Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Когнитивные эффекты динамического прайминга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и надежность результатов обеспечиваются применением современных средств планирования, организации и проведения научных исследований, а также достигаются благодаря использованию статистических методов, обработки эмпирических данных: I — критерий Стьюдента для независимых выборок, а также Хи-квадрат Пирсона. Соответствие полученных эмпирических результатов принятым научным критериям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ проблемы психического статуса неосознаваемых процессовЮ
    • 1. 1. Теоретические взгляды па природу бессознательных явлений
    • 1. 2. Феномен прайминга: опыт экспериментальных исследований
      • 1. 2. 1. Экспериментальные исследования неосознаваемого восприятия многозначной информации
      • 1. 2. 2. Экспериментальные исследования неосознаваемого восприятия эмоционально насыщенной информации
      • 1. 2. 3. Экспериментальные исследования неосознаваемого восприятия множественной информации
  • Выводы
  • Глава 2. Организация и методы исследования когнитивных эффектов динамического прайминга
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Влияние характера прайма и организации прайм-ряда на эффективность когнитивной деятельностей (Эксперимент 1)
    • 2. 3. Зависимость когнитивного эффекта прайма от организации прайм-ряда при наличии бессмысленных праймов (Эксперимент 2)
  • Глава 3. Эффекты динамического прайминга: анализ экспериментальных данных
    • 3. 1. Эксперимент
    • 3. 2. Эксперимент
  • Выводы

Когнитивные эффекты динамического прайминга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В психологии неоднократно предпринимались попытки объяснить строение и принцип деятельности сознания (James, 1890- Titchener, 1898- Ананьев, 1961; Выготский, 1960; Леонтьев, 1975; Ломов, 1981; Лурия, 1998; Рубинштейн, 1959; Ганзен, 1984; Зинченко, 1991; Веккер, 1998, 2000; Столин, 1983; Аллахвердов, 1993, 2000, 2003; Dennett, 1991, 1996; Baars, 1988; Block, 1995, Churchland, 1984; Eilan, 1995 и др.). Вместе с тем, вопрос о механизмах и детерминантах работы сознания по сей день остается открытым.

Термин «сознание» многозначен. Однако в психологической науке явления сознания длительное время отождествлялись с осознаваемыми переживаниями. Сознательная деятельность, как правило, противопоставлялась бессознательной активности (или неосознаваемой обработке информации). Однако, поиски осознаваемых детерминант работы сознания не привели к успеху. Весь путь развития психологии в двадцатом столетии показывает: для того чтобы объяснить осознаваемый опыт, нужно выйти за его пределы. Выявление закономерностей работы сознания связано с необходимостью теоретического постулирования неосознаваемых когнитивных структур и процессов, обеспечивающих осознаваемые переживания. Такая стратегия научного поиска актуализировала интерес к сфере когнитивного бессознательного.

Первая волна исследований посвященных этой проблеме приходился на 70−90-е годы прошлого века. Тогда была доказана возможность неосознаваемой обработки информации (Гершуни, 1977; Михалевская, 1977; Lewicki, Hill, Czyzewska, 1992; Daneman, Merikle, 1998; Greenwald, Draine, 1997; Марсел, 1983; Forster, Davis, 1984; Plaunt, 2005; Агафонов, 2008; ФилипповаLivesay, Burgess, 1998; Pecher, Zeelenberg, Raaijmakers, 1998, Dehaene, 1998; Nisbett, Wilson, 1977; Thorne, Himelstein 1984; Vokey, Read, 1985;

Moore, 1988 и т. д). При этом исследователей, в первую очередь, интересовало насколько глубоко анализируется информация на неосознаваемом уровне. Может ли неосознанно воспринятая информация оказывать влияние на поведение, эмоции и когнитивные процессы человека?

На современном этапе фокус постановки проблемы когнитивного бессознательного сместился к поиску конкретных функциональных механизмов работы неосознаваемого уровня процесса познания, которые влияют на возникновение и характер осознаваемого. Проблемы в этом контексте начинают формулироваться иначе. Какой когнитивный смысл имеет осознание? Каковы механизмы взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого в когнитивной деятельности?

Для экспериментального исследования неосознаваемых когнитивных образований активно используется модель праймипга, в соответствии с которой отслеживается влияние неосознаваемого стимула-прайма на актуальную когнитивную деятельность (Марсел, 1983; Forster, Davis, 1984; Plaunt, 2005; Агафонов, 2008; Филиппова, 2006; Livesay, Burgess, 1998; Pecher, Zee-lenberg, Raaijmakers, 1998, Dehaene, 1998). В большинстве исследований, которые основываются на экспериментальной парадигме прайминга, обнаруживаются локальные эффекты влияния неосознаваемой информации на эффекты осознания. Здесь в центре внимания находятся воздействия единичных неосознаваемых стимулов. При этом в настоящий момент известно лишь незначительное число исследований, посвященных выявлению механизмов обработки серии неосознаваемых стимулов. Но даже результаты этих разрозненных экспериментов позволяют предположить, что существуют специфические механизмы целостного неосознаваемого анализа информационного массива (Balota, Paul, 1996; Smith, Besner, Miyoshi, 1994; Stolz, Besner, 1997; Davelaar, Coltheart, Besner, Jonasson, 1978; Joordens, Becker, 1997; Gordon, 1983; Cheesman, Mirkle, 1995; Bodner, Masson, 1995; McKoon, Ratcliff, 1995; Bussche, Segers, Reynvoet, 2007). Однако до сих пор не получено удовлетворительных ответов на многие вопросы. Зависит ли прайминг-эффект отдельного неосознаваемого стимула от предшествующего? Насколько широко может анализироваться массив информации на несознаваемом уровне? Идет ли речь только о влиянии предшествующего неосознанно воспринятого стимула (прайма) на последующий в серии (Balota, Paul, 1996) или можно говорить о целостном бессознательном анализе множества стимулов? Каким образом неосознанно выявленные закономерности информационного массива влияют на осознаваемую когнитивную деятельность? Все эти вопросы касаются динамических аспектов прайминга. Под динамическим праймингом в данном контексте понимается феноменология когнитивной деятельности сознания, зависящая от множественной неосознаваемой стимуляции. Настоящая диссертационная работа призвана устранить указанные пробелы в теоретических представлениях о механизмах неосознаваемой когнитивной деятельности.

Цель исследовании: экспериментально обнаружить и описать когнитивные эффекты динамического прайминга.

Объект исследования: когнитивная деятельность сознания.

Предмет исследования: эффекты динамического прайминга.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме неосознаваемого восприятия;

2. Произвести анализ проблемы взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого в процессе когнитивной деятельности;

3. Разработать макет экспериментального исследования с использованием парадигмы прайминга;

4. Разработать компьютерные программы, позволяющие последовательно предъявлять серии неосознаваемых стимулов и отслеживать влияние неосознаваемых стимулов на решение когнитивных задач;

5. Выявить зависимость результатов когнитивной деятельности от серии предшествующих неосознаваемых воздействий;

6. Выявить и описать закономерности когнитивной деятельности с последовательным массивом неосознаваемой информации.

Гипотезы исследования:

1. С увеличением числа валидных праймов в экспериментальной серии усиливается позитивный прайминг-эффект валидного прайма. Приращение выраженности позитивного прайминг-эффекга значимо больше по сравнению с динамикой научения.

2. Негативный прайминг-эффект становится менее выраженным с возрастанием числа невалидных праймов в серии. Убывание выраженности негативного прайминг-эффекта значимо больше по сравнению с динамикой научения.

3. Позитивный прайминг-эффект валидных праймов выражен меньше, когда валидным праймам предшествует серия невалидных.

4. Негативный прайминг-эффект невалидных праймов выражен больше, когда невалидпым праймам предшествует серия валидных.

5. Валидные праймы, следующие за серией бессмысленных, снижают эффективность когнитивной деятельности.

Методологические и теоретические основания исследования. Основные положения современной когнитивной психологии, в которых отражено представление о человеке как о многофункциональной познавательной системе (Брунер, 1977; Найссер, 1981; Величковский, 1976, 1982; Норман, 1978, 1981; Солсо, 1996 и др.), авторская теория сознания В. М. Аллахвердова («психологика») и подход к описанию микрогенеза сознания, предложенный АЛО. Агафоновым.

Методы исследования.

Исследовательские методы: 1) экспериментальная парадигма прай-минга- 2) метод решения экспериментальных задач- 3) метод наблюдения.

Методы обработки данных: 1) t — критерий Стьюдепта для независимых выборок- 2) Хи-квадрат Пирсона- 3) метод регрессионного анализа (полиномиальная регрессия).

Для обсчета данных применялась программа StatSoft, версия 6.0.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимым функциональным блоком в структуре когнитивной деятельности является механизм детекции семантики неосознаваемого воздействия. Воспринятая неосознаваемая информация оценивается как осмысленная или бессмысленная.

2. Механизм неосознаваемой семантической чувствительности регулирует степень «влияния» несознаваемого воздействия па текущую осознаваемую когнитивную деятельность, снижая или повышая «восприимчивость» к определенному неосознаваемому стимулу.

3. Функцией механизма оценки семантической валидности является установление семантического соответствия предшествующей серии неосознаваемых воздействий актуально решаемой когнитивной задаче, а также прогнозирование потенциальной значимости каждого последующего неосознаваемого стимула для актуальной когнитивной деятельности.

Научная новизна.

1. Впервые предпринято исследование особенностей когнитивной деятельности с последовательными неосознаваемыми массивами информации.

2. Впервые выявлены и описаны механизмы неосознаваемой когнитивной деятельности: механизм неосознаваемой семантической чувствительности, механизм детекции семантики, механизм оценки семантической валидности.

3. Обнаружены новые эффекты неосознаваемой деятельности (эффекты динамического прайминга).

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в анализе и обобщении разрозненных экспериментальных данных- 2) в разработке новой экспериментальной процедуры, направленной на изучение когнитивной деятельности сознания в условиях динамического прайминга- 3) в экспериментальном обнаружении и теоретическом обосновании ранее неописанных механизмов когнитивной деятельности.

Практическая значимость. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке содержаний учебных курсов «Общая психология» (раздел «Познавательные процессы»), «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум». Методические разработки, описанные в исследовании, могут быть использованы в научноисследовательской деятельности, в том числе, студентами в учебной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки проектов оптимизации когнитивной деятельности человекаоператора.

Достоверность и надежность результатов обеспечиваются применением современных средств планирования, организации и проведения научных исследований, а также достигаются благодаря использованию статистических методов, обработки эмпирических данных: I — критерий Стьюдента для независимых выборок, а также Хи-квадрат Пирсона. Соответствие полученных эмпирических результатов принятым научным критериям валид-ности и надежности достигалось путем использования представительных выборок испытуемых. Экспериментальные гипотезы проверены на конвенционально принятом уровне значимости.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены на методологических семинарах, проводимых на протяжении последних трех лет на психологическом факультете Самарского государственного университетана заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития Самарского государственного университетана научных конференциях студентов и аспирантов «Психея — Форум».

Самара, 2005 — 2009), на научно-практической конференции «Психология: XXI век» (Санкт-Петербург, 2007; 2008) — на научно-практической конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 2007) — Симпозиуме памяти профессора Л. М. Веккера (Санкт-Петербург, 2008).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Диссертация изложена на 134 страницах, из них 125 страницы основного текста. Основной текст содержит 33 рисунка, 26 таблиц.

Список литературы

содержит 160 наименований, из них — 83 на иностранных языках.

Результаты исследования позволяют сформулировать следующие вы воды:

1. Необходимым функциональным блоком неосознаваемой когни тивной деятельности является механизм неосознаваемой семантической чувствительности. Неосознанно воспринятая информация влияет на ре зультаты когнитивной деятельности неравномерно. Одна и та же информа ция может оказать как сильное, так и мало заметное воздействие на резуль таты текущей когнитивной деятельности.2. Степень воздействия неосознаваемой информации зависит не столько от характера отдельной информационной единицы, сколько от ха рактера предшествующей серии аналогичных информационных единиц и актуально решаемой когнитивной задачи. Данный эффект обеспечивается механизмом неосознаваемой семантической чувствительности.3. Механизм неосознаваемой семантической чувствительности вы полняет антиципирующую функцию. Степень влияния каждой последую щей неосознаваемой информационной единицы априорно задана на основа нии анализа предыдущей серии неосознаваемых воздействий.4. Любое неосознаваемое воздействие оценивается на наличие смыс ла. Данная процедура анализа обеспечивается механизмом детекции семан тики.5. Степень потенциальной пригодности неосознаваемой информации определяется механизмом оценки семантической валидности.6. Механизм оценки семантической валидности может работать не только с изолированными неосознаваемыми воздействиями, но и с целост ными информационными массивами. На этапе оценки семантической ва лидности выполняются следующие операции: а) классификация неосозна ваемых воздействий (объединение однородных неосознаваемых информа 114 ционных единиц в серии) — б) «ведение статистики» валидных и невалидных информационных единиц в серии однородных воздействийв) оценка апри орной валидности последующей неосознаваемой информационной единицы.

Заключение

Психическая деятельность человека включает в себя неосознаваемые компоненты. Проблема зависимости результатов сознательной деятельности от неосознаваемого содержания вызывает значительный интерес в совре менной психологии. Для экспериментального исследования неосознаваемых когнитивных образований активно используется модель прайминга, в соответствии с ко торой отслеживается влияние неосознаваемого стимула-прайма на актуаль ную когнитивную деятельность. В большинстве исследований, которые ба зируются на экспериментальной парадигме прайминга, обнаруживаются ло кальные эффекты влияния неосознаваемой информации на эффекты осозна ния. При этом известно лишь незначительное число исследований, посвя щенных выявлению механизмов обработки серии неосознаваемых воздейст вий. Проведенный нами теоретический анализ опыта экспериментального исследования неосознаваемой когнитивной деятельности свидетельствует в пользу существования специфических механизмов целостного неосознавае мого анализа информационного массива. Но механизмы такой когнитивной деятельности до сих пор остаются недостаточно изученными. Нами была осуществлена серия экспериментов с использованием пара дигмы прайминга. Для проведения настоящего исследования был создан ме тодический инструментарий, который включил в себя разработку компью терных программ, что дало возможность предъявлять серии неосознавае мых воздействий и фиксировать последующие когнитивные эффекты. Ме тод прайминга в нашем исследовании применялся совместно с методом ре шения когнитивных задач (анаграмм).Проведенное исследование показывает, что результаты неосознаваемой обработки информации в определенной степени зависимы от предшест 116 вующего неосознаваемого опыта. Также немаловажно, что неосознаваемая обработка массива информации тесно связана с текущей осознаваемой ког нитивной деятельностью. Одним из важнейших выводов из предпринятого исследования является то, что неосознанно воспринятая информация влияет на осознаваемую ког нитивную деятельность неравномерно. То есть, при когнитивной деятельно сти с неосознаваемой информацией возникают эффекты аналогичные эф фектам внимания при осознанной деятельности. Говоря образно, мы не только по-разному осознаем те или иные события, но и по-разному их не осознаем. Одна и та же неосознанно воспринятая информация может ока зать как сильное, так и мало заметное воздействие на результаты текущей когнитивной деятельности. Логично предположить, что существует специ альный когнитивный механизм, обеспечивающий эти эффекты неравномер ности воздействия неосознаваемых информационных единиц. Этот меха низм’получил название механизм неосознаваемой семантической чувстви тельности. Также было установлено, что степень воздействия неосознавае мой информации зависит не столько от характера самой этой информации, сколько от характера предшествующей серии подобных информационных единиц и актуально решаемой когнитивной задачи. Механизм неосознавае мой семантической чувствительности выполняет антиципирующую функ цию. Степень влияния каждого последующего неосознаваемого воздействия на актуальную осознаваемую когнитивную деятельность к моменту его по явления уже задана на основании анализа предыдущей серии подобных воз действий. Любая воспринятая неосознаваемая информация оценивается на нали чие смысла. Данная процедура анализа обеспечивается механизмом детек ции семантики. В случае оценки неосознаваемого воздействия как бес смысленного оно как бы «исключается» из текущей когнитивной деятельно сти (воспринимается, но маркируется как неподлежащее использованию).Такая оценка осуществляется на основе анализа серии неосознаваемых воз действий и носит антиципирующий характер. Если серия была оценена как бессмысленная, то при появлении среди событий этой серии осмысленных они некоторое время продолжают оставаться «исключенными», то есть не используются в актуальной осознаваемой когнитивной деятельности. Если неосознаваемое воздействие было оценено как осмысленное, да лее оно анализируется на предмет его соответствия актуально решаемой когнитивной задачи. Такая оценка потенциальной пригодности неосозна ваемой информации производится механизмом оценки семантической ва лидности. Этот механизм работает не с изолированными информационными еди ницами, а с целостными информационными массивами. На этапе оценки семантической валидности выполняются следующие операции: а) классификация неосознаваемых воздействий (объединение од нородных неосознаваемых информационных единиц в серии) — б) «ведение статистики» валидных и невалидных информационных единиц в серии од нородных воздействийв) оценка априорной валидности последующей не осознаваемой информационной единицы. Настоящее исследование подтверждает, что бессознательные познава тельные процессы не являются автоматическими и независимыми от созна тельной когнитивной деятельности стратегиями. Напротив, бессознательная обработка информации оказывается гибкой по своей природе и восприим чивой к стратегическим и контекстным влияниям. К перспективам дальнейшего исследования может быть отнесена до полнительная научная проверка и развитие идеи о том, что на неосознавае мом уровне возможна классификация информационных воздействий, то есть объединение однородных неосознаваемых воздействий в серии. В этой свя зи открытым продолжает оставаться целый ряд вопросов. На каком основа нии на бессознательном уровне «делается вывод» об объединении тех или иных элементов в серии? Всегда ли происходит подобное объединение? Случаются ли в процессе работы такого неосознаваемого механизма ошиб ки? К каким последствиям для целостной когнитивной деятельности чело века они могут приводить? Также в перспективе планируется использование результатов настоя щего исследования в разработке методического инструментария, позволяю щего оптимизировать деятельность человека-оператора. Это могут быть специальные компьютерные программы, использующие неосознаваемые воздействия с целью повышения бдительности оператора, снижения порога восприятия тех или иных воздействий, а также сокращения времени реакции человека в ответ на действие определенных стимулов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Закон тотальной сохранности мнемических следов: опыт эмпирического обобщения // Вестник Самарского государственного университета, 2002. № 3 (25).
  2. А.Ю. К вопросу о модели функционирования памяти в познавательной деятельности // Интеграция науки в высшей школе: Материалы научной международной конференции. В 2-х частях. Ч. 1. Самара, 2001.
  3. А.Ю. К вопросу о составе психического // Материалы международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии». Самара, 1999.
  4. А.Ю. Новый взгляд на проблему рефлексии // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара, 2002.
  5. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003.
  6. А.Ю. Память в отношении к психическому времени // Журнал прикладной психологии. М., 2004. № 3.
  7. А.Ю. Память, картина мира и когнитивный смысл общения // Известия Самарского научного центра РАН. Спец. выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». Самара, 2004.
  8. А.Ю. Понимание и память: сознание и бессознательное // Вестник Самарского государственного университета. Самара, 2004. № 1 (31).
  9. А.Ю. Психология образных явлений. Самара, 2003.
  10. А.Ю. Сенсорика. Перцепция. Представление. Самара, 2002.
  11. А.Ю. Смысл как единица анализа психического // Вестник Самарского государственного университета. Самара, 1998. № 3 (9).
  12. А.Ю. Сознавание и осознание // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара, 2003.
  13. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000.
  14. А.Ю. Человек парадоксальный: штрихи к портрету // Вестник Университета РАО. М., 2000. № 1 (9).
  15. Г. В. Проблема сознания в зарубежной психологии: последняя четверть XX века // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара, 2003.
  16. Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара, 2002.
  17. Г. В. Сознание и его определения в психологии // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». Самара, 2002.
  18. Ю.И. Психофизиология бессознательного // Основы психофизиологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 220−243
  19. В.М. и др. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2006. — 352 с.
  20. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  21. В.М. Сознание как парадокс. СПб.: Издательство ДНК, 2000. — 528 с.
  22. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  23. В.М. Осознание как открытие. (В печати).
  24. В.М. Психология искусства. СПб., 2001.
  25. В.М. Сознание и познавательные процессы // Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 1998.
  26. В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика. Т.1). СПб., 2000.
  27. .Г. Теория ощущений. Л., 1961.
  28. Дж.Р. Когнитивная психология. — СПб., 2002.
  29. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
  30. Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.
  31. СВ., Агранович З. Археология сознания. Самара, 2005.
  32. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
  33. Э.Г. История интроспекции // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. Екатеринбург, 1999.
  34. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -413 с.
  35. А. Ваша память // Руководство по тренировке и развитию / Пер. с англ. Могилевского. М., 2001. 25.
  36. Л.М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. М., 2000.
  37. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  38. .М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.-336 с.
  39. .М. Память: может быть все-таки одна? // Вопросы психологии. 1976. № 4.
  40. .М., Зинченко В. П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии // Вопросы философии. 1979. № 7.
  41. М.В. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2-х т. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006. — Т. 1, с. 361.
  42. М. О гештальттеории // Хрестоматия по истории психологии. Под ред. А. В. Петровского. М.: Наука, 1987. 84−99.
  43. Л. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  44. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  45. Г. Факты в восприятии. Речь, читанная в день основания Берлинского Университета 3 авг. 1878 г. СПб., 1880.
  46. И.Ф. О возможности и необходимости применять в психологии математику // Психология. СПб., 1895 а.
  47. И.Ф. Учебник психологии // Психология. СПб., 1895 б.
  48. Р.Л. Разумный глаз. М., 1972.
  49. Л.П., Кордобовский О. С. Подсознательное восприятие. М.: Прогресс, 1980.-320 с.
  50. У. Психология. М., 1991.
  51. А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 382 с.
  52. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. 15−36.
  53. В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель // Вопросы психологии. № 6. 1998. 44−52.
  54. К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Марютиной Т. М. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. — 527 с.
  55. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. — 397 с.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  57. .Ф. Сознание, мозг и внешний мир // Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. М., 1981.
  58. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М, 1998.
  59. Мадди Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002.-539 с.
  60. М.Б. Метод объективной сенсометрии // Психофизические исследования. М.: Наука, 1977. — 264 с.
  61. II.В. Процесс осознания при реконструкции многозначных изображений // Конгресс по когнитивной науке, М., — 2008.
  62. Ф. Опыты психологии самопознания. М.: Изд. Гиль-Эстель, 1993.-240 с.
  63. Линкер Язык как инстинкт. М., 2004.
  64. В.Л. Вселенная в человеке. М., 2000.
  65. Райков В. Л Сознание. М., 2000.
  66. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 1 / Под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко. М., 1980.
  67. СЛ. Основы общей психологии: в 2-х томах. М., 1989. Т. 2.
  68. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  69. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  70. М. В., Койфман А, Я. Виды прайминг-эффектов в исследованиях восприятия и перцептивного внимания. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2005. 86.
  71. М.В. Эффект мигания внимания // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 1.
  72. М.Г. Исследование неосознаваемого восприятия (на материале многозначных изображений) // Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного / Под ред. В. М. Аллахвердова. СПб., 2006. 167.
  73. И. Язык и мышление. М.: Логос- Панглосс, 2001. — 160 с.
  74. Н.И. Возможные источники реакций ложной тревоги и психофизиологические механизмы оптимизации процесса обнаружения слабых сигналов // Психофизика сенсорных систем. М.: Наука, 1979.
  75. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  76. Agafonov A.I. Ideals of Rational Knowledge, Modern Russian Psychology, and the Phenomenon of Consciousness // Journal of Russian and East European Psychology. N.Y., № 6. Vol.41, 2003.
  77. Allport D.A., Tipper S.P., Chmiel N.R. Perceptual integration and post categorical filtering // In Posner M.I., Marin O.S. Attention and performance XI. 1985. P. 107−132.
  78. Amunts L., Lamy D. Emotional priming of popout in visual search // Конгресс по когнитивной науке. 2008.
  79. Baars B.J. A Cognitive Theory of Consciousness. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
  80. Balota D.A. Automatic semantic activation and episodic memory // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1983. Vol. 22. P. 88−104.
  81. Balota D.A., Lorch R.F. Depth of automatic spreading activation: Mediated priming effects in pronunciation but not in lexical decision // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, Cognition. 1986. Vol. 12. P. 336−345.
  82. Balota D., Paul S. Summation of Activation: Evidence From Multiple Primes That Converge and Diverge Within Semantic Memory // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, Cognition. 1996. Vol. 22. № 4. P. 827−845.
  83. Bargh J.A. The automaticity of everyday life // Advances in Social Cogniton. 1997. Vol. 10. P. 1- 61.
  84. Block N. On a confusion about the function of consciousness // Behavioral and Brain Sciences. 1995. № 1(2).
  85. H. «Hidden sell» technique is almost here // Life. 1958. Vol. 31. P. 113−114.
  86. Brewin C.R., Andrews B. Recovered memories of trauma: Phenomenology and cognitive mehanisms// Clinical Psychology Review. 1998. Vol. 1. P. 949−970.
  87. Broadbent D.E. A mechanical model for human attention and immediate memory // Psychological Review. 1957. Vol. 64. № 3.
  88. A.J., Young A. W., Keane J. & Dean M. Configural information in facial expression perception // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2000. 26. P. 527−551.
  89. Chua F.K., Goh J., Kek G. (1996) Priming within the «attention blink» in an RSVP task. Perception 1996: 19 ECVP abstracts / Available at: Электронная ссылка. http: // perceptionweb.com
  90. Churchland P.M. Matter and Consciousness. Cambridge, MA: Bradford / MIT Press, 1984.
  91. Cooper C, Kline P. A new objectively scored version of the Defence Mechanism Test // Scandinavian Journal of Psychology. 1989. 30. P. 228−238.
  92. Cooper L.A. Mental representation of visual objects and events // In: G. Ydewalle, P. Elen & P. Bertelson (Eds.). Internation perspectives on psicological science. 1994. Vol. 2.
  93. Daneman M., Merikle P.M. Psychological investigations of unconscious perception // Journal of Consciousness Study. 1998. Vol. 5. P. 5−18.
  94. Dehaene S., Naccache L., Koechlin E., Mueller M. Imaging unconscious semantic priming // Nature. 1998. Vol. 395.
  95. Dell Acqua R. Grainer Unconshious semantic priming from pictures // Cognition. 1999. Vol. 73. № 1.
  96. Dennett D.C. Consciousness Explained. Boston, MA: Little, Brown & Co, 1991.
  97. Dennett D.C. Facing backwards on the problem of consciousness // JCS. 1996. № 1. Vol. 6.
  98. Dixon N.F. Preconscious processing. N.Y.: Wiley, 1981.-313 p.
  99. Eagle M. The effects of subliminal stimuli of aggressive content upon conscious cognition // Journal of Personality. 1959. Vol. 27. P. 578−600.
  100. Eich E. Memory for unattended events: Remembering with and without awareness // Memory and Cognition. 1984. Vol. 12. P. 105−111.
  101. Eilan N. Consciousness and the Self// J. Bermudez, A. Marsel, N. Eilan (Ed.). The Body and the Self. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.
  102. Fodor J.A. The modularity of mind: An essay on faculty psychology. Cambridge, MA: The MIT Press, 1983. — 303 p.
  103. Fowler C, Wolford G., Slade R., Tassinary L. Lexical access without awareness // Journal of Experimental Psychology: General. 1981. Vol. 110. P. 341−362.
  104. Gabrielli J. Cognitiv neurosciense of human memory // Ann. Rev. of Psychol. 1998. Vol. 49.
  105. Georgiades М. S., Harris J. P. Biasing Effects in Ambiguous Figures: Removal and Fixation on Critical Features Can Affect Perception // Visual Cognition. 1997. Vol. 4. № 4 .
  106. Gopnik A. Durk or rabbit? Reversing ambiguous figures and understanding ambiguous representations // Developmental Science. 2001. Vol. 4. Issue 2.
  107. Greenwald A. G, Draine S.C. Do subliminal stimuli enter the mind unnoticed? Tests with a new method // In Cohen J.D., Schooler J.W. Science Apprehension Consciousness. Mahwah, N.J.: Erlbaum. 1997. P. 83−108.
  108. Klein D.E., Murphy G.L. The Representation of Polysemous Words // Journal of Memory and Language. 2001. Vol. 45. P. 259−282.
  109. Kline P. Personality and Freudian theory. London: Methuen. — 215 p.
  110. Kragh U. Prediction of success in Danish attack divers by the Defense Mechanism Test// Perceptual and Motor Skills. 1962. Vol. 15. P. 103−106.
  111. Lewicki P., Hill Т., Bizot E. Acquisition of procedural knowledge about a pattern of stimuli that cannot be articulated. Cognitive Psychology, 20. 1988.
  112. Lewicki P., Hill Т., Czyzewska M. Nonconscious acquisition of information // American Psychologist. 1992. Vol. 47. № 6. P. 796−801.
  113. Long G. M., Olszweski D. To reverse or not to reverse: When is an ambiguous figure not ambiguous? // American Journal of Psychology. 1999. Vol. 112.
  114. Lucas M. Context effects in lexical access: A meta-analysis // Memory and Cognition. 1999. Vol. 27. № 3.
  115. MacLeod С, Hagan R. Anxiety and the selective processing of emotional information // Behavior Research and Therapy. 1992. Vol. 30. P. 151−161.
  116. Maki W.S., Frigen K., Paulson K. Associativepriming by targets and distractors during rapid serial visual presentation: Does word meaning survive the attentional blink? // J. of Exper. Psychol.: Human Perception and Performance. 1997. Vol. 23. № 4.
  117. Maljkovic V. Short-term priming of relevance // Munich Visual Symposium / Ed. By H.J. Mueller, J.Krummenacher. Munich. 2003.
  118. Maljkovic V., Nakayama K. Priminng of pop-out: Role of features // Memory and Cognition. 1994. Vol. 22. № 6.
  119. Marcel A.J. Conscious and unconscious perception: an approach to relation between phenomenal experience and perceptual processes // Cognitive Psychology, 15. 1983. Vol. 15. P. 197−237.
  120. Marcel A. J. Selective effects of prior context on perception // In Requin J. Anticipation and behavior. 1980. P. 412−430.
  121. McCauley C, Parmelee СМ., Sperber CD., Carr Т.Н. Early extraction of meaning from pictures and its relation to conscious identification // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1980. Vol. 6. P. 265−276.
  122. McGinnies E., Sherman H. Generalization of perceptual defense // Journal of Abnormal Psychology. 1952. Vol. 47. P. 81−85.
  123. Meyer D.E., Scnvaneveldt R.W. Facilitation in recognizing pairs of words: Evidence of a dependence between retrieval operations // Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 90. P. 227−234.
  124. Milliken В., Joordens S., Merikle P.A., Seiffert A.E. Selective attention: A reevaluation of the implications of negative priming // Psychological Review. 1998. Vol. 105. P. 161−173.
  125. Mogg К., Kentisch J., Bradley B.P. Effects of anxiety and awareness on color identification latencies for emotional words // Behavior Research and Therapy. 1993. Vol. 31. P. 559−567.
  126. Moore Т.Е. The case against subliminal manipulation // Psychology and Market. 1988. Vol. 5. P. 297−316.
  127. Murphy S.T., Zajonc R.B. Affect, cognition, and awareness: Affective priming with optimal and suboptimal stimulus exposures // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64. P. 723−739.
  128. Neisser U. Cognitive psychology. New York: Meredith, 1967. — 351 p.
  129. Nisbett R.E., Wilson T.D. Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 231−259.
  130. Norman D.A. Memory and Attention: An introduction to Human Information Processing. — N.Y.: Willey, 1976. — 262 p.
  131. Onifer W., Swinney D. Accessing lexical ambiguities during sentence comprehension: Effects of frequency of meaning and context bias // Memory and Cognition. 1981. Vol. 7. P. 225−236.
  132. Peterson M.A., Kim J.H. On what is bound in figures and grounds // Visual Cognition. 2001. Vol. 8. P. 329−348.
  133. Peterson R.R., Simpson G.B. Effect of back ward priming on word recognition in single-word and sentence contexts // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, Cognition. 1989. № 15.
  134. Phillips N.A., Segalowitz N, O’Brien I., Yamasaki N. Semantic priming in a first and second language: evidence from reaction time variability and event-related brain potentials // Journal of Neurolinguistics. 2004. № 17. P. 237−262.
  135. Plaunt D.C. Semantic and Associative Priming in a Distributed Attrac- tor Network // Proceedings of the 17th Annual Conference of the Cognitive Science Society. Hillsdaile, 2005.
  136. Reber A.S., Allen R., Regan S. Syntactical Learning and Judgment, Still Unconscious and Still Abstract: Comment on Dulany, Carlson, and Dewey // Journal of Experimental Psychology. 1985. Vol. 114.
  137. Schacter D.L., Buhner R.L. Priming and the brain. Review // Neuron. 1998. Vol. 20.
  138. Shapiro K., Driver J., Ward R., Sorensen R.E. Priming from the atten- tional blink: A failure to extract visual tokens but not visual types // Psychol. Sci. 1997. Vol. 8.
  139. Shelton J.R., Martin R.C. How semantic is semantic priming? // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1992. JMk 18.
  140. Simpson G.B. Context and the processing of ambiguous words // In Gernsbachern M. A. Handbook of psycholinguistics. 1994. P. 359−374.
  141. Simpson G.B., Kreuger M.A. Selective access of homograph meanings in sentence context // Journal of Memory and Language. 1991. Vol. 30. P. 627−643.
  142. Stone M, Ladd S. L., Gabrieli J. The Role of Selective Attention in Perceptual and Affective Priming // American Journal of Psychology. 2000. Vol. 113.№ 3.
  143. Swinney D.A. Lexical access during sentence comprehension: Reconsideration of context effects // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1979. № 10.
  144. Talbot N.L., Duberstein P.R. Subliminal psychodynamic activation, food consumption and self-confidence // Journal of Clinical Psychology. 1991. Vol. 47. № 6. P. 813−823.
  145. Thomas N.J. Are theories of imagery theories of imagination? An active perception approach to conscious mental content // Cognitive Science. 1999. Vol.
  146. Thompson-Schill S.L., Kurtz К. J., Gabrieli D.E. Effects of Semantic and Associative Relatedness on Automatic Priming // Journal of Memory and 1.anguage. 1998. № 38. P. 440−458.
  147. Thorne S.B., Himelstein P. The role of suggestion in the perception of satanic messages in rock-and-roll recordings // American Journal of Psychology. 1984. Vol. 116. P. 245−248.
  148. Tipper S.P. Does negative priming reflect inhibitory mechanisms? A review and integration of conflicting views // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2001. Vol. 54. № 2. P. 321−343.
  149. Tipper S.P., Driver J. Negative priming between pictures and word in a selective attention task: Evidence for semantic processing of ignored stimuli // Memory and Cognition. 1988. Vol. 16. № 1.
  150. Treisman A.M. Contextual cues in selective listening // Journal of Experimental Psychology. 1960. Vol. 12. P. 242−248.
  151. Tulving E., Schacter D. Priming and Human Memory systems // Science. Vol. 247, Issue 4940, p. 301−306.
  152. Vokey J.R., Read J.D. Subliminal messages: Between the devil and the media//American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 1231−1239.
  153. WolfG.M., Butcher S.J., Lee C, Hyle M. Chandging your mind: On the contributions of top-down and bottom-up guidance in visual search for feature singletons // J. of Exper. Psychol.: Human Perception and Perfomance, 2003. Vol. 29. № 2.
  154. Wong P. S., Root J.C. Dynamic variations in affective priming // Consciousness and Cognition. 2003. № 12. P. 147−168.
Заполнить форму текущей работой