Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические защитные механизмы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе его индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок. Замещение. Этот вид защиты проявляется достаточно рано. Он особенно значим, поскольку тесно связан с развитием детских… Читать ещё >

Психологические защитные механизмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению И. М. Никольской и Р. М. Грановской (2000), помимо защитных реакций, которые выступают в первую очередь на поведенческом уровне, у ребенка постепенно обнаруживаются психологические защитные механизмы, типичные для взрослых. В качестве примера они приводят следующие механизмы защит.

  • 1. Замещение. Этот вид защиты проявляется достаточно рано. Он особенно значим, поскольку тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в нормализации психического равновесия ребенка, оказавшегося в трудной ситуации. Замещение может выступать как смещенная агрессия.
  • 2. Вытеснение. У детей нередко можно наблюдать отдельные эпизоды вытеснения. На базе процесса вытеснения идет формирование детской лживости.
  • 3. Сновидения. У детей достаточно рано включаются формы психологической защиты, связанные с сновидением, с его фабулой.
  • 4. Отчуждение (или изоляция). Защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Ребенок отключается от внешнего мира и погружается в свой собственный мир, предается мечтам, становится отчужденным. В дальнейшем уход в себя приводит к повышенной тревожности. Изоляция может проявляться у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или при воспоминаниях о них.
  • 5. Сублимация. В процессе сублимации у детей происходит вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частного в общую любознательность, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности.
  • 6. Регрессия. Защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, когда эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствие.

Нужно отметить, что, опираясь в своих исследованиях на концепцию Р. Плутчика, мы все же полагаем, что не следует выделять типично взрослые защитные механизмы, используемые детьми, поскольку использование защитных механизмов, являющихся по Р. Плутчику производными эмоций, характерно не только для взрослых людей, но и для младенцев. Кроме того, несмотря на отсутствие существования единой хронологии возникновения защитных механизмов в онтогенезе, общепринятым считается тот факт, что имеются определенные закономерности формирования защиты, и эти закономерности неразрывно связаны с фазами развития личности.

Таким образом, формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе его индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок.

Организация защитного процесса — важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Рассматривая этот процесс как процесс постепенной социализации, подчиняющейся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, А. Фрейд (2003) подчеркивала, что шансы ребенка стать здоровым во многом зависят от того, насколько его «Я» способно выносить лишения, т. е. преодолевать неудовольствие и принимать решения самостоятельно.

Заметим, что большинство имеющихся данных по развитию каждого конкретного механизма психологической защиты носит теоретический характер. Лонгитюдные исследования в этой области практически отсутствуют. Р. Cramer (1991) считает, что существуют различные модальности развития механизмов защиты. Например, как уже отмечалось выше, возникнув, защитный механизм на протяжении определенного промежутка времени активно используется ребенком, однако, позднее, этот механизм теряет свое значение. Он может или полностью исчезнуть, или «заснуть», а может через какое-то время быть заменен другим защитным механизмом. Другой вариант судьбы защитного механизма таков: использованный ребенком защитный механизм либо преобразуется таким образом, что остается все той же, хотя и видоизмененной, защитой, либо преобразуется в совершенно другую защиту. Третий вариант: механизм защиты превращается в механизм когнитивного контроля или в одну из основных черт характера.

Вывод. Резюмируя сказанное, можно выделить несколько важных положений, отражающих современные подходы к вопросу формирования защиты в онтогенезе.

  • 1. Каждая защита имеет свои истоки в специфической врожденной реакции по типу рефлекса.
  • 2. Во многих случаях этот физиологический прототип может быть идентифицирован.
  • 3. Произвольные моторные реакции, будучи следствием врожденного рефлекса, служат предвестниками защит.
  • 4. Интериоризация и преобразование моторного предвестника в когнитивную структуру представляют исходную точку, которая в процессе развития обозначает начало существования защитного механизма.
  • 5. После преобразования моторного предвестника в когнитивную структуру защита может продолжать развиваться, приобретая более совершенные формы.
  • 6. По завершению развития защиты, ее использование зависит от относительной силы других присутствующих защит, от темперамента и характера личности, а также от степени испытанного стресса.

Однако необходимо констатировать, что проблема появления и развития механизмов психологической защиты в онтогенезе остается не до конца исследованной и ставит множество задач перед специалистами, работающими в этой области.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой