Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Что может нарушить процесс самоопределения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ко второй группе относятся переживания, связанные с неуверенностью в себе, низкой самооценкой. Они порождают боязнь самоопределения и саморазвития. Первую группу составляют переживания, вызванные представлениями об отсутствии способностей, качеств, необходимых для достижения цели. Внутренние психологические барьеры можно разделить на три группы, по существу между собою связанные… Читать ещё >

Что может нарушить процесс самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На пути процесса самоопределения могут возникнуть депривационные ситуации, вызванные тем, что на предыдущих этапах онтогенеза не были или были лишь частично решены задачи возрастного развития детей и школьников. Недостатки психического и личностного развития, нс сформированное осознание своих интересов, способностей, возможностей, характера, неразвитые коммуникативные потребности и способности, неразвитое чувство доверия и уважения к себе не позволяют школьнику полноправно взаимодействовать с миром культуры, природы, со своим внутренним миром и порождают депривации различного рода. Эти депривационные ситуации воспринимаются как препятствия и переживаются как психологический дискомфорт, как внутренняя преграда, внутренний тупик. Такие переживания носят название психологических барьеров и определяют психологическое неблагополучие школьников.

Внутренние психологические барьеры можно разделить на три группы, по существу между собою связанные и взаимообусловленные.

  • • Первую группу составляют переживания, вызванные представлениями об отсутствии способностей, качеств, необходимых для достижения цели.
  • • Ко второй группе относятся переживания, связанные с неуверенностью в себе, низкой самооценкой. Они порождают боязнь самоопределения и саморазвития.
  • • Третья группа связана со стремлением уйти, убежать от действительности. Это связано с различными психологическими зависимостями как способами бегства от действительности: бегство в иллюзии — наркомания и алкоголизм (одна из наиболее разрушительных психологических зависимостей — бегство в иллюзорный мир с помощью химических веществ); бегство в виртуальный мир — игровая зависимость, интернет-зависимость; бегство в «контакты или уединение» — зависимость от другого человека.

Психологическая зависимость — это сильное, непреодолимое влечение человека к определенным веществам, предметам, действиям, людям. Можно убежать в заботу о своей внешности, фигуре, можно убежать в фантазии, не совершая никаких реальных действий, не пытаясь воплотить свои планы в жизнь, и пр. Все это в наибольшей степени препятствует самоопределению, заменяя реальное решение проблем иллюзорным, ложным.

Если человек не может преодолеть психологический барьер, он перестает ощущать себя хозяином собственной жизни, не становится субъектом собственного развития, а передоверяет это другим людям или обстоятельствам.

Важно еще раз (и не раз!) обратить внимание взрослых — родителей и учителей — на ценность и необходимость полноценного психического развития детей и школьников. На необходимость осознанного знания учащимися своих интересов, способностей, возможностей, характера. На всемерную поддержку стремления подростков и старшеклассников к самовоспитанию и самоопределению, чтобы они могли успешно справляться с самыми разнообразными препятствиями, преодоление которых и обеспечивает дальнейшее развитие, дает возможность проверить себя, укрепить чувство доверия и уважения к себе.

Можно обсудить с учащимися высказывание Е. А. Климова, который говорил, что смысл и цель жизни следует искать в активном преодолении неизбежных несообразностей, трудностей: не ждать, когда встретившийся на пути ров зарастет сам или затянется илом, по перескочить через него или построить через него мост [20, с. 250—304].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой