Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Необихевиористская ориентация. 
Социальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подкрепление служит основным фактором всякого научения. Ученых, стоящих на позициях необихевиоризма и теории научения (в западной литературе их часто называют СР-теоретиками — по аббревиатуре основных понятий стимулреакция), мало занимает то, что происходит в промежутке между стимулом и реакцией, т. е. мыслительные и психические аспекты поведения. Их интересуют лишь предшествующее (стимул… Читать ещё >

Необихевиористская ориентация. Социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выше уже отмечалось, что начало становления социальной психологии пришлось на время, когда в психологии господствовали бихевиористские принципы. Поэтому имеет смысл начать рассмотрение теоретических перспектив с необихевиоризма, т. е. с такого направления, которое сформировалось под непосредственным влиянием классического, или «чистого», бихевиоризма, но в то же время несет на себе отпечаток других теоретических подходов.

Эволюиия бихевиоризма

Как явствует из самого названия данного направления (behavior с англ. — «поведение»), основное внимание психологи-бихевиористы сосредоточили на изучении поведения. И поскольку они ставили перед собой задачу не только научиться понимать и предсказывать поведение, но и формировать, вырабатывать «правильное», или «нужное», поведение, а в конечном итоге управлять им, то главной теоретической проблемой бихевиоризма стало научение тому или иному поведению. Отсюда и название теорий, исследующих этот процесс, — теории научения. В них прежде всего анализируется связь между стимулом и реакцией. Стимул — это любое внешнее или внутреннее событие, которое изменяет поведение человека или животного (организма). Реакция — это и есть изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул. Подкрепление — еще одно ключевое понятие данных теорий. Его можно определить как любой исход, полученный в результате ответной реакции. Позитивное, или положительное, подкрепление увеличивает вероятность повторения реакции. Реакции, которые не получили положительного подкрепления в виде вознаграждения, не закрепляются. И наконец, реакции, которые нанесли организму вред (негативное подкрепление), отвергаются. Организм стремится избегать повторения подобных действий. Таким образом, поведение в бихевиоризме определяется простой формулой:

Необихевиористская ориентация. Социальная психология.

где П — поведение, С — стимул, Р — реакция.

Подкрепление служит основным фактором всякого научения. Ученых, стоящих на позициях необихевиоризма и теории научения (в западной литературе их часто называют СР-теоретиками — по аббревиатуре основных понятий стимулреакция), мало занимает то, что происходит в промежутке между стимулом и реакцией, т. е. мыслительные и психические аспекты поведения. Их интересуют лишь предшествующее (стимул) и последующее (реакция) события, другими словами, явно выраженные причина и следствие. Для CP-теоретиков не имеет практического значения, что человек думает и переживает, например, когда составляет планы на следующий день. Организм — своеобразный «черный ящик», где можно фиксировать лишь то, что наблюдается на входе и выходе.

Впервые ключевой принцип научения был установлен Э. Л. Торндайком и И. П. Павловым. При этом оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его «законом эффекта», а Павлов — «подкреплением» (Александер, Селесник, 1995).

Согласно Торндайку и Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность модель поведения, она затем многократно повторяется и, таким образом, закрепляется.

Поскольку был найден ключевой и, как тогда казалось, единственный фактор научения, то дальнейшие исследования бихевиористски ориентированных ученых были сосредоточены преимущественно на изучении подкрепления. Режим подкрепления — отсроченное или немедленное, характер — частичное, прерывистое, постоянное, позитивное, негативное, сила, количество подкреплений стали предметом самого пристального интереса ученых. Выявлялись принципы подкрепления, проводились многочисленные эксперименты, делались теоретические, математические расчеты, составлялись графики, определяющие связь поведения и подкрепления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой