Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным фактором эффективного контроля и управления спортивной деятельностью являются знания тренером мотивов занятия спортом каждого спортсмена. Адекватность и отсутствие противоречий в представлениях мотивационной сфере спортсмена — один из определяющих факторов продуктивности совместной деятельности тренера и спортсмена. Особенно это актуально для начинающих спортсменов детского и юношеского… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивов в психологии
    • 1. 1. Мотив как психическое явление
    • 1. 2. Соотношение понятий мотив и цель
    • 1. 3. О структуре и функциях мотивационной сферы человека
    • 1. 4. Резюме
  • Глава 2. Проблема мотивационной сферы в психологии спорта
    • 2. 1. Мотивы занятия спортом и их структуры
    • 2. 2. Соотношение мотива и цели в спортивной деятельности
    • 2. 3. Особенности спортивной мотивации
    • 2. 4. Динамика и структура мотивов в юношеском возрасте
    • 2. 5. Обоснование целей и задач экспериментального исследования
  • Глава 3. Методическое обеспечение исследования мотивов в спорте
    • 3. 1. Методические подходы изучения мотивов
    • 3. 2. Разработка методики «Мотивы занятия спортом"(МЗС)
    • 3. 3. Программа экспериментального исследования
  • Глава 4. Экспериментальное исследование мотивов занятия спортом в юношеском возрасте
    • 4. 1. Планирование и организация исследования
    • 4. 2. Ранговый анализ мотивов занятия спортом
      • 4. 2. 1. Ранжирование мотивов в группе циклических и игровых видов спорта
      • 4. 2. 2. Ранжирование мотивов в группе самбо и бокса
      • 4. 2. 3. Ранжирование мотивов в группах гимнасток
      • 4. 2. 4. Ранжирование мотивов в контрольной группе 18−21 летних мо* лодых людей
    • 4. 3. Самооценка личных качеств и мотивы занятия спортом
    • 4. 4. Корреляционный анализ эмпирических данных
      • 4. 4. 1. Анализ взаимосвязей по всей выборке спортсменов
      • 4. 4. 2. Анализ взаимосвязей по группам юношей и девушек
      • 4. 4. 3. Анализ взаимосвязей по группе циклических и игровых видов спорта
      • 4. 4. 4. Анализ взаимосвязей по группам единоборств
      • 4. 4. 5. Анализ взаимосвязей по группам гимнасток
    • 4. 5. Резюме
  • Выводы

Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А.Н.Леонтьев в 1971 г., а Б. Ф. Ломов в 1984 г. отмечали, что проблема мотивов является самой труднодоступной и мало изученной проблемой психологической теории. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Особенно, если этот человек совсем юн. Вот слова Елены Мухиной, выдающейся гимнастки, в 18 лет оказавшейся на всю жизнь прикованной к инвалидной коляске из-за спортивной травмы: «Если бы мы начинали заниматься спортом в 16−18 лет, когда человек уже сознательно может выбирать свой путь. А в 9−10 лет мы ничего вокруг не видим, кроме спорта, интерес к которому так искусно разжигается. «(Богданова, 1993, с.58). Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом. Более того, неуспех в спорте, неудовлетворенность спортивными достижениями подчас становятся непреодолимой помехой в реализации личностного потенциала и социализации человека в других сферах жизнедеятельности после активных занятий спортом. На передний план выходят проблемы изучения мотивов на разных этапах онтогенетического развития (Ильин, 1995).

Юношеский возраст — период самоопределения личности. Внимание юного человека главным образом концентрируется на себе, как он (она) выглядят в глазах других людей. Подобная ориентация на себя в юношеском возрасте не вписывается в общественные и социальные функции спорта. Занятие спортом в значительной степени строятся с позиций взрослых, преимущественно директивно. Диссертант сама, пройдя многолетнюю подготовку на уровне сборных команд страны, города наблюдала противоречия между побуждениями спортсменов и организацией спортивного процесса, которые резко снижали интерес и самоотдачу спортсменов в спорте.

Цель исследования заключалась в изучении содержания мотивов занятия спортом высших достижений у спортсменов юношеского возраста в различных видах спорта.

Задачи исследования.

1. Разработать методику оценки мотивов занятий спортом в юношеском возрасте на основе суждений самих спортсменов, исходя из их представлений о спорте и отношения к спортивной деятельности.

2. Установить предпочтение — отвергание конкретных мотивов занятия спортом, динамику их выраженности в зависимости от возраста, пола, вида спорта.

3. Сравнить структуры (содержание и взаимосвязь) мотивов у спортсменов разных видов спорта, стажа занятий, отношения к спортивной деятельности.

4. Сопоставить структуры мотивов спортсменов, выделенных групп, с особенностями самооценки личных качеств.

Гипотеза исследования. Мотивы занятия спортом в детском и юношеском возрасте формируются в процессе спортивной деятельности. На начальном этапе занятия спортом формирование мотивов детерминируется стремлением к достижению целей деятельности, которые ставятся социальным окружением (родителями, тренером, нормами социального одобрения) — внешний стимул. Мотивы, как проявление побуждающих и направляющих сил удовлетворения потребностей, в определенной степени зависят от особенностей самооценки своих личных качеств молодыми спортсменами. В мотивах спортсмена должны проявляться как высокие, так и низкие самооценки качеств.

Самооценка личных качеств является внутренним побудителем актуализации конкретного мотива (ов) — внутренний стимул.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в сформулированном и обоснованном в работе положении о том, что при изучении мотивов занятия спортом в юношеском возрасте следует исходить из соотношения цель — мотив. Формирование мотивов, их структурирование проходит ряд этапов, начинаясь с «принятия» постулируемых социальным окружением целей спортивной деятельности. Важным для психологии спорта является формулирование понятий «цель-результат» и «цель-причина», понимание их роли в формировании мотивационной сферы спортсмена. Первое относится к «далеко отставленной цели» (достижение высоких спортивных результатов), второе — к внутренним побудительным силам (собственно личностным потребностям юного спортсмена), т. е. к при-чине (ам) избирательной активности.

Выполненное исследование вносит определенный вклад в понимание принципов детерминации формирования мотивационной сферы в юношеском возрасте.

Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования раскрывают содержательные особенности мотивов спортсменов 10−17 лет. Спортивным педагогам в управлении спортивной деятельностью необходимо учитывать особенности мотивов занятия спортом в этом возрасте, среди которых ведущими являются стремления к самореализации и самоутверждению.

Научная новизна исследования заключается в экспериментально установленной этапности формирования мотивов и их структурирования в зависимости от возраста и спортивного стажа спортсменов. Впервые показана динамика структурирования мотивов у спортсменов на протяжении юношеского периода развития. Проведенное исследование позволило выявить особенности взаимосвязей мотивов занятий спортом у спортсменов разных видов спорта с характеристиками пола, отношения к спортивной деятельности и успешности. Впервые разработана методика диагностики мотивов, применительно к юношескому возрасту. Показано влияние особенностей самооценки личных качеств спортсменов на структуры мотивов занятия спортом.

Положения, выносимые на защиту.

1. Методика оценки мотивов занятия спортом в юношеском возрасте (МЗС), разработанная на основе суждений самих спортсменов о причинах занятия спортом.

2. Формирование мотивов занятия спортом проходит ряд этапов: 1 этап — принятие постулируемых социальным окружением целей, мечта о высоких спортивных достижениях- 2 этап — вовлечение в спортивную деятельность эмоциональных компонентов- 3 этап — прагматичность, рациональность занятия спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств.

3. Структурирование мотивов юного спортсмена происходит на стадии формирования личного отношения к занятию спортом.

4. На приоритетность мотивов, особенности структуры мотивов занятия спортом высших достижений оказывают влияние специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также самооценка своих личных качеств .

Предметом исследования являлись суждения спортсменов юношеского возраста о причинах занятия спортом, их самооценка личных качеств, а также оценки тренерами успешности спортсменов.

Объектом исследования были: 762 спортсмена (юноши и девушки) групп высшего спортивного мастерства в возрасте 10−17 лет разных видов спорт, спортивной квалификации от 2 юношеского разряда до мастеров спорта международного класса- 75 юношей и девушек в возрасте 18−21 года, регулярно занимающиеся спортом- 67 юношей и девушек этого же возраста, незанимающиеся спортом.

Организация исследования. Выполнение исследования предусматривало 3 этапа. 1 — анализ теоретических и прикладных аспектов проблемы мотивов по обще-психологической и спортивно-психологической литературе, анализ методических приемов оценки мотивов в профессиональной и спортивной деятельности- 2 — разработка, оценка надежности и валидности, апробация методики «Мотивы занятия спортом» (МЗС) — 3 — экспериментальное изучение особенностей мотивов занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте.

Методы исследования: контент-анализ сочинений спортсменовэкспертная оценкавключенное наблюдениеинтервьюавторская методика МЗСмодифицированная нами методика А. М. Прихожан самооценки спортсменом своих качеств (использовались шкалы: — умственные способности, — состояние здоровья, — уверенность в себе, — авторитет, — удовлетворенность спортивными достижениями) — параметрические и непараметрические методы математической обработки результатов экспериментального исследования.

Апробация исследования. Теоретический, методический и эмпирический материалы исследования: используются в лекционных и практических занятиях по курсам «Проблемы психологии спорта» и «Прикладная психодиагностика» на специализациях «спортивная психология» и «психология менеджмента» факультета психологии СПбГУдокладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии СПбГУ (1994, 1995, 1996, 1997), ежегодных научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (СПбГУ, 1996, 1997), на конференции молодых ученых Балтийской Педагогической.

Академии (1996), научно-практической конференции «Психология: итоги и перспективы», посвященной 30-тилетию факультета психологии СП6ГУ (1996), на конференциях НИР СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта (1995,1997). Итоговые результаты исследования используются в практической работе по психологическому обеспечению подготовки спортсменов ШВСМ при Спорткомитете г. Санкт-Петербурга, плавательного центра «Акватик» г. Санкт-Петербурга.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, списка литературы из 158 наименований, в том числе 32 на иностранных языках, 5 приложений. Текст иллюстрирован 15 таблицами, 17 рисунками. Общий объем -184 страницы.

Выводы по экспериментальной части исследования.

1. Формирование мотивов, их структурирование детерминируется «принятием» социально-постулируемых, одобряемых социальным окружением целей, и только потом формируется личное отношение. Мы, назвали это процессом профессионализации. Выполнение спортивной деятельности, включенность в нее, освоение особенностей вида спорта формирует отношение конкретного спортсмена к занятию спортом. Предпочтительность (ранжирование) мотивов меняется со стажем занятия спортом, возрастом, зависит от пола.

2. Мотивы структурируются (т.е. образуют функциональные взаимосвязи) после двух-трех лет занятия спортом. У пловцов и гимнасток этот процесс наблюдается уже в 10 летнем возрасте. В других, исследуемых нами, видах спорта — в 13−14 лет. Наблюдается определенная этапность — в начале мечта о высоких достижениях в спорте, затем вовлечение в спортивную деятельность эмоциональных компонентов и, наконец, определенная прагматичность и рациональность. Именно на последней стадии начинает проявляться самооценка своих качеств, перспектив, а значит возможностей. Особенно показательно это на группе спортсменок художественной гимнастики. Наиболее функционально связанные структуры получены на старшей возрастной группе 16−17 летних спортсменов.

3. Предпочтения и функциональное объединение мотивов складывается из влияния двух факторов. Внешний фактор — специфика вида спорта. Внутренний — оценка своих возможностей в достижении уровня спортивного мастерства.

4. Мотивы, занимающие последние места в предпочтительности, также оказывают стимулирующее влияние на занятие спортом. По данным корреляционного анализа можно заключить, что низкие самооценки личных качеств проявляются в субъективном отвергании соответствующих мотивов. В тоже время именно эти мотивы стимулируют занятие спортом для развития личных качеств и удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

Заключение

.

Важнейшей проблемой педагогического и психологического обеспечения в спорте является контроль и управление спортивной деятельностью на любом уровне спортивного совершенствования, что включает в себя индивидуализацию тренировочной подготовки в зависимости от склонностей и интересов самого спортсмена.

Основным фактором эффективного контроля и управления спортивной деятельностью являются знания тренером мотивов занятия спортом каждого спортсмена. Адекватность и отсутствие противоречий в представлениях мотивационной сфере спортсмена — один из определяющих факторов продуктивности совместной деятельности тренера и спортсмена. Особенно это актуально для начинающих спортсменов детского и юношеского возраста, когда противоречия между побуждениями спортсменов и организацией тренировочного процесса могут резко снизить интересы и мотивы занятия спортом детей, а в худшем случае и повлечь за собой уход ребенка из спорта.

В настоящем исследовании ставилась конкретная и, в определенной степени, локальная цель изучения мотивов занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте. Мы сознательно не ставили перед собой цели установления индивидных и личностных детерминант в предпочтении тех или иных мотивов. Это задача следующих исследований.

Главным результатом выполненного исследования, следует считать необходимость изучения мотивов в детском и юношеском спорте методами на основе представлений самих спортсменов о себе и спорте в этом возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности. Автореферат канд.дисс. ЛГУ, 1982.
  2. .Г. Избранные психологические труды. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Т.1 и Т.2, М., Педагогика, 1980. С. 230 и С. 287.
  3. .Г. О проблеме современного человекознания. М., Наука, 1977. С. 380.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. / Под ред. A.A. Бодалева, Акад. пед. и соц. наук- Моск. психол.соц. ин-т, М., Ин-т практической психологии, Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. С. 383.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1968. С. 338.
  6. А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С. 60−61.
  7. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976. С. 157.
  8. А.Г., Фейтенберг Е. И., Шлягина Е. И. К пониманию мотива в современной психологии. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.6−9.
  9. И.П. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. Л., Изд-во ЛГУ, 1975. С. 77.
  10. Ю.Бадоев Т.Jl. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности. Автореферат канд.дисс., Ярославль, 1988.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986. С. 276.
  12. Д.Я. Занимательная психология спорта. М., ФиС, 1993. Книга первая, С. 240.
  13. З.Богданова Д. Я. Личностные особенности спортсмена. Избранные лекции. / Под ред. Пуни А. Ц. Л., ГДОИФК, 1974. С. 58.
  14. A.A. (ред). Мотивация личности. Феноменология: Закономерности и механизмы формирования. // Сб. науч. трудов. М., АПН СССР, 1982. С. 120.
  15. Л.И. и др. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации и поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной, М., Педагогика, 1972. С.7−44.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштайна, Акад. пед. и соц. наук- Моск. психол.соц. ин-т, М., Ин-т практической психологии, Воронеж, НПО «МОДЭК», 1995. С. 349.
  17. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, № 6, М., Педагогика, 1976. С.34−44.
  18. С. А. Способы исследования количественной характеристики в группе. // Вопросы психологии, № 3, М., Педагогика, 1971. С. 138−143.
  19. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., Изд-во МГУ, 1991. С. 144.
  20. В.К. О развитии мотивационной сферы личности. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной итрудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С. 13−14.
  21. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., Изд-во МГУ, 1986. С. 208.
  22. В.К. Психологические механизмы мотивации. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 285.
  23. A.B. Психологические компоненты тренированности в спорте высших достижений. Автореферат канд.дисс. Д., ЛГУ, 1989.
  24. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. JI, Изд-во ЛГУ, 1970. С. 88.
  25. Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4−8 классов. Автореферат канд. дисс., М., 1976.
  26. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. / Под ред. А. В. Запорожца, т.4, «Детская психология». / Под ред. Д. Б. Эльконина, М., Педагогика, 1984. С. 432.
  27. В.К. Курс лекций по психодиагностике. Л., Изд-во ЛГУ, 1985. С. 86.
  28. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., Изд-во ЛГУ, 1982. С. 100.
  29. В.А. Системные методы в психологии: конспект лекций. Л., Изд-во ЛГУ, 1983. С. 51.
  30. Г. Д. Психопедагогика спорта. М., ФиС, 1986. С. 208.
  31. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности. // Психология и современный спорт. М., ФиС, 1973. С. 311−318.
  32. Грибкова Л. ПЛ Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности. Автореферат канд.дисс., 1986.
  33. О.В., Зобков В. А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности М., ГЦОЛИФК, 1982.
  34. У. Психология. / Под ред. Л. А. Петровской. М., Педагогика, 1991. С. 369.
  35. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. М., Наука, 1974. С. 145−169.
  36. .И. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии, № 4, М., Педагогика, 1984. С. 126−130.
  37. В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена. // Психология и современный спорт. М., ФиС, 1973. С. 121−143.
  38. И.В., Малхазов А. Р. К вопросу о диалектике мотивов спортивной деятельности. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.175−176.
  39. В.Д. Формирование готовности к соревнованиям с учетом индивидуальных особенностей спортсменов (на материале исследования юношей гребцов на байдарках и каноэ). Автореферат канд.дисс., Л., ЛГУ, 1989. С. 25.
  40. В.А. Мотивационный процесс как внутреннее действие по созданию побуждения. // Психолого-педагогические проблемымотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.24−25.
  41. Е.П. О сущности и структуре мотива. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.25−26.
  42. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., Просвещение, 1980. С. 199.
  43. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., Просвещение, 1983. С. 223.
  44. Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал, № 2, М., Наука, 1995. С.27−41.
  45. Е.П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спорта (современные направления в психологии). Л., Изд-во ЛГУ, 1989. С. 96.
  46. Е.А. Исследование предсоревновательных состояний спортсменов в связи с особенностями их личности. // Тезисы докладов к 7 Всесоюзной конференции по психологии физического воспитания и спорта. (Ленинград 14−17 марта 1973 г.) Л., 1973. С. 96−98.
  47. И.Г. Спортивная направленность личности. // Спорт и личность. М., ФиС, 1975. С. 105−127.
  48. Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. М., Знание, 1981. С. 64.
  49. В. И. Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. // Психол. журн., Т.2, № 6, М., Наука, 1982. С. 35−44.
  50. В.И. К проблеме мотивов // Психол. журн., Т. 2, № 1, М., Наука, 1981. С. 29−44.
  51. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., Наука, 1988. С. 193.
  52. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. С. 367.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. С. 254.
  54. А. А., Сафонов В. К. Психологические основы и диагностика надежности спортивной деятельности. // Психодиагностика в спорте. / Сост. Г. Д. Горбунов, М., ФиС, 1986. С.5−16.
  55. Г. Е. Исследование личностных особенностей спортсменов методом моделирования. Автореферат канд.дисс., JI., ЛГУ, 1981.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. С. 304.
  57. А.Н. Избранные психологические произведения. / Под ред. В. В. Давыдова, ТТ. 1 и 2 М., Педагогика, 1983. С. 391 и С. 318.
  58. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М., Изд-во МГУ, 1971. С. 38.
  59. А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии, № 9, М., 1972. С. 95−108.
  60. В.Г. О природе, структуре и функциях мотива. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.29−30.
  61. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука. С. 444.
  62. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов и учения. // Вопросы психологии, № 4, М., Педагогика, 1984. С. 130−133.
  63. В.JT. и др. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов пединститутов. М., Просвещение, 1984. С. 189.
  64. B.JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореферат докт.дисс., Л., ЛГУ, 1982.
  65. Е.В. Мотивационно-ролевые особенности личности как фактор успешности деятельности. Автореферат канд.дисс., Л., ЛГУ, 1984.
  66. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея М., Изд-во МГУ, 1982. С.108−117.
  67. М.Э. Влияние идеологии на формирование и развитие системы мотивов. Автореферат канд.дисс., Л, ЛГУ, 1981.
  68. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, Книжн. изд-во, 1971. С. 174.
  69. В.Н. Личность и неврозы. Л., Изд-во ЛГУ, 1960. С. 426.
  70. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. // Уч. зап. ЛГУ. 1957. Вып. 11. № 224. С. 3−23.
  71. Е.Е. Исследование мотивации личности с помощью гипноза. М., Изд-во МГУ, 1982. С. 80.
  72. Е.Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. // Учебное пособие для факультетов психологии Государственных Университетов. М., Изд-во МГУ, 1988. С. 80.
  73. О.С. Особенности мотивации студентов-спортсменов. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.202−203.
  74. А.Н. Психологическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности (на примере спортивной деятельности). Автореферат канд.дисс., JI., ЛГУ, 1984.
  75. В.И. Система ценностей и мотивов как условие формирования физкультуры личности. // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Новосибирск, 1985. С.203−204.
  76. В.Г. Влияние спортивной деятельности на формирование характера личности спортсмена. // Психология и современный спорт. М., ФиС, 1973. С.62−72.
  77. Палайма Ю. Ю Опыт исследования относительной силы мотива и формирование соревновательной установки у спортсменов. // Психология и современный спорт. М., ФиС, 1973. С.86−99.
  78. A.B. Мотивация как проявление потребностей личности. // Общая психология./ Под ред А. В. Петровского. М., Просвещение, 1970. С.53−62.
  79. P.A. Мотивация спортивной деятельности М., ФиС, 1984. С. 104.
  80. А.П. Роль мотивов в психологической подготовке лыжника-гонщика. // Психологическая подготовка спортсмена. / Под ред. Рудика П. А. и Пуни А. Ц. М., ФиС, 1965. С. 100−105.
  81. Практические занятия по психологии спорта. /Под ред. Д. Я. Богдановой и др. М., ФиС, 1977. С.11−19.
  82. A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., Педагогика, 1988. С.110−123.
  83. А.Ц. О возникновении и развитии интереса к лыжному спорту. // Лыжный спорт: Вопросы научного изучения лыжного спорта. Л., ГДОИФК, 1950. С. 140−146.
  84. А.Ц. Очерки психологии спорта. М., ФиС, 1959. С. 308.
  85. А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Избранные лекции. Л., ГДОИФК, 1979. С. 51.
  86. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. / Учебное пособие. Л., ГДОИФК, 1977. С. 48.
  87. А.Г. О возникновении и развитии интереса к спорту. // В сб.: Труды ЛНИИФК, Л., 1950. Т.5. С.21−29.
  88. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат, М., ФиС, 1983. С. 112.
  89. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Автореферат канд.дисс., Л., ЛГУ, 1987.
  90. С.Л. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957. С. 328.
  91. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Вопросы психологии, № 3, М., Педагогика, 1957. С. 3038.
  92. П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности. // Психология и современный спорт. М., ФиС, 1973. С. 14−40.
  93. П.А. Психология спорта. // Психологическая наука в СССР./Под ред. Пономарева. М., 1960. Т.2. С. 388−409.
  94. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. / Учебное пособие ЛГУ. Д., Изд-во ЛГУ, 1990. С. 252.
  95. . И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности. // Вопросы психологии, № 4, М., Педагогика, 1981. С. 124−126.
  96. В.К. Актуальные проблемы психологического обеспечения спорта. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., Изд-во СПбГУ, 1995 С. 30−42.
  97. В.К., Суворов Г. Б. Опыт разработки и апробации анкет самооценки состояния спортсмена. // Научные проблемы физического развития студентов и повышение их работоспособности. Днепропетровск, 1984. С. 47−56.
  98. В.К., Суворов Г. Б. Психофизиологические проявления состояния тренированности и спортивной формы легкоатлетов группы выносливости. // Психофизиологические вопросы спортивной и учебной деятельности. Л., 1987. С. 76−84.
  99. В.К., Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Диагностика нейродинамических особенностей. СПб., Изд-во СПбГУ, 1997. С. 69.
  100. Ю4.Симонов П. В. Мотивированный мозг: ВНД и естественнонаучные основы общей психологии. М., Наука. 1987. С. 269
  101. Ю5.Сопов В. Ф. Оценка эффекта мотивационно-ориентированной психорегуляции. // Проблемы многолетней психологическойподготовки высококвалифицированных спортсменов. Тезисы докладов научно-практической конференции. Харьков, 1986. С.73−74.
  102. Г. Б. Особенности психических состояний спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки (на примере деятельности легкоатлетов группы выносливости). Автореферат канд. дисс., Л., ЛГУ, 1989. С. 15.
  103. К.В. (ред). Системные механизмы мотивации. М., Медицина, 1979. С. 199.
  104. E.H. Антиципация в спорте. // Труды Всемирного научного конгресса «Спорт в современном обществе». М., ФиС, 1980. С.215−216.
  105. E.H. Ломов Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности. М., Наука, 1980. С. 277.
  106. Ю.Суходольский Г. В. Основы математической статистики дляпсихологов. Л., Изд-во ЛГУ, 1972. С. 429.
  107. В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности (на примере тяжелой атлетики, бокса и гандбола). Автореферат канд.дисс., ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1989. С. 14.
  108. З.Узнадзе Д. Н. Мотивация период предшествующий волевому акту. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, М., МГУ, 1982. С.80−84.
  109. Д.Н. Психологические исследования. М, Наука, 1966. С. 450.
  110. Д.Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., Наука, 1969. С. 213.
  111. В. В. Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, М., Изд-во МГУ, 1982. С.118−126.
  112. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. // Сборник. / Под ред. Л. Я. Гозман, Д. А. Леонтьева, М., Прогресс, 1990. С. 366.
  113. Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте. // Спорт в современном обществе. / Под ред. Выдрина В. М., М., ФиС, 1980. С. 124−184.
  114. X. Мотивация и деятельность. Т.1 и Т.2. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М., Педагогика, 1986. С. 408 и С. 392.
  115. В.И. Создание методов субъективной оценки состояний. // Методические указания для студентов психологов. Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 4.1 и 4.2, 1985. С. 26 и С. 14.
  116. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. // Психол. журн. Т. 1, № 3, М., Наука, 1982. С. 33−46.
  117. В.Д. Психологический анализ деятельности: Системно-генетический подход. Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 1979. С. 91.
  118. Е.П. Психология воли и волевой регуляции в спортивной деятельности . // Автореферат докт. дисс., СПб., СПбГУ, 1993. С. 36.
  119. Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978. С. 304.
  120. Э. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 1996. С. 341.
  121. Allport G.W. The trend in motivation theory. // Amer. J. Orthopsychiat. 1953. Vol. 23. P. 38−51.
  122. Atkinson J.W., Feather N.T. A theory of achievement motivation. N.Y. 1966.
  123. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton etc.: Van Nostrand, 1978. P.405.
  124. Bandura A. Self-regulation of motivation and action through internal standarts and goal systems. // In L.A.Pervin (Ed.), Goal concepts in personality and social psychology, Hillsdale, NJ, Lawrence Erlbaum, 1989. P.19−85.
  125. Bartl J., Bartl R., Walter H. Die Erfassung von Motiven sportlicher Betatigung. Greifswald, Ernst-Moritz-Arndt-UNI, Diplomarbeit, 1977. S. 150.
  126. Baum L. Korperkultur und Sport im Freizeitverhalten der DDR-Bevolkerung. Teil 4. Berlin, 1967. S. 29−48.
  127. Biddle S. Motivation and participation in exercise and sport. // In S. Serpa, J. Alva, V. Pataco (Eds.) International perspectives on sport and exercise psychology. Morgantown, WV: Fitness Information technology, 1993. P.103−126.
  128. Brehm J.W.(Ed.) A theory of psychological reactance. N.Y., Academic Press, 1966.
  129. Doil W. Psychologische Aspekte der Entstehung und Entwicklung psychischer Eigenschaften des Sportlers. // Beitrage zur Sportpsychologie 2. Berlin, 1974. S. 153−190.
  130. Doil W. Probleme und Untersuchungs ergebnisse zur Prufung und Entwicklung psychicher Belastbarkeit bei jungen Schwimmern. / In «Beitrage zur Sportpsychologie 1», Berlin, 1972. S. 44−57.
  131. Duda J.L., Fox K.R., Biddle S., Armstrong N. Children’s achievement goals and beliefs about success in sport. British Journal of Educational Psychology, 1992. P.313−323.
  132. Eichler R. Untersuchung motivationaler komponenten von Einstellungen zur sportlichen Tatigkeit. Grefswald: Ernst-Moritz-ArndtUNI, Diplomarbeit, 1980. S. 128.
  133. Erpenbeck J. Motivation. // Ihre Psychologie und Philosophie, Berlin, 1984.
  134. Ford M.E. Motivating humans: goals, emotions and personal agency beliefs. N.Y., SAGE Publications, 1992. P.302.
  135. Freud S. Instincts and their vicissitudes. / In The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud (vol.14, pp.117 140). London, Hogarth, 1957.
  136. Friedrich W., Hennig W. Der sozialwissenschaftliche Forschungsprozeb. Berlin, DWB, 1975.
  137. Kahl E. Analyse sportlicher Interessen in 4 10 Klassen und Moglichkeiten der Beeinflussung. Greifswald, Ernst-Moritz-Arndt-UNI, Dissertation, 1972.
  138. Lewin K. A dynamic theory of personality: Select, pap. N.Y., L. 1935. P. 217.
  139. Lewin K. Grundzuge der topologischen Psychologie. Bern: Huber, 1969.
  140. Lindner R. Zur motivationalen Regulation Leistungs-orientierter Tatigkeit und zu ihrer Analyse. / In: Wissenschaftliche Zeitschrift der PH Potsdam, Jahrgang 28# 1984, Heft 4. S.645−652.
  141. Lohse H., Ludwig R., Rohr M. Statistische Verfahren fur Psychologen. // Pedagogen und Soziologen. Berlin, VWV, 1982.
  142. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1954. P.411.
  143. Mathesius R., Muller S., Schellenberger B. Leistungserwartung und Leistunserrleben. // Beitrage zur Sportpsychologie 2. Berlin, 1974. S. 66 152.
  144. McDougall W. The Energies of Men. N. Y, Scribner, 1933. P. 305.
  145. Mischel W. Toward a cognitive social learning reconceptualization of personality. / Psychological Review, 80, N.Y., 1973. P. 252−283.
  146. Rohrberg K. Die Entwicklung sportbezogener Novmen, Verhaltensweisen und Motive bei Schulern der 6 bis 10 Klasse. / In «Theorie and Praxis der Korperkultur, Berlin, 1978/8.
  147. Roknsfalvy P. Sportpsychologie. Berlin, Sportverlag, 1980.
  148. Seligman M.E.P. Learned optimism. N. Y, Knopf, 1991.
  149. Sicora W. Untersuchung zum Erfassen motivationaler Komponenten von Einstellungen und des Verhaltens zur sportichen Betatigung Studierender. Grefswald, Ernst-Moritz-Arndt-UNI, Dissertation, 1976.
  150. Spence J., Helmreich R. Masculinity and feminity: Their psychological dimensions, correlates and antecedents. Austin, University of Texas Press, 1978.
Заполнить форму текущей работой