ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ЗакономСрности ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния[1]

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΠΆΠ°Ρ‚ тСорСтичСской основой для Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ, постулирования ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» практичСской пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. МногиС пСдагогичСскиС Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… выводится Π½Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½, Π° Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ². На Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ пСдагогичСскиС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЗакономСрности ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния[1] (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π£ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ ΡƒΡΡΠ½Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρƒ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ сумбур, Π½ΠΎ ΠΈ Π² Π΄Π΅Π»Π°Ρ… Ρ‡Π΅ΠΏΡƒΡ…Π°.

Н. Π“. Π§Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΡˆΠ΅Π²ΡΠΊΠΈΠΉ

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°, закономСрности ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° обучСния

Π’ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… послСдних Π»Π΅Ρ‚ сформулировано Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ количСство пСдагогичСских Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ², закономСрностСй ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ сСгодня ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎΠΉ ΠΈΡ… ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅. НС ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ эта ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° находится Π² ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обсуТдСния Π½Π° ΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ… пСдагогичСской ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΠΈ.

Как извСстно, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ связь явлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ², которая носит Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся устойчивой, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ, ΠΈΠ½Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΉ. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ нСзависимо ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈΡ… ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. Π’ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ связь явлСний обучСния, которая обусловливаСт ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ проявлСниС ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ (И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€). Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ прСподавания, учСния, общСния, сотрудничСство ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ Π½Π° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ² ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния. Бвязи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ ΠΈΡ…, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ, устойчивыми ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ порядок, ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ, измСнСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия. Когда ΠΆΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ связи Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях, Ρ‚ΠΎ ΡΡ‚ΠΈ связи Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ закономСрности обучСния. Под Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ понимаСтся ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ, сущСствСнная связь явлСний Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ сфСрС общСствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ этапов ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ процСсса — Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Π° философская Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ понятия. ЗакономСрности обучСния, рассматриваСмыС ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ дСйствия Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условиях, — это ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, сущСствСнныС, устойчивыС, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ составными частями, ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ процСсса обучСния. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ понятия закономСрности Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ являСтся прСимущСствСнно вСроятностно-статистичСский Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ связСй, зависимостСй ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² процСсса обучСния. Π§Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… дСйствуСт всСгда, нСзависимо ΠΎΡ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ участников ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ процСсса (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ обучСния зависят ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ общСства ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ образования личности). Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ°Ρ ΠΆΠ΅ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ закономСрностСй проявляСтся ΠΊΠ°ΠΊ тСндСнция, Ρ‚. Π΅. Π½Π΅ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ случаС, Π° Π² ΡΡ‚атистичСском ряду, Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ мноТСствС случаСв. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ для всСх общСствСнных процСссов, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π΄Π»Ρ процСсса обучСния, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π° Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² — ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ…, ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условий ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. МногиС закономСрности обучСния ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ, эмпиричСским ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ, ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΠΎ Π·Π΄Ρ€Π°Π²ΠΎΠΌΡƒ смыслу (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π° учитСля ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ влияния Π½Π° ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся, связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ учащихся ΠΊ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ обучСния, Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ продуктивности усвоСния Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚. Π΄.), ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ построСниС эффСктивных систСм обучСния, услоТнСниС процСсса обучСния с Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… дидактичСских срСдств Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ тСорСтичСского знания ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°Ρ…, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ процСсс обучСния.

Π—Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ обучСния ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ основу процСсса обучСния ΠΈ ΠΏΡ€ΡΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ нСпосрСдствСнных ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ для практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Они находят Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· систСму ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния стоящих ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ школой Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ обучСния, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ полоТСниями слСдуСт для этого Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ для любой ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ситуации, являясь исходными полоТСниями для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. По ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π’. И. Загвязинского, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ обучСния — это ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‚Сгориях Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ; мСтодичСскоС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ; Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡΡ…, сущности, содСрТании, структурС обучСния, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ рСгулятивных Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, ΡΡƒΡ‚ΡŒ любого ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° обучСния Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ способов достиТСния ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹, Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия Π² ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… сторон, Π½Π°Ρ‡Π°Π», Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ пСдагогичСского процСсса. НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ научности Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ явлСния ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, объяснСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Π°, истолкования ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; сочСтаниС ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€., Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ.

На ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… этапах своСго развития пСдагогичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, ΠΈ Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° обучСния, поэтому ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ нСпосрСдствСнно ΠΈΠ· ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учитСля, ΠΈΠ· Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π° Π²ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° обучСния, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ «ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΠΉ наглядно», «ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ — ΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ учСния» ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠŸΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»-прСдписаний для воспроизвСдСния ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ обучСния Π±Ρ‹Π»ΠΎ мноТСство, ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ удовлСтворяли ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ развития общСства, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ выполняСмой Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΎΡ‚ Π΄Π΅ΡΡΡ‚илСтия ΠΊ Π΄Π΅ΡΡΡ‚ΠΈΠ»Π΅Ρ‚ΠΈΡŽ. БовсСм другая обстановка слоТилась Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ с Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠΉ машинной ΠΏΡ€ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ОбъСм Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, содСрТаниС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ школа Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π° Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ своих выпускников, Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ простоС воспроизвСдСниС ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚воряло запросов общСства. Π”Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π° ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ школьной ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ обоснования ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния, осущСствляСмого спСциалистами-Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ ΡΡ…Π΅ΠΌΠ΅: практичСская Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° > научная ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° > замысСл Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ > Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π°, способы Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ > тСорСтичСская интСрпрСтация Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² > ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ. НСкоторыС ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ обоснования достаточно ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ Π’. Π’. ΠšΡ€Π°Π΅Π²ΡΠΊΠΈΠΌ.

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΠΆΠ°Ρ‚ тСорСтичСской основой для Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ, постулирования ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² обучСния ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» практичСской пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. МногиС пСдагогичСскиС Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… выводится Π½Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½, Π° Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ². На Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ пСдагогичСскиС, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, философскиС, логичСскиС, психологичСскиС ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ закономСрности. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ цСлями образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, условиями срСды, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ освоСнных общСством срСдств ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² обучСния ΠΈ, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, самой ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ, ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ обучСния.

Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ врСмя Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ях достиТСния Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ обучСния Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… закономСрностСй. Вакая Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния, нСсомнСнно, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ связь ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π½Π΅ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°, Π½ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ закономСрностями ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ. Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π΄Π²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π²ΠΈΠ΄Π½Π° Π½Π΅Π²ΠΎΠΎΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π³Π»Π°Π·ΠΎΠΌ. Она ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° ΡƒΠΆΠ΅ Π² ΠΈΡ… Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΡΡ…: связь обучСния с ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒΡŽ, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ — с ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ; сочСтаниС пСдагогичСского руководства с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ учащихся: сочСтаниС ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹; связь обучСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, контроля ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚роля. ΠŸΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² раскрываСтся ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ углублСния Π² ΠΈΡ… ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅, раскрытия Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… связСй, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚: Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ описания ΠΊ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Ρƒ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ΅ научности обучСния; ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ части ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ, элСмСнта ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ΅ систСмности; Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия ΠΊ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ΅ наглядности; достиТСниС ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ трудности, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ, Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ΅ прочности обучСния. Но Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΡŽ практичСских дСйствий учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΠΈ, синтСза ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ‡Π°Π», Ρ‚ΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊ этой направлСнности Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ пСдагогичСскиС Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ «ΡΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚» ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ пСдагогичСских явлСний ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ². Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ всСгда ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ логичСской структуры пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ, отраТая ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅, сущСствСнныС ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ стойкиС связи пСдагогичСских явлСний, способствуСт Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²ΠΈΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ управлСнчСского Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ содСрТания, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, срСдств ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ рассматриваСмых ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ логичСская ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (иСрархия, Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ): Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ — Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ — ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ. Π’ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ счСтС, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ обучСния — это ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Π° ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ — тСхнология Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ².

  • [1] ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Ρ‹ частично использован ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» пособия Π’. И. Загвязинского «Π’Сория обучСния. БоврСмСнная интСрпрСтация» (М., 2001).
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ