Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системный анализ трудовой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Попытки применения системного подхода при решении конкретных прикладных задач привели к появлению ряда концептуальных схем изучения деятельности, разработке некоторых требований к методам, формированию новых понятий и т. д. Так, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев, развивая концепцию психофизиологического исследования деятельности оператора, сформулировали функциональную гипотезу изучения… Читать ещё >

Системный анализ трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ трудовой деятельности предполагает изучение и рассмотрение деятельности, основанные на ее расчленении на составные части, определении входящих в нее элементов, разборе ее основных свойств. Наиболее разработанной методикой системного анализа трудовой деятельности считается методика, предложенная В. Д. Шадриковым. Она опирается на методологию системного подхода и предусматривает проведение анализа трудовой деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности, выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются «операторы»); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК). При этом должна рассматриваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными действиями, их значимость и вес.

На уровне информационного анализа выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации). Выявляются признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. п.

На психофизиологическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств, производятся выделение и анализ мотивации, целей и трудовых установок, выделение критериев достижения (или недостижения) цели, предпочтительных целей, самой программы достижения цели и т. п.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Так, например, Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности:

— нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…);

морфологический уровень — структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, объединенные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;

— функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

В. Д. Шадриков, рассматривая трудовую деятельность как систему, выделяет следующие уровни ее анализа:

  • — уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру);
  • — уровень действий («действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели»);
  • — уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов);
  • — уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия.

Попытки применения системного подхода при решении конкретных прикладных задач привели к появлению ряда концептуальных схем изучения деятельности, разработке некоторых требований к методам, формированию новых понятий и т. д. Так, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев, развивая концепцию психофизиологического исследования деятельности оператора, сформулировали функциональную гипотезу изучения профессиональной деятельности для решения задач инженерной психологии. В рамках этой гипотезы деятельность включает в себя четыре компонента: интенциональный, операциональный, активационно-регуляторный и базовый. Между данными компонентами существует тесная связь, но каждый из них отличается от других.

В качестве основной функциональной единицы данной гипотезы рассматривается действие. Структура деятельности раскрывается через логическую «композиционно-временную организацию» действий, а действия — через организацию операций. Выделяют следующие критерии психологического содержания действий и их структуры:

  • 1) характер задачи (содержание задачи с точки зрения соотношения между объективно заданными путями достижения цели и имеющимися в концептуальной модели оператора средств ее решения);
  • 2) содержание технологических операций, «отразившихся в сознании оператора» ;
  • 3) комплекс объективных характеристик, которые можно зарегистрировать в процессе деятельности.

Для осуществления структурно-функционального анализа «одноконтурного процесса осознанного регулирования сенсомоторной деятельности в конкретных видах труда» О. А. Конопкин построил общую принципиальную модель, отражающую внутреннюю функциональную структуру процесса саморегуляции, и выделил следующие компоненты данной структуры: принятая субъектом цель деятельности — «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности деятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы» .

Автор данной концептуальной схемы определяет специфические функции выделенных звеньев и связи между ними в целостном процессе регуляции. Цель деятельности определяется как системообразующая функция, так как «именно цель деятельности — в том ее виде, как она понята и принята субъектом, — определяет не только общую осознаваемую направленность деятельности, но в результате этого и многие особенности конкретной реализации других отдельных звеньев процесса саморегулирования» .

В свою очередь А. А. Крылов раскрывает динамическую картину функционирования информационных процессов на основе реализации системного подхода. Исходя из «концепции включения» (включение новых информационных процессов в текущий процесс), он предлагает систему частных принципов организации информационных процессов применительно к деятельности оператора. К этим принципам относятся совместимость, динамизм структуры, актуализация информационных функций и др. П. П. Ерастов выделяет ряд методических путей решения проблемы рациональной организации труда на основе метода «структурно-психологического анализа» деятельности. Он разграничивает подходы к деятельности как к объекту и как к предмету исследования, предлагая общую схему рассмотрения деятельности: «внешние действия — внутренние условия — характер деятельности — результаты деятельности» .

Следует отметить, что Г. В. Суходольский выделил три основных требования к психологическому изучению профессиональной деятельности:

  • — первое — это требование психологической адекватности описания содержания, обусловленное выделением взаимосвязей предметной, орудийной и процессуальной сторон конкретной деятельности;
  • — второе — полнота психологического отображения реальной действительности, обеспечиваемая включением в описание следующих характеристик: 1) морфологии (состав и структура внешнего и внутреннего планов деятельности); 2) системы мотивов и функций, раскрывающей цели и результаты деятельности; 3) динамики развития и функционирования деятельности и ее подсистем в их взаимосвязи; 4) особенностей существования форм и компонентов деятельности; 5) целостных и парциальных характеристик, определяющих специфику этих форм и разнообразие деятельностей;
  • — третье — требование конструктивности описания деятельности, структурирование определенной последовательности описания действий и операций.

Таким образом, для современного развития психологической науки характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач. Методическими средствами реализации системного подхода при анализе профессиональной деятельности служат основные принципы и методы, не только разработанные в последние десятилетия, но и выдвинутые отечественными психотехниками.

Развитые в последние десятилетия теоретические концепции о психической деятельности, формировании, развитии, изменении и особенностях различных психических процессов, а также более совершенные регистрационные методы фиксации психических и психофизиологических процессов и системно-структурные методы их анализа позволили углубить психологический анализ профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в современной психологии сложилось методологическое направление развития подходов к психологическому изучению профессиональной деятельности, которое ориентирует на разработку системного исследования профессиональной деятельности; методические средства исследования и анализа профессиональной деятельности. Накоплено уже много удачных методических приемов, рационализаторских усовершенствований к методам.

Дальнейшая разработка методов системного анализа трудовой деятельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально важных качеств работника (структурограмма). Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией труда новые перспективы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой