Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье
Диссертация
В психологической литературе содержится богатый теоретический и эмпирический материал, посвященный изучению феномена альтруизма. Альтернативные теории и подходы пытаются изучить разнообразные аспекты альтруизма. Особую ценность представляют практические приемы, направленные на повышение частоты проявления именно бескорыстного, альтруистического поведения. В разработках психологов содержатся общие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Альтруизм как социально значимая форма поведения
- 1. 1. Определение понятия «альтруизм», психологические механизмы альтруистической мотивации
- 1. 2. Концепции, объясняющие природу и сущность альтруизма
- 1. 3. Типы помогающего поведения
- 1. 4. Социализация гуманистической направленности сознания ребенка в семье
- 1. 5. Влияние родительских отношений на развитие альтруистической направленности личности
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Описание методов и методик
- 2. 2. Общая характеристика выборки и порядка проведения исследования
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
- 3. 1. Социально-психологические свойства личности людей с альтруистической направленностью
- 3. 2. Сравнение поведенческих предпочтений высоко и низко альтруистичных личностей
- 3. 3. Взаимосвязь структуры семьи и порядка рождения с альтруистической направленностью личности
- 3. 4. Соотношение стилей семейного воспитания и альтруистической направленности личности
- 3. 5. Взаимосвязь альтруистической направленности с поощрениями и наказаниями, применяемыми в семье
- 3. 6. Различия в вербальных реакциях и поведении родителей в оценке помогающего поведения детей в высоко и низко альтруистичных подгруппах
- Выводы
Список литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие формирования гуманного отношения к сверстникам //Вопросы психологии, 1980, № 5, стр. 59−69
- Адлер А. Понять природу человека. СПб.: «Академический проект», 1997.-252 с.
- Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-224 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.- 339с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.-686 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с.
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы). //Психологический журнал, № 3, том 20,1999, стр. 5−17
- Апресян Р.Г. Постижение добра. М.: Молодая гвардия, 1986, 207 с.
- Аронсон Эллиот Общественное животное. Введение в социальную психологию: Пер. с англ. М. А. Ковальчука /Под ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 1998. 407 с.
- Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/ Научно-Исследовательский институт общей и пед. психологии. М., 1990. — 169 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. -320 с. Исследование тендерных различий, стр 115−116
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука, 1978,312 с.
- П.Божович JI. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 78 — 93.
- М.Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., Педагогика, 1972, 352 с.
- Большой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 666 с.
- Боулби Дж. Привязанность. М.:Гардарика, 2003. — 477с.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 431 с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. — СПб.: Речь, 2001, — 144 с.
- Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: 2001.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. -М.: МГУ, 1984. 198 с. 21 .Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. //Вопросы психологии. 1975 № 2, стр. 147−158
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста. //Вопросы психологии. 1974. № 5. стр. 107−114.
- Газизов А.Х. Проективная методика оценивания мотива оказания помощи. //Актуальные проблемы прикладной психологии. Материалы конференции. Калуга, Издательство «Эйдос», 2006,366с, с.347−351
- Гарбузов Е.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Просвещение, 1987. — 272 с.
- Глоточкин А.Д., Журавлев А. Л., Кольцова В. А. Жизнь и научное творчество К.К.Платонова. /Психологический журнал, 2006, т.27, № 3, стр. 117−126
- Гозман Г. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -174 с.
- Гуревич П. С. Основы философии: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000.-326 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. — 470 с.
- Даль В.И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа: Сборник в 2-х т., СПб.: Литера-Виан, 1997, Т.1.-411 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., М.: Русский язык, 1997, т.1, 699 с.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 3-е изд., испр. И доп. — 208 с.
- Друмонд У. Некоторые нравственные особенности. //Научно-методический журнал «Психологическая служба», № 3, 2005. Республика Белорусь. Стр. 68−79
- Дьяченко М.И., Кандыбович А. А. Психологический словарь-справочник. М., 2001. — 576с.
- Ефимов В.Ф. Эгоистический альтруизм //Философские науки, № 5, 1990, стр. 10−23
- Зб.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. —М.: Медицина, 1982. —214 с.
- Изард К. Э Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-464 с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2006. — 104 с. — (Практикум по психодиагностике)
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2004. 320 с.
- Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. О диагностике альтруистических установок личности //Вестник Моск. Университета. Серия 14. Психология, 1983, № 2, стр. 27−35
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984.-384 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: «Питер», 2000. — 992с.
- Кропоткин П.А. Этика. -М.: Политиздат, 1991.-493 с.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: «Речь, 2002. — 184 с.
- Куницына В.Н. Проекция детства во взрослость: стиль семейных отношений в детстве и его влияние на формирование личности ребенка/В сб. Социально-психологические проблемы общения и взаимодействия людей.- СПб.: Речь, 2006.— С. 5−12.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. И. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. М.: Наука, 1997.-446 с.
- Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416с. (Проект «Главный учебник»)
- Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. /Сборник науч. трудов. М.: Наука, 1974. — 209 с.
- Логинова И.А. Механизмы агрессивности в детско-родительских отношениях // Семейная психология и семейная терапия, 1999, № 3, стр. 53−57
- Логинова И.А. О специфике детско-родительских отношений //Семейная психология и семейная терапия, 1998, № 4, стр. 76−79
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1980, стр. 68−73
- Майерс Д. Социальная психология //Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 688 с.
- Мелибруда Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. М: Прогресс, 1986. — 254 с.
- Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. в 7 т. М., т.1, 1991.-286 с.
- Милосердие. Учебное пособие /Под ред. М. П. Мчедлова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. — 214 с.
- Муздыбаев К. Анатомия эгоизма /Сборник научно-популярных статей Российская наука: «Природой здесь нам суждено .» //Под ред. академика В. П. Скулачева. М.: Журнал «Природа», издательство «Окто-пус», 2003.416 с.
- Муздыбаев К. Эгоизм личности //Психологический журнал, № 2 т.21, 2000, стр. 27−39
- Мясищев В.Н. Психология отношений /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.-362 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности //Психологический журнал, № 4, т. 14, 1993, стр. 24−31
- Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 416 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи //Психологический журнал, № 4, т.13,1992, стр. 15−23
- Насиновская Е.Е. Альтруистический императив //Арестова О.Н., Васильев И. А., Вилюнас В. К. Современная психология мотивации. М., 2002, стр. 152−171
- Наеледов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., сте-реорип. СПб.: «Речь», 2007. — 392 с.
- Неверович Я. 3. Роль эмоций в просоциальной мотивации поведения у детей: Тез. научных сообщений советских психологов к XX Между-нар. психол. конф. М., 1976. — С. 209 -211.
- Овчинникова О.В., Насиновская Е. Е., Иткин Н. Г. Гипноз в экспериментальном исследовании личности. М., Изд-во МГУ, 1989. — 232 с. 68.0конешникова Н. Л. Формирование толерантности в семье Автореф. дис. канд. психол. наук.— СПб., 2006. — 24 с.
- Павлов И.П. Избранные труды. в 6-ти т., 1 т., М., 1951. — 418 с.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
- Пилецкий С.Г. Истоки альтруизма. М., 1999. — 118 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., «Мысль», 1972. — 216 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., «Наука», 1986. -256 с.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М., «Высшая школа», 1973. 256 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998−672 с.
- Прихожан A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей //Вопросы психологии, 1981, № 2, стр. 143−149
- Психология для начинающих //М.Айзенк. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
- Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольского. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 585 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.- Под ред. Е. Г. Силяевой. М. «Академия», 2002. — 192 с.
- Психология. Учебник /Под ред. А. А. Крылова. М.: «Проспект», 1999. — 584 с.
- Развитие личности ребенка: Пер. с англ. /Под общ. ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987−272 с.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. в 2-х т., 1 т. -М., Вече, 2000.-420 с.
- Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 1981, № 1, стр. 14- 22
- Роджерс К. Эмпатия //Гиппенрейтер Ю. Б. Психология мотивации и эмоций. Учеб. пос. для студентов. М.: ЧеРо: Моск. Психолого-социальный институт, 2002. — 750 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999. — 720с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия /Пер. с англ. А. Голубев, СПб: Питер, 1998.-373 с.
- Свенцицкий A.JI. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.-336 с.
- Семейное воспитание: Хрестоматия. /Сост. П. А. Лебедев. М., Академия, 2001.-408с.
- Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск, 1991. — 233 с.
- Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по А.Адлеру: СПб.: ООО Изд-во Речь, 2000. 352 с.
- Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология: Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера: Учебное пособие. СПб., 1993. — 152 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М., 1989.-471 с.
- Славская А. Н Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации. //Психологический журнал, № 6, 1999, стр. 13−23
- Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1998, 800 с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Непосредственные и опосредованные побудители нравственного поведения //Вопросы психологии, № 1, 2001, стр. 26−37
- Собрание пословиц и поговорок русского народа. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-240 с.
- Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования. 1991. № 8, стр. 15−23, № 9, стр. 12−21
- Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.-475 с.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви.-М., 1986.-160 с.
- ЮО.Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: МГУ, 1988. — 200 с.
- Ю1.Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
- Ю2.Субботский Е. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии. //Вопросы психологии, 1977. № 1, стр. 164 174
- ЮЗ.Субботский Е. В. Как рождается личность. М.: Знание, 1978, 96 с.
- Титаренко В .Я. Семья и формирование личности.— М.: Мысль, 1987.—352 с.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.:1. Питер. —2001. 368 с.
- Философия любви. 4.2. Антология любви /Сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. — 605 с.
- Флоренская Т.А. Я против «я». — М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Знание, 1990. — 269 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для вузов. -М., СПб.: Смысл: Питер, 2003. 859 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. — 577 с. 113. Чайлахян JI.M. //журнал «Человек», № 5,6, 1995, стр. 32−41
- Шаров А.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старшеклассников. — Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М. — 1986.
- Швейцер А. Культура и этика. М, 1973. — 343 с.
- Щеглов А.В. Анатомия терроризма: проблемно-психологический ана-лиз.//Право и политика, № 5, 2000, стр. 54−72
- Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07/ Ленинградский ордена трудового Красного знамени Государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. М., 1964. — 195 с.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций.— М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 498 с.
- Шульц Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии: Пер. с англ. — 2-е изд. — СПб.: Евразия, 2002. — 532 с.
- Эриксон Г. Э. Детство и общество: Пер. с англ./науч. ред.: А. А. Алексеев. — 2-е изд., пер. и доп.— СПб.: Летний сад, 2000. — 415с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 656 с.
- Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма //Новый мир, № 10, 1971, стр. 6−20
- Юсене Р. Телесные наказания: бить или не бить детей? //Научно-методический журнал Психологическая служба, Республика Белорусь, № 4, 2005, стр. 64−72
- Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей //Вопросы психологии. 1979. — № 1. — стр. 3848.
- Allport G.W. The Nature of Prejudice. — NY., 1958.—496 p.
- Allport G.W., Kramer B.M. Some roots of prejudice//Journal of Psychology.— 1946.—No.22.—pp. 9−39.
- Baumrind D. Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monographs, 1981,1−103
- Baumrind D. Parenting styles and adolescent development//Lerner R.M., Petersen A.C., Brooks -Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. — NY., 1991.—Vol.2.—pp. 746—758.
- Boyes M.C., and Allen S.G. Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. New York: Oxford University Press. 1993
- Dowkins R. The Selfish Gene. Oxford: Oxford university press, 1977. -241 p.
- Eisenberg N., Lennon R., and Roth K. Prosocial development: A longitudinal study. Developmental Psychology, 1983, 846−855.
- Grusec J.E., Saas-Kortsaak P., and Simutis Z.M. The role of example and moral exhortation in the training of altruism. Child Development, 1978, 920 923.
- Handbook of parenting / Ed. By Marc H. Bornstein. 2nd ed. — Mahwah (N.J.) — London: Lawrence Erlbaum associates, 2002. — 687 p.
- Hoffman M.L. and Saltzstein H.D. Parent discipline and child’s moral development. Journal of Personality and Social Psychology, 1990,45−57.
- Lippa Richard A. Introduction to Social Psychology. California, 1994. -651 p.
- Macaulay J. R., Bercowitz I. Altruism and Helping Behavior. -N. Y. -1968.-354 p.
- Maccoby E.E. Social development. Psychological growth and parent-child relationship. New York: Harcourt Brace Javanovich, 1980. — 436 p.
- Parikh B. Development of moral judgment and its relation to family environment factors in American families. Child Development, 1980, New York: Wiley.
- ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя. Число, месяц, год рождения.
- Самооценка. Инструкция. Оцените в баллах от 1 до 12 свойства своего характера, учитывая, что высшее развитие каждого свойства у вас еще впереди.
- Умение ладить с людьми 7. Общительность
- Самообладание, контроль над чувствами 8. Умение прощать
- Склонность переживать за других 9. Обидчивость
- Самоорганизация 10. Терпимость, сострадание
- Уверенность 11. Мнительность, подозрительность
- Готовность помочь другим 12. .Доверчивость
- Перечислите, пожалуйста, состав своей семьи, когда вам было 7−10 лет (жили вместе) (Пример: отец, мать, бабушка, младший брат, дядя, старшая сестра, и т. д.)
- Отвечайте сверху вниз знаком + или на каждое суждение. Знак = «бывает» не более 5 раз1. ПиН Ответный лист1 2 3 4 5 6 7 8 91 а 1 7 13 19 25 31 37 43 4926 2 8 14 20 26 32 38 44 50
- Зв 3 9 15 21 27 33 39 45 514 г 4 10 16 22 28 34 40 46 525д 5 11 17 23 29 35 41 47 53бе 6 12 18 24 30 36 42 48 541. С 1. Сталь 1 2 3 4 5 61