Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка
![Диссертация: Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка](https://westud.ru/work/2517483/cover.png)
Диссертация
Экспериментально показана тесная связь процесса становления направленности личности с формированием у подростков этнической идентичностипри этом место этнической идентичности в структуре направленности личности изменяется в зависимости от этнической среды, в которой обучаются подростки. Рассмотрена динамика компонентов этнических стереотипов. Установлено, что эмоционально-оценочный компонент… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Проблема направленности личности в психологической литературе
- 1. 2. Этнопсихологический фактор как предмет психологического исследования
- 1. 3. Подростковый возраст и проблема этнического самосознания
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методы исследования
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Сравнительный анализ направленности личности бурятских и русских подростков
- 3. 2. Изучение ценностных ориентаций русских и бурятских подростков
- 3. 3. Элементы этнической идентичности в структуре самосознания личности современного подростка
- 3. 4. Исследование эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., Наука, 1980.-334с.i 2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., МГУ, 1983.-144 с.
- Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии. 1985, № 3. С. 135−140.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Ананьев В. Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1950. — С.16−179.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания. Л., 1968. — 339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. Т.2. -М., 1982.
- Арутюнов С.А. Об условности понятия этнопсихологии //Советская этнография, 1983, № 4. С.3−13.
- Арутюнян Ю.В. Нация и ее психологический склад. М., 1976.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M. Советский образ жизни: общее и национально-особенное //Советская этнография., 1976, № 3. С. 10−23.1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.-146 с.
- Аслонов И.И. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся: Автореф. .канд.пед. наук.-М., 1968.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — с. 191.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 187с.
- Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Наука, 1973. — 14 с.
- Балдаев С.П. Родословные предсказания и легенды бурят. -Улан-Удэ, 1970. 363 с.
- Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -Улан-Удэ, 1971. 78 с.
- Барадин Б.Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности. Верхнеудинск, 1927. — 16 с
- Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1982.-207 с.
- Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (II половина XIX начало XX века). — Новосибирск. Наука, 1980. — 223 с.
- Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
- Берне Р. Развитие «Я» концепции воспитания. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. МГУ, 1982.- 199 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Изд-во АПН, 1968. С. 174,294,322,325,337−338.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. -1976, № 6. С. 45−53.
- Божович Л.И., Благонадежина Л. В. Формирование личности в коллективе //Вопросы психологии. 1967, № 3.
- Блонский П.П. О национальном воспитании. М., 1915.
- Бороноев А.О. Основы этнической психологии: Учебное пособие. СПб, 1991.
- Бороноев А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. -СПб, 1994.
- Бороноев А.О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб., 1992.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
- Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. -М., 1987.
- Вызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета. отношений, понимания. Автореф.. докт.психол.наук.1. СПб., 1996.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? //Педология юности. -М.-Л.: Учпедгиз, 1931. -С.75−94.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967, — 196 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. — 137 с.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1922. — 30 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 375 с.
- Воропаева Н.В. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания. //Мир психологии и психология в мире. 1995, № 1.
- Выготский JT.C. Собр.сочинений: В 6 Т. М.: Педагогика, 1984.1. Т.4.
- Выготский JI.C. Педология подростка. Избранные главы. -Собр. соч. В 6-ти Т., Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. -М., 1984. -С. 385.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. — 387 с.
- Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. Л.:Наука, 1969−218 с. v 45. Гаврилова Т. А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста. //Психологический журнал, 1984, № 1.
- Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) //Духовная культура и этническое самосознание наций. Выпуск 1. — М., 1990. — С.57−83
- Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциального исследования в г. Москве). Дисс.. канд.психол.наук. М., 1993.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.
- Гезелл А. Педология раннего возраста. М.: Учпедгиз, 1932. -196 с.
- Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. -Киев: Вища школа, 1984. 152 с.
- Головина Г. М. и др. Математические методы в современной психологии: статистика, разработка, применение. М., 1995.
- Горячева А. И, Некоторые моменты социально-психологической характеристики нации. М., 1975.
- Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков. Автореф. .канд.психол.наук. -М., 1996.
- Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.
- Гуткина Н.И. Направленность личности и рефлексивные ожидания. // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитательного обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности и индивидуальности в детском возрасте /Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика, 1980. — 162 с.
- Данзанов С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации. Автореф. .канд.социол.наук, — М., 1992.
- Дашдамиров А.Ф. К методологии исследований, национальнопсихологических проблем. //Советская этнография., 1983, № 2. С.62−74.
- Дашдамиров А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности. Автореф. .докт.филос.наук. М., 1977. -45 с.
- Дейкер X., Фрайда Н. Национальный характер и национальные стереотипы. В кн. Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. -С.116−122.
- Джандильдин Н. Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата Л 971.-302 с.
- Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости /Проблемы личности. М., 1969. — С.450−458.
- Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии, 1973. № 5.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1972. № 2. — С.2 9.
- Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. JI., 1982.
- Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки //Советская этнография, 1983, № 4. С.63−67.
- Дробижева Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.
- Дробижева Л.М., Кузнецов И. М., Кцоева Г. У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований //Психологический журнал. -1988, Т.9. № 3. — С.26−34.
- Дробижева Л.М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства //Этничность и власть в полиэтнических государствах. Материалы международной конференции. М., 1994. — С.71−85.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — 206 с.
- Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 15−17 лет. М.: Педагогика, 1988. — 204 с.
- Дугаров Б.С. Бурятские народные сказки. М.: Современник,^.-382 с.
- Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии //Психологический журнал, 1981. Т.2. — № 5. — С.42−53.
- Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1991, вып. 2.
- Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка: Автореф. .канд.психол.наук. -М., 1994.
- Железняк Л.Ф. Проблемы направленности личности в советской психологии //Вопросы психологии, 1972, № 5. С. 157−161.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности человека //Вопросы психологии, 1989, № 6.
- Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. .докт.психол.наук. М., 1989.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
- Зобков В.А. Психология отношения и личности учащихся. Казань, 1992. — 154 с.
- Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодежи //Психология личности и образ жизни. М.: Нау-ка, 1987. — С.30−33.
- Иванова А.А. Особенности этнического самосознания подростков: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1995.
- Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
- Кагермазова С.Б. Маргинальность как проблема социологии: Автореф. канд.социол.наук. СПб., 1994.
- Каневская М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности (у детей младшего школьного возраста): Автореф. .канд.психол.наук. М., 1975. — 24 с.
- Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и юношеском школьном возрасте: Учебное пособие. Орехово, 1992.
- Карницкая В.П. Влияние направленности личности на самообразование старшеклассников //Формирование направленности личности. -Владимир: Изд-во Владимирского гос.пед.института, 1976.
- Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Прогресс, 1991.-317 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.-Просвещение, 1970. -391 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л., ЛГУ, 1990, Т.2.
- Козлов В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии //Советская этнография. 1983. — № 2. — С.74−86.
- Козлов В.Н., Шелепов Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования //Советская этнография. 1973. — № 2. — С.69−87.
- Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология. Под ред.Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. -С. 122−159.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 269 с.
- Кон И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. -Л., 1988. 252 с.
- Кон И. С. Нужна помощь психологов //Советская этнография, 1987, № 7. С.75−78.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Коэн Р. Этничность и государство в современном мире //Этнические процессы в СССР и США. Материалы советско-американского симпозиума. -М., 1986. С.21−36.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. .докт.психол.наук. JI., 1970. — 57 с.
- Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов: Автореф. .канд.ист.наук. М., 1965. — 16 с.
- Краковский А.П. Трудный возраст. М.: Просвещение, 1966. -160 с.
- Крысько В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология: Учебное пособие. В 2-х частях.-М. 1992.
- Кузнецов И.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований //Вопросы философии, 1985. С. 157−162.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогической направленности у студентов в процессе изучения педагогики и психологии //Ученые записки. Л., ЛГУ, 1957. — № 224, выпуск II. — С. 139−149.
- Кцоева Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореф. канд.психол.наук. М., 1985. — 24 с.
- Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов //Психологический журнал. -1986. -Т.1. № 2. — С. 41−51.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. С. 36.
- Левитов Н.Д. Направленность личности подростка: Учебное пособие для пед. ин-тов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1964.- 478 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1986.
- Левкович В.П. Обыденное этническое сознание как регулятор межнациональных отношений //Обыденное сознание и идеологическая работа. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Часть 1. Кострома, 1990. -С.51−52.
- Леонтьев А.А. Национальная психология и этническая психология //Советская этнография. 1983. — № 2. — С.80−82.
- Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория //Советская этнография, 1981. № 3. — С.11−120.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:МГУ, 1981.584 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 506 с.
- Личность и труд /Под ред.К. К. Платонова.- М.: Мысль, 1965. -365 с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М&bdquo- 1992.
- Логический словарь-справочник. М., 1975.
- Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания: опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. — С.66.
- Макаров Н.И. Направленность личности и проблемы ее воспитания: Автореф. канд.психол.наук. М., 1970. — 23 с.
- Макаров Н.И., Платонов К. К. Об изучении направленности личности рабочего. В кн. Материалы научной конференции по вопросам психологии. — Ташкент, 1964.
- Макаренко А.С. О воспитании /Сост.В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. — С.29−30.
- Мартьянова Ю.П. Направленность личности школьника.1. Пермь, 1985.-73 с.
- Мерлин B.C. Структура личности. Пермь, 1990. — 107 с.
- Методические рекомендации по изучению направленности личности учащегося и учебного коллектива в средних специальных учебных заведениях. Киев, 1987.
- Мид Маргаред. Культура и мир детства: Избранные произведения /Под ред. И. С. Кон. М., 1988. — 429 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. -Т. 15, № 3, 1994. С.42−49.
- Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. М., 1965.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Хрестоматия по психологии. М., 1987.
- Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987. -361с.
- Национальная психология: анализ проблем и противоречий. -Киев, 1990.-24 с.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков //Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -С.148,199,201,229,238.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростка //Вопросы психологии. -1968. № 5.
- Неймарк М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности //Вопросы психологии, 1983. № 1.
- Некоторые проблемы мотивации общественно-полезной деятельности старшеклассников /Под ред. Никереева Е. М. М., 1975. — 43 с.
- Никиреев Е.М. О системном подходе в изучении мотивацион-ной сферы личности //Тезисы науч. сообщества сов.психологов к XXII Межд. психологическому конгрессу. М., 1981. — 4.4. — С.435−436.
- Никиреев Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности //Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя: межвуз. сб. научных трудов. -МГПИ им. В. И. Ленина /Под ред. П. А. Просецкого. М&bdquo- 1982. — С. 18−30.
- Общая психодиагностика. — М.: МГУ, 1987. 304 с.
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. .докт.психол.наук. М., 1959. — 32 с.
- Павленко В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. — 207 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-526 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. -М., 1982.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255 с.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Н. Этническая социальная психология: Учебное пособие. СПб., 1993.
- Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. -М.: Наука, 1964. 11 с.
- Практикум по психодиагностике. М., 1990.
- Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. Новосибирск, 1988.
- Психологические и психофизические особенности студентов /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977. — 296 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред.А.Коосовски, Х. Кюна и др. М.: Педагогика, 1981.-224 с.
- Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М., 1990. -166 с.
- Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Рабочая книга социолога. М., 1982.
- Рандалов Ю.Б. Проблема исторического фактора в возрождения бурятской нации //Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1993. — 42 с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.-151 с.
- Романова O. J1. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф.. канд.психол.наук. М., 1994.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М., 1946.
- Рубинштейн C.JI. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности //Вопросы психологии, 1957. С.30−38.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. -354 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
- Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход/Пер. с англ. М.- Финансы и статистика, 1982. -188 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. -JL: Наука, 1979. 264 с.
- Саракуев Э.В. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателей в ВУЗе: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1991.
- Славина JI.C. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений //Вопросы психологии личности школьника. М. Л 961.
- Симонов В.П. Темперамент, характер, личность. М., 1984.
- Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей //Советская этнография.1982. № 1.
- Солдатова Г. У. Установочные образования в этноконтактной ситуации //Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990.-Вып. 1.-С.221−240.
- Солдатова Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования //Психологический журнал. Т. 13. № 4. -1982. -С.33−44.
- Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. Философская публицисти-ка.Т.1.-М., 1989.-688 с.
- Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. //Психологический журнал. Т. 15. № 1. -1997.
- Старовойтова Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. В кн.: Социальная психология и общественная практика /Отв. ред. Морохова Е. В. — М., 1985.- 233 с.
- Старовойтова Г. В. О предметной области этнопсихологии //Советская этнография. 1983. — № 3. — С. 104−111.
- Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным подросткам. М&bdquo- 1994.
- Степанов Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1988.
- Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта. В кн. Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.
- Сухомлинский В.Jl. О воспитании. М., 1963.
- Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. -Т.1.388 с.
- Трусов В.Л. Современные психологические теории личности. -Л. ЛГУ. 1990.-72 с.
- Трусов В.Л., Филиппов А. С. Этнические стереотипы //Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). -М., 1984. С.3−21.
- Тугутов И.Е. Материальная культура бурят.-Улан-Удэ, 1958. -215с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Педагогика, 1989. С. 136−144,156.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно-полезному труду. М., 1986. — 124 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1988. № 6. — С. 31−41.
- Фельдштейн Д.И. Обращение к читателю //Мир психологии и психология в мире. № 1. — 1995. — С.7−12.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (избранные психологические труды). М., 1995.
- Филатов В.Н. Национальный характер и классовая психология.- В сб. Нации и национальные отношения. -Фрунзе, 1976. С. 216−234.
- Филатов В.Н. О структуре национального самосознания //Известия АН Кир. ССР, 1996. № 6. — С. 62−65.
- Формирование личности в переходный период /Под ред. Дубровиной И. В. м., 1987. — 181 с.
- Формирование направленности личности. Владимир, 1976. -132 с.
- Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. кн-во.1912. -444 с.
- Чудновский В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов школьников //Вопросы психологии. 1968. — № 1.
- Чудновский В.Э. Направленность личности и поведение школьников //Советская педагогика, 1968. № 9. — С. 59−73.
- Чудновский В.Э. Устойчивость личности школьника и некоторые проблемы ее формирования //Советская педагогика, 1973. № 8. -С. 13−24.
- Чудновский В.Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника //Вопросы психологии. 1976. — № 4.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.-208 с.
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. Т. 14. № 5. -1993.-С. 3−11.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированное&trade- от «внешнего» и «внутреннего» //Психологический журнал. Т. 16.-№ 2, 1995. С. 15−25.
- Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М., 1977.
- Шкуленда Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью: Автореф. .канд.психол.наук. Киев, 1980.
- Шлягина Е.Н., Ениколопов В. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., МГУ, 1993.
- Шмелев А.Г., Кондратьева А. С. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания. М., 1983.
- Шпет Г. Введение в этническую психологию. М., 1927.
- Штейнталь JL, Лацарус С. Мысли о народной психологии. -СПб., 1865.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности старшеклассника. -М&bdquo- 3982.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993 — 55 с.
- Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Выпуск 2. -М., 1995.
- Этнопсихологические сюжеты (из отечественного наследия). -М&bdquo- 1992.
- Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М., 1996.
- Ядов В.А. Методология и процедура социологических исследований. Тарту: Изд-во Тартусского гос. ун-та, 1968. — 281 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Якубова З.Ю. Соотношение направленности личности и специальных способностей у старшеклассников: Автореф. канд.психол.наук. -М. 1988.
- Allport G.W. Becoming Basic Considerations for a Psychology of Personality. New-Haren, 1955, p.49.
- Allport G.W. Personality and Social En Counter. N.Y., 1960.
- Altruism and Helping Behavior. Ed by J. Macanlay, L.Berkowits. N.Y., L.1970.
- Erikson E. Children and society. N 4., 1950, 72 p.
- Erikson E. The life Cycle Completed. N.Y., 1982, 232 p.
- Cordon M.M. Can social science help resolve national problems? N.Y., L.1971, 217 p.
- Inkeles A., Levinson B. National Character the study of modal personality and sociocultural systems // Hand book of social Psychology. Cambridge, 1954. V.2.
- Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954, 382 p.
- Mead M. Culture and Commitment. A study of the Generalition Gap. N.Y., 1970,334 р.
- Osgood C.E., Miran M., May W. Cross-Cultural Universals of affective Meaning. Urbana, 1975, 224 p.
- Rogers C.R. Some observations on the organion of personality. Amer.Psychol., v.2, 1947, p.358−368.
- Rogers C.R. On Becoming a Person. A therapists’s view of Psycho-terapy. Boston, 1961.
- Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. San Francisco, 1968.
- Simons S.E. Social assimilation //A.I.S., 1981, vol.6, n.6, p.131−152, vol.7, n.2, p. 128−143.
- Socialization and Society / Ed. By V.Clansen. Boston, 1968, 325 p.
- Tajfel H. Differentiation between social groups. Studies in the social psychology of intergroup relations. London, 1979.
- Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups. In: Intergroup Behavior. Oxford, 1981, p.144−168.