Психологические особенности когнитивного освоения деятельности как основа оптимизации профессиональной подготовки: На материале изучения операторов-технологов химического производства
Диссертация
B.Ф. Рубахин, A.A. Крылов, В. А. Пономаренко, Г. В. Суходольский, Г. М. Зараков-ский, В. Д. Шадриков, A.B. Карпов, В. П. Зинченко и др.). Использование системного подхода позволило нам решить определяющие задачи нашего исследования. Раскрытие специфики деятельности операторов химических производств в разных режимах работы, особенностей психологической системы деятельности операторов, построение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ
- 1. 1. Определение понятий
- 1. 2. Структура и организация учебного процесса
- 1. 3. Системный анализ факторов, влияющих на процесс обучения и тренировки
- 1. 4. Основные методы профессиональной подготовки операторов
- 1. 5. Обучение на тренажерах
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ ОПЕРАТОРА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
- 2. 1. Описание диагностических средств и характеристика экспериментальной выборки
- 2. 2. Психограмма деятельности оператора химического производства
- 2. 3. Особенности деятельности оператора в аварийной ситуации
- 2. 4. Анализ функционирования системы «оператор-тренажер»
- Глава 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
- 3. 1. Инженерно-психологическое обоснование программы обучения оператора
- 3. 2. Разработка алгоритма контроля обученности оператора
- 3. 3. Организация учебных занятий и форма их проведения
- 3. 4. Специфика обучения операторов-технологов для деятельности в аварийных ситуациях
Список литературы
- Авиационная эргономика и безопасность полетов. — Киев: Вища школа, 1974.
- Алгера Дж. А. Анализ трудовых задач и новые технологии / Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. М.: РАДИКС, 1995.
- Амирян С.С., Субботина Л. Ю. Определение информационной емкости оперативного мышления оператора химического производства / Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. — М.: Институт психологии РАН, 2003.
- Амирян С.С. Некоторые психологические проблемы в профессиональной подготовке / Социальная психология XXI столетия / Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2003. — Т. 1.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андрианов В., Дубовицкий А. Самостоятельная подготовка летчика // Авиация и космонавтика. 1971. — № 1.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.
- Аткинсон Р. Введение в математическую теорию обучения. М.: Наука, 1970.
- Афанасьева Т.М. Главная привилегия. М.: Прогресс, 1977.
- Барабанщиков В.А. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В. А. Барабанщикова, A.B. Карпова. -М.: Аверс-Пресс, 2002.
- Берг А.И. Кибернетика, мышление, жизнь. М.: Прогресс, 1964.
- Берг А.И., Черняк Ю.И Информация и кибернетика. М.: Экономика, 1966.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. М.: Просвещение, 1970.
- Бигаев Б.П., Рожанская ИД. Формирование поведения оператора в системе «человек-машина» // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. — .4. 2. -М.: Машиностроение, 1968.
- Блэклер Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы / Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. -М.: РАДИКС, 1995.
- Богоявленская Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения // Вопросы психологии. 1976. — № 2. — С. 28 — 35.
- Бодров В.А. О психологических механизмах регуляции преодоления стресса // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Ба-рабанщикова, A.B. Карпова. М.: Аверс-Пресс, 2002.
- Бодров В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Брушлинского, A.B. Карпова. М.: ДИА-Пресс, 2001.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт Психологии РАН, 1995.
- Бодров В.А. Работоспособность человека — оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. 1987. — № 3. — С. 107−117.
- Братко A.A. Моделирование психики. М.: Наука, 1969.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Бугаев Д.П. Авиационная эргономика. Вып. 1. — Киев: Вища школа, 1975.
- Вавилов В.А. Принципы моделирования адаптивного информационного взаимодействия человека и машины в психологическом эксперименте // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. М.: Наука, 1980. — С. 180 — 197.
- Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. -М.: Машиностроение, 1975.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1973.
- Габай Т.В. Особенности усвоения при реализации бихевиористических принципов программированного обучения: Автореф. дис. .канд. наук. М.: МГУ, 1972.
- Галактионов А.И., Вавилов В. А. Анализ и организация операторской деятельности // Психологический журнал. 1992. — № 3. — С. 14−24.
- Галактионов А.И., Грошев И. В. Особенности формирования психического образа аварийных ситуаций при обучении операторов АСУ // Психологический журнал. 1996. -№> 2. — С. 46 — 55.
- Гальперин П.Я. Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
- Гальперин П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. — М.: Наука, 1966.
- Гальперин П.Я., Талызин Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. — М.: МГУ, 1968.
- Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Кишинев: Штиинца, 1975.
- Голиков Ю.Я., Костин А. Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психологический журнал. 1994.-№ 2. — С. 3 — 16.
- Голиков Ю.Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: ИП РАН, 1996.
- Горбач Н.Г., Вдовина Е. А. К вопросу о методологии ППО в профессиях операторского типа / Ежегодник РПО. Психология и практика. Т. 4. — Вып. 1. -Ярославль: Аверс-пресс, 1998.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Знание, 1970.
- Дикая Л.Г. Закономерности в изменении подходов к изучению профессий / Ежегодник РПО. Психология и практика. Т. 4. — Вып. 1. — Ярославль: Аверс-пресс, 1998.
- Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический журнал. 1992.-№ 3. С. 24−41.
- Дмитриева М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. Н. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979.
- Дорно И.В. Исследование эффективности самостоятельной работы и самоконтроля на уроке: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М.: МГУ, 1967.
- Дымерский В.Я. О применении воображаемых действий в процессе восстановления и сохранения навыков // Вопросы психологии. 1955. — № 6. — С. 142 — 146.
- Евдокимов В.И. Социально-психологический отбор в системе профессиональной подготовки пилотов // Психологический журнал. 1988. — № 1. -С. 71 -74.
- Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Брушлинского, A.B. Карпова. М.: ДИА-Пресс, 2001.
- Зараковский Г. М., Магазанник В. Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком оператором // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления / Под ред. Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды. — М.: Наука, 1981.
- Забродин Ю.М., Зазыкин В. Г., Зотова О. И. Проблемы психологии труда и профессий // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 6. — С. 16−21.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М.: Экономика, 1974.
- Зинченко В.П., Тарасов А. К. Методика летного обучения. М.: Экономика, 1974.
- Знаков В.В. Самопознание и самопонимание как проблемы психологии человеческого бытия // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Брушлинского, A.B. Карпова. М.: ДИА-Пресс, 2001.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Просвещение, 1986.
- Иоселиани К.К. Развитие памяти. М.: Авиация и космонавтика, 1967.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам обучения. Владимир: Знание, 1972.
- Карпов A.B. Методологические основы психологии принятия решения. -Ярославль: ЯрГУ, 1999.
- Карпов A.B. Предпосылки и перспективы развития обобщающей психологической теории деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Брушлинского, A.B. Карпова. М.: ДИА-Пресс, 2001.
- Карпов A.B. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991.
- Карпов A.B. Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в управленческой деятельности // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1999.
- Картамышев П.В., Тарасов А. К. Методика летного обучения. М.: Мысль, 1974.
- Кашапов М.М. Методологическая основа профессионального педагогического мышления // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. A.B. Брушлинского, A.B. Карпова. М.: ДИА-Пресс, 2001.
- Кибернетика и проблемы обучения / Сб. переводов под ред. А. И. Берга. -М.: Прогресс, 1970.
- Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знание, 1986.
- Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. М.: РАДИКС, 1995.
- Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. — М.: Физкультура и спорт, 1970.
- Коротеев Г. Л., Чернышев А. П. Профессиональная пригодность и способности обучаемого // Психологический журнал. 1989. — № 3. — С. 93 — 98.
- Костин А.Н. Изменение принципов распределения функций между человеком и автоматикой при возрастании сложности техники // Психологический журнал. 1992. -№ 5. — С. 57 — 64.
- Костюк Г. С. Первая республиканская конференция по программированному обучению. Киев: Наукова думка, 1963.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: МГУ, 1986.
- Крылов A.A. Обработка информации в операторской деятельности: Ав-тореф. дис.. д-ра наук. Л.: ЛГУ, 1972.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М.: МЭИ, 1985.
- Кухтенко А.И., Гуленко В. П., Цветков М. М. Иммитаторы и тренажеры. -Вып. 1. Киев: Книга, 1973.
- Левандовский Н.Г. Опыт экспериментального исследования логической структуры действия оператора-машиниста // Проблемы общей и индустриальной психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф, Ломова. — Л.: ЛГУ, 1963.
- Леонтьев А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопросы психологии. 1957.-№ 1. — С. 8 — 19.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. -№ 9. — С. 9 — 21.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1972.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
- Ломов Б.Ф., Душков Б. А. Основы инженерной психологии. — М.: Высшая школа, 1977.
- Ляпунов А.Н., Шестопал Г. А. Об алгоритмическом описании процессов управления / Математическое просвещение. М.: Наука, 1966.
- Марищук В.Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. М.: Мысль, 1969.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Махнач A.B. Компонентный анализ психологического состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. — № 1. — С. 66 -76.
- Межвузовский сборник «Авиационная эргономика». М.: МАИ, 1980.
- Мерзон Э.Д. Организация и планирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Л.: ЛГУ, 1973.
- Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. Л. Крылова. Л.: ЛГУ, 1974. — Ч. 1.
- Молибога А.Г. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1967.
- Мунипов В.М. Вклад А.Н.Леонтьева в развитие инженерной психологии и эргономики // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. A.B. Запорожца. М.: МГУ, 1983.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.
- Нафтульев А.И. В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. -Вып. 6.-Л.: ЛГУ, 1975.
- Небылицин В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.
- Одаренность: рабочая концепция / Богоявленская Д. Н., Шадриков В. Д. и др. М.: Изд-во Магистр, 1998.
- Образ в регуляции деятельности (к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина) / Под ред. O.A. Конопкина и В. И. Моросановой. М.: РПО, 1997.
- Общая психология: учебник / Под ред. проф. A.B. Карпова. М.: Гарда-рики, 2002.
- Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М.: Наука, 1974.
- Павленко Ю. Воображаемый полет / Авиация и космонавтика. 1968. -№ 12.-С. 14—19.
- Парке Д.Л. Современные проблемы и методы оценки рабочей нагрузки / Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. М.: РАДИКС, 1995.
- Платонов К.К. Вопросы.психологии труда. М.: Медицина, 1969.
- Платонов К.К. Психологйя летного труда. М.: Прогресс, 1960.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. К теории обучения ориентировке и полете по приборам / Вопросы авиационной медицины. М.: НИИИА, 1958,
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ формирования структуры профессиональных знаний // Общая и прикладная психология / Под ред. A.B. Карпова. М. — Ярославль: ДИА-Пресс, 2001.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала / Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль: ДИА-Пресс, 1999.
- Поваренков Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения // Психологический журнал. 1990.-Т. 2,-№ 2.-С. 49−58.
- Пономаренко В.А., Алешин C.B., Ворона A.A. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1986. — № 3. -С. 16−28.
- Присняков В.Ф., Приснякова Л. М. Современные представления о процессе удержания информации в памяти человека // Психологический журнал. -1984. Т. 5. -№ 4. — С. 29 — 36.
- Проблемы общей и прикладной психологии: Материалы научно-практической конференции «Содружество». Ярославль: Аверс-Пресс, 2001.
- Проблемы социалистической педагогики. — М.: Педагогика, 1973.
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. -М.: Наука, 1985.
- Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. Л. Г. Дикой, А. Н. Занковского. М.: Наука, 1991.
- Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. — М.: ВЛАДОС, 2000.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева. -М.: Педагогика, 1977.
- Ралль В.Ю., Макаров О. Л., Поспелов B.C. Тренажеры и имитаторы ВМФ. М.: Военное изд-во Министерства Обороны СССР, 1969.
- Ребеко Т.А. Образ предмета и процесс логической категоризации / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: Академический проект, 2000.
- Репкин В.В., Репкина Г. В., Середа Т. К. О некоторых факторах успешности обучения операторов // Проблемы инженерной психологии. М.: Наука, 1967.
- Решетова З.А. Психофизиологические основы профессионального обучения. М.: Педагогика, 1985.
- Решетова З.А., Жуков A.A. Подготовка операторов на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Серпухов: Знание, 1968.
- Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1977.
- Рожанская И.Д. Психологическая проблема тренажирования / Проблемы инженерной психологии. Ярославль, ЯГПИ, 1972.
- Розенберг Н.М. Обучение алгоритмам умственных и практических действий //Советская педагогика. 1965. -№ 8.-С. 17−21.
- Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989.
- Секун В.И. Психофизиология спортивной деятельности / Физическое воспитание, физиология и психология спорта. Пермь: Физкультура и спорт, 1970.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.
- Сихарулидзе М.А. Соотношение структурных элементов обучения и учения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Тбилиси, 1967.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М.: Просвещение, 1965.
- Скаткин М.Н. Основные проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1971.
- Скаткин М.Н. Вопросы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1968.
- Смирнов A.A. О некоторых вопросах программированного обучения — М.: Знание, 1967.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Современная психология: справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: ИНФРА-М, 1999.
- Солиман Эль-Ходари Эль Шейх. Зависимость эффективности усвоения знаний от характера контроля: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М.: МГУ, 1973.
- Спасенников В.В. Конструирование и использование психодиагностических и дидактических тестов. Калуга: КГПИ им. К. Э. Циолковского, 1991.
- Спасенников В.А. Инженерно-психологическое проектирование деятельности операторов систем слежения за воздушными объектами: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб, 1998.
- Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982.
- Стивене С.С. Экспериментальная психология. Ч. 1-Й. — М.: Прогресс, 1963.
- Столяров Л.М. Обучение с помощью машин. — М.: Мир, 1965.
- Субботина Л.Ю. Личностный уровень анализа творческого потенциала человека // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль: Яр-ГУ, 1999.
- Субботина Л.Ю. Анализ проблемы творчества в комплексных исследованиях разных профессиональных групп // Ежегодник РПО: Психология и практика. Т. 4. — Вып. 1. — Ярославль: ЯрГУ, 1998.
- Суздаль В.Г., Турбович Л. Т. Контроль, диагностика, оценка усвоения и повышение эффективности обучения. Л.: ЛГУ, 1969.
- Талызина Н.Ф. Проблемы программированного обучения. — М.: МГУ, 1973.
- Талызина Н.Ф. Программированное обучение на современном этапе. -М.: МГУ, 1969.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.
- Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология / Под ред. В. В. Знакова и Т. В. Корниловой. М.: ИП РАН, 2003.
- Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: МГУ, 1975.
- Технические средства обучения. — М.: Экономика, 1973.
- Турбович JT.T. Информационно-семантические модели обучения. — М.: Машиностроение, 1970.
- Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. — М.: Прогресс, 1976.
- Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина М.: МГУ, 1977.
- Фетискин Н.П., Субетто А. И. Системогенетический взгляд на инте-гративную психологию через призму закона фрактальности системного времени / Труды ярославского методологического семинара / Под ред. В. В. Новикова. Ярославль, МАПН, 2003.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис.-М.: МГУ, 1989.
- Фридман Л.М. Моделирование учебной деятельности / Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
- Фукин А.И. Психология конвейерного труда: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2000.
- Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985.
- Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986.
- Холдинг Д., Голдстейн И., Эбертс Р. Моделирование деятельности, профессиональный отбор и обучение операторов // Человеческий фактор. В 6-ти т. Т. З.-М.: Мир, 1991.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989.
- Черны В. Психодиагностика в социалистических странах. — Братислава, 1983.
- Черняк Ю.И. Информация и кибернетика. М.: Машиностроение.1967.
- Чечко А.Г. Тренажеры и учебно-тренировочные центры. Киев: Знание, 1977.
- Чирков В.И. Психологические основы подготовки кадров. Ярославль: ЯрГУ, 1988.
- Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: ЯрГУ, 1981.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: ЛОГОС, 1994.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
- Шаповаленко С.Г. Теоретические проблемы программированного обучения.—М.: Просвещение, 1965.
- Шевчук В.Ф. Оптимизация сенсорного научения как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 1973.
- Шкаликов В.Л. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1989.
- Шрейдер Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально-важных качеств // Проблемы системогенеза деятельности. -Ярославль: ЯрГУ, 1980. — С.55 66.
- Штейбух К. Автомат и человек. — М.: Советское радио, 1968.
- Явлинский А .Я. Вопросы программированного обучения русскому языку иностранцев. Харьков: Прапор, 1966.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
- Anderson R. С., Kulhavy R. W. and Andre T. Feedback procedures in programmed instruction // Journal of Educational Psychology. 1971. — 62. — S. 148 — 156.
- Bloomfield J. R., and Little R. K. Operator tracking performance with timecompressed and time integrated moving target indicator radar imagery // R.E. Eberts & C.G. Eberts / Trends in Ergonomics / Human Factors. Amsterdam, 1985.
- Braden R.A., Sachs S.G. The most recommended books on instructional development // Educational Technology. 28. — 1983. — № 2. — S. 24−28.
- Cooper L.A. Individual differences in visual comparison processes // Perception & Psychophysics. 12. 1976. — S. 433−444.
- Smith M.M. Attention to visual feedback in learning // Journal of Motor Behavior. 10. 1987. — S. 185 — 190.
- Moray N. Monitoring behavior and supervisory control. New York, 1986.
- Brown J. S., VanLehn K. Repair theory: A generative theory of bugs in procedural skills // Cognitive Science. 4. 1980. — S. 379 — 462.
- Game R.M. The conditions of learning and theory of instruction. New York, 1985.
- Leight K., Ellis H. Emotional mood states, strategies and state dependency in memory // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 20. 1981. — S. 251 -266.
- Reder L. M., Anderson J.R. A comparison of texts and their summaries: Memorial consequences // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 19. 1980. -S. 121 —134.
- Merrill P., and Salisbury D. Research on drill and practice strategies. // Journal of Computer- Based Instruction. 11.- 1984.-S. 19−21.