Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологической литературе содержится богатый теоретический и эмпирический материал, посвященный изучению феномена альтруизма. Альтернативные теории и подходы пытаются изучить разнообразные аспекты альтруизма. Особую ценность представляют практические приемы, направленные на повышение частоты проявления именно бескорыстного, альтруистического поведения. В разработках психологов содержатся общие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Альтруизм как социально значимая форма поведения
    • 1. 1. Определение понятия «альтруизм», психологические механизмы альтруистической мотивации
    • 1. 2. Концепции, объясняющие природу и сущность альтруизма
    • 1. 3. Типы помогающего поведения
    • 1. 4. Социализация гуманистической направленности сознания ребенка в семье
    • 1. 5. Влияние родительских отношений на развитие альтруистической направленности личности
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Описание методов и методик
    • 2. 2. Общая характеристика выборки и порядка проведения исследования
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Социально-психологические свойства личности людей с альтруистической направленностью
    • 3. 2. Сравнение поведенческих предпочтений высоко и низко альтруистичных личностей
    • 3. 3. Взаимосвязь структуры семьи и порядка рождения с альтруистической направленностью личности
    • 3. 4. Соотношение стилей семейного воспитания и альтруистической направленности личности
    • 3. 5. Взаимосвязь альтруистической направленности с поощрениями и наказаниями, применяемыми в семье
    • 3. 6. Различия в вербальных реакциях и поведении родителей в оценке помогающего поведения детей в высоко и низко альтруистичных подгруппах
  • Выводы

Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность нашей работы задается современными тенденциями развития общества. Если еще полтора десятилетия назад мы фактически имели нравственную дихотомию: «черное-белое», то современное общество не предлагает единых нравственных ориентиров. Бурный научно-технический прогресс последних ста лет привел к качественному изменению жизни человека. К этому присоединились социально-политические изменения, которые затронули и нашу страну. Все это вызвало «пересмотр» ценностных ориентиров бытия человека. «Великие Обещания Безграничного Прогресса» индустриального века, как об этом пишет Э. Фромм (109), дали человеку предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для всех. Техника дала иллюзию всезнания, а наука — всемогущества. Основными психологическими предпосылками этой индустриальной системы стал радикальный гедонизм (как стремление к удовлетворению любого желания или потребности), эгоизм и себялюбие.

Мораль, регулирующая деятельность общества, стала размытой. Разные слои общества ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый характер. В современном обществе все большее значение приобретает своеобразная форма обладания, означающая принадлежность к эгоизмувладение материальными и нематериальными благами, не делясь с другимилогика «чем-больше-я-имею-тем-больше-я-значу" — возможность полного удовлетворения своих потребностей. Другим симптомом этого морального отклонения является презрение к природе вообще — как ко всем вещам, так и людям, не задействованным в процессе машинного производства. Все это, вместе с одержимостью работой, идеалом полного безделья в свободное от работы время и появлением возможности удовлетворения потребностей не только у меньшинства, привело к сдвигу представления о человеке, его месте и цели существования.

Потеря чувства уникальности и значительности личности, овеществление и себя, и других отразились в потере веры в человека и собственные силы. «Мы — стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой» — подытоживает Э. Фромм. «Мы в темноте ободряем себя тем, что слышим чей-то свист в ответ на наш собственный» (109, стр. 189).

В этих условиях сложнее формируется нравственная позиция личности. В подобном обществе социальный отбор быстро выносит эгоистичных, властолюбивых, беспринципных деятелей на такие позиции, которые позволяют им господствовать над «толпой». Благодаря своему положению в обществе благополучные эгоисты видны миллионам, и по этим-то единицам человек составляет представление об идеале поведения.

Поэтому исключительно ценным считается та разновидность социальных потребностей человека, которую можно условно обозначить как установка «на других». Она подчас побуждает субъекта действовать вопреки своим личным интересам, продиктованным собственными витальными, материальными и социально престижными потребностями. Ф. Е. Василюк (20) считает, что высший тип ценностного развития личности есть способность пожертвовать любым из своих мотивов. В этом случае, при столкновении с трудностями и опасностями у человека происходит обратное движение — не в себя, а от себя, движение, сосредотачивающее все душевные и физические силы человека не на достижении собственного счастья, благополучия и безопасности, а на служении высшей ценности. Предельным выражением этого движения является состояние «безусловной готовности к самопожертвованию».

В.Э.Чудновский видит суть смысла жизни в следующем: возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», он (смысл) вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как система «сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и, вместе с тем, препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений и сиюминутных интересов, направленность конечного развития человека, его финальной точки вне себя, на других людей, что может быть определено как сострадание, милосердие, человечность и альтруизм (115).

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранная нами проблема является одной из самых важных, сложных и вечно актуальных в жизни общества, в котором существует явное противоречие: с одной стороны, общественная культура пронизана требованиями и стремлениями к бескорыстию и сопереживанию, с другой стороны практика современного общества признает, что самое сильное и законное стремление человека — это эгоизм и следование этому стремлению приносит наибольший вклад в общее благо. Современные родители, признавая нужность и ценность альтруизма вообще, тем не менее, стараются обходить воспитательные воздействия, связанные с бескорыстием в общении с собственными детьми. Родители считают, что альтруисту на свете живется сложнее, в практической жизни бытует мнение о том, что такой человек «бессереб-рянник» или «несчастный, так как у него ничего нет».

В то же время в психологических исследованиях преобладает рассмотрение альтруизма как отдельно взятого феномена, наличие или отсутствие которого диагностируется экспериментальными методами. Мы не обнаружили специальных работ, посвященных исследованию формирования альтруизма в семейных условиях. Тем не менее, первой и поэтому самой важной социальной средой, куда попадает ребенок с момента своего рождения, является семья. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В то же время мало изучено влияние межличностных отношений, складывающихся в человеческой среде и в частности в семье, на формирование альтруистической направленности в личности ребенка.

Исследование данной проблемы дает возможность проследить особенности формирования альтруистической направленности личности, которая будет сопровождать ее в течение всей последующей жизни и определенным образом окрашивать все общение человека с другими людьми.

Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, влияющих на формирование альтруистической направленности, позволит наметить пути и способы работы по оптимизации детско-родительских отношений, что, на наш взгляд, определяет актуальность избранной нами темы исследования.

Теоретической и методологической основой исследования является концепция динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова и теория отношений В. Н. Мясищева.

Целью исследования является теоретическое и эмпирическое изучение содержания альтруистической направленности личности и семейных условий, способствующих ее формированию.

Предмет исследования: альтруистическая направленность личности во взаимосвязи с системой детско-родительских отношений.

Объект исследования — студенты 1−4 курсов дневного отделения гуманитарных факультетов Новгородского Государственного университета имени Ярослава Мудрого. Школьники 9−11 классов общеобразовательных школ города Великий Новгород. Студенты Санкт-Петербургского университета, заочного отделения. Общее число участников 408 человек.

Основная гипотеза исследования.

Содержательное значение альтруизма может быть раскрыто через понятие направленности личности на бескорыстную помощь человеку или группе людей, которая мотивирована заботой о людях и их благе.

Для подтверждения основной гипотезы был сформулирован ряд частных гипотез:

1. Альтруистическая направленность является выражением ценностных ориентации личности и сложившихся отношений с другими людьми.

2. Личность с ярко выраженной альтруистической направленностью отличается толерантностью, благожелательностью, доверчивостью и низким уровнем хитрости и жестокости.

3. Источником формирования альтруистической направленности личности является применяемые в семье стили родительского воспитания, система поощрений и наказаний и вербальные родительские реакции родителей.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть различные теоретические подходы к определению и природе альтруизма.

2. Определить социально-психологическое содержание альтруистической направленности.

3. Исследовать особенности родительского отношения и их взаимосвязь с формированием альтруистической направленности, в зависимости от структуры семьи и стиля родительского взаимоотношения;

4. Проследить взаимосвязь поощрений и наказаний, применяемых в семье с формированием альтруистической направленности личности.

5. Установить значение вербальных родительских реакций в оценке помогающего поведения детей для формирования альтруистической направленности личности.

6. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей, направленные на увеличение частоты помогающих поступков, которые мотивированы заботой о нуждающихся людях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическое содержание альтруистической направленности личности формируется как результат позитивных взаимоотношений в семье и социализирующего влияния гуманистической составляющей воспитательных воздействий окружающей среды.

2. Альтруистическая направленность личности проявляется в благожелательном, участливом и бескорыстном отношении к людям, выраженном в ценностях полезности, социальной справедливости и стремлении к стабильности.

3. Развитию альтруистической направленности личности способствуют лич-ностно-развивающий и доверительно-уважительный стили родительского воспитания в совокупности с семейной атмосферой доверия и предпочтением нематериального характера поощрений вместо наказаний. Тогда как чрезмерная опека или, наоборот, дистанцирование от ребенка с ориентацией на наказание препятствуют ее формированию.

4. Успешное формирование альтруистической направленности проходит в неразрывной связи с родительской позицией, выраженной в поведении и словесных высказываниях по поводу помогающего поведения детей.

Теоретическая значимость исследования.

Бескорыстное помогающее поведение определяется через подструктуру направленности, отношений и моральных черт личности и, таким образом, раскрывается ее социально-психологическое содержание. Была применена группа методик, которая позволила определить личностные свойства и жизненные принципы человека, склонного к альтруистическому поведению, входящие в подструктуру направленности. Рассмотрена взаимосвязь альтруистической направленности взрослого человека и стилей воспитания в семье в детском возрастеприменяемых к ребенку поощрений и наказанийа также вербальных родительских реакций на помогающее поведение детей. Определены благоприятные стили родительского взаимоотношения для формирования альтруистической направленности личности.

Практическая значимость работы.

В работе рассмотрены свойства, характерные для людей с альтруистической направленностью личности. Определены наиболее и наименее благоприятные стили родительского отношения. Проведена апробация нового опросника исследования поощрений и наказаний, применяемых в семье. Разработаны рекомендации родителям, желающим воспитать у ребенка альтруистическую направленность личности. Полученные в исследовании данные будут полезны в практической деятельности психологов, для работы с родителями и коррекции детско-родительских отношений, а также могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по социальной психологии, конфликтологии, психологии личности и дисциплин специализации.

Апробация результатов работы.

Основные и промежуточные результаты диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры психологии, научно-практических конференциях и круглых столах НовГУ им. Ярослава Мудрого, на конференциях

Ананьевские чтения — 2004″, «Психология XXI века», на симпозиуме «Психология и мораль» и отражены в публикациях, указанных в автореферате.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы (140 наименования, в том числе 14 на иностранном языке) и 12 приложений. Общий объем работы — 186 страниц. В тексте содержится 1 схема, 14 таблиц и 19 рисунков.

Выводы

Изучение социально-психологических особенностей альтруистической направленности личности и их соотношение со своеобразием семейного воспитания позволяют сделать следующие выводы:

1. Социально-психологическое содержание альтруистической направленности личности формируется как результат позитивных взаимоотношений в семье и социализирующего влияния гуманистической составляющей воспитательных воздействий окружающей среды.

2. Альтруистическая направленность личности проявляется в благожелательном, участливом и бескорыстном отношении к людям, выраженного в ценностях полезности, социальной справедливости и стремлении к стабильности.

3. Представления людей о бескорыстной помощи различаются в зависимости от возраста. У молодых людей существует образ, основанный на усвоенных социальных нормах и требованиях, и носит идеальный характер. У людей более старшего возраста эти представления связаны с непосредственным личным опытом и поэтому имеют повседневный характер.

4. Развитие альтруистических тенденций поведения личности происходит в неразрывной связи с другими свойствами личности, имеющими отношение к социально значимому поведению. Эмоциональной основой альтруизма является чувствительность, т. е. склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию других людей. Альтруистичной личности свойственны высокая нормативность поведения, что означает наличие развитого чувства долга, разумность и совестливостьдоверчивость, т. е. открытость и уживчивость, свобода от завиститолерантностьблагожелательностьстремление к стабильности в отношениях с людьми. Высоко альтруистичные личности склонны завышать как собственные возможности и способности, так и способности окружающих людей.

Им в меньшей степени, чем низко альтруистичным свойственна тревожность, аморальные установки, эгоизм. Кроме того, они не отличаются упрямством, склонностью к доминантности и авторитарному поведению.

5. В системе ценностных ориентаций альтруистичной личности на первом месте стоят: полезность, социальная справедливость, терпимость. Незначимыми для альтруистов являются благосостояние и забота о себе. Высокий уровень альтруизма тесно связан с ценностями просоци-ального поведения (честность и ответственность), которые формируются в семьях с доверительным и либерально — поддерживающим стилем взаимоотношения между родителями и ребенком.

6. Высоко и низко альтруистичные личности различаются в том, какие модели поведения в жизненных ситуациях взаимодействия с другими людьми они выбирают. Высоко альтруистичные личности больше доверяют людям и не прибегают к хитрости и обману, кроме того, они не отличаются жестокими и агрессивными реакциями в ситуации собственной занятости или неприятия другого человека. Модели поведения, выбираемые альтруистически направленными личностями, отличаются бескорыстием и кооперативностью.

7. Наиболее благоприятными для воспитания альтруистической направленности личности являются доверительно-уважительный и личност-но-развивающий стили семейного воспитания. Большую роль играет семейная атмосфера доверия, выражающаяся в доброжелательном отношении к ребенку и обеспечении его теплотой и заботой со стороны родителей. Самым неблагоприятным для формирования бескорыстных тенденций поведения является опасливо-враждебный стиль воспитания. То же самое можно сказать и о угрожающе-уничижительном, агрессивно-принудительном, равнодушно-дистанционном стилях и гиперопеке.

8. Наказания и поощрения, которые соотносятся с развитием у детей бескорыстных форм направленности личности и являются составной частью стилей семейного воспитания. Наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низко альтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям.

9. Формирование альтруистической направленности личности находится в связи с составом семьи, количеством детей в семье и, самое главное, тех отношений, которые складываются между сиблингами. В частности, положительную роль играют ситуации помощи, которые испытывает на себе ребенок со стороны братьев и сестер.

Ю.Родители детей с ярко выраженной альтруистической направленностью положительно относятся к помогающим поступкам своих детей. Родители данной категории не только побуждали детей к помощи нуждающимся людям, но и сами демонстрируют аналогичное поведение. Таким образом, можно отметить, что выдвинутые в начале исследования гипотезы подтвердились полностью. Г

Заключение

Проведенное теоретическое и экспериментальное изучение феномена альтруизма и роли семьи в его формировании показало, что данное социально значимое явление можно раскрыть через понятие личностной направленности на бескорыстную помощь человеку или группе людей, которая мотивирована заботой о других людях и их благе. Альтруистическая направленность является глубоким личностным образованием, формируется в течение жизни и не зависит от тендерных и возрастных признаков. Она зависит не только от индивидуальных, личностных особенностей, но и от социального окружения, первое место в котором занимает семья. В настоящее время в области знаний, касающихся просоциального поведения, сложилось достаточно сложное, противоречивое положение. С одной стороны, многочисленные экспериментальные и теоретические исследования, особенно социально-психологические, дали много полезной информации о ситуационных детерминантах такого поведения человека. С другой стороны, мы очень мало знаем о том, какие личностные свойства связаны с альтруизмом. Это объясняется тем, что альтруизм обладает сложной многоступенчатой организацией, частями которой являются:

— мотивационный компонент, выявляет внутриличностные факторы, выступающие в качестве побудительных сил внешнего поведения и намерений человека;

— эмоциональный компонент, представленный в виде эмпатии, сопереживания, страха, вины и совести;

— когнитивный компонент, выражающийся в соотнесении своих побуждений I1 с имеющимися установками, знаниями о нормах и требованиях общества, а также размышлениями о необходимости совершения поступка;

— личностный компонент, объединяет систему ценностных ориентаций, самооценку, а также другие свойства личности находящиеся в совокупности с альтруизмом;

— поведенческий компонент, представляющий собой конкретные действия и поступки по оказанию помощи нуждающимся в ней людям.

В результате поэтапного становления альтруистической направленности личности происходит постепенная интериоризация нравственных норм, транслируемых обществом, и превращение их в личностные образования. Вначале ребенок руководствуется внешними мотивами и эмоциями страха и вины за невыполнение требования «быть отзывчивым», в последующем личность руководствуется ценностью человеческой жизни и состраданием. Толерантность, благожелательность, чувствительность и высокая нормативность поведения находятся в сочетании с альтруизмом и могут быть объединены в общую подструктуру направленности личности. Альтруистичность поддерживается и находит реализацию в поведении, благодаря сформированной системе ценностных ориентаций, на первом месте в которой стоят полезность, социальная справедливость, терпимость, честность и внутренняя гармония. Неприемлемыми ценностями для человека с альтруистической направленностью являются чрезмерная забота о себе и своем благосостоянии. С другой стороны высокая альтруистичность обеспечивается оценкой себя как доверчивого, терпимого человека, умеющего прощать и готового помогать другим. В процессе становления альтруистической направленности личности одну из ведущих ролей занимает семья. Семейная атмосфера и взаимоотношения с членами семьи является своеобразной моделью, с которой в последующем человек сознательно или бессознательно сверяет свою жизнь и поступки. Воспитательные воздействия родителей, объединяемые понятием стиля родительского воспитания, благоприятно сказываются на формировании альтруизма, если в них присутствует уважение личности ребенка, доверие и понимание. Для формирования альтруистической направленности личности более эффективными оказываются тепло, забота и поддержка, применяемые родителями в качестве положительных подкреплений, чем обезличенное материальное поощрение. Матери и отцу необходимо знать, что не столько словесные убеждения оказывают воспитательное воздействие, сколько реальное поведение самих родителей в конкретных жизненных ситуациях.

Необходимо отметить, что распространение бескорыстного помогающего поведения приведет к снижению уровня жестокости и агрессии, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет людям в налаживании более эффективного взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества, будет способствовать выживанию общества в целом.

Эффективные результаты по увеличению частоты проявления альтруистических поступков принесет социально-психологический тренинг, направленный на обращение в глубину, к психологическим корням нашего собственного поведения. Работа над созданием такого тренинга является перспективой продолжения нашего исследования.

Рекомендации

В психологической литературе содержится богатый теоретический и эмпирический материал, посвященный изучению феномена альтруизма. Альтернативные теории и подходы пытаются изучить разнообразные аспекты альтруизма. Особую ценность представляют практические приемы, направленные на повышение частоты проявления именно бескорыстного, альтруистического поведения. В разработках психологов содержатся общие рекомендации по формированию мотивов бескорыстной помощи другим людям. Ориентируясь на существующие разработки, мы сформулировали собственные способы помощи родителям и воспитателям, желающим сформировать у ребенка основы помогающего поведения, которое мотивировано заботой о людях и их благе. Необходимо отметить, что альтруистическое воспитание сложный и многоплановый процесс. Поэтому предложенные рекомендации не дают быстрого результата, а требуют индивидуального подхода и долгого последовательного применения.

1. Начинать альтруистическое воспитание с себя. Занимаясь самоанализом и рефлексией собственных мотивов и поступков, нужно выяснить, не расходятся ли Ваши суждения с реальными поступками, действительно ли Вы верите в то, чему собираетесь обучать своего ребенка.

2. Воспитывать ребенка в атмосфере любви доверия и понимания. Воспринимать его как личность, имеющую право на собственное мнение. С самого рождения ребенок должен видеть примеры проявления помощи родителей, как к себе, так и к окружающим людям.

3. Говорить с ребенком о нужности и важности помощи другим людям. Ребенок должен научиться понимать и осознавать потребности других людей, проявлять к ним сопереживание и сострадание.

4. Добиться желаемого поведения ребенка можно положительными или отрицательными подкреплениями. Но для того, чтобы избежать разрушительных последствий, при их применении необходимо следовать некоторым правилам: а) нельзя применять наказания, способные принести ребенку физический или психический ущербб) при поощрении помогающего поведения желательно выбирать не материальные способы подкрепления, а похвалу и поддержкув) поощрения и наказания применять, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенкаг) не вознаграждать детей за то, что они бы и так сделали (для того, чтобы не подорвать внутреннюю мотивацию).

5. Прививать ребенку систему ценностей, в которую должны быть включены, прежде всего, ценности социальной справедливости, терпимости, честности.

6. Обозначать оказание помощи как альтруистический мотив. Например: «Помоги девочке одеться ведь ты хороший, отзывчивый ребенок», «Это замечательно, что как бы ты ни был занят, ты все-таки нашел время и помог другу». В этом случае дети будут воспринимать себя как альтруистов и будут продолжать оказывать помощь людям.

7. Обращать внимание ребенка на примеры нравственных поступков, встречающихся в литературе, искусстве и кино и обсуждать их пользу для общества. Такие поступки часто вызывают осознанное или неосознанное подражание. Даже скромное проявление доброты одного человека способствует нравственному облагораживанию остальных.

8. Не оставлять без внимания любые проявления жестокости и агрессивности. Необходимо вырабатывать другие более приемлемые способы реагирования.

9. Оказать ему поддержку, если ребенок попадает в условия эгоистичного, себялюбивого отношения других людей. Необходимо объяснить неприемлемость такого поведения.

Ю.Налаживать добрые, преданные отношения между братьями и сестрами в семье.

11. Практиковать появление бескорыстных поступков детьми в повседневной жизни, в благожелательной форме побуждая их к оказанию помощи тем, кто действительно в этом нуждается.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие формирования гуманного отношения к сверстникам //Вопросы психологии, 1980, № 5, стр. 59−69
  2. А. Понять природу человека. СПб.: «Академический проект», 1997.-252 с.
  3. И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-224 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.- 339с.
  5. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-686 с.
  6. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с.
  7. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы). //Психологический журнал, № 3, том 20,1999, стр. 5−17
  8. Р.Г. Постижение добра. М.: Молодая гвардия, 1986, 207 с.
  9. Аронсон Эллиот Общественное животное. Введение в социальную психологию: Пер. с англ. М. А. Ковальчука /Под ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 1998. 407 с.
  10. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/ Научно-Исследовательский институт общей и пед. психологии. М., 1990. — 169 с.
  11. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. -320 с. Исследование тендерных различий, стр 115−116
  12. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука, 1978,312 с.
  13. П.Божович JI. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 78 — 93.
  14. М.Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., Педагогика, 1972, 352 с.
  15. Большой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 666 с.
  16. Дж. Привязанность. М.:Гардарика, 2003. — 477с.
  17. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 431 с.
  18. А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. — СПб.: Речь, 2001, — 144 с.
  19. В.Л. Юридическая психология. СПб.: 2001.
  20. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. -М.: МГУ, 1984. 198 с. 21 .Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. //Вопросы психологии. 1975 № 2, стр. 147−158
  21. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста. //Вопросы психологии. 1974. № 5. стр. 107−114.
  22. А.Х. Проективная методика оценивания мотива оказания помощи. //Актуальные проблемы прикладной психологии. Материалы конференции. Калуга, Издательство «Эйдос», 2006,366с, с.347−351
  23. Е.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Просвещение, 1987. — 272 с.
  24. А.Д., Журавлев А. Л., Кольцова В. А. Жизнь и научное творчество К.К.Платонова. /Психологический журнал, 2006, т.27, № 3, стр. 117−126
  25. Г. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -174 с.
  26. Гуревич П. С. Основы философии: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.-326 с.
  27. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. — 470 с.
  28. В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа: Сборник в 2-х т., СПб.: Литера-Виан, 1997, Т.1.-411 с.
  29. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., М.: Русский язык, 1997, т.1, 699 с.
  30. О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388 с.
  31. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 3-е изд., испр. И доп. — 208 с.
  32. У. Некоторые нравственные особенности. //Научно-методический журнал «Психологическая служба», № 3, 2005. Республика Белорусь. Стр. 68−79
  33. М.И., Кандыбович А. А. Психологический словарь-справочник. М., 2001. — 576с.
  34. В.Ф. Эгоистический альтруизм //Философские науки, № 5, 1990, стр. 10−23
  35. Зб.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. —М.: Медицина, 1982. —214 с.
  36. Изард К. Э Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-464 с.
  37. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2006. — 104 с. — (Практикум по психодиагностике)
  38. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2004. 320 с.
  39. Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. О диагностике альтруистических установок личности //Вестник Моск. Университета. Серия 14. Психология, 1983, № 2, стр. 27−35
  40. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984.-384 с.
  41. Г. Психология развития. СПб.: «Питер», 2000. — 992с.
  42. П.А. Этика. -М.: Политиздат, 1991.-493 с.
  43. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: «Речь, 2002. — 184 с.
  44. В.Н. Проекция детства во взрослость: стиль семейных отношений в детстве и его влияние на формирование личности ребенка/В сб. Социально-психологические проблемы общения и взаимодействия людей.- СПб.: Речь, 2006.— С. 5−12.
  45. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. И. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  46. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. М.: Наука, 1997.-446 с.
  47. Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416с. (Проект «Главный учебник»)
  48. М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. /Сборник науч. трудов. М.: Наука, 1974. — 209 с.
  49. И.А. Механизмы агрессивности в детско-родительских отношениях // Семейная психология и семейная терапия, 1999, № 3, стр. 53−57
  50. И.А. О специфике детско-родительских отношений //Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 4, стр. 76−79
  51. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1980, стр. 68−73
  52. Д. Социальная психология //Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 688 с.
  53. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. М: Прогресс, 1986. — 254 с.
  54. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. в 7 т. М., т.1, 1991.-286 с.
  55. Милосердие. Учебное пособие /Под ред. М. П. Мчедлова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. — 214 с.
  56. К. Анатомия эгоизма /Сборник научно-популярных статей Российская наука: «Природой здесь нам суждено .» //Под ред. академика В. П. Скулачева. М.: Журнал «Природа», издательство «Окто-пус», 2003.416 с.
  57. К. Эгоизм личности //Психологический журнал, № 2 т.21, 2000, стр. 27−39
  58. В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.-362 с.
  59. Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности //Психологический журнал, № 4, т. 14, 1993, стр. 24−31
  60. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 416 с.
  61. Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи //Психологический журнал, № 4, т.13,1992, стр. 15−23
  62. Е.Е. Альтруистический императив //Арестова О.Н., Васильев И. А., Вилюнас В. К. Современная психология мотивации. М., 2002, стр. 152−171
  63. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., сте-реорип. СПб.: «Речь», 2007. — 392 с.
  64. Я. 3. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей: Тез. научных сообщений советских психологов к XX Между-нар. психол. конф. М., 1976. — С. 209 -211.
  65. О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М., Изд-во МГУ, 1989. — 232 с. 68.0конешникова Н. Л. Формирование толерантности в семье Автореф. дис. канд. психол. наук.— СПб., 2006. — 24 с.
  66. И.П. Избранные труды. в 6-ти т., 1 т., М., 1951. — 418 с.
  67. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
  68. С.Г. Истоки альтруизма. М., 1999. — 118 с.
  69. К.К. О системе психологии. М., «Мысль», 1972. — 216 с.
  70. К.К. Структура и развитие личности. М., «Наука», 1986. -256 с.
  71. К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М., «Высшая школа», 1973. 256 с.
  72. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998−672 с.
  73. A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей //Вопросы психологии, 1981, № 2, стр. 143−149
  74. Психология для начинающих //М.Айзенк. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
  75. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольского. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 585 с.
  76. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.- Под ред. Е. Г. Силяевой. М. «Академия», 2002. — 192 с.
  77. Психология. Учебник /Под ред. А. А. Крылова. М.: «Проспект», 1999. — 584 с.
  78. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Под общ. ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987−272 с.
  79. А. Большой толковый психологический словарь. в 2-х т., 1 т. -М., Вече, 2000.-420 с.
  80. Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 1981, № 1, стр. 14- 22
  81. К. Эмпатия //Гиппенрейтер Ю. Б. Психология мотивации и эмоций. Учеб. пос. для студентов. М.: ЧеРо: Моск. Психолого-социальный институт, 2002. — 750 с.
  82. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999. — 720с.
  83. К. Групповая психотерапия /Пер. с англ. А. Голубев, СПб: Питер, 1998.-373 с.
  84. A.JI. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-336 с.
  85. Семейное воспитание: Хрестоматия. /Сост. П. А. Лебедев. М., Академия, 2001.-408с.
  86. В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск, 1991. — 233 с.
  87. Е.В. Терапия и тренинг по А.Адлеру: СПб.: ООО Изд-во Речь, 2000. 352 с.
  88. Е.В. Экспериментальная групповая психология: Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера: Учебное пособие. СПб., 1993. — 152 с.
  89. П.В., Ершов П. М. Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М., 1989.-471 с.
  90. Славская А. Н Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации. //Психологический журнал, № 6, 1999, стр. 13−23
  91. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1998, 800 с.
  92. Е.О., Холмогорова В. М. Непосредственные и опосредованные побудители нравственного поведения //Вопросы психологии, № 1, 2001, стр. 26−37
  93. Собрание пословиц и поговорок русского народа. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-240 с.
  94. П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8, стр. 15−23, № 9, стр. 12−21
  95. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.-475 с.
  96. А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви.-М., 1986.-160 с.
  97. ЮО.Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: МГУ, 1988. — 200 с.
  98. Ю1.Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
  99. Ю2.Субботский Е. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии. //Вопросы психологии, 1977. № 1, стр. 164 174
  100. ЮЗ.Субботский Е. В. Как рождается личность. М.: Знание, 1978, 96 с.
  101. В .Я. Семья и формирование личности.— М.: Мысль, 1987.—352 с.
  102. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.:1. Питер. —2001. 368 с.
  103. Философия любви. 4.2. Антология любви /Сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. — 605 с.
  104. Т.А. Я против «я». — М.: Знание, 1985. — 80 с.
  105. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  106. Э. Бегство от свободы. М.: Знание, 1990. — 269 с.
  107. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  108. X. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для вузов. -М., СПб.: Смысл: Питер, 2003. 859 с.
  109. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. — 577 с. 113. Чайлахян JI.M. //журнал «Человек», № 5,6, 1995, стр. 32−41
  110. А.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старшеклассников. — Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М. — 1986.
  111. А. Культура и этика. М, 1973. — 343 с.
  112. А.В. Анатомия терроризма: проблемно-психологический ана-лиз.//Право и политика, № 5, 2000, стр. 54−72
  113. A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/ Ленинградский ордена трудового Красного знамени Государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. М., 1964. — 195 с.
  114. Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций.— М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 498 с.
  115. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии: Пер. с англ. — 2-е изд. — СПб.: Евразия, 2002. — 532 с.
  116. Г. Э. Детство и общество: Пер. с англ./науч. ред.: А. А. Алексеев. — 2-е изд., пер. и доп.— СПб.: Летний сад, 2000. — 415с.
  117. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 656 с.
  118. В.П. Родословная альтруизма //Новый мир, № 10, 1971, стр. 6−20
  119. Р. Телесные наказания: бить или не бить детей? //Научно-методический журнал Психологическая служба, Республика Белорусь, № 4, 2005, стр. 64−72
  120. С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей //Вопросы психологии. 1979. — № 1. — стр. 3848.
  121. Allport G.W. The Nature of Prejudice. — NY., 1958.—496 p.
  122. Allport G.W., Kramer B.M. Some roots of prejudice//Journal of Psychology.— 1946.—No.22.—pp. 9−39.
  123. Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monographs, 1981,1−103
  124. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development//Lerner R.M., Petersen A.C., Brooks -Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. — NY., 1991.—Vol.2.—pp. 746—758.
  125. Boyes M.C., and Allen S.G. Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. New York: Oxford University Press. 1993
  126. Dowkins R. The Selfish Gene. Oxford: Oxford university press, 1977. -241 p.
  127. Eisenberg N., Lennon R., and Roth K. Prosocial development: A longitudinal study. Developmental Psychology, 1983, 846−855.
  128. Grusec J.E., Saas-Kortsaak P., and Simutis Z.M. The role of example and moral exhortation in the training of altruism. Child Development, 1978, 920 923.
  129. Handbook of parenting / Ed. By Marc H. Bornstein. 2nd ed. — Mahwah (N.J.) — London: Lawrence Erlbaum associates, 2002. — 687 p.
  130. Hoffman M.L. and Saltzstein H.D. Parent discipline and child’s moral development. Journal of Personality and Social Psychology, 1990,45−57.
  131. Lippa Richard A. Introduction to Social Psychology. California, 1994. -651 p.
  132. Macaulay J. R., Bercowitz I. Altruism and Helping Behavior. -N. Y. -1968.-354 p.
  133. Maccoby E.E. Social development. Psychological growth and parent-child relationship. New York: Harcourt Brace Javanovich, 1980. — 436 p.
  134. Parikh B. Development of moral judgment and its relation to family environment factors in American families. Child Development, 1980, New York: Wiley.
  135. ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя. Число, месяц, год рождения.
  136. Самооценка. Инструкция. Оцените в баллах от 1 до 12 свойства своего характера, учитывая, что высшее развитие каждого свойства у вас еще впереди.
  137. Умение ладить с людьми 7. Общительность
  138. Самообладание, контроль над чувствами 8. Умение прощать
  139. Склонность переживать за других 9. Обидчивость
  140. Самоорганизация 10. Терпимость, сострадание
  141. Уверенность 11. Мнительность, подозрительность
  142. Готовность помочь другим 12. .Доверчивость
  143. Перечислите, пожалуйста, состав своей семьи, когда вам было 7−10 лет (жили вместе) (Пример: отец, мать, бабушка, младший брат, дядя, старшая сестра, и т. д.)
  144. Отвечайте сверху вниз знаком + или на каждое суждение. Знак = «бывает» не более 5 раз1. ПиН Ответный лист1 2 3 4 5 6 7 8 91 а 1 7 13 19 25 31 37 43 4926 2 8 14 20 26 32 38 44 50
  145. Зв 3 9 15 21 27 33 39 45 514 г 4 10 16 22 28 34 40 46 525д 5 11 17 23 29 35 41 47 53бе 6 12 18 24 30 36 42 48 541. С 1. Сталь 1 2 3 4 5 61
Заполнить форму текущей работой