Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни: На материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время 27% населения России продолжает жить в сельских условиях, значительная часть которых характеризуется как традиционная деревенская культура. Исходя из того, что традиционная культура обладает возможностью сохранения устойчивого статуса личности, определяется необходимость специального изучения этой культуры как условия бытия и развития личности. Выявление психологических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ НАУКАХ
    • 1. Направления и методы изучения личности в контексте культурных традиций в зарубежных исследованиях

    1.1 .Исследования личности в контексте культурных традиций в зарубежной психологии.7 1.2.Исследования личности в контексте культурных традиций в зарубежных социальных, культурологических и антропологических науках.

    § 2. Направления и методы изучения личности в контексте культурных традиций в отечественных исследованиях.

    2.1. Исследования личности в контексте культурных традиций в отечественной психологии.

    2.2. Отечественные исследования личности в традиционной культуре в смежных науках.

    ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО СЕВЕРА).

    § 1. Обоснование программы психологических исследований личности в контексте русской традиционной культуры.

    1.1. Теоретико-методологические основания программы исследования.

    1.2. Направления исследования развития и бытия личности в традиционной культуре.

    1.3. Проблемы при исследовании личности в традиционной культуре.

    § 2. Организация исследований и методов изучения психологических особенностей личности в экспедиционных условиях.

    2.1. Организация работы по сбору первичного исследовательского материала в экспедициях.

    2.2. Методы сбора, фиксации и обработки исследовательского материала.

    ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕРЕВНИ РУССКОГО СЕВЕРА.

    § 1. Анализ условий бытия и развития личности в контексте традиций Русского Севера.

    1.1. История исследовательских условий бытия и развития личности в экспедициях XIX—XX вв.еков в Кенозерском и Лекшмозерском регионах Олонецкой губернии -Архангельской области.

    1.2. Современное состояние условий бытия и развития личности в традиционной культуре Русского Севера (анализ материалов исследовательских экспедиций 1996−2001 гг. в районы Кенозерья и Лекшмозерья Архангельской области, проведенных под руководством автора).

    § 2. Личность в условиях традиционной преемственности и современной культуры.

    2.1. Особенности самосознания носителей трех поколений современной традиционной культуры.

    2.2. Изменение самосознания сельских жителей Русского Севера.

Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни: На материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема выявления психологических особенностей личности в соотношении с условиями ее бытия и развития представляется актуальной для рассмотрения психологии личности в изменяющемся мире. При этом мы не должны забывать о принципиальном значении традиционной преемственности. Проблема самосознания человека и системы его отношений к окружающему миру входит в общую проблему «человек и мир» и выступает на первый план при все большей изменчивости реалий окружающего мира. Изменения, происходящие в социуме, могут размывать обыденное самосознание человека, превращая его в маргинала. В то же время традиционная культура может сохранять заданный статус личности от разрушающего воздействия социальных катаклизмов. Именно последнее положение нуждается в тщательном исследовании в современных условиях социальных, экономических, политических и иных трансформаций. Поиск социокультурных возможностей удержания социально устойчивого статуса личности выступает важной задачей в изменяющемся мире.

На современном этапе существования русской культуры, разводя по полюсам стабильности и изменчивости, обычно выделяют деревенскую (часто так и называемую традиционную) и городскую (книжную и массовую) культуры. Основополагающим различием между этими двумя типами культуры является преобладание того или иного способа трансляции культуры от поколения к поколению.

В настоящее время 27% населения России продолжает жить в сельских условиях, значительная часть которых характеризуется как традиционная деревенская культура. Исходя из того, что традиционная культура обладает возможностью сохранения устойчивого статуса личности, определяется необходимость специального изучения этой культуры как условия бытия и развития личности. Выявление психологических особенностей личности в контексте региональной традиционной культуры возможно через особенности самосознания и через систему отношений личности к условиям жизни.

Цель исследования. Изучить психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности между поколениями в деревнях Русского Севера.

Задачи исследования.

1. Проанализировать архивные материалы исследований условий бытия и развития человека в традиционной культуре Русского Севера.

2. Разработать комплексную программу полевых психологических исследований бытия и развития личности в условиях традиционной культурысобрать и проанализировать материал, отражающий психологические особенности личности в условиях традиционной культуры.

3. Провести сравнительный анализ архивных и полевых материалов для выявления психологических особенностей личности в условиях традиционной преемственности между поколениями в деревнях Русского Севера.

Предмет. Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности.

Объект. Три поколения жителей деревень Архангельской области Каргопольского и Плесецкого районов.

Всего в исследовании с 1996 по 2001 гг. приняло участие 1350 человек, из них 400 человек старшего поколения, 595 среднего поколения и 355 младшего поколения.

Гипотеза исследования. Личность, развиваясь в условиях традиционной культуры, обладает определенной социальной устойчивостью благодаря сложившимся связям: 1 — с природной средой (природно-географические условия жизни) — 2-е традиционной материальной средой (рукотворный предметный мир и быт) — 3-е социальной средой (этническая общность, семья, родственные отношения, соседство) — 4-е ценностно-символической средой (система традиционного воспитания и мировоззрения, отраженные фольклором и другими образно-знаковыми средствами).

Социальную устойчивость личности обеспечивает межпоколенная преемственность, когда межличностные отношения определяют непосредственные глубинные взаимодействия трех поколений, а также изустная связь с предками.

Методология исследования. При построении программы исследования мы исходили из философских идей, утвердившихся в отечественной психологии, относительно условий, определяющих развитие личности (Ананьев Б.Г., Асмолов А. Г., Вернадский В. И., Выготский J1.C., Лазурский А. Ф., Мухина B.C., Мудрик А. В., Рубинштейн С. Л., и др.). Рассматривается также комплексный подход в контексте методологии науки с ориентацией на межпредметные связи психологии, антропологии, социологии, филологии, этнографии, педагогики и др.

Становление и бытие личности рассматривается, согласно концепции B.C. Мухиной, во взаимосвязи с естественной, рукотворной, социальной и ценностно-символической средами. При этом применяются: региональный принцип построения исследования природно-культурных ландшафтов (Веденин Ю.А.) — функционалистский подход к анализу элементов и явлений культуры (Малиновский Б.) — понимание традиции как развивающегося феномена (Шилз Э., Эйзенштадт С., Арутюнов С. А., Лурье С.В.) и др. Личность рассматривается через особенности ее самосознания в соответствии с концепцией структуры самосознания B.C. Мухиной и через систему отношений личности к средам, согласно А. Ф. Лазурскому.

Методы исследования. Исследования личности проводились в контексте региональной традиционной культуры. В работе использован комплекс следующих методов: 1 — тематическая беседа- 2 — включенное наблюдение- 3 — анализ продуктов деятельности- 4 — анализ архивных материалов. В исследовании проанализировано около 20 ООО смысловых единиц обсчета. Обработка данных проводилась качественными, качественно-количественными и количественными методами.

Научная новизна. В работе впервые в отечественной психологии предпринята попытка изучения личности, ее самосознания и системы отношений к условиям бытия и развития в русской традиционной культуре на основе экспедиционных данных в сопоставлении с исследованиями, проводимыми в изучаемом регионе на протяжении 150 лет.

Прикладное значение. Результаты исследования могут быть использованы: при разработке социокультурных программ развития регионов Русского Северав работе культурных и образовательных учреждений различных регионов страныпри организации исследований личности в контексте культурных традиций в различных регионах страны.

Достоверность полученных данных обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватного цели, объекту и предмету исследования, методического инструментария, качественным, качественно-количественным и количественным анализом материала, качественной интерпретацией и репрезентативностью выборки.

Исследование проводилось в деревнях Каргопольского и Плесецкого районов Архангельской области с 1996 по 2001 г. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Психологические особенности личности, развивающейся в условиях традиционной преемственности, заключаются прежде всего: в специфике ценностных ориентаций (ценность семейно-родственных отношений, ориентация на традиционное мнение старших поколений, общины, значимость взаимосвязи с природными реалиями и др.) — в превалировании семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я" — в выраженности мифологических представлений о мире и взаимодействии с ним.

2. Выявлена зависимость устойчивости личности от природной, предметной, социальной и ценностно-символической сред в традиционной культуре.

3. Традиционная стабильность нормативов межпоколенных взаимоотношений и естественно-рациональная организация уклада жизни определяет значимость в воспитании ценностного отношения ко всем реалиям бытия. Однако исторические события и происходящие изменения в укладе жизни деревни отразились на взаимосвязях человека с традиционными условиями и в его самосознании, что повлекло за собой трансформацию или потерю традиционных жизненных смыслов, угрожая маргинальностью.

4. Межпоколенные различия связаны с социально-историческими событиями и процессами, отразившимися во всех реалиях бытия. Как наиболее существенное для изменения самосознания выступает отрыв от родового места проживания (вынужденный переезд в связи с укрупнением колхозоввовлеченность в миграционные процессы) и изменение системы ответственности во взаимосвязях с традиционными условиями жизни. Старшее поколение оказывается наименее восприимчивым к трансформации внешних условий и продолжает существовать в традиционном укладе жизни, выступая носителем традиционного сознания, проявляет социальную инертность. Среднее поколение оказалось не готовым адаптироваться к трансформации внешних условий, при этом не сохраняет целостностной традиционности. Младшее поколение, сензитивное к воздействию социальный условий, в частности — к современной массовой культуре, обнаруживает синкретичность ценностных ориентации.

5. Трансформация связей личности с традиционными условиями жизни и нарушение межпоколенной преемственности снижает устойчивость личности, следствием чего наблюдается маргинализация, выраженная в размывании или потере традиционных жизненных смыслов, разрушении традиционной хозяйственной деятельности, негативном восприятии настоящего, бесперспективном отношении к будущему.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития МПГУ, на конференциях «Итоги науки МПГУ» (1999, 2000), «Личность на пороге XXI века» (1999), «Психология на пороге XXI века», семинарах Института природного и культурного наследия РАН. Основные положения и результаты исследования использованы при разработке программы развития Кенозерского национального парка на 2001;2006 гг., при разработке методических материалов и проведении семинаров по образовательным и социокультурным проблемам в Архангельской области.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации — 230 страниц. Список использованной литературы состоит из 490 наименований, в том числе 40 на английском и 2 французском языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование психологических особенностей личности в условиях межпоколенной преемственности в деревнях Русского Севера позволило сформулировать следующие выводы:

1. Психологические особенности личности, развивающейся в условиях традиционной преемственности, заключаются прежде всего: в специфике ценностных ориентации (ценность семейно-родственных отношений, ориентация на традиционное мнение старших поколений, общины, значимость взаимосвязи с природными реалиями и др.) — в превалировании семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я" — в выраженности мифологических представлений о мире и взаимодействии с ним.

2. Стабильность существования личности обеспечивается традиционной зависимостью от природной, предметной, социальной и ценностно-символической сред в сельской местности Русского Севера. Однако исторические события и происходящие изменения в укладе жизни деревни повлияли на взаимосвязи человека с данными средами и его самосознание.

Система представлений о природе и природопользовании, сложившаяся в традициях Кенозерья и Лекшмозерья, обусловлена спецификой естественных реалий региона и сохраняет во многом мифологический характер. Уменьшение значимости для сознания человека традиционной культуры определенных реалий пространства и интенсивности их использования лишает мифологическое сознание адекватной модели поведения, что приводит к дестабилизации личности.

Изменения рукотворных реалий под воздействием цивилизации стихийно вписываются в традиционный уклад жизни, постепенно его трансформируя. Старшее поколение придерживается консервативных предметных привязанностей. Младшее поколение в большей степени включает в свою жизнь новую предметность, делая ее для себя значимой.

В социальном пространстве деревни категория «мы» является превалирующей, причем семейное «мы» выступает на настоящий момент как более значимое и организующее совместную деятельность, чем общинное. Отрыв от родового места жизни и изменения в системе взаимоотношений повлекли за собой изменение системы ответственности личности за свою жизнь и окружающее пространство, что наиболее тяжело сказалось на среднем поколении.

Трансформации ценностно-символических реалий, происходящие как по форме, так и в содержательном плане, перестраивают самосознание и систему представлений личности о мире, разрушая ее целостность, что отражается во всех сферах жизни.

Изменения в реалиях бытия личности отражаются на системе отношений личности к данным реалиям, нарушая традиционную преемственность ценностных отношений.

3. Самосознание трех поколений жителей деревень Русского Севера сохраняет в себе тенденции традиционности.

Имя сохраняет свою традиционную значимость, связывая поколения в единое культурное пространство через отражение в себе межпоколенных связей по родовой линии. Значимым для объединения семьи и выделения ее из общего социального пространства деревни выступает фамильное прозвище, бытующее по деревне.

Притязание на признание остается опосредованным социальным пространством. Значимым для реализации притязаний на признание остается соблюдение традиционных нормативов и ориентация на традиционные ценности.

Половая идентификация для младшего поколения продолжает определяться традиционными представлениями о мужской и женской работе и социальноролевом характере межполовых отношений.

Психологическое время личности определяется традиционными временными циклами, а также религиозными и мифологическими представлениями. Традиционное сознание антиисторично и настроено на цикличность событий и типизацию явлений. Будущее взаимосвязано с прошлым и настоящим, являясь их следствием.

Социальное пространство, претерпев определенные изменения, сохраняет свою традиционность. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что позволяет личности быть более устойчивой. Противопоставление «мы» — «они» выступает как образующее во взаимоотношениях между жителями по принципу «свой» — «чужой» по критериям семья, родная деревня, регион.

Таким образом, наполнение структурных звеньев самосознания личности в целом сохраняет свою традиционную преемственность.

4. Межпоколенные различия связаны с социально-историческими событиями и процессами, отразившимися во всех реалиях бытия. Как наиболее существенные для изменения самосознания выступают отрыв от родового места проживания (вынужденный переезд в связи с укрупнением колхозоввовлеченность в миграционные процессы) и изменение системы ответственности во взаимосвязях с традиционными условиями жизни. Старшее поколение оказывается наименее восприимчивым к трансформации внешних условий и продолжает существовать в традиционном укладе жизни, выступая носителем традиционного сознания, проявляет социальную инертность. Среднее поколение не готово адаптироваться к трансформации внешних условий, при этом не сохраняет целостностной традиционности. Младшее поколение, сензитивное к воздействию социальный условий, в частности — к современной массовой культуре, обнаруживает синкретичность ценностных ориентаций.

5. При том, что наблюдается постепенное развитие индивидуального рефлексивного сознания, которое выступает следствием процесса изменения трансляции культурных традиций, общие тенденции воспроизведение традиционной личности селянина Русского Севера сохраняется.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Barnouw V. Acculturation and Personality among the Wisconsin Chippewa: American Anthropological Association Memoirs. — 1950. N72.
  2. Beals R. Acculturation //Antropology Today. Chicago, 1953. P. 621−641.
  3. Becker H.S. Sociological Work. Chicago, 1970.
  4. Becker H.S., Geer В., Hughes E.C. Strauss A.L. Boys in White. Chicago, 1961.
  5. Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York, 1934.
  6. Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston, 1946.
  7. Berry J.W., Poortinga Y.N., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applicstions. Cambridge, 1992.
  8. Boas F. Some Problems of Methodology in the Social Sciences // The New Social Science. Ed.: White, Leonard D. Chicago, 1930. P.84−98.
  9. Boas F. The Methods of Ethnology // American Anthropologist. N.S. Vol. 22 (1920), P. 311−322.
  10. Boas F. Some Problems of Methodology in the Social Sciences // The New Social Science. Ed.: White, Leonard D. Chicago, 1930. P. 84−98.
  11. Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology. Continuity and change in the study of human action.-New York, 1988.
  12. Bril В., Lehalle H. Le developpement psychologique est-il universel? Approches Interculturelles. -Paris, 1985.
  13. Cassirer E. Philosophic des symbolischen Forman. Darmstadt, 1923.
  14. Church А.Т., Lonner W.J. The cross-cultural perspective in the study of personality: Rationale and current research // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. Vol. 29(1). P. 32−62.
  15. Clifford J., Marcus G.E. Writing Culture. Berceley, 1986.
  16. Clough P.T. The End (s) of Ethnography: From Realism to Social Critism. Newbury Park, 1992. P.21−22.
  17. Daun A. Svensk mentalitet. Simrishamn, 1989.
  18. Diaz-Loving R. Contributions of Mexican ethnopsychology to the resolution of the etic emic dilemma in personality//J. of Cross-Cultural Psychology. — 1998. Vol. 29(1). P.104−118.
  19. Eisenstadt S.N. Tradition, Chande and Modernity. New York, 1973.
  20. Geertz C. The Interpretations of Cultures. N.Y., 1973.
  21. Ilall E. The silent language. Greenwich, 1970.
  22. Ho D.Y.F. Indigenous psychologies: Asian perspectives // J. of Cross-Cultural Psychology. 1984. Vol. 15(4). P. 88−103.
  23. Kardiner A., Lipton R. The Individual and His Society. New York, 1945.
  24. Kracke W.H. Reflections on the Savage Self: Introspection, Empathy and Anthropology // Suerez-Orozco M.M. (ed.). The Making of Psychological Anthropology II. Harcourt Brace College Publisher, 1994.
  25. L6vi-Strauss C. La pens6e sauvage. Paris, 1962.
  26. Malinovski B. Argonauts of the Western Pacific. New York, 1922.27.30
Заполнить форму текущей работой