Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения
Диссертация
В исследовании проблемы творческого мышления существует несколько подходов. Большинство ведущихся в этом направлении исследований ориентировано в основном либо на формирование отдельных предпосылок творчества (мотивации, целеполагания и т. д.), либо на создание внешних условий протекания творческого процесса (наличие комфортных условий умственного труда, благоприятного социально-психологического… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема творческого мышления учащихся в научнопсихологической литературе
- 1. 1. Общетеоретические и методологические аспекты изучения творческого мышления
- 1. 2. Качества творческого мышления и их характеристика
- 1. 3. Возможности трудового обучения в развитии творческого мышления
- 1. 4. Выводы
- Глава 2. Исследование сформированности основных качеств творческого мышления
- 2. 1. Организация и методика проведения исследования
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
- 2. 3. Выводы
- Глава 3. Развитие основных качеств творческого мышления школьников в условиях обучающего эксперимента
- 3. 1. Анализ современной программы по трудовому обучению
- 3. 2. Организация и методика проведения формирующего эксперимента
- 3. 3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение
- 3. 4. Выводы.12)
Список литературы
- Аврунин В.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования в психологии творчества//Вопросы психологии.-1985.-№ 3.-С. 178−179
- Антонова Г. П. О соотношений индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей высшей нервной деятельности // Вопросы психологии, — 1966.-№ 1
- Беляева О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников подростков- Дис. канд.псих.наук-М. 1998.- 187с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал.- Т16.-1995.-№ 6, — С.5−9
- Богоявленская Д.Б. Исследование проблем психологии творчестваМ.: Наука, 1983.-336с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству-М.: Знание, 1981.-96 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества- Ростов-на-Дону.: Изд. Ростовского ун-та, 1983,-173с.
- Большунов Я.А. Фазы решения творческой задачи и целеобразова-ния // Вестник московского университета.-Сер. 14- Психология.-1984.-№ 4,-С.38−50
- Боно Э. Нешаблонное мышление М.: Просвещение, 1983
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение-М.: изд. Института практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-390с.
- Брушлинскай А.В. Психология мышления и кибернетика— М.: Мысль, 1970, — 191с.
- Бычков А.В. Трудовое обучение: уроки творчества // Советская педагогика.-1989.-№ 3.- С. 17−21
- Вертгаймер М. Продуктивное мышление М.: Прогресс, 1987.336с.
- Василевская A.M., Пономарева Р. А. Развитие технического творческого мышления подростков и юношества— Киев.: Вища школа, 1982.-144с.
- Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся // Тезисы докладов на межвузовской конференции-М.- 1964
- Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания.(Материалы научной конференции) / Ред. Кол.: В.С.Филатов- Ярославль, 1971
- Вопросы психологии обучения труду Сборник статей. / Ред. А.А.Смирнов- М.: Изд. Академии пед. Наук РСФСР, 1962.- 236с.
- Висовень И.И. Формирование у школьников творческого мышления на уроках трудового обучения // Начальная школа, — 1985.- № 10.- С.44−47
- Выготский JI.C. Педология подростка. Собр. Соч. в 6-ти томах,-Т4- - М.: 1984
- Гальперин П.Я., Данилова B.JI. Формирование творческого мышления // Школьный псхолог.-1999-№ 8.- С.22−26
- Гальперин П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психоло-гии.-1980.-№ 1.- С.31−38
- Гарнец О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников- Дисс.канд. псих. Наук.: Киев, 1979
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления Спб: Питер: 2000.- 68с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Наука, 1965.- 536с.
- Гинзбург М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности / Психологические исследования интеллектуальной деятельности -Под ред. О. К. Тихомирова М.: Изд. Московского университета, 1979.- 181с.
- Галагузова М.А., Каюкова J1.A. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда // Начальная школа.-1987.-N27.- С.42−51
- Гурова JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре одаренности // Вопросы психологии.-1991 .-№ 6.- С. 1420
- Гурьянов Е.В. Конструктивная деятельность учащихся на уроках труда в начальной школе. / В сб. «Обучение ручному труду в начальной школе" — М.: Знание, 1985
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения— М.: Наука, 1996.544с.
- Давыдов В.В. Теоретико- методологические основы формирования творческого мышления / В кн. Учебная деятельность и творческое мышле-ние.-М.: 1985
- Диагностика творческих способностей (Методическое пособие для практических психологов) / Сост. Гагай В.В.- Шадринск.: Изд. Шадринского гос.пед.института, 1997.- 52с.
- Дроздова E.JI. Декоративная игрушка из ткани // Школа и производство. 2000. — № 5.- С.46−47
- Дункер К. Качественное исследование продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Прогресс, 1965.-С.21−85
- Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов М., Просвещение, 1981.- 208с.
- Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1996.-№ 1
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975.- № 5.- С. 166−175
- Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. 2000.-№ 1
- Зак А. В. Как развивать свое мышление?- М.: АПН СССР, 1984
- Зарецкий В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект решения творческих задач // Вопросы психологии. -1980, — № 5, — С.112−117
- Зейгарник П.В. Психологические исследования творческой деятельности // Вопросы психологии. 1976, — № 5.- С. 151 -153
- Иващенко Ф.И. Воспитание личности школьника в процессе трудового обучения // Вопросы психологии. 1985.-№ 4.- С.54−56
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя -М., Просвещение, 1987.- 94с.
- Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания- М., Изд. „Университетское“, 1988.- 160с.
- Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я.А.- М.: Наука, 1978, — 336с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости-М.: Педагогика, 1981.- 200с.
- Калмыкова З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982.-№ 2.- С.74−79
- Калмыкова З.И. Пути развития творческого мышления школьников // Вопросы психологии.-1978.-№ 3.- С. 143−149
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения М.: Знание, 1979. — 48с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности-М.: Изд. МГУ, 1983, — 168с.
- Киселев Б.Н. Уроки творчества // Народное образование. 1992.-№ 7/8, — С.62−66
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества-Пенза: Научно-метод. Центр, 1994. 338с.
- Конышева Н.М. Обучение и творчество на уроках трудового обучения // Начальная школа. 1992.- № 5/6.- С.41−45
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления— М.: Педагогика, 1975.- 303с.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся— М.: Высшая школа, 1964. 96с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений М.: Педагогика, 1970.-231с.
- Кулюткин Ю.Н. Организация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения // Вечерняя средняя школа. 1981.- № 3
- Кулюткин Ю. Н. Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников JL: Пед-ка, 1967.- 152с.
- Кыштымова И.М. Динамика креативности школьников Иркутск.: 2000, — 245с.
- Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 1978. — 127с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество-М.: Политиздат, 1976.- 144с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении-М: Педагогика, 1972. -208с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1986.-№ 6
- Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал.- Т.5-- 1984.-№.1.- С.9−17
- Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова Изд. Московского ун-та, 1979.-181с.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка М.: Знание, 1975.-64с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения- Казань: 1972.-240с.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения / В сб. Исследования мышления в советской психологии- М.: Наука, 1966.- 470с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника М.: Педагогика, 1989.- 218с.
- Методы развития творческой личности учащихся: Методические рекомендации / Составитель Ковалева Н.Б.- М.: 1991.- 47с.
- Мишарева Е.И. Задания творческого характера на уроках трудового обучения // Начальная школа- 1989-№ 2.- С.36−38
- Ниренберг Дж.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. М. В. Драко Мн.: ООО „Попурри“, 1996, — 132с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет/ Е. М. Борисова, И. В. Дубровина, А. З. Зак М.: Педагогика, 1988.- 190с.
- Орлова С.Н. Содержание и организация специальных занятий по формированию творческого мышления младших подростков-Дис.канд.псих.наук- Красноярск, 1996.- 172с.
- Обухова Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте М.: МГУ, 1994, — 79с.
- Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева М: Пед-ка, 1970.- 336с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова М.: Просвещение, 1990. — 142с.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996.-№ 1.- С.20−23
- Пономарев Я.А. Психология творчества— М.: Наука, 1976.- 303с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика— М.: Педагогика, 1976. 280с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления— М.: Изд. АПН, I960.- 352с.
- Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии.-1982.-№ 2, — С.5−13
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. 1982.-№ 5
- Поддьяков Н.Н. Творчество как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985.-№ 4, — С.170−171
- Проблема диагностики умственного развития учащихся / Под ред. Калмыковой З.И.- М.: Педагогика, 1975. 208с.
- Проблемы творчества: опыт и перспективы: Межвузовская научно-практическая конференция / Тезисы докладов- Научн. Ред. Рахимов А. З. Уфа, БГПИ
- Психология творчества: общая, прикладная, дифференциальная / Ред. Пономарев Я. А., Семенов И. Н. и др.- М.: Наука, 1990.- 218с.
- Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду / Сб. статей под ред. Э.Ф. Зеер- Свердловск, 1981, — 102с.
- Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, Т.С. Сухаревой- М.: Педагогика, 1988
- Психология учебной и трудовой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 210 / Ярославский гос.пед.институт- Ярославль, 1985.- 160с.
- Психологические основы трудового воспитания школьников / Ред. Э.А. Фарапоновой- М.: Педагогика, 1988
- Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Сборник научных трудов / Под ред. Г. А. Берулаева, И.Н. Семенова-М.: Рос.псих.общество, 1995.- 83с.
- Психологические проблемы творческой деятельности / Под ред. В.А.Моляко- Киев, 1990, — 15с.
- Психологические исследования творческой деятельности / Отв.ред. Тихомиров O.K.- М.:Наука, 1975.- 233с.
- Психологические проблемы трудовой деятельности и трудового обучения. Сборник статей / Ред. Ф.И. Иващенко- Ставрополь, 1971
- Психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого мышления учащихся / А.З.Рахимов- Башкирский гос.пед. университет-Уфа, 1988.- 35с.
- Психология современного подростка/ Под ред. Д. И. Фельдштейна -М.: Педагогика, 1987. 237с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967
- Развитие творческой активности школьников / Ред. A.M. Матюш-кин, Г. Д. Чистякова М.: Педагогика, 1983. — 155с.
- Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В.Д.Шадриков- М.: Наука, 1991 .-177с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников Дисс. .док-pa психол. наук — М.: 1992
- Рахимов А.З. Сущность творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности:
- Межвузовский сборник научных трудов Уфа, 1985, — С.20−23
- Романова Л.И., Подситков Н. Ф. Развивать у детей творчество // Начальная школа.- 1985.-№ 10.-С.51−56
- Ротенберг B.C. Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье М.: Просвещение, 1989.-238с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии,— М.: Учпедгиз, 1946.- 704с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственнойдеятельности школьников.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1962, — 504с.
- Секей Л. Продуктивные процессы в мышлении и обучении // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Наука, 1965.- С.35−42
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983.» № 2. — С.35- 42
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии.- 1982.-№ 1,-С.99−103
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-191с.
- Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности,-Дис.канд.псих.наук-М.: 1998.- 165с.
- Теплов Б.М. Избранные психологические труды. Т1, — М.: Педагогика, 1985.- 328с.
- Технология. Программа для учащихся 5−9 классов / Под ред.Ю. Л. Хотунцева В.Д.Симоненко 1998, — 112с.
- Телегина Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека Дисс.док-pa психол. Наук -М.: 1993
- Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: МГУ, 1984.-270с.
- Тихомиров O.K. Мышление и обучение // Вопросы психологии.-1982.-№ 6.- С.153−154
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1998.-№ 4.-С.123−132
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты- Санкт-Петербург: Спб, 1997, — 33с.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Методическое руководство Спб: Иматон, 2000.- 170с.
- Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики / Н. М. Конышева -// Начальная школа. 1998. -№ 7
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов- Свердловск: СИПИ, 1990
- Халперн Д. Психология критического мышления Спб: Питер, 2000, — 503с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов /Сост. Л. М. Семенюк, под ред. Д. И. Фельдштейна М: Международная пед. академия, 1994.- 254с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения: трудовые умения и навыки в условиях трудового обучения М., Просвещение, 1969.- 303с.
- Чебышева ВВ. Психология трудового обучения: Методическое пособие.- М.: Высшая школа, 1983.-239с.
- Чернецкая Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения Авто-реф.канд. диссерт.- Иркутск, 2002.- 18с.
- Чернякова В.Н. Урок-игра по моделированию одежды // Школа и производство. 1999.-№ 6.- С.43−47
- Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии.-1991 .-№ 6.- С. 103−111
- Шабаева Г. И. Фигурная нарезка овощей // Школа и производство, — 2000.-№ 1.- С.31
- Шумакова Н.Б., Щербо Н. П., Щебланова Е. И. Тест творческого мышления П.Торренса- М.: 1990.- 54с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.
- B.В.Давыдова В. П. Зинченко М: Пед-ка, 1989.- 554с.
- Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994.-№ 5.1. C.37- 42
- Яковлева Е.Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника М: Редакционно-изд. Комплекс Психол. Инта РАО и Междунар. Образовательного и Психологического колледжа, 1996.-125с.
- Amabile Т.М. The social psychology of creativity.- N.Y.: Springer -Verlag. 1983
- Gulford J. P. The nature of human intelligence. N.Y.: McGrow-№ 11,1967
- Gilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Beary Limited, 1986
- Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The nature of creativity/ Sternberg R.J. (Ed.). Cambridg: Cambridg Univ. Press. 1988
- Torrance E. P. Growing up creativity gifted: a 22-yars longitudinalstady
- Torrance E.P. The search for satori and creativity. Buffalo, N.Y.: Creative Educational Foundatin, 1979