Методика «Толерантность к неопределенности» (С. Баднер, адаптация Г. У. Солдатовой)
Назначение. Методика разработана американским психологом С. Баднером. Толерантность к неопределенности рассматривается различными исследователями как личностная черта. Ее диагностика необходима в различных областях психологической работы, например, при проведении тренингов, приеме на работу и т. д. Для определения этого типа толерантности также можно использовать проективные методы, в частности… Читать ещё >
Методика «Толерантность к неопределенности» (С. Баднер, адаптация Г. У. Солдатовой) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Назначение. Методика разработана американским психологом С. Баднером. Толерантность к неопределенности рассматривается различными исследователями как личностная черта. Ее диагностика необходима в различных областях психологической работы, например, при проведении тренингов, приеме на работу и т. д. Для определения этого типа толерантности также можно использовать проективные методы, в частности, метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.
Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков.
Если человек интолерантен к неопределенности, он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность создают такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи.
Методика исследования толерантности к неопределенности была переведена и адаптирована Г. У. Солдатовой и ее сотрудниками.
Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. Оценку производите следующим образом:
абсолютно согласен — 7 баллов; согласен — 6 баллов; скорее согласен — 5 баллов; не знаю — 4 балла; скорее не согласен — 3 балла; не согласен — 2 балла; абсолютно не согласен — 1 балл.
№. п/п. | Утверждения. | Степень согласия. | ||||||
Специалист, который не может дать четкий ответ, видимо, не слишком много знает. |
№. п/п. | Утверждения. | Степень согласия. | ||||||
Я бы хотел пожить за границей какое-то время. | ||||||||
Нет такой проблемы, которую нельзя решить. | ||||||||
Люди, которые подчинили свою жизнь расписанию, наверное, лишают себя большинства радостей жизни. | ||||||||
Хорошая работа — это та, на которой всегда ясно, что нужно делать и как это нужно делать. | ||||||||
Интереснее заниматься сложной проблемой, чем решать простую. | ||||||||
В долговременной перспективе большего можно добиться, решая маленькие, простые проблемы, чем большие и сложные. | ||||||||
Часто наиболее интересные люди — это те, кто не боится быть оригинальным и не похожим на других. | ||||||||
Привычное всегда предпочтительнее незнакомого. | ||||||||
Люди, которые настаивают на ответе либо «да», либо «нет», просто не знают, насколько все на самом деле сложно. | ||||||||
Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь без особых сюрпризов и неожиданностей, на самом деле должен быть благодарен судьбе. | ||||||||
Многие из наиболее важных решений основаны на неполной информации. | ||||||||
Я больше люблю вечеринки со знакомыми людьми, чем те, на которых большинство людей совершенно мне не знакомы. | ||||||||
Учителя и наставники, которые нечетко формулируют задания, дают шанс проявить инициативу и оригинальность. | ||||||||
Чем скорее мы все придем к единым ценностям и идеалам, тем лучше. | ||||||||
Хороший учитель — это тот, кто заставляет тебя размышлять о твоем взгляде на вещи. |
Математическая обработка. Каждому ответу на четный пункт присваиваетея от 1 до 7 баллов (абсолютно не согласен — 1 балл, абсолютно согласен — 7 баллов). Каждому ответу на нечетный пункт присваивается реверсивный балл (абсолютно не согласен — 7 баллов, абсолютно согласен — 1 балл). Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных по всем 16 пунктам. Чем выше этот показатель, тем более интолерантен к неопределенности респондент.
В методике также представлены три субшкалы. Подсчет суммы баллов по отдельным субшкалам позволяет обнаружить основной источник интолерантности к неопределенности: новизну проблемы, сложность проблемы или неразрешимость проблемы. Название субшкал и номера утверждений даны в ключе.
Ключ
№. п/п. | Субшкала. | Номера утверждений. |
Новизна проблемы. | 2, 9, И, 13. | |
Сложность проблемы. | 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16. | |
Неразрешимость проблемы. | 1,3, 12. |
Значения общего показателя и показателей, но субшкалам конкретного респондента сравниваются со средними значениями, представленными в приведенной ниже таблице. Данные получены Г. У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы.
Шкала. | Средние значения (п = 58). | Стандартное отклонение. |
Новизна проблемы. | 15,91. | 4,51. |
Сложность проблемы. | 29,69. | 6,07. |
Н еразреш и м ость п роб л ем ы. | 11,95. | 3,41. |
Общий показатель. | 57,55. | 9,74. |