Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования
Диссертация
Проблемой развития физического состояния здоровья занимались такие физиологи и психологи как Г. Л. Апанасенко, И. И. Брехман, Л. Я. Иващенко, С. М. Павленко, С. Ф. Олейник, Н. М. Амосов, А. А. Богомолец, А. Маслоу, Г. Селье и др. Популярны оздоровительные теории Г. П. Малахова, И. П. Нсумывакина, П. Брегга, Г. Шелто-на, К. П. Бутейко, С. Грофа и др. Однако несмотря на богатый опыт… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально — психологическая характеристика современных условий высшего образования
- 1. 1. Анализ социально — психологических особенностей открытого образования на современном этапе его развития
- 1. 2. Социальная составляющая оценки собственного здоровья современными студентами
- 1. 3. Сравнительный анализ исследования социально — психологических и психофизиологических конструктов здоровья различных категорий студентов
- Глава 2. Организация экспериментально — психологического исследования. Объем материала и методики обследований
- 2. 1. Организация исследования и краткая характеристика обследуемого контингента
- 2. 2. Методы статистической обработки материала экспериментально психологического исследования
- Глава 3. Анализ результатов экспериментально — психологического изучения здоровья студенчества в современных условиях образования
- 3. 1. Исследование целеполагания как одной из детерминант в современном образовательном процессе
- 3. 2. Изучение структурно — функциональной организации психологического портрета современного студента
- 3. 3. Анализ социально — психологических детерминант здоровья студенчества
Список литературы
- Абульханова -Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1992. -356с.
- Алешина И. Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студентов пединститута. дис. канд. психолог, наук. М., 1990. — 450с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М., 1995. -64с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного языкознания. М.: Мысль, 1991.-200с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
- Ананьев В.А. Психология здоровья новая отрасль человекознания // Психология: итоги и перспективы. — СПб., 1996.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998.
- Андреева Н.Г., Цыганкова И. В. Потребность населения в информации по проблеме здорового образа жизни // Советское здравоохранение. — 1990. -№ 2. С. 50 -53.
- Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1998. -Т. 1. — № 2.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов — на — Дону: Феникс, 2000.
- Берн Э. Люди, которые играют в игры // Игры, в которые играют люди. -Минск: Попури, 1998.- 505с.12. БСЭ. 1976. -Т. 25.
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. — 2 -е. изд. -СПб., 1905.
- Блейхер В. М. Фельдман Н.Б. Особенности личностной акцентуации как фактора предрасположения к некоторым психологическим заболеваниям // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. — Т.88. -Вып. 3. — С.101 -104.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — М., 1990.
- Бузин В.Н., Холмогорова Г. Т. Обучение здоровому образу жизни и средств массовой информации // Советское здравоохранение. 1991. — № 12. — С.41 45.
- Бурлачук Л.Ф. Исследования личности в клинической психологии. Киев., 1989.- 367с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1979.- 230с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций // Учебное пособие.-М., 1998.
- Васильева О. С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академа, 2001.- 345с.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Мысль, 1984.- 370с.
- Великанова Л.К., Гуминский A.A. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М., 1992. — 130с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.
- Вершловский С. Андрогогика: этапы становления // Новые знания. 1998. -№ 4.
- Владиславлев А. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М., 1978.-33с.
- Водогреева Л.В., Андреева Н. Г. Отношение лиц с высшим образованием к своему здоровью // Советское здравоохранение. 1989.- № 11. — С.31 -34.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций, собр. сочин в 6 томах М.: Мысль, 1983. — Т.З. — С. 5−328.
- Гингольд. В поединке с судьбой. М.: Совершенство, 1989.- 127с.
- Головаха Е. И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.- 300с.
- Григорьев В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов Вузов: Автор, дис. доктора пед. наук. -СПб., 2002.
- Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья.- СПб.: ДИС. докт. психол. наук, 1997.
- Гурвич И.Н. Социологическое исследование общего и нервно — психического здоровья молодежи / Под ред. Лисовского В. Т. М., 1995. — Кн. 3. — С. 3 — 29.
- Давидюк Г. Л. Студент и его деятельность. Минск, 1978. — 367с.
- Даниленко О.И. Культурная традиция и душевное здоровье человека // Социально политический журнал. — 1993. -№ 8. — С. 34 -41.
- Демин А.Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения (на материале студентов Пед. Вуза). М.: ДИС, 1991. -245с.
- Денисов Экология, учебное пособие. Ростов -на -Дону. —изд. центр «МарТ», -2002.
- Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992. -Гл. 4.
- Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.-200 с.
- Дзугноева М. Г. Психические новообразования студенческого возраста. — М.: ДИС, 1999.-453с.
- Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986. — 245с.
- Дичев Здоровье человека XXI века // Спортивная жизнь России. -2002.-№ 2. -с.27.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подростковому к юношескому возрасту. М.: Прогресс, 1987.- 450с.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: ТЦ Сфера, 1997.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого -педагогического исследования. М.: Академа, 2001.
- Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. -СПб.: Детство-Пресс, 1997.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JI., 1982.
- Згорж А. Один против судьбы. М.: Совершенство, 1987. — 267с.50.3имняя И.А. педагогическая психология: учебник для Вузов. М.: Логос, 2000.-381 с.
- Змеев С.И. Андрогогика и образование взрослых: основные понятия и термины // Понятийный аппарат педагогики и образования.- 1996. Вып. 2. -Екатеринбург.
- Змеев С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. М.:Флинта: Наука, 1999, — 152с.
- Иванова А.Е. Психическое здоровье населения: демографический аспект // Здравоохранение Российской Федерации. -1991.-№ 4.
- Ильин Е.П. От культуры физической к культуре здоровья // Теория и практика физической культуры. 1994.- № 7.
- Исаева Н.И. Психологические особенности самовоспитания студентов педвуза. М.: ДИС, 1984. — 237с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир, 1972.
- Какурин Л.И. Влияние органиченной мышечной деятельности на организм человека. М., 1968.
- Карандашев В. Жить без страха и смерти. М.: Смысл, 1999. — 412с.
- Кемеров В. Е. Психология личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политическое издательство, 1977. — 317с.
- Кон И.С.В поисках себя. М.: Мысль, 1984. — 258с.
- Копина О.С. Психосоциальные факторы здоровья // Отношение населения к здоровью / Под редакцией Журавлевой И. В. М., 1993.
- Коржова Е.Ю. Отношение к будущему у современных подростков и юношества.//Просвещенная коммерция. 1994. — № 1. — с.24- 29.
- Коротеева О. В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения. М.: Дис, 1998.
- Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М.: Мысль, 1985.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Под ред. академика РАМН В. И. Покровского. М.: НПО «Медицинская энциклопедия», 1999. — Т. 1. — с.375−376.
- Кудряшова В.В. Обеспечение психологического здоровья студентов средствами психологической службы педагогического колледжа. Ростов -на -Дону: ДИС, 1999.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т, — Т. 1.- М.: Педагогика, 1983.
- Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии. М.: Совершенство, 1997. -457с.
- Ложкова К. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 35- 45.
- Локалова Н.П. Зачем нужна школьная физкультура точка зрения психолога // Вопросы психологии. 1989. -№ 3.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975.-№ 2.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Льдокова Г. М. Динамика негативных психических состояний студентов СПУЗ в ситуациях учебной деятельности с неопределенным исходом.: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. Казань. -2000.
- Маркин Т. А. Жизненная позиция личности. М.: Мысль, — 1989.- 158с.
- Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать. М.:1. Прогресс, — 1993.-315с.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПБ., 1997.
- Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: Рефл — бук, 1998.
- Magunson D. Ситуационный анализ эмпирического исследования отношений выходов и ситуаций.// Психологический журнал. 1983. — № 2. -С.56- 65.
- Медков В.М. Демография (учебник). Ростов -на — Дону, «Феникс», 2002.
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности: Опыт исследований личностно -смыслового аспекта мотивации. М.: Изд -во МГУ, 1988.
- Немов P.C. Психология. В трех книгах. Книга 3 Психодиагностика. — М.: Владос, 1998.,-С.412−627.
- Никифоров В. Г. Ананьев В.А. Психология здоровья. -Спб.: Изд -во С. Пе-терб. ун-та, 2000.
- Новиков В.И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей студенческой молодежи // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988.
- Обидин О.В. Влияние социально -психологического фактора на здоровье людей.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
- Обухова JI. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, — 1991. — 278с.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1996. -200с.
- Пейсхатов Н.М., Герих И. Г. Психологические и физиологические особенности студентов. Казанский Университет, 1977. -254с.
- Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально — психологического тренинга. -М.: Издательство МГУ, 1982.- 168с.
- Плохинский H.A. Алгоритмы биометрии. МГУ, 1967. — С. 15, 25 — 26, 72.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации // Вестник образования.- 1999. № 12. — С. 88 — 91.
- Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения // Вестник образования. -2000.-№ 12.-С. 88−91.
- Полякова Э.Н. Эмперическое исследование восприятия здоровья студентами МГСУ//СБ. трудов МГСУ.-М., 1988.-С. 125- 133.
- Пономарева B.B. Психологическая подготовка студентов педагогического Вуза к осуществлению личностноразвивающего образования.: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь. -2001.
- Прихожан A.M. Психология неудачника. М.: Мысль, — 1994. — 235с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. -Санкт- Петербург, Москва, Минск, Харьков., 2000. 476с.
- Психологические тесты / под редакцией A.A. Карелина: в 2 Т. М.: Владос, 2001.-Т.1.-350 с.
- Психология судьбы, (сборник статей по глубинной психологии). — Екатеринбург: судьбоаналитическое общество, 1994.-234с.
- Реформы службы психологического здоровья проблемы и перспективы / Под ред. проф. B.C. Ястребова и докт. мед. наук В. Г. Роштейна. М., 1997. -224с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1996. — С.481−521.
- Розенова М.И. Психосемантические аспекты отношения ко времени. М.: ДИС, 1998.-365с.
- Рубинштейн C. JI Проблемы общей психологии. М.: Мысль, 1973.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Мысль, 1957. — 345с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Совершенство. — 2-изд, 1976.-456с.
- Ряшина К. Р. Рефлексия жизненных проблемных ситуаций в юношеском возрасте. М.: Совершенство, 1996.- 215с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи. Психология личности и образ жизни. М.: Прогресс, 1987. — 340с.
- Сары -Гузель В. Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Нижний Новгород 2002.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина. -198.-184с.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
- Сколько Вам лет? (линии жизни глазами психолога) М.: Пресса, 1993. — С. 35.
- Славина. Дети с аффективным поведением. М.: Прогресс, 1996. — 246с.
- Сластенин В.А. -М.: Издательский дом Магистр- Пресс, 2000. -488с.
- Сластенин В.А. Педагогическое образование XXI века. -М., 1994.
- Сластенин в.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МИГУ. Серия: Психолого- педагогические науки. — М., 1996.
- Слободчиков В.И., Шувалов A.B. Антропологический принцип в психологии здоровья // Вопросы психологии. 2001. -№ 4.
- Слободчиков В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. — С.44 -48.
- Словарь психолога практика / сот. С. Ю. Головин. -2-е изд. перераб. и до-полн. — Мн.: Харвест, М.: ACT. 2001. — 976с.
- Сохань Л.В., Кириллова М. В. Жизненная программа личности как способ организации ее жизнедеятельности. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.- 356с.
- Тареев М. Цель и смысл жизни. Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994.-567с.
- Титм M. X. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Талин, 1985.-248с.
- Тощенко Ж.Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М.: Академия, 1996. -196с.
- Триместр. Высшее профессиональное образование / Под ред. И.Г. Безугло-ва, В. А. Сластенина. 1997 № 2(4) — С. 42−44- № 3(5) -С. 46−48.
- Трубников H.H. Проблема времени в свете философского мировоззрения// Вопросы философии. 1978. — № 2 .- 263с.
- Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности (Жизненный путь личности, вопросы теории и методологии социально-психологического исследования).- Киев, 1987.- 234с.
- Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблема методологии исследования М.: Мысль, 1980. — 271с.
- Франк СЛ. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992 510с.
- Франк Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс, 1994. — 508с.
- Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 286с.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапии. Психология личности Тексты. М.: Мысль, 1982. -456с.
- Франкл Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 345с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
- Фролов И. Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983.- 238с.
- Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии // Вопросы философии. 1983.-№ 2, — С.45- 56.
- Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. -430с.
- Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. -М.: Юрист, 1995. С. 273 -597.
- Холл К. С. Линдсей Г. Теории личности. -М.: «КСП+», 1997.
- Хорни К. собрание сочинений. В Зт. Т. 1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. -М.: Издательство «Смысл», 1997. -496с.
- Цейкович К. И. и др. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение. М., 1994.
- Человек и реформы. Информационный бюллетень центра социологических исследований РАГС при Президенте РФ., 1995. -№ 1. 108с.
- Чепмен Э. Хочешь Быть счастливым Будь им! — Санкт Петербург, 1997. — 250с.
- Чирков В.И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями // Вопросы психологии. 1999.-№ 3. -С.48−55.
- Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.- 456с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Прогресс, 1996. 230с.
- Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис., М., 2000.
- Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. 2001,-№ 6. — С.66−80.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина. 1990.- 192с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / предисловие А. В. Брушлинского. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. -336с.
- Юнг К. Психологические типы. М.: Наука, 1993.- с. 315.
- Юнг К. Г. Современность и будущее. Минск.: Университетское, 1992. — 62с.
- Юнг К. Г. Сознательное и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. -СПб.: Университетская книга, 1997. -554с.
- Яновский Р.Г. Духовно -нравственная безопасность России // Социс. -1995. -№ 12.-С. 39−47.
- Allport G.W. Pattern and growth of personality. N.Y., 1961.
- Balatsky G., Diener E. Subjective well being among Russian students // Soc. Indicators Research. 1993. — V. 28. — P. 225- 243.
- Deci., Rayn R.M. intrinsic motivation and self-determination in human behaviour. N.Y.: Plenum, 1985.
- Crolnick W.S., Ryan R.M. Parent styles associated with children s self regula tion & competence in school / / J. Educat. Psychology. 1991. — V.83. — P. 508 -517.
- Flick U. Qualitative Inquiries into Social Representation of Health // Journal o Health psychology.- July 2000. V.5 — Number 3.
- Kasser T., Rayn R. M. Further examining the American dream: The differentia correlates of intrinsic and extrinsic goals // Per. Soc. Psychol. 1995. V.31. — P.907−914.
- Markus H.A., Kitayama S. Culture & the self: Implications for cognition, emotion and motivation // Psychol. Rev. 1991. V. 98. — P. 224−253.
- Maslow A.H. Motivation and personality. 2nd ed. N.Y.: Harper & Row, 1970.
- Sheldon K.M. Coherence and congruence: Two aspects of personality integration Hi. Pres. Soc. Psychol. 1995. V.68. — P.231−543.
- Triandis H.C., Brislin R.W. cross -cultural psychology // Am. Psychol. 1984. V. 39. — P. 1006−1016.1. Анкета1. Укажите ваш возрасти пол
- Как вы сформулируете основные цели, функции и роль образования в наши дни и в перспективе?
- В чем, на Ваш взгляд отличие роли образования в настоящее время от его роли в прошлом?
- Какую роль играет в Вашей жизни образование и почему?
- Какова роль жизненного опыта в вашем обучении?
- Какую жизненно-важную проблему (ы) Вы пытаетесь разрешить благодаря получению образования
- Оцените, пожалуйста, значимость того или иного момента в Вашей жизни по пятибалльной шкале. (5 самое значимое- 1 — самое незначительное событие или факт).1. Вопросы / баллы 1 2 3 4 5
- Насколько для Вас в настоящее время важно наличие друзей, приятелей?
- Насколько важна независимость и возможность профессионального роста?
- Насколько Вы удовлетворены своей профессией?
- Насколько важно для Вас умение управлять и собой и укреплять психику?
- Насколько важно для Вас уважение со стороны окружающих?
- Насколько важна для Вас личная жизнь, семья, дети?
- Насколько Важно для Вас здоровье?
- Насколько Вы удовлетворены своим жильем?
- Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
- Насколько Вы удовлетворены своим образованием?
- Насколько Вы удовлетворены своей жизнью?
- Насколько сильно Вы беспокоитесь ос воем здоровье?
- Как сильно Вы доверяете медицине при болезни?
- Как Вы оцениваете свою физическую подготовку?
- Насколько Вы доверяете народной медицине?