Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемой развития физического состояния здоровья занимались такие физиологи и психологи как Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехман, Л. Я. Иващенко, С. М. Павленко, С. Ф. Олейник, Н. М. Амосов, А. А. Богомолец, А. Маслоу, Г. Селье и др. Популярны оздоровительные теории Г. П. Малахова, И. П. Нсумывакина, П. Брегга, Г. Шелто-на, К. П. Бутейко, С. Грофа и др. Однако несмотря на богатый опыт… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально — психологическая характеристика современных условий высшего образования
    • 1. 1. Анализ социально — психологических особенностей открытого образования на современном этапе его развития
    • 1. 2. Социальная составляющая оценки собственного здоровья современными студентами
    • 1. 3. Сравнительный анализ исследования социально — психологических и психофизиологических конструктов здоровья различных категорий студентов
  • Глава 2. Организация экспериментально — психологического исследования. Объем материала и методики обследований
    • 2. 1. Организация исследования и краткая характеристика обследуемого контингента
    • 2. 2. Методы статистической обработки материала экспериментально психологического исследования
  • Глава 3. Анализ результатов экспериментально — психологического изучения здоровья студенчества в современных условиях образования
    • 3. 1. Исследование целеполагания как одной из детерминант в современном образовательном процессе
    • 3. 2. Изучение структурно — функциональной организации психологического портрета современного студента
    • 3. 3. Анализ социально — психологических детерминант здоровья студенчества

Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные подходы к проблеме здоровья человека базируются, как правило, на понимании здоровья как физической, психической и социальной гармонии с окружением. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов» [64]. Другими словами, здоровье — это не только и не столько медицинский диагноз, а совокупность физических и социальных параметров, которые можно оценивать и на которые можно влиять. Абсолютно здоровым человеком считается тот, у которого не зарегистрированы отклонения от возрастно — половых границ нормы. К практически здоровым относят людей, у которых, несмотря на наличие некоторых отклонений, организм хорошо функционирует в данных условиях среды, включая трудовые нагрузки [64].

Резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у различных категорий населения. Широко распространенными стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как, тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей} раздражительность, агрессивность, депрессия и др. [60, 97]. В связи со спецификой современного производства, предъявляющего высокие требования к эмоциональным ресурсам и показателям здоровья специалистов возникает необходимость изучения личности студента на этапе ознакомления с профессией.

Необходимо’отметить, что система российского образования переживала ряд кризисных моментов. В середине 80 -х годов обнаружилось, что по ряду параметров отечественная высшая школа серьезно отстает от зарубежной. Высшая школа значительно отставала от высших учебных заведений развитых стран по масштабам образования.

Например, России средняя продолжительность образования -10,5 лет, а в США и Японии — 12 -13,5 лет [50, 51]. Отечественная школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами, по мнению некоторых авторов, школа пока серьезно отстает по формированию у молодежи социальной адаптивности и мобильности, жизненной устойчивости, самостоятельности, инициативы, предприимчивости, т. е. тех качеств, которые совершенно необходимы при переходе общества к рыночной экономике. Однако следует подчеркнуть, что образование выжило именно потому, что оно обновляется, что проводится настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания [50].

Следует отметить, что кризис образования развился на фоне общего кризиса детства, который проявился в снижении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10% здоровых и 35% - хронически больных детей), росте преступности несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появление большой группы подростков и молодых людей, которые вообще не учатся и нигде не работают. Вместо акселерации в последние годы наблюдается «децеле-рация» — т. е. замедление темпов роста и развития молодого поколения [52]. Именно поэтому социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях. В настоящее время происходит серьезное изменение целей и критериев эффективности образования. Совершенно ясно обнаружилась тенденция от унифицированных форм образования (средняя общеобразовательная школа, профтехучилище) к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образовательные учреждения типа садшкола, лицейколледж — ВУЗ и т. д. Особенно актуальными становятся учреждения, связанные с развитием реабилитационного, образовательно-оздоровительного и специализированного профиля.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем обстоятельством, что современное образование расширяет рамки традиционных систем образования, приобретает большую открытость и гибкость, раскрепощает индивида в процессе обучения: кроме того, в связи с этим возникает потребность в повышении уровня образования взрослых людей [50, 55, 66]. Развитие взрослых поставило перед учеными, занимающимися проблемами образования, новые и очень сложные вопросы. Характерно, что за время обучения в высших учебных заведениях состояние здоровья многих студентов значительно снижается — за счет быстрых учебных и бытовых нагрузок, неадекватного двигательного режима, — то есть, прежде всего, вследствие закрепленного неумения рационально использовать свои силы, неумении избавляться от отрицательных эмоций, адаптироваться к стрессовым условиям жизни. Поэтому данная работа посвящена такой теме, как исследованию социально — психологических детерминант здоровья студентов, что в современных условиях образования достаточно актуально.

Проблемой развития физического состояния здоровья занимались такие физиологи и психологи как Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехман, Л. Я. Иващенко, С. М. Павленко, С. Ф. Олейник, Н. М. Амосов, А. А. Богомолец, А. Маслоу, Г. Селье и др. [2, 10, 16, 21, 27, 31, 33, 50, 51, 66, 78, 83, 84, 97]. Популярны оздоровительные теории Г. П. Малахова, И. П. Нсумывакина, П. Брегга, Г. Шелто-на, К. П. Бутейко, С. Грофа и др. [10]. Однако несмотря на богатый опыт исследователей и увеличение внимания к данной проблематике, необходимо отметить существующие в настоящее время противоречия между острой необходимостью использования профилактических мер по повышению психофизиологического здоровья, устойчивости личности студента и отсутствием научного обоснования формирования отношений к здоровью через учебную деятельность. Именно подход к оценке собственного здоровья с позиций социальнопсихологической детерминации позволяет реализовать потенциальные возможности личности в системе открытого образования.

Разрешению этих противоречий, по — видимому, будет способствовать исследование социальнопсихологической и психолого — педагогической проблемы оптимизации здоровья студентов: рассмотрение учебной деятельности взрослых как напряженной деятельности, изучение ее влияния на формирование личностной стабильности и конструктивных социально — психологических установок.

Цель исследования — изучение социально — психологических особенностей здоровья студенчества в современных условиях развития открытого образования.

Объект исследования — учебная деятельность как средство развития навыков здорового образа жизни различных категорий студенчества в системе открытого образования.

Предмет исследованияздоровье студенчества в системе открытого образования.

Гипотезы исследования:

1. Психофизиологическое и социально — психологическое здоровье личности, как комплексные характеристики, детерминированы особенностями учебной деятельности и определяют ее целостность и качество;

2. Мониторинг психофизиологического и когнитивного статуса студентов позволит индивидуализировать процесс обучения студентов, учитывая характеристики каждого;

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены и решались следующие задачи:

— Провести анализ социально — психологической, медицинской, философской литературы по вопросам здоровья и его саморегуляции, в условиях образовательной деятельности;

— Исследовать психологические установки по отношению к здоровью у студентов при различной мотивации к обучению, что позволит на основе полученных данных определить практические психологические направления социально — ориентированной работы со студентами по укреплению своего здоровьяопределить основные социально — психологические детерминанты здоровья студенчества в современных условиях.

Методологическую основу исследования составляют: положение материалистической диалектики о ведущей роли деятельности в формировании личности о целенаправленной активности личности, объективных процессах развития, саморегуляции и саморазвитииположение о социальноисторической обусловленности личности и деятельности — теория деятельности (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина) — общие основы рефлексологии человека (В. М. Бехтерев) — работы, рассматривающие взаимодействие систем регуляции и деятельности (К. А. Абульха-нова — Славская, Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, В. М. Русалов) — возрастные закономерности развития человека (В. С Мухина, Л. Ф. Обухова) — влияние психологической коррекции на развитие личности (К. Роджерс, К. Рудестам, У. В. Ульенкова) — принятые в психологии принципы системности, детерминизма, развития, ведущей роли воспитания и обучения в процессе становления и др.

Методы исследования: теоретическое осмысление и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследованияэмпирическое исследование, количественный и качественный анализ полученных результатов, использование при этом психологического тестирования: методики диагностики психического состояния — САНопросник агрессии и враждебности БассаДарки. Опросник оценки астенического состояния студентов Л. Д. Малковой, адаптированной Т. Г. Чертовой, типологический опросник К. Юнга, опросник нервно — психического напряжения (НПН) Т. М. Немчипа, тест Ч. Д. Спилбергера, адаптированный Ханиным, опросник отношения к своему здоровью В. П. Петленко, методика оценки мотивации достижения и мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу и метод статистической обработки результатов с помощью 1 — критерия Стьюдента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически осмыслены исходные понятия психофизиологического здоровья в учебной деятельности студента ВУЗа, сделано научное обоснование психофизиологического здоровья студентов как интегративного качества личности.

2. Реализован личностно — деятельностный подход к решению проблемы здоровья студентов. Проведен научный поиск путей и условий оптимизации личностной устойчивости студентов, будущих специалистов, на этапе обучения профессией, через создание психологической службы.

3. Определены особенности психофизиологического здоровья личности студента и психической регуляции его учебной деятельности, разработаны рекомендации по оптимизации здоровья и по совершенствованию организации учебной деятельности;

4. Выявлено, что отношение студентов к своему здоровью и мотивации обучения зависит от возраста студентов и характера обучения в столице или регионе.

5. Определены социально — психологические детерминанты здоровья: наличие осознания ценности здоровья студентом, зависимость восприятия своего здоровья от возраста, мотивация, показатели тревожности и нервно — психического напряжения, наличие или отсутствие астении.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили разработать научно обоснованную программу для оптимизации психофизиологического здоровья студента в условиях учебной деятельности, а также сформулировать практические рекомендации по совершенствованию учебной деятельности в ВУЗе. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке психологов, вапеологов, андрогоговв разработке программ и мероприятий по достижению психоэмоционального, физического здоровья и благополучия студентов.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на научнопрактической конференции аспирантов и соискателей МГОГТУ им. М.А.

Шолохова «Молодые голоса» по итогам научно — исследовательской работы за 2002 годна научно — практической конференции «Проблемы социально — психологической реабилитации» — Калуга, 2003 год — на научно — практической конференции Главного военного клинического госпиталя им. академика H.H. Бурденко «Проблемы диагностики и лечения сочетанной и комбинированной патологии», 2003 годна заседаниях научно — методического совета 6 Центрального военного клинического госпиталяна заседаниях кафедры клинической и специальной психологии МГСУна заседаниях кафедры дисциплин психологического консультирования института сферы социальных отношений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально — психологическое и психофизиологическое здоровье личности студента является интегративными характеристиками его качества и обусловлены внешними и внутренними причинами, определяющими учебную деятельность как напряженную деятельность;

2. Психологическая регуляция здоровья как ведущий показатель эмоциональной устойчивости и стабильности личности студента обеспечивает успешность его учебной деятельности, если она ориентирована на саморазвитие и индивидуализацию;

3. Для оптимизации здоровья личности студента в современных условиях образования необходимы новый подход к организации учебной деятельности и разработка адекватного ему программно — методического психологического обеспечения развития личности студента.

Выводы об уровне развития:

3,5 — 4,0 балла — очень низкая тревожность.

3,0−3,4 балла — высокая тревожность.

2,0 — 2,9 — средняя тревожность.

1,5 — 1,9 — низкая тревожность.

0,0 — 1,4 — очень низкая тревожность.

По данным нашего экспериментального исследования среди студентов Покровского филиала 151 человек (56%), из МПГУ 144 (58%) и из г. Анапы 103 студента (49%) со средним уровнем тревожности на очном отделении. Всего 398 человек (55%). С высоким уровнем тревожности — 57 человек (21%) из МГОПУ, 42 студента (17%) из МПГУ и 24 (11%) из г. Анапы. Всего на очном отделении 123 человека (17%) с высоким уровнем тревожности. Низкий уровень тревожности показали 62 человека (23%) из филиала, 64 студента (25%) из МПГУ и 83 студента (40%) из г. Анапы. Всего 209 человек (29%) с высоким уровнем тревожности на очном отделении. На заочном отделении 155 человек (58%) из МГОПУ, 88 студентов (35%) из МПГУ со средним уровнем тревожности. Всего 203 студента (45%) показали среднюю выраженность тревожного состояния. Далее 85 человек (43%) из МГОПУ, 142 студента — заочника из МПГУ (57%) с высоким уровнем тревожностивсего 227 человек (50%). Соответственно с низким уровнем тревожности у студентов заочного отделения следующие показатели: 20 человек (8%) из МПГУ или (4% от всего количества студентов заочного отделения). наличие тревожности у студентов очного отделения т средняя ¦ высокая низкая.

4% наличие тревожности у студентов заочного отделения.

50 п р! средняя Ш высокая низкая.

45%.

Рис. 5 Показатели уровней тревожности у студентов очной и заочной форм обучения.

Показатели тревожного состояния у студентов очного и заочного отделений, табл. 9 и 10.

Заключение

.

Выявленные закономерности здоровья студенчества при рассмотрении широкого спектора неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность студента и его обучение в ВУЗе, говорят о необходимости проработки социальной политики государства, базирующейся на достижениях психофизиологии, социальной психологии здоровья, валеологии и медицине с учетом андрогогики. Таким образом, совершенствования социальных отношений в сфере жизнедеятельности человека, внедрение методов воздействия как на конкретного человека (студента) или определенные слои населения (студенчество в целом), так и на социальные явления и процессы с целью сохранения общественного здоровья можно добиться социальными технологиями программного характера.

Профилактические мероприятия направленные на выяснение состояния здоровья, в стенах ВУЗа могут осуществляться по следующим параметрам: 1) выявление студентов с различными заболеваниями на ранних стадиях- 2) определение основных биологических, бытовых и профессиональных факторов риска развития заболеваний — выявление мотивации учения, стрессовых факторов (показатели НПН, тревожности, САН, астении и т. д.) — 3) учет отклонений в психофизиологическом и социальном развитии и трудоспособности в процессе открытого обучения.

В результате данного исследования гипотезы о взаимосвязи и причинной обусловленности (детерминации) психофизиологического и социально — психологического здоровья с особенностями обучения в системе открытого образования, и влиянием здоровья на качество учебной деятельности подтверждены. Проведенный мониторинг психофизиологического и мотивационного статуса студентов позволил сформулировать ряд рекомендаций по улучшению жизнедеятельности студента ВУЗа и учитывать социально — психологические характеристики каждого студента. Именно подход к оценке собственного здоровья с позиции социально — психологической детерминации позволяет реализовывать потенциальные возможности личности в системе открытого образования.

Проанализированное состояние проблемы позволяет говорить о необходимости создания валеологической службы вуза и кабинетов психологической помощи для студентов с целью поиска оптимальных режимов и внедрения в практику оптимальных здоровье сохраняющих технологий обучения и воспитания. Направление предполагает реализацию следующих социально — психологических задач:

— повышение уровня психологической грамотности (компетенции) личности студента;

— повышение уровня социальной компетенции (уровня культуры общения);

— определение путей и условий для самореализации личности студента;

— обучение основам психофизиологической саморегуляции.

В ходе проведенного исследования выдвинутые гипотезы и задачи полностью подтверждены и реализованы.

Современное состояние проблемы социально — психологической детерминации здоровья требует ряда исследований, в котором данное исследование моно рассматривать как важный, но не единственный этап исследования многочисленных социально — психологических детерминант здоровья современного студенчества. Тем не менее, результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что современная система открытого образования предполагает общедоступность образования не зависимо от возраста, уровня предыдущей подготовки и других условий. В современных условиях в образовательные потребности студенчества входит не только получение образования и профессии. Но и потребности в обучении для поддержания и укрепления здоровья, улучшение качества семейной жизни, развития собственной личности, что является важной характеристикой качества жизни взрослого.

2. В связи с этим можно утверждать, что система открытого образования взрослых может быть квалифицирована как комплекс государственных и иных образовательных учреждений, обеспечивающих задачи социализации, общеобразовательной и профессиональной подготовки человека, опирающаяся на идеи ан-дрогогики.

3. Учет внешних и внутренних потребностей, интересов и мотивов лиц, обучающихся в ВУЗах требует обращения к личности студента (как очной так и заочной формы обучения) с точки зрения беспокойства о его образе жизни, состояние его здоровья является главным. Именно подход к оценке собственного здоровья с позиции социально — психологической детерминации позволяет реа-лизовывать потенциальные возможности личности в системе открытого образования.

4. Следует отметить, что за время обучения в вузах состояние здоровья многих студентов ухудшается за счет быстрых учебных нагрузок, неадекватного двигательного режима и особенностей питания, т. е. наблюдается повышение риска к росту заболеваний. Поэтому, можно говорить о взаимосвязи здорового образа жизни с условиями организации жизнедеятельности ВУЗа через создание кабинетов социально — психологической помощи студентам в стенах ВУЗа.

5. В ходе исследования установлено, что наблюдается ряд выявленных различий меду студентами очного и заочного отделения полученных в результате исследования: тенденция выраженной агрессивности и враждебности у студентов очного отделения по сравнению с заочным отделениемтенденция к снижению настроения у студентов заочного отделениядостоверное различие между студентами отделений по показателю слабой степени выраженности НПН, большее количество студентов на очном отделении со слабым НПН. Выявлено достоверное различие по показателям высокой тревожности, плохого настроения у студентов заочного отделения. Среди студентов заочного отделения гораздо большее число лиц с высоким уровнем мотивации достижения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова -Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1992. -356с.
  2. И. Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студентов пединститута. дис. канд. психолог, наук. М., 1990. — 450с.
  3. Н.М. Раздумья о здоровье. — М., 1995. -64с.
  4. . Г. О проблемах современного языкознания. М.: Мысль, 1991.-200с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
  6. В.А. Психология здоровья новая отрасль человекознания // Психология: итоги и перспективы. — СПб., 1996.
  7. В.А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998.
  8. Н.Г., Цыганкова И. В. Потребность населения в информации по проблеме здорового образа жизни // Советское здравоохранение. — 1990. -№ 2. С. 50 -53.
  9. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1998. -Т. 1. — № 2.
  10. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов — на — Дону: Феникс, 2000.
  11. Э. Люди, которые играют в игры // Игры, в которые играют люди. -Минск: Попури, 1998.- 505с.12. БСЭ. 1976. -Т. 25.
  12. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. — 2 -е. изд. -СПб., 1905.
  13. В. М. Фельдман Н.Б. Особенности личностной акцентуации как фактора предрасположения к некоторым психологическим заболеваниям // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. — Т.88. -Вып. 3. — С.101 -104.
  14. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  15. И.И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990.
  16. В.Н., Холмогорова Г. Т. Обучение здоровому образу жизни и средств массовой информации // Советское здравоохранение. 1991. — № 12. — С.41 45.
  17. Л.Ф. Исследования личности в клинической психологии. Киев., 1989.- 367с.
  18. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1979.- 230с.
  19. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций // Учебное пособие.-М., 1998.
  20. О. С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академа, 2001.- 345с.
  21. Ф. Е. Психология переживания. М.: Мысль, 1984.- 370с.
  22. Л.К., Гуминский A.A. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М., 1992. — 130с.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.
  24. С. Андрогогика: этапы становления // Новые знания. 1998. -№ 4.
  25. А. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М., 1978.-33с.
  26. Л.В., Андреева Н. Г. Отношение лиц с высшим образованием к своему здоровью // Советское здравоохранение. 1989.- № 11. — С.31 -34.
  27. Л.С. История развития высших психических функций, собр. сочин в 6 томах М.: Мысль, 1983. — Т.З. — С. 5−328.
  28. Гингольд. В поединке с судьбой. М.: Совершенство, 1989.- 127с.
  29. Е. И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.- 300с.
  30. В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов Вузов: Автор, дис. доктора пед. наук. -СПб., 2002.
  31. И.Н. Социальная психология здоровья.- СПб.: ДИС. докт. психол. наук, 1997.
  32. И.Н. Социологическое исследование общего и нервно — психического здоровья молодежи / Под ред. Лисовского В. Т. М., 1995. — Кн. 3. — С. 3 — 29.
  33. Г. Л. Студент и его деятельность. Минск, 1978. — 367с.
  34. О.И. Культурная традиция и душевное здоровье человека // Социально политический журнал. — 1993. -№ 8. — С. 34 -41.
  35. А.Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения (на материале студентов Пед. Вуза). М.: ДИС, 1991. -245с.
  36. Денисов Экология, учебное пособие. Ростов -на -Дону. —изд. центр «МарТ», -2002.
  37. А. Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992. -Гл. 4.
  38. А. Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.-200 с.
  39. М. Г. Психические новообразования студенческого возраста. — М.: ДИС, 1999.-453с.
  40. Г. Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986. — 245с.
  41. Дичев Здоровье человека XXI века // Спортивная жизнь России. -2002.-№ 2. -с.27.
  42. И.В. Формирование личности в переходный период: от подростковому к юношескому возрасту. М.: Прогресс, 1987.- 450с.
  43. И.В. Руководство практического психолога. М., 1995.
  44. И.В. Практическая психология образования. М.: ТЦ Сфера, 1997.
  45. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого -педагогического исследования. М.: Академа, 2001.
  46. Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. -СПб.: Детство-Пресс, 1997.
  47. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JI., 1982.
  48. А. Один против судьбы. М.: Совершенство, 1987. — 267с.50.3имняя И.А. педагогическая психология: учебник для Вузов. М.: Логос, 2000.-381 с.
  49. С.И. Андрогогика и образование взрослых: основные понятия и термины // Понятийный аппарат педагогики и образования.- 1996. Вып. 2. -Екатеринбург.
  50. С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. М.:Флинта: Наука, 1999, — 152с.
  51. А.Е. Психическое здоровье населения: демографический аспект // Здравоохранение Российской Федерации. -1991.-№ 4.
  52. Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. 1994.- № 7.
  53. Н.И. Психологические особенности самовоспитания студентов педвуза. М.: ДИС, 1984. — 237с.
  54. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир, 1972.
  55. Л.И. Влияние органиченной мышечной деятельности на организм человека. М., 1968.
  56. В. Жить без страха и смерти. М.: Смысл, 1999. — 412с.
  57. В. Е. Психология личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политическое издательство, 1977. — 317с.
  58. Кон И.С.В поисках себя. М.: Мысль, 1984. — 258с.
  59. О.С. Психосоциальные факторы здоровья // Отношение населения к здоровью / Под редакцией Журавлевой И. В. М., 1993.
  60. Е.Ю. Отношение к будущему у современных подростков и юношества.//Просвещенная коммерция. 1994. — № 1. — с.24- 29.
  61. О. В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения. М.: Дис, 1998.
  62. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М.: Мысль, 1985.
  63. Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Под ред. академика РАМН В. И. Покровского. М.: НПО «Медицинская энциклопедия», 1999. — Т. 1. — с.375−376.
  64. В.В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы педагогического колледжа. Ростов -на -Дону: ДИС, 1999.
  65. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  66. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  67. А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т, — Т. 1.- М.: Педагогика, 1983.
  68. H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии. М.: Совершенство, 1997. -457с.
  69. К. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 35- 45.
  70. Н.П. Зачем нужна школьная физкультура точка зрения психолога // Вопросы психологии. 1989. -№ 3.
  71. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2.
  72. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  73. Г. М. Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом.: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. Казань. -2000.
  74. Т. А. Жизненная позиция личности. М.: Мысль, — 1989.- 158с.
  75. Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать. М.:1. Прогресс, — 1993.-315с.
  76. Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПБ., 1997.
  77. А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: Рефл — бук, 1998.
  78. D. Ситуационный анализ эмпирического исследования отношений выходов и ситуаций.// Психологический журнал. 1983. — № 2. -С.56- 65.
  79. В.М. Демография (учебник). Ростов -на — Дону, «Феникс», 2002.
  80. Е.Е. Методы изучения мотивации личности: Опыт исследований личностно -смыслового аспекта мотивации. М.: Изд -во МГУ, 1988.
  81. P.C. Психология. В трех книгах. Книга 3 Психодиагностика. — М.: Владос, 1998.,-С.412−627.
  82. В. Г. Ананьев В.А. Психология здоровья. -Спб.: Изд -во С. Пе-терб. ун-та, 2000.
  83. В.И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей студенческой молодежи // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988.
  84. О.В. Влияние социально -психологического фактора на здоровье людей.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
  85. JI. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, — 1991. — 278с.
  86. Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1996. -200с.
  87. Н.М., Герих И. Г. Психологические и физиологические особенности студентов. Казанский Университет, 1977. -254с.
  88. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально — психологического тренинга. -М.: Издательство МГУ, 1982.- 168с.
  89. H.A. Алгоритмы биометрии. МГУ, 1967. — С. 15, 25 — 26, 72.
  90. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации // Вестник образования.- 1999. № 12. — С. 88 — 91.
  91. Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения // Вестник образования. -2000.-№ 12.-С. 88−91.
  92. Э.Н. Эмперическое исследование восприятия здоровья студентами МГСУ//СБ. трудов МГСУ.-М., 1988.-С. 125- 133.
  93. B.B. Психологическая подготовка студентов педагогического Вуза к осуществлению личностноразвивающего образования.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь. -2001.
  94. A.M. Психология неудачника. М.: Мысль, — 1994. — 235с.
  95. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. -Санкт- Петербург, Москва, Минск, Харьков., 2000. 476с.
  96. Психологические тесты / под редакцией A.A. Карелина: в 2 Т. М.: Владос, 2001.-Т.1.-350 с.
  97. Психология судьбы, (сборник статей по глубинной психологии). — Екатеринбург: судьбоаналитическое общество, 1994.-234с.
  98. Реформы службы психологического здоровья проблемы и перспективы / Под ред. проф. B.C. Ястребова и докт. мед. наук В. Г. Роштейна. М., 1997. -224с.
  99. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. — С.481−521.
  100. М.И. Психосемантические аспекты отношения ко времени. М.: ДИС, 1998.-365с.
  101. Рубинштейн C. JI Проблемы общей психологии. М.: Мысль, 1973.
  102. C.JI. Бытие и сознание. М.: Мысль, 1957. — 345с.
  103. СЛ. Основы общей психологии. М.: Совершенство. — 2-изд, 1976.-456с.
  104. К. Р. Рефлексия жизненных проблемных ситуаций в юношеском возрасте. М.: Совершенство, 1996.- 215с.
  105. Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи. Психология личности и образ жизни. М.: Прогресс, 1987. — 340с.
  106. Сары -Гузель В. Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Нижний Новгород 2002.
  107. Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  108. С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина. -198.-184с.
  109. Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  110. Сколько Вам лет? (линии жизни глазами психолога) М.: Пресса, 1993. — С. 35.
  111. Славина. Дети с аффективным поведением. М.: Прогресс, 1996. — 246с.
  112. В.А. -М.: Издательский дом Магистр- Пресс, 2000. -488с.
  113. В.А. Педагогическое образование XXI века. -М., 1994.
  114. в.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МИГУ. Серия: Психолого- педагогические науки. — М., 1996.
  115. В.И., Шувалов A.B. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. 2001. -№ 4.
  116. В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. — С.44 -48.
  117. Словарь психолога практика / сот. С. Ю. Головин. -2-е изд. перераб. и до-полн. — Мн.: Харвест, М.: ACT. 2001. — 976с.
  118. Л.В., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ организации ее жизнедеятельности. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.- 356с.
  119. М. Цель и смысл жизни. Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994.-567с.
  120. M. X. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Талин, 1985.-248с.
  121. .Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М.: Академия, 1996. -196с.
  122. Триместр. Высшее профессиональное образование / Под ред. И.Г. Безугло-ва, В. А. Сластенина. 1997 № 2(4) — С. 42−44- № 3(5) -С. 46−48.
  123. H.H. Проблема времени в свете философского мировоззрения// Вопросы философии. 1978. — № 2 .- 263с.
  124. В.Н. Жизненные перспективы личности (Жизненный путь личности, вопросы теории и методологии социально-психологического исследования).- Киев, 1987.- 234с.
  125. А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования М.: Мысль, 1980. — 271с.
  126. СЛ. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992 510с.
  127. Франк Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994. — 508с.
  128. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 286с.
  129. В. Поиск смысла жизни и логотерапии. Психология личности Тексты. М.: Мысль, 1982. -456с.
  130. Франкл Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 345с.
  131. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
  132. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
  133. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
  134. И. Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983.- 238с.
  135. И.Т. О жизни, смерти и бессмертии // Вопросы философии. 1983.-№ 2, — С.45- 56.
  136. Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. -430с.
  137. Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М.: Юрист, 1995. С. 273 -597.
  138. К. С. Линдсей Г. Теории личности. -М.: «КСП+», 1997.
  139. К. собрание сочинений. В Зт. Т. 1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. -М.: Издательство «Смысл», 1997. -496с.
  140. К. И. и др. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. М., 1994.
  141. Человек и реформы. Информационный бюллетень центра социологических исследований РАГС при Президенте РФ., 1995. -№ 1. 108с.
  142. Э. Хочешь Быть счастливым Будь им! — Санкт Петербург, 1997. — 250с.
  143. В.И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями // Вопросы психологии. 1999.-№ 3. -С.48−55.
  144. В. Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.- 456с.
  145. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Прогресс, 1996. 230с.
  146. А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис., М., 2000.
  147. А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001,-№ 6. — С.66−80.
  148. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина. 1990.- 192с.
  149. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  150. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / предисловие А. В. Брушлинского. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. -336с.
  151. Юнг К. Психологические типы. М.: Наука, 1993.- с. 315.
  152. Юнг К. Г. Современность и будущее. Минск.: Университетское, 1992. — 62с.
  153. Юнг К. Г. Сознательное и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. -СПб.: Университетская книга, 1997. -554с.
  154. Р.Г. Духовно -нравственная безопасность России // Социс. -1995. -№ 12.-С. 39−47.
  155. Allport G.W. Pattern and growth of personality. N.Y., 1961.
  156. Balatsky G., Diener E. Subjective well being among Russian students // Soc. Indicators Research. 1993. — V. 28. — P. 225- 243.
  157. Deci., Rayn R.M. intrinsic motivation and self-determination in human behaviour. N.Y.: Plenum, 1985.
  158. Crolnick W.S., Ryan R.M. Parent styles associated with children s self regula tion & competence in school / / J. Educat. Psychology. 1991. — V.83. — P. 508 -517.
  159. Flick U. Qualitative Inquiries into Social Representation of Health // Journal o Health psychology.- July 2000. V.5 — Number 3.
  160. Kasser T., Rayn R. M. Further examining the American dream: The differentia correlates of intrinsic and extrinsic goals // Per. Soc. Psychol. 1995. V.31. — P.907−914.
  161. Markus H.A., Kitayama S. Culture & the self: Implications for cognition, emotion and motivation // Psychol. Rev. 1991. V. 98. — P. 224−253.
  162. Maslow A.H. Motivation and personality. 2nd ed. N.Y.: Harper & Row, 1970.
  163. Sheldon K.M. Coherence and congruence: Two aspects of personality integration Hi. Pres. Soc. Psychol. 1995. V.68. — P.231−543.
  164. Triandis H.C., Brislin R.W. cross -cultural psychology // Am. Psychol. 1984. V. 39. — P. 1006−1016.1. Анкета1. Укажите ваш возрасти пол
  165. Как вы сформулируете основные цели, функции и роль образования в наши дни и в перспективе?
  166. В чем, на Ваш взгляд отличие роли образования в настоящее время от его роли в прошлом?
  167. Какую роль играет в Вашей жизни образование и почему?
  168. Какова роль жизненного опыта в вашем обучении?
  169. Какую жизненно-важную проблему (ы) Вы пытаетесь разрешить благодаря получению образования
  170. Оцените, пожалуйста, значимость того или иного момента в Вашей жизни по пятибалльной шкале. (5 самое значимое- 1 — самое незначительное событие или факт).1. Вопросы / баллы 1 2 3 4 5
  171. Насколько для Вас в настоящее время важно наличие друзей, приятелей?
  172. Насколько важна независимость и возможность профессионального роста?
  173. Насколько Вы удовлетворены своей профессией?
  174. Насколько важно для Вас умение управлять и собой и укреплять психику?
  175. Насколько важно для Вас уважение со стороны окружающих?
  176. Насколько важна для Вас личная жизнь, семья, дети?
  177. Насколько Важно для Вас здоровье?
  178. Насколько Вы удовлетворены своим жильем?
  179. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
  180. Насколько Вы удовлетворены своим образованием?
  181. Насколько Вы удовлетворены своей жизнью?
  182. Насколько сильно Вы беспокоитесь ос воем здоровье?
  183. Как сильно Вы доверяете медицине при болезни?
  184. Как Вы оцениваете свою физическую подготовку?
  185. Насколько Вы доверяете народной медицине?
Заполнить форму текущей работой