Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на1 годичном собрании Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции института управления, бизнеса и права «Развивающаяся личность в системе высшего образования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Профессиональное становление личности: содержание, стадии, детерминанты
    • 1. 2. Особенности студенческого возраста как пространства профессионального становления
    • 1. 3. Условия и факторы успешного профессионального становления студента
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и процедура исследования
    • 2. 2. Методы и конкретные методики исследования
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Особенности смысловой сферы и успешность профессионального становления студентов
    • 3. 2. Мотивационная готовность к освоению профессиональной деятельности как фактор успешности профессионального становления студентов
    • 3. 3. Личностные детерминанты профессиональной успешности студентов
    • 3. 4. Индивидуально-специфические особенности учебной деятельности студентов с разным уровнем учебной успешности
    • 3. 5. Взаимосвязь учебной успешности и психологических особенностей студента
  • Выводы по третьей главе

Психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономический контекст развития российского общества в XXI веке выдвигает особые требования к профессиональной подготовке специалиста в период вузовского обучения. На первый план выдвигается проблема исследования психологических детерминант успешного профессионального становления студентов.

Многими исследователями подчеркивается важность вузовского этапа профессионального становления личности, акцентируется внимание на сензи-тивности этого периода к формированию ценностных ориентаций, установок, личностных особенностей, мотивации, профессиональной направленности, интеллекта (Б.Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. В. Пейсахов, В. И. Слободчиков, В.А. Якунин).

Вопросы личностного развития студентов, готовности к профессиональной деятельности и условий успешной профессионализации личности рассматривались в рамках исследования специфики студенческого возраста как важного этапа жизненного пути человека (Б .Г. Ананьев, П. И. Бабочкин, М.Д. Дворя-шина, М. Г. Дгузкоева, А. И. Крупнов, М. Н. Пейсахов, Н. И. Рейнвальд, Е. Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова), сущности, стадий и детерминирующих факторов становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Е. Н. Кузьмин, А. К. Маркова, Ю.П. Поваренков), роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидуально-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления’успешной профессиональной деятельности (А.В. Зеер, Г. В. Икрин, Т. В. Казанцева, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, Ю. П. Поваренков, З. И. Рябикина, И'.Б. Терешкина).

В отечественной психологии в качестве факторов успешности учебной деятельности и профессионального становления студентов выделяются различные комплексы психологических переменных. Среди них, уровень и характер профессиональной направленности (А.Т. Колденкова) — психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности (Е.П. Кораблина) — способы учебной работы (И.И. Ильясов, В. Я. Ляудис, И.С. Якиманская) — интеллект (А.К. Белоусова, Н. И. Иоголович, JI.M. Метельский) — мотивация учебной деятельности (В.К. Гербачевский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М.В. Матюхи-на, Н. И. Мешков, А. А. Реан, В.Я. Якунин) — личностные качества: уверенность в себе, настойчивость в достижении цели (О.А. Конопкин и Г. С. Прыгин, И. Б. Котова,), чувство долга, целеустремленность, сила воли, низкий уровень тревожности и интравертированность (О.М. Анисимова), работоспособность (A.JI. Гавриличева, Н.Ф. Лукьянова), потребность в достижении (Н.С. Копеина, Ю: М. Орлов), уровень сформированности учебных умений, регулярность и систематичность занятий, самостоятельность и планомерность в работе (Г.В. Икрин, Л. М. Метельский, Н. И. Мешков, В.А. Якунин). В качестве факторов учебной и профессиональной успешности студента все чаще рассматриваются смысложизненные ориентации личности (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Ю.Ю. Бузакина), психологическая компетентность (А.А. Деркач, Л. М. Митина, Т.Н. Щербакова).

Обозначенные группы факторов изучались и анализировались достаточно изолировано, что затрудняет комплексно-типологический анализ предпосылок успешного профессионального становления в период вузовского обучения.

Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, наметившихся в современной психологии при изучении обозначенной проблемы между: -наличием большого количества исследований и их фрагментарностью и разрозненностьюсоциальным заказом на исследования в данной области и малой изученностью психологических детерминант и роли ценностно-смысловой сферы в профессиональном становлении студентов вуза- —направленностью современных студентов на профессиональный и социальный успех и недостаточным уровнем компетентности, что требует разработки специальной программы психологического сопровождения их развития в качестве субъектов профессиональной деятельности- -необходимостью инновационных преобразований высшего профессионального образования и отсутствием прогностической модели детерминант учебной успешности как составляющей профессионального становления.

В настоящее время в психологии в недостаточной степени проводятся исследования психологических детерминант профессиональной успешности, отсутствует прогнозирование успешности обучения и эффективности деятельности студентов, не существует четких психологических критериев оценкирезультативности учебного процесса.

Таким образом, наличие проблемы и необходимость комплексного изучения психологических детерминант успешности профессионального становления студента в вузе, и определили выбор темы исследования.

Цель исследования — изучение-психологических детерминант успешности профессионального становления студентов. на разных этапах обучения.

Объект исследования — студенты, обучающиеся на разных курсах высшего учебного заведения.

Предмет исследования — комплекс психологических детерминант успешности профессионального становления студентов на разных этапах обучения.

Для достижения цели исследования-были поставлены следующие задачи:

Теоретические:

1. Изучить основные подходы к пониманию профессионального становления и детерминации этого процесса, существующие в отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести теоретический анализ особенностей студенческого возраста, студенчества как особой социальной группы и студента как субъекта учебной деятельности.

3. На основе анализа литературы выявить условия и факторы успешного профессионального становления студентов вуза.

Методические:

1. Разработать программу эмпирического изучения психологических детерминант успешного профессионального становления студента вуза.

2. Подобрать методический инструментарий, адекватный концептуальному замыслу работы.

3. Разработать прогностическую модель успешности профессионального становления студентов.

Эмпирические:

1. Выделить совокупность психологических детерминант, обуславливающих успешное профессиональное становление студентов на разных курсах обучения.

2. Исследовать взаимосвязь ценностно-смысловой и мотивационной сфер, личностных особенностей и индивидуально-специфических особенностей учебной деятельности студентов с различным уровнем успешности на разных этапах обучения.

3. Определить личностные особенности студентов и сконструировать психологический портрет успешного студента.

4. Построить прогностическую модель учебной успешности как компоненты профессионального становления студентов.

5. Разработать программу психологического сопровождения развития студента как субъекта профессионального становления.

Гипотезы исследования:

1. Успешность профессионального становления студентов в вузе определяется комплексом психологических детерминант включающих: ценностно-смысловой компонент (смысложизненные ориентации и ценности) — мотивационный компонент (профессиональная направленностьудовлетворенность профессиональным выбороммотивы выбора профессии, учебной и профессиональной деятельности, потребность в достижении) — личностный компонент (личностные качества, самооценка) — субъектно-деятельностный компонент (индивидуально-специфические особенности учебной деятельности, учебные умения и характер учебной активности).

2. Существует динамика системы психологических детерминант успешности профессионального становления студентов на разных этапах обучения, выражающаяся в ее содержательных и структурных трансформациях.

3. В системе психологических детерминант успешности профессионального становления студентов присутствуют устойчивые, специфические и динамические компоненты.

4. Значимые различия между успешными и неуспешными студентами проявляются в смысловой, мотивационной, личностной сферах и содержании учебной активности.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 по 2007 год.

На подготовительном этапе (2000 — 2001 гг.) проходило определение концептуального замысла исследования, формулирование целей, задач и гипотезизучение и анализ научной литературы по проблеме профессионального становления студентов и факторов, влияющих на его успешность. В результате были выделены критерии успешности профессионального становления в вузе, структура детерминант успешности студентов, основные направления эмпирического исследования.

На организационном этапе (2002 — 2003 гг.) были определены методы исследования и методики для изучения профессиональной направленности, личностных особенностей, мотивов учебной и профессиональной деятельности, ценностно-смысловой сферы, индивидуально-специфических особенностей учебной деятельности и самооценки студента как субъекта учебной деятельности. Сформирована и проанализирована выборка, включающая студентов 1 -четвертого курсов исследования.

На эмпирическом этапе исследования (2003 — 2004 гг.) в соответствии с концептуальным замыслом исследования была реализована комплексная диагностическая программа изучения системы психологических детерминант успешности профессионального становления студентов на разных этапах обучения. Были выявлены уровни выраженности ценностно-смысловой, мотиваци-онной, личностной и субъектно-деятельностной составляющих детерминации успешности.

На аналитическом этапе (2005 — 2006 гг.) была проведена статистическая обработка полученных эмпирических данных. Проведены анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования, разработана программа психологического сопровождения профессионального становления студентов.

На заключительном этапе (2006 — 2007 гг.) проводилось оформление рукописи диссертации и внедрение результатов исследования.

Методы и методики исследования. В исследовании была использована совокупность теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ психологической литературы, анкетирование, тестирование, анализ документации, эксперимент, наблюдение, методы математической статистики (критерий Манна—Уитни, критерий Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирме-на, дискриминантный анализ).

2. Для исследования выделенных параметров был использован следующий комплекс методик:

— методики, направленные на изучение ценностно-смысловой сферы личности студентов (тест «Смысложизненых ориентацию) («PIL» Д. Крамбо и JI. Ма-холик [модификация Д.А. Леонтьева], «Ценностные ориентации» М. Рокича);

— методики, направленные на изучение уровня профессиональной направленности В. А. Ядова (в модификации Н. В. Кузьминой и А.А. Реана);

— методики, направленные на изучение мотивации учебной и профессиональной деятельности («Изучение мотивов учебной деятельности студентов», А. А. Реан и В.А. Якунина- «Изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности», Е.П. Ильинтест-опросник «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлов, В. И. Шуркин, Л.П. Орлова) — методики, направленные на изучение психологических качеств студентов (16-факторный PF-опросник Р. Кеттелла, форма С) — самооценка себя как субъекта учебной деятельности (методика «Самооценка студента») — методики, направленные на изучение индивидуально-специфических особенностей учебной деятельности: учебные умения (опросник «Учебные умения», Н.В. Кузьмина) — авторская модификация анкеты «Организация учебой деятельности студента» (Г.В. Икрин).

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые принципы научной психологии: принцип детерминизма (C.JI. Рубинштейн), принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин), принцип деятельности (А.Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, А.В. Брушлинский), принцип развития (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л.В. Запорожец) — положение о личности как активном субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская) — комплексный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) — концептуальные положения о личностно-профес-сиональном развитии студентов в образовательном пространстве вуза (Б.Г. Ананьев, В.А. Якунин), личностно-ориентированный подход к анализу деятельности (К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анциферовой, В.А. Петровского) — положения, выделенные в работах отечественных и зарубежных психологов о сущности профессионального становления и формировании личности специалиста (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А.И. Реан) — концепция психологии субъекта (А.В. Брушлинский) — динамический подход к психологическому анализу деятельности и смысловых образований личности (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев), общетеоретические положения концепций мотивационной сфере личности (В.Г. Асеев, Б. Вайнер, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, X. Хеккаузен), теория профессионального и личностного роста (З.И. Рябикина).

Научная новизна работы заключается в том, что выявлена и описана система психологических детерминант успешности профессионального становления в период вузовского обучениявпервые использован комплексный подход в исследовании психологических детерминант успешности профессионального становления студентов, включающий изучение ценностно-смысловой и мотивационной сфер, личностных особенностей, индивидуально-специфических особенностей учебной деятельности студентов на разных курсах обучениявыявлены и описаны психологические критерии успешного профессионального становления студентовпоказана динамика содержания ценностно-смыслового, мотивационно-личностного и субъектно-деятельностного компонентов детерминации в процессе обучения, показана взаимосвязь успешности учебной деятельности и профессионального становлениясконструированы и описаны психологические портреты студентов с различным уровнем успешности («успешные», «неуспешные», «среднеуспешные») — разработана прогностическая модель выявления уровня учебной успешности и успешности профессионального становлениясконструирована программа психологического сопровождения студента как субъекта профессионализации.

Теоретическая? значимость. Содержательно определен и обобщен теоретический и эмпирический материал, касающийся феноменов профессиональной успешностипроанализированы и систематизированы критерии успешности профессионального становления студентоввыявлены и систематизированы основные направления отечественных и зарубежных исследований факторов детерминирующих успешность учебной деятельности студентов и их профессионального становления. Комплексно описана система внутренних детерминант успешности студентов и ее эмпирические корреляты. Выявлен набор психологических переменных, с помощью которых можно составить прогноз уровня учебной успешности студентов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования, могут быть использованы для совершенствования процесса профессионального обучения студентов в, вузе. Разработанная комплексная программа диагностики психологических детерминант учебной успешности может быть" использована при наборе абитуриентов. Предложенная прогностическая модель уровня учебной успешности студентов может быть использована для выявления студентов, нуждающихся в целенаправленном психологическом сопровождении и стать основой для построения программы психологического сопровождения профессионального становления студентов на разных курсах обучения. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении базовых курсов «Психология развития» и «Педагогическая психология" — «Акмеология», спецкурса «Психология профессионального становления», а также в работе психологической службы вуза.

Экспериментальная база" исследования: гуманитарно-экономический факультет Шахтинского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический университет». Выборку составили 203 студента (1 — 4-й курс).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их ва-лидостью и надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных при использовании диагностических процедур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Период обучения в вузе является наиболее значимым этапом профессионального становления человека. Модель психологической детерминации успешного профессионального становления студентов включает структурные компоненты, характеризующиеся содержательной спецификой: ценностно-смысловой объединяет предпочитаемые ценности и смысложизненные ориентациимотивационной включает профессиональную направленность, приоритетные мотивы учебной и профессиональной деятельностиуровень потребности в достиженииличностный интегрирует интеллектуальные свойства, особенности эмоционально-волевой^ сферы, коммуникативную компетентность и самооценку себя как субъекта учебной деятельностисубъектно-деятельност-ный объединяет характер учебной активностидействующие комплексы учебных уменийуровень субъектной включенности в учебную деятельность, организационную компетентность.

2. Динамика системы психологических детерминант успешности профессионального становления студентов в период адаптации, активного обучения и развития и профессионализации выражается в трансформации смысложизнен-ных ориентаций и изменении ценностейв смещении приоритетных мотивов учебной деятельностиувеличении различий в качестве и интенсивности учебной активностив изменении уровня организационной компетентности и самооценки себя как субъекта учебной деятельности. Общая тенденция выражается в увеличении различий по этим показателям между «успешными» и «неуспешными» студентами по мере прохождения этапов обучения.

3. Структура психологических детерминант успешности профессионального становления на разных этапах обучения характеризуется определенным сочетанием устойчивых, специфических для данного периода и динамических компонентов у «успешных» и «неуспешных» студентов.

4. Существующие значимые различия в содержании системы психологических детерминант профессионального становления «успешных» и «неуспешных» студентов, позволяют составить обобщенные типизированные психологические портреты «успешный», «среднеуспешный» и «неуспешный» студент и построить прогностическую модель определения вероятного уровня учебной успешности студента на разных этапах обучения.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на1 годичном собрании Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-Российского региона» (Ростов-на-Дону, 2000 г.), Всероссийской научно-практической конференции института управления, бизнеса и права «Развивающаяся личность в системе высшего образования в России» (Ростов-на-Дону, 2002 г.), внутривузовской научно-методической конференции ЮжноРоссийского гуманитарного института «Инновационные процессы в деятельности вуза: содержательный и организационно-методический аспекты» (Ростов-на-Дону, 2003 г.), VIII. областной конференции работников среднего профессионального образования «Реформирование системы управления среднего профессионального образования в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2004 г.) — IV научно-практической конференции — выставке «Информационные технологии в образовании» (Ростов-на-Дону, 2004 г.) — Международной научной конференции «Математические методы в технике и технологиях». Научно-методическом симпозиуме «Современные проблемы многоуровневого образования» (Ростов-на-Дону, 2006 г.) — IV Всероссийском съезде Российского психологического общества (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.) — III Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (г. Ярославль, 2007 г.).

Публикации: По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ, общим объемом 3,8 п.л., в том числе 1 в журнале по перечню ВАК Минобрнау-киРФ.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, трех глав, основной части, заключения, списка литературы из 235 источников (из них 16 на иностранных языках), иллюстрирована рисунками, таблицами и приложениями. Общий объем диссертации 165 страниц.

Выводы по третьей главе.

1. Существует комплекс психологических детерминант успешности профессионального становления студентов, в структуру которого входят ценностно-смысловые, мотивационные, личностные и субъектно-деятельностные компоненты.

2. В смысложизненных ориентациях студентов большинство различий между группами неуспешных и успешных, неуспешных и среднеуспешных студентов. В качестве устойчивых отличий в смысложизненных ориентациях студентов выступили: «Процесс жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — жизнь» и «Осмысленность жизни».

3. Имеют место отличительные особенности в ценностных ориентациях студентов с различной успеваемостью и по курсам обучения. В качестве устойчивых выявлены такие терминальные ценности: «развитие», «свобода», «развлечения» и инструментальные ценности: «самоконтроль», «честность», «рационализм», «независимость». Обобщенный портрет успешного студента имеет следующие ценностные ориентации: максимально полное использование своих возможностей, сил и способностейстремится к физическому и духовному развитию, ценит честность, воспитанность и чуткость. Основными, средствами достижения значимых целей признает самоконтроль, аккуратность в делах, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения.

4. Наблюдается динамика уровня профессиональной направленности от первого к четвертому курсу в группах с разным уровнем учебной успешности. Количество студентов демонстрирующих положительное отношение к профессии и готовых избрать ее вновь при повторном выборе возрастает в группах успешных и средне успешных и снижается в группах неуспешных.

5. В процессе профессионального обучения у успешных и средне успешных студентов происходит трансформация прагматических мотивов на профессиональные, по которым эти группы студентов отличаются от неуспешных. У студентов с разным уровнем учебной успешности имеются различияв мотивах учебной деятельности, как в структуре, так и в иерархии.

В мотивационной структуре успешных студентов в качестве постоянных мотивов учебной деятельности выступают профессиональный — «стать высококвалифицированным специалистом», профессионального достижения — «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» и — «получить диплом». Структура мотивации учебной деятельности средне успешных студентов первого и второго курсов идентична и представлена следующими мотивами: «стать высококвалифицированным специалистом», «получить диплом», «быть постоянно готовым к очередным занятиям» и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». На третьем и четвертом курсе на первое место выходит мотив «получить диплом» и появляется мотив «приобрести глубокие и прочные знания» — на четвертом курсе. В структуре мотивации учебной деятельности неуспешных студентов на всех курсах обучения преобладают мотивы: «получить диплом», «стать высококвалифицированным специалистом», «быть постоянно готовым к очередным занятиям». В мотивационной структуре успешных и средне успешных студентов на всех курсах обучения в качестве ведущих мотив учебной деятельности, наряду с профессиональными, выступает также мотив профессионального достижения, познавательный мотив.

Средний балл успеваемости значимо коррелирует с мотивом личного престижа у средне успешных студентов первого, третьего и четвертого курса и. у успешных студентов четвертого курса.

6. Имеют место различия уровня потребности в достижении между неуспешными и успешными и неуспешными и средне успешными студентами на первом и втором и на четвертом курсах. Взаимосвязь среднего балла успеваемости с уровнем потребности в достижении выявлена у студентов первого и второго курсов на четвертом курсе в группе неуспешных и в группе средне успешных студентов. Самооценка студентов с разным уровнем успеваемости по курсам обучения характеризуется значимыми различиями. Так успешный студент проявляет к учебным занятиям постоянный интерес, на занятиях у него преобладает состояние активности и заинтересованности. Он привык работать систематически и регулярно и поэтому учеба дается ему легко. Корреляция среднего балла успеваемости отличается на разных курсах обучения и имеет место со следующими шкалами самооценки: «учеба дается легко», «уверенность в правильности профессионального выбора», «учебные занятия вызывают живой интерес», «привык работать систематически и регулярно», «на занятиях преобладает состояние активности», «подача учебного материала способствует успешному его усвоению».

7. Имеют место различия в личностных особенностях у студентов с разной учебной успешностью, выявленной по методике Р. Кеттелла. Основные различия у успешных и средне успешных студентов с неуспешными приходятся на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу. Обобщенный психологический портрет успешного студента содержит следующие качества: оперативное, подвижное мышление, высокий уровень общей культуры, развитые интеллектуальные интересы, быстро обучается, целенаправлен, умеет контролировать свои эмоции и поведение, ответственный, добросовестный, с развитым чувством долга, настойчив в достижении цели. А также консервативный, чувствительный, впечатлительный, беспокойный, ранимый, склонен к самообвинению и недовольству собой, что возможно связано, с тем, что в группе успешных студентов процентная доля девушек значимо преобладает над юношами.

8. Имеют место различия в уровне сформированности учебных умений у студентов с разной учебной успешностью и по курсам обучения. У успешных студентов сформированы такие учебные умения как «готовиться к экзаменам», «работать с книгой», «выделять главное из прочитанного», «осуществлять библиографический поиск», «писать реферат», «планировать свое время». Средний балл успеваемости коррелирует с учебными умениями: «готовиться к экзаменам», «работать с книгой», «выделять главное из прочитанного», «писать курсовую работу», «рационально запоминать материал», составлять тезисы".

На всех курсах обучения успешные студенты отличаются от неуспешных учебной активностью, проявляющейся в регулярности посещения учебных занятий, временем, затрачиваемым на самостоятельную работу и регулярностью занятий самостоятельной работой. Средний балл успеваемости положительно коррелирует со всеми видами проявления учебной активности студентов.

9. Совокупности переменных, отражающих психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов, позволяет по результатам тестирования прогнозировать уровень учебной успешности студентов на разных курсах обучения и выделить группы студентов для психологического сопровождения их профессионального становления (см. Приложение 13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование отражает актуальность проблематики изучения психологических детерминант успешности профессионального становления студентов вуза. В ходе работы выполнены все поставленные задачи исследования (теоретические, эмпирические и методические), подтверждены выдвинутые гипотезы и обоснованы основные положения, выносимые на защиту, что позволяет сделать следующие выводы.

1. Определен комплекс психологических детерминант успешности профессионального становления студентов. У успешных студентов в большей мере выражено положительное отношение к профессии, устойчивость профессионального выбораприоритет таких инструментальных ценностей как самоконтроль, самодисциплина, деловитость, аккуратностьчеткость смысло-жизнен-ных ориентацийболее высокий уровень когнитивной, коммуникативной и организационной компетентности, а также наличие целеустремленности, решич тельности, стремления к развитию, выраженности потребности в достижениях и прогрессивный рост качества учебной активности, г.

2. На этапах: адаптационном, интенсивного развития и обучения, профессионализации выявлены динамические трансформации в системе психологиче.

— f ских детерминант профессионального становления «успешных» и «неуспешных» студентов как в содержательных, так и структурных аспектах.

1 3. В системе внутренней детерминации успешности профессионального становления студентов выделены следующие компоненты: устойчивые, демонстрирующие значимую корреляцию с высокой успеваемостью независимо от этапа обученияспецифические, проявляющиеся на конкретном этапе и динамические, уровень выраженности которых изменяется от первого к четвертому курсу. Так к группе устойчивых детерминирующих различий отнесены отличия по показателям осмысленность жизни, локус контроля, ценность развития, самоконтроль, организационная и коммуникативная компетентность. В группе специфических детерминант выделяются индивидуально-специфические особенности учебной деятельности. Наиболее динамичными оказались профессиональная направленность, мотивы учебной деятельности и уровень субъектной включенности в учебный процесс.

4. Сравнительный анализ обобщенных типизированных психологических портретов «успешных», «среднеуспешных» и «неуспешных» студентов показал, что успешные студенты по сравнению с остальными в большей мере нацелены на использование ресурсных возможностей, способностей, быстро обучаемы, организованы, умеют планировать время и силы, отличаются выраженной позитивной мотивацией учебной деятельности, четкостью жизненных ценностей и целей, целеустремленностью, большей активностью, готовностью к расширению контактов, наращиванием организационной компетентности и готовностью к самоинициации совершенствования профессионального становления.

5. На уровне дискриминантного анализа выявлен определенный набор психологических детерминант, для каждого этапа обучения, который позволяет построить прогностическую модель вероятностной учебной успешности как значимого показателя профессионального становления студента и сконструировать программу психологического сопровождения их развития. Это содержание терминальных ценностей, выраженность потребности в достижении, самооценка себя как успешного и увлеченного студента, положительное отношение к учебной деятельности, самостоятельной работе и выбранной профессии в целом, учебная активность, учебные умения.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы профессионального становления студентов связаны с выявлением детерминант успешности студентов разных специальностей, а также изучением тендерного аспекта данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Азарко Е. М. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы личности школьника Текст. — Ростов н/Д, 2001. — 31 с.
  2. И.В., Азарко Е. М., Ефименко Е. Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии Текст. Ростов н/Д, 2002. — 29 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности Текст. // Психологический журнал. — 1985. — № 5. С. 3−18.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. — М., Наука, 1980.-335 с.
  5. А.А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся 8−10 классов Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990.-26 с.
  6. Альбульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности Текст. // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988. — С. 137 — 145.
  7. Г. А., Кудашов А. Р. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов Текст. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 140−145.
  8. А., Урбина С. Психологическое тестирование Текст. — СПб.: Питер, 2001.-359 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания Текст. М., 1977. -380 с.
  10. . Г. Человек как предмет познания Текст. — СПб., 2001. — 288 с.
  11. . Г. Психология и проблемы человекознания Текст. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. -382 с.
  12. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптаций студентов к условиям обучения в вузе Текст. // Человек и общество. Вып. XI-II. М., 1973. -С. 25−27.
  13. О. М. Управление самооценочными характеристиками как способ воспитания личности студента Текст. // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 123 с.
  14. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование Текст. // Психологические исследования социального развития личности. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.-С. 5−38.
  15. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации Текст. // Адаптация учащихся^ и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. — С. 3−17
  16. П.И. Проблемы становления специалистов-в высшей* школе (региональный аспект) Текст. — М., 1997. 34 с.
  17. P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма Текст. // Адаптация и проблемы общей патологии. — Новосибирск, 1974.-С. 3−17.
  18. Безукладникова И: П. Мотивация и проблема успешности в образовательной деятельности. Личность и успех Текст. / Под ред. Л. В. Коловской. -Красноярск: ИПЦКГТУ, 2000. 234 с.
  19. А.Ф., Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Успешность обучения студентов медицинского вуз: дифференциально-психологический аспект Текст. // Психологический журнал. — 1994.-Т. 15.-№ 1. — С. 81−87.
  20. А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе’самостоятельной-учебной деятельности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2002. — 21 с.
  21. Л.Г. Содержание и динамика активности субъекта учебно-профессиональной деятельности (сравнительное исследование студентов различных вузов и специальностей) Текст.: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1999.-183 с.
  22. М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. — М.: Генезис, 2000.-298 с.
  23. .В., Петров В. П. Некоторые особенности развития индивидуальных качеств в процессе вузовской подготовки специалиста Текст. // Проблемы формирования профпригодности специалистов. — М., 1985. С. 23−27.
  24. М.И. На подступах к построению нормативно-ценностных типологий Текст. // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. М., 1990. — С. 36−43.
  25. М.И. Ценностные приоритеты личности и группы Текст. — М., 1995. -63 с.
  26. В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в пе-дуниверситете Текст. СПб., 2000. — С. 67.
  27. А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристика и условия достижения Текст. М.: Флинта-Наука, 1998.
  28. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сб. науч. тр. -М: Институт психологии АН СССР, 1991.-С. 3−26.
  29. Л.И. Избранные психологические труды Текст. М., 1995. — 207 с.
  30. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков Текст. — М.: Педагогика, 1968.-41 с.
  31. В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педвузах Текст. СПб., 1997. — С. 82.
  32. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект Текст.: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М., 1995. 46 с.
  33. Ю. Ю. Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников охранных предприятий и служб безопасности Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -2005. 18 с.
  34. А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург: УГППУ, 1994. — 18 е.-
  35. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Текст. // Вестн. МГУ. — Сер. 14. Психология. — 2001. — № 2.-С. 69−77.
  36. Р.С. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов Текст. // Новые исследования в психологии. 1974. — Вып .2.-С. 39−41.
  37. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 16 с.
  38. А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности Текст. // Новые исследования в психологии. — М., 1977.-Вып. 1(16).-С. 19−28.
  39. Ю.Р., Шапко В. Т. Студент 90-х: социокультурная динамика Текст. // Социология образования. — 2001. — № 5. — С. 56−63.
  40. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов Текст. // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к 4 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. — Ч. 2. — М.: Изд-во МГУ. 1983. — 33 с.
  41. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1983. -16 с.
  42. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика Текст.: Автореф. Автореф. дис. д-ра психол. наук. — М., 1998. — 42 с.
  43. Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Ростов н/Дону. 1999. — 321 с.
  44. А.А., Лукьянова Л. Ф. Критерии оценки свойств личности при определении профессиональной пригодности кандидатов в летные' училища Текст. // Воен. Мед. Журнал. 1984. — № 3. — С. 53−54,.
  45. О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования Текст.: Дис.. канд. психол. наук. — Казань, 2000. — 521 с.
  46. Н.В., Герасимова С. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости Текст. — М.: Ноосфера, 1999 — 269 с.
  47. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения Текст. // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 3. — С. 131−134.
  48. Л.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению Текст. // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР. — Ч. 1. М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 56−59.
  49. В.К. Обучение и мотивация в вузе Текст. // Психологическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях перестройки: Материалы межвуз. конф. Л. -М., 1998. — С. 37−42.
  50. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. — М., 1998. — 44 с.
  51. М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности Текст. // Психология личности: теория и эксперимент. М.: Изд-во АПН СССР. — 1982. — С. 12−15.
  52. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  53. Н.Е. Особенности и становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — 2004. — 19 с.
  54. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ Текст. М.: Просвещение, 1985. — С. 21−30.
  55. Л.А. Введение в профессию „психолог“ Текст. М.: Гардарики, 2004.-192 с.
  56. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования Текст. // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 5−14.
  57. М.Д. О соотношении успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе их обучения в вузе Текст. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Вып. 2. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1974.-С. 49−58.
  58. М.Д. Познавательная деятельность студентов и способности Текст. // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова, Н. С. Копейной. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 46−56.
  59. М.Д., Владимирова М. Н. Интеллектуальное развитие и успешность обучения Текст. // Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — С. 112−133.
  60. М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1999. 150 с.
  61. М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу Текст. // Психология студента как субъекта учебной деятельности: Сб. науч. тр. — Вып. 327. М., L989.' -С. 29- 40.
  62. С.Т. Соотношение представлений о себе как о личности и как о субъекте профессиональной деятельности Текст. // Профессия и проблемы образования (теория, методика, практика). Ростов н/Д.: Фолиант, 2002. — С. 85−91.
  63. А.И. О ценностных отношениях личности Текст. // Педагогика. — 1974.-№ 3.
  64. И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства Текст. // Психологическая наука и образование. 1998. — № 2. -С. 5−9.
  65. И.П. Социальные ценности учащейся молодежи в современной России Текст.: Дис. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2000. — 133 с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы Текст. Минск, 1981.-383 с.
  67. Завалишина Д. Н: Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности Текст. // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы Ш-У симпозиумов. М.: Ось-89, 2001.-С. 193−203.
  68. A.F. Потребности- интересы, ценности Текст. — Mi, 1986- — 226 с.
  69. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35−44.
  70. Э.Ф. Профессиональное: становление: личности- инженера-педагога Текст. Свердловск: ИздгВОдУТУ, Л9881−116 с.
  71. Э.Ф. Психологические основы, профессионального становления личности инженера-педагога Текст.: Дис.. д-ра психол. наук. — Свердловск, 1988. — 348 с.
  72. Э.Ф. Психология профессий Текст. — Mi: Академический проект--- Екатеринбург: Деловая книга- 2003. 336 с.
  73. G.A. Лонгитюдное исследование динамики профессионально-педагогической направленности у будущих учителей, начальных классов Текст.: Автореф. дис. канд- психол. наук. — Л., 1977, — 19 с.
  74. И.А. Педагогическая психология Текст. — М^: Логос, 2000. -384 с.
  75. Икрин.Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1998. -23 с.
  76. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  77. И.И. Структура процесса учения Текст. — М.: Изд-во МГУ, 1986. -198 с.
  78. Н.И. Особенности интегральной индивидуальности студентов в-связи с профессиональным становлением и успешностью обучения Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — 1998. — 25 с.
  79. Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов психологов Текст.: Дис. канд. психол. наук. М-, 2000. -216 с.
  80. В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педвуза Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998: -225 с.
  81. А.Н. Многофакторная личностная методика, Р. Кеттела Текст.— СПб.: „Речь“, 2001. 112 с.
  82. В. А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студента-первокурсника Текст.: Дис.. канд.психол. наук. — Белгород, 1997. -193 с.
  83. Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — 2005. — 17 с:
  84. Е.А. Введение в психологию труда Текст. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  85. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224'с.
  86. Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  87. В.Т. Методологические подходы к проблеме успешной социализации личности. Личность и успех Текст. / Под ред. Л. В. Коловской. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. — 234 с.
  88. В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. — М.: Наука, 1988. — С. 56−59.
  89. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект) Текст.: Дис.. канд. психол. наук. -М.: 1993.-181 с.
  90. А.М., Вязанкина М. К. Некоторые вопросы повышения успеваемости студентов Текст. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Е. Ф. Рыбалко. Вып. 4. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.-130 с.
  91. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе Текст.: Дис. канд. психол. наук. — Л., 1983. — 265 с. *
  92. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. -М., 1984. — 335 с.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности Текст. М., 1989. — 255 с.
  94. И.М., Сухарев А. В. Методологические основы зарубежных теотий профессионального развития личности Текст. // Вопросы психологии. 1989. -№ 5.-С. 158−164.
  95. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их самореализации Текст. // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 42−53-.
  96. Концепция полифункционального сопровождения студентов педвуза Текст. / Под ред. Л. Н. Бережновой, В. И. Богословского. — СПб., 2001. 76 с.
  97. Н.С. Мотивация учебной деятельности. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — С. 98−122.
  98. Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технического вуза: Дис.. канд. психол. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 199 с.
  99. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие Текст. — Ростов н/Д., 1997.
  100. КрайгГ. Психология развития Текст. СПб., 2000. — 992 с.
  101. М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики Текст. —М.: Изд-во МГУ, 1991. 56 с.
  102. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств Текст. // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. научн. трудов. — М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1988. — С. 35.
  103. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — 2005. 23 с.
  104. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. // Вопросы психологии. — 1983.-№ 2.-С. 51−59.
  105. Т.В. психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
  106. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. — М.: Высш. шк., 1989. — 167 с.
  107. Н.В., Якунин В. А. Роль организаторской деятельности в предупреждении отсева и академической неуспеваемости студентов Текст. // Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов: Человек и общество.-Вып. 20.-Л., 1983.-С. 139−153.
  108. Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. — М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  109. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в учебной деятельности взрослых учащихся Текст. — М.: Педагогика, 1971. С. 65−78.
  110. A.M., Бородкин В. И. Профессиональная направленность важное условие подготовки специалиста Текст. // Психология: Республиканскиймежведомственный- научный сборник. Минск: Народная Асвета. — 1985. — Вып. 5. — 54 с.
  111. E.B., Власова Н. П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) Текст. // Социс. 1999. — № 4. — С. 132−134.
  112. В.Г. Психологические механизмы мотивации Текст. — Новосибирск, 1992.-216 с.
  113. B.T., Дмитриев А. В. Личность студента Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-184 с.
  114. Личность и успех: коллективная монография Текст. / Под ред. Л.В. Колов-ской. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. — 234 с.
  115. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст.- — MS: Наука- 1984. — 443 с.
  116. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст. / Под ред. А.Ф.1 Кудряшова. -Петрозаводск: Петроком- Л992: 318"с:
  117. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов Текст. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология^ - 2000. — № 1. С. 48−56.
  118. В.Я. К проблеме формированиям учебной деятельности студентов Текст. // Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в' высшей школе на современном этапе. —М.: Изд-во МГУ, 1980. 166 с.
  119. А.К., Матис Т. А. Формирование мотивации учения Текст.: Mi: Педагогика, 1990:-С. 34−56.
  120. Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости? школьников Текст. М., 1971. — 272 с.
  121. Г. М. О некоторых психологических факторах учебной успешности студентов, института физической культуры Текст.: // Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. — М-, 1990- — С. 40−45.
  122. МешковЩ-И-, Становление учебно-профессиональной мотивации? вшроцессе подготовкишедагогических кадров? в университете-Текст.:Дис.. д-ра>психол. наук.-СПб., 1993:-383 с.
  123. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях Текст. // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28−39.
  124. МитинаЛ.М: ПсихологияпрофессиональногоразвитияучителяТекст. М.: Флинта, 1998.-219 с.
  125. Молодежь-97 Текст./ Под ред. Б. А. Ручкина. М., 1997. — 56 с.
  126. Мотивация учения Текст. / Под ред. М. В. Манохиной. Волго1рад.1976. -С. 87−95.
  127. Р.А. Психолого-педагогические основы развития iюзнавательной активности студентов Текйг. // Проблемы развития познавательной акгивно-сти студентов. Казань: Изд-во Ю7У, 1980: — С. 3−45. ,
  128. Никитина? О. Н. Динамика изменений ценностно-смысловой- сферы. личности в процессе профессионального становления Текст.: Дис.. канд. психол. наук.-М., 2002.-219 с.
  129. Ожегов С. И- Словарь русского языка-Текст.!—М.: Советская Энциклопедия. -1970.-900 с.
  130. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза Текст.: Дис.. д-ра психол. наук. — М: 1984. -525 с.
  131. Основы вузовской педагогики Текст. / Урклин И: А., Кузьмина Н. В., Есарева 3: Ф- и др: Л-: Изд-во ЛГГУ, 19 721- 3111с.1491s Основы педагогики ш психологии высшей школы Текст. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — С. 3−13.
  132. Педагогика и психология высшей школы Текст. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-544 с.
  133. А.Н., Мухина Г.В: Особенности учебной мотивации курсантов-юридических вузов МВД Текст. // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1996. — С. 71.
  134. Ю.П. Профессиональное становление личности Текст.: Дис.. д-ра психол. наук. — Ярославль, 1999. — 359 с.
  135. Поваренков Ю.'П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации) Текст. — Курск: КГТ1И, 1991.-132 с.
  136. Поваренков Ю: П. Психология становления профессионала Текст. — Ярославль. 2000.-216 с.
  137. Попова JI. B1 Развитие мотивационно-смысловой сферы, студентов педвуза-в процессе педагогической практики Текст.: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1995- 131 с.
  138. Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов .Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2000:-19 с.
  139. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Текст. / Под ред. F.C. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В: М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001.-448 с.
  140. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный- подход Текст. / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Изд-во „Институт психологииРАН“, 2004. — 390.
  141. Г. С. Зависимость академической успеваемости оттсформированно-сти системы психологической регуляции деятельности Текст. // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы VI съезда общества психологов. — М., 1983.-С. 428−429.
  142. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. — М., 1996.-253 с.
  143. Психологические и психофизиологические особенности студентов-Текст. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1977. — 134 с.
  144. Психологическое сопровождение выбора профессии. Текст. / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998. — С. 6−8.
  145. Психология человека от рождения до смерти Текст. / Под общ. ред. А.А. Ре-ан. СПб.: Изд. дом „Нева" — - М.5 „Олма-Пресс“, 2002. — 652 с.
  146. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе-Текст.: — Казань, 1981.-44 с.
  147. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная“ педагогическая психология Текст. СПб.: Изд-во „Питер“, 2000. — 416 с.
  148. О.Н., Прудков. П. Н. Предпосылкиуспеха в труде психолога Текст. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 2000. — № 4. — С. 55−65.
  149. В.М. Азбука педагогического труда Текст. М.: Высшая школа, 1990.-112 с.
  150. С.Л. Проблемы общей психологии Текст. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  151. З.И. Личность как субъект формирования1 бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия Текст. / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М., 2005.
  152. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост Текст.—Краснодар, 1995.
  153. Е.Е. Психология развития человека Текст. — М.: Аспект пресс, 2001.-458 с.
  154. Сидоренко Е. В: Методы математической обработки в психологии Текст. — СПб.: ООО „Речь“, 2001. 350 с.
  155. П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход Текст. // Человек в системе наук. М., 1989. — С. 58−73.
  156. Э.В. Психофизиологические характеристики, учебной мотивации студентов Текст.: Дис. канд. психол. наук. Ростовн/Д, 2004. — 163 с.
  157. А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.- -Л, 1985.-17 с.
  158. С.Д. Секреты хорошей и плохой учебы-студентов Текст. // Труды СГУ. Вып: 61 Гуманитарные науки. — Психология и социология образования.-М., 2003.-164 с.
  159. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Текст. / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой.' Вып. 3. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 136 с.
  160. Социальная психология Текст. /Под. Ред. Лабунской В. А. М-, 2000. 395 с.
  161. Социально-психологические основы управления коллективом Текст. / Под ред. В. Е. Андриановой, М. В. Олейниковой. Л., 1990. — 214 с.
  162. И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 28 с.
  163. .М. Проблемы индивидуальных различий Текст. -М., 1961.
  164. И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практического психолога на этапе обучения в вузе Текст.: Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 2000. 198 с.
  165. В.Е. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье Текст.: Дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 2 03 с.
  166. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста Текст.: Дис.. канд. психол. наук. М., 1983. -230 с.
  167. А.А. Мотивационная саморегуляция личности Текст. — Ташкент, 1987.-43 с.
  168. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Киев, 1982. -24 с.
  169. Философская энциклопедия Текст. / Под ред. В. Ф. Константинова: В 5 т. Т. 5.-М.: 1970.-740 с.
  170. А.Р. Смысл жизни как детерминанта развития личности профессионала Текст. // Психологические и философские аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов. М.: Ось — 89,2001. — С. 204−209.
  171. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / Под ред В.Я. Ляу-дис. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 239 с.
  172. В. Человек в поисках смысла Текст. М., 1990. — 368 с.
  173. X. Мотивация и деятельность Текст.: В 2-х т. М.: Наука, 1986. — Т. 2.-С. 78−145.
  174. Н.Н., Захаров Ю. Н., Новикова Т.Н, Белюк JI. B: Профессиональная ориентация молодежи Текст. Кемерово: КГУ, 1988. — 85 с.
  175. Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений Текст. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 262 с.
  176. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. Тюмень: Изд-во 11 У, 1980. — 87 с.
  177. Ф.К. Стимулы трудовой деятельности. JL: Изд-во ЛГУ, 1976.
  178. Щербакова, Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития Текст. Ростов н/Д., 2005.
  179. Щербакова Т. Н- Психологические аспекты методов активного обучения: Методические материалы Текст. Ростов н/Д., 1989.
  180. . М.Ю. Психологические компоненты субъектности студента Текст.: Дис. канд. психол. наук. -М., 1999. 126 с.
  181. Энциклопедия психологических тестов „Личность, мотивация, потребности“ Текст. М.: ООО „Изд-во АСГ“, 1997. — 300 с.
  182. Юматова» И-И. Динамика профессионального самоопределения студентов Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Ростов н/Д., 2000. — 27 с.
  183. И.И. Изменение ценностных ориентаций студентов в ходе профессионального обучения Текст. // Профессия и проблемы образования (теория, методика, практика). Ростов н/Д.: Фолиант, 2002. — С. 112 — 115.
  184. В.А. О’диспозиционной* регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии Текст. — М, 1975. — С. 89−106.
  185. T.JI. Психологические’особенности профессионального становления мастера ПТУ Текст. // Вопросы психологии. — 1987. № 1. — С. 3743.
  186. Якиманская-И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 31−41.215: Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации, поведения человека Текст. — М.: Просвещение, 1969: 317 с.
  187. В.А. Влияние мотивации и.интеллекта на уровень учебной- активности студентов Текст. // Вестник ЛГУ. — 1977. № 23. — С. 101−106:
  188. Якунин-*В.А. Психология учебной деятельности студентов Текст.:. СПб: Изд-во" СПбУ, 1994. -156 с.
  189. В.А. Педагогическая’Психология Текст. СПб.: Изд-во Михайлова,. 2000.*-348 с. :
  190. А.Ю. Личностные и мотивационные детерминанты успешности профессиональной- деятельности (на примере личности" библиотекарей-библиографов) Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2006. — 18 с.
  191. Bordin Е. S. Research strategies in psychotherapy N. Y. 1974. 252 p.
  192. De Fruyt, F. and Mervielde, L. Personality and’interests as predictors of educational streaming and< achievement. European Journal1 of Personality. 1996,10,405 p.
  193. De Raad, B. and Schouwenburg, H: Personality in learning and education: a review. European Journal of Personality 1996,10, 303 p.
  194. Eysenck, H: The biological basis of personality. Springfield- IL: Charles C. Thomas. 1967. 637 p.
  195. Ferrari, I. andParker, I. High-school achievement, self-efficacy and locus of control as predictors of freshman academic outcomes. Psychological Reports' 1992 515 p -18.
  196. Fry, P. and Сое, К. Achievement performance of internally and externally oriented back and white high-school students under conditions of competition and cooperation expectancies. British Journal of Educational Psychology. 1980. -162−7 p.
  197. Furnham, A. and Mitchell, J. Personality, needs, social skills and academic achievement: a longitudinal study. Personality and Individual Differences. 1991, 1067−73 p.
  198. Goh, D. and Moore, C. Personality and academic achievement in three educational levels. Psychological Reports. 1978.- 43, 71 p.
  199. Herzberg F. Work and nature of man Cleveland 1966.
  200. Holland Y.L. Explorations of a vocational choice // J. Appl. Psychol. 1968. V. 52. N1.
  201. Kline, P. and Gale, A. Extraversion, neuroticism and performance in a psychology examination // British Journal of Educational Psychology. 1971,90 p.
  202. Moser U. Zur psychoanalytischen Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifi-zierung und berufliche Identitat // Psychologie. Schweirerische fur Psychologie. 1963.N.1.S. 1−18.
  203. Prociuk, T. and Breen, L. Locus of control, study habits and attitudes and cjllege academic performance. Journal of Psychology. 1974, 91 p.
  204. Roe A. The Psychologi of Occupations N.Y., 1956. 327p.
  205. Seifert K. H: Theorien der Berusfwahle und der beroflichen Entwicklung // Seifert K.H., Eckhardt H. H., Jaide W. Handbuch der Berufspsychologie. Gottngen, 1977. S. 1973−297p.
  206. Super D. E. Vocational development. N.Y. 1957. 391 p.
Заполнить форму текущей работой