Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление ролевых замещений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основное содержание игры составляют действия с предметами или игрушками (например, езда на машине и т. п.), в том числе с предметамизаместителями. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре. Роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля, он мама, если… Читать ещё >

Становление ролевых замещений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В возрасте около трех лет ребенок начинает говорить о себе в первом лице. Обнаруживая свое «Я», он одновременно понимает, что есть другой, другое «Я» — субъект, инициирующий и осмысляющий любое действие. Действия зависят от того, кто их осуществляет, поэтому в игре они упорядочиваются в строгую логику, подчиненную новому игровому мотиву, — роли.

Роль — это замещение реальной позиции: вместо девочки Маши — мама, вместо воспитательницы — доктор, вместо куклы — малыш. Действовать из другого «Я», а не от своего имени (рис. 2.5) — значит постигать инициативу, создавать мотив, смысл собственных действий. Простая связка «доктор лечит» — сложное интеллектуальное действие для ребенка, ведь потому, для того и затем он и доктор, что лечит, весь его смысл в этом действии. Удерживать эти смыслы так сложно, что дети часто соскальзывают, теряют роль либо, напротив, усиленно держатся за нее, требуют называть их ролевым именем в игре, т. е. не обращаться к реальному «Я» — это может «развенчать» с таким трудом удерживаемое значение, т. е. все действия обессмыслятся, потеряют порядок.

Девочка-Супермен.

Рис. 2.5. Девочка-Супермен1

В структуре ролевой игры именно роль составляет содержание игровых действий ребенка. При этом действия носят последовательный характер и обычно имеют вполне очевидные начало и конец, представляющие собой[1]

некоторую рамку: игра начинается с распределения ролей или игрового предложения, служащих точкой отсчета игры, а заканчиваются с исчерпанностью сюжета. Например, игра в магазин завершается с последней покупкой, после чего эпизод может повториться или игра перейдет в совсем другое русло.

Ролевая игра в развитой форме не возникает сразу. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от внешней схемы действия к его смыслу. Основным показателем уровней развития игры является содержание игровой роли.

«Роль в предмете» (3—4 года). Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же игрушками: режут хлеб, кормят и одевают кукол, возят машинки. Сами действия при этом максимально развернуты, они редко бывают сокращенными и заменяются словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его.

Основное содержание игры составляют действия с предметами или игрушками (например, езда на машине и т. п.), в том числе с предметамизаместителями. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Стимулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре. Роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля, он мама, если руль — он шофер. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей».

«Роль в правиле» (4—5 лет). Основным содержанием игры является выполнение роли и вытекающих из нее действий. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Игра все чаще протекает как совместная деятельность. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к партнерам, однако отношение к партнерам носит формальный характер. Деловые и эмоциональные отношения между ролями не выражены. Реальное взаимодействие отсутствует — каждый ребенок играет свою роль, определяемую характерными для нее действиями. В процессе игры дети часто переходят к неигровому взаимодействию. Продолжительность игры увеличивается.

«Роль в отношении» (5—7 лет). Главным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Дети адресуют слова и действия партнерам и ориентируются на их действия. Роли ярко очерчены и выделены, дети называют их до начала игры. Игра приобретает совместный характер. Взаимодействие играющих детей разворачивается на двух уровнях — реальном (дети согласовывают действия по поводу игры) и ролевом (обращения с ролевых позиций — доктора и больного, водителя и пассажира и т. п.). При этом в обоих случаях при наличии диалога существуют как инициативные обращения, так и ответные высказывания. Чередование инициативных и ответных высказываний (речевых и практически-действенных) свидетельствует о наличии общения на том или ином уровне. Действия, производимые ребенком, становятся короче, повторяются уже целые эпизоды игры, а не отдельные действия. Действия выполняются не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Действия разворачиваются в четкой последовательности, воссоздающей реальную логику. Сами действия разнообразны и отражают действия того лица, которое воссоздает ребенок. Появляются элементы творческого отображения событий и отношений. Ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру. В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Этот высший уровень развития сюжетно-ролевой игры. Именно этот уровень игры соответствует ее наиболее развитой форме.

Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и по тому, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей.

У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей: кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

Следует отметить, что данные уровни развития игры, которые были выделены в 60—70-х гг. XX в., далеко не всегда связаны с возрастом ребенка. Как показывают наблюдения и исследования, реальный уровень развития игры современных дошкольников достаточно низкий. Все чаще наблюдаются случаи, когда старшие дошкольники находятся на первом уровне развития игры (роль в действии), когда игра сводится к причесыванию и переодеванию кукол или катанию машинок. Но для того, чтобы выполнить свою ведущую функцию и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития.

Поэтому необходимо предпринять все возможное для того, чтобы создать все условия для развития ролевой игры дошкольников.

  • [1] Фотография из бесплатного фотобанка. URL: http://www.firestock.ru/ (дата обращения: 12.02.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой