Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияниe ceмeйнoгo вocпитaния нa фoрмирoвaниe caмooцeнки у млaдшeгo шкoльникa

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования: эффективность формирования самооценки у младших школьников повышается, если в семейном воспитании и учебной деятельности изучают и корректируют влияние на формирование самооценки. Благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 1. 1. Сущность семейного воспитания как фактора, влияющего на самооценку личности младшего школьника
    • 1. 2. Самооценка в структуре «Я — концепции» младшего школьника
    • 1. 3. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки младшего школьника
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА ІІ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 2. 1. Программа изучения самооценки у младших школьников в общеобразовательной школе
    • 2. 2. Определение самооценки младших школьников на основе детско-родительских отношений
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов исследования
  • Выводы по главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Влияниe ceмeйнoгo вocпитaния нa фoрмирoвaниe caмooцeнки у млaдшeгo шкoльникa (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Семейное воспитание — это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные педагогические действия родителей с объективным повседневным влиянием семейного быта.

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изна-чально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нрав-ственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внут-риутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

На формирование самооценки личности в детском возрасте оказывает целяй ряд факторов. Семья, как социальный институт, на основе системы разноуровнего влияния, а затем школы — институты в большей степени влияют на формирование самооценки личности. Организация учебной дея-тельности детей определяется соответствующим уровнем психологичесой помощи.

Гуманистический подход к личности в целом предполагает отношение к ней как к субъекту культуры и истории. Процесс социализации личности требует обязательного учета этнопсихологических факторов. Созревание и становление семейных отношений, стилей семейного воспитания невозможно без формирования этнических установок и стереотипов. Родительские ус-тановки и стиль семейного воспитания тесно связаны с наличием у данной культуры тех или иных стереотипов, системы отношений, — мотивационных факторов.

Степень научной разработанности проблемы. Основой работы явля-лись фундаментальные положения российских психологов о детерминации психических явлений (Блонский П. П.; Рубинштейн С. Л.,), культурно-историческая теория Л. С. Выготского, принципы изучения личности и самооценочных ее компонентов (Ананьев Б.Г.; Мясищев В. Н.; Божович Л. Е.; Липкина А. И.; Леонтьев А. Н.; Лебединский В. В.; Лубовской В. И.; Певзнер М. С.; Рубинштейн С. Я. и др.), принципы изучения стилей и типов семейного воспитания детей и подростков (Личко А. Е.; Эйдемиллер Э. Г.; Юстицкий В. В.; Варга А. Я.; Столин В. В.; Мамайчук И. И. и др.). При исследовании этнопсихологических особенностей личности использовались личностно-центрированное и культурно-центрированные направления (Стефаненко Т. О. и др.).

Цель исследования: теоретический анализ и практическая разработка программы изучения влияния семейного воспитания на самооценку младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

Объект исследования — является семейное воспитание младших школь-ников.

Предмет исследования — особенности влияния семейного воспитания на самооценку младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи исследования:

— проанализировать теоретические источники и раскрыть сущность се-мейного воспитания и содержание самооценки у младших школьников;

— выявить особенности формирования самооценки младшего школьни-ка в структуре «Я — концепции» и выявить показатели ее уровней (низкого, среднего, высокого);

— проанализировать методики изучения самооценки у младших школьников в общеобразовательной школе и составить диагностическую программу;

— определить влияние на самооценку младших школьников детско-родительских отношений;

— осуществить сравнительный анализ полученных результатов исследования.

Гипотеза исследования: эффективность формирования самооценки у младших школьников повышается, если в семейном воспитании и учебной деятельности изучают и корректируют влияние на формирование самооценки. Благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста. Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т. д.). Повышение самооценки младших школьников будет повышаться, если психологическая служба будет изучать и корректировать детско-родительские отношения и оказывать психологическую помощь.

Методы исследования: в работе использован контент — анализ в теоре-тической части работы, в практической — беседа, наблюдение, тестовые мето-дики.

Структура работы — работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. В. Психологические тесты. 400. Семейная энциклопе-дия. — Донецк: БАО, 2004. — 528с.
  2. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1990.
  3. . Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1995.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000
  5. . Г. Человек как предмет познания. — Л., 1998.
  6. Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. — 1972, № 1.
  7. Е. З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1998. — С.56−65.
  8. Ю. В. Диагностика отношений родителей с младшими школьниками и подростками. Общение и формирование личности школьника // Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. А. Бо-далева, Р. А. Кричевского. — М.: Педагогика, 1997. — С. 109−118.
  9. . О. А Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. — 2001, № 4. -С. 31−38.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М: Прогресс, 1996.
  11. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Из-вестия АПН РСФСР. — 1951, № 36.
  12. Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. -Т.13.-1992, № 4.
  13. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершенно-летних правонарушителей // Вопросы психологии. — 1989, № 3.
  14. А., Кречетов В. И. Подвиг семейного воспитания: Сб. бесед, выступлений, ст. / Е. Рогачевская (сост., предисл.) — М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2000. — 253с.
  15. Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. — М., 1996.
  16. Л. С. Развитие высших психологических функций. — М.: АПН РСФСР, 1990.
  17. Т. П. Учитель и семья школьника. — М.: Знание, 1998.
  18. Т. Низкая самооценка. — К.: Издательский центр «Фарес», 2005. — 96с.
  19. Г. Г., Кочетова Н. П. и др. Кроха. Пособие по воспита-нию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.- метод. пособие для до-школьных образовательных учреждений и семейного воспитания. — 4.изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, 2001. — 253с.
  20. В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996.
  21. В. В., Запорожец и др. Словарь психологии. М., 1983.
  22. У. Психология. Спб., 1992.
  23. А. И. Психологические особенности диагностики и опти-мизации отношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. — 1981, № 3.- С. 58−68.
  24. А. В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.
  25. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами кли-нической беседы / Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Мето-ды исследования личности. — СПб., 2004.
  26. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1994.
  27. И. Г. Психологические особенности эмоциональности подростков и стили семейного воспитания: Дис… канд. психол. наук: 19.00.07 / Южно-украинский гос. педагогический ун-т им. К. Д. Ушинского (г.Одесса). — О., 2005. — 248с.
  28. Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обу-чению в школе / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. — М.: Педагогика. 1991.
  29. К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000.
  30. Левин, Курт. Динамическая психология. Избранные труды / Под общ. ред. В. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. — М., 2001.
  31. В.П. Социально-психологические аспекты семейного воспитания // Прикладные проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1993.-С. 99−116.
  32. А. И. Самооценка Школьника. — М.: Знание, 1976.
  33. А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., 1998.
  34. А. Е. Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985
  35. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983
  36. А.С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981
  37. Е.В. Самооценка психического состояния младшими школьниками как показатель психологического благополучия учащегося // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2007. — Т. 13. — № 4. — С. 53−56.
  38. В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2004.
  39. Е. В. Эмоциональные отношения между родителями и детьми младшего школьного возраста // Психология. — Киев, Рязанская школа. — 1999. — Вып. 32. — 67 с.
  40. Т. В. Взаимоотношения в семье и воспитательные воз-можности родителей // Педагогические аспекты социальной психологии. — Минск, 1998. — С. 218−219.
  41. Перспективы развития практической психологии: Материалы меж-региональной науч.-практ. конф., ноябрь, 2001 г. / Курганский гос. научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; Шадринский гос. педаго-гический ин-т. Факультет коррекционной педагогики и психологии / Н. В. Мельникова (отв.ред.) — Шадринск, 2001. — Ч. 2: Психологические проблемы возрастного развития и семейного воспитания. — Шадринск, 2001 — 191с.
  42. А.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. — М., 1984. — С.76−88.
  43. Психологические тесты: В 2 т. / А. А. Карелин (ред.) — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 312с.: ил., табл. — Т. 1 — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 312с.
  44. Психологические тесты: В 2 т. / А. А. Карелин (ред.) — М.: Гума-нитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 248с.: ил. — Т. 2 — М.: Гума-нитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 — 248с.
  45. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореф. дис. на со-иск. уч. степ. канд. наук. — М., 1990.
  46. Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности // Семья и формирование личности. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1991.-С. 15−21.
  47. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично-сти. — М., 1999.
  48. Е. Т., Федотова Е. О. Апробация методики КИСС // Вест-ник Моск. ун-та, сер. Психология. — 1982, № 3.
  49. А. С. Как быть родителями. — М.: Педагогика, 1996. -160 с.
  50. В. В. Самосознание личности. — М., 1993. С 14−17.
  51. К. С. Семейное воспитание как социальный фактор фор-мирования и развития личности подростка: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. — Ереван, 2006. — 21с.
  52. Т. С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. — Киев, 1998. — 143 с.
  53. СП. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка // Формирование взаимоотношений в детском саду и семье. — М: Педагогика, 1997. — С. 8−22.
  54. А.Т. Самооценка как основа личностного становление младшего школьника // Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 69−70.
  55. О.Г. Самооценка нравственных качеств личности млад-ших школьников //Вестник Томского государственного педагогического уни-верситета. 2009. № 7. С. 76−78.
  56. И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1997.
  57. Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  58. Д. Б. К проблеме периодизации психологического разви-тия в детском возрасте // Вопросы психологии. — М., 1971.
Заполнить форму текущей работой