Системный анализ трудовой деятельности
Попытки применения системного подхода при решении конкретных прикладных задач привели к появлению ряда концептуальных схем изучения деятельности, разработке некоторых требований к методам, формированию новых понятий и т. д. Так, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев, развивая концепцию психофизиологического исследования деятельности оператора, сформулировали функциональную гипотезу изучения… Читать ещё >
Системный анализ трудовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ трудовой деятельности предполагает изучение и рассмотрение деятельности, основанные на ее расчленении на составные части, определении входящих в нее элементов, разборе ее основных свойств. Наиболее разработанной методикой системного анализа трудовой деятельности считается методика, предложенная В. Д. Шадриковым. Она опирается на методологию системного подхода и предусматривает проведение анализа трудовой деятельности на нескольких уровнях.
Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.
На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности, выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются «операторы»); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК). При этом должна рассматриваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий.
На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными действиями, их значимость и вес.
На уровне информационного анализа выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации). Выявляются признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. п.
На психофизиологическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов.
Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств, производятся выделение и анализ мотивации, целей и трудовых установок, выделение критериев достижения (или недостижения) цели, предпочтительных целей, самой программы достижения цели и т. п.
В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Так, например, Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности:
— нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…);
морфологический уровень — структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, объединенные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;
— функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).
В. Д. Шадриков, рассматривая трудовую деятельность как систему, выделяет следующие уровни ее анализа:
- — уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру);
- — уровень действий («действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели»);
- — уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов);
- — уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия.
Попытки применения системного подхода при решении конкретных прикладных задач привели к появлению ряда концептуальных схем изучения деятельности, разработке некоторых требований к методам, формированию новых понятий и т. д. Так, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев, развивая концепцию психофизиологического исследования деятельности оператора, сформулировали функциональную гипотезу изучения профессиональной деятельности для решения задач инженерной психологии. В рамках этой гипотезы деятельность включает в себя четыре компонента: интенциональный, операциональный, активационно-регуляторный и базовый. Между данными компонентами существует тесная связь, но каждый из них отличается от других.
В качестве основной функциональной единицы данной гипотезы рассматривается действие. Структура деятельности раскрывается через логическую «композиционно-временную организацию» действий, а действия — через организацию операций. Выделяют следующие критерии психологического содержания действий и их структуры:
- 1) характер задачи (содержание задачи с точки зрения соотношения между объективно заданными путями достижения цели и имеющимися в концептуальной модели оператора средств ее решения);
- 2) содержание технологических операций, «отразившихся в сознании оператора» ;
- 3) комплекс объективных характеристик, которые можно зарегистрировать в процессе деятельности.
Для осуществления структурно-функционального анализа «одноконтурного процесса осознанного регулирования сенсомоторной деятельности в конкретных видах труда» О. А. Конопкин построил общую принципиальную модель, отражающую внутреннюю функциональную структуру процесса саморегуляции, и выделил следующие компоненты данной структуры: принятая субъектом цель деятельности — «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности деятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы» .
Автор данной концептуальной схемы определяет специфические функции выделенных звеньев и связи между ними в целостном процессе регуляции. Цель деятельности определяется как системообразующая функция, так как «именно цель деятельности — в том ее виде, как она понята и принята субъектом, — определяет не только общую осознаваемую направленность деятельности, но в результате этого и многие особенности конкретной реализации других отдельных звеньев процесса саморегулирования» .
В свою очередь А. А. Крылов раскрывает динамическую картину функционирования информационных процессов на основе реализации системного подхода. Исходя из «концепции включения» (включение новых информационных процессов в текущий процесс), он предлагает систему частных принципов организации информационных процессов применительно к деятельности оператора. К этим принципам относятся совместимость, динамизм структуры, актуализация информационных функций и др. П. П. Ерастов выделяет ряд методических путей решения проблемы рациональной организации труда на основе метода «структурно-психологического анализа» деятельности. Он разграничивает подходы к деятельности как к объекту и как к предмету исследования, предлагая общую схему рассмотрения деятельности: «внешние действия — внутренние условия — характер деятельности — результаты деятельности» .
Следует отметить, что Г. В. Суходольский выделил три основных требования к психологическому изучению профессиональной деятельности:
- — первое — это требование психологической адекватности описания содержания, обусловленное выделением взаимосвязей предметной, орудийной и процессуальной сторон конкретной деятельности;
- — второе — полнота психологического отображения реальной действительности, обеспечиваемая включением в описание следующих характеристик: 1) морфологии (состав и структура внешнего и внутреннего планов деятельности); 2) системы мотивов и функций, раскрывающей цели и результаты деятельности; 3) динамики развития и функционирования деятельности и ее подсистем в их взаимосвязи; 4) особенностей существования форм и компонентов деятельности; 5) целостных и парциальных характеристик, определяющих специфику этих форм и разнообразие деятельностей;
- — третье — требование конструктивности описания деятельности, структурирование определенной последовательности описания действий и операций.
Таким образом, для современного развития психологической науки характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач. Методическими средствами реализации системного подхода при анализе профессиональной деятельности служат основные принципы и методы, не только разработанные в последние десятилетия, но и выдвинутые отечественными психотехниками.
Развитые в последние десятилетия теоретические концепции о психической деятельности, формировании, развитии, изменении и особенностях различных психических процессов, а также более совершенные регистрационные методы фиксации психических и психофизиологических процессов и системно-структурные методы их анализа позволили углубить психологический анализ профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в современной психологии сложилось методологическое направление развития подходов к психологическому изучению профессиональной деятельности, которое ориентирует на разработку системного исследования профессиональной деятельности; методические средства исследования и анализа профессиональной деятельности. Накоплено уже много удачных методических приемов, рационализаторских усовершенствований к методам.
Дальнейшая разработка методов системного анализа трудовой деятельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально важных качеств работника (структурограмма). Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией труда новые перспективы.