бы использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Средняя величина взаимных корреляций между этими факторами в тесте равна 0,36 (0,62—0,20). Тест был разработан в трех параллельных формах. Стандартизация проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя величина стала 100. Надежность теста как инструмента была 0,97 (корреляция четных и нечетных заданий), при повторном тестировании через год коэффициенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам — 0,50). Валиднбсть теста по критерию успешности обучения в школе была 0,62.

Тест, адаптированный для выборки русских школьников М. К. Акимовой и др. (1984), включал 9 субтестов. Методика же состоит из 8 субтестов (исключен субтест на запоминание, так как все данные, полученные в экспериментальной апробации, основаны на использовании неполного варианта теста), а именно субтесты на: 1) общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); 2) классификацию понятий; 3) установление аналогий; 4) подведение двух понятий под общую категорию (обобщение); 5) умение решать простые арифметические задачи; 6) умение находить числовые закономерности; 7) умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости; 8) умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур. Каждый субтест состоит из 20 заданий. Время выполнения каждого субтеста ограничено — 10 мин. Целиком выполнение всего теста занимает 80 мин (два урока без перерыва).

Для проведения группового тестирования подготовлены две формы теста — А и Б. Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследование проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции, разбирает примеры, следит за временными интервалами, другой контролирует правильность заполнения бланков ответов, переворачивания страниц тестовой тетради и т. д. (ниже мы приводим вариант методики — форму А).

Таким образом, задания теста состоят из вербального и числового материалов, а также из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Амтхауэр предполагал, что по успешносги выполнения отдельных субтестов этой методики можно судить о структуре интеллекта испытуемых. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагал следующее: если наивысшие результаты получены испытуемым по первым четырем субтестам, то у него больше развиты теоретические способности, если же они получены по субтестам, составляющим вторую половину методики, — практические способности.

При интерпретации полученных данных М. К. Акимова и ее соавторы предлагают использовать новый критерий. В традиционном тестировании при оценке результатов за точку отсчета ими принималась статистическая норма, получаемая на основе эмпирических исследований выборок испытуемых, отличающихся по социально-экономическим признакам. На противоречивость такого подхода не раз указывал в своих работах К. М. Гуревич, который отмечал, что критерий сравнения по нормам, полученным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорирует влияние различных условий онтогенеза на умственное развитие людей. Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия обучения.

В качестве критерия, ориентируясь на который можно сравнивать данные тестового обследования, Гуревич предлагает использовать так называемый социально-психологический норматив (СПН). СПН можно определить как систему требований, которую общность предъявляет каждому из своих членов. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и т. д. Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, ими руководствуются учителя и воспитатели.

Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Использование в качестве критерия развития СПН выдвигает на первый план качественный способ обработки данных, при котором необходимо учитывать: а) какие термины и понятия по степени обобщенности усвоены лучше, а какие хуже; б) какие логические операции освоены более, а какие менее успешно; в) в каком круге понятий и терминов ученики ориентируются менее, а в каком более уверенно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой