Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние психомоторных асимметрий на динамику спортивных результатов у фехтовальщиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертационной работы заключается в возможности использования результатов и выводов исследования на этапах отбора в ациклических видах спорта. Данные об особенностях проявления психомоторных асимметрий у фехтовальщиков, с учетом их индивидуально психологических особенностей, позволит тренеру более эффективно строить тренировочную программуспортсмену легче переносить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблемы психомоторной асимметрии в спортивной деятельности
    • 1. 1. Проблема функциональной асимметрии в двигательной деятельности человека
    • 1. 2. Индивидуально — психологические особенности личности и психомоторика в спортивной деятельности
    • 1. 3. Влияние психомоторных асимметрий на успешность деятельности в спорте

Влияние психомоторных асимметрий на динамику спортивных результатов у фехтовальщиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Категория деятельности — одна из фундаментальных в отечественной психологии, она выступает в качестве объяснительного принципа и анализа психики в общей психологии и других прикладных областях психологического знания./ Ломов Б. Ф., 1984/.

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле концепции «психофизиологии активности «/ Бернштейн Н. А./ и «физиологии функциональных систем «/ Анохин П. К./. В психологии вопросами деятельности занимались Рубинштейн С. П., Леонтьев А. Н. и др.

Проблема деятельности определяет направление развития человека и изучение частных вопросов на стыке наук, позволяет обобщить разнообразные особенности человеческой деятельности при взгляде на нее с различных точек зрения.

И. М. Сеченов был первым исследователем, подвергнувшим механизмы сознательных действий человека физиологическому анализу. «Все без исключения психические акты. развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные действия, вытекающие из этих актов, движения, называемые обыкновенно произвольными, — в строгом смысле отраженные»./ 1935 /.

В 60-е годы В. Н. Мясищев справедливо заметил, «трудно определить где кончается физиология и начинается психология».

Ряд ученых — Теплов Б. М., 1961; Мерлин В. С., 1964; Ильин Е. П., 1969, выдвинули положение о том. что каждая психологическая особенность человека связана с несколькими типологическими свойствами нервной системы и что при оценке действий человека надо опираться на комплекс сочетание типологических особенностей, способствующих или затрудняющих проявление той или иной особенности поведения.

Опыты, проводимые В. С. Мерлиным 1955 показали отсутствие простого параллелизма между характером поведения и силой нервной системы. Но они говорят также о необходимости учитывать свойства нервной системы для возможно лучшей организации деятельности. Свойства нервной системы это — физиологические свойства и поэтому их никак нельзя отождествлять с психическими свойствами личности, свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но формируют почву на которой они развиваются.

Психологический анализ деятельности, по мнению С. В. Малиновского /1969/, требует изучения ее особенностей, без чего не может быть рационально организован процесс овладения данным видом деятельности. Особенно это требование актуально при психологическом анализе спортивной деятельности во всех ее многообразных формах.

Е. А. Климов отмечал, что проблема индивидуального стиля — это проблема стратегии, техники и тактики в деятельности каждого человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального «стыкования», уравнивания субъекта с объективными требованиями деятельности. Спортивная деятельность может быть очень удобной моделью для изучения закономерностей процесса достижения наивысших результатов и мастерства /1969/.

Для нас вопрос о спортивных достижениях интересен как составная часть проблемы раскрытия индивидуальных резервов человека, в рамках развивающейся научной дисциплины «Ак-меологии», или науке о развитии и достижении наивысших результатов (Ситников А. П., 1996).

Настоящая работа посвящена изучению психомоторных асимметрий у спортсменов, их влияния на динамику спортивных результатов. Психомоторные асимметрии, являясь частным проявлением функциональных асимметрий человека, играют ведущую роль в формировании многих двигательных навыков.

Изучение литературных источников позволило установить, что психомоторная асимметрия человека проявляется на индивидуальном уровне, на уровне характеристик субъекта деятельности в виде бинарных эффектов и латерального доминирования, а также на личностном уровне, отражаясь в индивидуальных особенностях личности. Имеется большое число работ, исследующих особенности различных видов асимметрий: психомоторных, функциональных, сенсорных, асимметрий высших нервных функций. В научной литературе мы обнаружили крайне мало исследований, которые объединяли бы в себе изучение психомоторной асимметрии человека и индивидуально психологические особенности личности.

Представляемая работа является актуальным и своевременным исследованием в области спортивной деятельности, позволяющей уточнить и расширить знания о факторах влияющих, как на личность спортсмена, так и на результативность его деятельности. Акмеологический подход в исследовании психомоторных асимметрий позволяет рассмотреть спортивную деятельность с позиции процесса, имеющего конечной целью достижение наивысших результатов. Все факторы, которые прямо или косвенно влияют на этот процесс должны быть объективно изучены и отражены в программе подготовки человека к деятельности. В нашем случае, это двигательная — спортивная деятельность.

Изучение двигательных возможностей занимает в психологии и физиологии спорта большое место. Отбор в различные виды спорта, контроль за физическим развитием спортсменов — могут быть упрощены с помощью психомоторных тестов (Ильин Е. П., 1981).

Озеров В.П. считает, что по прежнему остается предельно актуальной задача всестороннего изучения психофизиологических механизмов и структуры специальных способностей, а также поиск надежных критериев для оценки психомоторных способностей и диагностики ее особенностей /1989/.

Т. М. Жекулина /1987/, изучала динамику психомоторных асимметрий у спортсменов /пловцов и фехтовальщиков/ на фоне предстартовых состояний, а С. В. Никольская /1993/ разработала методику подготовки юных рапиристов — левшей с учетом функциональной асимметрии и затронула проблему психофизиологических различий между фехтовальщиками левшами и правшами. Мы считаем необходимым определить физиологическую и психофизиологическую обоснованность ведущей руки спортсмена, как индивидуальный профиль асимметрии.

В отдельных работах Н. А. Розе /1970 /- Л. А. Головей /1981/- Т. Т. Немчин /1983/, отмечается взаимосвязь функциональной асимметрии и психических состояний человека.

Предмет исследования — взаимосвязь психомоторных асимметрий с индивидуальными особенностями у спортсменов и ее влияние на динамику спортивных результатов у фехтовальщиков.

Объект исследования — взаимосвязи психомоторных асимметрий с индивидуальными особенностями у спортсменов — фехтовальщиков.

НОВИЗНА нашего исследования состоит в комплексном рассмотрении влияния психомоторных асимметрий и личностных особенностей человека на динамику спортивных результатов у фехтовальщиков. В частности:

1. Впервые рассматриваются особенности взаимосвязей психомоторной асимметрии и индивидуально — психологических особенностей личности спортсмена.

2. Новыми являются экспериментальные данные о своеобразии и особенностях проявления психомоторных асимметрий у спортсменов различной квалификации на материалах фехтования.

3. Выявляются основные и определяющие взаимосвязи психомоторики, силы нервной системы и поведения человека в спортивной деятельности /фехтование/.

4.Предпринята попытка определения наиболее значимых, для достижения положительной динамики спортивных результатов, из изучаемых признаков.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертационной работы заключается в возможности использования результатов и выводов исследования на этапах отбора в ациклических видах спорта. Данные об особенностях проявления психомоторных асимметрий у фехтовальщиков, с учетом их индивидуально психологических особенностей, позволит тренеру более эффективно строить тренировочную программуспортсмену легче переносить интенсивные тренировочные нагрузки. Определение наиболее информативных и достоверных психомоторных тестов, в процессе достижения спортивных результатов, дает возможность для создания системы тестирования спортсменов — фехтовальщиков. Изучение динамики спортивных результатов в рамках пролонгиоовяии-— эксперимента дает возможность выделить наиболее значимые для достижения высоких результатов, индивидуальных особенностей фехтовальщиков. Обобщенные результаты исследования могут быть включены в курс спортивной психологии для студентов академии физической культуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ данного исследования состоит в разработке и углублении общепсихологических знаний о функционировании механизма билатерального регулирования в зависимости от индивидуально — психологических особенностей личности. Данная работа вносит научный вклад в разработку проблемы функциональной асимметрии человека. Методологическая значимость исследований по проблеме психомоторных асимметрий выражается в уточнении теоретических понятий и накоплении научных фактов для расширения границ знания в области спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки. Аппарат методов, использованный в работе, позволяет осуществить комплексный подход к изучению личности спортсмена, успешность соревновательной деятельности которого формируется и программируется на протяжении всей спортивной карьеры.

На защиту выносятся следующие положения :

1 .Определение психофизиологических особенностей спортсменов является актуальной задачей деятельности тренера и требует для своего решения специальных психологических знаний и методов.

2.Уровень спортивной квалификации оказывает существенное влияние на степень выраженности психомоторных асимметрий у фехтовальщиков.

3.Особенности психомоторных асимметрий у спортсменов необходимо рассматривать в совокупности с их индивидуальнопсихологическими особенностями.

4.Характер взаимосвязей психомоторных асимметрий и индивидуально психологических особенностей личности влияет на динамику спортивных результатов у фехтовальщиков.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Текст диссертации содержит 145 стр. м.п., оформлен в соответствии с требованиями ВАКа России к кандидатским диссертациям по педагогическим и психологических наукам, иллюстрирован — 11 таблицами и 7 рисунками.

Выводы.

1.Исследование особенностей психомоторных асимметрий у спортсменов фехтовальщиков является актуальной задачей психологии развития, акмеологии, спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки.

2.Спортсмены демонстрируют скрытые психомоторные асимметрии, выражающиеся в различии показателей рабочей асимметрии и психомоторного тестирования, что позволяет говорить о необходимости проведения психомоторного тестирования на этапе отбора в фехтовании.

3.Особенности проявления психомоторных асимметрий отражают силу нервной системы по показателю выносливости, что особенно ярко проявляется у спортсменов демонстрирующих комплекс психомоторной асимметрии ЛПП.

4.Индивидуальные особенности личности по показателям социального темпа, консерватизма и нейротизма имеют наиболее выраженные взаимосвязи с комплексом психомоторной асимметрии ЛПП. Спортсмены этой выборки опережают других по показателю успешности спортивной деятельности, что позволяет сделать заключение о их предпочтительности в процессе отбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. Пространственные различия. — Л.: ЛГУ, 1955. — 188 с.
  2. . Г. Человек, как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1968. -339 с.
  3. П. К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности // Вопр. философии. 1970. — № 6. — С. 107 — 118.
  4. А. Б. Структура и динамика сенсомо-торного реагирования в процессе совершенствования мастерства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1981. — 26 с.
  5. В. А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 182 с.
  6. Ахмед Орееби Ода. Результативность деятельности гандболистов различного амплуа в зависимости от свойств личности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 20 с.
  7. А. А. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого спортивного результата (на примере тяжелой атлетики): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 22 с.
  8. Ф. Б. Функциональные моторные асимметрия и психомоторные соотношения // Функциональная асимметрии и адаптации человека. М., 1976. — С. 30 — 40.
  9. Н. А. О построении движении. М., 1947. — 255 с.
  10. Ю.Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. -349 с.
  11. И.Бианки В. А. Механизмы парного мозга. -Л., 1989. -259 с.
  12. Ю. М. Экспериментальные исследования надежности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях ответственных соревнований. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1973. — 16 с.
  13. Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорт. М., 1987. -160 с.
  14. А. А., Алехин В. И. Некоторые методы контроля за психофизиологическими состояниями спортсменов (памятка врачам ДОСААФ). М., 1988. — 20 с.
  15. Д. Я. Личностные особенности спортсмена: Избр. лекции. Л., 1974. — 60 с.
  16. С. В. Индивидуализация тренировки бегунов на основе изучения психологических особенностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 18 с.
  17. А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал, 1993, Т. 14, № 5. С. 14 — 18.
  18. С. Д., Тышлер Д. А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск: Высш. школа, 1983. — 173 с.
  19. И. В. Исследование взаимосвязей психологических и физических составляющих структуры личности и возможности целенаправленной их коррекции: Автореф. дне.. канд. биол. наук. Киев, 1991. — 16 с.
  20. Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981, — 283с.
  21. Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  22. А. Ф. Десноручие, шуеручие и перекрестная асимметрия конечностей // Русский антропол. журн. 1927. № 2. С. 14−16.
  23. В. И., Лоскутова Т. Д. Функциональная асимметрия полушарий и время пространственно двигательной реакции Н Тр. МНИИ психиатрии. М., 1976. — Т. 78. -С. 24−28.
  24. . Г. В. Индивидуализация тренировочной нагрузки в процессе предсоревновательной подготовки боксеров высокого класса с учетом их личностных и психофизиологических особенностей. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 18с.
  25. Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997, — С. 267- 270.
  26. Введение в психологию спорта: Учеб. пособие / Сост. Пискун О. Е., Дроздов В. П., Пономарев Н. И./. -СПб.: Техн. Ун т. 1994. — 96 с.
  27. А. Б. Психологические компоненты тренированности в спорте высших достижений. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1989 — 16 с.
  28. Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. — 519 с.
  29. Ю. А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. -СПб., 1996−48 с.
  30. А. Д. Индивидуализация спортивной тренировки на основе учета психофизиологических различий: Лекции. Смоленск, 1978. — 26 с.
  31. А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. Смоленск, 1989.- 32 с.
  32. Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека. Л., 1973. — 117 с.
  33. Э., Коста Л. Д. Нейроанатомическая асимметрия полушарий мозга и способы переработки информации // Нейропсихология сегодня. М. 1995. — С. 8−14.
  34. Г. Д. Из опыта исследования времени реакции с использованием электротермографической установки // Тезисы докладов к ХХ-ой научно технической конференции, посвященной 70- летию изобретения радио. — П., 1965. — С. 17 -19.
  35. Г. Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы (на материалах исследования пловцов). Дис.. на соискание учебной степени канд. пед. наук, (по психологии). П., 1967. — 215 с.
  36. И. Методологические основы прикладной математики на современном этапе ее развития it Вопросы философии. 1976. — № 6. — С. 104 -114.
  37. С. Г., Левандовский В. В., Перфилов и др. Пакет прикладных программ STATGRAPHICS на персональном компьютере. СПб. — 1992. — 104 с.
  38. В. Н. Психологические факторы результативности соревновательной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Ин-т общ. и педагогич. психол., 1986. — 18 с.
  39. М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. 1930. 184с.43Деглин В. Л. Функциональная асимметрия мозга человека: Автореф. дис.. д-ра. мед. наук. Л., 1984. -30 с.
  40. В. Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Амстердам- Киев, 1996. — 297 с.
  41. Л. Д. Личность: проблемы психологического консультирования: Учеб. пособие. Барнаул, 1993. — 124 с.
  42. А. А. Перспективность акмеологических исследований // Материалы первой годовой научной сессии Российской Академии Управления. М., 1993. -С. 23 -28.
  43. Т. М., Брагина Н. Н. Левши. М., 1994.-358 с.
  44. Г. Н. Асимметрия развития мышц ног и спортивный результат в прыжках в высоту // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 12. — С. 37 -38.
  45. В. В. Взаимосвязь психических состояний и эффективности тренировочной деятельности спортсменов. Л.:ЛГУ., 1987. — 16 с.
  46. П. Н. О некоторых аспектах функциональной латерализации в процессе спортивной деятельности // Проблемы нейрокибернетики. Элиста, 1985. — С. 155- 160.
  47. П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Изд-во Ростов. Гос. Ун-та, 1988. 128 с.
  48. И. В. К проблеме взаимосвязи между профилями латеральной организации функций и физическими качествами человека. М., 1992. — 248 с.
  49. И. В. Особенности моторной организации у лиц занимающихся различными видами спорта // Материалы 2-ой конференции. Казань, 1992. — 4.2. -С. 72.
  50. И. В. Межполушарные асимметрии и двигательные способности // Физиология человека. М., — 1996.-№ 1,-С. 26 -29.
  51. Т. М. Динамика психомоторной асимметрии у спортсменов: Дис.. канд. психол. наук. Л., -1988. — 187 с.
  52. . Т. М. Психомоторная асимметрия у спортсменов, как показатель готовности к соревнованиям // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1988. — С. 61 — 69.
  53. А. В. Соотношение функций организма. М., 1990.-246 с.
  54. Е. П. Методические указания к практикуму по психологии (изучение психомоторики). Л., — 1981. -88 с.
  55. Е. П. Психофизиология физического воспитания. М., — 1983. — 222 с.
  56. Г. Изучение особенностей предпочитаемого, типологически обусловленного стиля спортивной деятельности. Л., 1978. — 329 с.
  57. И. Г. Особенности проявления функциональной моторной асимметрии у квалифицированных спортсменов // Теория и практика физич. культуры. -1985.-№ 10.-С. 23−26.
  58. М. Г. Асимметрия в моторике спортсменов: Учеб. пособие Азербайджан. Ин -т физической культуры. Баку, 1991. — 52 с.
  59. С. Б. К интегральной оценке функциональной асимметрии головного мозга человека II Биол. журн. Армении. № 4. -1983. — С. 16 -19.
  60. В. С., Тышлер Д. А. Тренировка фехтовальщиков. М.: Физкультура и спорт. 1972. — 181 с.
  61. Ю. Я. В сб.: Материалы всесоюзного симпозиума «Психологический стресс в спорте». Пермь, 1975. — С. 19−24.
  62. В. Н. Свойства темперамента, как условие эффективной спортивной деятельности спортсменов высокой квалификации (бокс). Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: 1984. — 22 с.
  63. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд. Казан, ун-та, 1969. — 280 с.
  64. А. Б. О значении функциональной лате-рализации в формировании сложных двигательных актов у спортсменов // Физиология человека. 1983. — № 6. — С. 989 — 993.
  65. И. А. Индивидуализация технико-тактической подготовки футболистов на этапе углубленной спортивной специализации с учетом особенностей личности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. -21 с.
  66. Л. А. Проявление типологических свойств нервной системы в трудовой деятельности наладчиков в ситуациях простоев станков // Вопросы психологии. 1963. — № 4. — С. 20 — 23.
  67. А. Н. Нейропсихологические методы исследования // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологи. СПб, 1991. — С. 48 — 73.
  68. Н. В., Дергач А. А. Акмеология: путь достижения вершин профессионализма. М., Российской Академии Управления. 1993. — 23 с.
  69. В. М., Степин В. С. Гносеологический аспект понятия времени // Вопросы философии. 1970. -№ 11. — С. 35 -39.
  70. Г. Е. Исследование личностных особенностей спортсменов методом моделирования. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1981. — 16 с.
  71. Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.-243 с.
  72. А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1972. -854 с.
  73. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. — 304.
  74. А. Н., Кринчик Е. П. О применении теории информации в конкретно-психологических исследованиях // Вопросы психологии. -1961. № 5. — С. 43.
  75. Г. А. Функциональная асимметрия глаз // Русский офтальм. журн. -1929. № 1 — С. 17 — 20.
  76. Е. О. Методика формирования «чувства оружия» у фехтовальщиков-шпажистов: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1992. — 218 с.
  77. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 178 с.
  78. В. Г. Психоаналитические аспекты спортивной деятельности: Лекции. Киев, 1991. — 16 с.
  79. Е. Н. Некоторые аспекты билатерального регулирования в онтогенезе // Проблемы общей и инженерной психологии. -Л., 1976. Вып. 7. — С. 17 — 23.
  80. А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.-373 с.
  81. А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно научные основы психологии. М., 1978. -С.109 — 140.
  82. Ю. В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1997. -24 с.
  83. Ю. Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей и состояний гимнастов, с целью повышения эффективности их деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1979. 22 с.
  84. С. В. Исследование психологических особенностей выбора ответного действия. М., 1969. — 116 с.
  85. М. А., Березовская Е. Л. Функциональная асимметрия и симметрия пространственного восприятия у спортсменов различных специализаций // Теория и практика физич. культ., 1980. № 11. — С. 19 -23.
  86. Р. Н. Асимметричность технических действий в футболе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1975. -24 с.
  87. В. М., Яшпольский Л. Т. Методическая разработка к 14 факторному личностному опроснику. М., 1988. — 26 с.
  88. В. М., Чикова О. М. Психологические особенности личности спортсмена: Текст лекций. Минск, 1985. 30 с.
  89. В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964. — 124с.
  90. В. С. Типологические различия во влиянии отрицательной и положительной оценки деятельности на распределение внимания // Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. Пермь, 1964. — С. 34 — 37.
  91. Методы исследования в психофизиологии: Учеб. пособие / Дорошенков В. А., Кануников И. Е., Смирнов А. Г. и др./ под ред. Батуева А. С. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1994. — 144 с.
  92. М. П., Тышлер Д. А. Психологическая подготовка фехтовальщика М.: Физкультура и спорт. 1969 — 128 с.
  93. А. Д. Особенности вероятностного прогнозирования и выбора решения у фехтовальщиков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972 — 16 с.
  94. В. М., Режинашвили Р. С., Самада-швили В. В. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси: Менциереба, 1977. — 143 с.
  95. Моторные задачи и исполнительская деятельность. Исследование координации движения рук / Под ред. Рокотова М. С. Я.: Наука, 1971. — 129 с.
  96. ЮО.Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976 — 336 с.
  97. В. Д. Избранные психологические труды. М., 1990 — 437с.
  98. Т. А. Состояние нервно- психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. — 167 с.
  99. ЮЗ.Никитюк Б. А., Троян Р. М. Морфо-функциональная асимметрия конечностей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. -С. 43 — 47.
  100. А. Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. — 18 с.
  101. С. В. Методика техническо-тактической подготовки юных рапиристов-левшей, с учетом функциональной асимметрии. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 24 с.
  102. Н. Н. Психологическое консультирование. Метод, пособие. СПб., 1993 — 52 с.
  103. И. М. Управление соревновательной деятельностью квалифицированных фехтовальщиков с учетом эмоционально-волевых особенностей личности и темперамента. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986 — 22 с.
  104. Ю8.0зерецкий Н. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. СПб., 1928. — 118 с.
  105. В. П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев: Лумина, 1989. -112с.
  106. О.Павлов И. П. Собрание сочинений. Т. 3. Изд.2. М. Л., 1935.
  107. И. М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по силе торможения и уравновешенности нервных процессов. Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии). -М., 1960- 15 с.
  108. Ю. П. Исследование взаимосвязей между психологическими качествами, экстремальнымиусловиями и эффективностью соревновательной деятельности (волейбол). Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991 -18 с.
  109. ИЗ.Пейсахов Н. М. К стандартизации двигательных методик исследования силы нервной системы. М., 1970. -224 с.
  110. Н. А. Биометрия. 2-е изд. — М.: МГУ, 1970−368 с.
  111. Н. В. Взаимосвязь моторных асимметрий с рабочей асимметрией у фехтовальщиков: Вестник Балтийской академии. СПб., 1997. — Вып. 10. -С. 56 -59.
  112. Н. А., Сайчук Л. В. Фехтование на шпагах. М.: Физкультура и спорт. 1970. — 244 с.
  113. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под общ. ред. Крылова А. А. Л., 1987.
  114. Прикладные вопросы спортивной психологии. Сб. науч. трудов. Общ. ред. Ганюшкин А. Д. Смоленск, 1989−96 с.
  115. Психологические особенности студентов -спортсменов: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Ганюшкина А. Д. Смоленск, 1988 — 68 с.
  116. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. тр. Л., 1988 — С. 61.
  117. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. О. Б. Гиппенрейтера. М.: МГУ., 1982 — 320 с.
  118. Психология и современный спорт: Сб. науч. тр. / Сост. Родионов А. В., Худадов Н. А. М.: Физкультура и спорт. 1982 — 224 с.
  119. Психология личности и деятельности спортсменов: Сб. науч. работ. М., 1981 — 128 с.
  120. Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин: Сб. науч. тр. -Смоленск, 1986. 96 с.
  121. . Сб. науч. тр. / Ред. Ильин Е. П. Л., 1976- 126 с.
  122. Психофизиологические исследования интеллектуальной само регуляции и активности: Монография / Отв. ред. В. М. Русалов, Э. А. Голубева. М.: наука, 1980 -208 с.
  123. А. Ц. Психология спорта. Л., 1952. — 232с.
  124. А. А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990 — 153 с.
  125. А. В. Исследование методики психологической подготовки к соревнованиям в зависимости от особенностей высшей нервной деятельности фехтовальщика: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., -23с.
  126. А. В. Психология спортивного поединка. М.: Физкультура и спорт. 1968 — 128 с.
  127. Н. А. Психомоторика взрослого человека. -Л.: ЛГУ., 1970- 128 с.
  128. Розе-Грищенко Н. А., Головей Л. А. Динамика психомоторных характеристик индивидуальности, в условиях напряженной деятельности // Психические состояния. -Л.: ЛГУ., 1981. Вып.10. -С. 149- 155.
  129. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: 1976. — 415 с.
  130. В. М. Основная проблема современной дифференциальной психофизиологии // Физиология человека. 1975. — Т. 1, № 3. — С. 451 — 458.
  131. В. М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М.: Наука, 1979 -352 с.
  132. В. М. Биологические основы индивидуально психологических различий. Автореф. дис.. д-ра. психол. наук. М., 1980 — 42 с.
  133. М. Н. Психофизиологическое тестирование темперамента //Журн. Высш. нерв. деят. им. И. П. Павлова. 1992 -Т. 42, Вып. 1. — С. 44 — 55.
  134. Е. Ф. О структуре поля зрения взрослого человека // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. Л.: ЛГУ, 1968. Вып. 2. С. 64 — 72.
  135. Л. И. Формирование и регуляция предстартовых состояний спортсменов (на примере спорта высших достижений). Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993 — 14 с.
  136. А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 20 с.
  137. Л. К. Психологические вопросы управления человеком в сложных условиях деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1979. — 18 с.
  138. Э. Г. Нейропсихологический анализ функционального взаимодействия полушарий головного мозга // Бессознательное. Тбилиси. Т.2. -1978. С. 298 -305.
  139. Е. Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л.: Медицина, 1973. 246 с.
  140. Е. Б. Корковая регуляция движений человека. М.: Медицина, 1981. 184 с.
  141. А. П. Психология «Новый Я» // Ак-меология. М. — 1995. — № 2. — С. 14 — 16.
  142. А. П. Акмеологический тренинг. М., 1996.-430 с.
  143. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 237с.
  144. . М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии: Материалы к совещанию. М., 1962 -40 с.
  145. Т. Н. Функциональная асимметрия мозга и клиническое проявление эпилепсии // Здраво-охр. Белоруссии. 1985. — № 4. — С. 43 -47.
  146. В. А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере дзюдо): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. — 1985. — 22 с.
  147. . В. Поединок фехтовальщика. -Киев, 1986. -71с.
  148. . В. Совершенствование тактической подготовки фехтовальщиков в связи с индивидуальным стилем принятия решения в боевых взаимодействиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. 1981 — 24 с.
  149. . В. Корреляционный анализ боевой деятельности фехтовальщиков на саблях // Фехтование. М.: Физкультура и спорт. 1983. — С. 39 — 40.
  150. Д. А. Исследование боевой деятельности фехтовальщиков высшей квалификации и методов их тренировки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974−36 с.
  151. Н. С. Индивидуальные различия влияния отношения к педагогической оценке на распределения внимания учащихся в зависимости от силы возбудительного процесса // Вопросы психологии. 1963. — № 5. — С. 36 — 40
  152. Т. В. Индивидуально психологические особенности личности спортсменов гимнастов старшего школьного возраста и влияние этих особенностей на успешность соревновательной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1982 — 22 с.
  153. А. В. Игровой метод развития специализированных качеств фехтовальщиков в группах начальной спортивной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 24 с.
  154. Физиологические основы психической деятельности человека: Учеб. пособие /В. Ф. Пятин, О. В. Лаврова/. Самара: 1994 — 135 с.
  155. Функции лобных долей / Ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия.-М., 1982.-232 с.
  156. Е. Д., Ефимова Е. В. Значение профиля межполушарной асимметрии для спортивной деятельности // Теория физической культуры. 1989. — № 1. -С. 8.
  157. Е. Д. Об асимметрии блоков мозга// Нейропсихология сегодня. М., 1995 — С. 14 — 27.
  158. Е. Д., Привалова Н. Н., Ефимова И. В. И др.: Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: МГУ., 1995. — 327 с.
  159. В. Ю. Развитие специальных физических качеств и совершенствование двигательных действий лыжников, гонщиков старших разрядов с учетом асимметрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. П., 1984 -22 с.
  160. Ю. И. Связь успешной деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями личности спортсменов (на модели пулевой стрельбы). Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979−22 с.
  161. О. М, Индивидуально психологические особенности личности и специальная психологическая подготовленность спортсменов пловцов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1983 — 22 с.
  162. И. П. Соотношение нейродинамиче-ских и психомоторных свойств у спортсменок школьниц: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1984. -18 с.
  163. О. В. Психологические особенности структуры личности представителей игровых видов спорта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 24 с.
  164. Шубенко-Шубина И. Е. Связь нарушения адекватности восприятия в кожном анализаторе с вариантами межполушарной асимметрии головного мозга // Журн. Неврологии в психиатрии. 1978. — С. 34 — 38.
  165. . И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий: Автореф. дис. .канд. пед. наук. П., 1965. — 24 с.
  166. Annett М. A classification of hand preference by association analysis // The British Journal of Psychology. 1970. Vol. 61, 3. P. 303−321.
  167. Annett M. The distribution of manual asymmetry // The British Journal of Psychology. 1972. Vol. 63. 3. P. 343 -358.
  168. Annett M. A coordination of hand preference and skill replicated // The British Journal of Psychology. 1976. Vol. 67. 4. P. 587 592.
  169. Berne E. Games people play. The psychology of human relationships. London: Andre Deutsch, 1966. — 192 P
  170. Lester D. The relationship handed ness and personality trains (extroversion and neurotiersm) II Vers., and Yndi uid Differ. 1987. — v., S., 3 — P. 437 — 450/
  171. Rabbit P., Hand dominance, attention and the chore between responses // Quart J. Exp. Psychol. 1978. Vol. 30, № 7. — P. 407−418.
  172. Sakano noboru. Latent left — handedness: ots relation to hemispheric a. Psychol functiolns //Prof. Dr. Litt. Noboru Sakano. — Jena: Fisher, 1982. — 122 p.1. Опросник Аннетт.
  173. Скажите, какой рукой Вы пользуетесь, когда.1 .Пишете2.Бросаете мяч в цель
  174. Держите ракетку при игре в теннис, бадминтон4. Метете веником
  175. Держите ложку во время еды
  176. Держите щетку при чистке зубов 7. Отвинчиваете крышку банки8. Зажигаете спичку
  177. Вдеваете нитку в ушко иголки
  178. Держите ножик затачивая карандаш11. Режете ножницами
  179. Держите молоток забивая гвозди.
  180. Правой рукой: Левой рукойпп: Всегда: Иногда: Никогда: Всегда: Иногда: Никогда1.: :: ::: 2.: :: и т. д.
  181. Любая отметка ставится под правильным ответом. Спасибо за помощь в проведении исследования.
  182. Прогнозирование результативности спортивной деятельности. Ответьте, пожалуйста, как строится Ваша работа с
  183. Заполняя анкету зачеркивайте неверный ответ. Данные этого исследования необходимы для научного эксперимента и не будут интерпретироваться в развернутом виде.1.Тренируете Вы спортсменас начала его спортивной карьеры? Да / Нет
  184. Находите ли Вы общий язык?
  185. Да / ////////// Нет (отметьте положение на прямой)
  186. Как Вы оцениваете трудолюбие ученика?// // // // // /- (отметьте положение на прямой)4.Выполняет ли учениктренировочную программу? Да / Нет
  187. Выполняет тренировочные установки? Да / Нет6. На сколько лет Вы видитеспортивную карьеру Вашего ученика? Да / Нет
  188. На данный момент Вы довольныуспехами Вашего ученика? Да / Нет
  189. Рассчитываете ли, что Ваш ученик войдет в сборную: города Да / Нет страны Да / нет ?
  190. Напишите, пожалуйста, Вашу фамилию, звание, и стаж тренерской работы.
  191. Спасибо Вам за помощь в проведении исследования!
Заполнить форму текущей работой