Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфликты в младшем школьном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако кратковременность переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Еще одна психологическая особенность этого возраста состоит в том, что детям свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя они ждут… Читать ещё >

Конфликты в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как и во всех сферах человеческого общения, ситуации, возникающие в системе образования, могут приобретать конфликтный характер. Из-за сложности и многообразия факторов, влияющих на межличностные отношения в ходе педагогического процесса, не всегда возможно предусмотреть и избежать возможных деструктивных последствий конфликтов. Одним из ведущих факторов взаимодействия педагога (воспитателя) и учащегося, позволяющим обобщить наиболее характерные причины конфликта, является возрастной. Каждый этап развития ребенка характеризуется своими психологическими особенностями, знание которых позволяет уменьшить вероятность возникновения конфликтной ситуации.

Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. В определенной степени защищенности психики младшего школьника способствуют быстрая эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности.

Однако кратковременность переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Еще одна психологическая особенность этого возраста состоит в том, что детям свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой конфликтной ситуации, сложившейся в классе, именно от учителя они ждут помощи и поддержки. Тем сильнее бывает потрясение, если ожидания младшего школьника не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. Еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок видит непонимание или даже негативное отношение.

Конфликты в младшем школьном возрасте могут проявляться как между учащимися, так и между учениками и учителями. Заметим, что при этом чаще всего в конфликт вступают опытные, сильные учителя, для которых характерен авторитарный стиль педагогического руководства. Причины конфликта очень часто кроются в поведении учителя и связаны с ошибками в использовании приемов дисциплинирования учащихся.

Вторую группу причин педагогических конфликтов в этом возрасте традиционно связывают с определенными стереотипами восприятия учителем своих учащихся, которые достаточно часто носят откровенно дискриминационный характер. Как правило, в их основе лежит успеваемость школьника. И это несмотря на то, что педагогическая деятельность доказывает практическую невозможность вести себя одинаково по отношению к различным учащимся (а это к тому же вступает в противоречие с требованиями, которые вытекают из принципа индивидуального подхода). Необходимо стремиться избегать деления школьников на «хороших» и «плохих», поскольку это иногда может стать основной причиной серьезной психологической травмы ребенка.

Еще одна группа причин конфликта кроется в ситуациях оценивания успеваемости младших школьников — если оценка выставляется необъективно (явно завышается или, наоборот, занижается), за одинаковые ответы ставятся разные отметки и т. д. Решение указанной проблемы, по мнению В. И. Журавлева, значительно усложняется как за счет отсутствия единых (и однозначных!) критериев оценивания, так и за счет существенного влияния на оценку ряда субъективных факторов, связанных с личностью педагога. Использование же учителем оценок как одной из форм поощрения или наказания младших школьников, как правило, ведет к резкому снижению их значимости в глазах детей как показателя наличия у них определенного уровня знаний, а также сформированное™ умений и навыков.

Но наиболее опасными являются конфликтные ситуации, которые вызывает неэтичное, бестактное и грубое поведение учителя. Высмеивание, моральное унижение ученика или даже словесные оскорбления и рукоприкладство крайне негативно сказываются на состоянии психики ребенка, на его успеваемости и отношении к педагогам в целом. Учитель зачастую может сознательно включать в свой стиль поведения бестактные поступки, поскольку не всегда он будет получать критический отклик на них со стороны детей. Младшим школьникам мешает это сделать восприятие учителя как несомненного авторитета. По этой причине представляется особенно важным для предотвращения подобного рода конфликтов не только осведомленность учителя относительно требований педагогической этики и наличие педагогического такта, но и повседневное использование их в своей практической деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой