Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально показана тесная связь процесса становления направленности личности с формированием у подростков этнической идентичностипри этом место этнической идентичности в структуре направленности личности изменяется в зависимости от этнической среды, в которой обучаются подростки. Рассмотрена динамика компонентов этнических стереотипов. Установлено, что эмоционально-оценочный компонент… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема направленности личности в психологической литературе
    • 1. 2. Этнопсихологический фактор как предмет психологического исследования
    • 1. 3. Подростковый возраст и проблема этнического самосознания
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Сравнительный анализ направленности личности бурятских и русских подростков
    • 3. 2. Изучение ценностных ориентаций русских и бурятских подростков
    • 3. 3. Элементы этнической идентичности в структуре самосознания личности современного подростка
    • 3. 4. Исследование эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа

Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы определяется огромным значением роли этнопсихологического фактора в жизни современного человека. Межнациональные отношения, вопросы самоопределения наций, взаимодействия, а в некоторых случаях и противопоставления межнациональных интересов, культур, традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами, которые чреваты военными столкновениями, кровавыми разборками, террористическими актами. Проблема сближения наций, воспитания взаимного уважения, доброжелательности, терпимости и взаимопомощи сегодня актуальна как никогда прежде. В этих условиях возрастает роль воспитания у подрастающего поколения определенной направленности личности, которая существенно обусловливает поведение человека.

В проведенных отечественными психологами исследованиях направленности личности (Л.И.Божович, Б. И. Додонов, Т. Е. Конникова, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, Е. М. Никиреев, С. Л. Рубинштейн. Н. И. Рейнвальд, В. Э. Чудновский и др.) не нашел должного отражения вопрос о влиянии на ее становление этнопсихологического фактопа.

Проблема становления этнического самосознания со всей остротой встала перед современной наукой и вследствие глобальных социокультурных изменений, происходящих в России. Между тем, она недостаточно изучалась отечественными психологами. Отсутствие методологической базы, ограниченность эмпирического материала делают особенно актуальным изучение проблематики этнического самосознания, этнической идентификации, этнических стереотипов, психологических факторов возникновения националистических ориентаций. Следует выделить среди них проблему изучения этнических стереотипов: они могут служить психологической почвой для манипулирования массовым сознанием и выработки негативных установок по отношению к представителям других национальностей.

Для продвижения в указанной проблематике существенное значение имеет изучение влияния этнических особенностей на структуру направленности личности в различных этнических группах. Полученные здесь результаты позволят сделать более целенаправленной воспитательную работу как в этнически однородных, так и в многонациональных коллективах.

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное изучение этнопсихологического фактора и его влияния на формирование личности подростка.

Объект исследования — особенности направленности личности подростка.

Предмет исследования — роль этнопсихологического фактора в структуре направленности личности подростка.

В исследовании приняли участие подростки 8−9 классов (всего 405 человек), русской (210) и бурятской (195) национальностей, проживающие в Республике Бурятия и в г. Королев Московской области. Поскольку опыт проведения опросов показывает трудность выделения репрезентативной выборки представителей той или иной нерусской национальностей в пределах России, мы сочли целесообразным осуществлять исследование бурятских подростков как из классов с этнически смешанным составом учащихся, так и из этнически однородных классов национальных школ. Все респонденты — учащиеся старшего подросткового возраста (средний возраст — 15 лет). Это связано с тем, что, согласно литературным данным, направленность личности достаточно отчетливо проявляется лишь у старшего подростка.

Гипотезы исследования:

1. Этнопсихологический фактор является одной из основных составляющих общей структуры направленности личности.

2. Становление направленности личности тесно связано с процессом формирования у подростка этнической идентификации — осознанием себя как представителя определенной этносоциальной группы.

3. Влияние этнопсихологического фактора на становление направленности личности существенно обусловлено содержанием этнических автои гетеростереотипов подростка.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ направленности личности бурятских и русских подростков.

2. Проанализировать психологическое содержание этнических особенностей в структуре ценностных ориентаций современных подростков-представителей разных этнических групп.

3. Рассмотреть особенности процесса этнической идентификации русских и бурятских подростков и его влияние на формирование направленности личности.

4. Раскрыть психологические особенности автои гетеростереотипов у подростков различных этнических групп.

Методы исследования. Для изучения этнопсихологического фактора в структуре направленности личности современного подростка был использован комплекс методов, включавший:

1) теоретический анализ психологической, исторической, педагогической, философской, культурологической, социологической, этнографической и методологической литературы по проблеме исследования;

2) методы экспериментального изучения направленности личности, ценностных ориентаций. этнической идентификации, автои гетеростереотипов: личностный ориентационный опросник В. Смекалы и М. Кучеры для определения направленности личноститест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный А. Гоштаусом, Л. А. Семеновым, В. А. Ядовым и модифицированный Д.А.Леонтьевым) — Диагностический тест отношений Г. У. Кцоевойтест Куна-Макпартленда «Кто Я?», этнопсихологический опросник — специально разработанная нами анкета, включавшая вопросы как закрытого, так и открытого типов, ориентированные на выявление особенностей отношения подростков к различным сферам жизни;

3) метод беседы;

4) наблюдение за поведением учащихся.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием t-критерия Стьюдента, критерия Х-квадрат и коэффициентов корреляций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В диссертации впервые рассмотрены особенности становления направленности личности с учетом этнопсихологического фактора. Результаты исследования позволили дать более дифференцированную характеристику основных видов направленности. Показана обусловленность просоци-альной направленности влиянием некоторых черт национального характера («общинный коллективизм», родовая взаимопомощь, стандарты поведения определенной этнической группы). Выявлены значимые изменения в психическом облике современного подростка, общие для разных этнических групп: «всплеск» индивидуализма, прагматизм, повышение «удельного веса» сугубо личной направленности, которая существенно обусловливает проявления делового мотива.

Экспериментально показана тесная связь процесса становления направленности личности с формированием у подростков этнической идентичностипри этом место этнической идентичности в структуре направленности личности изменяется в зависимости от этнической среды, в которой обучаются подростки. Рассмотрена динамика компонентов этнических стереотипов. Установлено, что эмоционально-оценочный компонент этнического стереотипа более подвержен влиянию этнической среды по сравнению с когнитивным компонентом. Показано, что в этнически однородных классах этническая идентичность более выражена и в большей мере обусловливает процесс становления направленности личности. Для этнически смешанных классов характерны более низкий уровень этнической идентичности, двойственность, неустойчивость этнических ценностей. Вместе с тем. имеет место совпадение основных содержательных характеристик автои гетеростереотипов у русских и бурятских подростков, что благоприятствует позитивному взаимодействию этих этнических групп.

В ходе исследования рассмотрены некоторые негативные тенденции в демографическом положении Бурятии, способствующие процессу деэт-низации, и сформулированы психолого-педагогические рекомендации, обращающие внимание педагога на значимость этнопсихологического фактора в воспитании.

Практическое значение диссертации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке воспитательных программ, направленных на формирование у детей толерантного отношения к представителям других национальностей и гуманистических идеалов, а также при проектировании национальных образовательных программ и рекомендаций по учету этнопсихологического фактора учащихся в работе учителя и школьного психолога.

Выявление в работе особенностей осознания детьми своей этнической принадлежности создает предпосылки для практического построения национального воспитания. Описание качественных характеристик этнической идентичности подростков разных национальностей, обладающих различными культурными особенностями, может лечь в основу эффективной организации процесса межэтнического взаимодействия.

Полученные данные могут быть использованы и при подготовке специальных курсов по этнопсихологии и этнопедагогике.

По результатам исследования написаны психолого-педагогические рекомендации.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена применением адекватного цели, объекту и предмету исследования методического инструментария, достаточно большим объемом выборок, апробацией методик на этапе пилотажного исследования, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики и качественной интерпретацией данных, соотнесением их с результатами других авторов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в шести публикациях автора, материалы и результаты исследования были представлены на республиканской научно-практической конференции «Этнопедагогика: национальное возрождение и пути его решения в школе» (Чебоксары,!997 г.). обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского педагогического университета, на педсоветах школ г. Улан-Удэ Республики Бурятия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основные виды направленности личности имеют более сложное и неоднозначное строение, чем это принято в традиционной отечественной психологии.

2. Принадлежность подростка к той или иной этносоциальной группе является значимым фактором становления направленности личности.

3.Становление направленности личности подростка существенно связано с процессом формирования его этнической идентичности на данном возрастном этапе.

4.Существуют различия в содержании этнических стерео типов подростков, принадлежащих к различным этническим группам, что может заметно сказываться на проявлениях направленности личности.

Структура и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложений и психолого-педагогических рекомендаций. В приложении дано описание использованных в исследовании методик.

Список литературы

включает 232 наименования, в том числе 17 на иностранном языке. Текст диссертации включает 8 таблиц и 10 графиков. Общий объем диссертации (без приложения) составляет 125 страниц.

1. Результаты исследования позволяют скорректировать традиционное для отечественной психологии категорическое разделение направленности личности на просоциальную (позитивную) и сугубо личную (негативную). Проведенный анализ показал, что последняя включает в себя тенденцию к индивидуализации — формированию интереса к собственной личности, своим потребностям и интересам, что является естественным процессом для старшего подросткового возраста.

2. Просоциальная (коллективистическая) направленность личности не является однозначной и во многом обусловлена влиянием черт национального характера («общинный коллективизм», родовая взаимопомощь, стандарты поведения определенной этнической группы), а также «остаточными» явлениями предыдущего возрастного периода (несформированность интереса к собственной личности).

3. Целесообразно более дифференцированно характеризовать деловую направленность: а) деловая направленность, включающая в себя мотивы реализации интересов коллективаб) деловая направленность, в которой отчетливо выступает связь делового мотива с личными интересами.

4. Получены данные о значительных изменениях в психическом облике подростка (по сравнению с результатами исследований, полученными в начале 80-х годов). Для современных подростков разных этнических групп характерны «всплеск» индивидуализма, прагматизма, повышение «удельного веса» сугубо личной направленности. Произошли изменения в структуре деловой направленности, в которой стали более отчетливо выступать личные мотивы. При этом данная тенденция более ярко выступает у подростков русских, чем бурятских групп.

II. Об особенностях процесса этнической идентификации у современных подростков.

1. Экспериментальные показатели (условная «мера» этнической идентичности, ее сила и степень выраженности, а также «диагностический коэффициент», отражающий направленность этнического стереотипа) свидетельствуют о тесной связи становления направленности личности с процессом формирования этнической идентичности.

2. Этнические характеристики занимают значимое место в структуре самокатегоризации испытуемых разных этнических выборок.

3. Место этнической идентичности в структуре направленности личности варьируется в зависимости от этнической среды, в которой обучаются подростки.

4. Выявлена динамика компонентов этнических стереотипов: более устойчивым к внешним проявлениям оказался когнитивный компонент этнического стереотипа по сравнению с эмоционально-оценочным компонентом. Последний более подвержен влиянию этнической среды.

III. О специфике влияния этнопсихологического фактора на становление направленности личности в этнически однородных и этнически смешанных группах подростков.

1. Экспериментальные данные показали, что этнические ориентации могут иметь больший или меньший «удельный вес», а в некоторых случаях — занимать доминирующее положение в системе направленности личности.

2. Этническая идентичность более выражена в этнически однородных классах: этнические ориентации этих подростков более глубоко проникают в механизм формирования направленности личности, они более остро воспринимают национальные аспекты окружающей их среды.

3. Для этвически смешанных групп характерны более низкий уровень этнической идентичности, некоторая маргинальность, двойственность, неустойчивость этнических ценностей.

4. Вместе с тем, выявлено совпадение основных содержательных характеристик автои гетеростереотипов у русских и бурятских подростков, что является благоприятным условием гармонизации отношений и позитивного взаимодействия этих этнических групп.

Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу о существенном влиянии этнопсихологического фактора на становление направленности личности современного подростка. В зависимости от условий среды этнопсихологический фактор может занимать различное место в структуре направленности личности. Абсолютизация этого фактора, его формирование в системе мотивов может приводить к возникновению ряда негативных тенденций в структуре направленности личности.

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые психолого-педагогические рекомендации для студентов педвузов, учителей, воспитателей и школьных психологов бурятских школ.

1. Демографическая ситуация в Бурятии имеет ряд негативных тенденций, способствующих ее деэтнизации. Одной из них является игнорирование в воспитательной работе с учащимися этнопсихологического фактора. Обучение и воспитание здесь, как и во всей системе отечественного образования, было ориентировано на формирование усредненной унифицированной личности без учета особенностей жизни и национальной культуры данного этноса. Между тем, национальная школа может и должна быть мощным фактором трансляции национальной культуры и общечеловеческих ценностей, формирующих индивидуальное сознание подростков.

2. Следует учитывать потенциальные возможности этнопсихологического фактора в формировании позитивной направленности личности: некоторые национальные традиции, стандарты поведения данного этноса могут способствовать воспитанию просоциальной направленности.

3. Воспитательную работу в школе необходимо строить на основе взаимовлияния трех факторов национальных традиций и особенностей национального характера данного этноса, лучших образцов русской культуры, общечеловеческих ценностей.

4. Иметь в виду неоднозначность влияния этнопсихологического фактора. Абсолютизация его значимости приводит к преобладанию в структуре направленности личности националистических, шовинистических и иных негативных тенденций.

5. Недооценка роли данного фактора имеет своим следствием некоторую маргинальность, низкий уровень этнической идентичности.

6. Как показали результаты проведенного исследования, целесообразно осуществлять дифференцированный подход к учащимся и делать некоторые акценты при организации воспитательной работы с подростками разных этнических групп: а) подростки из этнически однородных классов характеризуются более выраженным стремлением к этнической идентичностиони более остро воспринимают все национальное. В работе с ними необходимо поддержать это стремление, обращая, вместе с тем, внимание учащихся на позитивные качества других этносов (формирование позитивного ге-теростереотипа) и на культивирование общих, межэтнических качеств личности. б) подростки из этнически смешанных классов характеризуются более низким уровнем этнической идентичности, неустойчивостью этнических ценностей. В работе с ними следует делать больший акцент на формировании позитивного гетеростереотипа коренного этноса, уделить внимание культивированию общих межэтнических качеств, а также национальным ценностям русского этноса. в) в однородных группах некоренной национальности (русские классы в Бурятии) целесообразно делать акцент на культивировании общих межэтнических качеств, а также ценностей бурятского этноса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время существует известный параллелизм: работы по этнопсихологии, с одной стороны, и по возрастной и педагогической психологии с другой — явно недостаточно связаны между собой. Данная диссертация выполнена на «стыке» этих отраслей психологии.

Проведенное исследование, как нам представляется, свидетельствует о значимости изучения этнопсихологического фактора и его роли в становлении личности взрослеющего человека.

Для исследования была выбрана одна из основных характеристик личности — ее направленность. В ходе работы мы убедились в том, что изучение процесса формирования личности без учета этнопсихологического аспекта является упрощенным и не дает полной картины этого процесса. Стало ясно, что этнопсихологический фактор — одна из «составляющих» направленности личности. Он является сложным образованием. в котором тесно переплетены психологические и социально-исторические тенденции. Вследствие этого при рассмотрении данной проблемы мы не могли не учитывать особенности демографической ситуации в Бурятии, включающей в себя ряд негативных тенденций, которые способствуют деэтнизации населения республики. В этой связи особенно актуальным является изучение процесса этнической идентичности и ее места в структуре направленности личности.

Как показали результаты исследования, специфика работы школ Бурятии (наличие этнически однородных классов бурятских и русских подростков, а также этнически смешанных классов) требует дифференцированного подхода к воспитанию подростков разных этнических групп. Исследование показало также, что национальная школа является мощным транслятором национальной культуры, существенно влияет на процесс этнической идентификации и на формирование направленности личности в целом. В ходе работы мы получили данные о существенных изменениях в проявлениях направленности личности современных подростков. Коренные перемены, произошедшие в обществе, привели к росту индивидуализма и прагматизма подростков, при этом данный процесс оказался более выраженным среди русских подростков Подмосковья и в меньшей степени — среди подростков однородных бурятских классов.

Мы понимаем, что в диссертации удалось рассмотреть лишь некоторые тенденции сложного процесса взаимодействия этнических и конкретно-психологических факторов (в частности, этнических данных и таких феноменов как «индивидуализм», «сугубо личная направленность», «просоциальная направленность». Вместе с тем, на наш взгляд, полученные данные могут помочь в работе как по гармонизации этнических отношений (формирование позитивных автои гетеростереотипов), так и формированию личности, сочетающей в себе сугубо личные и просоци-альные мотивы поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., Наука, 1980.-334с.i 2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., МГУ, 1983.-144 с.
  2. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии. 1985, № 3. С. 135−140.
  3. .Г. Человек как предмет познания //Ананьев В. Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1950. — С.16−179.
  4. .Г. Человек как предмет воспитания. Л., 1968. — 339 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1988.
  6. А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. Т.2. -М., 1982.
  7. С.А. Об условности понятия этнопсихологии //Советская этнография, 1983, № 4. С.3−13.
  8. Ю.В. Нация и ее психологический склад. М., 1976.
  9. Ю.В., Дробижева J1.M. Советский образ жизни: общее и национально-особенное //Советская этнография., 1976, № 3. С. 10−23.1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976.-146 с.
  10. И.И. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным составом учащихся: Автореф. .канд.пед. наук.-М., 1968.
  11. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — с. 191.
  12. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 187с.
  13. Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Наука, 1973. — 14 с.
  14. С.П. Родословные предсказания и легенды бурят. -Улан-Удэ, 1970. 363 с.
  15. В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -Улан-Удэ, 1971. 78 с.
  16. .Б. Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности. Верхнеудинск, 1927. — 16 с
  17. С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1982.-207 с.
  18. К.Д. Семья и брак у бурят (II половина XIX начало XX века). — Новосибирск. Наука, 1980. — 223 с.
  19. Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
  20. Р. Развитие «Я» концепции воспитания. — М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. МГУ, 1982.- 199 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Изд-во АПН, 1968. С. 174,294,322,325,337−338.
  23. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. -1976, № 6. С. 45−53.
  24. Л.И., Благонадежина Л. В. Формирование личности в коллективе //Вопросы психологии. 1967, № 3.
  25. П.П. О национальном воспитании. М., 1915.
  26. А.О. Основы этнической психологии: Учебное пособие. СПб, 1991.
  27. А.О., Павленко В. Н. Этническая психология. -СПб, 1994.
  28. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб., 1992.
  29. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
  30. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  31. Ю.В. Этнические процессы в современном мире. -М., 1987.
  32. В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета. отношений, понимания. Автореф.. докт.психол.наук.1. СПб., 1996.
  33. Ш. Что такое пубертатный период? //Педология юности. -М.-Л.: Учпедгиз, 1931. -С.75−94.
  34. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967, — 196 с.
  35. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. — 137 с.
  36. Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1922. — 30 с.
  37. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 375 с.
  38. Н.В. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания. //Мир психологии и психология в мире. 1995, № 1.
  39. JT.C. Собр.сочинений: В 6 Т. М.: Педагогика, 1984.1. Т.4.
  40. JI.C. Педология подростка. Избранные главы. -Собр. соч. В 6-ти Т., Т. 4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. -М., 1984. -С. 385.
  41. В. Проблемы психологии народов. М., 1912. — 387 с.
  42. К.В. Очерки культуры и быта бурят. Л.:Наука, 1969−218 с. v 45. Гаврилова Т. А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста. //Психологический журнал, 1984, № 1.
  43. Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) //Духовная культура и этническое самосознание наций. Выпуск 1. — М., 1990. — С.57−83
  44. Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциального исследования в г. Москве). Дисс.. канд.психол.наук. М., 1993.
  45. Г. Национальные образы мира. М., 1988.
  46. А. Педология раннего возраста. М.: Учпедгиз, 1932. -196 с.
  47. П.И. Национальный характер: мифы и реальность. -Киев: Вища школа, 1984. 152 с.
  48. Г. М. и др. Математические методы в современной психологии: статистика, разработка, применение. М., 1995.
  49. А. И, Некоторые моменты социально-психологической характеристики нации. М., 1975.
  50. A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков. Автореф. .канд.психол.наук. -М., 1996.
  51. JI.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.
  52. Н.И. Направленность личности и рефлексивные ожидания. // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитательного обучения. М.: Педагогика, 1986.
  53. В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности и индивидуальности в детском возрасте /Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: Педагогика, 1980. — 162 с.
  54. С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации. Автореф. .канд.социол.наук, — М., 1992.
  55. А.Ф. К методологии исследований, национальнопсихологических проблем. //Советская этнография., 1983, № 2. С.62−74.
  56. А.Ф. Национальная и интернациональная формы социального бытия личности. Автореф. .докт.филос.наук. М., 1977. -45 с.
  57. X., Фрайда Н. Национальный характер и национальные стереотипы. В кн. Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. -С.116−122.
  58. Н. Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата Л 971.-302 с.
  59. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости /Проблемы личности. М., 1969. — С.450−458.
  60. .И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии, 1973. № 5.
  61. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1972. № 2. — С.2 9.
  62. О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. JI., 1982.
  63. Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки //Советская этнография, 1983, № 4. С.63−67.
  64. Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.
  65. Л.М., Кузнецов И. М., Кцоева Г. У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований //Психологический журнал. -1988, Т.9. № 3. — С.26−34.
  66. Л.М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства //Этничность и власть в полиэтнических государствах. Материалы международной конференции. М., 1994. — С.71−85.
  67. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — 206 с.
  68. И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 15−17 лет. М.: Педагогика, 1988. — 204 с.
  69. .С. Бурятские народные сказки. М.: Современник,^.-382 с.
  70. .А. Актуальные проблемы этнической психологии //Психологический журнал, 1981. Т.2. — № 5. — С.42−53.
  71. Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1991, вып. 2.
  72. И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка: Автореф. .канд.психол.наук. -М., 1994.
  73. Л.Ф. Проблемы направленности личности в советской психологии //Вопросы психологии, 1972, № 5. С. 157−161.
  74. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности человека //Вопросы психологии, 1989, № 6.
  75. А.В. Генезис самооценки: Автореф. .докт.психол.наук. М., 1989.
  76. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
  77. В.А. Психология отношения и личности учащихся. Казань, 1992. — 154 с.
  78. О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодежи //Психология личности и образ жизни. М.: Нау-ка, 1987. — С.30−33.
  79. А.А. Особенности этнического самосознания подростков: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1995.
  80. Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  81. С.Б. Маргинальность как проблема социологии: Автореф. канд.социол.наук. СПб., 1994.
  82. М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности (у детей младшего школьного возраста): Автореф. .канд.психол.наук. М., 1975. — 24 с.
  83. В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и юношеском школьном возрасте: Учебное пособие. Орехово, 1992.
  84. В.П. Влияние направленности личности на самообразование старшеклассников //Формирование направленности личности. -Владимир: Изд-во Владимирского гос.пед.института, 1976.
  85. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Прогресс, 1991.-317 с.
  86. А.Г. Психология личности. М.-Просвещение, 1970. -391 с.
  87. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л., ЛГУ, 1990, Т.2.
  88. В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии //Советская этнография. 1983. — № 2. — С.74−86.
  89. В.Н., Шелепов Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования //Советская этнография. 1973. — № 2. — С.69−87.
  90. Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология. Под ред.Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. -С. 122−159.
  91. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 269 с.
  92. Кон И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. -Л., 1988. 252 с.
  93. Кон И. С. Нужна помощь психологов //Советская этнография, 1987, № 7. С.75−78.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  95. Р. Этничность и государство в современном мире //Этнические процессы в СССР и США. Материалы советско-американского симпозиума. -М., 1986. С.21−36.
  96. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф. .докт.психол.наук. JI., 1970. — 57 с.
  97. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов: Автореф. .канд.ист.наук. М., 1965. — 16 с.
  98. А.П. Трудный возраст. М.: Просвещение, 1966. -160 с.
  99. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология: Учебное пособие. В 2-х частях.-М. 1992.
  100. И.М. Методологические проблемы этнопсихологических исследований //Вопросы философии, 1985. С. 157−162.
  101. Н.В. Формирование педагогической направленности у студентов в процессе изучения педагогики и психологии //Ученые записки. Л., ЛГУ, 1957. — № 224, выпуск II. — С. 139−149.
  102. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореф. канд.психол.наук. М., 1985. — 24 с.
  103. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов //Психологический журнал. -1986. -Т.1. № 2. — С. 41−51.
  104. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. С. 36.
  105. Н.Д. Направленность личности подростка: Учебное пособие для пед. ин-тов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1964.- 478 с.
  106. Г. Психология народов и масс. СПб., 1986.
  107. В.П. Обыденное этническое сознание как регулятор межнациональных отношений //Обыденное сознание и идеологическая работа. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Часть 1. Кострома, 1990. -С.51−52.
  108. А.А. Национальная психология и этническая психология //Советская этнография. 1983. — № 2. — С.80−82.
  109. А.А. Личность как историко-этническая категория //Советская этнография, 1981. № 3. — С.11−120.
  110. А.Н. Проблемы развития психики. М.:МГУ, 1981.584 с.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 506 с.
  112. Личность и труд /Под ред.К. К. Платонова.- М.: Мысль, 1965. -365 с.
  113. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М&bdquo- 1992.
  114. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  115. С.В. Метаморфозы традиционного сознания: опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. — С.66.
  116. Н.И. Направленность личности и проблемы ее воспитания: Автореф. канд.психол.наук. М., 1970. — 23 с.
  117. Н.И., Платонов К. К. Об изучении направленности личности рабочего. В кн. Материалы научной конференции по вопросам психологии. — Ташкент, 1964.
  118. А.С. О воспитании /Сост.В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. — С.29−30.
  119. Ю.П. Направленность личности школьника.1. Пермь, 1985.-73 с.
  120. B.C. Структура личности. Пермь, 1990. — 107 с.
  121. Методические рекомендации по изучению направленности личности учащегося и учебного коллектива в средних специальных учебных заведениях. Киев, 1987.
  122. Мид Маргаред. Культура и мир детства: Избранные произведения /Под ред. И. С. Кон. М., 1988. — 429 с.
  123. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  124. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал. -Т. 15, № 3, 1994. С.42−49.
  125. В.Н. Социальная психология и психология отношений. М., 1965.
  126. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  127. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987. -361с.
  128. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. -Киев, 1990.-24 с.
  129. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков //Изучение мотивации детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -С.148,199,201,229,238.
  130. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростка //Вопросы психологии. -1968. № 5.
  131. М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности //Вопросы психологии, 1983. № 1.
  132. Некоторые проблемы мотивации общественно-полезной деятельности старшеклассников /Под ред. Никереева Е. М. М., 1975. — 43 с.
  133. Е.М. О системном подходе в изучении мотивацион-ной сферы личности //Тезисы науч. сообщества сов.психологов к XXII Межд. психологическому конгрессу. М., 1981. — 4.4. — С.435−436.
  134. Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности //Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя: межвуз. сб. научных трудов. -МГПИ им. В. И. Ленина /Под ред. П. А. Просецкого. М&bdquo- 1982. — С. 18−30.
  135. Общая психодиагностика. — М.: МГУ, 1987. 304 с.
  136. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. .докт.психол.наук. М., 1959. — 32 с.
  137. В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992.
  138. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. — 207 с.
  139. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-526 с.
  140. К.К. Система психологии и теория отражения. -М., 1982.
  141. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255 с.
  142. Ю.П., Почебут Л. Н. Этническая социальная психология: Учебное пособие. СПб., 1993.
  143. .Ф. Принципы социально-этнической психологии. -М.: Наука, 1964. 11 с.
  144. Практикум по психодиагностике. М., 1990.
  145. Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. Новосибирск, 1988.
  146. Психологические и психофизические особенности студентов /Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977. — 296 с.
  147. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред.А.Коосовски, Х. Кюна и др. М.: Педагогика, 1981.-224 с.
  148. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М., 1990. -166 с.
  149. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  150. Рабочая книга социолога. М., 1982.
  151. Ю.Б. Проблема исторического фактора в возрождения бурятской нации //Вопросы методологии и истории наций и национальных отношений в регионе Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1993. — 42 с.
  152. Н.И. Психология личности. М., 1987.-151 с.
  153. Романова O. J1. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф.. канд.психол.наук. М., 1994.
  154. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М., 1946.
  155. C.JI. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности //Вопросы психологии, 1957. С.30−38.
  156. C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. -354 с.
  157. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
  158. Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход/Пер. с англ. М.- Финансы и статистика, 1982. -188 с.
  159. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. -JL: Наука, 1979. 264 с.
  160. Э.В. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателей в ВУЗе: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1991.
  161. JI.C. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений //Вопросы психологии личности школьника. М. Л 961.
  162. В.П. Темперамент, характер, личность. М., 1984.
  163. И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей //Советская этнография.1982. № 1.
  164. Г. У. Установочные образования в этноконтактной ситуации //Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990.-Вып. 1.-С.221−240.
  165. Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования //Психологический журнал. Т. 13. № 4. -1982. -С.33−44.
  166. B.C. Соч. в 2-х томах. Философская публицисти-ка.Т.1.-М., 1989.-688 с.
  167. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. //Психологический журнал. Т. 15. № 1. -1997.
  168. Г. В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. В кн.: Социальная психология и общественная практика /Отв. ред. Морохова Е. В. — М., 1985.- 233 с.
  169. Г. В. О предметной области этнопсихологии //Советская этнография. 1983. — № 3. — С. 104−111.
  170. В.Г. Индивидуальный подход к трудным подросткам. М&bdquo- 1994.
  171. Ф.Г. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и темперамента подростков: Автореф. .канд.психол.наук. М., 1988.
  172. Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта. В кн. Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.
  173. В.Jl. О воспитании. М., 1963.
  174. .М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. -Т.1.388 с.
  175. В.Л. Современные психологические теории личности. -Л. ЛГУ. 1990.-72 с.
  176. В.Л., Филиппов А. С. Этнические стереотипы //Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). -М., 1984. С.3−21.
  177. И.Е. Материальная культура бурят.-Улан-Удэ, 1958. -215с.
  178. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  179. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  180. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Педагогика, 1989. С. 136−144,156.
  181. Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно-полезному труду. М., 1986. — 124 с.
  182. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии, 1988. № 6. — С. 31−41.
  183. Д.И. Обращение к читателю //Мир психологии и психология в мире. № 1. — 1995. — С.7−12.
  184. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (избранные психологические труды). М., 1995.
  185. В.Н. Национальный характер и классовая психология.- В сб. Нации и национальные отношения. -Фрунзе, 1976. С. 216−234.
  186. В.Н. О структуре национального самосознания //Известия АН Кир. ССР, 1996. № 6. — С. 62−65.
  187. Формирование личности в переходный период /Под ред. Дубровиной И. В. м., 1987. — 181 с.
  188. Формирование направленности личности. Владимир, 1976. -132 с.
  189. Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. М.: Моск. кн-во.1912. -444 с.
  190. В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов школьников //Вопросы психологии. 1968. — № 1.
  191. В.Э. Направленность личности и поведение школьников //Советская педагогика, 1968. № 9. — С. 59−73.
  192. В.Э. Устойчивость личности школьника и некоторые проблемы ее формирования //Советская педагогика, 1973. № 8. -С. 13−24.
  193. В.Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника //Вопросы психологии. 1976. — № 4.
  194. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  195. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. Т. 14. № 5. -1993.-С. 3−11.
  196. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированное&trade- от «внешнего» и «внутреннего» //Психологический журнал. Т. 16.-№ 2, 1995. С. 15−25.
  197. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М., 1977.
  198. Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью: Автореф. .канд.психол.наук. Киев, 1980.
  199. Е.Н., Ениколопов В. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., МГУ, 1993.
  200. А.Г., Кондратьева А. С. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания. М., 1983.
  201. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927.
  202. Штейнталь JL, Лацарус С. Мысли о народной психологии. -СПб., 1865.
  203. Е.А. Психологические особенности старшеклассника. -М&bdquo- 3982.
  204. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  205. Э. Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993 — 55 с.
  206. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Выпуск 2. -М., 1995.
  207. Этнопсихологические сюжеты (из отечественного наследия). -М&bdquo- 1992.
  208. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М., 1996.
  209. В.А. Методология и процедура социологических исследований. Тарту: Изд-во Тартусского гос. ун-та, 1968. — 281 с.
  210. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  211. З.Ю. Соотношение направленности личности и специальных способностей у старшеклассников: Автореф. канд.психол.наук. -М. 1988.
  212. Allport G.W. Becoming Basic Considerations for a Psychology of Personality. New-Haren, 1955, p.49.
  213. Allport G.W. Personality and Social En Counter. N.Y., 1960.
  214. Altruism and Helping Behavior. Ed by J. Macanlay, L.Berkowits. N.Y., L.1970.
  215. Erikson E. Children and society. N 4., 1950, 72 p.
  216. Erikson E. The life Cycle Completed. N.Y., 1982, 232 p.
  217. Cordon M.M. Can social science help resolve national problems? N.Y., L.1971, 217 p.
  218. Inkeles A., Levinson B. National Character the study of modal personality and sociocultural systems // Hand book of social Psychology. Cambridge, 1954. V.2.
  219. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954, 382 p.
  220. Mead M. Culture and Commitment. A study of the Generalition Gap. N.Y., 1970,334 р.
  221. Osgood C.E., Miran M., May W. Cross-Cultural Universals of affective Meaning. Urbana, 1975, 224 p.
  222. Rogers C.R. Some observations on the organion of personality. Amer.Psychol., v.2, 1947, p.358−368.
  223. Rogers C.R. On Becoming a Person. A therapists’s view of Psycho-terapy. Boston, 1961.
  224. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. San Francisco, 1968.
  225. Simons S.E. Social assimilation //A.I.S., 1981, vol.6, n.6, p.131−152, vol.7, n.2, p. 128−143.
  226. Socialization and Society / Ed. By V.Clansen. Boston, 1968, 325 p.
  227. Tajfel H. Differentiation between social groups. Studies in the social psychology of intergroup relations. London, 1979.
  228. Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups. In: Intergroup Behavior. Oxford, 1981, p.144−168.
Заполнить форму текущей работой