Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические характеристики конфликта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор членами группы различных способов взаимной оценки результатов деятельности и личностей друг друга. Оценивая других, человек чаще принимает за основу то, что им не удалось сделать по сравнению с теми, кто выполнил аналогичную работу на «отлично». Сам же работник обычно оценивает свои результаты, ориентируясь на качество деятельности других людей, выполнивших аналогичную работу хуже. В итоге… Читать ещё >

Социально-психологические характеристики конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт с нескольких точек зрения:

  • 1) как борьбу, направленную на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба;
  • 2) как психическое напряжение и враждебность по отношению к окружающим;
  • 3) как достижение своих собственных целей за счет подавления остальных.

Конфликт как социальное явление дает известный, ярко окрашенный негативный эффект. Но наряду с этим он выполняет важную позитивную функцию, заключающуюся в разрешении противоречий, развитии за счет осознания участниками конфликта самого факта произошедшего и накоплении жизненного опыта. Конфликт является средством выражения неудовлетворенности или протеста, информирования конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемы и по крайней мере одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы, конфликты помогают участникам сплотиться, мобилизовать волю и интеллектуальные усилия на решение принципиально важных вопросов.

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их включения в социальные группы. Выделяют несколько типичных социально-психологических причин возникновения конфликтов:

  • 1. Значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Нередко человек в процессе общения не может передать всю информацию, касающуюся проблемы, обсуждаемой с партнером, без существенных искажений. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Другая ее часть теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека, недостатка времени. Многое из сказанного не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей понимания. Неправильное понимание людьми друг друга может быть причиной конфликтов, усложнять разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.
  • 2. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей или групп. В ситуации межличностного взаимодействия и общения его участники могут играть не те роли, которые они ожидают друг от друга. Когда руководитель общается, например, с подчиненным, то обычно он считает себя старшим, а подчиненного — младшим. Если подчиненный в данной ситуации так же оценивает распределение ролей, то такое взаимодействие будет длиться бесконфликтно и сколь угодно долго.
  • 3. Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не реально существующим расхождением во взглядах, а разными подходами к ее решению. Проблемы, которые обсуждают и решают люди, как правило, сложны, имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к их решению, имея изначально разное отношение к наличной ситуации. Вследствие этого участники дискуссии один и тот же ее аспект могут оценивать неодинаково. В принципе при обсуждении сложной проблемы в группе будет примерно столько же точек зрения, сколько и людей, участвующих в ее обсуждении. Разнообразие мнений естественно и необходимо, но, несмотря на это, некоторые люди иногда болезненно относятся к точкам зрения, отличающимся от их собственных.
  • 4. Выбор членами группы различных способов взаимной оценки результатов деятельности и личностей друг друга. Оценивая других, человек чаще принимает за основу то, что им не удалось сделать по сравнению с теми, кто выполнил аналогичную работу на «отлично». Сам же работник обычно оценивает свои результаты, ориентируясь на качество деятельности других людей, выполнивших аналогичную работу хуже. В итоге одна и та же деятельность может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно.
пример

Известна социально-психологическая закономерность, согласно которой люди склонны приписывать (справедливо или нет) заслуги исключительно своему труду и компетентности, а собственные поражения, неудачи и ошибки объяснять невезением, кознями либо некомпетентностью других людей или неблагоприятной ситуацией. Отношение к успехам и неудачам своих оппонентов обычно подчиняется прямо противоположной логике: неудачи противника возлагаются целиком на человека, а его заслуги обесцениваются влиянием ситуационных факторов (повезло, хорошие советники и т. п.).

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми; ограниченные способности к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями оппонентов; стремление к власти и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой