Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема возраста и стадиальности психического развития. 
Критерии периодизации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. С. Выготский писал: «Выяснив социальную ситуацию развития, стожившуюся к началу какого-то возраста и определяемую от ношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования являются не предпосылкой, но результатом или продуктом… Читать ещё >

Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый теоретик психического развития обычно строит и свою собственную периодизацию развития ребенка, исходя из принятых им представлений о детерминантах указанного процесса. В предыдущей главе уже указывалось, что категории возраста, развития и периодизации могут быть рассмотрены только в неразрывном единстве.

пример

Так, З. Фрейд в соответствии с постулатами психоанализа рассматривает психическое развитие как последовательное перемещение эрогенных зон, связанное с биологическим созреванием индивида. Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на какой-либо стадии как бы замораживает определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Несмотря на фиксацию некоторой части либидо на предыдущей стадии, переход на следующую стадию все равно происходит вовремя, оставляя в личности, часто на всю оставшуюся жизнь, черты психической незрелости. Последователи психоанализа сохраняют те же стадии. Однако содержание стадий определяется средой обитания ребенка.

В этом плане Э. Эриксон большее значение придает культурным традициям и эталонам, существующим в обществе.

Сторонники концепции социального научения строят свою периодизацию, основываясь большей частью на общностях, в которых человек получает социальный опыт в данной фазе развития. Известный американский психолог Ричард Сирс (1908−1989) выделял первый период жизни после рождения как социализацию в диаде «мать — ребенок», происходящую па основе первичных потребностей в первые месяцы жизни. Следующая фаза основывается на научении внутри семьи, затем идет внесемейная фаза, связанная с поступлением в школу. Современные американские периодизации аналогичным образом делят детство на младенчество (до 2 лет), раннее детство (от 2 до 6 лет), среднее детство (от 6 до 12 лет), далее следуют подростковый и юношеский возрасты, не разделенные хронологически (Г. Крайг). Критерием периодизации здесь, видимо, служат те же группы, в которых происходит социализация: диада, семья, школа, внешкольный широкий социум.

Исходя из своих представлений о закономерностях психического развития ребенка, Л. С. Выготский строит периодизацию детского развития, применяя исключительно психологические критерии деления. Для этого, по его мнению, не годятся ни биологические критерии физиологического созревания, ни внешние критерии, соответствующие принятым в обществе институтам социализации (например, деление на ясельный, дошкольный, младший школьный и другие возрасты). Согласно Выготскому, возраст — относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Главное, что отделяет один возраст от другого, — основное психологическое новообразование.

" Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период" (Л. С. Выготский).

Главным источником развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Л. С. Выготский ввел понятие социальной ситуации развития.

Социальная ситуация развития — это «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский писал: «Выяснив социальную ситуацию развития, стожившуюся к началу какого-то возраста и определяемую от ношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Во т почему созревание новообразований относится всегда не к началу, а к концу данного возраста» .

К концу определенного возраста ребенок становится совершенно иным существом, чем был в начале. Изменяется и социальная ситуация развития. Складывающееся новообразование разрушает старую ситуацию социального развития и приводит к формированию новой ситуации развития, которая вызывает формирование другого возрастного новообразования. Например, ребенок, научившийся ходить, становится относительно автономен, разрушая тем самым социальную ситуацию младенчества, характеризующуюся полной зависимостью от взрослого, и таким образом переходит в новый возраст — раннее детство.

Д. Б. Эльконин, развивая концепцию Л. С. Выготского с учетом теории деятельности А. Н. Леонтьева, вводит понятие ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — это такой вид деятельности, в которой формируется основное новообразование данного возрастного этапа, развиваются и совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды деятельностей.

Периодизация психического развития ребенка, построенная на чередовании различных типов ведущей деятельности, представлена на рис. 27.1.

Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину.

Рис. 27.1. Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину.

Условные обозначения:

  • —  Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации. развитие мотивационно-потрсбностной сферы;
  • —  Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации. развитие интеллектуально-познавательной сферы;
  • —  Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации. переходы от эпохи к эпохе;
  • —  Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации. переходы от периода к периоду

Д. Б. Эльконин разбил период развития ребенка до 18 лет на три эпохи психического развития: раннее детство, детство и подростничество. Каждая эпоха включает в себя два периода. В раннем детстве это младенчество, где ведущей деятельностью для психического развития оказывается непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (1-й тип), и собственно раннее детство, где ведущая деятельность — предметно-орудийная, в которой ребенок при непременном руководстве взрослого осваивает способы употребления орудий и речи (2-й тип). Эпоха детства делится па дошкольное с ведущей сюжетно-ролевой игрой (1-й тип) и младшее школьное с ведущей учебной деятельностью (2-й тип). В младшем подростничестве ведущей деятельностью Д. Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками (1-й тин), а в старшем — учебнопрофессиональную деятельность (2-й тип).

Таким образом, отечественная периодизация психического развития ребенка i! качестве основных характеристик возраста выделяет:

  • 1) социальную ситуацию развития ребенка;
  • 2) ведущий тип деятельности в этот период;
  • 3) основные новообразования возраста;
  • 4) кризис как переломную точку, отделяющую один возраст от другого, в которой происходит смена двух первых составляющих.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой