Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здесь дети в силу обстоятельств, не зависящих или не полностью зависящих от воли родителей, получают от взрослых меньше, чем их сверстники. Это могут быть разрушенные и неполные семьи; семьи, где низкий уровень развития родителей не позволяет им оказывать детям эффективную помощь в учебе; семьи, постоянно испытывающие материальные затруднения, что вынуждает несовершеннолетнего затрачивать много… Читать ещё >

Семьи с дефицитом воспитательных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь дети в силу обстоятельств, не зависящих или не полностью зависящих от воли родителей, получают от взрослых меньше, чем их сверстники. Это могут быть разрушенные и неполные семьи; семьи, где низкий уровень развития родителей не позволяет им оказывать детям эффективную помощь в учебе; семьи, постоянно испытывающие материальные затруднения, что вынуждает несовершеннолетнего затрачивать много сил на поддержание жизненного уровня семьи, и т. п. Естественно, сами по себе ограничения воспитательных ресурсов не служат причиной средовой дезадаптации, но создают фон, снижающий приспособляемость к стрессовым и экстремальным ситуациям и предрасполагающий к возникновению конфликтов. Например, материальные лишения даже облагораживают душу, если есть высокая цель, заставляющая мириться с ними. Если же такой цели нет, они лишь уязвляют самолюбие.

Рассмотрим психологические особенности воздействия дефицита воспитательных ресурсов на личность несовершеннолетнего на примере неполной семьи. Неполные семьи, где один из родителей добровольно отказался от помощи супруга в деле воспитания или оказался один на один с ребенком волею судьбы, среди вариантов семейного неблагополучия встречаются наиболее часто. Ограничив круг общения прямым контактом «ребенок — родитель» (чаще всего мать), вместо привычного «ребенок — родительская пара», взрослый человек вместе с несовершеннолетним оказывается в очень своеобразной воспитательной ситуации.

Прежде всего в таких семьях заостряются проблемы эмпатийного общения, свойственные стилю современных внутрисемейных отношений в целом. Неоднократно отмечалось, что разрушение большой семьи с бабушками и дедушками сильно сократило время общения родителей с ребенком, и контакт становится все более скоротечным, и те часы, которые семья проводит в сборе, в значительной мере уходят на целенаправленное воспитательное воздействие, когда нужно не столько проявлять, сколько скрывать свои истинные чувства. Выполнение прямых педагогических функций лишает психологический климат семьи той доверительности отношений, которая и должна отличать ее от школы.

Кроме того, на детей в таких семьях ложится специфическая психологическая нагрузка, связанная с необходимостью принимать участие в эмоциональной жизни родителя. Мать невольно вводит своего ребенка в круг переживаний, которые еще не могут быть им поняты, и вовлекает его в обсуждение проблем, содержание которых еще не может быть ему доступно.

Постоянные претензии на эмоциональный мир несовершеннолетнего, настойчивое обращение его внимания в направлении, интересующем взрослого человека, обедняют внутренний мир ребенка, отодвигают на задний план его собственные потребности и интересы. Дети рано «взрослеют со взрослыми» и не умеют общаться со сверстниками. Им бывает трудно подружиться с кем-либо. Мальчики нередко отличаются своеобразным сочетанием вялости, пассивности, робости с повышенной чувствительностью и обостренным самолюбием. Когда мать одна воспитывает девочку, последней значительно чаще, чем мальчику, приходится подчиняться прямому давлению: приказу, распоряжению, требованию, наказанию. В подростковом возрасте инфантильность, приобретенная из-за недостатка общения, может стать причиной серьезных коммуникативных затруднений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой