Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека
Было показано, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, что динамические, личностно-темпераментальные диспозиции личности (например, экстраверсия и интроверсия) могут быть описаны специфическими профилями индивидуальных особенностей саморегуляции. А степень и своеобразие субъектной активности, проявляющаяся в таких субъектных качествах как творческость, автономность, настойчивость и др… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Подходы к исследованию самосознания и саморегуляции произвольной активности
- 1. 1. Субъект, личность и саморегуляция произвольной активности человека
- 1. 2. Современные концепции самосознания и его структуры
- 1. 3. Роль самосознания в регуляции поведения
- Выводы
- Глава II. Методы и организация эмпирического исследования
- 2. 1. Обоснование методов исследования
- 2. 2. Описание методов исследования
- 2. 3. Контингент испытуемых и организация исследования
- Выводы
- Глава III. Исследование взаимосвязи самосознания и саморегуляции произвольной активности
- 3. 1. Особенности взаимосвязи самосознания и саморегуляции произвольной активности
- 3. 2. Сравнение особенностей самосознания при высоком и низком общем уровне саморегуляции произвольной активности
- 3. 3. Индивидуально-типические особенности взаимосвязи самосознания и саморегуляции произвольной активности
- Выводы
Глава IV. Эффекты развития самосознания и саморегуляции произвольной активности в условиях разных образовательных систем (на примере традиционной образовательной системы и системы Д.Б.Эльконина-В .В .Давыдова).
4.1. Специфика личностного и субъектного развития в традиционном и развивающем образовании.
4.2. Сравнительный анализ самосознания и саморегуляции произвольной активности у школьников традиционного и развивающего образования.
4.3. Особенности взаимосвязи самосознания и саморегуляции произвольной активности у школьников традиционного и развивающего образования.
4.4. Индивидуально-типические особенности самосознания старшеклассников, обучавшихся по разным образовательным системам.
Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)//Психологический журнал. -Т.24.-№ 3.- С. 22−31.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
- Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средство качественной оценки образовательных систем: Дис. канд. психол. наук. 1999. — 173 с.
- Агиянц Е.В. Психология развивающего обучения (О системе Эльконина-Давыдова): Учеб. пособие хрестоматия для студентов и преподавателей. — Астана, 2002. — 189 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 384 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — 196 с.
- Антонова И.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−142.
- Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода//Проблемы субъекта в психологической науке. М.: Академический проспект, 2000. — С. 2742.
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)//Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 3. — С. 5−17.
- Аронова Е. А. Моросанова В.И. Регуляторная роль самосознания в старшем школьном возрасте//Журнал прикладной психологии. 2004. —№ 1. — С. 31−39.
- З.Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. — М.: Ин-т психологии РАН, 1993.-224 с.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. Ф., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Е. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности//Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 35−45.
- Барабанщиков В. А. Онтологическое основание перцептивного процесса//Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 182−219.
- Басов Л.П. Воля в системе психологической регуляции образа жизни//Проблемы психологии воли: Тез. докл. Пятая Всесоюзная конференция, 10−12 июня 1991 г. Рязань, 1991. С. 43.
- Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984−1985. М., 1986. — С. 80−160.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Пер. с англ. М.: прогресс, 1986. — 422 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 350 с.
- Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчестваУ/Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Психология личности: Сб. статей/Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО Вопросы психологии, 2001. — 192 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения//Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 55−68.
- Борисов Ю.А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена//Психологический журнал. 2003. — Т.24. — № 3. — С. 93−104.
- Боровиков В.П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. -М.: КомпьютерПресс, 2001. 301 с.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М., 1993.- 141с.
- Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе//Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 4. — С. 27−40.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. 60 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта/Отв. ред. проф. В. В. Знаков. -М.: Институт психологии РАН- СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
- Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М.: Янус-К, 2002. — 52 с.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 5. -С. 38−44.
- Быков А.В. Генезис волевой регуляции. М.: Изд-во УРАО, 2002. -112 с.
- Бююль А., Цефель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей/Пер. с нем. СПб.: ООО ДиаСофтЮП, 2002. — 608 с.
- Волочков А.А. Развитие младшего школьника: условия обучения или активность субъекта деятельности?//Ежегодник Российского Психологического Общества. 1998. — Т.4. — Вып. 4. — С. 154−159.
- Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)//Психологический журнал. — 2003. Т.24. -№ 3. — С.22−31.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-пресс, 1999.-533 с.
- Выготский J1.C. Педология подростка: Собр. сочинений в 6 т. Т.4. -М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель пресс, 2000. — 1006 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема//Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Рос.пед.агенство, 1995. — 43 с.
- Голиков Ю.Я. Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники//Психологический журнал. — 2000. — Т.21. № 5. — С. 5−18.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
- Гребенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. 1995. — 179 с.
- Гусев А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. — М.: Смысл, 1997. -287 с.
- Давыдов В.В. Последние выступления. ПЦ Эксперимент, 1998. — 88 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Дикая Л.Г. Психическая саморегуляции функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Институт психологии РАН, 2003. 318 с.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. — 455 с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 208с.
- Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финанстатинформ, 2002. — 360 с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.-140 с.
- Иваннушкина С.А., Пряжников Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков//Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 5261.
- Иванова А. А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия. — Дис. д. психол. наук. -М., 2001.-311 с.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии: Монография. М.: МГСА, 2000. — 155 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Каган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
- Клецина П.С. Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности студентов: Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1992.-223 с.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 165 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 355 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии//Психологический журнал. -1981. Т. 2. -№ 3. — С. 25−36.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-256 с.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект)//Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 5−12.
- Конопкин О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности//Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 18−26.
- Конопкин О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типическими особенностями их саморегуляции//Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 42−52.
- Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания//Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 107 114.
- Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. — М.: Институт психологии РАН, 1997. 232 с.
- Корнилова Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений: Дис. д. психол. наук. М., 1999. — 324 с.
- Кроник А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. -М.: Смысл, 2003.-284 с.
- Круглова Н.Ф. Психические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности/ЛПсихологический журнал. 1994. —№ 2. — С. 6673.
- Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника/Под общ. ред. О. А. Конопкина и В. И. Панова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 248 с.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод.пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. — 126 с.
- Ксенофонтова Е.Г. Отношение к своему прошлому, настоящему и будущему у лиц с разным уровнем субъективного контроля//Проблемы самоопределения молодежи: Тез. докл. — Красноярск: КГУ, 1987. -С. 21−25.
- Кузьмина Е.И. Проблемы свободы в научном творчестве С.Л.Рубинштейна//Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 1. -С. 5−16.
- Лазарев B.C. Основания проектирования и структура целей развивающего школьного образования // Развивающее образование: Диалог с В. В. Давыдовым. Т.1. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 254 с.
- Лапкин М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность в обучении студентов вузов//Психологический журнал. -1996. Т. 17. -№ 4. — С. 134−140.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ, 1999. — 224 с.
- Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник Московского ун-та. 2000. — Сер. 14. — Психология. -№ 3. — С. 4−21.
- Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис. д. психол. наук. -М., 1988.-45 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1983.-253 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу//Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 150−158.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности/УПсихологический журнал. 2000. — № 1. — С.15−26.
- Логинова Н.В. Развитие личности и ее жизненный путь//Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 156−172.
- Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения//Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.-С. 10−18.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в инженерной психологии//Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
- Максимова Н.Е., И.О.Александров, И.В.Тихомирова, Е. В. Филиппова, Л. Ф. Фомичева. Структура и актуалгенез субъекта с позиции системно-эволюционного подхода//Психологический журнал. — 2004. Т.25. -№ 1. — С. 17−40.
- Маслоу А. Психология бытия. Самара: Ваклер, 1997. — 304 с.
- Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности//Психологический журнал. -Т.16. -№ 3. С.35−43.
- Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России)/ Под общ. ред. Дубова И. Г. М.: ACT, 1997. — 480 с.
- Мерлин B.C. Структура личности: Характер, способности, самосознание: Учеб. пособие. Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1996. — 446 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1988. — 151 с.
- Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Дис. д. психол. наук. М., 1994. — 364 с.
- Михайлов Ф.Т. Содержание образования и его идеальная форма//Известия Российской академии образования. — 2002. № 2. -С.34−42.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека//Психологический журнал. — 1995. -Т. 16. -№ 4. С. 26−36.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности//Вопросы психологии. -1991. —№ 1. — С. 121−127.
- Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов//Вопросы психологии. 1997. -№ 6. — С. 30−38.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.- 192 с.
- Моросанова В.И. Категория субъекта: методология и исследования//Вопросы психологии. — 2003. —N22. — С. 140−144.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека//Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 6. — С. 5−17.
- Моросанова В.И., Агафонова А. О. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты//Регуляция психических состояний. Казань, 2001. — Вып.З. — С. 65−84.
- Моросанова В.И., Аронова Е. А. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников// Психологическая наука и образование. 2004. — № 1. — С. 42−56.
- Моросанова В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека//Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118−127.
- Моросанова В.И., Коноз Е. М. Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме: Учеб.-методич. пособие. Набережные Челны: Институт управления, 2001. — 128 с.
- Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов/УВопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 134−140.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1997. -456 с.
- Мухина B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. — М., 1987. 256 с.
- Наследов А.Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2001. — 208 с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989. — 192 с.
- Никифоров Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля // Психологический журнал. 1985. — Т.6 — № 5. — С. 19−31.
- Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания// Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 129−137.
- Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура//Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5−19.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 125 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Вопросы психологии. 1996. —№ 1. — С. 5−19.
- Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. М. Воронеж: Модэк, 1999. — 542 с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс). -М.: МГУ, 1991.- 108 с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение//Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000. — 672 с.
- Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение//Современная психология мотивации/Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 343 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д.:Феникс, 1996. 512 с.
- Плахотникова И.В., Моросанова В. И. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности//Журнал прикладной психологии. 2004. — № 1. — С.23−30.
- Ребеко Т.А. Прототипический образ Я//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 352−365.
- Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 437 с.
- Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии//Психологический журнал. 2001. — № 1. — С. 102−112.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-328 с.
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир//Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — С. 255−285.
- Рубцов В.В. Современная социокультурная ситуация//Теория и практика развивающего образования в школах РАО. Чернологовка, 2000.-С. 20−21.
- Франк С .Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. — 448 с.
- Салин В.Н., Чурилова Э. Ю. Практикум по курсу «Статистика» (в системе STATISTIC А). М.: Социальные отношения, Перспектива, 2002.- 188 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 197 с.
- Сборцева Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. Курск, 2002. — 183 с.
- Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 310 328.
- Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности// Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 4. — 31−43.
- Сергиенко Е.А. Ранние этапы развития субъекта//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 270−309.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО Речь, 2001. 350 с.
- Славнов С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции/ЛПсихологический журнал. 2003. — Т.24. — № 1. — С. 82−90.
- Славская А.Н. Роль субъекта в создании и интерпретации авторской концепции//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 161−181.
- Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в учении В.В.Давыдова о развивающем образовании//Развивающее образование: Диалог с В. В. Давыдовым. 2002. — Т.1. — М.: АПК и ПРО. — 254 с.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995.-360 с.
- Спиридонова И. А. Влияние локуса контроля на временную транспективу старшеклассников//Современная психология мотивации/Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С. 314−326.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -304 с.
- Степане кий В. И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект): Автореф. дис. д. психол. наук. — М., 1991. -46 с.
- Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности//Вопросы психологии. — 1981. — № 6. С. 59−74.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
- Столин В.В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения/УПрактикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988.-С. 123−130.
- Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания/УВопросы психологии. — 1996. № 4. -С. 81−92.
- Сухарев А.В., Степанов И. Л. Этнофункциональная психотерапия аффективных расстройств//Психологический журнал. 1997. — Т. 18. -№ 1. — С. 122−133.
- Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени/Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990. — С. 61−73.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб: Питер, 2001. — 414 с.
- Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход. Дис. канд. психол. наук. -М., 1996. 153 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 1037 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253 с.
- Хорни К. Собрание сочинений: в Зт. М.: Смысл, 1997.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности//Вопросы психологии. — 1999. — № 6.-С. 3−18.
- Цукерман Г. А. Чего развивает и чего не развивает учебная деятельность?/Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 68−81.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
- Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания// Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 162−164.
- Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореф. дис. д. психол. наук, 2000. 41 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -544 с.
- Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Дис. д. психол. наук. -М., 1994.
- Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: УРАО, 1999. — 104 с.
- Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я»//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1999. — № 2. — С. 34−45.
- Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000. — 137 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. Академия, 2001. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1989. -556 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 89−106.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности//Социальная идентичность. -М., 1993.-С. 53−68.
- Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути/Сост. и общ.ред. А.А. Кроника- послесл. Е. И. Головахи. М.: Прогресс-Культура, 1993.-230 с.
- Aronova Е. Morosanova V. The interrelation between personal preferences, orientations and voluntary self-regulation of high-school students//12th European Conference on Personality: Conference abstracts. -2004.-P.43.
- Bandura A. Self referent thought: A developmental analysis of self-efficacy//Social cognitive development. Cambridge University Press, 1981.-P. 200−239.
- Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency//American Psychologist. 1982. -N37. — P. 122−147.
- Bekhuis T. The self-esteem of adolescents in American public high school: a multilevel analysis of individual differences//Personality and individual differences. 1994. — Vol.16. — N4. — P. 579−587.
- Ben-Zur H. 2002. Coping, affect and aging: the roles of mastery and self-esteem//Personality and individual differences. Vol.32. — N2. — P. 357 372.
- Coopersmith S. The antecedents of self-esteem. San Francisco, CA: W.H. Freeman, 1967. — 387 p.
- Duval S. Wicklund R.A. A theory of objective self-awareness. New York: Academic Press, 1972. — 412 p.
- Duval S. Wicklund R.A. Effects of objective self-awareness on attribution of causality//Journal of Experimental Social Psychology. — 1973. N9. -P. 17−31.
- Fenigstein A., Scheier M.F., Buss A.H. Public and private self-consciousness and trait anxiety//Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1975. -N43. — P. 522−527.
- Fogarty G. J. Using the Personal Orientation Inventory to Measure Change in Student Self-Actualization // Personality and individual differences. -1994. Vol.17. — N3. — P. 435−440.
- Geel R., H. Mey D. Self, Other, Positive, and Negative Affect Scales of the Self-Confrontation Method: factorial structure and unidimensionality//Personality and individual differences. 2003. — Vol.35. -N8.-P. 1833−1848.
- Gorell J. Some contributions of self-efficacy research to self concept theory//Journal of Research and Development in Education. 1990. — N23. -P. 102−106.
- Hacker W. Arbetstaetichkeitsanalyse: Analyse und Bewertung psychischer Arbeitsanforderungen. Heidelberg, 1995. — 263 p.
- Harter S. The construction of self: a developmental perspective. New York: Guilford, 1999. — 314 p.
- Harter S. The self-perception profile for adolescents. Manual: University of Denver, 1988.-36 p.
- Harter S. Causes and consequences of low self-esteem in children and adolescence. R., 1993.
- Hockey G.R.H. Cognitive-energetical control mechanisms in the management of work demands and psychological health//Attention, selection, awareness and control: A tribune of Donald Broadbent — Oxford, 1993.
- Hong R. Y., Tan M.S., Chang W.C. Locomotion and assessment: self-regulation and subjective well-being//Personality and individual differences.- 2004. Vol.37. — N2. — P. 325−332.
- Johnson M. The importance of self-attitudes for type A-B, internality-externality and health status//Personality and individual differences. 2002.- Vol.33. N5. — P. 777−790.
- Johnson M., Forsman L. Competence striving and self-esteem: an experimental study//Personality and individual differences. 1995. -Vol.19.-P. 417−430.
- Jones J.J. Cultural difference in temporal perspectives//The social psychology of time: New perspectives. Newbury Park: Sage, 1988. -P. 21−38.
- Kling K.C., Hyde J.S., Showers C.J., и Buswell B.N., Gender differences in self-esteem: a meta-analysis//Psychological Bulletin. 1999. — N125. — P. 470−500.
- Kluckhohn C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action//Toward a General Theory of Action / Eds. Parsons Т., Shils E. N. -Y.: Harper, 1954. P. 388−434.
- Kluckhohn C., Strodberk F.L. Variations in value orientations. Evanston, IL: Row Peterson, 1961. — 235 p.
- Knapp R.R. Handbook for the personal orientation inventory. San Diego, С A: EdITS Publishers, 1976. — 57 p.
- Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. II. The Psychology of Moral Development. N.Y.: Harper&Row, Toronto: Fitzherry&Whiteside, 1984.-325 p.
- Kohut H. The analysis of self. N.Y.: International Universities Press, 1971. -278 p.
- Kopp C.B. The growth of Self-Regulation. Caregivers and Children//Contemporary Topics in Developmental Psychology/Ed. by N.Gisentag. -N.Y., 1987. P. 45−63.
- Lewin K. Resolving social conflicts. L., 1973. — 423 p.
- Lobel Т. E. & Teiber A. Effects of self-esteem and need for approval on affective and cognitive reactions. Defensive and true self-esteem//Personality and individual differences. 1994. — Vol.16. — N2. -P. 315−322.
- Marsh H.W. The hierarchical structure of self-concept: an application of hierarchical confirmatory factor analysis//Journal of Educational Management. 1987. — N24. — P. 17−39.
- Marsh H.W., Holmes I.W. Multidimensional self-concepts: construct validation of responses by children//American Educational Research Journal. 1990. — N27. — P. 89−117.
- Marsh H.W., Shavelson R. Self-concept: Its multifaceted hierarchical structure//Educational Psychologist. 1985. — N20. — P. 107−123.
- Mittal В., Balasubramanian S.K. Testing the dimensionality of self-consciousness scales //Journal of Personality Assessment. 1987. N51(1). -P. 53−68.
- Nurmi J.-E. How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning//Developmental Review. -1991.-Nil.-P. 1−59.
- Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. S-Francisco. Washington. London, 1992.-413 p.
- Rosenberg M. Conceiving the self. N.Y.: Basic Books, 1979. — 318 p.
- Rosenberg M. Society and adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965. — 212 p.
- Schwartz S., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values//Journal of Personality and Social Psychology. 1987. -N53.-P. 550−562.
- Schwartz S.H., Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries//Advances in Experimental Social Psychology. 1992. — Vol. 25. — P. 11−66.
- Sedikides C., Skowronski J. On the sources of self-knowledge: the percieved primacy self-reflection//Journal of social and clinical psychology. 1995.-Vol.14.-N3.-P. 244−270.
- Terry D. J., Kernes M. Effects of an audience on the task performance of subjects with high and low self-esteem//Personality and individual differences. 1993.-Vol.15. — N2.-P. 137−146.
- Trommsdorff G., Lamm H., Shmidt R. A longitudial study of adolescents' future orientation (time perspective)//Journal of Youth & Adolescence. -1979.-Vol. 8.-P. 131−147.