Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников
![Диссертация: Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников](https://westud.ru/work/3449587/cover.png)
Оказана необходимость исследования детской тревожности как одной из сутцествегн^ых причин школьной дезадаптации.2. Определены факторы развития детской тревожности, рассматривающие ее как врожденную, психодинампческз’ю характеристикзч с одной стороны, и как условие социализации — с другой.3.Выявлена взаимозависимость ме^кд}'' зфовнем тревожности и такими составляющими познавательной сферы как… Читать ещё >
Содержание
На настоящем этапе перестройки образовательной системы возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу, выражающемуся в преемственности по линии «дошкольное учреждение — школа — специальное профессиональное или высшее учебное заведение». При этом дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Поскольку дошкольный возраст возраст, в котором начинает складываться личность (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Д Б-Эльконин и др.), детский сад рассматривается как один из определяющих факторов в становлении личности ребенка (В.А.Векгер, И. В. Дубровина, A.M.Прихожан и др.).
Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является переход ребенка из детского сада в школу. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения к ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные и физические нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома так называемой «школьной дезадаптации» (А.И.Баркан, М. Безруких, Н. И. Гуткина, Н. В. Иванова, Е-Е.Кравцова, Р. В. Овчарова, Г А. Цукерман).
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А.Аминов, В. М. Астапов, В. А. Бзкеев, В. К. Вилюнас. Ю. М. Забродин, Н. В. Имедадзе, Н. Д. Левитов, О.Г.Мельниченко), так п за рубежом (Х.Айзенк, Р. Кеттелл, ЕЛевют, О. Маурер, У. Морган* К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон). Они придают важное значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме сямопегуттятттш способствуя ' г «~ ----------------- ---------* «мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А. Е. Ольшанникова, И.В.Пашпшчус). С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида (В.А.Бодров, Б. А. Вяткина, Е .А. Калинин, О. С-. Никитина, Ч. Слшлбергер). Хроническое переживание тревоги, как неравновесного состояния, и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности — тревожность {А.И.Захаров, Л. В. Макшанцева, А. М. Прихожан, А. О. Прохоров и др.). Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г, III. Габдреева, Х.Граф. Н В. Имедадзе, У.Морган. Дж.Саразон. Дж. Тзйлор и др.). И если учесть, что тпевожность как устойчивая хяпяктепнстикя яиягностипуется уже в
---.. .^? —, , А. ^ трехлетнем возрасте (Л В Макшанцева), то, несомненно, тема работы, связанная с изучением детской тревожности стоит в ряду особо актуальных.
В работах, затрагивающих вопрос «школьной» тревожности, она обычно пяссматпттваетсч как следствие лгезаттяптапии учашихся в процессе обучения (М Безруких, Н. И. Гуткина, Н. Е. Иванова, Е, Е, Кравцова, Г. А. Цукерман и др.). Однако, обратная сторона взаимозависимости, то есть возможность влияния тревожности на школьную адаптацию, практически не исследовалась. Отмеченное противоречие определило проблему исследования детской тпе нож нести как (Ьактопа пазвития синдоома школьной дезадаптации.
Целью исследования явилось создание теоретической основы, разработка и доказательство эффективности конкретных метопов коррекции тревожности детей,
В качестве гипотезы выступили следующие положения: 1 Тревожность, диагностируемая у ребенка в дошкольном возрасте, связана с развитием его познавательной сферы и является существенным фактором школьной дезадаптации
7 Коррекция тревожности у дошкольника может облегчить его адаптацию к шкоде, способствуя. тем самым, повышению учебной успеваемости.
3. «Н е ди ре ктивная игровая терапия, адаптирован н, а я к конкретным задачам может использоваться в качестве эффективного метода коппектши лете кой тле важности
Достижение поставленной пели и доказательство выдвинутых предположений осуществлялось в ходе теоретического, экспериментального и формирующего этапов исследования. Г[ри этом решались следующие задачи: На основе анализа материалов психологических исследований тревожности выявить ее природу и генез, а также место проблемы детской тревожности в общей проблеме школьной адаптации
2, Изучить современное состояние проблемы тревожности у детей старшего дотпкол ьного и мл а. лиге го школьного возраста
3 Выявить взаимосвязь развития познавательной елЬепы
— - - - - - .- - - .".'""." ' 1 ' .1. i дошкольников в связи с уровнем их тревожности.
4. Определить возможность метода не директивной игровой терапии в коррекции уровня тревожности у тетей,
5.Доказать эффективность коррекции детской тревожности как условия школьной яггаптаттии ттелвокляссииков. — .
Объектом нашего исследования явились показатели школьной, а лапта пи и: сгЬормированность познавательной сферы, психические и соматические состояния, а также учебная успеваемость детей в связи с уровнем их тревожности, а предметом — коррекция детской тревожности метолом нелирективной игровой терапии. М етодол огия и сел едования.
Исходной методологической основой работы стали учение о закономепностях и лвтгжлптшх силах психического пязвития пебенка. развиваемое в трудах Л, И Божович, Л, С Выготского, С. Л. Рубинттгтейна, А .П .Леонтьева. Д Б Эльконина и др.- концепция пла номерного формирования человеческой деятельности, разработанная Л, Я Гальпериным- теоретические представления о психических состояниях и их роли в развитии новообразований личности, раскрытые в работах В К Вилтонаса, Н ДЛевитова, А М Прихожан, А. О. Прохорова и др. — основные положения игровой терапии, представленные в работах Г. Л. Лэндрета, В. Экс дайн, Н, Н. Лебедевой и др.
Методы исследования.
Теоретический анализ психологической, педагогической, гЪилосогЬской и методической литепатупы по аиа личипуемой x -.--.-- х —. — - -. .".-.. ... ^ -. ^ ^ ¦ -.. — .x' проблеме- обсервационные, экспериментальные и психодиагностические методы сбопа ттнтЬопмягтии- гЪопмигтугощий и > - .-. ... —.. ^.^. г ~ ± '?"">«» ' ' контрольный эксперименты- математические методы обработки данных: статистическое сравнение, корреляционный анализ экспериментального материала.
Научная новизна и теоретическая значимость работы 1. Обнаружена взаимосвязь тревожности и сформированности полнявятельной сгЬепы дошкольников. .. .. .. ^, ,
7 Выявлены особенности взаимосвязи исследованных показателей дошкольников с уровнем тревожности воспитателей.
3 ПоказанагЬгЬекгттностт, игишьчпи']ния метола нтовий
А «». ". терапии центрированной на ребенке, для коррекции уровня тпе кож и пет и V летей ?. щ/
4 Выяснено, что детская тревожность может рассматриваться как существенный фактор школьной дезадаптации.
5 Оппеле лен хапактеп ншяпия тпевожности на успешность
-1 >? X' «. — - ^ - - ' учебной деятельности гтервокласспиков.
6 Показана возможность влияния на успеваемость первоклассников путем коррекции уровня их тревожности еще в период нахождения детей в дошкольном учреж дении
1 ?пзктичрск'Яя значимость игслр/тнянии.
2. ^ -.. г —, — ¦¦ .
Полученные в диссертационной работе результаты позволяют: ппивлечь внимание психологов лоттткопьнътх учпеж пений и
Л. ' «' ' „“ „“ .---.-, .. -. начальных ттткотт к ипоблеме тпевожности V летей: кнелпитъ в. ... ^ (, г ^ гтпяктит/- их пяботьт метол итоной тепяптти нелттективного типа'? x ''!.» «i ' ' ' ' л > иепопглокять пя.'чпяботянньге и опуб лттковянные в випе учебно
X ' '. ., ^ .методических пособий пекоменлапии лля опганиаапии и ппове пения
X. ¦ л. л. ' ' тия гностических и коппеклтионньтх мепоттпиятий в дошкольных учреждениях, младших классах школы и самостоятельных структурах исихо логической службы включить пезч/льтятьт исследования в — - - ^ .- Л- «~~ «¦ теолетические и практические купсы гти подготовке пулуших
Д. .----. ^ -. ^ ^ - ^ г.. ' п с и холого в, тте. да го? о в, кос тг итятел е й.
Ннрлпрнш* печультягпв иссиечпняния и". ? v — - - - --, ,
Теоретические положения. практические результаты и рекомендации диссертационного исследования используются для коррекции детской тревожности в детских садах № 36, 46, 86, 113 г. Чебоксары и младших классах школ № 4, 16, 52 г. Чебоксары и №
11 г Новочебоксапскя я также иг"и ттеиолявянии психологических «- - -.Х. — ¦ ¦ - - -. , дисциплин в Чебоксарском педагогическом колледже. Чувашском государственном педагогическом университете и Казанском ^ государственном университете.
Вывояы лиссеттгяттии потглдшли янеттпение тякгяге к липломных 1 1 Х' '. ' е/ '. «««'?.»» ~ ' «' ' «» ,-¦-¦¦. работах студентов Чувашского государственного педагогического университета, содержащих результаты конкретных научных исследований и выполненных под наптим руководством.
Лпппбяньш ПЯ^ОТЫ .
— —-- - -" 1-- - - --- ---. —.
Основные результаты исследования докладывались на ежегодных итоговых нятонш ктшгЬеленпиях Ч хпзяшского 1 ." .х" ---.-. ^ .-. государственного педагогического университета (1998−2000), теоретических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Чувашского государственного педа гогического университета (1998−2000),. теоретических семинарах кафедры психологии Казанского государственного университета (1997−2000), ш ня Всспоссийской няучно-плятпл.тчеокг"й кпнАепентш «ГТсихоттогия
X «' ----- ^ -- X ' А. X. созидания» (2000г).
I Толожения. выносимые на яатш:. .. .. , ^
1 ТТетекяя тлевожног/гь тесно евячяня с ля. чвитигем *.X. ----- -. .--. — -.. познявятеттьнои сгЬелы ягшптттъников. что позволяет лясгмятливятъ «». ' ' «' ---- - «А.» X — .-.- - - -.. —. ... ^ ее в качестве прогностического показателя психологической готовности к учебной деятельности,
Т Тле нож (теть яптшегся о я ним игч гЬятстолов ггнгоггьной х. «* .*' 'x «» «х дезадаптации, оказывая негативное влияние на психоэмоциональное
И сомятттнеетсое состояние и /неби.гю успеваемость пелвокггяссников. ' - - - - -.. — - - ^ ^ ¦ у — - - - - -. ? — - - -
Т Коллектгист тлевожности V летей лошкотгьного возластя во. зможня е помошью неяилективной иглокой теля пи и. — - ¦ — .--- —.- -.. ±.. А.
4 Испоякчтчятте ттгоовои телягтии в кячеетяе метсшя коппектши
-----------. - ----- - - 1. — - -. — - - -, , — - - X X тревожности дошкольников позволяет оказывать положительное влияние на упонень их школьной яляптяпии
— -.-. ,.
ГтПУКП’ПЯ И ЛАЧКОМ пяйоты
Диссертация состоит из введения, трех глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы, общим объемом 1Я4 печатных листа. Текст лиссептаттии и л люстпипова н 18