Дезадаптация психогенного происхождения с психосоматическим симптомокомплексом у учащихся специализированной английской школы
Диссертация
Исследование факторной структуры синдрома психогенной школьной дезадаптации позволило заключить, что наиболее характерным для этого вида нарушений адаптации является развитие тревоги, связанной с фрустрацией потребностей в достижении успеха, в степени генерализации. Кроме того, низкий уровень развития социального интеллекта, при высоком уровне развития общего интеллекта, провоцирует… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОГЕННОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
- 1. 1. Механизмы развития дезадаптации
- 1. 2. Факторы, обусловливающие возникновение психогенной дезадаптации у учащихся школы и этапы ее развития
- 1. 3. Формы школьной дезадаптации
- 1. 4. Влияние школы на формирование и развитие дезадаптации у учащихся
- 1. 5. Вклад семьи в формирование дезадапт^щт у ребенка
- 1. 6. Психологические особенности4? тей^с?"имптомами нарушения психической адаптации
- 1. 7. Психопрофилактика и психокоррекция дезадаптации
- 1. 8. Постановка проблемы, цель, гипотеза и задачи исследования
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Методы статистической обработки
- 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ С СИМПТОМАМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
- 3. 1. Изучение показателей интеллектуального развития
- 3. 2. Исследование уровня развития социального интеллекта
- 3. 3. Исследование уровня агрессивности
- 3. 4. Исследование структуры тревожности
- 3. 5. Исследование состояния здоровья
- 3. 6. Отношения в семье и их влияние на формирование психогенной дезадаптации
- 3. 6. 1. Особенности родительских отношений
- 3. 6. 2. Особенности восприятия детьми семейного климата
- 3. 7. Анализ психологических особенностей, свойственных адаптированным и дезадаптированным детям
- 3. 8. Факторы, образующие структуру дезадаптации психогенного происхождения
Список литературы
- Абрамова И.Г., Ходоровская А. С. Образование в школе источник дисгармонии жизненного мира ребенка // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации: Тез. докл. научно-практической конференции, — Спб: Крисмас +.- 1996, — С. 24−25.
- Аверин В. А. Психология детей и подростков, — Спб., 1994, — 176 с.
- Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. Киев: Port-royal, 1997, — 287 с.
- Александровская Э.А. Личностные особенности младших школьников при пограничных нервно-психических расстройствах: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Л., 1985,-21с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация, — М., 1976.- 272 с.
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычки и действия у детей и подростков,— М.: Изд. Ин-та психотерапии, 1999, — 304 с.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. -Свердловск: Изд. Свердловского пед. ин-та, 1973, — 138 с.
- Белов В.П. Нервно-психические нарушения при некоторых психосоматических болезнях пищеварительного тракта: Автореф. дисс. докт. мед. наук,-М., 1970, — 24 с.
- Белопольская И.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпосылок невротического состояния у детей в связи со школьной неуспеваемостью // IV симпозиум детских психологов социалистических стран: Тез. докл.- М., 16−18 ноября 1976, — С.141−144.
- Беребин М.А., Вассерман Л. И. Факторы риска пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразовательных школ. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, — 1994, — № 4, — с. 12−22.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Л., 1988.-268 с.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив, — Минск., 1975, — 126 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание,— М.: Знание, 1974, — 96 с.
- Бреслав Г. М. Временной масштаб эмоциональной регуляции как показатель отклонений в формировании личности ребенка. // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности // под ред. Г. М. Бреслава.- М., Одесса, 1986,208с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения, — М.: Педагогика, 1990, — 140 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование у детей, — М., 1990−326 с.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, — 1994, — № 3, — с. 16−25.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства: Собр. соч. в 6-и т.- М., 1983, — Т.5.- 372 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста.Собр.соч. в 6-и т.- М., 1983, — Т.4- 383с.
- Гаврилова Т.П. Психологические особенности формирования личности школьника // О кризисах в психическом развитии личности ребенка // под ред. И. В. Дубровиной,-М., 1983.-С. 18−26.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л.: Медицина, 1977, — 272 с.
- Гарбузов В.И. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях, — Л., 1978, — С.87−93.
- Гарбузов В.И. Нервные дети, — Л., 1993.- 173 с.
- Глассер У. Школы без неудачников: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.- 176 с.
- Головей Л.А., Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе, — Л., 1987.31 с.
- Губачев Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений,— Л.: Медицина, 1981, — 216 с.
- Готовность к школе. Руководство практического психолога / ред. И. В. Дубровина, — М.: Наука, 1995, — 268с.
- Дубровина И. В. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, — М., 1995, — С. 12.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология Псков, 1994, — 280 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение, — Л., 1985,89 с.
- Еренков В.А. Воспитание здоровья. Психиатрия у детей и подростков.-Киев, Здоров’я, 1978, — 108 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л., 1982, — 214 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков,— Л.: Медицина, 1988, — 248 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология,— М.: изд. МГУ, 1999.- 207 с.
- Исаев. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста, — Спб., 1996,454 с.
- Коркина М.В., Марилов В. В. Личностные особенности и характер психических нарушений при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки // Журнал невропатологии и психиатрии,-1982, — Вып. 11.- С. 92−95.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, — 1984, — № 4, — С. 89−95.
- Калинина Л.А. Психологическое особенности подростков с со школьной дезадаптацией при резидуально-органической недостаточности головного мозга: Дисс. канд. психол. наук, — Харьков, 1987, — 165с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия, — М: Медицина, 1985, — 304 с.
- Киричук А.В. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия группы и личности школьника // Проблемы диагонстики и прогнозирования: Мат. симпозиума.-Киев: Рад. школа, сентябрь 1975, — 294 с.
- Ковалев В.В. К клинической дифференциации психогенно обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией // Дети с временной дезадаптацией развития.-М., 1971,-С. 20−25.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей.-М.Медицина, 1979, — 558 с.
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний детей и подростков, — М. .Медицина, 1985, — 286 с.
- Коржова Е.Ю. Исследование психосоматической адаптации преподавателей и учащихся И Человек и образование в современном мире: Тез. докл. науч.-практ. конференции. СПб., 1996.- С. 39−41.
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешского.- Прага: Авиценум, 1984, — 334 с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Немировская С. В. и др. О профилактике поведения у подростков // Гор. конференция по вопросам психопрофилактики и организации психологической помощи детям: Тез. докладов, — М., 1980.- С. 27−28.
- Лебединский В В. Нарушения психического развития у детей. Уч. пособие,-М:МГУ, 1985, — 167 с.
- Лисина В.И., Дубровина И. В. Психическое развитие воспитанников детских домов, — М:Педагогика, 1990, — 264 с.
- Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины,— М.: Медицина, 1982, — 326 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей, — 2-е изд., доп. и перераб, — Л.: Медицина, 1985, — 416 с.
- Ломпшер И. ред. Психические особенности слабоуспевающих школьников.-М:Педагогика, 1984,57. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме ипатологии, — М. Педагогика, 1978, — 224 с.
- Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации // Социальное здоровье России // Под. ред. Н. Г. Лускановой, — М., 1995, — 367с.
- Манова-Томова B.C. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте, — София: Медицина и Физкультура, 1982, — 190 с.
- Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // сб. Руководство и лидерство. Л., 1973, С. 45−53.
- Менчинская Н.А., Егорова Т. Е., Ерицян М. С. Психологические проблемы неуспевающих школьников, — М:Педагогика, 1971, — 272 с.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена, — Спб., 1996, — 51 с.
- Мурзенко В.А. Психологический анализ личности и поведенческой структуры так называемых трудных детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): Автореф дисс. канд. пед. наук, — М., 1962.- 19 с.
- Мягер В.К. Семейная психотерапия при неврозах. Методические рекомендации. Л., 1976, — 105 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы, — М., 1990, — 356 с.
- Насвитене Д.И. Психологические особенности детей с адаптационными расстройствами и их психологическая коррекция. Дисс. канд. психол. наук.- СПб, 1993.138 с.
- Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника.- М.: Знание, 1975.64 с.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьника на трудности в работе: Автореф. дисс. канд. пед. наук, — М., 1971.- 22 с.
- Новикова Е.В., Кочубей Б, И. Эмоциональная устойчивость школьника. -М:3нание, 1988, — 80 с.
- Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1928, — 198 с.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера (WISC).- М: Изд. Ин-та гигиены детей и подростков, 1973, — С. 14−40,
- Петряевская Л.Г. Введение в проблематику профессиональных кризисов учителя в процессе непрерывного образования // Социально-педагогические и психологические проблемы обновления школы: Тез. докл. СПб., 1993, — С. 9−10.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // сб. Активные методы в работе школьного психолога. М.: изд. АПН СССР, 1990, — 165 с.
- Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1977.- 18 с.
- Пронина Л.А. Клинико-эпидемиологическая характеристика психогенных расстройств у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. мед. наук, — М., 1995, — 24 с.
- Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей // Доклад комитета экспертов ВОЗ. М.: Медицина, 1979, — 86 с.
- Психологические тесты / сост. Э. Р. Ахмеджанов, — М., 1995., 320 с.
- Психология: Словарь Сост. JI. А. Карпенко, — 2-е изд., испр. и доп.- М: Политиздат, 1990, — 494 с.
- Райкрофт Ч. Критический словпрь психоанализа: Пре. с англ.- Спб, ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 1995.- 288 с.
- Ратгер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1987, — 420 с.
- Рацюте-Бутинавичене С. В. Успеваемость и нервно-психическое здоровье школьников актуальность проблемы // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников: Тез. докл. науч.-практич. конференции,-Минск, 1974. С.12−15.
- Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося.-М: Высшая школа, 1990, — 80 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие.- М: Владос, 1996, — 528 с.
- Романова Е.В., Сытько Т. И. Проективные графические методики сиё., 1992, — 79 с.
- Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ.- Спб.: Ювента, 1999, — 347 с.
- Соловьева С.Л. Эмоциональные состояния больных психосоматическими заболеваниями: Дисс. канд. психол. наук.- Л., 1991.- 213 с.
- Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы 90-х годов,-СПб., 1995, — 71 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция, — М: МГУ, 1988, — 198 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Уч. пособие.- М.: Academia, 1996, — 321 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польского, — М: J1. Прогресс, 1982.-231 с.
- Тополянский В.Д., Струковская М. В. Психосоматическоие расстройства: Руководство для врачей, — М.: Медицина, 1986, — 383 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с разных яз.- М.: Прогресс, — 1990.368 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ,-М.: Прогресс, — 1993, — 478 с.
- Шванцара И. Диагностика психического развития.- Прага, 1978, — 388 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных состояний в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. мед. наук, — Л., 1976.- 198 с.
- Экелово-Богалей Е. М. Клинические особенности и этапы развития синдрома школьной дезадаптации // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тез.докл.- Ташкент, 1984, — С.195−196.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. тр. М., 1989, — 278 с.
- Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, С. А. Разумов, Е.М. Стабровский- Под ред. Ю. М. Губачева.-Л.: Медицина, 1976, — 224 с.
- Энциклопедия лучших психологических тестов, — М, — 1995.-. 297С,
- Эриксон Э. Детство и общество, — Изд. 2-е, перераб. и доп.: Пер. с англ.- Спб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996, — 592 с.
- Юров Ю.В. Роль психологической службы в коррекции системы отношений учащихся // Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы: Тез докл. республиканской науч.-практ. конференции, — Бухара, 1988, — С. 84−86.
- Alexander F., Flagg G.W. The psychosomatic Approach // Handbook of Clinical psychology.- N.Y.-London Sydney .- 1966, — P. 855−945.
- Berg J., Nichols K., Pritchard E. Shool phobia.- its classification and relationship to dependency // Journal of Child Psychology and Psychiatry and allied diciplines.- 1969, — V.10.- № 2, — P.123−141.
- Beme E. Sex in Human loving.- Simon & Schuster.- 1970, — 281 p.
- Cooper O. J. School refusal // Educational reseach.- 1966, — V.8.- № 2, — P. 115 127.
- Dunbar F.H. Psychosomatic diagnosis.- N.Y.-London, 1948, — 506 p.
- Faas A. Learning Disabylities. A Competency Based Approach.- Boston, 1976.578 p.
- Harper R.A. The new psychotherapies.- N.Y.: Prentice-Hall, 1975 602 p.
- Hersov L.A. School refusal // British Medical Journal.- 1972, — V.3.- № 5118,-P. 102−104.
- Gardner R. Psychogenic Learning disabilities.- N. Y., 1995, — 667 p.
- Guilford J.P., О’Sullivan M. The measurement of social intelligence.- Los Angeles, 1965, — 40 p.
- Griffits W. Behavior difficulties of children as percieved any judged by parents.-Minneapolis: The University of Minnesota press, 1962, — 116 p.
- Janov A. The primal revolution.- N.Y.:Simin & Schuster, 1972.- 382 p.
- Karasu T.B. Psychotherapy of the medically ill // Am. J. Psychiat., 1979, — N 1.1. P. l-11.
- Kenny T.J. Clemmnis R.L. Medical and psychologicfl cooorlates in children with learning disabilities // The Journal of Pediatrics.-1971.- V. 18, — № 2, — P.273−277.
- Lehr V. Psychologie des Alterns.- Heidelberg: Qelles & Meyer, 1972, — 348 p.
- Lovell K. Educational psychology and children.- London: Univ. of London press, 1979.-329 p.
- Spielberger C.D. Theory and reseach on anxiety // Anxiety and Behavior.- N.Y.: Academic Press, 1966, — P.3−20.
- Stokvis S. Psychosomatic // Handbuch der Neurosen und Psychterapis.- Munchen Berlin, 1959,-Band 3, — F.435−497.
- Tyrer P. and S. School refusal truansy and adult neurotic illnes // Psychologicfl Medicine.- 1974, — № 4, — P.416−421.
- Valentine C.W. Psychology and its bearing on education.- N.Y.: Philos. library, 1951.-674 p.