Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление психологии как науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первые шаги в сторону более объективной психологии сделал Г. Т. Фехнер (1860) — он предпринял попытку выразить количественно зависимость между силой ощущения и раздражением: «…ощущение изменяется пропорционально логарифму силы раздражения». Но только в 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт. Схоласты проповедовали учение… Читать ещё >

Становление психологии как науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Донаучная психология

Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающего мира. Первые представления людей о мире мифологические. Их особенность заключалась в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов). Следовательно, наиболее архаические представления людей неизбежно были сильно психологизированы: мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений. Греческие философы, пытавшиеся в VI в. до н. э. понять природу человека, сознавали, что представления о мире, привлекающие богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основаны на мифах. Все мифы творения предполагают существование первых создателей — творцов мира и вселенной: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Be (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриархата), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Идзанами (Япония) и многие другие у различных народов.

Невзирая на приверженность мифам, древние философы были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать и владеть собой. Этот «дух», по их мнению, нематериальный. Например, согласно представлению Платона, дух обитает в теле человека и направляет его, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».

Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-либо внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий человеку реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля атадели умами людей вплоть до V в.

Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, согласно которой сущность человека постигается не через разум, а через Высшее существо, представляющее собой тайну, недоступную смертным. Путь к спасению лежит через незнание и веру в догматы. На протяжении 11 столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, их учения противостояли этим двум концепциям. По одну сторону стояли несгибаемые богословы, которые чаще всего рассматривают философию лишь как измышление дьявола, а естественные науки как ограничение божественной власти, стоящей над человеческим разумом, по другую — возникавшие философские течения, из которых наиболее известное — схоластическое. Его предтечей был Абеляр (1079—1142), но расцвета оно достигло лишь в XIII в. благодаря Фоме Аквинскому (1228—1274).

Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались таким образом объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой. Роль философа состоит в том, чтобы раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного Богом мира, отводя всему сущему его подлинное место.

Одна из тем, вызывающих вечные дискуссии, — это проблема души. Начиная со II в. до н. э. считалось установленным, что душа помещается в мозгу, но философы вели бесконечные споры о ее природе и о способе ее влияния на поведение.

Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII вв., сложились более близкие к научным представления — математические и одновременно механические — о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

Так, сталкиваясь с враждебностью богословов, которые придерживались догмы о сотворенном Господом мире, неподвижно лежащем в центре Вселенной, Коперник, Кеплер и Галилей утверждали, что планеты совершают одновременно вращение вокруг своей оси и вокруг какой-нибудь звезды.

Декарт на основании фактов, известных в его время, создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Таким образом, отпадала необходимость обращаться к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает ему управлять своими страстями и тем самым возвышает его над животным.

Этот декартовый дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им душа — надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма. Тем не менее представления Декарта послужили отправной точкой развития современной психологии.

Развитие естественных наук начинается в тот момент, когда философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания, частично уступая место точным и систематическим наблюдениям, а главное — эксперименту.

Эмпирическое направление делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от господствовавшего ранее рационалистического направления. На основе уже установленных фактов выдвигаются гипотезы, которые проверяются экспериментально или в процессе контролируемых наблюдений. Это уже зачатки научного метода.

В XVII в. начинают выделяться различные естественные науки. Сначала химия и физика, в XVIII в. самостоятельной наукой становится физиология. На исходе XIX в. развиваются социология и научная психология.

Обособление естественных наук произошло довольно легко, но психология, напротив, отделялась трудно. Пришлось создать новые методы на научной основе. Начиная с XVIII в. эмпирики пытались объяснить психические феномены по-новому. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связи между мышлением и душой.

Изучение взаимоотношений души и тела окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания.

Первые шаги в сторону более объективной психологии сделал Г. Т. Фехнер (1860) — он предпринял попытку выразить количественно зависимость между силой ощущения и раздражением: «…ощущение изменяется пропорционально логарифму силы раздражения». Но только в 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой