Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лекции и беседы для спортсменов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перефразирование — это тоже повторение, только несколько отредактированное с учетом задач беседы. Лучше начинать с фраз: «Поправь меня, если я ошибаюсь…», «По твоему мнению…» Это пересказ, в который добавлены зерна коррекций, которые со временем вырастут в нужные тренеру изменения. Это как бы промежуточные итоги, приближающие к принятию спортсменом нужных решений. Интерпретация — самая… Читать ещё >

Лекции и беседы для спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лекции как форма воспитательного процесса в спорте направлены главным образом на повышение общего образования, культурного уровня и патриотизма спортсменов. Для решения задач психологической подготовки формальная лекция даже не академической, а популярной направленности используется редко. Однако в тех случаях, когда нет необходимости придавать тем или иным сведениям индивидуализированный характер (а на учебно-тренировочном сборе находится команда большой численности), проведение лекций значительно экономит время тренера или психолога. Главное требование к лекции — она должна быть интересной для спортсменов. Если ее содержание базируется на насущных потребностях спортсменов и их переживаниях, форма изложения доступна и понятна, а примеры напоминают спортсменам об их состояниях и поведении в недалеком прошлом, она вызовет интерес и действенный отклик в будущем. Продолжительность лекции не должна превышать 35—40 минут. При этом будет лучше, если объявить в начале лекции, что она рассчитана на 40 минут, а закончить ее через 30, чем поступить наоборот. Объявление о лекции вызовет меньше отрицательных эмоций, если оно дано заранее авторитетным руководителем. Беседы по сравнению с лекциями занимают неизмеримо большее место в системе психологической подготовки. Они могут естественно и просто вплетаться в привычное общение со спортсменом, а могут быть и специально организованными, систематическими, занимая свое постоянное место в режиме дня спортсменов. Беседы чаще всего кратковременны — примерно от 5 до 15 минут. В одних случаях беседа возникает спонтанно, в других требует предварительного обдумывания и организации. Из многочисленных публикаций по вопросам делового общения (Н. Рысев, А. Меграбян, В. Сергеечева, О. Митрошенков, А. Пиз, П. Томас, П. Пономарев и др.) сделана краткая выжимка, полезная для повышения коммуникативной компетенции тренера. Спонтанные беседы могут быть предельно кратковременны и вплетаться в общение, в том числе и в тренировочном процессе, так сказать, по ходу дела. Специально организованные педагогические (или психотерапевтические) беседы, проводимые тренером, — значительная часть его педагогического мастерства, требующая определенных знаний. Например, известно, что первое впечатление определяется примерно на 55% невербальными средствами выражения (язык тела), на 38% характеристиками голоса (громкость, тембр, тон, обертона, интонации и др.) и только на 7% смысловым содержанием. В разных исследованиях эти цифры варьируют, тем более если анализируется не только первая встреча. Собеседник подсознательно испытывает доверие, если эти части конгруэнтны, т. е. их эмоциональная окраска совпадает, в них нет противоречий. При рассогласовании собеседник верит больше первым двум, а не содержанию и смыслу беседы. При этом нельзя забывать, что есть текст, подтекст и контекст беседы. Контекст — это соответствующее место, оказавшись в котором, спортсмен оказывается под его внушающим воздействием. Да и для тренера важна та обстановка, оказавшись в которой, его облик получает соответствующее обрамление. По возможности нужно исключить помехи для беседы: шум, телефонные звонки, неадекватное освещение, некомфортную температуру, сквозняки, параллельные разговоры, неудобное место для сидения и пр. При организации конфиденциальной встречи, для разговора, так сказать, с глазу на глаз, спортсмен не должен сомневаться в том, что разговор не подслушивается. Обстановка поможет снять возможное напряжение, тревожное ожидание или негативизм. Задача проста — создать комфорт: внешний и внутренний. Дополняется аура комфорта внешним видом, позами, взглядами, улыбками и общей атмосферой отсутствия спешки и суеты. Умение создать суггестивную атмосферу в процессе беседы — часть тренерского искусства. Приблизительно расстояние между беседующими принято делить на пять зон: интимная — от 0 до 45 см, дружеская, или зона личностного общения, — 45—120 см, зона делового общения — 120—200 см, зона социального общения — до 2,5 м, безличная, или публичная, зона — более 2,5 м. Ясно, что вымерять эти расстояния никто не будет, тем более что зона делового общения довольно широко варьирует. Однако переход в дружескую зону в беседе со спортсменом далеко не всегда оправдан, а нарушение интимной зоны вообще может вызвать нежелательные эмоциональные реакции. Атмосфера скованности-раскованности создается всей манерой общения и определяется задачей, которую ставит перед собой тренер, организуя беседу. Подстегнуть или успокоить — задачи противоположные, но в любом случае лучше учитывать, на что мы воздействуем — на чувства или на разум спортсмена. Беседа — всегда немного игра, и тренер выигрывает, если получает нужную ему реакцию.

Чаще всего беседа происходит сидя, но взаимные позиции должны быть такими, чтобы не возникало ощущение допроса. Спортсмену неуютно, когда вы сидите прямо напротив него, а более сильный источник света расположен сзади вас. Очень важен зрительный контакт, без которого проходят мимо самые тонкие нюансы взаимодействия и взаимовоздействия. Коммуникативная наблюдательность тренера, позволяло

ющая все время сканировать психическое состояние, помогает глубже проникнуть в картину мира спортсмена и его конкретные мотивы деятельности. Наблюдательный тренер по мелким штрихам поведения может увидеть нечто важное для себя. Любое поведение содержит некие симптомы, по которым вскрываются те или иные личностные черты (так называемый симптомокомплекс).

Результативность последующего разговора определяется техникой активного слушания, техникой постановки вопросов, аргументацией, убеждениями и работой с возражениями.

В первую очередь надо отметить, что слушание во время целенаправленной педагогической беседы отличается от бытового. Здесь важна определенная сосредоточенность, при которой тренер-педагог не просто слушает, но и слышит своего собеседника. «Учитесь не смотреть, а видеть», — рекомендовал Шекспир.

Наиболее общая причина того, что мы слушаем, но не слышим, заключена в отсутствии культуры общения, дополнена отсутствием интереса или бесконечным планированием того, что хотелось бы сказать спортсмену, своеобразным внутренним диалогом, который отвлекает внимание от восприятия его речи. Неблагоприятное психическое состояние, состояние здоровья или некоторые особенности личности могут приводить к бесконечным перебиваниям, что далеко не лучшим образом сказывается на результатах беседы. Если беседа навязана, она может проходить в режиме пассивного слушания. Его иногда называют глухим молчанием. Это своего рода пример, как не надо слушать и вообще общаться. Взгляд отведен в сторону, нет каких-либо реакций на слова собеседника: ни звука, ни жеста, ни слова, ни взгляда. Такая демонстрация своеобразного отсутствия сбивает собеседника, может обидеть или даже оскорбить его. Так называемое активное слушание предусматривает безмолвное слушание, но оно не пассивно. Вы не молвите слов, никак не мешаете свободному словоизлиянию собеседника, находите способы поддерживать эмоциональный контакт взглядами, мимикой, позами, наклонами головы и тела. Все это можно сопровождать вздохами, хмыканьем и другими звуками, переходящими в междометия: угу, ага, хм, ух ты, да ну, да-да и пр. В последующих репликах типа «Замечательно!», «Здорово!» и пр. важно проявлять эмпатию и избегать высокомерия, снисходительности, язвительности, не сбивать темп речи или мысль. Уточнения углубляют реплики, направляют излагаемое содержание в нужное вам русло, демонстрируют наиболее интересующее вас: «Повтори, пожалуйста, еще раз», «Что ты имеешь в виду?» и пр. Дословное повторение слов или фраз спортсмена позволяет удостовериться в правильности понимания, глубже понять его проблемы, подчеркивает вашу внимательность и заинтересованность, углубляет его доверие к вам. Повторение нелепой фразы иногда помогает спортсмену одуматься (с подтекстом: «А ты сам понял, что сказал»).

Дословное повторение лучше начинать с фраз: «Ты считаешь…», «По твоему мнению…», «Насколько я тебя понял…», но лучше всего — «Правильно ли я тебя понял».

Перефразирование — это тоже повторение, только несколько отредактированное с учетом задач беседы. Лучше начинать с фраз: «Поправь меня, если я ошибаюсь…», «По твоему мнению…» Это пересказ, в который добавлены зерна коррекций, которые со временем вырастут в нужные тренеру изменения. Это как бы промежуточные итоги, приближающие к принятию спортсменом нужных решений. Интерпретация — самая эффективная и самая сложная часть активного слушания. Это фактически развитие мысли, ее своеобразное «додумывание», дополнение или развитие. Интерпретация лежит в основе размышлений (размыслить), приводящих к убеждениям по тем или иным вопросам. Искусно интерпретируя слова спортсмена, можно направить его мысли в иное русло, изменить отношение к чему-либо. Можно рассматривать интерпретацию в процессе общения как науку и искусство убеждения. Это основа многих педагогических и психотерапевтических методов воздействия на поведение и переживания человека. Резюмирование практически завершает активное слушание: «Если подытожить сказанное тобой, то…», «Как я понимаю, твоим желанием является…», «То, что ты сказал, означает…» и пр. Если необходимо продемонстрировать свободу выбора, пожелания лучше высказывать от второго лица. Например, не «Я бы хотел…», а «Не хочешь ли ты…».

Своеобразным приемом активного слушания является быстрое, краткое повторение про себя мыслей, высказанных спортсменом. Когда вы утомлены или потеряли интерес, это лучший способ сохранить внимание на предмете беседы.

Грамотно заданные вопросы в процессе беседы могут реально программировать спортсмена на определенные решения, действия или переживания. Получение сведений базируется на так называемых открытых вопросах, для ответов на которые потребуются пространные рассказы. Обычно они начинаются со слов: «Что…», «Как…», «Зачем…», «Почему…», «Не хочешь ли ты…» и т. д. Прямая им противоположность — закрытые вопросы, ответ на которые потребует только «Да» или «Нет». Это очень важное различие, так как открытые вопросы и ответы на них дают широкие возможности для маневра, а ответ на закрытый вопрос может поставить точку на дальнейшем общении. Задавая последовательно открытые вопросы, вы можете менять позиции спортсмена, пока не получите нужное вам «Да». А получив «Нет» на закрытый вопрос, вы оказываетесь в непростой ситуации как педагог. Из нее, конечно, можно выйти, но зачем туда попадать.

Опытные коммуникаторы (тренер, менеджер, родитель и др.) результативно пользуются так называемыми альтернативными вопросами. Их еще называют вопросами «выбор без выбора». Например, «Ты будешь прыгать тройной на утренней или на вечерней тренировке?» Задав закрытый вопрос: «Так ты будешь прыгать тройной?», риск получить отрицательный или уклончивый ответ возрастает. Альтернативный вопрос несколько обязывает человека, и все же это еще не решение, и совсем не приказ. Остается возможность выбора или его иллюзия, что особенно важно в беседе с негативистом, склонным к противоречиям (что особенно выражено в подростковом возрасте). Тонко чувствующий тренер, не получив ожидаемого ответа, в первую очередь подумает о том, а правильно ли и своевременно ли он задал вопрос.

Внимательно выслушав спортсмена, грамотно задав ему вопросы, тренер переходит к аргументам и фактам.

Общие закономерности и правила аргументации следующие:

  • 1. Аргументируйте понятными, обоснованными и уместными фактами. Два сильных, ярких аргумента лучше, чем десять слабых.
  • 2. Приводите примеры из спортивной практики и своего успешного опыта. Чем авторитетнее и известнее участник примера, тем он сильнее. Пример, как метафора, не требует объяснений и долгих толкований.
  • 3. Детализируйте даты, сроки, имена, результаты, гонорары, зарплаты, бонусы и пр.
  • 4. Аргументируя, говорите не о трудностях, а о путях их преодоления. Помните, что мы делаем «не потому, что», а «для того, чтобы…» Это делает ситуацию не объяснительной или оправдательной, а деловой, прогрессивной, направленной на достижение результата в будущем.
  • 5. Получайте вначале согласие на малое, а потом добивайтесь большего.
  • 6. Не давите на спортсмена, а помогайте ему, продвигайте к принятию самостоятельного решения.
  • 7. Обнаружив конфликт нескольких желаний, вместе со спортсменом постарайтесь определить приоритеты.

В ходе беседы гораздо эффективнее такое построение фраз, в котором звучат внушающие элементы позитивного исхода. Например, лучше уверенно сказать: «Мы это сделаем», чем «Это можно сделать» и тем более сомнительное «Попробуем это сделать». Слово «попробуем» всегда содержит в себе элемент неуверенности. Все пассивные выражения надо заменять на активные, демонстрирующие возможности и шансы на успех. Например, не «Мы тебе поможем», а «Ты сможешь добиться». Изложение аргументов очень полезно «пересыпать» паузами перед сообщением наиболее весомых фактов. Пауза автоматически делает их не только лучше воспринимаемыми, но и, выделяя из потока слов, увеличивает значимость.

В ходе беседы тренер может столкнуться с возражениями, сомнениями, противодействиями. В работе с возражениями для начала надо дать спортсмену выговориться — пусть разрядится. При этом проявить терпимость, внимательность, сохранять спокойствие, не проявлять недовольства. Более того, в первой же реакции отметить: «Я понимаю твою озабоченность». Затем нужен переход к выяснению конкретных причин, выяснению фактов: «Что же именно произошло?», «Когда это случилось?», «В чем конкретно ты сомневаешься?» и пр. Не стоит сразу отвечать возражением на возражение. Надо искать болезненные точки, моделируя варианты по типу: «Если я …, то …» После того как выяснены основные причины возражения, задают вопрос: «Только это вызывает у тебя сомнение (возражение, нежелание, беспокойство и пр.)?» и добиваются ответа типа: «Да, проблема именно в этом». Когда проблема ограничивается, ищутся варианты компромисса. Иногда возражение легко снимается ссылкой на авторитет. И желательно все время сохранять внутреннюю установку: в своих ответах на возражения искать позитив в рассматриваемой ситуации и ее полезные результаты в конечном итоге: «Да, это будет очень трудный период. Но если мы не пройдем его, запланированный результат будет маловероятен».

Завершая этот раздел, перечислим возможные ошибки при проведении беседы:

  • —спешка и суета в начале беседы — нет психологической готовности спортсмена к деловому общению;
  • —плохое понимание задачи беседы; отсутствие плана разговора;
  • —неясная аргументация, нечеткие критерии;
  • —недостаток знаний и фактов;
  • —необоснованные перебивания спортсмена;
  • —неграмотная постановка вопросов;
  • —игнорирование невербальной сигнализации;
  • —снисходительность, высокомерие, заносчивость, пренебрежение; —чрезмерная деликатность;
  • —чрезмерная раскованность, развязность, панибратство;
  • —трата времени на доказательство очевидного;
  • —тревожное или рассеянное состояние;
  • —многочисленные повторения;
  • —противоречие несомненным доказательствам;
  • —невладение тайм-аутом;
  • —обиды, неумение отшутиться;
  • —увлеченность собственной речью, поглощенность собой;
  • —склонность часто советовать, тем более читать мораль;
  • —бурное выражение своих эмоций;
  • —обидный для спортсмена критицизм.

Планируя решение какого-то вопроса, в первую очередь следует подумать о том, можно ли обойтись без формальной беседы. Может быть, его вполне можно решить на тренировке либо, скажем, во время обеда. Нередко это самый короткий путь к достижению цели. Но если вопрос серьезный и многоплановый и без беседы не обойтись, к ней надо специально готовиться. Желательно отрепетировать некоторые моменты разговора в своем воображении, последовательность отдельных моментов, предвидеть вопросы, возражения и спланировать ответы на них; продумать наиболее удобное для результата разговора время; создать благоприятное психическое состояние (кстати, умение создать у себя такое состояние — один из аспектов профессионализма тренера); четко увидеть, услышать, что же вы хотите получить в результате беседы. Если вы знаете за собой авторитарность, держите ее на тормозе до поры до времени. Она помощник и вредитель одновременно, все зависит от персонажа беседы и ситуации. Равно как и нравоучения, которым всегда надо уметь найти свое время и место, если в них действительно есть необходимость.

Для решения задач психологической подготовки тренер может проводить беседу сам либо привлекать для этой работы спортивного психолога-педагога. Тогда на долю тренера выпадет только организационная работа. Тематика бесед может быть очень разнообразной.

Беседы составляют основу для использования других методов воздействия, главным образом внушения (в данном случае как кратко сформулированного содержания беседы) в измененных состояниях сознания, о чем речь пойдет ниже. При этом они все же ориентированы на сознание спортсмена, в них что-то советуется, разъясняется, критикуется.

Если лекции больше просвещают, то беседы больше рекомендуют. Они также требуют высокой активности сознания спортсменов, вплоть до критичности. Хорошо, если возникает много вопросов, которые переходят в дискуссии, даже споры. Беседы помогают спортсмену глубже понять себя и других в трудных условиях спортивной деятельности, разобраться в своих переживаниях, отношениях и действиях. Эффект бесед гораздо выше, когда они проводятся не вообще тематически, скажем, как уроки в школе, а сообразно ситуации. Когда их содержание актуально, это вызывает интерес и активность слушателей. Эффективность повышается еще более, когда беседы предваряют сеанс психорегуляции. Например, при приближении пика тренировочной нагрузки, перед сеансом внушенного отдыха или гипноза, имеющего целью помочь спортсмену выдержать тренировочную нагрузку, проводится беседа об отношении к нагрузке.

В качестве иллюстрации ниже приводится стенограмма беседы для пловцов высокой квалификации, проведенной в начале нового сезона подготовки к ответственным соревнованиям. Вопросы, возникавшие по ходу беседы, и ответы на них опущены.

Текст беседы об отношении к нагрузке

«Нагрузки бояться не нужно. Той, которую вы испытываете сейчас и которая вам предстоит. Почему это важно? Вы знаете, что прироста результатов не будет, если вы не будете доводить себя до определенной степени утомления. Если вы будете тренироваться в этом сезоне на объеме и интенсивности прошлого года и при использовании старой методики, ждать прироста результатов, пожалуй, нельзя. Чтобы улучшить результаты, надо повышать нагрузки, конечно, до определенного уровня и в определенной системе.

Наступает новый сезон и, следовательно, наступает пора подготовки к перенесению нагрузок более высоких, чем когда-либо раньше. Одной из частей такой подготовки является понимание вами того, что в пики тренировочных периодов, которых в сезоне будет два, вы должны доводить себя до очень высоких уровней утомления, часто граничащих даже с нервно-психическим перенапряжением. Это значит, что психическое напряжение, обязательно сопровождающее хорошую работу, переходит в определенные моменты в перенапряжение, которое надо выдержать, перетерпеть. В периоды перенапряжения будет очень тяжело, так тяжело, что у вас могут мелькать мысли типа бросить все, оставить спорт, уйти в спокойную, обычную жизнь. Возникновение таких мыслей вполне понятно, потому что вы будете в состоянии перенапряжения. Но если вы настоящие спортсмены, вы переживете этот период и обеспечите себе прирост спортивных результатов. Чаще всего эти периоды бывают, когда вы тренируетесь на высокогорных базах. Именно «гора» в прямом и переносном смысле этого слова является главной проверкой спортивных качеств пловца. Перенапряжение проявляется многопланово. Это и неустойчивость настроения, и капризы, и нарушение сна — не буду перечислять все его признаки. Каждый из вас сам отметит в своем состоянии индивидуальные особенности проявления психического перенапряжения с тем, чтобы суметь противостоять им. Но возможен и другой, вполне понятный и в других условиях естественный путь — не терпеть нагрузки, а избегать ее. Этот путь совершенно не пригоден для спорта, он пагубен для спортсмена, хотя и не исключен. Нередко, не осознавая до конца, правдами и неправдами спортсмен старается снизить, уменьшить нагрузку или даже уйти от нее. Молодой пловец, попадая в сборную команду страны, должен знать, что, какой бы результат он ни имел, он пока лишь кандидат в сборную. Потому что он должен выйти на уровень сборной в первую очередь по своим возможностям, выдержать более высокие нагрузки по своим способностям, перенести высокие уровни напряжения и противостоять перенапряжению. Бывает, что молодой кандидат в сборную не до конца понимает, что он вышел на новый, особый, высший уровень и что ему еще предстоит доказать, что он достоин этого уровня. Уровень сборной страны — это новая адаптация как функциональная, так и психологическая. И когда такой пловец приходит ко мне излить душу, так сказать, «поплакаться в жилетку», со стонами восклицая: «Разве можно выдержать такую нагрузку?», —я ему отвечаю: «Ты попал на новый уровень работы, на новый уровень спортивных достижений. Выдержишь — останешься в сборной, нет — значит, ты слаб для нее». Тут нет середины. Альтернатива: да или нет. И ты должен доказать либо то, либо другое себе и другим. Попробуй, напрягись, «подержи» нагрузку недельку-другую. Если чувствуешь, что невмоготу, помаши ручкой всем и расстанься с большим спортом".

Для чего мы с вами говорим об этом? Дело в том, что выдержать нагрузку чисто физически, функционально вы сможете. Ваша физическая готовность очень высока. А вот выдержать нагрузку психологически гораздо труднее. Достаточно мелькнуть мысли: «Ведь прошлый раз я плавал по 16 километров в день — и было ужасно тяжело. А сейчас по 20 километров. Нет, не выдержу». И как только эта мысль нависнет над вами как дамоклов меч, вы таки действительно нагрузку не выдержите. Особенно опасно, если эта мысль всплывает вечером, перед самым засыпанием, или утром, при пробуждении. Ведь такого рода короткая фраза, как «Нет, не выдержу», это не что иное, как самовнушение. А эффективность самовнушений значительно выше, когда они осуществляются в дремотном состоянии. И если перед засыпанием вы допускаете мысль, да еще и обыгрываете ее, «обсасываете» со всех сторон: «Ох, тяжело будет завтра», «Не выдержу» и пр. — вы действительно завтра нагрузку не выдержите, так как эта мысль подрывает основы восстановления, смещает рабочие установки, поддерживает тревогу и сеет зло несущий страх. Вы должны засыпать со спокойной мыслью и глубокой уверенностью: «Завтра я отработаю полностью, с полной отдачей сил, все выдержу, со всем справлюсь. Хотя это будет и тяжело, но это очень важно для меня». Мысль: «Справлюсь, я справлюсь!!!» — должна сопровождать вас везде. Спокойная уверенность, что вы выдержите нагрузку, определяет и восстановление, и качество работы во время тренировки, и ваше общее настроение и мироощущение. Настоящий спортсмен точно знает, что все выдержит и в результате победит, по крайней мере, самого себя для начала. А потом придут и другие победы. А кто боится, тот ничего не достигнет. Человек счастлив своими достижениями, а несчастлив страхами.

И еще одно. Как только наступает «пик» тренировочных нагрузок, многим спортсменам свойственно, осознавая или не осознавая это, стараться избегать чрезмерных напряжений. С одной стороны, вы знаете, что, попав в сборную страны, вы должны, обязаны выполнить все условия, предъявляемые спортсмену экстракласса. И, конечно же, выдержать тренировочную нагрузку. С другой стороны, боязнь этой нагрузки, опять же осознаваемая или неосознаваемая, будет приводить к тому, что вы будете изыскивать всякие хитроумные пути, чтобы этой нагрузки избежать. Вот некоторые примеры такого поведения. Сегодня вы убеждаете всех и в первую очередь себя, что у вас болит голова, а позавчера у вас болело колено, а еще раньше плечо. Довольно часто в эти периоды случаются расстройства желудка, в некотором роде маленькие эпидемии. Можно предполагать, что у многих расстройство желудка возникает на психологической основе, особенно если кто-то по этой причине накануне пропустил тренировку. Естественно, что если расстроен желудок, то можно позволить себе снизить нагрузку или даже отказаться от тренировки. Тот, кто хочет избежать нагрузки, не осознавая того, скрытым самовнушением может вызвать у себя расстройство желудка и тем самым избежать конфликтной ситуации и с самим собой, и с тренером. Признаться в том, что вы не выдерживаете тренировочную нагрузку и поэтому пропускаете тренировку, вы не можете, отлично понимая, что в этом случае вы просто не соответствуете тому высокому уровню, на котором оказались, а пропустить тренировку из-за болезни вполне естественно. То же самое касается и других достаточно быстро проходящих болевых ощущений в теле. Они могут быть самыми разнообразными. Но, как правило, в этот период основа у них одна и та же — страх перед нагрузкой.

Наш организм — сложная саморегулирующаяся система. Подавляющее большинство процессов в нем протекает без участия нашего сознания. Но при желании мы можем зафиксировать наше сознание на каком-либо действующем органе. И в обычном состоянии бывает, что где-то кольнет и тут же проходит, и мы вовсе не останавливаем внимания на этом факте. В период больших нагрузок эти явления могут встречаться чаще, и это будет тоже проявлением здорового организма. Когда же спортсмен хочет уйти от нагрузки, он фиксирует свое сознание на неприятных или болезненных симптомах. Вот, например, вы вдохнули, что-то кольнуло в левой стороне груди. «Ничего, пройдет», — мелькает мысль, и действительно все проходит. Но даже если не пройдет, то вы не усматриваете в этом ничего угрожающего. Мало ли, ударился где-то или слегка застудил мышцы. А когда имеет место большая нагрузка, начинают проявлять себя тревожность и страх, особенно у мнительных спортсменов: «Ведь как тренируюсь! Как никогда! А вдруг это сердце?» И спортсмен начинает неосознанно оберегать себя. Это путь к снижению активности, это избегание предельных напряжений в тренировке, а следовательно, путь топтания на месте.

При большом желании человек всегда найдет объяснение тому, почему он не работает с возможной для него активностью. В спорте это особенно заметно. Мнительные, тревожные, беспокойные спортсмены или не оказываются на вершине спортивной работоспособности и высоких спортивных достижений, или очень быстро в ходе естественного отбора спускаются на уровень ниже. Это типичное проявление слабости, а слабым нет места среди сильных.

Оказывается, что тренировочную нагрузку вовсе не достаточно выдерживать только физически, ее еще нужно выдерживать психологически. Конечно, в период больших физических напряжений в организме происходят существенные изменения. Но сложная совершенная система организма находит возможности для компенсации сниженных функций утомленных органов. Если в эти процессы начинают вмешиваться вредные самовнушения спортсмена, возможности для компенсации значительно снижаются. Более того, мнительный, но действительно здоровый спортсмен, утомленный самовнушением, может сделаться больным. В науке это обозначается словом «ипохондрия».

Надо спокойно и уверенно тренироваться. Необходимо твердо знать, что вы можете выдержать значительно большие физические нагрузки, что вы восстановитесь после любой тренировки. История спорта полна примеров, когда великими становились те спортсмены, которые ломали существующие каноны о возможностях организма, на удивление всем тренировались значительно больше и интенсивнее, чем кто-либо до них или рядом с ними. Конечно же, для этого нужна еще и смелость. На вершине человеческих возможностей только действительно смелые и сильные способны расширять представление о возможностях человека. Такие нагрузки могут приводить к перенапряжению. Но не редкость, что путь к скачку спортивных результатов лежит только через них, особенно на уровне мировых достижений. Важно в тренировках довести себя до вершины, до предела своих возможностей, выдержать это напряжение в течение какого-то времени, а затем в период снижения нагрузки ожидать суперкомпенсации функции и скачка спортивных результатов. Тот, кто не может заставить себя работать на верхних пределах возможностей или не выдерживает этого или просто боится этих нагрузок, тот никогда не поднимется на высшую ступень пьедестала почета. В спорте успех сопутствует только тем, кто идет вперед «без страха и сомнений».

В дальнейшем содержание беседы сводится к коротким императивным формулировкам, формулам внушений и самовнушений для сеансов психорегуляции. Они будут приведены ниже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой