Подготовка и проведение игры в учебном процессе
Обеспечение динамики групповой самоорганизации — от пассивного реагирования к самостоятельной постановке групповых целей и их реализации; Установление определенного порядка, обеспечивающего принятие участниками правил игры и применение санкций к нарушителям этих правил; Создание соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами (подгруппами) и участниками; 1] См.: Базаров Т… Читать ещё >
Подготовка и проведение игры в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Благодаря своим широким возможностям игра может быть включена в процесс обучения на различных этапах реализации учебных программ для достижения разных целей. Отметим дополнительные, к уже обсужденным выше, особенности игры как метода обучения[1].
Во-первых, игра открывает возможность моделирования существенных аспектов практической деятельности людей в режиме как реального, так и свернутого (игрового) времени. Участники могут не только познакомиться с определенным набором модельных, чаще всего типичных ситуаций, но и апробировать различные способы поведения в них, а также приобрести опыт эмоциональных переживаний. Пожалуй, игра, как ни один другой метод обучения, позволяет создать целостный процесс совместной деятельности людей, развивающийся по собственным законам. Это делает ее незаменимым средством повышения социально-психологической компетентности участников.
Во-вторых, в определенных ситуациях игра позволяет создавать условные (игровые) и вполне реальные дилеммы этического характера, в которых участникам необходимо сделать моральный выбор.
В-третьих, нельзя забывать и о диагностических возможностях игры, которые открываются благодаря тому, что каждый участник реализует свое особое отношение к окружающему миру и особую субъективную деятельность. Это обеспечивается такими характеристиками игры, как добровольность участия, условность ситуации, отсутствие материальной заинтересованности, искусственность пространства и времени, выразительность, адресованность действий участников и их многозначность, богатство воображаемого плана, высокая удовлетворенность от процесса самой игры, временное освобождение от власти социальных обстоятельств, ожиданий и предписаний[2].
Исследования игры как культурного феномена позволили выделить три ее стороны — игровое состояние, игровое общение и игровую деятельность. Использование игры в учебном процессе подразумевает подготовку и проведение игры в двух аспектах — инструментальном (содержательном) и социально-психологическом. Содержание каждого этапа в названных аспектах можно описать как набор необходимых мероприятий и действий преподавателя (табл. 4.2).
Содержание этапов подготовки и проведения учебной игры.
Таблица 42
Этап. | Инструментальный аспект. | Социально-психологический аспект. |
Подготовка игры. | — Проектирование (выбор) моделируемой ситуации; подготовка демонстрационных и раздаточных материалов; формулирование «технических заданий»; — планирование хода игры; прогноз действий участников и последующих изменений модели в их результате. |
предварительное распределение ролей. |
Проведение игры. |
проработка материалов в подгруппах; — анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в подгруппах и на общей сессии); поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах);
и их обсуждение; — обобщение результатов участниками и преподавателем. |
обозначение игрового пространства и времени; — создание соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами (подгруппами) и участниками; задание норм партнерского общения;
|
Завершение игры. |
| Выполнение ритуалов «разрыва» игрового контекста, выхода из игровой ситуации. |