Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе сравнительного анализа исследований, проведенных в 80−90 годы, и исследований, проведенных в начале 21 века, выявлена зависимость между изменением значимости установок молодежи и социально-экономической ситуацией в стране. В период глубоких изменений в обществе неизбежно происходят изменения в мотивационной системе личности: меняются идеалы, ценностные ориентации, потребности… Читать ещё >

Динамика изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенности психического развития личности 17

Мотивы выбора профессии в процессе 27 профессионального становления личности Мотивация профессиональной деятельности личности 62 Выводы по первой главе 75

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ Проблема значимости в процессе профессионального 78 становления личности

Изменение значимости установок в процессе 106 профессионального становления молодежи Оптимизация процесса профессионального 124 становления молодежи в условиях трансформации и модернизации общества

Выводы по второй главе 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

133

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И 141 ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 155

Актуальность темы

исследования изменения значимости установок молодежи в ходе профессионального становления отражает ее принципиальное методологическое и теоретико-прикладное значение. Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития. Но предпосылкой любой деятельности, в том числе и профессиональной, является потребность, которую можно рассматривать как тяготение человека к тому, что для него особенно значимо. С другой стороны, мы говорим об установке как о готовности личности к совершению вышеуказанной деятельности. Поэтому определение взаимосвязи понятий установка-потребность-значимость позволяет поднять данную проблему на уровень профессионального становления личности и проследить данную взаимосвязь в ее динамике для каждого возрастного периода, характеризующего категорию «молодежь».

Причем акмеологичность — свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного и профессионального развития и самосовершенствования, содержится в своем «исходе» именно в акте подросткового, а впоследствии и юношеского жизненного и профессионального самоопределения и становления.

Таким образом, исследуя процесс изменения значимости той или иной установки у молодежи в процессе профессионального становления, а также влияния установок на сам процесс профессионального становления личности и достижения личностью своего профессионального «акме», можно констатировать, что существует научный и практический запрос на комплексное психолого-акмеологическое осмысление процесса изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления. Это и делает актуальным настоящее исследование.

Состояние разработанности проблемы исследования. Современные подходы к проблеме значимости установок и динамике изменения их значимости в процессе профессионального становления во многом определяются исследованиями отечественных и зарубежных психологов, которые можно разделить на несколько групп.

Это прежде всего исследования личности и деятельности К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова,

A.А.Деркача, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского,

B.Д.Шадрикова, ставшие теоретической основой концепции профессионального становления личности. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. М. Павловой, Н. С. Пряжникова, Н. О. Садовниковой. Особенностью этих исследований выступает ярко выраженный личностный подход к проблемам профессионального самоопределения.

Концепция профессионального самосовершенствования, восхождения к жизненному «акме» нашла свое воплощение в акмеологических исследованиях С. А. Анисимова, О. С. Анисимова,

A.А.Бодалева, A.C. Гусевой, A.A. Деркача, А. К. Марковой,

B.Н. Маркина, Е. В. Селезневой и др.

Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сыопера, Дж.Голланда.

На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения.

Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность. Как указывали Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова, процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные закономерностиучебная и профессиональная деятельность позволяют человеку реализовать себя, способствуют самореализации личностииндивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствамиядром профессионального становления является нахождение личностного смысла в профессии — профессиональное самоопределение.

Проблема значимости наиболее ярко высвечивается в работах, Н. Ф. Добрынина, К. А. Абульхановой, В. Г. Асеева, В. Н. Мясищева и др. В них дан качественный и количественный анализ значимости побуждений, непосредственно регулирующих деятельность личности и поведение в целом.

Таким образом, актуальные потребности теории и практики, а также уровень разработанности темы предопределили цель, объект, предмет, гипотезу и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявление динамики изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления, определения основных психолого-акмеологических условий оптимизации данного процесса.

Объект исследования — процесс профессионального становления молодежи в условиях трансформации и модернизации общества.

Предмет исследования — психолого-акмеологические особенности изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления

Гипотезы исследования

Деятельность личности непосредственно регулируется значимостью побуждений. В каждом возрастном периоде существует взаимосвязь: установка — потребность (побуждение) — значимость. Установка (готовность к совершению определенного вида деятельности) будет менять свою значимость в зависимости от потребностей личности. Причем насколько необходима (желательна) для личности реализация потребности, настолько значима данная установка.

В процессе изменения социально-экономической ситуации в стране изменяется значимость установок молодежи в процессе профессионального становления, на изменение значимости влияют ряд факторов: возрастной, региональный, социальный, экономический, психологический.

Изменение значимости той или иной установки не всегда позитивно влияет на профессиональное становление молодежи.

Психолого-акмеологическое сопровождение процесса профессионального становления молодежи, а также владение механизмами перестройки зиачимостей способствует эффективному построению профориентационной работы, а также оптимизации профессионального становления молодежи в условиях изменения социально-экономической ситуации в обществе, трансформации его ценностных ориентаций.

Задачи исследования

1. Обобщить состояние исследуемой проблемы в философской и психологической литературе.

2. Выявить сущность и содержание профессионального становления молодежи в процессе социально-экономических преобразований общества.

3. Определить влияние основных факторов на динамику изменения значимости мотивационных установок в процессе профессионального становления.

4. Установить основные истоки и тенденции изменения значимости установок в разных возрастных периодах и влияние изменения значимости на профессиональное самоопределение и последующее профессиональное становление молодежи.

5. Определить оптимальный вариант модели профессионального становления молодежи в условиях трансформации ценностных ориентаций общества.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по исследованию личности и деятельности К.А.Абульхановой-Славской, В. Г. Асеева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова,

Н.С.Пряжникова, С. Н. Чистяковой, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова. Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности использовались работы зарубежных ученых А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж.Голланда.

Методы исследования: общенаучные: теоретический анализ, контент-анализ, обобщениеэмпирические: индивидуальное собеседование, беседа, наблюдение, опросники (методика диагностики

Тип личности" Дж. Холланда, специально разработанная анкета для выявления и оценки профессиональной направленности старшеклассников и студентов, модальностная характеристика трудностей деятельности, адаптированная к данному исследованию).

Эмпирическая база исследования: выборочная совокупность составила 1050 человек (подростки — 350 чел., юноши — 350 чел., молодые люди — 350 чел.). В выборке представлены: обычные общеобразовательные школы, профессиональное училище, высшее учебное заведение Гулькевичского района Краснодарского края. В работе над диссертацией были использованы также результаты исследований отечественных авторов, проведенные в 70−80 годы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены выбором и реализацией адекватной научной стратегии осуществления данного исследования, применением надежных методик, адекватных задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, а также содержательной интерпретацией выявленных фактов и закономерностей.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

Обобщены исследования отечественных и зарубежных психологов по проблематике профессионального становления молодежи и факторов, влияющих на данный процесс.

На основании обобщения выявлена сущность и содержание процесса профессионального становления молодежи, как наиболее динамичной группы, в ходе социально-экономических преобразований общества. Установлена целесообразность рассмотрения процесса профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи в возрастном срезе в периоды подростничества, юности и ранней взрослости, что позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость особенностей психического развития личности в каждый период с изменением установок в процессе профессионального становления.

Доказано, что семь стадий профессионального становления личности в тенденции соответствуют одному из трех периодов развития молодежи. Подростковый период соответствует второй стадии профессионального становления — стадии формирования профессиональных намеренийпериод юности может соответствовать как второй, так и третьей стадии профессионального становления-стадии профессиональной подготовки в зависимости от того, в какой социальной ситуации находится юноша и какая деятельность для него является ведущейпериоду ранней взрослости могут соответствовать практически все стадии профессионального становления, начиная с четвертой стадии и до стадии формирования акмепрофессионала, то есть, стадия профессиональной адаптации, стадия первичной профессионализации, стадия становления профессионала и стадия профессионального мастерства и становления акмепрофессионала.

Установлена взаимосвязь для каждого возрастного периода психических образований: установка — потребность — значимость, что дает возможность показать, как установка (готовность к совершению определенного вида деятельности) будет менять свою значимость в зависимости от потребностей личности и конкретно-социальных условий их удовлетворения. При этом насколько необходима или желательна для личности реализация потребности, настолько значима данная установка. Кроме того, одна и та же установка может быть более или менее значима на разных возрастных этапах.

Доказательно представлено, что изменение значимости установок зависит от ряда факторов: возрастного, регионального, социально-экономического, причем сам процесс изменения значимости установок более динамичен в подростковом возрасте и более статичен в период ранней взрослости. Выявлена в процессе сравнительного анализа исследований, проведенных в 80−90 годы, и исследований, проведенных в начале 21 века, зависимость между изменением значимости установок молодежи и социально-экономической ситуацией в стране. В период глубоких изменений в обществе неизбежно происходят изменения в мотивационной системе личности: меняются идеалы, ценностные ориентации, потребности, установки. Причем происходят как количественные изменения значимостных характеристик, так и качественные изменения. В период относительной стабильности критерии социальной оценки смещаются в сторону профессионализма, а в нестабильные — становятся более прагматичными. 70-годы-выбор профессии по призванию, 80−90- годы — установка на получение высшего образования, престижного в обществе, начало 21 века — возврат к установке на получение высшего образования, сообразно его востребованности в обществе.

Выявлено изменение затратных характеристик в их значимостном выражении для различных установок в различных возрастных периодах (подростничество, юность, ранняя взрослость) в связи с изменением как содержательных, так и динамических сторон значимости.

Доказано, что совершенствование социальногоразвития личности, более адекватная самооценка молодежи в процессе физической зрелости приводит к более адекватному восприятию окружающей действительности, формированию профессиональной активности и как следствие — более успешному процессу профессионального самоопределения и становления.

Эмпирически обосновано, что не всегда установка, являясь значимой, в действительности играет позитивную роль в профессиональном становлении (приоритетность установки на получение высшего образования любой ценой, работа по нелюбимой специальности, но с хорошей зарплатой и т. д.). Негативный характер влияния некоторых установок на профессиональное становление молодежи может приводить к нивелировке их способностей и как следствие — невозможности реализовать себя в профессиональной сфере.

Выявлен феномен инверсии мотивационных установок на выбор профессии, в соответствии с которым серьезные трудности освоения профессии могут привести к изменению положительного отношения к ней на негативное, а сложившиеся благоприятные возможности освоения профессии могут привести к изменению негативного отношения на позитивное.

Разработана оптимальная психолого-акмеологическая модель профессионального самоопределения и становления молодежи в условиях трансформации ценностных ориентаций общества. Разработанная модель состоит из четырех блоков: оценка психологических черт личностиопределение основных потребностей личности, степени значимости для личности данных потребностейпостроение гипотетической концепции дальнейшего профессионального становления личности в случае реализации ею своих профессиональных намеренийкорректировка данной концепции с учетом реалий нынешнего времени и возможных социально-экономических изменений в обществе.

Доказательно представлено, что при построении оптимальной психолого-акмеологической модели профессионального самоопределения и становления молодежи нельзя ограничиваться только профессиональной сферой, должно происходить также замыкание на важнейшие жизненные цели молодежи, т. е.профессиональное самоопределение молодежи должно сопровождаться построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности, быть самоопределяющейся личностью.

Доказательно представлено, что акмеологический комплекс работы с молодежью оптимизирует профориентационное взаимодействие, придает ему характер не только локального выбора профессии, но и профессионально-личностного самоопределения, а впоследствии и становления в рамках биографии, жизненного пути.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования полученных результатов и разрабатываемых на их основе методик для профориентационпой работы в общеобразовательных учебных заведениях, определения профпригодности принимаемых на работу специалистов и возможности ведения более качественной и эффективной работы по переподготовке и переквалификации в центрах занятости населения. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-образовательном процессе при чтении спецкурсов.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения, касающиеся процесса профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи, рассматривались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на IX и X региональных научно-практических конференциях «Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы» (1995;1996 гг.) в г. Краснодаре, а также на ежегодных зональных семинарах по проблемам трудовой занятости и профориентации молодежи в Краснодарском крае (2004;2008 гг.)

Положения, выносимые на защиту

1. Профессиональное становление личности — важнейший процесс, занимающий большую часть жизни человека. В связи с тем, что молодежь является наиболее динамичной частью нашего общества и «исходной точкой» акмеологичности является именно акт подросткового, а впоследствии и юношеского самоопределения и становления, актуальным является рассмотрение вышеуказанного процесса именно у категории «молодежь».

2. Молодежь в исследовании разделена на три периода: подростковый период, юношество и ранняя взрослость.

В подростковый период (с 14 до 16 лет) идет процесс формирования в основном профессиональных намерений, который завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Подростки находятся на завершающем этапе детства перед началом самостоятельной жизни. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Этап юношества (17−20 лет) рассмотрен в контексте возможности получения образования и возможности претендовать на более высокую ступень в трудовой иерархии. С поступления в учебное заведение начинается следующая стадия становления личности, определяемая новой социальной ролью, новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, что приводит к ориентации на получение конкретной профессии.

Период ранней взрослости — период, когда человек уже определился в жизни, в основном выбрал свой жизненный путь, получил профессию, и у него уже очень высокая мотивация в плане профессионального становления. Человек, обладающий профессией, опытом, в том числе и жизненным, имеет право претендовать на более высокое место в трудовой иерархии. Профессиональная активность личности на этом этапе резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию, освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда. Совершенствование социальной зрелости, более адекватная самооценка молодежи в процессе зрелости физической приводит к более адекватному восприятию окружающей действительности, формированию профессиональной активности и как следствие — более успешному процессу профессионального самоопределения и становления.

3. В процессе профессионального становления молодежи на разных этапах происходят изменения мотивационных установок. Причем на каждом возрастном этапе можно рассматривать одну и ту же установку как значимую и не значимую для конкретного человека. Установка будет, менять свою значимость в зависимости от потребностей личности. Причем насколько необходима (желательна) для личности реализация потребности, настолько значима данная установка.

5. На динамику изменения значимости установок молодежи в процессе профессионального становления, помимо возрастных, влияют региональные, экономические и социальные факторы.

6. Не всякая значимая установка впоследствии играет позитивную роль в профессиональном становлении молодежи. Негативное влияние некоторых установок на профессиональное становление молодежи может приводить к нивелировке их способностей и как следствие — невозможности реализовать себя в профессиональной сфере.

7. В связи с изменением значимости установок молодежи в процессе профессионального становления актуальной становится проблема модернизации общеобразовательной системы, а именно формирование профессиоведческой компетенции школьников и студентов. Умение психолога-профориентолога влиять на степень и направление изменения значимости установок молодежи будет способствовать профессиональной стабильности в молодежной среде. Эффективное построение профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях, а также центрах переподготовки и профобучения, опирающееся на оптимальный механизм перестройки значимостей, способствует оптимизации процесса профессионального становления молодежи в условиях трансформации ценностных ориентаций общества.

9. Психолого-акмеологическое сопровождение молодежи в процессе профессионального становления предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепления профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение акметехнологий профессионального самосохранения. Результатом будет являться профессиональное развитие и саморазвитие личности, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом, повышение эффективности профессиональной деятельности, высокая компетентность и как следствие — становление акмепрофессионала.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1.Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития. Ядром профессионального становления является профессиональное самоопределение.

2.В данной диссертационной работе проблема профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи рассматривается в возрастном срезе (подростничество, юность, ранняя взрослость).

3.Для подростков актуальным является учебнопрофессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Юношество — период, когда идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности, прояснения для себя самого своей же собственной цели. Ранняя взрослость — возраст социально-профессиональной активности.

4. Установка — это готовность к определенному действию. Но так как предпосылкой любой деятельности является та или иная потребность, а сама потребность для личности означает тяготение к тому, что для нее значимо, определение взаимосвязи понятий: установка — потребность значимость позволяет поднять данную проблему на уровне профессионального становления личности и для каждого возрастного периода проследить взаимосвязь: установка — потребность — значимость. Рассмотрено, как установка (готовность к совершению определенного вида деятельности) будет менять свою значимость в зависимости от потребностей личности. Причем насколько необходима для личности реализация потребности, настолько значима данная установка.

5.Проблема значимости в профессиональном становлении молодежи заключается в том, что на каждом возрастном этапе происходит изменение значимости той или иной установки, т. е. в ряде случаев под воздействием определенного ряда факторов установка, оставаясь объективно значимой, может девальвироваться в своей субъективной значимости.

6.Результаты, полученные в ходе исследований, проведенных методом опроса и с помощью модальностной методики трудностей деятельности, говорят об изменении значимости установок в процессе профессионального становления молодежи. На изменение значимости той или иной установки могут влиять различные факторы: возрастной, региональный, социальный и т. д.

7.Не всякая значимая с точки зрения молодежи установка может впоследствии позитивно влиять на его профессиональное становление. Наоборот, негативность влияния некоторых установок на профессиональное становление молодежи может приводить к нивелировке их способностей и как следствие, невозможности реализовать себя в профессиональной сфере.

8.Необходима грамотная корректировка, в первую очередь мотивации личности для дальнейшего более продуктивного построения ею своего жизненного плана.

9.3ная изменение значимости установок, прослеживая динамику изменения значимости в процессе профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи и грамотно владея механизмами перестройки значимостей, можно достаточно эффективно построить профориентационную работу не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в центрах переподготовки, профобучения, тем самым способствуя оптимизации профессионального становления молодежи в условиях изменения социально — экономической ситуации в обществе, трансформации его ценностных ориентаций.

10. Говоря о работе с личностью в данном направлении важно подчеркнуть акмеологический комплекс работы, несущий развивающий характер. Акмеология уделяет большое внимание формированию у личности способности разрешать «внешние» и «внутренние» противоречия процесса становления, решения жизненных задач. В данном случае профессиональное самоопределение и становление личности рассматривается через наращивание самоорганизации, саморазвития личности, умения разрешать противоречия. Мотивация достижения, высокий уровень притязаний, способность мобилизовать имеющиеся в данный момент возможности, концентрация на цели в совокупности со способностью грамотно соотносить значимое и незначимое в процессе профессионального самоопределения личности способствует достижению личностью своего профессионального акме, становлению профессионала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование подтвердило, выдвинутые нами гипотезы. Базовая гипотеза утверждающая, что в процессе профессионального становления молодежи в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране происходит изменение значимости установок, причем на каждом возрастном этапе одну и ту же установку можно рассматривать как значимую или незначимую, а с другой стороны, что не всякая значимая с точки зрения молодежи установка позитивно влияет на ее дальнейшее профессиональное становлении, нашла свое подтверждение. Следует подчеркнуть, что именно акмеологическая составляющая вносит в содержание профессионального становления молодежи тот оптимизирующий эффект, который необходим ей в условиях трансформации российского общества. Раскроем данный вывод в положениях, вытекающих из материалов исследования:

1 .Профессионализация как восхождение к вершинам профессии, как процесс нелинейного, неравновесного и вероятностного профессионального становления личности охватывает длительный период онтогенеза человека с начала развития профессионально ориентированных интересов и склонностей, проходит через всю жизнь и завершается с прекращением профессиональной деятельности. Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития. Ядром профессионального становления является профессиональное самоопределение.

2.В данной диссертационной работе проблема профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи рассматривается в возрастном срезе (подростничество, юность, ранняя взрослость). периодов: подростничество, юность, ранняя взрослость. В нашем исследовании данная категория разбивается на периоды следующим образом: от 14 до 19 лет — подростничество и юность, от 20 до 30 лет — ранняя взрослость.

3.Особенности психического развития личности в периоды подростничества, юности и ранней взрослости влияют на динамику изменения значимости установок вышеуказанной категории в процессе профессионального становления.

4. В данном диссертационном исследовании мы рассматриваем этап подростничества не с 11 лет, как нам дает психология развития, а с 14 до 16 лет, так как именно с 14 лет подросток имеет право и возможность по закону работать и зарабатывать. Подростковый возраст — важнейший этап становления и развития социальной активности растущего человека. Он связан с интенсивным развитием всей структуры личности, и в частности мотивационпо-потребностной сферы. В этот период происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

5. Юность — завершающий этап первичной социализации. Как указывал И. С. Кон — это «третий мир», существующий между детством взрослостью. Социальный статус юношества неоднороден. Главная социальная задача этого возраста — выбор профессии такая промежуточность общественного положения и статуса юношества по мнению ряда специалистов определяет и некоторые особенности его психики. С одной стороны, юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших, с другой стороны — социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от старших, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, что требует развития интегративных механизмов самосознания и выработки своего мировоззрения и жизненной позиции.

6.Молодой человек (от20 лет) не столько объект социализации, сколько субъект общественно-производственной деятельности, где ведущей сферой деятельности является труд. Причем здесь мы уже можем говорить о дифференциации профессиональных ролей. Социально-психологические свойства данной возрастной группы зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения.

7.Для подростков актуальным является учебно — профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Юношество — период, когда идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности, прояснения для себя самого своей же собственной цели. Ранняя взрослость — возраст социально-профессиональной активности.

8.Как показывают проведенные исследования, мотивы выбора профессии в первую очередь зависят от возраста, причем чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей — то подсказке и на базе недостаточной информации.

9. Мотивами выбора профессии могут быть: родительские установки, интерес к профессии, общественный престиж, полоролевые факторы, высокая доходность, необходимость реализации собственных способностей, т. е. самоактуализация, ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей. Причем, чем старше человек в момент выбора профессии, тем более сложно структурированными мотивами он руководствуется.

Ю.Упрочение мотивов зависит от удовлетворенности работающих многими факторами трудовой деятельности. Это положение нашло отражение в ряде распространенных на Западе теорий мотиваций трудовой деятельности, а именно, «патерналистской» концепции мотивации трудовой деятельности В. Врума и Э. Диси, показавшей взаимосвязь между степенью удовлетворения работой и качеством ее выполнения, мотивационно-гигиенической теории Ф. Герцберга, выделившему две группы факторов, влияющих на удовлетворенность своим трудом: «гигиенические», внешние по отношению к процессу работы и самому работнику, и «мотивационные», присущие самому процессу работы и т. д.

11 .Изменение роли мотивационных факторов зависит от стажа работы. Для молодежи до 30 лет самыми важными факторами, определяющими степень удовлетворенности работой, являются возможность продвижения по службе и разнообразие труда. По мере того, как человек приобретает все больший опыт в работе, он научается пользоваться проверенными временем приемами решения различных задач. Он также начинает понимать, что должен считаться с признанными авторитетами в своей профессиональной группе и жить согласно принятым в этой среде нормам.

12.Рассматривая в данном диссертационном исследовании динамику изменения значимости установок молодежи, нами в первую очередь прослежена взаимосвязь понятии: установка-потребностьзначимость.Установка — это готовность к определенному действию. Но так как предпосылкой любой деятельности является та или иная потребность, а сама потребность для личности означает тяготение к тому, что для нее значимо, определение взаимосвязи понятий: установка — потребность-значимость позволяет поднять данную проблему на уровне профессионального становления личности и для каждого возрастного периода проследить вышеуказанную взаимосвязь: Нами рассмотрено, как установка (готовность к совершению определенного вида деятельности) будет менять свою значимость в зависимости от потребностей личности. Причем насколько необходима для личности реализация потребности, настолько значима данная установка.

13.Проблема значимости установок в профессиональном становлении молодежи и динамика ее изменения заключается в том, что на каждом возрастном этапе происходит изменение значимости той или иной установки, т. е. в ряде случаев под воздействием определенного ряда факторов установка, оставаясь объективно значимой, может девальвироваться в своей субъективной значимости.

14.Результаты, полученные в ходе исследований, проведенных методом опроса и с помощью модальностной методики трудностей деятельности, говорят об изменении значимости установок в процессе профессионального становления молодежи. На изменение значимости той или иной установки могут влиять различные факторы: возрастной, региональный, социальный и т. д. Изменение затратных характеристик в их значимостном выражении для различных установок в различных возрастных периодах (подростничество, юность, ранняя взрослость) связано с изменением как содержательных, так и динамических сторон значимости.

15.В процессе сравнительного анализа исследований, проведенных в 80−90 годы, и исследований, проведенных в начале 21 века, выявлена зависимость между изменением значимости установок молодежи и социально-экономической ситуацией в стране. В период глубоких изменений в обществе неизбежно происходят изменения в мотивационной системе личности: меняются идеалы, ценностные ориентации, потребности, установки. Причем происходят как количественные изменения значимостных характеристик, так и качественные изменения. В период относительной стабильности критерии социальной оценки смещаются в сторону профессионализма, а в нестабильные — становятся более прагматичными. 70-годы-выбор профессии по призванию, 80−90- годы — установка на получение высшего образования, престижного в обществе, начало 21 векавозврат к установке на получение высшего образования, сообразно его востребованности в обществе.

16.Не всякая значимая с точки зрения молодежи установка может впоследствии позитивно влиять на его профессиональное становление. Наоборот, негативность влияния некоторых установок на профессиональное становление молодежи может приводить к нивелировке их способностей и как следствие, невозможности реализовать себя в профессиональной сфере.

17. На основании проведенных исследований разработана оптимальная модель профессионального самоопределения и становления молодежи в условиях трансформации ценностных ориентаций общества.

Разработанная модель состоит из четырех блоков: оценка психологических черт личностиопределение основных потребностей личности, степени значимости для личности данных потребностейпостроение гипотетической концепции дальнейшего профессионального становления личности в случае реализации ею своих профессиональных намеренийкорректировка данной концепции с учетом реалий нынешнего времени и возможных социально-экономических изменений в обществе.

18. Изучив и обобщив все вышеизложенное, можно утверждать, что для более продуктивного построения личности своего жизненного плана, формирования профессиональной я-концепции, нахождению в профессиональном труде личностного смысла и достижения акмепрофессионализма необходима грамотная корректировка, в первую очередь мотивационных установок личности. Именно поэтому грамотная работа профориентолога, владеющего механизмами перестройки значимостей способна оптимизировать процесс профессионального становления молодежи в условиях трансформации ценностных ориентаций общества.

19.3ная изменение значимости установок, прослеживая динамику изменения значимости в процессе профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи и грамотно владея механизмами перестройки значимостей, можно достаточно эффективно построить профориентационную работу не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в центрах переподготовки, профобучения, тем самым способствуя оптимизации профессионального становления молодежи в условиях изменения социально — экономической ситуации в обществе, трансформации его ценностных ориентаций.

18.Перспективы дальнейшей разработки данной проблемы заключаются в возможности дальнейшего исследования проблемы значимости установок в процессе профессионального становления следующих возрастных групп, изучения эффективности влияния профориентолога на перестройку значимостей у молодежи для дальнейшего становления акмепрофессионала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000 624 с
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М: Наука, 1977.- 224 с.
  4. Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности.М.: Наука, 1980. 335 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -302 с.
  6. Г. Ю. Проверьте свои способности. М.: Педагогика -Пресс, 1992.- 176 с.
  7. Акмеология: Методология, методы и технологии / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 1998. — 232 с.
  8. Акмеология. под общей ред. A.A. Деркача — М.: РАГС, 2002. -650 с.
  9. Акмеологический словарь. Под общей ред. A.A. Деркача М.: РАГС, 2004.- 161 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2 х т./Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. Т 2: — 287 с
  11. , Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.М.: Просвещение, 1968. 334 с.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания М: Наука, 1977.-422 с. 13,1417.18,19,2023,24
Заполнить форму текущей работой